Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козля...полностью>>
'Рабочая программа'
1 Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО второго поколения по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» (бакалавриат) утвержденного 14 апрел...полностью>>
'Программа'
Цель курса: целью курса является ознакомление студентов с обширным классом задач решаемых в экономике математическими методами. Экономическая киберне...полностью>>
'Публичный отчет'
Ассоциация предприятий и предпринимателей Республики Татарстан (далее – АПП РТ, Ассоциация) является региональным объединением работодателей, основна...полностью>>

Рабочая программа. Тематическое планирование. Образцы компьютерных презентаций для проведения уроков Образцы компьютерных презентаций учеников. Список использованной литературы

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОАУ «Подольская средняя общеобразовательная школа»


Технология
применения элементов компьютерных
технологий в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в старших классах средней школы .

Составил преподаватель – организатор
основ безопасности жизнедеятельности

Якимов Сергей Николаевич

Подольск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.

  2. Структура и содержание технологии.

  3. Обучение с помощью компьютера в сравнении с традиционным обучением

  4. Результативность. Эффективность обучения с помощью компьютера

  5. Приложения:
    5.1. Рабочая программа.
    5.2. Тематическое планирование.
    5.3. Образцы компьютерных презентаций для проведения уроков
    5.4. Образцы компьютерных презентаций учеников.

  6. Список использованной литературы.

I. ВВЕДЕНИЕ

К написанию данной технологии меня подвигли жизненные обстоятельства, связанные с последними изменениями в сфере образования, а именно профилизацией и компьютеризацией.

Первое изменение привело к резкому, в два раза, сокращению количества часов, отводимых в школьных планах на изучение курса основ безопасности жизнедеятельности, при остающихся прежних требованиях к знаниям, умениям и навыкам выпускников.

Второе изменение создало предпосылки для повышения эффективности процесса обучения, и на этой основе дало возможность разрешить противоречия между содержанием курса и отводимым на него временем обучения.

Опыт применения компьютера и периферийных устройств в преподавании курса ОБЖ по сравнению с использованием обычных технологий показал преимущества ИКТО.

СХЕМА № 1

Структура моей педагогической деятельности

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ




Проектирование
учебного процесса:

- Программа курса;

-Тематическое планирование.


Коррекция
и
перенормрование
процесса.


Поурочный план.



Контроль хода и реализации проекта


Рефлексивная оценка результатов



Педагогическая апробация


Основные проблемы на этом пути: переработка учебного курса для его компьютеризации; построение учебного процесса с применением компьютера; определение доли учебного материала, вида представления и его реализации с использованием компьютера; способы и средства осуществления контроля знаний, оценки уровня закрепления навыков и умений; подбор и апробация информационных технологий, применяемых для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

Поскольку я не ставил цель перевода всего курса ОБЖ на информационно компьютерную технологию обучения, а только хотел использовать элементы этой технологии в процессе своей преподавательской деятельности, то оказалось достаточным переработать лишь часть специально избранных, тяжёлых для обучения тем.

При построении педагогического процесса, я исхожу из двух факторов- когнитивных способностей обучаемых и компьютерной оснащённости кабинета. Как я выяснил, теоретическими изысканиями и практическим опытом, выбор ограничен двумя ведущими способами – преобладанием педагогической системы по типу псевдокомпьютерного обучения или обучения с участием компьютера. В первом случае средства информационно компьютерных технологий (ИКТ) используется как ТСО с расширенными возможностями, во втором случае – часть функций учителя передаётся ПК.

Определяя величину доли, способа и вида реализации учебного материала, я исхожу из цели урока или его этапа и решаемых дидактических задач.

Выбирая средства и способы осуществления контроля усвоения ведущих ЗУНов, я исхожу из степени оснащённости класса ПК и ПО для тестового контроля, а также умения обучаемых работать на этом оборудовании. В Интернете можно найти достаточно много программ для осуществления этого процесса, нужно лишь выбрать из них более подходящую для данного урока.

Выбирая информационную технологию, для реализации поставленных педагогических и дидактических задач, я ориентируюсь на эти цели и задачи. В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса. Это базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии от ООО «Кирилл и Мефодий», и другие программы, каждая из которых отвечает конкретным целям и задачам.

Итогом разрешения проблем применения элементов компьютерных технологий в преподавании Основ безопасности жизнедеятельности в старших классах школы адаптивного типа и явилась данная технология.

Какие же педагогические проблемы решает эта технология?

СХЕМА № 2

Проблемы, решаемые предлагаемой технологией.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА ОБЖ

Концептуальная основа; дидактические цели и задачи технологии

По своей концептуальной структуре, предлагаемая технология является:

  • частнопредметной, хотя её положения могут использоваться преподавателями других предметов с ограниченным количеством учебного времени;

  • материалистически – гуманистической, поскольку основывается на научном представлении мира и имеет гуманистическую направленность;

  • социогенной по ведущему фактору психического развития;

  • эвристически – саморазвития, по своей научной концепции усвоения;

  • общеобразовательной по характеру и содержанию;

  • универсальной по форме организации учебного процесса, поскольку легко используется в классно-урочных, дифференцированных, индивидуальных и групповых формах;

  • комбинированной по типу управления познавательной деятельностью, технология перестраивается от обучения с помощью ТСО до компьютерного обучения;

  • личностно ориентированной по подходу к ребёнку;

  • информационно-развивающей по преобладающему методу;

  • по направлению модернизации существующей традиционной системы, на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности детей;

  • массовой, по категории обучаемых, позволяющая перейти им в категорию «продвинутых».

Целью данной технологии является:

  • формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования,
    подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе;

  • повышение эффективности образовательного процесса по «Основам безопасности жизнедеятельности» путем внедрения средств информатизации и достижение 100% успеваемости в 10-11 классах.

Задачи, решаемые технологией:

  • развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;

  • организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;

  • увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;

  • облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации технологии являются:

  • наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем ОБЖ в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;

  • владение учителем ОБЖ основами информационно-коммуникационных технологий;

  • развитая информационная среда образовательного учреждения;

  • смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;

  • владение учащимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

К ожидаемым результатам и последствиям можно отнести создание дополнительных возможностей использования проблемного метода обучения, реализацию принципа личностно-ориентированного обучения, повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, и как итог – достижение 100% усвоения материала всеми обучаемыми.

Содержание учебного процесса

Данная технология предлагает большое разнообразие содержания учебного процесса:

  • видео -, и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПМП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Internet;

  • материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);

  • комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

  • включение в ход урока исторического и справочного материала;

  • наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

  • анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями и их рецензирование, оформление буклетов с ситуационными рекомендациями. Работа над ними позволяет ребятам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться встроенными в компьютер программами.

Кроме этого, учащиеся вовлекаются в проектную деятельность, руководство которой осуществляется мною совместно с преподавателями других предметов.

В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения, но компьютеру отвожу системообразующую роль, что связано с его возможностями:

  • мультимедийного представления учебного материала;

  • моделирования изучаемых явлений в реальном времени;

  • разнообразия видов учебной деятельности, реализуемых компьютерными программами;

  • интерактивностью, т.е. немедленной реакцией на действия учащегося;

  • наличием постоянной обратной связи между учеником, компьютером, и учителем;

  • обращением к удалённым источникам информации (в том числе – Internet).

Использование специального мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры. Что обеспечивает важное условие развивающего обучения, сформулированное известным психологом В.В. Давыдовым. При формировании научных понятий выход на теоретический уровень обобщения обеспечивается сочетанием коллективно – распределенной учебной деятельности с непосредственным взаимодействием учителя со всем классом.

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается мной не как самоцель, а:

  • Как источник дополнительной информации по предмету;

  • Как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;

  • Как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;

  • Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;

  • Как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

Моя деятельность, при разработке процесса обучения.

  1. Начальный этап.

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом я последовательно решаю следующие задачи:

  • определяю необходимость применения компьютера;

  • определяю степень компьютеризации учебного процесса;

  • определяю перечень функций, возлагаемых на компьютер;

  • определяю использование готового программного обеспечения или разработка
    компьютерного пособия, с учётом информационно-методических
    рекомендаций ведущих преподавателей ОБЖ и методистов.

Определяя необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ, я считаю оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.

Определяя степень компьютеризации учебного процесса, я выбираю необходимость применить один ПК или задействовать компьютерный класс, т.е. определяю преобладание в ходе урока педагогической системы псевдокомпьютерного обучения или обучения с компьютером (по классификации Беспалько В.П. [2]).

Для удобства, пользуюсь следующей таблицей:

ТАБЛИЦА № 1

Применение компьютера на уроке

Где

Для чего

Что

Как

На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления

Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала

Обучающие программы, мультимедийные средства

Компьютерный класс или
один компьютер и мультимедийный проектор

На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения

Для демонстрации при объяснении нового материала, подведения
к обобщению

Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций

Один компьютер
и мультимедийный проектор

На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.
На этапе первоначального контроля

Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных

Контролирующие и тестирующие программы

Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение

На внеклассных мероприятиях

Для демонстрации материала

Мультимедийные средства

Один компьютер и мультипроектор

На внеклассных мероприятиях

Для развития творческих способностей учащихся

Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр

Компьютерный класс

Кроме этого, для принятия обоснованного решения по выбору степени компьютеризации учебного процесса, я собираю определенные данные об учащихся, о современных методах обучения, о сопутствующих организационных и окружающих факторах, чтобы создать основу для следующей стадии – проектирования урока.

Необходимые данные и информация, которые я собираю и анализирую, включают в себя:

  • Кого буду учить? Индивидуальные характеристики учащихся, учитываемые при проектировании системы обучения с помощью компьютера, такие как уровень образования, специальные навыки, способность к обучению и предварительная подготовка. (Помогает психолог) Обязательное наличие у предполагаемых обучающихся навыков, необходимых для участия в обучении. Например, некоторая компьютерная грамотность.

  • Как буду учить? Имеющиеся учебные материалы, такие как учебники, методические пособия и учебные планы. В таких материалах содержится описание уже существующих методов обучения, и их можно использовать для выявления качеств этих методов. Способы промежуточного и этапного контроля.

  • Чему буду учить? Материал по изучаемым темам, который предполагается использовать. Знания, умения и навыки, которые требуют обучения, а также ожидаемые результаты обучения в письменной или электронной форме (т. е. Что же обучающиеся должны будут уметь после завершения обучения). Это подразумевает анализ изучаемых тем, рабочих заданий и дробления задач на их составные части.

  • Где буду учить? Класс, компьютерный класс, другое место. Факторы окружения и факторы структуры учебной деятельности, которые могут влиять на цели обучения: уровень освещения, уровень шумов, наличие оборудованных рабочих мест и их количество, и т. д.

  • Зачем учить? Помочь формированию у обучаемых целостной системы универсальных ЗУНов, то есть ключевых компетенций, определяющих безопасную жизнедеятельность в современном обществе. Увязать теоретические знания с жизненным опытом.

При проектировании процесса обучения, я решаю, каким образом будет преподаваться материал. То есть выбираю подходящий способ преподавания, основанный на индивидуальных особенностях ученика и виде преподаваемого материала. Результат этой работы оформляю в виде расширенного тематического планирования по следующей форме:

Тематическое планирование по курсу ОБЖ 10 «а» класса. Один урок в неделю.

Раздел, тема, урок

Форма организации учебной деятельности учащихся

Методы обучения

Источник знаний
(ресурс)

Ожидаемый или
планируемый результат образовательной деятельности.

Формы, средства и способы контроля.

(Смотри приложение 1).

  1. Этап проектирования урока

После анализа данных, полученных на первом этапе, приступаю к проектированию урока. Результат работы оформляю в виде плана урока, с чётко прописанным использованием ПК и программного обеспечения. При этом продумываю использование комбинации индивидуального и группового методов обучения и контроля. Также учитываю что время работы ученика за дисплеем, не должно превышать в сумме 30 минут. Учитываю результаты психологических тестов класса, по которым устойчивость внимания учащихся не превышает 10 минут.

Урок изучения нового материала.

    • Актуализация знаний;

    • Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере
      (используется один компьютер и компакт-диск);

    • Первоначальное закрепление знаний;

    • Подведение итогов;

    • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок повторения пройденного материала.

  • Актуализация знаний;

  • Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);

  • Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и мультипроектор);

  • Подведение итогов;

  • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.

Урок контроля и проверки знаний

  • Творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 15 мин;

  • Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин;

  • Подведение итогов;

  • Задание на дом и инструкции по его выполнению.

В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы и схемы урока такова:

  • Первая группа – творческая работа, вторая группа – тестирование – 15 мин;

  • Вторая группа – творческая работа, первая группа – тестирование – 15 мин;

  • Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) – 10 мин.

Однако в практической деятельности преподавателя ОБЖ не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде, поскольку в профильных классах на изучение каждой темы отводится один урок.

Чаще всего, я использую комбинированный урок, из первого и третьего вариантов.

  1. Проверка выполнения домашнего задания, групповая мягкая рейтинговая оценка;

  2. Закрепление материала прошлого урока и выравнивание знаний – 5 минут;

  3. Актуализация знаний – 3 минуты;

  4. Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере;
    (используется один компьютер и презентация или компакт-диск) – 10 – 15 минут;

  5. Первоначальное закрепление знаний – 5 минут;

  6. Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 5 мин;

  7. Подведение итогов;

  8. Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Полная схема и особенности проведения такого урока будут рассмотрены мною после рассмотрения технологии проведения уроков с одним компьютером.

Итак, основными этапами всех видов моих уроков являются: организационный этап, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний и подготовки к усвоению новых знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний и этап информирования о домашнем задании и инструктажа по его выполнению. (Смотри схему № 3)

Применяемая мной система обучения с помощью компьютера состоит из нескольких независимых модулей, каждый из которых содержит определенные цели изучения, изучаемый материал и какие-либо тесты для оценки того, насколько учащийся преуспел в усвоении материала.

Первым моим шагом в проектировании урока является планирование объёма части курса, содержащегося в каждом модуле.

План урока состоит из целей занятия (Что должно быть изучено?), вступления, краткого описания содержания изучаемого вопроса, методик тестирования и схем, поясняющих, каким образом обучающийся будет выполнять модуль. Этот план урока затем претворяю в жизнь в виде слайдов. Отдельный слайд представляет собой «макет» компьютерного экрана, включающий в себя все элементы текста, графики и других материалов, которые будут представлены учащемуся.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Список использованной литературы и Интернет-источников

    Документ
    Приложение 1 2 Приложение 3 23 Приложение 5 44 Приложение 7 78 Приложение 8 91 Приложение 10 107 Приложение 12 127 Приложение 14 .146 Приложение 16 .
  2. Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю 1час, в год 35 часов)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» автора Л.А. Неменская, под ред.
  3. Рабочая программа бровийчук светланы евгеньевны ( учитель истории и обществознания II категория) по истории 5 класс

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и Авторской программы под редакцией А.
  4. Рабочая программа по окружающему миру умк: «Начальная школа 21 века»

    Рабочая программа
    Рабочая программа по курсу «окружающий мир» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра
  5. Рабочая программа учебного предмета моу средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением

    Рабочая программа
    Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2010 г.

Другие похожие документы..