Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Оргкомитет располагается по адресу: 4 5, г. Волгоград, пр. Ленина, д.98, офис 201. Ответственный за организацию конференции - Огарков Александр Алекс...полностью>>
'Документ'
0 , 03, 04.10 Участие в гала-концерте «Софиевские зори» Г.Умань Руководители СК 8.10 День морского факультета Актовый зал СК Руководители СК конец ок...полностью>>
'Документ'
В своём выступлении с онлайн-лекцией, организованной РИА «Новости» в октябре 2009 года, в рамках научно-просветительского клуба "Мозаика знаний&...полностью>>
'Документ'
Ухаживая за лицом самым тщательным образом, мы нередко начисто забываем о теле. Между тем кожа тела нуждается в тех же процедурах, причём с не меньше...полностью>>

Главная > Методические рекомендации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков без­опасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.— 48 с

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы профилактики дет­ского дорожно-транспортного травматизма, организации и содержания образо­вательного процесса по основам безопасности дорожного движения с учащимися 1-11 классов, даны образцы тематических планов, обучающих программ, раскрыты новые педагогические технологии в формировании у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Раскрыты принципы, формы и методы воспитания и обучения детей и подрост­ков основам безопасности дорожного движения с учетом уровня их психического и физического развития. Показана роль подразделений Госавтоинспекции в органи­зации профилактических мероприятий во внеурочное время, работе с родителями, методическом обеспечении общеобразовательных учреждений детей. Определе­ны основные показатели эффективности профилактики детского дорожно-транс­портного травматизма.

В методических рекомендациях использованы иллюстрации из учебных кни­жек-тетрадей «Дорожная безопасность» (М. Издательский Дом Третий Рим, 2007).

Содержание

Предисловие 4

Раздел 1. Организация и содержание образовательного процесса по основам
безопасности
дорожного движения в начальной школе с учащимися 1 -4 классов 6

Глава 1. Психофизиологические и возрастные особенности

восприятия информациипо основам безопасности

дорожного движения младшими школьниками 6

Глава 2. Принципы и методы обучения младших школьников

основам безопасности дорожного движения 8

Глава 3. Принципы и методы воспитания младших школьников

правопослушному поведению на улицах и дорогах 12

Глава 4. Образцы тематических планов, обучающих программ

и отдельных уроков по формированию у младших школьников

навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте 17

Глава 5. Типичные ошибки педагогов в обучении младших школьников

Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах 19

Глава 6. Новые педагогические технологии в организации образовательного

процесса по основам безопасности дорожного движения в начальной школе 21

Глава 7 .Перечень знаний, умений и навыков,

которыми должны владеть младшие школьники 26

Глава 8.Организация и содержание профилактической работы

с родителями младших школьников 27

Раздел 2. Организация и содержание образовательного процесса

по основам безопасности дорожного движения с учащимися 5-11 классов 31

Глава 1. Примерные тематические планы проведения занятий

по основам безопасности дорожного движения с учащимися 5-9 классов 31

Глава 2. Использование новых педагогических технологий в организации

образовательного процесса с подростками и старшеклассниками

по основам безопасности дорожного движения 34

Раздел 3. Роль подразделений Госавтоинспекции в организации в
общеобразовательных
учреждениях профилактики детского
дорожно
-транспортного травматизма 40

Глава 1 Взаимодействие работников Госавтоинспекции

с педагогами общеобразовательных учреждений в организации

профилактики детского дорожно-транспортного травматизма 40

Глава 2. Участие работников Госавтоинспекции в организации

профилактических мероприятий с детьми и подростками во внеурочное время 43

Глава 3. Участие работников Госавтоинспекции в методическом

обеспечении деятельности педагогов общеобразовательных учреждений 44

Заключение 45

Список литературы, рекомендуемой педагогам

общеобразовательных учреждений 46

Предисловие

Актуальность и практическая значимость формирования у детей и подростков 1авыков безопасного поведения на улицах и дорогах подчеркиваются высокими татистическими показателями количества дорожно-транспортных происшествий ЦТП), числа погибших и раненых детей.

За последние пять лет в России погибли 7574 и ранены 116 012 детей и подрост-эв до 16 лет. Число пострадавших детей за этот период увеличилось на 13,6%.

В 2004-2006 годах в каждом восьмом дорожно-транспортном происшествии ГГП) пострадал ребенок. Дети составили десятую часть от общего числа постра-авшихв ДТП.

В целом анализ сложившегося положения с детским дорожно-транспортным швматизмом (ДДТТ) свидетельствует о низкой эффективности, действующей в ране, системы профилактики дорожно-транспортного травматизма, воспитания обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения.

Правовой основой обязательного проведения дидактических занятий с детьми подростками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопас-сти дорожного движения», в котором изложено следующее: «Обучение граждан авилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеоб-зовательных, специальных образовательных учреждениях различных организа-онно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образователь-й деятельности в установленном порядке» (п. 1 ст. 29).

Анализ нормативных правовых актов Минобрнауки России показал, что по осно-

л безопасности дорожного движения самостоятельного предмета не существует,

тдельные вопросы (выборочно) по безопасному поведению детей и подростков

улицах и дорогах изучаются только в рамках предметов «Окружающий мир» (1-4

юсы), «Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)»(5-8 классы), «Тех-

югия» (для межшкольных учебных комбинатов, 9-11 классы). Отдельные темы по

авилам дорожного движения изучаются также в рамках профильного обучения

предмету «Сельскохозяйственная техника» и оборонно-спортивному профилю).

В учебных планах выбор тем занятий по основам безопасности дорожного дви-

1ия носит случайный, ничем не обоснованный характер и не всегда практически

чим для изучения учащимися общеобразовательных учреждений.

В большинстве субъектов Российской Федерации имеются тематические пла-

типовые и авторские программы обучения детей и подростков основам без-

сности дорожного движения (региональный компонент или компонент, само-

тгельно устанавливаемый общеобразовательным учреждением).

именно общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии и др.)

потея основными звеньями системы образования, где дети и подростки мо-

и должны получить необходимые им знания Правил дорожного движения

Ц), умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах,

эгах и в транспорте.

)днако в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствуют про-:ионально подготовленные педагогические кадры для организации образова-ного процесса по воспитанию и обучению детей и подростков основам без­ного дорожного движения.

На сегодняшний день имеющаяся учебно-методическая литература и нагляд­ные средства обучения по тематике дорожной безопасности в значительной степе­ни устарели и не соответствуют действующим Правилам дорожного движения, что создает определенные трудности в организации образовательного процесса.

Цель данных методических рекомендаций - разработать научно обоснованные методические материалы для педагогов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий и др.): тематические планы, психологические и педагогические рекомендации по организации образовательного процесса и проведению дидак­тических занятий во внеурочное время по целенаправленному формированию у детей и подростков умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с учетом психофизиологических и возрастных особенностей их поведения в до­рожной среде. Обучение основам безопасности дорожного движения имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и раз­витие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД, а с другой — творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций. Решение этой задачи возможно при построении образователь­ного процесса по трем основным видам деятельности:

• обучение детей и подростков теоретическим знаниям (вербальная информа­ция, излагаемая педагогом на основе современных педагогических техноло­гий);

• самостоятельная творческая работа учащихся (изучение иллюстраций, выпол­нение креативных заданий, обучающих и развивающих их познавательные спо­собности, необходимые им для правильной, безопасной ориентации в дорож­ной среде);

• практическая отработка координации движений, двигательных умений и навы­ков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использова­нием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Образовательный процесс должен иметь практическую направленность на обе­спечение безопасности детей и подростков, формирование у них самооценки, са­моконтроля и самоорганизации применительно к сфере дорожного движения. В отличие от других учебных дисциплин учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопас­но вести себя на улицах и дорогах. А для этого образовательный процесс должен быть непрерывным, систематическим (по тематическим планам), регулярным (без пропусков или замен), построенным с учетом уровня психического и физического развития учащихся.

Раздел 1. Организация и содержание образовательного

процесса по основам безопасности дорожного движения в

начальной школе с учащимися 1-4 классов

Глава 1. Психофизиологические и возрастные особенности

восприятия информации по основам безопасности

дорожного движения младшими школьниками

В зависимости от возраста и различий в развитии познавательных процессов иладшие школьники по-разному воспринимают информацию по основам безопас­ности дорожного движения.

Так, для 7-летних детей существенным является эмоциональное восприятие, соторое сводится к узнаванию и называнию формы и цвета объектов и предметов. Нтобы привлечь внимание первоклассников к иллюстрациям по дорожной тематике, )ни должны быть яркими, красочными, способными оживить образное мышление.

Одни дети лучше воспринимают информацию на слух, а читать и писать не лю-5ят. Другие, наоборот, лучше усваивают зрением, с удовольствием разглядывают )исунки. Многие вообще не могут долго сидеть на одном месте, им надо двигаться, юходить по классу, посмотреть все, что их интересует.

В этом возрасте внимание неустойчиво. Дети легко отвлекаются, обращают !нимание на интересное, необычное (непроизвольное внимание). Первоклассники ю имеют внутренних средств саморегуляции. Поэтому важно использовать разно-)бразные методы обучения: рассказ, объяснение, самостоятельную работу с учеб-юй книжкой-тетрадью, игру, экскурсию.

Воображение у детей статично, они не видят изменений и взаимосвязи меж-\,у картинками и реальными объектами и предметами. Используя приемы по-ледовательного осмотра предметов, явлений, выделяя их признаки (форма, 1вет, размер и т.д.), можно постепенно синтезировать восприятие с вниманием | мышлением. Целью занятий должно быть формирование и развитие у детей |роизвольного внимания. При достаточно развитом внимании можно говорить о аблюдательности как свойстве личности, необходимом для безопасного пове-,ения на улицах и дорогах.

От 7-летних детей нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в оем случае нельзя перегружать их непонятной дорожной информацией. Самокон-роль запоминания происходит пока только на уровне узнавания. Дети видят зна-омые картинки (дорожные знаки, дорогу и т.д.), и им кажется, что они все знают и апомнили. На самом деле необходимо формировать у первоклассников приемы смысленного запоминания (делить материал на смысловые единицы, проводить ренировку и сопоставление), а также приемы воспроизведения, распределенного о времени, и самоконтроля запоминания.

У первоклассников непроизвольное запоминание эффективнее произвольного, место увеличения объема знаний следует обращать внимание на точность образов понятий, которыми они пользуются. Учащиеся уже способны к некоторым обоб-1ениям, поэтому важно учить их объединять знакомые предметы в категории. На-ример, автомобиль, автобус, трамвай и т.п. можно определить одним понятием — эанспорт. При этом следует иметь в виду, что знания у школьников младших классов :егда связаны с речью: они знают только то, что могут объяснить своими словами.

О предметах, объектах и явлениях дорожной среды дети часто судят односто­ронне, по единичным внешним признакам. Умозаключения опираются на нагляд­ные предпосылки, данные в восприятии. Выводы делаются не на основе логиче­ских аргументов, а путем соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.

В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения, ко­торые действуют лишь в ситуациях, аналогичных изученным на занятиях. Однако реальная дорожная обстановка вынуждает отступать от предполагаемых конкрет­ных действий. Это связано с изменчивостью дорожных условий, а также индивиду­альностью личности ребенка.

Эффективность обучения состоит именно в том, чтобы учащиеся не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно ре­агировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут под­стерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта.

Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные в конечном счете на сохранение их жизни и здоровья. Если запретов много, ре­бенок неизбежно станет их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно». Первоклассники очень подвижны, для них обязательно нужно разработать специальные упражнения в дидактических и ролевых играх для поддержания мышечного тонуса, отработки внимания, наблюдательности, произвольных действий, развития двигательной координации. Педагог началь­ной школы проводит занятия по всем предметам учебной программы, поэтому целесообразно давать некоторые понятия по дорожной тематике и на других уроках, а моторику учащихся развивать упражнениями (например, по переходу улицы) на уроках физкультуры.

У детей 8-летнего возраста произвольное внимание развито гораздо лучше. Умение направлять внимание на те объекты и предметы, на которые указывает пе­дагог, уже сформировано, приобретено в процессе обучения. Второклассники уме­ют читать и писать, поэтому можно давать им письменные задания при изучении наглядно-иллюстративного материала. В формировании произвольного внимания важны четкая внешняя организация действий ребенка, показ ему образцов, с по­мощью которых он может управлять своим сознанием.

Эффективность запоминания словесных выражений у 8-летних детей даже выше, чем наглядных рисунков, плакатов. Это объясняется интенсивным формиро­ванием приемов осмысленного запоминания дорожной лексики. Вместе с тем важ­ное значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому на учебных занятиях приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно использо­вать применительно к словесной и наглядной информации по правилам безопас­ного поведения на улицах и дорогах.

Воображение у второклассников развивается с ростом числа признаков и свойств образов, которые они представляют мысленно. Более полно и конкретно 8-летние дети воссоздают картину дорожной ситуации, в которой есть элемен­ты взаимосвязи действий, объектов и предметов дорожной среды. Конкретность мышления отчетливо проявляется, когда школьники встречаются с новой, необыч­ной задачей. Ребенку трудно отделить слово от предмета, и мышление носит ха­рактер короткого замыкания, когда от заданного вопроса он делает прямой вывод к ответу, не задумываясь об условиях, которые надо сопоставить.

При обучении второклассников педагог должен раскрывать связи между от­дельными элементами реальной дорожной среды и словесными понятиями. Детям зкучно и неинтересно заниматься тем, что им непонятно и трудно, они быстро от-злекаются от занятий.

Большую роль в обучении играет речь ребенка. Он рассуждает и критически оце­нивает неправильные действия, поступки персонажей из сюжетных картинок. Надо эазвивать речь как средство познания окружающего мира, побуждать учащихся чаще задавать вопросы и передавать речью то, что они видели на улицах и дорогах.

В 9-10-летнем возрасте происходит скачок в психическом и физическом раз­витии ребенка. Благодаря активизации лобных долей головного мозга появляется способность принимать самостоятельные решения на основе конкретной инфор­мации от органов чувств и абстрактной вербальной — от взрослых.

Внимание у детей данного возраста вполне устойчивое и произвольное. Они мо-ут контролировать свое поведение в зависимости от собственных установок и до-южной обстановки. Ускоряется реакция на ожидаемый сигнал, однако на непред-зиденную ситуацию она значительно замедляется. Если сигнал опасности настигает эебенка внезапно, он на какое-то время теряется и реагирует с опозданием.

Изменяется и характер мышления. Дети в состоянии уже мыслить обобщенными ;атегориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная дея-ельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом.

Ключевую роль играет понимание и осознание определенных действий в про­весе обучения: анализ, оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление го определенным признакам, доказательство, поиск общего.

Таким образом, обучая младших школьников безопасному поведению, необхо-],имо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала.

Глава 2. Принципы и методы обучения младших школьников основам безопасности дорожного движения

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей '-10-летнего возраста, образовательный процесс по основам безопасности до-южного движения должен быть построен на основе дидактических закономерно-:тей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; )Т конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образо-ательном процессе, относятся следующие.

Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников юлжна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в юшкольных учреждениях и от родителей.

Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности до-южного движения следует давать постепенно, определенными дозами, без пере-рузки, с нарастающим объемом информации с 1 по 4 классы.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на ичность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его 'азвития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать слож-ые термины, определения, схемы организации дорожного движения, дорожные наки для водителей и т.д.

Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащими­ся смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность об­учения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепри­нятых определений Правил дорожного движения.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам дорожной безопасности необхо­димы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным матери­алом, плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведе­ния игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необхо­димо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учреждение

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
  2. Методические рекомендации по проведению первого урока 2007-08 учебного года «урок чтения. 860-летие москвы»

    Методические рекомендации
    Также традицией является и интегративность нашего первого урока, объединяющего разные школьные предметы. Сейчас, однако, интегративность намного более явно выражена и новом Московском базисном учебном плане.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    5 3,4 3,5 1 Педагогика 370 8 3,5 ,5, 3 17 Основы специальной педагогики и психологии 7 18 Теория и методика обучения БЖД 33 18 18/4 8 ,7,7 8 19 Возрастная анатомия и физиология 7 1 0 Современные средства оценивания результатов обучения
  4. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  5. Основная образовательная программа моу «Крестьянская средняя общеобразовательная школа» Авторы программы: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ширыхалова Л. И., учитель информатики Зотова Т. А. с. Крестьянка

    Основная образовательная программа
    Формирование нормативной основы управления образовательным процессом в школе идет через разработку локальных актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность школы.

Другие похожие документы..