Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
враховуючи, що право громадян на участь в управлінні державними справами є одним з демократичних принципів, які поділяються всіма державами - членами...полностью>>
'Документ'
1. Таможенный тариф Российской Федерации как инструмент внешнеторговой политики государства. 2. Порядок формирования и применения таможенного тарифа Р...полностью>>
'Лекция'
Языкознание делится на общее и частное. Общее языкознание изучает то общее и существенное, что есть в различных языках мира. Частное языкознание зани...полностью>>
'Программа курса'
Курс историографии помогает студентам пополнить и углубить знания и понима­ние процесса развития отечественной исторической науки, более конкретно и ...полностью>>

Главная > Статья

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конференции

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ВОДНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Так называется международная конференция, которая пройдет с 4 по 7 июня 2007 года в Хорватии при поддержке ЮНЕСКО.

Предполагается обсуждать следующие приоритетные проблемы:

  • Развитие новых методов анализа и оценки комплексных систем

  • Междисциплинарное партнерство экспертов, занимающихся техническими, социальными, экономическими и экологическими проблемами

  • Исследования в области устойчивого развития сельского хозяйства

  • Развитие моделей в области энергетики, водных и экосистем и их оценка

  • Развитие биотоплива

  • Методологии для оценки сравнительной устойчивости различных технологических подходов, в особенности технологий в области энергетики и водопользования, принимая во внимание экономические, экологические и социальные аспекты проблемы

  • Образование в интересах устойчивого развития на всех уровнях, особенно в высших учебных заведениях

Специальная сессия на конференции будет посвящена социальным и экологическим проблемам транспорта, включая вопросы развития транспортных сетей, создания новых видов топлива и контроля за выбросами.

За дополнительной информацией обращайтесь в секретариат конференции по адресу:

E-mail: dubrovnik2007@fsb.hr , http://www.dubrovnik2007.fsb.hr

"Эко-Согласие"

Семинары

Программа по поддержке искусства и культуры Швейцарского Управления по развитию и сотрудничеству в Кыргызстане Программа «Культурная Политика» Фонда «Сорос – Кыргызстан» Центр искусства и культуры, Бишкек. При участии Института культурной политики, Москва, Россия.

Объявляют открытый конкурс на участие в семинаре «Тренинг для тренеров по фандрейзингу (привлечению средств) для организаций культуры»

Цели и задачи семинара:

  • Обучение слушателей технологиям фандрейзинга;

  • Формирование краткосрочной обучающей программы по фандрейзингу, подготовленной с учетом специфики КР, в том числе законодательной базы КР;

  • Создание в КР сети тренеров по фандрейзингу, способных самостоятельно обучать работников культуры в Бишкеке и в регионах.

Участники тренинга, успешно прошедшие краткосрочное обучение, получат навыки проведения самостоятельных тренингов для работников культуры по привлечению средств (фандрейзингу).

В конкурсе могут принимать участие: сотрудники государственных и некоммерческих (неправительственных) организаций культуры и искусства не старше 40 лет, имеющие представление о работе со спонсорами и привлечении средств, а также мотивацию стать тренерами по фандрейзингу. Участники должны владеть компьютером на уровне обычного пользователя, желательно знакомство с программой Power Point.

Для того чтобы принять участие в конкурсе, необходимо заполнить анкету (скачать) и прислать ее в Центр искусств и культуры по почте, по электронной почте: artcenter@users.kyrnet.kg или по факсу: +996 (312) 622 235 до 1 декабря 2006 года.

Отбор участников будет осуществлять Экспертный Совет на основе анализа поступивших на конкурс анкет. А также на основе личного (для проживающих в Бишкеке), или телефонного (для жителей регионов КР) интервью.

Результаты конкурса будут объявлены не позднее 8 декабря 2006 года.

ОО «Центр искусств и культуры» Кыргызская Республика, г. Бишкек, 720031, ул. Фрунзе, 264 / 2-ой этаж, тел./факс: +996 (312) 622 235, e-mail: artcenter@users.kyrnet.kg

Стипендии

Посольство Франции в Кыргызстане, Фонд «Соролс-Кыргызстан», Национальный центр содействия Университетам и школам Франциии (CNOUS) объявляют конкурс на соискание стипендии в области гуманитарных и социальных наук 2007-2008

Для участия в программе необходимо:

  • Быть гражданином Кыргызстана и постоянно проживать  в стране. Кандидаты, находящиеся временно вне территории страны сроком не превышающем три месяца, также считаются ее постоянными жителями.

  • Дать обязательство вернуться в страну постоянного проживания после окончания учебы.

  • Иметь диплом о высшем образовании или быть студентом последнего курса  одной из ниже перечисленных дисциплин: Государственное управление / Антропология / Этнология / История / Философия / Политические науки / Социология / Теория права / Экономическая теория / Экономическая теория.
    Дисциплина,  выбранная в рамках данной программы, должна соответствовать  имеющемуся диплому

  • Владеть французским языком

  • Ранее никогда не обучаться в зарубежных университетах (кроме исключительных случаев).

Заявки, не соответствующие вышеуказанным требованиям, рассматриваться  не будут.

Как принять участие в программе?

  • Досье для заполнения и всю необходимую информацию о программе вы сможете найти в Ресурсном Центре о современной Франции при Посольстве Франции в Бишкеке, или в Фонде «Сорос-Кыргызстан » (контакты даны ниже). Для заполнения подойдут как оригиналы, так и копии формуляров.

  • Полное досье должно быть подано не позднее Понедельника 15 января 2007 до 18.00 по следующему адресу:

Ресурсный Центр о современной Франции ул. Раззакова, 49 720026 Бишкек

Скачать анкету

Для уточнений и дополнительной информации о программе обращаться:

Г-жа Гузель Ишенова

Ресурсный центр о современной Франции

720026 БишкекУл. Раззакова, 49

Тел: (00 996 312) 660053, Факс: (00 996 312 ) 660441

e-mail: cdr-france@elcat.kg

Г-жа Ракия Рустемова

Фонд «Сорос-Кыргызстан»

720040 Кыргызстан, Бишкекул. Логвиненко, 55а

Тел: (00 996 312) 664249, Факс: (00 996 312) 663448

e-mail: rakia@soros.kg 

Фестиваль

Шестой Ценрально-Азиатский Фестиваль Экологической Журналистики – 2007

Центрально-Азиатский Фестиваль Экологической Журналистики является независимым тематическим фестивалем и проводится для поддержки и развития экологической журналистики в Центрально-Азиатском регионе, а также для повышения информированности общественности в вопросах окружающей среды и рационального природопользования.

В Фестивале участвуют пять стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан.

Фестиваль проходит при поддержке государственных, международных и общественных организаций.
В рамках Фестиваля проводится конкурс на лучшие работы экологической направленности среди телевизионных, печатных и радиовещательных средств массовой информации ЦА региона по темам: биоразнообразие, вода, изменение климата, опустынивание.
Условия участия в конкурсе:

1. Для участия в конкурсе приглашаются журналисты, творческие коллективы, редакции, представители общественных организаций.

2. В конкурсе принимают участие работы, опубликованные (вышедшие в эфир) на территории Центральной Азии в период с 1 сентября 2005 г. по 1 марта 2007 г.

3. Необходимо заполнить заявку по форме, утвержденной оргкомитетом, и направить заявку и конкурсную работу по адресу, указанному ниже, не позднее 1 апреля 2007 г. Работы, поступившие по истечении указанных сроков, на конкурс не допускаются.

4. Если работа на конкурс подается от имени журналиста, то в случае выхода в финал приз и диплом являются собственностью журналиста; если работа подается от имени редакции, то приз и диплом являются собственностью редакции.

5. От одного автора или творческого коллектива можно подать не более 5 работ.

6. Участие в других фестивалях не препятствует участию в Центрально-Азиатском Фестивале Экологической Журналистики.

7. Рабочий язык фестиваля - русский. Поэтому обязательное условие: к материалам на других языках необходимо приложить полный перевод на русский язык.

8. Присланные на конкурс работы не рецензируются и не возвращаются. Лучшие работы, поданные на конкурс, с разрешения авторов будут депонироваться в архив фестиваля. Оргкомитет Фестиваля оставляет за собой право демонстрировать копии работ на выставках, фестивалях и в образовательных целях.

9. Работы-победители будут включены в интерактивный CD-диск по итогам Фестиваля.

10. Отправление работы на Фестиваль рассматривается как признание всех предшествующих условий.

11. Оргкомитет фестиваля оставляет за собой право отклонить работу от участия в конкурсе, если она не соответствует перечисленным в объявлении требованиям.

Номинации Фестиваля

Радио:

1) Авторская программа

2) Информационный блок (новости)

3) Радиорепортаж

Телевидение:

1) Видеофильм

2) Авторская программа

3) Новостной сюжет

4) Экологический ролик

Пресса (включая Интернет-издания):

1) Статья

2) Репортаж

3) Расширенная информация

4) Очерк

Специальными призами будут отмечены лучшие работы молодых журналистов (учащихся школ, ВУЗов, молодежных организаций, возраст - до 25 лет).

Оценка работ

1. После окончания срока сбора работ на конкурс, с 1 по 30 апреля, в каждой из стран ЦА проходит страновая оценка конкурсных работ. Национальное Жюри выбирает в каждой номинации определенное количество работ, которые будут представлены на региональный фестиваль для рассмотрения Международным жюри.

2. Журналисты, чьи работы прошли отборочный национальный тур, приглашаются на все фестивальные мероприятия, Оргкомитет покрывает им все расходы.

3. Международное жюри, состоящее из специалистов в области средств массовой информации и экспертов по охране окружающей среды из стран ННГ, соберется в Бишкеке за неделю до проведения Фестиваля, рассмотрит прошедшие отборочные национальные туры работы и примет решение о присуждении дипломов и призов по итогам конкурса.

4. Критерии оценки:

• Достоверность: в материалах, поданных на участие в конкурсе, цифры, факты и другие данные должны соответствовать действительности.

• Актуальность: тема и содержание материалов, поданных на участие в конкурсе, должны соответствовать современным реалиям, быть важными, значительными для настоящего момента, злободневными применительно к ЦА региону.

• Доступность: материалы, поданные на участие в конкурсе, должны быть на языке, ясном и понятном массовой аудитории.

• Результативность: материалы, поданные на конкурс, вызвали общественный резонанс, способствовали изменению ситуации в лучшую сторону.

5. На участие в конкурсе не принимаются работы, не соответствующие требованиям, выдвинутым организаторами, в том числе: научные публикации, материалы о семинарах, тренингах, конференциях, круглых столах и материалы, не соответствующие тематике Фестиваля.

Проведение фестиваля

  • Фестиваль состоится в мае-июне 2007 года в г. Бишкек. Фестивальная программа для финалистов и гостей фестиваля включает в себя: мастер-классы, показ конкурсных работ, проведение круглых столов, экскурсии по городу, церемонии открытия и награждения.
    Все желающие провести в рамках Фестиваля выставку на тему охраны окружающей среды или журналистики, могут подать заявку в Оргкомитет. Решение о разрешении выставки принимает Оргкомитет.

  • В показе конкурсных работ во всех номинациях могут принять участие и те работы, которые не заняли призовых мест, при условии, что их авторы заранее подадут заявку для показа их работ на Фестивале.

  • Желающие участвовать в Фестивальной программе должны заявить об этом заранее, и они получат информационные материалы, будут иметь свободный вход на Фестиваль и все сопровождающие Фестиваль мероприятия. Но Оргкомитет не покрывает для них транспортных и иных расходов.

Форму заявки на участие в Фестивале можно скачать на портале

по данной ссылке:   Форма заявки на участие (113 kB)

Информационное Письмо о начале сбора работ для Фестиваля, можно скачать на портале

по данной ссылке:   Приглашение к участию (124 kB)

За дополнительной информацией, а также для представления работ на конкурс, пожалуйста, обращайтесь в Оргкомитет по адресу:

г.Бишкек, ул.Советская, д.166, каб.25 или телефон: 901413, факс: 298852 или эл.почта: initiative@netmail.kg, andrevf@

Информация по Фестивалю за предыдущие годы представлена на сайте:

Гранты

Инициатива "Общественное действие и обновление в Евразии" / ISAR: Initiative for Social Action and Renewal in Eurasia предоставляют гранты на расширение и укрепление экологического движения в странах СНГ

Виды оказываемой поддержки

Предоставляются гранты от 500 до 10000 долларов США на следующие цели: расширение и укрепление экологического движения в странах СНГ. Поддержка общественных экологических организаций и активизация их роли в становлении гражданского общества. Защита окружающей среды (общественный мониторинг и контроль загрязнения окружающей среды; проведение общественных экологических экспертиз; защита прав населения на здоровую и безопасную окружающую среду, экологическая пропаганда в СМИ). Подготовка и распространение информационных материалов. Экологическое просвещение. Устойчивое развитие территорий. Поддержка деятельности существующих организаций (в том числе их оснащение, включая специальное оборудование).

Правила подачи заявки и требования к участникам

Заявка в организацию подается в виде запроса, с указанием целей поддержки. Заявки на проведение семинаров рассматриваются только по предоставлении подробных планов лекций. Заявки на поддержку методических разработок, издание книг – только по представлении рукописи или оригинала-макета и калькуляции из издательства.

Не финансируются коммерческие проекты; проекты в рамках деятельности государственных образовательных учреждений; издание школьных учебников; заграничные командировки.

Информация об организации ИОДО (SAR): Ресурсы для активистов по охране окружающей среды были установлены в 1983 году, в качестве Института советских и американских отношений, чтобы поддерживать гражданскую дипломатию и способствовать обмену между США и Советским Союзом. Сеть ИОДО включает офисы ИОДО в Москве, Новосибирске и Владивостоке, Беларуси Минск), так же как и местные ННО в Центральной Азии, Кавказе.

ИОДО: Миссия ресурсов для активистов по окружающей среде - поддерживать практические и совместные резолюции по угрозам окружающей среды, с которыми сталкиваются сообщества в бывшем Советском Союзе, путем провидения тренингов, обеспечения техническими и информационными ресурсами физических лиц и организаций, работающих по вопросам охраны окружающей среды в регионе. Эти ресурсы необходимы для построения защитных навыков, повышения общественного участия для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды, и поддержки сообществ решающих проблемы окружающей среды. ИОДО: Ресурсы для активистов по охране окружающей среды также действуют для стимулирования международных сетей по охране окружающей среды путем построения партнерств основанных на общих целях, а также на взаимном уважении.

Контакты

20009 DC Washington D.C. 1601 Connecticut Ave., NW, Suite 30

тел: (202) 387-3034 факс: (202) 667-3291

e-mail: postmaster@

Статья

ПОТЕЧЕТ ЛИ ВОДА ПОД КАМЕНЬ? КАК ЧЕСТНО ПОДЕЛИТЬ ЦЕНТРАЗИЙСКУЮ ВОДУ

Центральная Азия давно перестала быть единым регионом. Этот вывод лучше всего подтверждается, когда мы видим, как решаются странами водные проблемы.

Общая водная система – это естественный регионообразующий фактор в Центральной Азии. Ледники в горах и стоки вод формируют как бы его центр и секторы, расходящиеся в разные стороны света от водоразделов: на восток – в Китай, на юг – в Афганистан, и наиболее широкое направление – на север и северо-запад, где расположены Узбекистан, Казахстан и Туркмения. Таким же естественным образом Таджикистан и Кыргызская Республика являются двумя основными водоформирующими странами для региона. Кроме того, часть водных ресурсов региона формируется в Китае, поступая затем в Восточный Казахстан.

С каждым новым десятилетием проблема водообеспечения в Центральной Азии становится все более и более острой. Правильнее сказать, что это целый комплекс проблем. Среди них - нехватка воды для сельскохозяйственных нужд, дефицит питьевой воды, водно-экологические проблемы, социальные проблемы, связанные с отведением под водохранилища обжитых территорий, и другие.

Сток воды становится все более дефицитным товаром. До 60-х годов прошлого века Амударья приносила в Арал 63-65 кубических километров воды. Однако туркменский и узбекский хлопок сыграли свою роль – объемы потребления воды на полив увеличились настолько, что если в 1960 году объем Арала составлял 1145 кубических километров, то на 2004 год он уменьшился до 140 кубокилометров - то есть в десять раз.

В процессе реализации находится разработанный американскими специалистами проект обводнения северных районов Афганистана путем забора вод Амударьи. Полная реализация этого проекта приведет к существенному дальнейшему понижению уровня воды в этой крупнейшей центрально-азиатской водной артерии и серьезно затронет хозяйственные интересы прибрежных государств, в первую очередь - Туркмении и Узбекистана.

Кстати, непонятно, по каким причинам Кыргызская Республика не принимает участия в решении вопросов использования вод Амударьи. По расчетам специалистов, на долю этой страны приходится не менее 3 процентов стока этой реки.

Из-за ограниченности водных ресурсов с середины 80-х годов прошлого века ежегодно сокращается водопотребление на душу населения. Наиболее острая ситуация – в Туркмении. При постоянном водозаборе из источников орошения 25-26 млрд. кубических метров в год, с 1996 г. по 2000 г. водопотребление снизилось на 19 процентов и составило 3246 кубических метров. При сложившихся темпах прироста населения и отсутствии возможности увеличить объем использования пресных поверхностных вод к 2010 г. этот показатель может снизиться еще в 1,5 раза - до 2134 кубических метров.

Другая проблема – затопление пахотных и пастбищных земель. При постройке в 1948 г. Фархадского водохранилища в Северном Таджикистане было перенесено на новые места около десятка кишлаков, а при строительстве в 1956 г. Кайраккумского водохранилища было затоплено около двух десятков селений. Такая же ситуация сложилась и при возведении Нурекской ГЭС. А строительство Рогунской ГЭС предусматривает затопление более чем 40 кишлаков. С этим проектом исследователи связывают не только рост социальной напряженности в регионе, но даже и развертывание партизанской войны в Каратегине. В Кыргызской Республике жители Токтогульской долины до сих пор ставят вопрос о возмещении им убытков, связанных с формированием водохранилища и затоплением сельскохозяйственных земель.

Невозможно игнорировать взаимосвязь между строительством водохранилищ в горных местностях и ростом опасности землетрясений. Последствия строительства плотин испытала на себе и Центральная Азия. В октябре 1985 года в результате 9-балльного землетрясения, эпицентр которого находился в районе Кайраккумского водохранилища, фактически были уничтожены или сильно разрушены кишлаки Кунтуллюк, Исписар, Катаган, города Кайраккум, Чкаловск и Гафуров. По данным исследователей, всего в мире зарегистрировано свыше 70 случаев повышения сейсмичности в районах размещения плотин и дамб.

Особо стоит проблема Арала. Благодаря проектам, реализуемым при поддержке международных организаций, в нынешнем году в осенне-зимний период Сырдарья пропускала уже до 900 кубометров в секунду, что во многом сняло угрозу подтопления Кызылординской области и, кроме того, "досрочно" наполнило Малый Арал. Площадь северной части Арала увеличилась на треть. Сейчас через плотину Кок-Арал протяженностью 1280 метров вода уже переливается из Малого в Большой Арал. Это безусловный успех, который будет подкреплен дальнейшим расширением русла Сырдарьи в казахстанской части. Но он омрачается проблемами другой "аральской" реки – Амударьи. Специалисты считают, что уже перейден критический рубеж, когда Арал можно было восстановить. И дело уже не в деньгах, а в воде, которой в регионе становится все меньше.

Несмотря на то, что этот вопрос стоит весьма остро, тем не менее, налицо отсутствие продвижения в совместных подходах стран к решению водной проблемы. В чем причины этого?

Для начала рассмотрим, какие же проблемы нужно решить странам региона вместе. В первую очередь и главным образом – это вопрос о регулировании стока. Он неразрывно связан с развитием гидроэнергетического комплекса. Для Таджикистана и Кыргызстана развитие гидроэнергетики – ключевой вопрос не только экономического роста, но и энергетической безопасности. Других источников энергии в этих странах почти нет.

Водопотребляющим странам придется считаться с этим фактом. Пока с их стороны не будет признано особое, эксклюзивное право Таджикистана и Кыргызстана и их особое место в едином водно-энергетическом союзе, никакого продвижения в этом вопросе ожидать не следует.

Сейчас и Республика Таджикистан, и Кыргызская Республика, в первом случае более, а во втором - менее успешно, но пытаются продвинуть развитие своих энергетических отраслей. При этом они нуждаются в инвесторах, поскольку своими силами решить это не удастся: слишком велика стоимость гидроэлектростанций, тем более в горах. Несмотря на противодействие противников приватизации внутри стран, тем не менее, частные инвестиции – это сейчас единственный путь построить новые электростанции.

Наиболее естественным способом начать совместные действия в этой сфере было бы инвестиционное участие Казахстана, Узбекистана, Китая и Афганистана в строительстве новых гидроэлектростанций и водохранилищ. Мы видим, что понимание этого есть. Китай намерен кредитовать строительство линий электропередач в Таджикистане и Кыргызстане, казахская сторона так же выражает готовность принять участие в возведении энергетических объектов в этих странах.

Кроме того, большую заинтересованность проявляют США. В рамках проекта Партнерства по развитию Большой Центральной Азии, поддерживаемого Госдепартаментом, американские компании готовы инвестировать как в строительство станций, так и в возведение линий электропередач в южном направлении: в Афганистан и Пакистан.

Созданный в рамках ЦАРЭС (программа Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество) Форум электроэнергетических регулирующих органов (ФЭРОЦ) так же занимается реализацией некоторых проектов в этой сфере, направленных на формирование общей энергетической сети региона.

Следует ожидать, что и узбекская сторона проявит интерес к такого рода проектам.

В целом вроде бы складывается определенная основа для создания единого водно-энергетического комплекса. Однако мы видим, что продвижение реально идет только там, где в дело включается бизнес, частные капиталы. Когда же этим занимаются правительства, видимых результатов нет.

На саммите в Сочи президентам стран-участниц ЕврАзЭС не удалось договориться о параметрах создания единого энергорынка и разобраться с гидроэнергетическими проблемами в Центральной Азии. Не произошло это и на недавней неформальной встрече в Астане президентов центрально-азиатских государств. И даже уже подготовленные с участием международных финансовых институтов проекты водно-энергетического консорциума пока не устраивают политиков.

Это не просто вопрос политической воли. Позиции руководителей государств не удается согласовать по вполне объективным причинам. Главная из них – высокая потребность в поливной воде, причем подаваемой в нужном режиме.

Есть три пути решения этой проблемы. Первый – тот, по которому страны идут вот уже несколько десятилетий: это путь согласования, квотирования отпуска воды. Сегодня это делается на основе Соглашения 1992 года, в котором определены нормы квотирования водопотребления, установленные еще в 1984 году. Пока страны работали в рамках единого хозяйственного комплекса, он вполне устраивал всех. Однако сейчас пункты этого соглашения становятся трудновыполнимыми. По той причине, что потребности водоподающих стран в электроэнергии (а страны эти к тому же не имеют собственных органических энергоресурсов) постоянно растут, и им уже трудно считаться с соседями, если зимой необходимо запускать турбины на полную мощность, а летом - копить воду. Поэтому с каждым годом все труднее удается договориться о режимах водопользования. Для регулирования вопроса страны вынуждены привязывать к этому вопросу другие энергетические сферы, а то и просто вести торг с использованием самых разных ресурсов экономики. Сложность регулирования в таком режиме постоянно будет нарастать. Многие в Кыргызской Республике считают принятую в 1992 году систему водораспределения несправедливой и нелегитимной.

Второй путь – в коренной перестройке сельского хозяйства, использовании водосберегающих и возвратных технологий в промышленности, введении в строй опреснительных установок (для солевых водоемов) и современных очистных сооружений. Учитывая существующую культуру аграрной деятельности и ее инфраструктуру, такие проекты требуют вложения колоссальных финансовых средств. Понятно, что решение этой проблемы - дело будущего.

И, наконец, третий путь – создание единого механизма управления водно-энергетическим комплексом и достраивание этого комплекса до целостности, обеспечивающей эффективное регулирование как вопросов водопользования, так и вопросов энергопотребления в их взаимосвязи. Это возможно, по нашему мнению, только в рамках автономного от волюнтаристского и вообще любого государственного вмешательства функционирования водно-энергетического консорциума. Дело за малым – договориться о принципах и условиях участия стран в учредительстве такого консорциума. К сожалению, к этой работе пока не удается даже близко подойти из-за серьезных разногласий в подходах и позициях стран-участников. Проект Соглашения о принципах эксплуатации водохозяйственных объектов, расположенных на территории сопредельных государств, который был разработан экспертами Кыргызской Республики и внесен в исполком МГС еще в декабре 2000 года, так и не обсуждался.

В августе текущего года в Ташкенте специалисты-"водники" и энергетики Центральной Азии обсуждали проблемы водно-энергетического баланса на очередном заседании межгосударственной комиссии по созданию водно-энергетического консорциума, который, наконец, решит водные проблемы региона. Однако итоги переговоров пока не утешительны, приемлемого проекта нет.

Некоторые эксперты возлагают надежды на то, что ситуация изменится в связи с вхождением стран ЦАС в состав ЕврАзЭС. Это вроде бы должно поменять "политическую географию" региона, будет легче решать вопросы, потому что Узбекистан, Казахстан, Россия, Таджикистан и Кыргызстан стали партнерами. Однако эти надежды пока не имеют особых оснований. Страны региона уже пятнадцать лет являются партнерами по разным организациям, но это так и не приблизило создание водно-энергетического консорциума. Политических решений, оказывается, недостаточно.

Когда западные эксперты говорят о водно-энергетическом консорциуме в Центральной Азии, они любят приводить в пример Союз угля и стали, который стал началом и ядром образования Европейского Союза. Сравнение мобилизующее, но оно не учитывает одного важного обстоятельства. В Европе такой хозяйственный союз складывался усилиями не только и не столько правительств, сколько крупных частных владельцев. У нас таковые есть пока только в казахстанской энергетике. Учитывая азиатскую специфику государственного управления собственностью, не хочется делать, но придется, достаточно неутешительный вывод: решение проблемы регионального водно-энергетического консорциума придется отложить до тех пор, пока и в других странах к управлению активами не придут частные компании.

До этого необходимо решить и другой главный вопрос: о признании поливной и питьевой воды товаром. Основной проблемой здесь является отсутствие правовой базы. Существующие международные конвенции по межгосударственному водопользованию лишь косвенно затрагивают этот вопрос, не давая на него убедительного ответа. Но, тем не менее, даже ими предусмотрено участие государств водотока (на справедливой основе) в строительстве и содержании гидротехнических объектов регулирования стока вод или возмещении расходов на них. Уже одно это позволяет ставить вопрос о цене воды, подаваемой для полива в соседние страны.

Еще несколько лет назад Институтом водных проблем и гидроэнергетики Национальной Академии наук КР во главе с крупнейшим кыргызским академиком Д. Маматкановым была произведена оценка ежегодных ущербов, наносимых Кыргызстану постройкой и эксплуатацией Токтогульского водохранилища в ирригационном режиме. Вывод очень тревожный: при работе Нижнее-Нарынского каскада ГЭС в ирригационном режиме Токтогульского водохранилища Кыргызстану наносится ежегодный ущерб в размере 154,9 млн. долларов США. При том, что в этом случае соседние государства получают экономический эффект от использования этой воды, превышающий ущерб в 5 раз. На основе строгой методики сделана также экономическая оценка воды как природного ресурса Кыргызской Республики. Согласно этой оценке, суммарная стоимость воды как природного ресурса с проведением всех видов ремонта и реновации составила в 2001 году 8366,3 тыс. долларов США. Исходя из этого, определен и тариф на воду, составлявший в то время около 0,3 доллара США за тысячу кубических метров. Причем по расчетам института к 2010 году этот тариф возрастет до 0,9 доллара США, а к 2015 – до 1,23 доллара США за тысячу кубических метров воды. Учитывая, что в соседние государства поступает ежегодно около 22 кубических километров воды, сумма годовых поступлений в текущем году должна составить больше 12 миллионов долларов США. (Все данные принадлежат Институту водных проблем и гидроэнергетики НАН КР).

Признание необходимости платить за поставку поливной и питьевой воды могло бы кардинально продвинуть решение вопроса об эффективном совместном использовании водно-энергетического потенциала стран региона.

Более всего опасно то, что по мере нарастания потребности в воде и ее дефицита для экономик стран региона вода все чаще будет использоваться в политических целях. И если по земле, границам государств договоренность уже не за горами, то конфликтогенный потенциал водных проблем продолжает оставаться камнем преткновения в отношениях стран-соседей.

В. Богатырев

Институт Общественной политики

_________________________________________________________________

Если вы хотите подписать кого-то из своих знакомых кто еще не получает нашу рассылку, пришлите его e-mail и он станет нашим подписчиком.

Если у вас есть информация, которой вы хотели бы поделиться и считаете, что она будет интересна другим, присылайте ее нам, и мы ее распространим.

Хотите принимать решение, что и как будет распространяться в электронном бюллетене «АРЕАЛ», пишите и участвуйте в нашей информационной группе.

Будем рады любому сотрудничеству, а с вопросами обращаться по адресу: info@ekois.net Индире Жакиповой, координатору Экоис.

Также заходите на наш сайт: www.ekois.net

Рассылочная база Экоис насчитывает 300 адресов получателей нашего бюллетеня.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Эко­ло­ги­чес­кая куль­ту­ро­ло­ги­я

    Документ
    Сов­ре­мен­ное дви­же­ние в за­щи­ту ди­кой при­ро­ды во мно­гих стра­нах на­ча­лось с ува­же­ния к го­рам, этой су­пер-фор­ме ди­кой при­ро­ды, на­и­бо­лее ди­кой, на­и­бо­лее кра­си­вой, на­и­бо­лее за­га­доч­ной, но и на­и­ме­нее
  2. Эка фон Бив Частная переписка преподавателей

    Документ
    Как только Оливка принесет письмо, дай ей настоя маргариток, чтобы она восстановила силы. Сама понимаешь, перелететь наши Северные горы - не самое легкое задание для совы в возрасте.
  3. Учебное пособие содержит краткую характерис­тику теоретических вопросов, методов анализа эко­номической географии, политической карты, геогра­фии населения, природных ресурсов и хозяйства мира, размещения прои зводительных сил России, экономики ее районов

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит краткую характерис­тику теоретических вопросов, методов анализа эко­номической географии, политической карты, геогра­фии населения, природных ресурсов и хозяйства мира, размещения производительных сил России,
  4. 1. предмет эк истории

    Документ
    В современной науке сущ 2 противоположные тенденции: тенденция к интеграции наук; тенденция к специализации. Обе тенденции взаимосвязаны и дополняют др др.
  5. 1. Возникновение эк теории, школы. Значение в жизни общества

    Документ
    Физиократы. Представители: Пуагельер, Кенэ, Тюрго и т.д.(«власть природы»). Считали, что источником богатства является сфера производства. Считали производительным только сельскохозяйственный труд.

Другие похожие документы..