Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до ст. 11 Закону України “Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні” “Звіт про рух грошових коштів” відноситься до форм рі...полностью>>
'Конкурс'
Международный конкурс фестиваль детского и молодежного творчества «Преображение» - участник Федеральной Гранд-выставки «Лучшие проекты России», орган...полностью>>
'Доклад'
к Публичному докладу муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 26 станицы Пшехской муниципального образовани...полностью>>
'Программа'
В начале XXI века в России сложилась ситуация, когда у подрастающей молодежи нет культурной опоры (социальные институты, позволяющие развить личностн...полностью>>

Главная > Публичный отчет

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В дальнейших выступлениях, к сожалению, русское восприятие американской литературы и культуры "изнутри" не было развито; в большинстве докладов объектом исследований стало критическое восприятие литературы США конца XIX - XX веков российскими пи­сателями и литературоведами. Освещению разных аспектов этой проблемы посвящались три выступления. Профессор И.В. Киреева (Нижегородский ун-т) в докладе "М. Горький и Марк Твен" дала новую трактовку так назы­ваемого "инцидента" во взаимоотношениях русского писателя с американской прессой и представила Горького как литературного кри­тика М. Твена.

В докладе, сделанном автором этих строк (специализирующимся на изучении отечест­венной литературной американистики), "Рас-овая тема в литературе США ХХ века гла­зами российских исследователей" была про­черчена эволюция критического восприятия данной темы от 20-30-х гг. (С. Динамов, Е. Ланн) до 70-80-х гг. (С. Чаковский, Л. Башма­кова, А. Зверев). Здесь же подчеркивалось, что изучение самой афро-американской литера­туры и отражение в ней расового конфликта значительно обогащает наше представление об этническом своеобразии литературы США ХХ века.

Е.Ю. Гордеева (Нижегородский ун-т) в док­ладе "Русский" Драйзер: проблемы изучения и преподавания" рассмотрела широкий спектр вопросов, связанный с современным представ­лением об этом писателе, и указала на новые аспекты изучения творчества Драйзера в связи с новым подходом к философским взглядам и увлечениям писателя.

Л.Н.Людинская (Москва) продемонстриро­вала новый тип анализа литературного произ­ведения с помощью ЭВМ в докладе "Модель "идеального американского парня" (по рас­ска-зу А. Азимова) на языке тернарного описа­ния".

И, наконец, завершил работу секции мето­дический доклад Л.П.Башмаковой (Кубанский ун-т) "Принципы построения учебных курсов по истории культуры и литературы США и России на отделении "Истории культуры" фи­лологического факультета Кубанского университета", который вызвал многочисленные во­просы и весьма заинтересованное обсуждение. Так как большинство присутствовавших явля­лись преподавателями вузов, то их интерес к новым методикам вполне закономерен.

Все заслушанные доклады представили раз­ные аспекты исследования культуры и литера­туры США, весьма актуальные и продуктив­ные для современной американистики.

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

"ТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЗАЛЬЦБУРГЕ

О.Е.Осовский

Мордовский госпединститут

Зальцбургский семинар, отмечающий в 1997 году свой полувековой юбилей, хорошо извес­тен европейским и российским исследователям как один из крупнейших центров "American Studies" в Западной Европе. Относительно не­давнее создание на базе семинара Центра по изучению американской культуры и языка еще более упрочило его научный авторитет и от­крыло принципиально новые возможности в деле дальнейшего развития международной американистики.

Сосредоточившись на самых разнообразных темах и сюжетах, в подавляющем своем боль­шинстве гуманитарного и педагогического профиля, предназначенных для обсуждения, осмысления и практического освоения слуша­телями (так, в текущем году организаторами были заявлены и проведены мастерские по проблемам реформаторских течений в истории США, использованию компьютерных техноло­гий в обучении английскому языку как ино­странному и др.), Центр ставит своей целью добиться максимально эффективного резуль­тата при условии преимущественно коллек­тивной работы над совместными исследова­тельскими проектами американистов разных стран.

Не стала исключением и проводившаяся с 21 апреля по 4 мая 1996 г. мастерская "Темы современной американской литературы", уча­стниками которой оказались 22 исследователя из Бахрейна, Египта, Индии, Шри-Ланки, Не­пала, Испании, Италии, Греции, Венгрии, Мальты, Румынии, Туниса, республик бывшей Югославии. Бывший СССР был представлен автором этих строк и хорошо известным лите­ратуроведом-американистом из Киева профес­сором Т.Н. Денисовой. Не менее "интернационален" оказался и состав лекторов - наряду с профессорами Гордоном Хатнером (Ун-т штата Калифорния - Санта-Барбара) с лекциями выступали профессор Золтан Абади-Надь (Ун-т им. Лайоша Кошута, Дебрецен, Венгрия) и профессор Доротея Штайнер (Зальцбургский ун-т).

Система занятий была достаточно традици­онной для мастерских подобного рода: в течение двух недель гостям читались часовые лек­ции по наиболее актуальным с точки зрения организаторов и преподавателей темам, затем шли двухчасовые дискуссии в общем потоке, а после обеда начиналась работа в группах, за­вершавшаяся часовым обсуждением итогов предшествовавшей работы. Кроме того, вторая неделя семинара включала в себя подготовку совместных исследовательских проектов, имевших, по преимуществу, вид силлабусов - развернутых учебных программ по отдельным аспектам обсуждавшихся тем, и выполняв­шихся с помощью новейших компьютерных технологий - от использования мультимедиа и электронной почты до работы в "Интернете" и т. п.

Среди наиболее актуальных тем современ­ной американской литературы, обозначенных в выступлениях лекторов и подробно проана­лизированных во время последующих дискус­сий, проблемы реального содержания понятия "современный" в литературе и литературоведе­нии США последних десятилетий, соотноше­ние в американской прозе этнических, гендер­ных, многокультурных и прочих проблем, во­прос о феминизме и феминистской критике, традиции, модернизме и постмодернизме и т.д. Нельзя сказать, моменты, озвученные в докла­дах, были так уж новы для большинства участ­ников, по преимуществу опытных преподава­телей соответствующих кафедр серьезных ву­зов, имевших достаточный опыт стажировок или работы в известных университетских цен­трах Европы и США, на равных дискутиро­вавших с лекторами, а порой выступавших с куда более весомой аргументацией.

Главные уроки мастерской заключались, однако, не в этом. Взвешенное изложение лек­торами (прежде всего американскими) наибо­лее, как казалось несколько лет назад, ради­кальных концепций феминистского, мульти­культуралистического и гендерного свойства наглядно свидетельствовали о постепенном угасании в американских академических цен­трах исследовательской эйфории по поводу последних и о начале нормального процесса их объективного осмысления. То же самое под­тверждает и стремление к их объективной оценке большинством участников семинара.

Наиболее важный итог мастерской, на мой взгляд, заключался принципиально в другом - на наших глазах складывается совершенно но­вый в привычном уже облике мононациональ­ных "American Studies" феномен: успешно идет формирование международной американи­стики, способной работать в режиме диалога культур, и в этом смысле опыт творческих мас­терских, организуемых Центром по изучению американской культуры и языка, воистину бесценен.

Скажу несколько слов и о той уникальной обстановке, в которой проходят творческие мастерские, а также семинары и конференции Центра: старинный дворец, некогда принадле­жавший Зальцбург-с кому епископу, велико­лепная гостиница (язык не поворачивается на­звать ее общежитием), просто фантастическая кухня, прекрасная культурная программа, са­мое совершенное техническое обеспечение, а главное, самоотверженность сотрудников Цен­тра во главе с его директором Джеймсом Уор­дом, готовых двадцать четыре часа в сутки обеспечивать гостей всем необходимым. Соз­данные в самом сердце старой Европы Центр по изучению американской культуры и языка в Зальцбурге успешно открывает еще одну стра­ницу в истории европейской и международной американистики. Залогом этого является его плодотворное сотрудничество с Информаци­онной службой США, без активной помощи которой участие большинства исследователей в этой мастерской оказалось бы невозможно.

Остается добавить, что желающие подроб­нее познакомиться с программой данной творческой мастерской и конкретными ре­зультатами ее работы, а также получить всю информацию о Центре по изучению амери­канской культуры и Зальцбургском Семинаре в целом, найдут всю интересующую их информацию на электронной странице Зальцбургского Семинара в Международной компьютерной сети:

http://www.salsem.ac.at:80/csacl/

или : asc@salsem.ac.at

ЗИМНИЙ СЕМИНАР

В УНИВЕРСИТЕТЕ ШТАТА ДЕЛАВЕР

О.Ю. Анцыферова

Ивановский государственный университет

С 22 января по 5 марта 1997 г. на базе университета штата Делавер проводился международный семинар по проблемам изучения американской литературы и культуры, организованный и спонсированный Информационным Агентством США. Мне посчастливилось на конкурсной основе получить грант USIA и стать одним из участников семинара.

Восемнадцать университетских преподавателей из восемнадцати стран мира съехались в город Ньюарк, где находится кампус Делаверского университета. ЮАР. Непал, Бразилия, Румыния, Уругвай, Бирма, Вьетнам, Югославия, Коста-Рика, Индонезия, Пакистан... Само пребывание в составе интернациональной группы, включавшей людей, свободно владеющих английским языком, стало для всех нас интереснейшим культурным опытом. Разный жизненный уровень, разные традиции культуры и образования, а так-же спасительная ирония по отношению ко всем этим различиям способствовали созданию уникальной атмосферы свободной интеллектуальной игры, целью которой было знакомство с американскими культурными ценностями.

Академическая программа Зимнего Института проходила в основном в делаверском университете, на также в Вашингтон Колледже (г. Честертаун, штат Мэриленд), первым президентом которого был Джордж Вашингтон. Один из учебных дней прошел в университете штата Мэриленд (Колледж Парк). Знакомство с многоликой американской культурой проходило и в великолепном музее Уинтертур, жемчужине восточного побережья, известном во всем мире своей программой по изучению раннеамериканской культуры, в музеях, театрах, библиотеках Филадельфии, Балтимора, Нью-Йорка, Вашингтона.

Директор академической программы доктор Д. Тиг (университет штата Делавер) обозначил главную цель семинара как "ознакомление его участников с "критическим ландшафтом" американской литературы". Лекции и семинары призваны были познакомить нас с широким спектром существующих педагогических и критических подходов к американской литературе и рассмотреть эти новые подходы в континууме американской литературовед-ческой мысли. Очень отрадно было встретить среди наших лекторов хорошо знакомые российским амери-канистом фигуры. Это и Эмори Эллиот, профессор Калифорнийского университета (Ривер-Сайд), член консультативного бюро по изучению США, главный редактор Колумбийской литературной истории США. Он рассказывал о становлении американистики, о ее современном состоянии и перспективах, выступил с интересной лекцией о проблеме расы и денег в творчестве Марка Твена. Еще один "знакомец", доктор Пол Лаутер, бывший президент Ассоциации по изучению США, присутствовавший в этом качестве на учреждении нашей Ассоциации в 1995 г., главный редактор капитальной двухтомной антологии американской литературы (Heath Anthology), развернул перед нами панораму "культуры динозавров". Мы стали свидетелями увлекательного эксперимента по применению традиционных методик литературного анализа к "Парку Юрского периода" С. Спилберга. Профессор Делаверского университета Лео Лемэй, автор пятитомной биографии Б. Франклина и главный редактор и составитель антологии раннеамериканской литературы, погрузил нас в мир седой американской старины XVII-XVIII вв. По-своему любопытной стала встреча с профессором Пенсильванского университета Иэном Маршаллом, посвященная "позеленению литературной критики" - новому направлению в американском литературоведении, получившем название экокритики - изучению литературы с учетом экологической проблематики. Виртуозное владение материалом, умение концептуально мыслить, увлечь слушателей продемонстрировала профессор Кэрола Петерсон (университет штата Мэриленд, Колледж Парк), открывая перед нами малоизвестные страницы афро-американской культуры, связанные с деятельностью свободных негров в довоенной Америке первой половины XIX века. Доктор Элейн Зейфер (университет штата Делавер), автор монографии о Барте, Пинчоне, Кизи, ввела нас в мир постмодернистских измерений, познакомила с наброском своей книги о Филипе Роте. Прошла перед нами целая когорта ученых-феминисток (Дорис Фридензон, Дебби Розенфельт, Джин Пфельцер), по-женски тонко приоткрывших перед нами перспективы научной методологии, исходящей из постулата, что в сексуальной самоидентификации можно найти ключ к тайнам искусства, науки, бытия.

Академическая программы семинара была построена так, чтобы дать разностороннее представление об американской культуре. Поэтому литература, преподаванием которой участники семинара занимаются в своих странах, оказалась не единственным предметом обсуждения. Нам читались лекции о современной журналистике, об американской фотографии, о вариантах "американского языка", о речевом этикете, об истории американских городов. Подобный междисциплинарный подход безусловно помогал созданию более объемного образа американской культуры.

Между тем, мы почувствовали, что само понятие "американская культура", "американская литература" представляет нынче настоящую проблему. Объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, своеобразием исторического прошлого США - "страны иммигрантов". Во-вторых, современным состоянием гуманитарного знания, постмодернистскими тенденциями к "деконструкции" - стремлению выйти за рамки общепринятых классических канонов, принципиальному отказу признать некое привилегированное положение за какими-либо явлениями культуры по отношению к другим. На первый план вышла проблема культурного плюрализма, культурного разнообразия, а не культурной целостности. Организаторам семинара очень важно было продемонстрировать, что с современной точки зрения американская культура - это не только творение англо-саксов. В ней на равных должны звучать и голоса афро-американцев, и коренных жителей Америки, и выходцев из Латинской Америки и Азии. Общеизвестно сравнение США с "плавильным котлом", где переплавились в нечто однородное культуры и обычаи разных стран. Сейчас в большем ходу сравнение американской культуры с лоскутным одеялом или миской салата, где все перемешано, но каждый из кусочков не похож на другие и сохраняет собственный вкус.

Одной из важных целей нашего семинара было приобщить его участников к работе на компьютерах, к общению в киберпространстве - посредством электронной почты, к пользованию Интернетом. Как шутили американцы, гораздо дешевле научить иностранных американистов пользоваться мировой информационной сетью, чем оплачивать приезд группы для изучения страны на месте.

Это справедливо лишь отчасти, потому что никакие компьютерные чудеса (даже если бы они были доступны рядовому российскому научному работнику) не могут заменить неповторимых впечатлений от погружения в культурную среду, многочисленных официальных и неофициальных встреч. Никакое киберпространство не даст возможности прогуляться по Бродвею и почувствовать атмосферу настоящего мюзикла, оценить гигантские размеры Статуи Свободы, заблудиться в "коридорах власти" Капитолия, постоять у могилы Э.А. По в Балтиморе, прикоснуться к надтреснутому Колоколу Свободы, возвестившему независимость английской колонии, заглянуть в мрачные бездны XX столетия, спускаясь по спирали музея Холокоста в Вашингтоне, разделить мистическую завороженность американцев чудесами высокой технологии...И ощутить себя русским и задуматься, что значит быть русским в мире, который неуклонно становится единым целым. Некую мультикультурную модель этого мира будущего, видимо, и призван был, по замыслу организаторов, представить Зимний Институт в Делавере.

ПОЕЗДКА В АРКАНЗАС

А.Ю.Саломатин, к.и.н., г. Пенза

Для знакомства с работой предприятий мелкого и среднего бизнеса была организована двухнедельная командировка в Арканзас. На примере фирм г. Конвея, находящегося в тридцати милях от столицы штата - Литл-Рока, была возможность увидеть изнутри маркетинговую деятельность по исследованию и сегментированию рынка, ценообразованию, сбыту и рекламе, менеджерские приемы по найму и работе с персоналом. Состоялись встречи с преподавателями Университета Центрального Арканзаса, занимающимися проблемами современного предпринимательства, визиты в мэрию и городскую торговую палату, местный Rotary Club.

В ходе поездки в г.Даллас ее участникам - преподавателям из Московского государственного педагогического университета и Пензенского педагогического университета, довелось приобщиться к некоторым тайнам и таких достаточно крупных предприятий как Dallas Semiconductor и Southwestern Airlines. Участниками поездки была проанализирована деятельность крупных сетей розничных магазинов (Sears, Dillard, Walmart и др.), а также Мирового Центра торговли в Далласе. Весьма интересными оказались встречи в американских семьях и знакомство с культурными и бытовыми традициями южан. В целом визит, организованный Фондом "Евразия", прошел успешно, вызвал большой общественный резонанс и способствовал значительному расширению информационного кругозора российских преподавателей маркетинга, менеджмента и истории бизнеса.

ЮБИЛЕИ


В предыдущем номере Бюллетеня сообщалось о Всероссийской конференции по проблемам методологии истории, историографии и источниковедения, проведенной в сентябре 1997 г. Томским государственным университетом и Сибирским отделением нашей Ассоциации. Помимо прочего этот форум был приурочен к весьма знаменательному событию - юбилею С.С. Григорцевича. Предлагаем американистам еще раз поздравить старшего коллегу и пожелать ему дальнейших успехов!


К 80-летию C.С.ГРИГОРЦЕВИЧА

Коллектив кафедры новой, новейшей

истории и международных отношений,

Томск, ТГУ

Исполнилось 80 лет Станиславу Селиверстовичу Григорцевичу, доктору исторических наук, профессору кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета, видному сибирскому историку. Он родился 23 августа 1917 года в семье крестьянина Томской губернии, переселившегося в Сибирь во времена столыпинской реформы. Вся его жизнь и деятельность связана с Томском. В 1941 г. окончил Томский педагогический институт, а в период Отечественной войны руководил военизированным железнодорожным техникумом на станции Тайга.

В 1945 г. С.С.Григорцевич вернулся на исторический факультет Томского пединститута, где проработал около 10 лет. Это был трудный период в жизни молодого преподавателя. После возвращения из эвакуации в свои вузы европейской части страны ряда видных историков, на исторических факультетах пединститута и университета остро ощущалась нехватка квалифицированных научно-педагогических кадров. С.С.Григорцевичу пришлось одному читать почти все лекционные курсы по новой и новейшей истории зарубежных стран. Учиться было не у кого. Приходилось все постигать самому. Особенно сложно было в условиях тогдашнего провинциального Томска определиться с темой научного исследования по всеобщей истории. Не было ни аспирантуры, ни научного руководителя или консультанта.

Помог счастливый случай. В годы войны в Томске на базе вывезенных из дальневосточных городов архивов было создано уникальное хранилище - Центральный государственный архив РСФСР Дальнего Востока (ЦГАДВ). Здесь отложился огромный массив материалов, связанных с положением сопредельных стран и дальневосточной политикой Российского государства. С ЦГАДВ на долгие годы С.С.Григорцевич связал свою научную судьбу. Он был фактически первым из историков, кто обстоятельно изучил фонды архива, относящиеся к ХIX - нач. ХХ вв. Выявленные материалы были широко использованы в научной работе. Одновременно он выступил как составитель и редактор ряда документальных публикаций этого архива.

Свою научную деятельность С.С.Григорце-вич начал в конце 40-х гг. с изучения истории иностранной интервенции на советском дальнем Востоке. Кандидатская диссертация по этой теме была защищена им в 1951 г. в Институте Востоковедения АН СССР, а затем была опубликована отдельной монографией ("Американская и Японская интервенция на Советском дальнем Востоке и ее разгром (1918-1922 гг.) - М., 1957). Тогда, в условиях острого идеологического противоборства периода "холодной войны", появилось немало работ откровенно спекулятивного, примитивно-пропагандистского характера.

Работа С.С.Григорцевича, конечно, несла на себе печать своего времени, но отличалась опорой на архивные материалы и определенной академической сдержанностью в оценках и выводах. Поэтому и современный исследователь этого сюжета не может пройти мимо упомянутой монографии. Собственно уже в то время у автора сформировался тот подход к историописанию, который четко проявляется в его последующих работах и который он настойчиво будет воспитывать у своих учеников, а именно - отказ от упрощенно понимаемой "актуализации", конъюнктурщины и модернизации событий прошлого. В то время это значило в какой-то степени идти против течения.

Расцвет педагогической и научной деятельности Станислава Селиверстовича приходится на период его работы в Томском государственном университете, куда он перешел в 1955 г. Здесь в 1961 г. он создает кафедру новой и новейшей истории, которой руководил более 30-ти лет. Это была первая университетская кафедра подобного профиля за Уралом. Именно в университете он обрел своих многочисленных учеников, создал сибирскую школу историков-международников.

В центре научных изысканий С.С.Григорцевича в конце 50-х - начале 60-х гг. находятся проблемы истории международных отношений на Дальнем Востоке в начале ХХ века. К этому времени в отечественной историографии были уже достаточно полно исследованы важнейшие аспекты дальневосточной политики великих держав с 60-х .. XIX века до конца русско-японской войны включительно. Но лишь фрагментарно, в самом общем плане был показан период от русско-японской войны до конца первой мировой войны, очень важный для понимания причин возникновения этой войны, складывания и эволюции антантовского блока. Этот пробел в основном и был закрыт работами С.С.Григорцевича и его учеников. Итогом напряженной работы в архивах Москвы, Ленинграда, Томска явилась докторская диссертация, защищенная С.С.Григорцевичем в 1964 г. в МГПИ им. Ленина. Диссертация была опубликована и получила высокую оценку специалистов ("Дальневосточная политика империалистических держав в 1906-1917 гг.". Томск, 1965.). Это было наиболее полное исследование сложных международных проблем связанных с политикой Англии, России, Японии, США, Германии и Франции на Дальнем Востоке в указанный период. Особенно обстоятельно автором была изучена дальневосточная политика России. С.С.Григорцевич смог использовать "послаб-ления" имевшие место в работе отечественных архивов в конце 50-х гг., выразившиеся в расширении доступа историков к ряду закрытых прежде материалов. Так, ему удалось изучить многие документы по русско-китайским и русско-монгольским отношениям. С.С.Григорце-вич в своем исследовании показал, что Россия была вынуждена снизить активность на Дольнем Востоке, стремясь обустроить и развивать экономику русских владений Приамурского края. Комплекс дальневосточных проблем этого периода автор рассматривает в контексте глобальной политики великих держав.

В 70-80-е гг. в центре научных интересов С.С.Григорцевича история внешней политики США и американистика в целом. Им был написан ряд статей по теоретико-методологическим проблемам внешней политики США. В том числе такие, как "Усилия без успеха. Становление и упадок современной американской буржуазной теории международных отношений традиционного направления" и "О соотношении идейно-политического и концептуального подходов в американской буржуазной историографии внешней политики США послевоенного времени", опубликованные в научных сборниках Томского университета. Свой подход к общим проблемам истории внешней политики США он формулирует и в ряде рецензий опубликованных в журнале "Новая и новейшая история".

Своих учениках С.С.Григорцевич направляет на исследование конкретных проблем внешней политики США в широком временном диапазоне с конца XIX века до 50-х гг. ХХ века. Под его научным руководством были подготовлены диссертации и написана серия статей о политике США на Дальнем Востоке, в европейском регионе, роли США в создании НАТО и др. Итогом этой многолетней плодотворной работы явилось формирование Томского центра американистики, получившего признание специалистов нашей страны и за рубежом. Сам С.С.Григорцевич был избран Почетным председателем Сибирской ассоциации американистов.

С.С.Григорцевич не только исследователь, но и учитель. Это особый дар - умение передать частицу себя, своих знаний. Своего интереса к науке ученикам. Не все, даже очень крупные ученые, обладают этим талантом. С.С.Григорцевич воспитал и "ввел" в науку большую группу своих учеников. Нужно отдельно писать о стиле и методах его работы с научной молодежью. Успех в этом отношении в немалой степени обусловлен его личностными качествами: интеллигентностью, терпимостью и уважительным отношением к мнению коллег и учеников. Всего под руководством С.С.Григорцевича подготовлено 2 докторские и 42 кандидатские диссертации.

Юбиляр - убежденный сторонник необходимости сочетания научной и педагогической деятельности. По его мнению, чтение лекционных курсов, работа со студентами расширяют кругозор исследователя, обогащают его. Собственный педагогический стаж профессора Григорцевича превышает 50 лет. Но, как и прежде, новый учебный год Станислав Селиверстович встречает в студенческой аудитории, читая лекционный курс по новейшей истории стран Европы и Америки.

ВОЗМОЖНОСТИ


Стремительно распространяющиеся средства электронной связи дают возможности практически повсеместно получать оперативную информацию по грантам и стипендиям. В то же время в большинстве информационных неэлектронных изданий сохраняются рубрики, в которых собираются соответствующие сведения. Надеемся внести свою скромную лепту в это дело.

ROCKEFELLER FOUNDATION

INTERNATIONAL FORUM FOR U.S. STUDIES.

The International Forum for U.S. Studies is a Rockefeller Humanities Residency Site for Fellowships during 1997-1999. The program seeks to promote scholarship by non- U.S. scholar on social and cultural issues shaping or affecting the United States. Conceptualized jointly by faculty members from The University of Iowa's Center for International and Comparative Studies and American Studies Program, the Forum takes contemporary U.S. discussions of cultural diversity, a new world order, and multiculturalism one step further by promoting culturally and nationally diverse research and writing on the United States. The fellowships are specifically for non - U.S. scholars, in an effort to promote serious international social and cultural scholarship on the U.S., even within the context of the U.S. Applicants must hold a Ph.D. or comparable terminal degree in their field at the time of application.

Программа предусматривает пребывание в США в течение трех месяцев весеннего семестра. "Deal line" для подачи документов 30 апреля. Подробности о программе и подаче заявок (включая необходимые формы) можно получить в редколлегии бюллетеня или по адресу: ifuss-cics@uiowa.edu

SALZBURG SEMINAR, 1998

Из обширной программы Семинара мы выбрали два пункта - о специальных мастерских для американистов.

1998, American Studies Workshops

  • May 9-15, America at the End of the Century: Contemporary American Literature as a Reflection of the Changing Social Structure

Faculty:

-Hans Bertens, Professor of Comparative Literature and Literary Theory, Utrecht Univ., The Netherlands.

-Emory Elliott, Professor of English, Univ. Of California at Riverside

-Brigitte Scheer-Schazler, Professor of American Studies, Univ. Of Innsbruck, Austria.

Focusing on the changing social and political fabric of American society over the last 25 years, this interdisciplinary workshop will examine selected literary texts by contemporary American writers. Participants will explore the ethnic composition of the United States, and analyze major societal issues raised by the literature of ethnicity. The workshop will also consider the implications of the present political landscape on America's struggle to promote gender and racial equality by enforcement of established laws.

Application deadline: February 1998

  • October 3-9. From Melting Pot to Mosaic: The Changing Role of Immigration in American Life.

Faculty:

-John Blair, Professor of American Literature and Civilization, Univ. Of Geneva, Switzerland.

-Orm Overland, professor of English, Univ. Of Bergen, Norway.

-Allan Winkler, Chair, Dep. Of History, Miami Univ., Oxford, Ohio

This workshop will address the changing poles of immigration and assimilation in the United States. The idea of the melting pot< whereby individual national qualities would be melted away and new immigrants would become "Americanized", was romanticized in the early 20th century. In more recent years, as scholars have come to recognize the special contribution of each different group that comprises the larger whole, that theory has been discarded. This workshop will examine the ways in which, over time, America has come to acknowledge its pluralistic constitution and express its multicultural heritage.

Application deadline: July 1998

Выше уже приводился адрес электронной почты Зальцбургского Семинара. Добавим, что Редколлегия Бюллетеня также может снабдить Вас дополнительной информацией и необходимыми для подачи заявки формами.

КАЛЕНДАРЬ


ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР

Глубокоуважаемые коллеги!

Ассоциация по изучению Соединенных Штатов Америки планирует провести в июне 1998 года недельный полидисциплинарный учебно-исследовательский семинар на тему "Америка как образ и зрелище: интерпретация образа и гуманитарное знание".

Как складывается в наши дни образ ("имидж") Америки внутри США и в окружающем мире? каковы его материальная и духовная составляющие? каково участие в этом средств массовой коммуникации, современной визуальной культуры (кино, ТВ, реклама, реклама, шоу-бизнес)? Какую роль образ Америки, творимый сегодня в России, играет в меняющемся самосознании россиян? Как создаются, транслируются, функционируют и умирают стереотипы? Как возникают потенциально болезненные точки непонимания, "непереводимости", конфликта интерпретаций?

К участию в семинаре приглашаются (на конкурсной основе) молодые гуманитарии, преподаватели вузов и исследователи, включая аспирантов. Предполагается, что работа будет носить интерактивный характер: не только лекции, но и круглые столы, выставки, кинопросмотры и дискуссии на их основе. Участники семинара получат таким образом не только шанс проявить себя, но и возможность интенсивного неформального общения с ведущими российскими и зарубежными, европейскими и американскими, учеными.

Современная американистика - поле активного сотрудничества культурологов, семиотиков, историков, филологов, социологов и социопсихологов, искусствоведов. Освоение современной парадигмы исследовательского творчества, новейших (полидисциплинарных в своей основе) методов и приемов анализа должно способствовать профессиональному росту молодых российских гуманитариев, чьими усилиями - в качестве педагогов, исследователей, публицистов и т.д. - должны и в будущем обеспечиваться плодотворные контакты наших двух стран.

В потенциальных участниках семинара мы предполагаем достаточный уровень общегуманитарной подготовки, серьезный интерес к предмету и знание английского языка, позволяющее принимать участие в дискуссии. Активное и плодотворное участие в семинаре может служить рекомендацией для получения исследовательского гранта. Избранные материалы будут публиковаться. Победители конкурса могут рассчитывать на возмещение дорожных расходов и расходов на недельное проживание в общежитии МГУ. Заявка на участие в семинаре должна содержать краткие сведения о себе, сфере специализации и научных интересов, образец научного творчества (рукопись или копия печатной работы). Данные о себе следует передать по электронной почте: rogoulev@ и/ или выслать по обычной почте не позднее 15 марта 1998 года.

КОНФЕРЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ АМЕРИКАНИСТОВ В ЛИССАБОНЕ

Европейская Ассоциация по изучению США проводит свою очередную конференцию 3-6 апреля 1998 г. в Лиссабоне. Общее название конференции уже упоминалось в материале Т.Д.Венедиктовой: "Spectacled and Ceremonies: The Staging of Collective Identities in America". Довольно сложная, полифоническая структура заседаний включает "plenary lectures", "dialog sessions", "shoptalk sessions" и привычные "workshops" (предполагается провести 30 "масòерских"). Для всеобщего внимания предлагаются лекöии - диалоги по самым разным аспектам общей проблемы:

Robert Rydell (Montana State Univ.): "World Fairs and the Worlds They Left Behind";

Rob Kroes (Univ. Of Amsterdam): "Watching Pictures, Imagining Identities";

Fernando Fasce (Univ. Of Genoa and Bologna): "Advertising America, Constructing the Nation - Rituals of the Homefront During the Great War";

Brenda Dixon-Gottscchild (Temple Univ.): "Digging the Africanist Present in American Performance";

Udo Hebel (Univ. Of Freiburg): "New England Anniversary Celebrations between the American Revolution and the Civil War";

John Blair (Univ. Of Geneva): "The Cultural Work of the 19th century American Drama";

Andrea Mariani (Univ. Of ?): "The Cultural Significance of Opera in 19th Century America";

Robert Lewis (Univ. Of Birmingham): "Domestic Theater: Parlor Entertainment as Spectacle in America, 1840-1880";

Alide Cagidemetrio (Univ. Of Udine): ""Dressing for Sacrifice - the Spectacle of the Young American Girl";

Steven Pope (Univ. Of Maine): "American Muscles and Minds - Sports Spectacles and the Shaping of National Identity in the United States";

Susanne Berthier-Foglar (Univ. Of Grenoble III): "Dances of the Pueblos - The Native Americans of New Mexico in Search of their Identity";

Hartwig Isernhagen (Univ. Of Basel): "Dances with Others - Stages for the Performance of Cultural Identity";

Erik Hertog (Catholic Univ. Of Flanders): "The Indian's White Man - Identity and/versus the Other in Contemporary Native American Literature";

Charles Altieri (Univ. Of California, Berkeley): "The Poetics of Citizenship";

Bernd Osterdorf (Univ. Of Munich): "Jazz Funerals and the Second Line = African American Celebration and Public Space in New Orleans";

Zoltan Nagy (Kossuth Lajos Univ.): "Shifting Paradigms: Presentations of American Identity in American Fiction After 1945".

С вопросами о программе конференции и возможностях участия можно обращаться к Olga Vaia по электронной почте: ovaia@abreu.pt

или факсу : +351 1 414 3058/42

НОВЫЕ КНИГИ


OXFORD UNIVERSITY PRESS

1 The Oxford Companion to African American Literature. Ed. by William L. Andrews, Francis Smith Foster, and Trudier Harris (1997)

2 Letters, Fictions, Lives: Henry James and William Dean Howells. Michael Anesko (1997)

3 The Oxford Book of the American South: Testimony< Memory, and Fiction. Ed. by Edward L. Ayers and Bradley C. Mittendorf. (1997)

4 The Death Penalty in America: Current Controversies. Ed. by Hugo Adam Bedau. (1997)

5 Amy Beach, Passionate Victorian: The Life and Work of the American Composer, 1867-1944. Adrienne Fried Block (1998)

6 Enchanted Evenings: The Broadway Musical from Show Boat to Sondheim. Goefrey Block. (1997)

7 The Gettysburg Nobody Knows. Ed. by Gabor S. Boritt. (1997)

8 Subject to Change: Guerrilla Television Revisited. Deirdre Boyle. (1997)

9 Religion in American History. A Reader. Ed. by Jon Batler and Harry S. Stout. (19970

10 Necessary Madness: Humor of Domesticity in Nineteenth-Century American Literature. Gregg Camfield. (1997)

11 The U.S. Presidency in Crisis. A Comparative Perspective. Collin Campbell (1997)

12 Being There: Culture and Formation in Two Theological Schools. Jackson W. Carroll, Barbara G. Wheeler, Daniel Aleshire and Penny Marler. ( 1997)

13 The Devil's Lane: Sex and Race in the Early South. Ed. by Catherine Clinton and Michele Gillespie. (1997)

14 The Complete Bill of Rights: The Drafts, Debates and Origins. Ed. by Neil H. Cogan. (1997)

15 A Social History of American Technology. Ruth Schwartz Cowan. (1997)

16 New Historical Atlas of Religion in America. 3rd Edition. Edwin Scott Gaustad and Philio L. Barlow. (March 1998)

17 Riots in The United States, 1828-1861: Toward Civil War. David Grimsted. (March 1998)

18 Signs of Diaspora/Diaspora of Signs: Literacies, Creolization, and Vernacular Practice in African America. Grey Gundaker. (January 1998)

19 Governing the Tongue: The Politics of Speech in Early New England. Jane Kamensky. (Dec. 1997)

20 The Feminist Thought of Sara Grimke. Gerda Lerner. (Dec. 1997)

21 The Cowboy and the Dandy: Romanticism and Crossing Over in Rock and Roll. Perry Meisel. (April 1998

22 Original Edition. William Randolph Hearst: The Early Years, 1863-1910. Ben Procter. (March 1998)

23 Republican Zion: The Religious Reconstruction in the South, 1863-1877. Daniel W. Stowell. (Dec. 1997)

24 Desire and the Protocols of Race: Black Novels and Psychoanalysis. Claudia Tate. (Dec. 1997)

25 Women and Elective Office: Past, Present, and Future. Ed. by Sue Thomas and Clyde Wilcox. (Dec. 1997)

26 Independent Cities: Rethinking U.S. Urban Policy. Robert Waste. (Dec. 1997)

27 Taking Heaven By Storm: Methodism and the Rise of Popular American Religion. John Wigger. (Dec. 1997)

HARPER AND COLLINS PUBLISHERS

28 The Approaching Fury: Voices of the Storm, 1820-1861. Stephen B. Oates. (1997)

29The Way We Really Are: Coming to Terms With America's Changing Families. Stephanie Coontz. (1997)

30 Not Like Us: How Europeans Have Loved, Hated, and Transformed American Culture Since World War II. Richard Pells. (1997)

31 Dereliction of Duty: Johnson, McNamara, The Joint Chiefs of Staff and the Lies that Led to Vietnam. H.R. McMaster. (1997)

32 Disarmed and Dangerous: The Radical Lives and Times of Daniel and Philip Berrigan. Murray Polner and Jim O'Grady. (1997)

33 We Were Each Other's Prisoner's: An Oral History of World War II American and German Prisoners of War. Lewis H. Carlson. (1997)

34 Nazi Germany and the Jews. Vol. 1: Years of Persecution 1933-1939. Saul Friedlander. (1997)

35 Summer of the Gods: The Scopes Trials and America's Continuing Debate Over Science and Religion. Edward J. Larson. (1997)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Ответственный редактор Ю.Н.Рогулев

Члены редколлегии: М.А.Власова, И.М.Савельева

Выпускающий редактор В.Г.Васенин

119899,Москва, Воробьевы горы, МГУ им.М.В.Ломоносова,

1 корпус гуманитарных факультетов, Исторический факультет,

Кафедра новой и новейшей истории.

Тел.: 939-32-88. Факс: 939-52-01.

E-mail: info@



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиотека уральской государственной сельскохозяйственной академии «русское качество жизни» серия социально-гуманитарного образования

    Документ
    Автор - доктор философских наук Некрасов С.Н. изучал на протяжении многих лет мифологемы и реальную проблематику безопасности экономики в нашей стране и за рубежом.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители

    Учебно-методический комплекс
    Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда, выступает в качестве одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках
  3. Information system (19)

    Бюллетень
    В совещании приняли участие владелец НЛМК – Владимир Лисин, "Северстали" – Алексей Мордашов, ТМК – Дмитрий Пумпянский, Evraz Group – Александр Абрамов, "Мечела" – Игорь Зюзин, ММК – Виктор Рашников и др.
  4. Программа деятельности Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России

    Программа
    Основу предлагаемого сборника документов составляют материалы Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, которая состояла при главнокомандующем Вооруженными Силами Юга России.
  5. В. И. Прокопцов, научный руководитель Межвузовского учебно

    Документ
    П 13 П р о к о п ц о в В.И. Эдукология: принципиально новая наука образования. В 4 фракталах. Фрактал 1. Эдукология: Ориентировочная основа коллективно-интерсубъектной системомыследеятельности созидателей и пользователей эдукологии.

Другие похожие документы..