Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре методики преподавания математики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Помо...полностью>>
'Документ'
ВведениеАдминистративно-государственное управление — молодая, быстроразвивающаяся область научного знания. Страны Запада первыми встали на путь научно...полностью>>
'Презентация'
1 В. – Сегодня у нас презентация книги Коринны Хофманн «Белая масаи». «Белая масаи» – мировой бестселлер. Общий тираж книги составляет 4 миллиона экз...полностью>>
'Программа'
развития лиц, включенных в резерв управленческих кадров Томской области на муниципальные должности и должности муниципальной службы высшей и главной ...полностью>>

Главная > Программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Программа утверждена на

заседании ______________

__________________2006г

МОУ «Черноярская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

«Экологическая азбука»

для учащихся 5 – 8 классов

Дополнительная образовательная программа рассчитана на уч-ся 5-8 кл

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год

Автор программы – Мочалова Л.С., учитель биологии и химии

МОУ «ЧСОШ» п.Черный Яр

Дополнительная образовательная программа разработана в 2006 г

-2-

1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Экологическая азбука» разработана для проведения внеклассной работы в среднем звене (5 – 8 кл) и является нетиповой ( модифицированной).

Программа является актуальной, так как не дублирует школьную программу по курсу «Биология» в данной возрастной категории и дает учащимся широкие возможности познания теоретических и практических азов экологии. Программа создана на основе учебно-методического комплекса Л.Н.Ердакова (учебное пособие 5-8 , вопросы и задачи с ответами 5-8 ), А.Т.Зверева (учебник 6-8,сборник задач и упражнений 6-8),Н.М.Черновой (учебник «Основы экологии», 9), С.В.Алексеева (учебник «Экология»,9). Направленность программы – эколого-биологическая.

Срок реализации программы – 1 год

Цель дополнительной программы:

  • сформировать представления учащихся о том, что человек является частью природы, а не ее хозяином:

  • показать исторические картины экологических ошибок человечества, на которых можно учиться предвидению и прогнозированию хозяйственной деятельности.

Задачи дополнительной программы:

  1. Расширить кругозор учащихся;

  2. Научить простейшим методикам изучения природных экосистем;

  3. Учить учащихся оформлять результаты наблюдений и создавать коллекции и гербарии.

Ожидаемые результаты:

  • развитие мировоззрения;

  • повышение мотивации к более глубокому изучению родного края.

Формы подведения итогов реализации программы:

    • Участие в конференциях по биологии и экологии

    • Участие в олимпиадах по биологии и экологии

    • Выставка поделок из природного материала

    • Участие в конкурсах экологического характера.

Программа обеспечивает пропедевтику

2. Учебный план

Раздел темы

Количество часов

Лекции

Практические работы

1

Изучение природных систем местности

8

8

2

Экологические факторы среды

6

3

3

3

Взаимодействие между организмами

8

5

3

4

Взаимоотношения популяций

3

2

1

5

Биоценозы, их строение и особенности

7

5

2

6

Защита проектов

2

2

3. Учебно-тематический план- 34 час

Наименование тем курса

Всего час

Лекции

Практика

Форма контроля

I

Изучение природных систем местности

8

8

1-2

Экскурсия на водоем

2

2

3 -4

Экскурсия в лес

2

2

5 -6

Экскурсия на луг

2

2

7 -8

Оформление материала

2

2

Выставка

II

Экологические факторы среды

6

3

3

9

Действие на организм температуры

1

1

10

Недостаток воды или Как спастись от жажды?

1

1

11

Свет в жизни животных и растений

1

1

12-14

Решение экологических задач и ситуаций

3

3

Выпуск газеты

III

Взаимодействия между организмами

8

5

3

15

Конкуренция, соперничество

1

1

16

Мир полон хищников

1

1

17

Паразитизм – форма существования

1

1

18-19

Дружба в природе

2

2

20-22

Моделирование экологических отношений

3

3

Художественная самодеятельность

IV

Взаимоотношения популяций

3

2

1

23

Популяция- что это?

1

1

24

Причины изменений численности популяций

1

1

25

Игра «Едоки»

1

1

V

Биоценозы, их строение и особенности

7

5

2

26

Сообщество или биоценоз

1

1

27

Экосистема, ее строение

1

1

28

Биоценозы степей и пустынь

1

1

29

Сообщества гор

1

1

30

Сообщества животных в морях

1

1

31-32

Игры, конкурсы

2

2

33-34

Защита проектов

2

2

Конференция

4. Содержание дополнительной образовательной программы.

Введение.

Рекомендации для учителя:

Программа содержит основные сведения по экологии особи, популяции и сообщества на уровне осведомленности 5-8классника. Основной замысел программы- помочь ученикам освоиться с экологическими понятиями, научить конструировать экологические ситуации, предугадывать возможное развитие событий, научить осознавать, что они находятся внутри экосистемы и являются частью природы, а не ее властелином. Именно общество людей подрывает свой ресурс , стоит на грани краха. Биосфера планеты может потерять все высшие организмы, и это существенно не нарушит ее кругооборота энергии и вещества. Она практически не заметит потери этой мелочи. Ведь основная биомасса живого сосредоточена на уровне вирусов, бактерий , простейших, грибов. Все остальное, то есть высшие формы жизни можно потерять. Поэтому твердо надо знать законы Природы, конструкции местообитаний человека и его экологические возможности

Обитая на планете, человек вынужден подчиняться экологическим правилам и законам, и, если человек хочет счастливой жизни для себя и людей, то он просто обязан знать экологию

На вводном (1) занятии дается определение науки экологии, задачах работы кружка и обзор тем, которые будут изучаться. А так как нужно успеть осенью совершить экскурсии на различные биогеоценозы, очень кратко и образно рассматриваются основные БГЦ данной местности , правила поведения в природе и ТБ для учащихся, а также – основные приемы и методы, с помощью которых будут идти наблюдения.

1.Изучение природных систем местности: занятия (2-8) – это посещение с учащимися :

2 водоемов - (озеро и р. Чулым), экскурсия в хвойный лес и смешанный лес,

экскурсия на пойменный луг и елань (лесной луг).

Материалы с экскурсий гербаризируются и изучаются (живые – сразу, а фиксированные – зимой).

2.Экологические факторы среды:

На занятиях 9-14 изучаются понятия экологические факторы, абиотические факторы, биотические факторы, закон ОПТИМУМА, закон Либиха, правило Бергмана, правило Алена.

3. Взаимодействие между организмами:

На занятиях 15 -22 изучаются все виды биотических отношений: симбиоз, мутуализм, комменсализм, паразитизм, конкуренция, хищничество.

4. Взаимоотношения популяций:

На занятиях изучаются процессы внутри популяций: рост, рождение, плотность, прогнозирование численности, ареал, борьба за выживание, закон конкурентных отношений Гаузе.

5. Биогеоценозы, их строение и особенности:

На занятиях изучаются компоненты БГЦ: продуценты, консументы, редуценты; их роль в экосистемах; разнообразие природных экосистем на примере степей, пустынь, гор, морей, болот, лесов.

6. Защита проектов: учащиеся представляют результаты работы за год в кружке.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Для выполнения данной программы имеются:

  • Учебники и задачники по экологии

  • Энциклопедии и справочники

  • Тексты заданий

  • Иллюстративный материал в виде тематических папок

БГЦ леса, БГЦ луга, БГЦ водоема, лишайники, птицы Томской области, растения Томской области, лекарственные растения, ядовитые растения, Красная книга, Они жили на Земле

  • Диски для компьютера природа России, голоса и изображения птиц Томской области, Красная книга Томской области, открытая биология

  • Гербарии :общие, лекарственных растений, сорных растений, с определителями, природных зон .

  • коллекции насекомых

Формы проведения занятий кружка: беседы, лекции, экологические игры, конструирование, моделирование, работа с микроскопом, компьютером, справочной литературой

6. Список литературы

1. Алексеев С.В. Экология. Учебник 9. Санкт-Петербург, Смио-пресс,1997

2.Зверев А.Т. Экология. Учебник 6-8. М, АО Экмос, 1997.

3. Зверев А.Т. Экология .Сборник задач и упражнений. 6-8.М,АО Экмос,1996

4. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Задачи и вопросы по экологии 5-8 Новосибирск, 1996

5.Ердаков Л. Как эколобок путешествовал. Новосибирская обл,п.Краснообск, 2003

6.Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для 5 – 8 классов. Томск, ООО «ИПЦ «Юпитер»»,2004

7. Рянжин С.В. Экологический букварь. Санкт-Петербург, 1994.

8. Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебник 9. М, Просвещение, 1998.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа (31)

    Программа
    В рамках данной программы объем материала может меняться в зависимости от состава слушателей. Для воспитателей детских садов и учителей младших классов большее внимание должно уделяться описательным сюжетам и методикам (это, конечно,
  2. Программа курса «основные направления и принципы управления персоналом» (Ф. М. Гасимов)

    Программа курса
    Данный курс направлен на формирование у слушателей комплексного представления о системе управления персоналом. Курс предполагает обучение студентов способам, методам и техникам выявления и разрешения вопросов, связанных с основными
  3. Программа международной конференции «Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность»

    Программа
    17.15 - 19.00 Презентация исследовательских интересов (центры, коллективы, индивидуальные проекты). Презентация проекта «Молодежный ресурсный центр» (НИЦ «Регион»).
  4. Программа обучения в университетском медико-биологическом классе Структура, содержание и календарный план курса биологии в университетском медико-биологическом классе

    Программа
    Ботаника - наука о растениях. Растение - целостный организм. Общее знакомство с растениями и их систематика. Элементарные понятия о систематических (таксономических) категориях.
  5. Программа курсов повышения квалификации учителей химии «Преподавание химии в контексте модернизации образования» (144 часа)

    Программа
    Программа «Преподавание химии в контексте модернизации образования» разработана с учетом основных направлений, выдвинутых в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Другие похожие документы..