Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Добровольчество - это служение. Социальное добровольчество, как регулярное служение, в России существует с давних времён. В какой-то период оно стано...полностью>>
'Курсовая'
ИБС. Стенокардия напряжения ФК II. Пароксизмальная мерцательная тахиаритмия. ХСН II А ст , IФК. Гипертоническая болезнь III. Степень АГ 2 . Атероскле...полностью>>
'Документ'
Как и прежде, на этой выставке собираются сильнейшие собаководы России со своими титулованными четвероногими друзьями. И не столь важна победа, главн...полностью>>
'Курсовая'
Начиная размышлять о детской журналистике, невозможно не остановиться на её связи с детской литературой. Можно сказать, детская журналистика выросла ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Институт международных отношений

каф. Международных отношений и американистики (ауд. 5505)

Котляр Надежда Васильевна, ст. преп.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТМО

Концепции и теоретико-методологические подходы в изучении МО

Тема 1. Объект и предмет ТМО. Основное направление исследований в области международных отношений. Теория международных отношений (ТМО) представляет собой одну из научных и учебных дисциплин, направленных на изучение такого многопланового объекта исследования как международные отношения. Появлению в науке о международных отношениях этой самостоятельной отрасли научных знаний способствовал ряд обстоятельств. В частности, такие события первой половины ХХ века как две разрушительные мировые войны и создание ядерного оружия, привели к объективной необходимости теоретического осмысления международных отношений, выявлению внутренней логики и закономерностей международных отношений, знание которых позволило бы повысить предсказуемость изменений, происходящих в данной сфере социальных отношений, и управляемость международно-политическими процессами.

Таким образом, теория международных отношений стала формироваться как «сумма» множества теорий о том, что представляют собой система международных отношений, участники международных отношений, их цели, закономерности поведения и т.д. Центральную методологическую роль в формировании теории играет идеализированный объект (его идеальная модель)   модель исследуемой части реального мира в совокупности важнейших для этой реальности связей. Создание в рамках ТМО систематизированного знания об объекте исследования (международных отношениях) и предмете исследования (теориях МО) вызвало появление целого ряда спорных вопросов.

Наибольшие разногласия в определении международных отношений как всей совокупности отношений, возникающих в ходе многомерных контактов основных субьектов (акторов) на международной арене вызывает расшифровка термина «актор» или «субъект». Большинство исследователей сходятся на том, что главным действующим лицом и основным элементом МО является государство. Определяющая роль государства в идентификации объекта объясняется тем, что вместе с государством появляется понятие границы – воображаемой линии, отделяющей «нас» от «них». Граница зримо показывает пределы МО и придает «физический смысл» понятию. Без возвращения к идее государства пришлось бы отказаться от утверждений о специфике международной (межгосударственной) сферы. Таким образом, государство стало основным компонентом всего «международного», поскольку без государства нет и международных отношений. Можно отметить некоторые характеристики государства, позволяющие признать государство главным действующим лицом на международной арене:

  • обладает способностью и моральным правом производить и использовать наиболее эффективные инструменты принуждения, в т.ч. военные средства;

  • опирается на ресурсы своих экономик;

  • опирается на лояльность граждан;

  • имеет осознанные, долгосрочные интересы, борьба за реализацию которых способствует формированию альянсов, конфликтов, т.е. наполняет содержанием функционирование системы МО.

Теоретические представления о ведущей роли государства в сфере МО (государственном центризме) являются наиболее распространенным направлением исследований в области МО. Основные закономерности, государственно-центристской системы:

  1. Главным действующим лицом МО является государство, а формами его международной деятельности – дипломатия и стратегия.

  2. Государственная политика существует в двух разновидностях: внутренней и внешней (международной), между которыми имеется как взаимосвязь, так и существенные различия, в силу которых международная политика государства обладает хотя и относительной, но в то же время весьма значительной автономией.

  3. Основа основ всех международных действий государства    национальном интерес, наиболее существенными составными элементами которого являются безопасность, выживание и суверенитет.

  4. Потребность в защите и продвижении национального интереса вызывает необходимость обладания как можно более мощным военным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от природных, экономических и иных ресурсов государства. Поэтому МО – это силовое взаимодействие государств, баланс сил, в кот. преимущества с точки зрения национальных интересов имеют наиболее мощные державы.

  5. В зависимости от распределения мощи между наиболее крупными с т.з. военного потенциала государствами – т.н. великими державами – баланс сил может принимать различные формы, или конфигурации: биполярную, трехполюсную, мультиполярную и т.д. (Подробнее см.: Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М., 2002.   С. 84-85)

Основные понятия и термины.

Актор (лат. aktor – деятель. Букв. – «актёр») – субьект международно-политических отношений; «действующее лицо» на международной арене. В сфере МО актор – любой авторитет, любая организация, любая группа и даже любой индивид, способный играть определенную роль, оказывать влияние.

Международные отношения (МО). Русскоязычное понятие существенно расходится с вроде бы родственным ему в английском – языке, на котором почти исключительно создавались пока наука о международных отношениях и теория международных отношений. «International relations» значительно более богато смыслом и содержательным контекстом. Relations – тождественно “отношениям”. Inter- приставка имеет 2 значения: в определенной группе, социальной среде (among) и между кем-то, кто разделен пространством, чем-то еще, но одновременно и соединен, сцеплен друг с другом этим разобщающим их пространством (between).

Nation – является целой концепцией и в этом своем качестве означает не “народ” и не “нацию”, но определенный тип государства – мононационального или с доминированием ведущего этноса; государства, сложившегося в Европе параллельно со становлением капитализма, как своего рода предпосылка и первый его результат. International relations – в строгом смысле этих слов – отношения между государствами вполне определенного социально-исторического и политико-экономического типа, притом отношения, складывающиеся и действующие в среде именно таких (а не иного типа) государств (Подробнее см.: Косолапов Н.А. Явление международных отношений: историческая эволюция предмета исследования // Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений.   М., 2002.   С. 36-68. С. 37).

Теория международных отношений (ТМО) – совокупность множественных концептуальных обобщений, представленных полемизирующими между собой теоретическими школами и составляющих предметное поле относительно автономной дисциплины (Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. Пособие. – М., 2002.   С. 95. См. также: Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., научн. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. – М., 2003. - С. 21).

Теория» (лат.) – наблюдение, исследования может также употребляться в «широком» и «узком» смыслах. Весь комплекс наук о международных отношениях (историю международных отношений, историю дипломатии, международную экономику, международное право, теорию международных отношений и т.д.) обозначают теорией в широком смысле слова. Под «широким» смыслом понимается максимальный комплекс представлений о выбранном объекте. В таком случае слово «Теория» пишут с большой буквы. В «узком» смысле под теорией подразумевается наблюдение, исследование более конкретного объекта. Так, дисциплина ТМО для комплекса наук о международных отношениях будет являться теорией в узком смысле слова. Если обозначить дисциплину ТМО теорией в широком смысле слова, то «узкими» теориями будут, например, теория войны, теория международных режимов, концепции безопасности и т.д. (Подробнее см.: Косолапов Н.А. Тема 6. Теория международных отношений: предмет анализа и предмет теории (введение в теорию) // МЭиМО.   1998.   №11. – С. 47-57).

Традиция (лат. повествование, передача) – исторически сложившиеся порядки, правила.

Тема 2. Этапы становления международно-политической науки. Европейские интеллектуальные традиции. Исследования международных отношений зародились в период Античности. Среди развивавшихся в этот период взглядов на природу отношений между народами, странами, государствами выделяются две идеи: идею «силы и порядка» и «космополиса», сопоставимые как «война» и «безопасность», «сила» и «разум», «государственный эгоизм» и «всемирная организация» (см.: Косолапов Н.А. Тема 1. Теоретические исследования международных отношений (Историко-интеллектуальный фон и этапы становления науки) // МЭиМО.   1998.   №1.   С. 82-93). Развитие этих идей, продолжающееся до сегодняшних дней, сформировало основу двух противоборствующих теорий МО, получивших название политического реализма и либерально-идеалистической парадигмы. Общей чертой этих идей был нормативный (от слова «норма») подход авторов: международные отношения не столько описывались и изучались, сколько декларировались.

В европейской духовной и политической традиции осмысление МО было тесно связано с идеями и практикой христианства, в частности идеей всеобщности и единства христианского мира (единого религиозного пространства), универсальности жизненного пути смертных перед лицом единого высшего Бога, единой системы общественных отношений («ни эллина, ни иудея»). Однако заповедь «Богу – богово, кесарю – кесарево» сделала решающий шаг к последующему разделению религиозных и светских институтов. В период перехода к Новому времени (ХIV-ХVI вв.) проходит фактическая реабилитация светской власти и ее конкретной формы – государства. На первый план выходят проблемы межгосударственных отношений, а именно отношения войны и мира, основой для теории МО стал «вестфальский рубеж» 1648 г. – опыт возникновения и усиления суверенных государств.

Христианское происхождение как европоцентристской системы МО, господствовавшее в мире до второй половины ХХ в., так и изначально теоретическое представление об этой системе и ее природе одним из следствий имело то, что практически до конца ХIХ в. в изучении международной жизни господствовало 3 теоретико-методологических постулата: 1) МО – отношения между государствами, причем государство – нечто целостное; 2) МО рассматриваются как некое взаимодействие, в ходе и результате которого происходит переплетение экономических, политических, идеологических, военных компонентов силы и могущества государства; 3) объектом исследования оставалась европоцентристская по сути всего лишь европейская система МО.

Тема 3. «Рациональная» теория политического реализма рассматривает МО, как и любой феномен, с точки зрения всякой политики, в т.ч. и международной, абстрагируя сферу политики от других областей социальных отношений. Исходный пункт теории реализма – человек, природа которого изначально не добродетельна. Люди «в естественном состоянии»   состоянии «войны всех против всех» равны от природы, в том числе и в возможности причинить вред друг другу. Правительство (правитель), таким образом, является воплощением единства и иерархии, власть которого не противоречит человеческой природе и является справедливой постольку, поскольку не противоречит разуму.

Государства на международной арене находятся в «естественном состоянии» то есть, как люди, в состоянии «войны всех против всех». Государства стремятся к обладанию еще большей силой и готовы ее применить (или угрожать ее применением), отстаивая свои интересы. Соображения безопасности приводят государства к необходимости постоянно наращивать силовой потенциал и следить за потенциалом возможных противников, чтобы избежать роли подчиненного (нарушения баланса сил, перевеса сил).

Возникновение школы неореализма связывают с публикацией кн. К. Уолца «Теория международной политики в 1979 г. Сам термин отражает стремление ряда американских исследователей (К. Уолца, Р. Гилпина, Д. Грико, Д. Миршаймера) исходить из целостности мира, из существования глобальной системы, а не отдельных государств, которые являются ее элементами. Поведение государств – «бильярдных шаров» объясняется свойствами «структуры» («бильярдного стола»), рамками которой ограничены государства.

Центральные понятия реализма: сила (угроза силы), стремление к обладанию силой, национальный интерес (безопасность), рациональное поведение, «естественное» состояние МО, баланс сил. Термины «добра» и «зла».

Основные понятия и термины

Баланс сил – относительно равномерное распределение силового потенциала между возможными противниками.

Структура – ряд ограничений, порождающих расхождение между намерением и результатом (К. Уолц). Структура – совокупность сдерживающих факторов, приводящих к расхождению между намерением и результатом (см.: Сандерс Д. Международные отношения: неореализм и неолиберализм // Политическая наука: новые направления /Пер. с анг. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой. Научный редактор Е.Б. Шестопал. – М., 1999.   С. 410-424).

Тема 4. Либерально-идеалистическая парадигма. Исходный пункт теории – универсальные ценности и идеалы. Человек – «абсолютный гражданин своей личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный» (Дж. Локк). Люди «в естественном состоянии»   состоянии полной свободы и равенства   обладают естественными и неотъемлемыми правами человека: право на жизнь, свободу, владения (что и составляет собственность). Для всех без исключения действует закон природы   общий для всех, присущий каждому от рождения, по которому «все человечество представляет собой одно сообщество, человеческий род, который в лучшем виде есть некое согласие» (Д. Алигьери).

Права человека в естественном состоянии не надежны, ему (его собственности) постоянно угрожает посягательство других. Потому люди объединяются в общество ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений. Управление обществом происходит по воле большинства его представителей. Обязательным условием для сохранения собственности является действие закона – нормы справедливости, основанием которого стал закон природы. Такое понимание безопасности заложило основу традиции «мира через закон», а также основы понятия «коллективная» безопасность.

На международной арене право действовать имеет большинство, и это большинство – не обязательно должно состоять из глав государства, и может состоять даже из частных лиц, правительственных и неправительственных организаций. В 1980-х формируется теория неореализма (Р. Кохейн, Дж. С. Най, Х. Милнер и др.), основным понятием которой становится «комплексная» взаимозависимость (Р. Кохейн), сама собой заменившая идею коллективной безопасности. Новая идея не отрицает «классических». Напротив, глобальное взаимопроникновение международных процессов является еще одним доказательством будущего МО   мирового порядка, основанного на либеральной демократии и индивидуальных правах человека.

Центральные понятия: свобода (индивидуальная свобода), права человека, всеобщее законодательство, право-мораль, мир (человеческий род, «космополис»), «вечный мир», комплексная взаимозависимость, глобализация, падение роли государства.

Основные понятия и термины

«Комплексная» взаимозависимость состоит в экономическом взаимопроникновении в смысле международной торговли и перетока капиталов (причина явления – интернационализация мировой экономики); в общей заинтересованности государств в предотвращении крупной ядерной войны; в общей заинтересованности в предотвращении экологической катастрофы (см.: Кеохейн Р.О. Международные отношения: вчера и сегодня // Политическая наука: новые направления /Пер. с анг. М.М. Гурвица, А.Л. Демчука, Т.В. Якушевой. Научный редактор Е.Б. Шестопал. – М., 1999. - С. 438-450).

Либерализм (от лат. liberalis – свободный)  учение и общественно-политическое течение, рассматривающее политическую жизнь с точки зрения обеспечения приоритета, защиты и выражения прав личности, содержащее установку на обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида.

Тема 5. Марксистская (социалистическая) парадигма. Исходный пункт теории классического марксизма – экономические отношения. Общество   совокупность социальных отношений – образовалось, когда люди вступили в товарно-денежные отношения (отношения обмена). Отрицательным результатом стало закрепощение и бесправие трудящегося человека, последовавшее за формированием пролетариата – особого сословия, ставшее результатом разложения всех сословий. Вместе с тем человек – высшее существо для человека. Следовательно, необходимо полное возрождение человека путем создания нового строя – строя социальной справедливости.

Последователи классического марксизма полагают, что, подобно тому, как в обществе есть два сословия положительные и отрицательные представители (сословие-паработитель и сословие-освободитель), на международной арене также действуют два социальных класса: всемирная буржуазия и мировой пролетариат. Международные отношения, таким образом, имеют эксплуататорскую (империалистическую) природу и представляют собой борьбу этих двух классов.

Исходный пункт теории неомарксизма (С, Амин, И. Валлерстайн и др.)   «мир-система» и «мир-экономика». Акторами мира-системы, в котором выделяют центр, периферию и полупериферию (слаборазвитые государства и регионы) являются «государства-классы» и «регионы-классы». В современном мире происходит рост разрыва между центром и периферией, формирование несимметричной взаимозависимости в пользу США. Выход из сложившейся ситуации   антисистемный разрыв, способствующий освобождению от эксплуатации и установлению социализма во всем мире (о содержании понятий «периферия», «центр» и процессе глобализации см.: Шинковский М.Ю. Российский регион: становление политического режима в условиях глобализации. Монография. – Владивосток, 2000.   С. 150-172) .

Основные понятия и термины.

Международные отношения в теории реализма – анархия, состояние «войны против всех» (в этой войне участвуют только государства). Международные отношения в либерально-идеалистической теории   отношения «обществ», т.е. различных объединений людей, протекающие по законам (нормам права и морали). Но эти отношения также представляют собой анархию, потому что каждое «общество» свободно в стремлении реализовать свои права. Международные отношения в теории марксизма – отношения в глобальной мировой системе, которые характеризуются борьбой мирового капитализма и международного рабочего класса. Международные отношения в теории неомарксизма   глобальная система многообразных экономик, государств, обществ, идеологий, культур.

Мир-экономика (или мировое хозяйство) – не столько сумма экономических отношений в мире, сколько система взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически наиболее сильные из них (см.: Цыганков П.А. Теория международных отношений: Учеб. пособие. – М., 2002. – С. 150). Основные черты современной мир-экономики: всемирная организация производства; рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве; интернационализация капитала и рынков продуктов при одновременной сегментации рынка труда, стандартизации моделей потребления; уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и связанная с этим глобальная тенденция «финансизации» (высоки %%-ные ставки, «плавающие» обменные курсы, свобода спекулятивных трансфертов) и повсеместная приватизация.

Мир-система – общность с единой системой разделения труда и множественностью культурных систем. Отсюда логически следует, что могут существовать две разновидности такой системы – с общей политической системой и без нее. Мы можем описать их соответственно как мир-империю и как мир-экономику (Валлерстайн И. Система переживает коллапс. Режим доступа: /slovo/philos/polit/vallerst01.htm). Определяющим культуры капиталистического мира-системы И. Валлерстайн называет либерализм.

Марксизм – целостное учение, созданное во второй половине ХIХ в. немецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом. Философско-историческая доктрина марксизма исходила из признания закономерного поэтапного движения общества от одной «общественно-экономической формации» к другой посредством социальных революций, совершаемых исторически передовым классом. Высшим типом общественно-экономической формации признавался «коммунизм», как форма реализации рабочим классом своей исторической миссии. В качестве причины исторически-восходящего движения признавались изменения в способе производства, обмена и потребления материальных благ и сопровождавшая их классовая борьба.

Теория социальной истории. Основу марксистской теории социальной истории, помимо идеи развития, составила гипотеза, что развитие подчиняется неким объективным (т.е. зависящим от воли человека) закономерностям и потому проходит через ряд сменяющих друг друга непременных для всех субъектов развития качественных этапов – формаций. Главным критерием и решающим признаком последней марксизм избрал способ производства, соответственно и формации назывались «социально-экономическими». Признавалась, однако, специфичность развития и проявлений одной и той же формации у разных народов. Каждая формация, в свою очередь, имеет собственные этапы (эпохи, периоды) развития, что определяет социально-историческое качество конкретных обществ как субъектов развития. По мере формационного перехода стран, народов, человечества от «низших» формаций и этапов к «высшим» должны меняться, развиваться и усложняться международные отношения.

Социализм (от лат. socialis – общественный) – 1) совокупность различных учений, проповедующих радикальное изменение хозяйственного правопорядка путем устранения частной собственности и свободной конкуренции. Социализм стремился к тому, чтобы подчинить частный интерес общей пользе, изъяв производство и распределение продуктов из ведения частного интереса, поставив на его место регламентацию. 2) общественный и государственный строй, приходящий на смену капитализму; первая фаза коммунизма; основной принцип социализма: «От каждого по способностям, каждому – по труду». При социализме власть принадлежит трудящимся, упразднена частная собственность на основные средства производства и господствует общественная, коллективная собственность в двух ее формах: общегосударственной и кооперативно-колхозной; ликвидированы эксплуататорские классы и причины, порождающие эксплуатацию человека человеком.

Тема 6. Проблема закономерностей международных отношений. Понятие закона в сфере МО имеет относительный характер. Причина такого явления   невозможность точного повторения общественного факта или события (Цыганков П.А.), вероятность как основание всякой деятельности в сфере МО и непредсказуемость человеческих решений (Р. Арон) и человеческой природы (Ж.-Б. Дюрозель), относительность и не окончательность любого объяснения в МО (Ж. Уинцигер).

Закономерности в МО проявляют себя как повторяемость, и имеют достаточно относительный характер, немногочисленны. Наиболее общими являются 5 закономерностей, сформулированных в рамках государственно-центристской парадигмы (см. тему 1). В сфере МО действуют закономерности менее общего порядка   «временные правила»   хорошо систематизированные наблюдения и «рецепты», отражающие уровни менее общего порядка, чем совокупная история человечества: данной эпохи; данного географического региона; данного политического режима.

В сфере МО действуют так называемые детерминирующие факторы: национальный интерес и структура международной системы; взаимозависимость; мировая экономика. Относительно бесспорные закономерности, признаваемые всеми теориями МО: рост взаимозависимости, транснациональные отношения международного общества, необходимость международного права.

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МО



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. Г. Чернышевского Институт истории и международных отношений международные отношения учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие
    Итоговая государственная аттестация выпускника университета, обучавшегося по специальности 030701 (350200) – международные отношения, предусматривает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и сдачу
  2. Международные отношения пособие по изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов IV курса специальности 030602

    Планы семинарских занятий
    Данное пособие издается в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ГСЭ.02 «Современные международные отношения» по Учебному плану для студентов специальности 030602 IV курса дневного обучения, утвержденному в 2001г.
  3. Программа государственного экзамена по теории и истории международных отношений специальность

    Программа
    Программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030701 Международные отношения.
  4. Программа курса утверждена на заседании Кафедры европейской интеграции Факультета международных отношений мгимо (У) мид россии. Протокол заседания № от 2009 г

    Программа курса
    Программа курса “Теории международных отношений и региональной интеграции” входит в магистерскую программу «Зарубежное комплексное регионоведение» и составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню
  5. Программа курса «социология международных отношений» (62 академических часа)

    Программа курса
    Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2 г.

Другие похожие документы..