Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится «26» декабря 2008 г. в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.04 при Бурятском государственном университете (67 ...полностью>>
'Методические указания'
В конце работы следует приводить список использованной литературы с указанием автора, названия работы, места издания, издательства, года издания, стр...полностью>>
'Документ'
В то время, как отцы и братья воевали на фронтах Отечественной войны, женщины, дети и старики по ложному обвинению «За измену Родине» были загнаны в ...полностью>>
'Библиографический указатель'
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ. /Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. М., 1982. — Изложены основные принципы постро...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

44

Главэнергонадзор Минтопэнерго РФ

Российско-Датский институт энергоэффективности (РДИЭЭ)

Московский институт коммунального хозяйства и строительства

МИКХиС

Б.П. Варнавский А.И. Колесников М.Н. Федоров




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по

ЭНЕРГОАУДИТУ

КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

И

ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ































Москва 1998

Пособие предназначено для слушателей курсов по энергоаудиту

Рецензенты:

Член международной энергетической академии

профессор, д-р технических наук О.Н.Брюханов.

Профессор , к.т.н. Ю.Л.Шерстюк.

Содержание:

Введение .................................................................................................................................................. .3

1.Задачи энергоаудита.............................................................................................................................4

2.Общие этапы энергоаудита и их содержание... ..............................................................................4

  1. Энергоаудит промышленного предприятия....................................................................................7

  1. Энергоаудит системы электроснабжения и электропотребления....................................................7

А) Анализ режимов работы трансформаторных подстанций и системы регулирования cos............8

Б) Обследование электропотребляющего оборудования, анализ соотвествия мощности электродвигателей......................................................................................................................................10

В) Анализ режимов работы системы электроосвещения.......................................................................12

Г) Потери в электрических сетях предприятия.......................................................................................13

Д) Электробаланс ..............................................................................................................13

  1. Энергоаудит теплотехнического и технологического оборудования................................................14

А) Анализ режимов работы системы водоснабжения и водоотведения, водный баланс..................14

Б) Анализ режимов эксплуатации котельного оборудования. ................................................................16

В) Анализ режимов работы системы теплоснабжения и отопления и вентиляции. ...........................18

Г) Анализ режимов работы теплопотребляющего технологического оборудования. ..........................23

Д) Тепловой баланс. ..................................................................................................................................23

Е) Анализ режимов работы компрессорного оборудования и системы разводки и потребления сжатых газов...............................................................................................................................................24

Ж) Анализ режимов работы холодильного оборудования.....................................................................27

  1. Энергоаудит системы коммунального хозяйства........................................................................30

А) Анализ режимов работы системы водоснабжения.............................................................................31
Б) Анализ работы системы теплоснабжения..........................................................................................31

В) Анализ режимов работы системы электроснабжения. ......................................................................37

Г) анализ режимов работы системы водоотведения. ............................................................................37

  1. Приборное обеспечение энергоаудита. ........................................................................................38

  2. Технико-экономический анализ энергосберегающих мероприятий. ......................................39

Приложение Перечень вопросов сбора информации, формы опросных листов для

сбора информации при первичном энергоаудите, формы энергетического паспорта...................40

Литература...............................................................................................................................................42

Введение

В настоящее время в России, так же как это было в промышленно-развитых странах мира в середине 70-х - первой половине 80-х годов, растет понимание важности эффективного использования энергии для преодоления экономического кризиса и последующего устойчивого развития экономики Российской Федерации и ее регионов. В основе этого понимания лежит тот факт, что энергообеспечение общества (как в целом, так и его отдельных членов) сопряжено с огромными финансовыми, материальными и трудовыми затратами, что добыча, производство, транспорт и потребление топливно-энергетических ресурсов оказывает все более негативное воздействие на окружающую среду.

Вполне естественно, что в современных условиях рациональное использование и экономия энергии (энергосбережение- как наиболее часто у нас называют этот процесс) становится одним из важнейших факторов экономического роста и социального развития, позволяя, при тех же уровнях энегообеспечения национального хозяйства, направлять значительные высвобождающиеся ресурсы на другие цели- рост производительности труда и доходов населения, развитие социальной инфраструктуры, увеличение производства товаров и услуг и т.п.

Именно поэтому энергосбережение относится к важнейшим приоритетам энергетической политики России, разработка которой завершилась к середине 90-х годов. В мае 1995г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены «Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2000года», а постановлением Правительства № 1006 от 13.10.95г. были одобрены основные положения Экономической стратегии России.

В частности в этих документах подчеркивается, что «Энергосбережение - высший приоритет энергетической политики на всю обозримую перспективу», что необходимо создать условия «для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития»

Столь пристальное внимание к энергосбережению имеет и специфические российские корни, уходящие вглубь нашей новейшей истории. Дело в том, что прежняя экономическая система была затратной по своей сути, базировалась на экстенсивных факторах роста, которые естественно, оказались конечными. Поэтому десятилетия неэффективного использования энергетических ресурсов создали в России огромный неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий по разным оценкам, от 30 до 45% всего современного энергопотребления России.

Экономический кризис в России, связанный с переходом к рыночным отношениям, затронул практически все стороны хозяйственной деятельности. Особенно сильно он сказался в сфере материального производства. За годы реформ производство ВВП сократилось на 39%, промышленной продукции - вдвое, объемы строительства- почти вчетверо. В этих условиях можно было бы ожидать существенного спада энергопотребления, тем более, что проводимые реформы происходили одновременно с демилитаризацией экономики и соответствующими преобразованиями структуры промышленного производства, объективно направленными на снижение его энергоемкости.

Однако в действительности сокращение энергопотребления за 1991-1996гг. Составило только 22% (с 1057 до 828 млн. т. угольного эквивалента), тогда как спад ВВП составил 39%. Таким образом , в условии неотлаженности хозяйственных механизмов, когда старые, присущие советской экономике стимулы и рычаги уже перестали действовать, а новые, рыночные, еще не заработали в полную меру, все последние годы в России продолжался процесс роста энергоемкости ВВП, процесс увеличения потенциала энергосбережения.

Реализация этого потенциала должна стать высшим приоритетом всей экономической политики - и федеральной, и региональной - поскольку в условиях России каждый процент экономии топлива и энергии может дать 0,35-0,4% прироста национального дохода. Никакое снижение цен на энергоресурсы не может компенсировать неэффективное использование топлива и энергии у потребителя. В России сейчас, на седьмом году коренных экономических реформ, на производство единицы валового внутреннего продукта (ВВП) расходуется топлива и энергии в 3-5 раз больше, чем в странах Европейского Союза и почти в 7 раз больше, чем в Японии. Вот основной резерв повышения конкурентоспособности нашей обрабатывающей промышленности - от пищевой до авиакосмической!

За счет энергосбережения можно и должно снизить нагрузку энергетики на экономику страны, стабилизировать выбросы в атмосферу и воду вредных отходов от предприятий ТЭК, сохранить наши природные ресурсы для разумного внутреннего потребления и необходимого экспорта.

Особенно велики резервы энергосбережения в городском (районном) теплоснабжении. Это вызвано как самой масштабностью этой сферы ( на генерирование тепла для этих целей в России - северной стране - расходуется более 150 млн.т условного топлива в год), причем даже в годы кризиса рост теплопотребления не прекратился, что связано в основном с новым жилищным строительством, так и тем, что как раз в городском теплоснабжении практически отсутствует исходная база для осуществления энергосбережения, то есть учет и контроль производимого, передаваемого и потребляемого тепла. Кроме того, в системах городского (районного) теплоснабжения, особенно в транспортировке тепла, массово используются технический средства, разработанные 40-50 и более лет назад.

Следует также иметь в виду, что в связи с неотлаженностью хозяйственных механизмов российские производители тепла (как в централизованных, так и в изолированных системах), как правило, все еще совершенно не заинтересованы во внедрении измерительных систем теплоснабжения, отсутствие которых позволяет им, а также предприятиям, ответственным за передачу тепла, списывать на потребителя все его потери, возникающие после выхода теплоносителя в теплотрассу. Тем самым в сфере городского теплоснабжения складывается ситуация, для которой характерны следующие негативные факторы: во-первых, отсутствие у производителей тепла побудительных стимулов внедрять измерительные системы и энергосберегающее оборудование, так как за потери тепла расплачивается потребитель, и во-вторых - продолжающийся рост стоимости тепла ведет к увеличению неплатежеспособного спроса на него со стороны потребителей. Все это способствует образованию огромной задолженности потребителей за уже поставленное и использованное тепло и, как следствие, - возникновению трудностей с поддержанием теплофикационных систем в рабочем состоянии, включая и проблему закупки необходимого топлива.

Для реализации сложившегося потенциала нужна активная энергосберегающая политика. Ее разработка - одна из основных задач Минтопэнерго России. За прошедшее время уже создана определенная база: принят Федеральный закон «Об энергосбережении»; аналогичные законы приняты на уровне ряда субъектов Федерации; созданы и работают региональные центры энергоэффективности, проводится энергоаудит на предприятиях, обучение и стажировка специалистов.

8 июля 1997г. вышло Постановление Правительства «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы», согласно которому в течение 1997-1998гг. все бюджетные организации должны установить у себя счетчики газа, воды и тепла.

18 декабря 1997 года протокольным решением Правительства Российской Федерации одобрены Федеральная целевая программа «Энергосбережение России». В развитие этой программы будут разработаны отраслевые и региональные программы энергосбережения. Для предприятий и организаций, финансируемых из федерального бюджета, станут выделяться лимиты на энергоресурсы и средства на их оплату. Начнется разработка и уточнение государственных стандартов энергопотребляющей продукции с установлением показателей ее эффективности и нормативов по энергопользованию в энергоемких технологиях.

Особое место среди энергосберегающих мероприятий принадлежит энергетическому обследованию предприятий и организаций - энергоаудиту - с целью выявления резервов экономии топлива и энергии и определения первоочередных мер (предложений ) по рационализации их использования.

Цель данного пособия - дать не только общее представление о порядке проведения энергоаудита промышленных предприятий и объектов жилищно-комунального хозяйства, но и служить своеобразной инструкцией для энергоаудита: что, как и в какой последовательности делать, какие для этого надо иметь приборы и инструменты, как оформлять результаты выполненной работы.

При написании пособия использованы методический материалы учебного курса по энергосбережению, читавшегося по линии Tacis в Московском энергетическом институте (МЭИ), курсов по энергоаудиту, проводимых в Российско Датском институте энергоэффективности (РДИЭЭ) сотрудниками датской компании DPC, методические материалы Научно-технического инновационного центра энергосберегающих технологий и техники при МЭИ, украинского EC-Energy Centre Kiev, выпустившего ряд информационных материалов по энергосбережению по программе Tacis, инструктивные материалы Главэнергонадзора России по проведению обследования электрических и теплопотребляющих установок и тепловых сетей, нормативно-методические материалы по энергосбережению, а также опыт сотрудников МИКХ и С.

А.М. Мастепанов

Начальник Департамента Сводного

анализа и Федеральных программ

Минтопэнерго РФ

За последние годы в Российской федерации прослеживается четкая тенденция снижения потребления топлива на одного человека, которая отражает уровень энерговооруженности в стране. Развал топливно-энергетических отраслей, вызванный разрушением прежней системы управления, и неправильная ценовая политика резкого повышения стоимости энергоносителей привели в 1993-1996 годах к снижению потребления всех видов традиционного топлива, приходящихся на одного человека.

Так, например, снижение потребления составило для. угля с 2,06 до 1,70 т/чел; газа с 3,0 до 2,76 тыс. м3/чел; нефти с 1,53 до 1,23 т./чел., т.е. в процентном выражении потребление в 1996г. к потреблению в 1993г. составило по углю 82,5%, по газу 92%, по нефти 80,5%.

Необходимо учитывать также различие в климатических условиях. В РФ на нужды теплоснабжения расходуется около 40% добываемого органического топлива, в США этот показатель составляет 34,2% валового потребления.

В текущем году, как и в предыдущие годы, все потребители тепловой энергии, в том числе и коммунально-бытовой сектор, в ряде регионов РФ испытывали затруднения, связанные с нехваткой котельно-печного топлива. Необходимо отметить, что потребление топлива промышленностью вследствие инфляции снизилось. Если бы уровень производства сохранился, то последствия были бы тяжелее.

В сложившихся условиях экономия топливно-энергетических ресурсов и применение современных энергосберегающих технических решений является тем путем, который уже прошли западноевропейские страны в период нефтяного кризиса 70-х годов, но не отягощенные разрушенной экономикой.

Экономия энергоресурсов должна осуществляться на всех этапа :- выработки, транспортировки и потребления

1.Задачи энергоаудита.

В прошлом службы Энергонадзора России вели постоянный контроль за рациональным использованием энергоресурсов на государственных предприятиях.

В настоящее время эффективность действие этой системы контроля несколько ослабла.

Падение уровня производства в России привело к тому, что многие предприятия должны обеспечивать энергоресурсами производственные площади, не соответствующие фактическим объемам производства. При этом общие непроизводственные энергозатраты для поддержания жизнедеятельности ложатся на меньший объем выпускаемой продукции, приводя к увеличению доли энергозатрат в ее себестоимости. Ограниченные финансовые возможности приводят к тому, что возникающие на предприятиях технические проблемы часто решаются по временной схеме, без технико-экономической проработки, а это приводит, в долговременном плане, к большим финансовым потерям.

Увеличение стоимости энергоресурсов и отмена государственных дотаций в коммунальной сфере ставит острой проблему энергосбережения в системах жизнеобеспечения населения. Возникает необходимость в ревизии и снижении потерь энергоресурсов во всех звеньях системах энергоснабжения и энергопотребления. Только так можно ограничить рост коммунальных оплат при проведении коммунальной реформы. Стоящую задачу помогает решить энергоаудит систем энергоснабжения и энергопотребления.

.

Энергетический аудит - это техническое инспектирование энергогенерирования и энергопотребления предприятия с целью определения возможностей экономии энергии и оказания помощи предприятию в осуществлении мероприятий, обеспечивающих экономию энергоресурсов на практике. Экономия достигается путем внедрения более экономичных схем и процессов, выявления недопустимых потерь энергии, использования постоянно действующей системы учета расхода и анализа энергопотребления (системы энергетического менеджмента).

Задача энергоаудита:

 выявить источники нерациональных энергозатрат и неоправданных потерь энергии;

 разработать на основе технико-экономического анализа рекомендации по их ликвидации, предложить программу по экономии энергоресурсов и рациональному энергопользованию, предложить очередность реализации предлагаемых мероприятий с учетом объемов затрат и сроков окупаемости.

Профессиональная подготовка энергоаудитора должна быть достаточной для проведения обследования любого объекта ЖКХ и любого предприятия, выпускающего любого вида продукцию. Методика проведения энергоаудита не должна зависеть от вида выпускаемой продукции, применяемой технологии и формы организации обследуемого предприятия.

Методика проведения энергоаудита проводится по стандартному (типовому) алгоритму, что сокращает общие затраты на его проведение, позволяя эффективно подключать других аудиторов на определенных (стандартных!) этапах работ.

Серьезный энергоаудит - большая и трудоемкая работа. Принимая во внимание ее сложность и высокую стоимость, необходимость и полезность энергоаудита не всегда очевидны для руководства обследуемого предприятия.

2.Общие этапы энергоаудита и их содержание.

Вопрос о проведении энергоаудита предприятия, первый контакт с руководством, обычно решается непосредственно с руководством ЖКХ или с генеральным директором предприятия, заинтересованным в повышении его экономической эффективности. Появление заинтересованности руководства предприятия в необходимости энергоаудита приводит к снятию многих проблем, которые могут возникнуть при проведении этой работы.

Организация и проведение работ по энергоаудиту обследуемого предприятия обычно проводится в четыре этапа:

Этап 1:

Предварительный контакт с руководителем.

 Ознакомление с основными потребителями, производственными процессами и

линиями, общим построением системы энергоснабжения.

 Заключение общего договора на последующую деятельность.

Этап 2 (первичный энергоаудит):

 Составление карты потребления энергии системы ЖКХ или предприятия.
 Локализация возможностей значительной экономии энергии.

 Заключение договора на проведение полного энергоаудита.

Этап 3 (полный энерогоаудит):

  • Оценка экономии энергии и экономических преимуществ от внедрения различных предлагаемых мероприятий.

  • Выбор конкретной программы по энергосбережению для первоочередного внедрения

  • Составление и представление руководству ЖКХ или предприятия отчета по энергетическому аудиту.

  • Принятие решения на углубление энергоаудита.

  • Заключение соглашения на последующую деятельность.

Этап 4:

  • Внедрение программы энергосбережения.

  • Организация на предприятии системы энергетического менеджмента.

  • Продолжение деятельности, дообследование, сопровождение программы реализации мер по энергосбережению, изучение достигнутых результатов.

В расширенном изложении содержание этих этапов включает проведение следующих видов работ:

Этап 1.

После установления контакта с руководителем предприятия и оформления правовой договорной основы для будущего сотрудничества необходимо выяснить мнение сотрудников и работников предприятия об их представлении решения задачи энергосбережения на данном предприятии, их подход в этой области, что предпринималось раньше и какие планы на будущее.

Проводится начальное ознакомление с системой генерирования, распределения и энергопотребления на предприятии, выявляются места нерационального энергопотребления, оценивается потенциал энергосбережения, намечается состав бригады энергоаудита и оценивается объем предполагаемой работы. Как правило, энергообслуживающий персонал предприятия хорошо знает различие проектной и исполнительной схем энергоснабжения, нарушение правил эксплуатации установленного энергетического оборудования, ведущие к дополнительным потерям энергии, имеет свое видение решения проблемы энергосбережения. Поэтому энергоаудитор должен завоевать доверие сотрудников, получить от них реальную картину о режимах эксплуатации энергетического оборудования и информацию об имеющихся нарушениях правил его эксплуатации. Персонал предприятия лучше всех знает сложившуюся реальную картину на предприятии и должен понять, что выявление нерациональных энергопотерь не приведет к штрафным для него санкциям. Энергоаудитор - представитель не карающей, а помогающей организации.

Со своей стороны энергоаудитор может проинформировать руководство предприятия об основных направлениях своей работы и ожидаемых результатах.

По отработанному перечню вопросов (см. прил.1) собирается информация по энергопотреблению за прошедшие периоды времени. Ответы по вопроснику, переданному энергоаудиторской компанией, предприятие может выслать по почте. Сбор и накопление информации рекомендуется производить с использованием стандартных форм (см. прил.1), которые близки к обобщающим формам выпускаемого отчета по энергоаудиту.

По материалам первичного энергоаудита возможна корректировка планируемых объемов работ и заключаемого договора на проведение работ.

Этап 2.

Общее энергопотребление фирмой различных энергоносителей (как правило, отражаемое в финансовой отчетности предприятия в разделе оплаты за энергоносители) разбивается по отдельным зданиям, группам технологических процессов, отдельным основным процессам и установкам, видам продукции (как составляющие в себестоимости). Этот этап работы называется созданием карты энергопотребления. При этом используются стационарные средства учета предприятия, проводятся дополнительные измерения в узловых точках предприятия с помощью переносных приборов, используются расчетные методы.

Опытный энергоаудитор, которым, как правило, является специалист - энергоснабженец, может быстро выявить места возможной экономии энергии по эффективности работы схемы химводоподготовки питательной воды, ее дегазации, завышенным температурам уходящих газов и разогретых поверхностей, свидетельствующих о наличии плохой теплоизоляции, не возврату конденсата, не реализации возможной рекуперации энергии и т.д., и т.п.

Все выявленные возможности экономии энергии должны быть внесены в перечень рекомендаций с указанием приоритета на реализацию, определяемому технико-экономическим расчетом.

В объем работ полного энергоаудита входит также оценка удельных энергозатрат на единицу выпускаемой продукции, используемая при сравнении с показателями аналогичных передовых предприятий, и составление энергетического баланса. Эти работы по трудоемкости составляют около 70% всего объема работ. Они находят свое отражение в энергетическом паспорте предприятия, составление которого является обязательным (согласно Временному положению Минтопэнерго от 27.09.96 г. о проведении энергетических обследовании организаций ) для предприятий с суммарным энергопотреблением более 6 тыс. т. у. т.

Этап 3.

Возможные решения по экономии энергии, имеющие более высокий приоритет по условию экономической эффективности, прорабатываются более детально технически и экономически.

Руководству предприятия передается отчет по энергоаудиту. Предварительно целесообразно провести его обсуждение с сотрудниками предприятия, которые имеют отношение по характеру их служебной деятельности к энергоснабжению и реализации энергосберегающих предложений, учесть их критические замечания и получить их поддержку. Важно своевременно, без проволочек передать отчет, т.к. при переносе сроков принятия решения теряется эффект новизны и увеличивается вероятность принятия руководством отрицательного решения по реализации энергосберегающих мероприятий.

Этап 4.

Этот этап включает в себя планирование и внедрение предложенной программы энергосбережения. Возможно заключение с предприятием договора на проведение авторского надзора за реализацией предложенных решений, на организацию на предприятии энергетического менеджмента, системы учета энергопотребления, на разработку методики анализа накапливаемых новых данных.

Энергетический аудитор

должен отвечать следующим требованиям:

  • Иметь хорошую теоретическую подготовку по электро - и теплоснабжению (на уровне инженера), практический опыт работы в области энергоснабжения и энергосбережения. Необходимо отметить, что теплотехнические задачи в общем объеме работ составляют 75%, электротехнические - 25%. Это отражается при комплектации команды энергоаудиторов.

  • Энергетический аудитор должен быть специалистом широкого профиля.

  • Энергоаудитор должен быть по своему характеру коммуникабельным.

  • Энергоаудитор должен обладать способностью работать в качестве руководителя проекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по проведению энергоресурсоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве

    Методические указания
    ОДОБРЕНЫ секцией "Водоснабжение, водоотведение и энергоресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве" Научно-технического совета Госстроя России, протокол от 28.
  2. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за декабрь 2011 года

    Информационный бюллетень
    При проведении выездной налоговой проверки в случае необходимости должностные лица налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории проверяемого налогоплательщика.
  3. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 8 февраля 2011 г

    Информационный бюллетень
    Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провел в Екатеринбурге заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
  4. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 3 мая 2011 г

    Информационный бюллетень
    Президент РФ Д.Медведев жестко раскритиковал идею увеличить на законодательном уровне продолжительность рабочей недели. Бизнесмен Михаил Прохоров предлагал поправки в Трудовой кодекс, которые предполагали введение 60-часовой рабочей
  5. Российский комплекс жкх: проблемы и решения (по материалам сми) Москва

    Документ
    Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации. Доля основных фондов ЖКХ составляет более 26% от общего объема основных фондов страны.

Другие похожие документы..