Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Инмарсат был организован по предложению IMO в 1966. После всестороннего изучения экспертами, IMO вынесла проект на обсуждение международной конференци...полностью>>
'Документ'
В работе описывается разработанная автором система анализа поведения посетителей web-сайта с использованием методов интеллектуального анализа данных ...полностью>>
'Документ'
Узловой комплекс противоаварийной автоматики электропередачи Братск-Иркутск (УКПА) является системой автоматики предотвращения нарушения устойчивости...полностью>>
'Курсовая'
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «уп...полностью>>

Главная > Сборник статей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ИНСТИТУТ ТАТАРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

ИСТОРИЯ РОССИИ И ТАТАРСТАНА:

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Сборник статей итоговой научно-практической конференции

24–25 марта 2011 г.

Казань–2011

УДК 94 (47)

ББК 63.3 (2)

И 90

Редакционная коллегия:

Р.М.Валеев, А.И.Ногманов, Р.В.Шайдуллин

Ответственный редактор:

А.И.Ногманов

Статьи публикуются в авторской редакции

Рекомендовано к изданию

Ученым советом ИТЭ

И 90

История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции (г. Казань, 24–25 марта 2011 г.). Вып. 3 / Ин-т Татар. энциклопедии АН РТ; отв. ред. А.И.Ногманов. — Казань, 2011. — 392 с.

В сборнике публикуются статьи участников итоговой научно-практической конференции, состоявшейся в Институте Татарской энциклопедии Академии наук Республики Татарстан 24–25 марта 2011 г.

Адресован историкам, преподавателям и студентам, краеведам и всем интересующимся историей науки в России и Татарстане.

ISBN

© Институт Татарской
энциклопедии АН РТ, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

В марте 2011 г. в Институте Татарской энциклопедии состоялась итоговая научно-практическая конференция за 2010 г. На конференции в рамках двух секций было заслушано около 40 докладов, посвященных различным аспектам истории России и Татарстана XVI – начала XXI вв., а также проблемам изучения истории науки в РТ.

В сборнике опубликованы материалы докладов, прозвучавших на этой конференции. Они отражают основные направления и результаты современных научных поисков по данной проблематике. Авторами публикаций являются научные сотрудники, аспиранты Института Татарской энциклопедии и Института истории им. Ш.Марджани АН РТ. Среди них как профессиональные историки, так и специалисты других областей знания, занимающиеся историей науки в Республике Татарстан.

В первый раздел сборника помещены материалы по различным аспектам (социально-экономические, административные, общественно-политические, конфессиональные, правовые) истории России и Татарстана XVI – начала XXI вв.

Второй раздел включает статьи, посвященные теоретическим и практическим аспектам работы Института Татарской энциклопедии. В этом разделе нашли отражение актуальные вопросы татарской литературы, история различных секторов экономики республики, студенческого физкультурно-спортивного движения, другие направления научного знания, представленные на страницах многотомной Татарской энциклопедии.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ОГЛАВЛЕНИЕ 5

Раздел I. ИСТОРИЯ России и Татарстана:
итоги и перспективы исследований 8

Между Волгой и Нилом: диалог цивилизаций 8

участие татар в восстании С.Т.Разина (1670–1671 гг.) (Материалы к иллюстрированной энциклопедии для школьников «История Татарстана с древнейших времен до наших дней») 12

Участие нерусских народов
Среднего Поволжья и Приураья
в антиправительственных выступлениях второй половины XVII — первой половины XVIII вв. (в трудах марийских историков) 19

Исторические личности на страницах энциклопедий: Петр I в истории
татарского народа 28

И.Г. ЖЕВАНОВ: К БИОГРАФИИ КАЗАНСКОГО ГУБЕРНАТОРА 37

История Казанского края XIX в. на страницах иллюстрированной энциклопедии по истории Татарстана для школьников 52

Развитие конкуренции речного и железнодорожного транспорта в Волжско-Камском бассейне во второй половине XIX в. 59

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ
НА СУДАХ В ВОЛЖСКО-КАМСКОМ БАССЕЙНЕ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. 66

Некоторые вопросы изучения древних
и средневековых памятников историко культурного наследия народов
Казанского края во второй половине XIX в. (по материалам Г.Ахмарова, П.А.Пономарева, А.А.Спицына) 74

История Российского востоковедения
в архивных документах ХIХ – начала ХХ вв. 81

В.Т.Тимофеев: как создавалась первая школа для крещеных татар (по воспоминаниям о.Василия «Дневники старокрещеного татарина») 89

Общественные и педагогические взгляды попечителя Казанского учебного округа
П.Д. Шестакова 95

Основные вехи жизни и деятельности Н.Я.Агафонова 103

Николай Петрович Остроумов:
казанский период деятельности миссионера и исламоведа 117

М.Н.Пинегин — директор народных училищ Казанской губернии 123

Общественная деятельность М.Н.Пинегина
в годы первой мировой войны 126

Обсуждение аграрных вопросов в комитетах Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности
в 1902–1903 гг. (по материалам Казанской губернии) 130

Деревня Казанской губернии накануне Первой мировой войны (1912–1914 гг.) 140

Транспортное обеспечение перевозки грузов «АРА» в Татарстане в 1921–1922 гг. 148

Развитие промышленного кредита
в Татарстане в первой половине 1920-х гг. 157

«Бюджетное уныние» Татарской АССР накануне организации первых районов. 165

Основные формы проявления пьянства
в Татарстане в 1920-е гг. 172

Казань 1941 года:
переход на военное положение 199

Внешнеполитический фактор
в государственно-церковных отношениях
в СССР в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы 210

Комсомол Татарстана на начальном
этапе строительства Камского автомобильного завода 218

ПРОТИВОРЕЧИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ В 1960-х – 1-й ПОЛ. 1980 х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ТАТАРCТАНА) 224

Татарские общественно-политические организации Татарстана во второй
половине 1980-х – начале 2000-х гг. 232

Законодательное регулирование предпринимательской деятельности
в 1980–1990-е гг. 237

Проблемы и итоги реализации Программы ликвидации ветхого жилья в Республике Татарстан в 1995–2004 гг. 247

Путь к мультикультурализму (опыт Татарстана в решении межэтнических проблем) 256

Толерантность — новые перспективы развития в Республике Татарстан 267

Раздел II. История науки на страницах
Татарской энциклопедии: проблемы и новации 273

Изучении археологии и истории г. Казани Н.Ф.Калининым 273

Начальный этап работы Г.А. Федорова-Давыдова над исследованием Золотой Орды 278

Военно-исторические интернет-ресурсы: современное состояние 284

К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА 292

ПРОЦЕСС УРБАНИЗАЦИИ В ТАТАРСТАНЕ
В 1990–2000-Е ГГ. 300

МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ТАТАРСТАНА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 304

К истории картофелеводства в Татарстане 311

ИЗ ИСТОРИИ САДОВОДСТВА ТАТАРСТАНА 325

Вопросы атрибуции этнической принадлежности поэта Кул Гали как проблема национальной историографии 330

Кышкар мәдрәсәсенең соңгы еллары 338

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ ФАННУРА САФИНА 341

О природе комического и
формах его проявления в текстах 347

ФОНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО (на материале русского и татарского языков) 362

Медицинские научные общества Татарстана: история и современность 369

Социальные детерминанты и периодизация генезиса студенческого физкультурно-спортивного движения в Татарстане 373

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ЗРЕНИЯ
(часть 3) 383

Ритмы в жизни человека 388

Гороскопы и персонология 391

АВТОРЫ 397

Раздел I. ИСТОРИЯ России и Татарстана:
итоги и перспективы исследований

Э.Г. Сайфетдинова

Между Волгой и Нилом: диалог цивилизаций

История народа включает в себя не только различные аспекты формирования и развития социально-экономических отношений внутри страны, но и все многообразие внешнеполитической деятельности. Изучение межгосударственных отношений позволяет воссоздать событийный ход истории в различных его аспектах, что, в свою очередь, дает возможность исследовать не только небольшой отрезок времени, но и изучить культурно-исторический процесс возникновения и развития этих отношений.

Для истории татарского народа золотоордынский этап имеет особое значение. «Золотоордынская модель цивилизации представляла собой уникальный феномен средневековья, интегрировавший ключевые характеристики многих культурных миров: восточного (исламского), европейского (русского), тюркского (булгарского)»1. В 13–14 веках проходил рост экономического, культурного развития Золотой Орды, сплочение его политических границ с мусульманским миром.

Укрепление взаимоотношений Волги и Нила произошло после образования в Египте государства мамлюков2. По сведениям средневекового историка аль-Омари ад-Димашки, мамлюки в Египте появились во времена правления султана Эльмелик-Эссалих Неджметдин Эйюба. «Из них состоит большая часть войска Египетского, ибо от них происходят султаны и эмиры Египта, с тех пор, как Эльмелик-Эссалих Неджметдин Эйюб, сын Элькамиля, стал усердно покупать Кипчацких невольников»3. В 1250 году мамлюки, представители тюркской династии Бахри, захватили власть в Египте и удерживали ее до 1390 г. Султаны и эмиры династии Бахри по происхождению относились к тюркским народам, входившим в то время в состав Золотой Орды.

Об одном из таких эмиров рассказывает книга современного египетского историка Мухаммада Абдулгани «Татарский мусульманин, по имени Салар — наместник мамлюкского султана». Работа посвящена наместнику мамлюкского султана Эль-Малик ан-Насир ад-дин Мухаммада, по имени Салар. Салар был захвачен в плен во время битвы «Айн Джалут» между египтянами и монголами. Автор сообщает, что Сайфетдин Салар не был монголом, исповедовал ислам и называл себя «татар». Факт пребывания в войске монголов человека, исповедующего ислам, заинтересовал мамлюков. Эмир Эль-Мансур Калауна выкупил его и Салар стал жить у него и служить ему. Во время правления мамлюкского султана Мухаммада ан-Насира, сына Эль-Мансура Калауна, Салар был назначен «заместителем» султана — наибом, иначе султан мухтасар (по-арабски — «малый султан»). В этой должности он прослужил 11 лет. В 1308–09 гг. он участвовал в заговоре, но был арестован султаном ан-Насиром и заключен в тюрьму, где умер от голода в 1310 г. К сожалению, автор Мухаммад Абдельгани не ставит цель исследовать историю происхождения Сайфетдин Салара, его больше интересует его жизнедеятельность в Египте. Более того, до сих пор сохранена могила-мавзолей Сайфетдина Салара, которая находится в Каире (Египте). Перелистывая историю султаната мамлюков, таких историй можно найти немало.

Однако до сих пор не ведется целенаправленная работа по выявлению и изучению как средневековых, так и современных арабских источников по истории Золотой Орды. Недостаточное внимание уделяется исследованию сочинений тюрко-татар, хранящихся в архивах и библиотеках современного Египта. Актуальность глубокого изучения взаимоотношений между Волгой и Нилом является значимой для истории татарского народа, тем более, что «до сих пор малоисследованной остается роль кипчакско-половецкого компонентов в этногенезе татар»1 Изучение и ввод в научный оборот археографических материалов из стран дальнего зарубежья, в частности Египта, позволило бы обогатить источниковую базу наших исследований. С этой целью необходимо активизировать выявление и приобретение (в подлинниках или копиях) исторических материалов о связях между Волгой и Нилом. Татарские историки в изучении Золотой Орды в основном опираются на работы В.Г. Тизенгаузена, Амина аль-Холи. По истории золотоордынского периода чуть ли не основным источником является труд В.Г. Тизенгаузена «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских, изданного в Санкт Петербурге в 1884 году. В.Г. Тизенгаузеном были сделаны выписки из сочинений на арабском языке, это небольшие отрывки из многотомных трудов средневековых историков.

Более удачными в этом отношении оказались египетские историки. Большое количество письменных источников средневекового Египта использовал в своей работе «Связи между Нилом и Волгой» видный египетский ученый арабист, историк Амин аль-Холи. Его работа до сих пор вызывает большой интерес у татарских историков. Амин аль-Холи первым из арабских историков обратился к теме исторических связей между Нилом и Волгой. Амин аль-Холи писал: «Одни из путей взаимопонимания народов — это изучение связей, существовавших между народами, особенно — если смотреть на прошлое широко, выявляя важнейшие факторы и тенденции, имеющие значение для будущего, если при исследовании не допускать никакого пристрастия — ни расового, ни идеологического, ни продиктованного чувством, если соблюдать высокое уважение к истине, ставя ее превыше всего»2. В своем исследовании Амин аль-Холи опирался на сочинения историков Ибн Тагрибарди, Ибн Хальдуна, Эль Макризи, Ибн Ййаса, Ибн Хаджар и др. Однако книга «Связи между Нилом и Волгой» Амина аль-Холи была переведена на русский язык в сокращенном варианте и составила всего 62 стр., хотя сама намного объемнее. Полный перевод книги помог бы найти новые сведения, касающиеся истории татарского народа. Более того, в Египте скорее всего были неоднократно переизданы средневековые сочинения Ибн Хальдуна, Эль-Макризи и др.

Внешнеполитический диалог между Волгой и Нилом по большому счету происходил через призму религиозных традиций. «В то время роль религии была крайне велика, и это сказывалось на идеологическом обосновании той или иной политики»1. Так, одной из причин поддержания дружественных отношений могло стать принятие ислама золотоордынским ханом Берке. Мамлюки неизменно повторяли об общности религии и направляли крупные материальные средства для развития культуры ислама в Золотой Орде. В большей степени мамлюкские султаны остро нуждались в поддержке своих золотоордынских собратьев против идолопоклоннического Ирана.

Таким образом, дипломатическим взаимоотношениям между Золотой Ордой и Египтом, вызванным экономическими и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед обоими государствами, в значительной мере благоприятствовала общность культурных традиций господствующих классов.

И.Р.Валиуллин

участие татар в восстании С.Т.Разина (1670–1671 гг.) (Материалы к иллюстрированной энциклопедии для школьников «История Татарстана с древнейших времен до наших дней»)1

При освещении истории края в XVII–XVIII вв. в иллюстрированной энциклопедии для школьников «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» важное место занимают статьи, посвященные повстанческим движениям под предводительством С.Т.Разина и Е.И.Пугачёва. Эти восстания затрагивали территорию края, в них участвовали представители различных социальных групп и этноконфессиональных сообществ. Включение данного материала в энциклопедию даст возможность более полно представить читателям процесс исторического развития России в XVII–XVIII вв. При подготовке энциклопедических статей по указанной тематике необходимо иметь ясное представление о социально-экономической, национальной, религиозной специфике повстанческих движений. Предметом данной статьи является освещение некоторых вопросов, связанных с участием татар в восстании С.Т.Разина (1670–1671 гг.).

При изложении материала читатель энциклопедии знакомится, прежде всего, с предысторией восстания, которая была связана с разбойным походом отряда казацкой бедноты и беглых крестьян во главе с С.Т.Разиным в города каспийского побережья в 1667–1669 гг. Весной 1670 г. войско С.Т.Разина направилось на Волгу. В мае-июне повстанцы захватили Царицын, Астрахань. В августе на сторону Разина перешли Саратов, Самара. В сентябре разинское войско осадило Симбирск.

Необходимо отметить, что выступления татар начались одновременно с движением других народов Поволжья. Татары вошли в состав повстанческих отрядов и участвовали во многих сражениях разинцев. В сентябре 1670 года татары-повстанцы Симбирского и Свияжского уездов вместе с другими восставшими намеревались идти к Алатырю и в Алатырский уезд, как указывается в источниках, «для разоренья». Также имеются сведения о шести тысячах казаках, «крестьянах», татарах, чуваш и мордвы, действовавших в районе Симбирской и Корсунской черт1. 19 сентября 1670 г. татары участвовали в штурме и захвате Саранска. Позднее из Саранска на штурм Арзамаса отправился отряд русских, татар и мордвы. Из 15 тысяч повстанцев, участвовавших в жестоких сражениях под Арзамасом, несколько тысяч составляли татары2. У Цивильска действовал повстанческий отряд, в который вошли татары разных уездов3. Здесь среди предводителей восставших из татар — свияжский татарин Алмакайко, татарский мурза Кулдябяков. Татары отмечены среди повстанцев, захвативших Керенск и Козьмодемьянск4. С правительственными отрядами сражались темниковские и кадомские татары5.

Один из напряженных моментов восстания — штурм разинским войском Симбирска, в котором участвовали свияжские мурзы и татары6. 20–27 сентября 1670 г. воевода князь Ю.Н.Барятинский, направленный с войсками на помощь осаждённому Симбирску, столкнулся с ожёсточенным сопротивлением повстанцев (в их числе были и татары) у села Куланга, у реки Карла, под татарской деревней Крысадаки и мордовской деревней Поклоуш1.

Дальнейшие события развивались следующим образом. В октябре разинское войско потерпело поражение под Симбирском. Разин с группой казаков вернулся на Дон, впоследствии был арестован и казнён. В ноябре 1671 г. правительственные войска захватили Астрахань; восстание было окончательно подавлено. Таковы основные сведения, предлагаемые читателю для знакомства с историей восстания под предводительством С.Т.Разина.

Кроме фактической стороны вопроса (описание боевых действий, численность повстанцев и т.д.) читатель должен быть осведомлен и об идеологической составляющей восстания. Здесь, на наш взгляд, определенное внимание стоит уделить агитационной деятельности повстанцев. Например, в Керенском уезде они агитировали татар и мордву отправиться, выражаясь терминологией того времени, «воровать» в Шацкий уезд2. Одна из форм агитации заключалась в рассылке так называемых «прелестных» писем с призывом к населению присоединиться к восстанию.

Одна из таких прокламаций, написанная на татарском языке, была направлена татарам Казани и Казанского уезда. Её автор — сподвижник С.Т.Разина Хасан Карачурин3, который обратился к татарам от имени вождя восставших. Тем не менее, один из исследователей, С.И.Порфирьев, заметил, что в этом письме не видна инициатива самого Разина4, что объясняется, на наш взгляд, тем, что Карачурин — не второстепенная фигура, которую Разин использовал для придания большей убедительности письму. Он не просто передал на татарском языке слова Разина, а непосредственно инициировал появление письма и именно от него исходит призыв присоединиться к движению. Немаловажен и тот факт, что, по словам Разина, именно Х.Карачурин уговаривал его идти под Казань, уверяя в поддержке татар, обещая, что в «… в Казани де сидеть не будут"1.

В письме отсутствовала конкретная программа борьбы, кроме расплывчатого призыва быть «заодно» во имя бога, пророка, царя и войска. Известно, что в пропагандистских целях Разин использовал имена царя Алексея Михайловича и его сына Алексея. Карачурин пытался совместить лозунги, выдвигаемые Разиным, с возможными требованиями татар. Поэтому в прокламации вместе упоминались Мухаммад и русский царь.

Карачурин, призывая татар под знамена Разина, апеллировал к ним, как к мусульманам. Его обращение адресовано, прежде всего, к духовным руководителям татар. В письме называются имена конкретных людей: «Икшей» мулла, «Мамай» мулла. Это указывает не только на осведомлённость Карачурина, но и на то, что он пытался использовать сложившиеся в татарском обществе традиции, так как позиция представителей мусульманского духовенства могла оказать существенное влияние на отношение татарского населения к восстанию Разина.

Карачурин не единственный татарин, присоединившийся к движению Разина. Поэтому его письмо надо рассматривать и как обращение той части татар, которая приняла участие в восстании. Призыв быть «заодно» это не только призыв к совместному выступлению с разинцами2. Это и призыв присоединиться к татарам-повстанцам и решить вопросы, волнующие всех татар.

В письме имеются такие слова Карачурина: «… буде заодно не будете, и вам бы не пенять после"1. Они воспринимаются не как угроза в случае отказа, а как предостережение, что адресаты обращения могут лишиться шанса реализовать свои надежды. Реакция казанских татар на обращение Карачурина осталась неизвестной. Возможно, это было связано с тем, что Казань являлась центром борьбы с повстанческим движением; здесь концентрировались значительные военные силы.

Но также могла сыграть свою роль и позиция, занятая мусульманским духовенством. Обращает на себя внимание тот факт, что Карачурин не только уговаривал выступить казанских татар, но и давал им определенные гарантии, выраженные в следующих словах: «…ничего вам худова не будет…», «…вам худобы не будет»2. Значит, среди татарского населения уже существовала настороженность в отношении Разина и его движения. Надо иметь в виду, что имя Разина могло быть известно татарам и раньше 1670 г.: в 1662–1663 гг. в качестве атамана донских казаков он участвовал в походе против крымских татар и турок. Затем Разин возглавил разбойничий поход за «зипунами» (добычей) в Персию, разорил берег от Дербента до Баку, устроил резню в Фарабаде. Деятельность Разина в Персии, враждебность по отношению к мусульманам других стран могла породить неприязнь и недоверие к нему в среде российских мусульман.

Формированию определенного отношения к Разину способствовали известия о расправах, устраиваемых повстанцами. В сентябре 1670 г., во время осады Симбирска, Разин рассылал по окрестным местам своих эмиссаров, итогом деятельности которых стало уничтожение помещиков, дворян, а также мурз и татар — владельцев крестьян. Татары стали жертвами повстанцев и в других местах, особенно в Темниковском уезде (восставшими руководили поп Савва и бывшая монахиня Алёна), где уничтожение мурз и татар приняло повсеместный характер. В документах указывается, что разинцы «…их отцов и братью и племянников и внучат порубили…»1. Некоторые из татар были отправлены в Темников, где позднее были казнены.

Недоверие к Разину, вероятно, усилили и некоторые его лозунги. По мнению некоторых исследователей, Разин, выросший в православной среде, никогда не порывал связей с православной верой2; в целях восстания он использовал уважение русского народа к церкви (Н.Н.Фирсов, Н.Костомаров). Неслучайно поэтому распространялись слухи, что вместе с повстанцами находился низложенный патриарх Никон. В одной из прелестных грамот (сентябрь 1670 г.) Разин обратившись к «черни» Цивильского уезда, русским, татарам, чувашам и мордве, предложил им бороться не только за «великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича», за «благоверных царевичев», но и за «дом пресвятые богородицы и за всех святых» и «веру православных християн»3. Для татар, ревностно относившихся к неприкосновенности своего духовного мира, последние лозунги, возможно, были непонятны4.

В итоге Разин, как своей предыдущей деятельностью, так и неумелой пропагандой, не учитывающей специфики менталитета татарского общества, оттолкнул от движения большую его часть, хотя некоторые из абызов, руководствуясь идеями Карачурина, не только санкционировали выступления татар, но и сами присоединились к восставшим (например, на Луговой стороне действовал «Иштеряк абыз»; также известно об участии темниковского абыза «Смаила Исяшева»). Несмотря на активность, проявленную отдельными группами татар в разинском движении, в целом татарское общество отнеслось к нему сдержанно. Не случайно в литературе отмечается, что на левобережье Волги, в районе Казани, крупных повстанческих выступлений не наблюдалось1.

В заключении следует сказать, что лишь комплексное изложение материала с учетом социальных, экономических, политических, религиозных, национальных факторов даст возможность представить целостную картину повстанческого движения С.Т.Разина.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Никулинские чтения «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества» Сборник научных статей Омск 2011

    Документ
    М 744 Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред. д.филол.н., проф. А.Э. Еремеева – Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2011.
  2. Восьмая территориальная научно-практическая конференция

    Документ
    В сборнике представлены тезисы участников территориальной научно-практической конференции педагогов «Наша новая школа: проблемы и перспективы реализации».
  3. Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции 12-13 ноября 2009 г. Самара 2009

    Доклад
    Сборник научных статей и докладов участников Поволжской научно-практической конференции. Самара, 12  13 ноября 2009 г.  Самара: Региональный социопсихологический центр, 2009.
  4. Материалы ii-й международной научно-практической конференции

    Документ
    Концептуальным основанием ФГОС ВПО нового поколения избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность
  5. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2010 г г. Стерлитамак Республика Башкортостан

    Документ
    Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский Государственный университет

Другие похожие документы..