Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В письме ФНС РФ от 16.06.2011 № ЕД-3-3/275 «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента» сообщается, что в случае нарушения усл...полностью>>
'Документ'
Про затвердження Правил улаштування, експлуатації та технічного обслуговування систем раннього виявлення надзвичайних ситуацій та оповіщення людей у ...полностью>>
'Документ'
«После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем ...полностью>>
'Контрольная работа'
Книга написана с помощью алфавита, содержащего n символов. Она содержит m страниц по 70 строк на странице и 64 символа в строке. Сколько дискет 3,5 д...полностью>>

Главная > Методические рекомендации

Сохрани ссылку в одной из сетей:

_

Методические рекомендации

по проведению посвященного празднованию Дня славянской письменности и культуры единого открытого урока (классного часа) «Свет разумения книжного» в образовательных учреждениях города Дзержинска.

Введение

Единый открытый урок «Свет разумения книжного» (далее Урок) - это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Управлением образования Администрации города Дзержинска совместно с МОУ ДПО «Центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения» в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры.

Целью Урока является привлечение внимания учащейся молодежи к изучению истории, литературы, культуры России, связей с братскими славянскими народами на основе исторических, духовно-нравственных и культурных традиций, изучению жизни великих славянских первоучителей, писателей, русского языка, книге, к чтению как важным факторам духовно-нравственного воспитания граждан, сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи Урока:

  • развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к познанию, чтению, воспитание уважения к книге исторической и художественной и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

  • создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к истории, культуре, к книге;

  • консолидация усилий школьных коллективов, родителей, библиотекарей для популяризации чтения исторической и художественной книги.

  • развитие и распространение подлинных ценностей и традиций славян;

  • раскрытие истинных исторических корней единой славянской семьи;

  • осознание исключительной роли славянской общности как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания.

Сроки проведения

Урок проводится 24 мая 2010 г. с 10.00 час. по местному времени. Его продолжительность определяется каждым школьным коллективом самостоятельно с учетом характера и реальных условий организации.

Участники

Участниками Урока являются школьники 1-8-х, 10-х классов, школьные библиотекари, учителя-предметники, классные руководители и администрация образовательного учреждения. При этом, если позволяют условия, организационным центром подготовки мероприятий становится школьная библиотека, координирующая деятельность педагогического коллектива и учащихся.

Проведение Урока диктует необходимость взаимодействия школы с максимально широким кругом заинтересованных структур и частных лиц, а именно: родителями, выпускниками школы, представителями творческих союзов, издательств, СМИ, местной администрацией, авторами книг, сотрудниками литературных музеев, детских и юношеских библиотек, театров и т.д.

Содержание Урока

Каждая школа планирует мероприятия самостоятельно, по-своему комбинирует и творчески интерпретирует их содержательные компоненты в рамках общей концепции.

Оптимальный план проведения Урока представляет собой ряд взаимосвязанных мини-проектов (см. ниже), имеющих неформальный и мотивирующий к познанию, чтению характер, способных активно вовлечь в деятельность школьников, учителей, родителей, приглашенных гостей и стать для всех настоящим Праздником, посвященным славянской письменности.

Возможные темы

  • «Учители наши, Кирилл и Мефодий, хранят нас молитвой на все времена»

  • «Мое бессмертие заключается в моем большом деле» (Константин)

  • «Славим подвиг первоучителей, христианских своих просветителей…»

  • «Азбука – зашифрованное послание к славянам»

  • «Аз да Буки – а потом и другие науки»

  • «Как наше слово отзовется…»

  • «Славянский мир: общность и многообразие»

  • «В веках живет могучий дух славянский»

  • «В начале было Слово»

  • «Бегущая словесная строка»

  • «Заветное слово – Азбука»

  • «Как слово зародилось…»

  • «Все началось с таблички, свитка, бересты…»

  • «Откуда есть пошла грамота на Руси»

  • «Когда слова становятся крылатыми…»

  • «Диалог времен, культур: что значит думать и говорить по-русски?»

  • «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии. Все другие были их следствием. » (Н.М.Карамзин)

  • «…Лишь слову жизнь дана…Звучат лишь письмена.» (И.А.Бунин)

  • Чего мы не знаем в родном языке?

  • «Азбуку учат – на всю избу кричат»?

  • «Вот какой чудной вначале наша грамота была!» (Н. Кончаловская)

  • «О слово русское, родное…»

  • «Умейте же беречь…наш дар бесценный – речь» (И.А.Бунин)

  • «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (для любителей топонимики, этимологии)

  • Что значит «прописать ижицу» или «знать на ять»...( О форме буквы и ее восприятии «веселым» русским человеком). И другие…

Возможные мероприятия

(Форма мероприятия может быть любой, содержание должно быть связано с именами создателей славянской азбуки, первопечатниками, русской историей и культурой, русским языком, древнерусской книгой, русской литературой 18-20 в.в., историей связей русской культуры с культурой других славянских народов.)

  1. «Книга и книжность в истории Древней Руси»

Это всегда как чудо …

Ты берешь с полки хранилища древнюю книгу или столбец – толстый рулон бумаги, плотно списанной скорописными почерками, где документы, подклеенные подьячими, протянулись на десятки, а то и сотни метров.

Откроем старинную книгу. Осторожно отстегнем фигурные застежки, приподнимем тяжелую крышку кожаного, украшенного тиснением переплета. Вглядимся в страницы, покрытые таким, непривычным на первый взгляд, шрифтом. Но не торопитесь перелистывать, задержитесь! И прежде непонятные буквы вдруг предстают перед вами как старые знакомые. Они сольются в слова, слова – в предложения, и вы начнете читать.

Вчитываясь в пожелтевшие страницы, мы получаем драгоценную возможность увидеть жизнь наших предков. Мы узнаем, что их интересовало и беспокоило, радовало и огорчало много-много лет назад.

25 декабря 2009 г. Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года.

При подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий по истории православной книги необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Москва является центром книгопечатания на Руси. «Апостол» – первая печатная книга. 1 марта 1564 года – памятная дата в истории русской культуры.

Среди духовных и политических предпосылок появления книгопечатания стоит отметить многочисленность рукописных богослужебных сборников, возросшую потребность в просвещении и т.п.

Путь книги массовому читателю был долог. От создания азбуки до появления первой печатной книги владение рукописными книгами было уделом избранных: богатых людей, монастырей и церквей.

Книги светского характера появляются лишь в XVII веке, а век XVIII – век русского Просвещения был отмечен, с одной стороны, созданием библиотек, первыми попытками изучения литературного наследия Руси и слабыми мощностями типографий и ограниченным кругом потребителей печатной продукции, с другой. И только в XIX веке с развитием более совершенных технологий книгопечатания книга становится доступной широкому кругу читателей.

Цель урока: формирование представления о роли и месте древнерусской книги в истории и культуре Древней Руси.

Задачи урока:

  • показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры;

  • сформировать у учащихся представление об основных вехах истории древнерусской книжности;

  • познакомить учащихся с памятниками древнерусской литературы.

Форма урока: лекция с элементами беседы или урок-конференция.

1. Лихачев Д. С. Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир // Прошлое – будущему. – Л., 1985, с.151.

2. Сказания о начале славянской письменности / Отв. ред. д.и.н. В.Д. Королюк; вступит, статья, перев. и коммент. Б.Н. Флооря. – М.: «Наука», 1981.

3. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. – 2-е изд, перераб. и доп. – М., 1988. (Сер.: «Литературоведение и языкознание»).

4. Уханова Е. В. У истоков славянской письменности. – М.: ИД «Муравей», 1998.

5. Русский первопечатник. «Азбука» Ивана Федорова 1578. – М.: «Сполохи», 2000.

6. Розов Н. Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. – Л.: «Наука» ЛО, 1971.

7. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIVв. Вып. I, – Л.: «Наука» ЛО, 1987.

8. Сапунов В.В. Книга в России в ХI-XIII вв. – Л.: «Наука» ЛО, 1978.

9. Щепкин В.Н. Русская палеография. – М.: «Аспект Пресс», 1999.

10.Покровский Н.Н. Путешествия за редкими книгами. – М.: «Книга», 1984.

  1. Славянская азбука (урок, викторина, беседа, экскурсия, урок-игра и т.д.)

  2. Историческая или литературная игра (Викторина, конкурс, брейн-ринг и т.д.)

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.

Содержание: игра, основанная на одном или нескольких исторических, литературных источниках (литература научная – по истории, научно-популярная и художественная) и состоящая из ряда заданий, выполняемых в определенной последовательности.

Перед началом игры желательно предложить участникам, если они объединены в команды, придумать их названия и девизы.

Игра может занять всё школьное пространство. В этом случае задание (или серия заданий) выполняется в разных помещениях, а команда узнает о месте проведения следующего задания лишь после правильного решения предыдущего.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор основы для игры, придумывание ее названия.

  1. Разработка конкурсных заданий:

    • чтение зашифрованного текста из книги;

    • соотнесение фрагментов текста с рисунками, изображающими предмет игры, вопрос;

    • соотнесение предметов с задачами, которые персонажи книги решают или могли бы решить с их помощью;

    • расположение иллюстраций в правильном порядке, отражающем сюжет книги;

    • нанесение на географическую карту маршрутов перемещения персонажей;

    • восстановление поврежденного или искаженного фрагмента текста;

    • составление ребусов, кроссвордов, шарад;

    • озвучение немого фрагмента из существующей экранизации книги;

    • придумывание продолжения книги и др.

  1. Написание сценария игры, определение ее ведущих, подготовка соответствующего реквизита.

  2. Оформление помещений, в которых пройдут разные этапы игры.

  1. «Приглашение к чтению»

Цель - развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера.

Содержание: встречи с уважаемыми в городе людьми (например, с представителем местной администрации, актером, спортсменом, спонсором школы и др.), с тем, кто может рассказать школьникам о позитивной роли чтения в своей успешной жизни, о своих любимых книгах и жизненных приоритетах.

«Приглашение к чтению» может быть мероприятием открытия, на которое в актовом зале соберется вся школа. В этом случае выступление гостя имеет статус «вдохновляющего» начала. Однако оно может проводиться и в более узкой аудитории, например, в классе или нескольких классах одной ступени обучения, но обязательно соответствовать возрастным особенностям целевой аудитории. Так, темой встречи со старшеклассниками может быть роль чтения при выборе профессии, в достижении поставленных благородных целей, в познании и понимании мира. Школьникам средней ступени, скорее, будет интересен увлекательный рассказ о самой важной книге в жизни гостя, а ученикам начальной школы, вероятно, подойдет чтение его любимых детских книжек.

Важно, чтобы встреча носила характер неформального диалога, в котором школьники, родители, учителя могли бы свободно задавать вопросы и высказывать свои мнения.

Основные шаги по подготовке:

  1. Выбор гостя по следующим критериям:

    • начитанность, широкий кругозор,

    • высокий культурный уровень,

    • известность,

    • хорошее владение языком,

    • умение выступать и общаться с молодежной аудиторией.

  1. Согласование с гостем времени и содержания встречи.

  2. Подготовка участников к встрече:

  • информирование о госте и сбор вопросов, которые хотелось бы ему задать во время встречи;

  • оформление коллажа или стенгазеты по теме выступления гостя.

  1. Разработка плана и сценария встречи.

  2. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

  3. Подготовка необходимых технических средств.

  4. Выбор и подготовка ведущих.

4 «Открытие книги»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия ими художественного текста в исполнении автора или мастера художественного слова.

Содержание: литературные чтения, проводимые в следующих возможных формах:

  • встреча с автором книги (писателем, поэтом), авторское

чтение произведений или их фрагментов, раздача автографов;

  • художественное чтение литературных произведений артистами местного театра, театральной студии и т.д.

Основные шаги по подготовке:

      1. Установление контакта с местным творческим союзом, театром, театральной студией и др.

2. Согласование с гостями времени и программы выступления.

3. Подготовка участников к встрече:

        • предварительное прочтение произведений, входящих в программу;

        • знакомство с биографией и творчеством автора/-ов произведений;

        • подготовка книжно-иллюстративной выставки в библиотеке.

4. Разработка плана и сценария мероприятия.

5. Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки или класса в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи).

6. Подготовка необходимых технических средств.

7. Выбор и подготовка ведущих.

5 «Со страниц на сцену»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.

Содержание: литературный или литературно-музыкальный концерт, спектакль.

Взрослые и дети выступают как участники действия и как зрители. Так, старшеклассники могут подготовить концерт или спектакль для учащихся, родителей и учителей начальной школы. Подготовка осуществляется в режиме проектной работы, в процессе которой определяются целевые группы школьников и учителей. Каждая из этих групп («Костюмеры», «Художники», «Сценаристы» и т.д.) получает свое задание.

Основные шаги по подготовке:

  1. Выбор темы концерта или художественного произведения для инсценировки.

  2. Приглашение художественного руководителя (режиссера).

  3. Составление программы концерта или работа над текстом пьесы.

  4. Распределение ролей, обязанностей и поручений.

  5. Репетиционный процесс.

  6. Изготовление костюмов, реквизита, декораций, афиш, выпуск и распространение пригласительных билетов.

  7. Подготовка музыкального сопровождения.

  8. Подготовка технических средств.

6 «Послушайте!»

Цель - развитие у учащихся мотивации к чтению на основе непосредственного восприятия художественного слова в исполнении сверстников, старших товарищей и родителей.

Содержание: конкурс на лучшего чтеца.

Основные шаги по подготовке:

  1. Определение темы конкурса и его девиза.

  2. Выбор потенциальными участниками произведений для чтения на конкурсе.

  3. Подготовка каждым участником краткой информации о выбранном произведении и его авторе.

  4. Подготовка иллюстративной выставки на тему конкурса.

  5. Формирование жюри, в состав которого входят как взрослые, так и школьники.

  6. Разработка критериев оценки конкурсантов и определение регламента работы жюри.

  7. Подготовка грамот и призов для награждения победителей.

  8. Оформление библиотеки, класса, актового зала, где будет проходить конкурс.

  9. Выбор и подготовка ведущих.

7 «Почитай мне!»

Цель - развитие у учащихся интереса к художественной, научной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитание у старших школьников ответственности и заботливого отношения к их младшим товарищам.

Содержание: акция, литературные чтения, в ходе которых библиотекарь, родители, учителя-предметники, старшеклассники читают книги ученикам начальной школы.

Мероприятие может проводиться для нескольких классов, маленьких групп или даже индивидуально и завершиться творческими формами совместной работы старшеклассников и младших школьников, например, рисованием на тему прочитанного, составлением альбома иллюстраций, что может стать основой для организации выставки «Мы читаем и рисуем».

Основные шаги по подготовке:

  1. Определение формата мероприятия и его целевой аудитории.

  2. Выбор книг для чтения.

  3. Распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).

4. Создание в школе уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.

5. Психологическая подготовка старшеклассников к общению с малышами.

6. Подготовка бумаги, красок, карандашей для последующего «часа рисования» в начальной школе.

7. Организация выставки рисунков в школе.

8 «Книга в кругу читателей» ( чтения, читательская конференция)

Цель - формирование у детей и взрослых способности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге.

Содержание: читательская конференция или разговор о прочитанных книгах.

Основные шаги по подготовке:

1. Выбор темы чтений, конференции, книг или книги для обсуждения.

  1. Работа с участниками:

  • прочтение книги;

  • подготовка к выступлению, докладу, дискуссии;

  • выбор отрывка, который выступающему хотелось бы прочитать публично и т.д.

  1. Оформление школьной библиотеки и других школьных помещений в соответствии с темой конференции.

  2. Работа в творческих группах:

  • группа («Исследователи») собирает и готовит дополнительную информацию о книге и ее авторе;

  • группа («КВН») разрабатывает сценарий викторины по книге или иные содержательно связанные с ней конкурсы, готовит призы для награждения;

  • группа («Связи с общественностью») обеспечивает информационную поддержку чтений, конференции, готовит афишу, приглашения участникам и гостям, осуществляет фото- и видеосъемку;

  • группа («Театр») готовит инсценировки фрагментов литературных произведениий;

  • группа («Сценаристы») разрабатывает общий сценарий чтений, конференции и готовит ведущих.

9 Мероприятия-спутники

Предлагаемые выше основные мероприятия желательно сопроводить мероприятиями-спутниками. (Экспозиции книг, выставки, организованные, в том числе и в результате проведенных конкурсов):

    • выставка иллюстраций к произведениям научно-популярной, исторической и художественной литературы

    • выставка плакатов «Как наше слово отзовется?»

    • фотовыставка «Вот моя деревня, вот мой дом родной» (для любителей топонимики, этимологии)

    • фотовыставка «Славянский мир: общность и многообразие»

    • выставка рисунков, значков, книжных закладок, экслибрисов («Аз буки веди… Я буквы знаю…)»

  • Выпуск стенгазет, оформление стендов («…Лишь слову жизнь дана…Звучат лишь письмена.» (И.А.Бунин)

  • Материалы школьного сайта «Чего мы не знаем в родном языке?

    • «Что и как мы читаем?»).

3. Викторина по произведениям детской и подростковой литературы.

4. Акция-копилка «В мире мудрых мыслей!»( Слова великих людей о свете книжном)

5. Акция-рекомендация «Золотая полка книг», во время которой школьники выставляют в библиотеке, в классах свои любимые книги или пишут их названия и имена авторов на нарисованных книжных корешках. И т.д.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие
  2. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (5)

    Документ
    Словарь (первое, втрое меньшее по объёму и микроскопическое по тиражу изд. — 1997 г.) содержит основные факты биографий, перечни основных научных трудов, итоговые оценки творчества более чем 230 учёных и краеведов гуманитарного профиля
  3. Чс в условиях дополнительного образования москва тезаурус 2009

    Документ
    "Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в ЧС в условиях дополнительного образования"
  4. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  5. Александр Леонидович Дворкин

    Реферат
    6. Мунитский бог — это лишь вторичная, возникшая во времени персонификация, сгусток изначально безличной энергии, имеющий два полюса — мужское и женское начала,

Другие похожие документы..