Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Решение'
В Тверском лицее изучение Информационных технологий осуществляется в течение нескольких лет. По программе на эту тему отводится в 8 и 9 классе всего ...полностью>>
'Документ'
Чтобы участвовать в общественной, политической, экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально ...полностью>>
'Документ'
Рассчитать передаточные функции замкнутой САУ: относительно выходной величины по задающему воздействию и по возмущению , относительно сигнала ошибки ...полностью>>
'Закон'
Єдине, систематизоване функціональне об’єднання доходів і видатків бюджету за однорідними ознаками, що забезпечує загальнодержавну і міжнародну порів...полностью>>

Главная > Лекции

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УМК по Экономике и социологии труда

1. Выписка из ГСО ВПО (дисциплина отсутствует)

2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН учебных занятий по дисциплине

Кафедра Инженерного бизнеса и управления предприятием

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН учебных занятий по дисциплине

Экономика и социология труда

Индекс специальности ИЭ курс 2 группа ИЭ – 201, 202 сем 3

Число недель

19

2009/2010 учебный, год

Лекции

1×19=19

Практ. занятия

2×19=38

Всего

57

Преподаватель к.с.н., доцент Иванова Татьяна Борисовна

НЕДЕЛИ

и дата

проведения

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ЛЕКЦИИ

Практические занятия

1 неделя

02.09.08

Введение в дисциплину

Труд как общественно-полезная деятельность

1

-Понятие «труда», «работы» в «экономики труда» и «социологии труда»

- элементы труда и процесс труда

- свойства труда

2

2 неделя

09.09.08

Понятие и роль труда в национальных культурах разных народов

1

-анализ понятия «труда», «трудовая деятельность», «человек труда» в устном творчестве различных народов

2

3 неделя

16.09.08

Виды труда и их характеристика

1

Критерии выделения видов труда

- содержание труда

- характер труда

- результаты труда

- элементы труда и степень участия человека

2

4 неделя

23.09.08

Рабочее время и соизмерение видов труда

1

- время как мера труда

- понятие трудоемкости

- редукция труда

2

5 неделя

30.09.08

Организация трудовых процессов

1

Новые тенденции в понимании сущности организации труда

- понятие организации

2

6 неделя

07.10.08

Организационное обеспечение деятельности персонала: сущность и содержание

1

- Элементы и направления ООДП

- Принципы ООДП

2

7 неделя

14.10.08

Организация социально-трудовых отношений

1

- понятие соц.-труд. отношений, субъекты, уровень и предмет

- типы социально-трудовых отношений

2

8 неделя

21.10.08

Теории организации и рационализации трудовой деятельности

1

- за рубежом в исторической перспективе

- современный этап

- в России

2

9неделя

28.10.08

Рынок труда в системе рыночного хозяйства

1

- законы функционирования

- типы и модели

- основные теории рынка труда

2

10неделя

04.11.08

Трудовые ресурсы, человек труда и занятость

1

- экономически активное население и его классификация

- рабочая сила и трудовой потенциал

- занятость: социально-экономическая сущность

2

11неделя

11.11.08

Концепции занятости в России и за рубежом

1

- труд и занятость

- классификация форм занятости

- анализ концепций занятости

2

12неделя

18.11.08

Формирование человека труда и его профессиональных качеств

1

- цели и задачи формирования человека труда

- формирование профессиональных и социальных компетенций

- специфика формирования персонала в современных условиях

- формирование персонала предприятия

2

13неделя

25.11.08

Производительность и эффективность труда

1

- понятие производительности и производительной силы труда

- интенсивность, напряженность, тяжесть и производительность труда

- эффективность труда

- анализ теорий производительности труда в России и за рубежом

2

14неделя

02.12.08

Нормирование и условия труда

1

- механизмы и методы измерения труда

- классификация затрат рабочего времени и ее использование для измерения труда

- сущность нормирования труда

- гуманизация условий труда

2

15неделя

09.12.08

Мотивация и стимулирование труда

1

- понятие и сущность мотивации труда

- мотивы: виды и сущности

- стимулировании труда и классификация стимулов

2

16неделя

16.12.08

Социальное развитие и уровень жизни

1

- социальное развитие общества и человека

- общество как социетальная и социальная системы

- факторы развития общества и человека

- качество жизни как критерий оценки социального развития общества

- факторы, критерии и показатели уровня жизни

2

17неделя

23.12.08

Управление трудом в системе рыночных отношений

1

- понятие «управление трудом»

- управление трудом на макро-и микроэкономическом уровне

2

18 неделя

30. 12.08

Эволюция трудовой этики

1

-труд в российской хозяйственной культуре.

- труд при социализме

- труд в постиндустриальном обществе

2

19неделя

08.01.09

Механизмы регуляции социально-трудовых отношений

1

- социально-трудовые отношения в индустриальном и постиндустриальном обществе

- субъекты и механизм социального партнерства

- кризис и перспективы профсоюзного движения

2

Ведущий дисциплину ____________________________________Иванова Т.Б.

Зав каф. инженерного ___________________________________Алексеенко В.Б.

бизнеса и управления предприятием

Дата

3. Описание курса

1) Иванова Татьяна Борисовна, к.с.н., доцент 1

2) Цели и задачи:

После окончания курса студент должен:

Знать и понимать

- сущность экономического и социологического подходов к труду;

- важность взаимоотношений, формирующихся вокруг труда и в процессе трудовой деятельности;

- факторы, оказывающие влияние на изменение подходов к трудовой деятельности

Овладеть навыками и умениями

- в применении социально-экономических механизмов оценки труда;

- использования субъективных факторов управления трудом и трудовыми отношениями;

- анализировать социально-экономические отношения, формирующиеся на рынке труда;

- управления трудовой деятельностью и регулирования трудовых отношений

3) Содержание курса

Изучение такой дисциплины как экономика и социология труда направлено на определение особенностей ее объекта и предмета, а также места труда и социально-трудовых отношений в экономике. Предполагается проследить эволюцию взглядов на такие понятия как «труд», «разделение труда», «характер и содержание труда», «мотивация труда», «трудовые отношения», «трудовая этика», «управление трудом» и др. во времени и пространстве. Рассмотрение этих абстрактных научных понятий происходит в экономическом, социокультурном и историческом контексте.

Основное внимание сосредоточено как на анализе методологических подходов к вышеперечисленным понятиям, так и на содержании идей. Рассматриваются также работы теоретиков, которые формируют теоретический костяк экономики и социологии труда. Наряду с признанными мировыми классиками такими как К. Маркс, М. Вебер, Ф. Тейлор, Дж. Кейнс и др., представлены современные исследователи - Э. Тоффлер, У. Бэк, Ч. Хэнди, Дж. Рифкин и др., идеи которых зачастую остаются за рамками отечественной учебной литературы.

При преподавании курса особое внимание уделяется важности мировоззренческой функции образования. Наряду с формированием конкретных знаний в ходе учебы создается некая «картина мира», позволяющая студентам иметь свой собственный взгляд на действительность. Такой подход к дисциплине позволяет закрепить базовые идеи и принципы изучаемого предмета, которые в последующем могут помочь студенту уверенно продвигаться в профессиональной деятельности и лучше ориентироваться в современной жизни.

Логика и структура работы. Первый раздел посвящен общей характеристике труда как объекта изучения в экономике и социологии труда как междисциплинарной области.

Эволюция концепции труда тесно связана с историческими формами трудовой деятельности и ее субъектами. Современное понимание труда сложилось на индустриальном этапе развития общества. Возникновение основных проблем, касающихся организации труда, трудовых отношений, занятости и безработицы Формирование теоретических концепций, ставших впоследствии классическими. Однако сегодня многие из них уже требуют переосмысления. Изменения в экономическом развитии общества и изменения в сфере труда.

Объекты анализа второго раздела - организация труда и социально-трудовые отношения на предприятии, а также вопросы управления персоналом, социального партнерства как механизма регуляции социально-трудовых отношений и корпоративной культуры.

Третий раздел посвящен особенностям рынка труда: безработице, государственной политике, разнообразию форм занятости. Рассматривается влияние глобализации социально-экономических отношений на рынок труда

В четвертом разделе рассматриваются вопросы, связанные с национальными особенностями трудовой этики и трудовых ценностей, а также организации труда и трудовым отношениям в России. Россия служит примером сочетания универсального и особенного, объективного и субъективного в конкретных национальных моделях.

Каждая глава представляет собой законченный элемент (своеобразное эссе) и может быть прочитана отдельно.

4) Дисциплина читается в 3-м семестре 2-го курса (осень).

Объем – 7,5 кредитов

Продолжительность курса – 19 недель. Лекций – 19 часов, семинаров – 38 часов.

Предварительные требования:

изучение следующих дисциплин: «Социология», «Экономическая история», «Общая экономическая теория», «Управление производством», «Философия» или «Политология».

Форма проведения занятий: лекции, семинары, коллоквиумы, тесты, решение задач, написание эссе.

Методы преподавания: интерактивный метод преподавания, построенный на партнерстве преподавателя и студента, на развитии его творческой инициативы и творческих способностей, на применении им навыков и умений автономности при поиске необходимой литературы и ее обработки. В ходе курса также подразумевается развитие как профессиональных, так и “soft” (социальных) компетенций студента для подготовки его к последующей трудовой деятельности.

6) Условия и критерии выставления оценок

Оценка полученных навыков и умений предполагает умение:

- оценивать труд с экономической точки зрения, используя математические методы расчета эффективности трудовой деятельности;

- изменять формы трудовой деятельности;

- создавать «портфель профессий»;

- использовать объективные и субъективные механизмы влияния на эффективность труда

Форма оценки знаний студента: по балльно-рейтинговой системе объем усвоенного студентом материала оценивается в кредитных единицах.

Посещаемость – 1 балла за 1 час занятия

Работа на семинарах:

- доклад – 10-20 баллов

- участие в дискуссии – от 1 и выше баллов

Другие формы работы – коллоквиумы, тесты, эссе и пр. – оценка варьируется, но требования к студентам определяются заранее.

Для автоматического получения «удовлетворительно» нужно получить 36 баллов. Для желающих повысить свой рейтинг проводится экзамен.

7) Балльно-рейтинговая система оценки знаний

«удовлетворительно» - Е=3 - 56-65 баллов; D=3+ -66-75 баллов

«хорошо» - С=4 – 76-90 баллов

«отлично» - В=5 – 91-95 баллов

А=5+ -96-100 баллов

«Неудовлетворительно»

F =2 – 0-35 баллов

FX=2+ -36-55 баллов

Темы лекций

1. Труд как общественно-полезная деятельность. Понятие труда, экономики труда и социологии труда

2. Понятие и роль труда в национальных культурах разных народов

3. Виды труда и их характеристика

4. Рабочее время и соизмерение видов труда

5. Организация трудовых процессов

6. Организационное обеспечение деятельности персонала: сущность и содержание

7. Организация социально-трудовых отношений

8. Теории организации и рационализации трудовой деятельности

9. Рынок труда в системе рыночного хозяйства

10. Трудовые ресурсы, человек труда и занятость

11. Концепции занятости в России и за рубежом

12. Формирование человека труда и его профессиональных качеств

13. Производительность и эффективность труда



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Иванова Татьяна Борисовна недели и дата проведения виды и содержание учебных занятий лекции (1)

    Лекции
    Владеть: навыками отбора и подбора кадров; навыками разработки профессиональных компетенций для конкретного предприятия или отрасли; навыками составления баланса трудовых ресурсов и прогнозирования развития рынка труда.
  2. Иванова Татьяна Борисовна недели и дата проведения виды и содержание учебных занятий лекции (2)

    Лекции
    Обсуждение кейсов, связанных с профессиональными и социальными компетенциями организаторов бизнес-процесса, а также форм отбора и подбора кадров (предварительный отбор,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и система трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения;
  4. Кириченко Елена Борисовна Подготовка будущих социальных педагогов в вузе к работе с детьми-сиротами 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования диссертация

    Диссертация
    Актуальность исследования. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует
  5. Промежуточный отчет о развитии проекта№1 Дата: 31/03/2007

    Публичный отчет
    5.3.2 Касательно задачи 2.2. Выработка методов анализа и оценки процесса принятия решений и финансового прогнозирования в управлении местным бюджетом 22

Другие похожие документы..