Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Ознакомление студентов с современными технологиями проектирования, создания и применения на практике схем и систем управления перемещением ресурсов: о...полностью>>
'Руководство'
Менеджмент это способ общения с людьми, это механизм осуществления власти и искусства управления, это особого рода умелость и навыки выполнения админи...полностью>>
'Диплом'
У навчальному виданні подаються пропедевтичні відомості з інформаційної та видавничої справи, що грунтуються на системі стандартів з інформаційної, б...полностью>>
'Документ'
В целях повышения ответственности каждого учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимся государственного стандарта, опреде...полностью>>

Главная > Лекция

Сохрани ссылку в одной из сетей:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССМОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Институт финансово-экономический

Кафедра финансов и статистики

Специальность 080105.65 Финансы и кредит

ЛЕКЦИЯ

Тема «Управление финансами»

Автор: д.э.н., профессор, академик РАЕН

Г.Н. Карандаев

Москва 2010

Содержание

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий.

Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается:

Во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм).

Во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия.

В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.

Наконец, предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово - хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.

Под финансированием предприятия понимают привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.

В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

  1. Сущность и методы управления финансами

1.1 Содержание понятия «управление финансами»

Управление характеризует совокупность приемов и методов целена­правленного воздействия на объект для достижения поставленных целей. Как сознательная целенаправленная деятельность людей управление базируется на изучении объективных закономерностей развития общества.

Вместе с тем на управление существенное влия­ние оказывает государство в лице соответствующих властных струк­тур. Управление финансами — важный составной элемент общей системы управления или отдельного субъекта хозяйствования.

В управлении финансами, как и любой другой управляемой системы, присутствуют объекты и субъекты управления. В объекты включают:

финансовую деятельность государства и конкретного хозяйствующего субъекта (предприятия, корпорации и т. д.);

обозначенные субъектом управления направления финансовой политики;

более частные по отношению к финансам стоимостные категории и параметры (основные и оборотные средства, выручка от про­даж, издержки производства, прибыль, инвестиции, капитал и т. д.);

конкретные финансовые показатели (коэффициенты): рентабельность и оборачиваемость активов и собственного капитала, плате­жеспособность и ликвидность, капиталоотдача и капиталоемкость и др.);

органы (службы) управления финансами и их персонал.

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономи­кой высоких результатов. При этом под управлением понимается сово­купность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного эконо­мического развития страны трудно переоценить. Особенно важно фор­мирование научного фундамента для разработки и осуществления прак­тических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития.

В то же время научный подход к управле­нию финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения, сглаживанию последствий неблагоприятных моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики го­сударства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответст­вующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:

а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц;

б) бездефицитного государственного бюд­жета;

в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления.

Финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими мож­но лишь через изучение и познание специфических свойств и возможно­стей этой категории.

Только управляя финансовыми отношениями, кон­кретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления явля­ются разные виды финансовых отношений.

В соответствии с классифи­кацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три ос­новные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления:

финансы предприятий;

учреждений и организаций;

страховые отноше­ния и государственные финансы.

Что касается субъектов управления фи­нансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается сово­купность организационных структур, которые непосредственно осущест­вляют управление финансами:

а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций;

б) страховые органы;

в) финансовые органы и налоговые инспекции.

Данные службы называют еще финансовым ап­паратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды фи­нансовых отношений, складывающихся в государственных и муници­пальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления фи­нансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управле­ния.

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в сле­дующих функциональных элементах:

а) планирование и прогнозирова­ние;

б) оперативное управление;

в) финансовый контроль.

Рассмотрим их подробнее.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управле­ния финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ре­сурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные на­правления их использования.

Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствова­ния.

Финансовое планирование способствует достижению пропорцио­нального и сбалансированного функционирования и развития как от­дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управ­ления финансами. На макроуровне — это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне — это составление орга­низациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских ба­лансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины ана­лиза финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Феде­ральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осу­ществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

Оно предусматривает:

зачисление доходов на единый счет федерального бюд­жета;

распределение федеральных регулирующих налогов;

возврат из­лишне уплаченных сумм доходов;

учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана озна­чает управление активами и пассивами предприятия. Управление акти­вами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в ос­новные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансо­выми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оператив­ное управление финансами предполагает принятие финансовых реше­ний на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулиро­вания их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают эко­номические методы стимулирования.

Например, в целях сокращения де­биторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

предоплату счетов;

взаимозачетные операции;

товаро­обменные (бартерные) операции;

замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;

задаток;

банковскую гарантию или поручительство;

залог;

учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное со­стояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показате­ли соответствующих финансовых планов, определяются возможные объ­емы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.

Система финансовых прогнозов содейст­вует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, вырабо­тать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнози­рование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государст­венной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъ­ектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее ха­рактерными из которых являются:

непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей;

чрез­вычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации до­полнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприят­ных последствий;

непредвиденные события, связанные с международны­ми осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлече­ния дополнительных финансовых ресурсов;

непредвиденные события в социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к ры­ночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обес­печить стабильное развитие экономики страны и нормальное функцио­нирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населе­ния, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникаю­щие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых органи­заций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельно­сти органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о дей­ствительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффектив­ности принятых управленческих решений.

Данный контроль осуществ­ляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает со­поставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста фи­нансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного ис­пользования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля.

От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плано­вой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­дательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется ка­чеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансо­вой системы государства.

Поэтому правовым вопросам финансового ре­гулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание.

Основ­ным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федератив­ное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоя­тельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное само­управление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполни­тельные органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1) Счетную палату РФ;

2) Мини­стерство финансов РФ и его органы на местах;

3) Центральный банк РФ;

4) Министерство по налогам и сборам РФ;

5) Государственный таможен­ный комитет РФ;

6) Федеральную комиссию по ценным бумагам;

7) Ми­нистерство государственного имущества РФ;

8) исполнительные дирек­ции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерст­во финансов РФ, основными задачами которого являются:

совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджет­ного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налого­вой и валютной политики РФ;

обеспечение устойчивости государственных финансов и осущест­вление мер по развитию финансового рынка;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направле­ниях социально-экономического развития РФ;

разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, со­ставление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

разработка и реализация программ государственных заимствова­ний, управление внутренним и внешним долгом РФ;

разработка и реализация единой политики в сфере развития фи­нансовых рынков РФ;

участие в разработке и проведении единой политики в сфере фор­мирования и использования государственных ресурсов драгоценных ме­таллов и драгоценных камней;

разработка единой методологии составления бюджетов всех уров­ней и отчетов об их исполнении;

осуществление финансового контроля за рациональным и целе­вым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюд­жетных фондов;

методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетно­стью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами понимается комплекс орга­низационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны.

Он включает три составляющие:

а) мониторинг (наблю­дение) за состоянием финансов;

б) правовое регулирование финансовой системы;

в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйст­вования.

Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регули­рование финансовой системы страны проводятся высшими законода­тельными органами власти (Федеральное Собрание и др.).

Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществля­ется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Управление финансов Липецкой области

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления финансов области на 2010-2012 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением администрации области от 19 декабря 2005 года № 184 «О мерах по повышению
  2. Управление финансами предприятия в рыночной экономике

    Документ
    Фин. Мен. – выражает весь процесс управления воспроизводством с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска с целью выполнения хоз.
  3. Управление финансами на местном уровне

    Документ
    Важнейшей составной частью проводимых в государствах Центральной Азии социально-экономических преобразований является реформирование бюджетной системы в целом и одного из ее сегментов – межбюджетных отношений.
  4. Управление финансами предприятия

    Курсовая
    Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени Российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических
  5. Управление финансами, выделенными на осуществление проекта план занятия: Дивизиональная система управления компанией

    Документ
    Реализация проекта требует, как правило, существенных финансовых затрат. Управление движением денежных потоков осуществляется с помощью бюджета, который является важной составляющей плана реализации проекта.

Другие похожие документы..