Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
1 место в регионе диплом 007 Ефимова Екатерина (10 класс) Международный математический конкурс-игра «Кенгуру» диплом 007 Семенов Вячеслав (10 класс) В...полностью>>
'Доклад'
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 №215 «Об утверждении правил подготовки докладов об осуществлении гос...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основе Федеральной программы по истории 2009 г. (сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История». М.: Про...полностью>>
'Лекция'
Мысленная нераскрытость древнерусского духа есть следствие и выражение внутренних трудностей или «апорий». Это был подлинный кризис культуры, кризис ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литературная игра

«В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве»

Описание игры. Игра проходит как состязание двух команд 7 «а» и 7 «б» классов. В качестве домашнего задания командам предлагается приготовить небольшое сообщение по биографии писателя. Игру проводят ученики 7 «в» класса.

Ход игры

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие гости и участники игры. По традиции в школе проходит неделя русского языка и литературы. И сегодня у нас – литературная игра «В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве».

Общие сведения о личности писателя и его произведениях. (Рассказывает Сорока Ж.)

Мы знаем с вами много писателей сказочников. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – один из них. В период с 1869 по 1886 год он написал 32 сказки, издавая их под рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста». Конечно. Они адресовались взрослому читателю. Почему же автор не написал прямо: «сказки для взрослях»? Почему использовал скрытый эзопов язык? Обращение писателя - сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами. Цензурные запреты не давали ему возможности прямо говорить о проблемах общества. К тому же сказка доступна и понятна широким крестьянским массам и глубже воздействует на сознание человека, чем просто призыв жить иначе. Писатель использует готовое, отточенное вековой народной мудростью содержание, чтобы высмеять паразитическую сущность господ, чтобы обратиться к народу со свободолюбивыми призывами.

Первый тур «Страницы биографии великого мастера сатиры». Домашнее задание.

Сообщение команды 7 «а» класса «Я вырос на лоне крепостного права». (Выступает Воронинская А.).

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова-Щедрина. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу 19 века разорившемуся и оскудневшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М.Забелиной, властолюбивой, энергичной, бережливой и расчетливой до скопидомства.

Писатель не любил вспоминать о своём детстве. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Детство и молодые годы писателя совпали ещё с разгулом доживавшего свой век крепостного права. Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнаженном виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика.

Образование писатель получил блестящее: сначала третий класс Московского дворянского института, затем – Царскосельский лицей.

Сообщение команды 7 «б» класса «Почему Салтыков стал Щедриным?». (Выступает Чуднов Д.).

Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому. Что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того, фамилия Салтыков вызвала в русском обществе определенные ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна (1730-1801), известная под именем Салтычиха. Замучила более ста крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казни. Которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Возможно, эта история и побудила писателя взять псевдоним.

Второй тур викторина «Что такое? Кто такой?»

Задание. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, если команда не ответила на вопрос, он передаётся соперникам.

  1. что имели отставные генералы на Подьяческой улице Санкт-Петербурга? (квартиру, кухарку, пенсию.)

  2. что обнаружили на себе генералы, оказавшись на необитаемом острове? (ночные рубашки и орден на шее.)

  3. что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от дум о еде? (разговоры и газета «Московские ведомости»).

  4. что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы? (сапог и перчатки).

  5. кто спал под деревом брюхом кверху и уклонялся от работы? (громаднейший мужичина).

  6. что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подъяческую? (посудину-ладью).

  7. кто приезжал в гости к дикому помещику? (актёр Садовский, генералы-соседи).

  8. кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев» вместе с ним? (медведя Михайлу Ивановича).

  9. какой карточной игрой увлекался дикий помещик? (гран-пасьянсом).

  10. кто встревожил своим донесением о пропаже мужиков губернское начальство? (капитан-исправник).

Третий тур (инсценировка отрывка из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

На сцене появляются два генерала в спальных сорочках и с орденами на шее.

Генерал 1. Странный Ваше превосходительство, мне нынче сон приснился. Вижу, будто я живу на необитаемом острове… (оглядываются, оба вскакивают).

Генералы, (вместе). Господи! Да что же это такое! Где мы!!!

Генерал 2. Теперь бы кофейку испить хорошо.

Генерал 1. Что же мы будем делать? Ежели теперича доклад написать – так какая же из этого польза выйдет?

Генерал 2. Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад. Вечером на этом же месте и встретимся.

Генерал 1.Помните, ваше превосходительство, как нас начальник учил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. (Крутятся. Вертятся. Разобраться не могут).

Генерал 2. Вот что, ваше превосходительство, вы пойдите направо, а я налево…

Генерал 2. Господи! Еды-то, еды! Меня уже тошнить начинает от голода…ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Генерал 1. Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Генерал 2. Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет.

Генерал 1. Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся. Как их утром к кофе подают.

Генерал 2. Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!

Генерал 1. Слышал я от одного доктора, что человек собственными соками питаться может, пока они совсем не прекратятся.

Генерал 2. Что же тогда?

Генерал 1.Тогда надобно пищу какую-нибудь принять….

Генерал 2. Тьфу!....

Четвертый тур «Собери пазл»

Задание. Каждой команде даётся по конверту, в котором перемешаны 2 картинки с иллюстрациями из произведений Салтыкова-Щедрина. Задача каждой команды быстрее собрать 2 картинки и определить из какого они произведения.

Пятый тур «Отгадай кроссворд».

Кроссворд по сказкам «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1.Слуга дикого помещика.

2.Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных канонистов?

3.Звук (среднее между свистом, шипеньем и рявканьем ), издаваемый диким помещиком.

4.Газета, которую читал глупый помещик.

5.Пища дикого помещика.

6.Улица, на которой проживали генералы, прежде чем оказаться на необитаемом острове.

7.Пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика.

8.Друг дикого помещика.

9.Какую роль сыграл дикий помещик, по мнению губернского начальства, в произошедшей смуте.

10.За что ругали генералы мужичину.

11.Какой предмет откусил голодный генерал у своего товарища.

12.В чем, изловчившись, сварил суп для генералов мужик-лежебока.

13.Какую должность во сне пожаловали дикому помещику за его потрясающую твердость.

14.Чем дикий помещик угощал своих гостей.

Ответы:1.Сенька.2.Каллиграфия.3.Клик.4.«весть». 5.Сырье.6.Подьяческая.7.Мышонок.8.Медведь.9.Зачинщик.10.Тунеядтство.11.Орден.12.Пригоршня.13.Министр.14.Пряники.

Ключевое слово: Салтыков-Щедрин.

Шестой тур «Сатирические приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина».

Задание. Пользуясь литературоведческим словарём, составленным заранее по указанным терминам, определите, какой литературный прием лежит в основе следующих высказываний.

1. « Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег» (аллегория.)

2. «…мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить…»

3. «…генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего

Товарища орден и немедленно проглотил ». (фантастика.)

4.Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают ».

5. «Жили-были два генерала…», «… по щучьему велению, по моему хотению, очутились они на необитаемом острове», «…долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились…» «Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь до ветров разных, сколько они ругали мужичину за тунеядство-этого не в сказке сказать, ни пером описать». (Сказочные формулы.)

6. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов

порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его

трудом не гнушалися.»(Ирония).

7. « Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

(Канцеляризмы.)

8. «… да и не скажет никто, что российский дворянин Урус-Кучум-

-Кильдибаев от принципов отступил!» (Несоответствие и сарказм.)

9. Поимка «отроившегося роя мужиков» и водворение его в опусте-

вшее поместье. (Фантастика.)

10.«И был тот помещик глупый… тело мягкое, белое рассыпчатое.»

(Гипербола.)

В то время, когда команды определяют литературные приёмы, которые лежат в основе данных высказываний, проводится конкурс со зрителями «Зазеркалье»

В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.

«Богатая овца» («Бедный волк»)

«Городское наводнение» («Деревенский пожар»)

«Трусливый волк» («Самоотверженный заяц»)

«Глупая щука» («Премудрый пескарь»)

«Домашний крестьянин» («Дикий помещик»)

«Сказка о том, как два министра одного чиновника заморозили» («Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормл»)

«Умник» («Дурак»)

Подведение итогов литературной игры.

В это время со зрителями проводится конкурс «Пантомима».

С помощью жестов объяснить, какая сказка задумана.

«Орел-меценат»

«Баран непомнящий»

«Бедный волк»

«Верный Трезор»

«Дикий помещик»

«Самоотверженный заяц»

Объявление итогов конкурса, награждение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Игра людей людьми для людей

    Документ
    Передо мной длинная вереница актерских лиц, с которыми связана моя жизнь. Десятки, сотни лиц Бесконечное фойе с портретами неисчислимой труппы. Мужчины и женщины, старые и молодые, ретрограды и новаторы, друзья и враги.
  2. Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода (1)

    Документ
    Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В лицейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете “легкой поэзии” Парни,
  3. Тема дружбы в лирике пушкина чувство дружбы у Пушкина это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода (2)

    Документ
    Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В лицейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете “легкой поэзии” Парни,
  4. Дружбы в лирике пушкина

    Документ
    Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В ли­цейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете «легкой поэзии» Парни,
  5. Мартиросян К. Г., к ф. н. Русская литература 19 века (вторая половина) Вводная лекция

    Литература
    Русская классическая литература XIX века – наиболее значительный вклад российского искусства в мировую сокровищницу культуры. Во второй половине XIX века русская литература не просто выходит на международную литературную арену, но

Другие похожие документы..