Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
- проведение методики «Рисунок несуществующего животного» до и после сеанса зоотерапии, проведение методики «Цветового теста отношений» до и после сеа...полностью>>
'Документ'
1.Выявление литолого-стратиграфических комплексов, структурных этажей, ярусов и структурно-фациальных зон, определение характера основных этапов геот...полностью>>
'Семинар'
Летом экзамен. Ближе к сессии будут вопросы, экзамен будет проходить таким образом: сначала надо составить все виды библиографического описания, тольк...полностью>>
'Публичный отчет'
Занятие рассчитано на 2 учебных часа и проходит в форме художественно-музыкального салона в импровизированном зале Третьяковской галереи, представляю...полностью>>

Главная > Презентация

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Презентация – это ультрасовременная форма обучения, которая имеет ряд преимуществ перед традиционными формами самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сочинения и пр.). Она способна совмещать в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, презентация есть форма обработки, представления и упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы. Но, с другой стороны, презентация есть творчество, созидание. Ее создатель подобен скульптору, задача которого – отсечение всего лишнего, что только на первый взгляд кажется механическим делом. За этим отсечением стоит огромная творческая работа, ведь необходимо из бесформенного и разрозненного объема информации, найденного в книгах, учебниках, журналах, а чаще всего в Интернете, создать и явить нечто новое – свое собственное осмысленное, ценностно окрашенное и обоснованное отношение к проблеме. В этой связи презентация служит выработке определенного взгляда на мир, в ней и через нее реализуется свобода, творчество студента. Можно утверждать, что данная методика обучения – это некая форма, с одной стороны, недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и выводов а, с другой стороны, направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки. Тот, кто идет по пути создания философской презентации, в руках держит нить Ариадны, которая не дает заблудиться в лабиринтах бессмыслицы и пустословия. Этой своеобразной нитью, руководством является предлагаемая преподавателем тщательно продуманная схема или шаблон.

  1. ЗАЧЕМ НУЖНА ПРЕЗЕНТАЦИЯ?

Презентация по философии, выполняемая студентами в течение одного семестра, представляет собой разновидность учебной деятель­ности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с научной. Существует множество причин использования в учебном процессе данной формы работы.

Студенту необходима работа над презентациями, чтобы:

  1. научиться работать с большим объемом информации и отсортировывать нужное от ненужного;

  2. расширять свои познания в области философии, социальной философии и других смежных наук;

  3. уметь находить, ставить и в некоторых случаях решать актуальные философские проблемы;

  4. научиться мыслить логично и систематично;

  5. тезисно формулировать основные мысли;

  6. уметь отстаивать собственную философскую позицию;

  7. уметь работать с библиографией, правильно оформлять ссылки, список литературы;

  8. испытать на себе, что значит «заниматься наукой», тем самым, подготавливая себя к написанию курсовых, дипломов и, возможно, диссертаций;

  9. реализовать в себе творческое начало (умение красиво оформлять презентацию, подбирать необходимые по смыслу тексты культуры, создавать свои схемы).

Преподавателю нужна презентация, чтобы:

  1. добиться от студентов полной самостоятельности, исключить возможность скачивания рефератов из Интернета;

  2. иметь возможность продемонстрировать презентацию студента на практических занятиях (при помощи мультимедийного оборудования), задать необходимые вопросы, разобрать достоинства и недостатки и коллективно оценить всю работу;

  3. в связи с большой загруженностью преподавателя сократить время на проверку работы студента.

  4. иметь четкие критерии оценки презентации.

  1. ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАБОТЫ

Главное требование, предъявляемое к презентациям, - это ее самостоятельный характер. Важно, чтобы выбранная студентом тема вызвала изначальный интерес, побудила к творческой работе, позволила выразить на философском языке собственные мысли и идеи. Не менее важно и то, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, диссертацию, статью, реферат, контрольную работу и пр.) структуру.

Порядок работы над презентацией

  1. Выбор темы.

  2. Подбор литературы.

  3. Написание презентации.

  4. Оформление презентации.

  5. Защита презентации.

    1. Выбор темы

Выбор темы осуществляется студентом произвольно из общего списка тем по согласованию с преподавателем, но в одной учебной группе темы не должны повторяться. Тему следует выбирать с учетом интереса студента к определенным вопросам курса, наличия литературы, доступа к дополнительным источникам. Допускается в некоторых случаях выбрать свою тему презентации или видоизменить тему из предложенного списка. Главным условием является согласование выбранной самостоятельно темы с преподавателем.

    1. Подбор литературы

Подбор литературы - дело ответственное и достаточно трудоемкое. Данная методичка значительно облегчает задачу, поскольку в заключительной части дается список рекомендуемой литературы по каждой теме, а также список Интернет-ресурсов. Однако следует помнить, что предложенные перечни носят рекомендательный характер, они не исчерпывающие и могут быть самостоятельно откорректированы в зависимости от возможностей студента, в связи с появлением новых, не вошедших в эти списки, работ и публикаций.

На этой стадии нужно:

  • Ознакомиться с настоящей методичкой, а также программой по курсу философии.

  • Просмотреть систематический и ал­фавитный каталоги библиотеки ВГТУ и научной библиотеки им. Никитина, а также других библиотек и выяснить наличие литературы. Одним из вариантов является приобретение базовых источников в книжных магазинах.

  • Обратиться к философским словарям (печатным и электронным): там можно найти основные определения, степень разработанности проблемы, какие-то идеи.

  • Просмотреть названия опубликованных статей по выбранной теме в научно-теоретических журналах за последние 5 лет, по последним номерам за каждый год и номера журналов за текущий год. Следует обратить внимание на публикации в журна­лах «Вопросы философии», «Общественные науки», «Человек», «Здравый Смысл» и пр.

  • Просмотреть данные о литературных источниках по исследуемой теме в изучаемых работах: в списках литературы, в сносках.

После подбора литературы и ее получения необходимо приступить к ее изучению, руководствуясь при этом ре­комендуемым планом.

При чтении отобранной литературы следует делать краткие выписки, записи в виде цитат, характеризующих ту или иную проблему, раскрывающих содержание рас­сматриваемых проблем.

В ходе изучения литературы, выписок, подбора примеров, необходимо каждый раз делать для себя пометку о выходных данных источника (фа­милия и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы), чтобы в будущем пра­вильно оформить презентацию.

    1. Оформление работы

Презентация должна быть надлежащим образом оформлена. Она выполняется в программе Power Point (приложение к Microsoft Office).

Общий объем не должен превышать 15 страниц текста. Шрифт, его размер подбирается произвольно, главное требование, чтобы текст и вставленные картинки были читаемыми и распознаваемыми.

Следует располагать каждый пункт презентации (актуальность, объект исследования, положения и пр.) по горизонтали на отдельном слайде (странице). Необходимо выделить заглавие слайда.

Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце.

Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхней части страницы (по центру или справа).

Текст должен соответствовать структуре презентации.

    1. Защита презентации

К защите не допускаются презентации со следующими недостатками: не выдержан объем, допущено значительное количество ошибок, выполнено небрежно, без выводов, а также списка использованной литературы, в работе отсутствуют сноски или их недостаточное количество (например 1-2  для всей работы), ксерокопированные работы или работы взятые из Интернета (возникает сомнение по поводу авторства).

Выполненная с соблюдением всех указаний презентация сдается в календарные сроки, объявленные преподавателем.  За несколько дней до защиты презентации автор получает от оппонента (рецензента) отзыв, с которым знакомится. Особое внимание следует обратить на указанные в отзыве недоработки, упущения, замечания, вопросы. Следует заранее подготовиться, чтобы ответить в аудитории на все замечания оппонента, иначе это существенно может снизить оценку работы.

Во время защиты необходимо в течение 5-10 минут изложить актуальность, основные положения презентации и четко ответить на вопросы аудитории (если они возникнут).

Оценка работы складывается с учетом полноты и глубины освещения темы презентации; степени самостоятельности в их изложении; полноты использования имеющейся по данной теме литературы; а также полноты ответов на вопросы.

  1. СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ

  1. Титульный лист.

  2. Цитата, отражающая тему исследования.

  3. Основные понятия и их определения.

  4. Актуальность темы исследования.

  5. Степень разработанности проблемы.

  6. Объект и предмет исследования.

  7. Цели и задачи исследования.

  8. Положения, выносимые на защиту (основные тезисы).

  9. Схема.

  10. Текст культуры.

  11. Выводы.

  12. Список литературы.

    1. Титульный лист

Титульный лист – первая страница вашей презентации. Он должен содержать следующие сведения:

  • Название федерального агентства, учебного заведения и факультета.

  • Полное название работы.

  • Фамилия и инициалы студента с указанием курса.

  • Фамилия и инициалы научного руководителя (консультанта), его ученой степени (зва­ния).

  • Фамилия и инициалы вашего оппонента (рецензента).

  • Место и год написания работы.

Образец оформления титульного листа вы найдете в Приложении 1.

    1. Цитата, характеризующая тему исследования

Цитата, характеризующая тему исследования, является визитной карточкой вашей презентации. Она полностью должна предвосхищать все последующие части вашей работы, настраивать читателя, создавать определенный контекст понимания вашей проблемы.

В цитате должна быть заложена какая-то мысль, которую вы полностью разделяете или же которая представляется спорной.

Цитата должна принадлежать какому-то очень известному автору, в первую очередь, философу. Однако можно использовать также цитаты виднейших ученых, нобелевских лауреатов, религиозных деятелей, мыслителей. Не забудьте указать, кому принадлежит данная цитата (фамилия и инициалы автора ставится справа под цитатой).

Цитата располагается на отдельном слайде (странице) по центру, крупным шрифтом.

    1. Основные понятия

Важно выделить и дать определения основным понятиям, используемым в презентации. В определении понятия зафиксирован в предельно лаконичной, ясной и прозрачной форме основной смысл вашей темы. Поэтому работа с понятиями позволяет создать понятийное ядро вашей научной работы.

Понятия и их определения должны иметь философский характер. Они должны быть взяты только из современных философских словарей с указанием первоисточника (например: Гайденко П.П. Существование / П.П. Гайденко // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т.3. - С. 677-679). Не следует использовать определения понятий из сомнительных источников и без указания выходных данных (без ссылки на первоисточник).

    1. Актуальность темы исследования

Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное ис­следование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической (т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, она разрабатывается современными учеными и т.п.), или прак­тической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики обществен­ной жизни. Обосновывая актуальность, вы можете упомянуть об исследованиях, проводимых в смежных областях, например, в медицине.

Основными аспектами актуальности философского исследования могут быть:

  1. неразработанность, неизученность данной проблемы на сегодняшний день;

  2. противоречивость самого изучаемого явления, проблемы, мнений по какому-то вопросу;

  3. важность данной проблемы для любого человека, каких-то групп людей или целого общества;

  4. извечным интересом к проблеме и пр.

    1. Степень разработанности проблемы

При написании литературного обзора следует кратко изложить современное состояние разработанности проблемы, которой посвящена презентация, обобщив мнения и данные различных авторов. Если у разных авторов позиции по данной проблеме отличаются, то эти работы необходимо сгруппировать и оценить критически. Литературный обзор должен содержать всю необходимую информацию по выбранной теме презентации и обосновывать ее выбор, подчеркивать плохо изученные моменты и подводить к формулировке целей и задач работы. В список авторов должны войти не только авторы, которые впервые подняли данную проблему, но и их оппоненты, критики, авторы со схожими идеями.

Степень разработанности вашей проблемы можно оформить, сгруппировав авторов по эпохам, по дисциплинам (психология, социология, философия, политология, естественные науки и пр.), по различию философских позиций и пр.

    1. Объект исследования

Объект исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую на­правлен научный поиск. В философских исследованиях объектом может выступать человек как социальное, политическое, духовное, экзистенциальное существо, какие-то отдельные его проявления (совесть, страх, свобода в аспекте этики, эстетики, аксиологии, онтологии, антропологии и пр.), философские аспекты или явления природы, социума, космоса, культуры (например, массовая культура в ее социально-философском измерении). Не следует путать объект исследования с его предметом.

Предмет исследования

Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непо­средственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через приз­му проблемы. Предметом философской презентации на тему: «Кризис современного общества: проблемы, перспективы» может быть социальное, политическое и духовное бытие общества, а объектом будет само общество в его социально-философском аспекте. Предметом презентации на тему: «Фанатизм как проблема философии» будут социальные аспекты фанатизма, а объектом – феномен фанатизма в современной социальной философии.

    1. Цели и задачи исследования

Поставить цели и задачи исследования – значит понять, что необходимо сделать в презентации. Выполнение конкретных задач должно согласовываться с актуальностью, степенью разработанности проблемы и, главным образом, с положениями, выносимыми на защиту.

Цель презентации (исследования) – ожидаемый результат (в идеале – разрешение обозначенной проблемы). Другими словами, это та идея, на решение которой будет направлена вся работа. Сформулировать ее необходимо точно и в соответствии с названием работы. Очень часто ошибки связаны с расхождением темы презентации с содержанием и в первую очередь, с поставленными целями и задачами.

Цель следует формулировать при помощи фразы «сделать что-то», например:

    1. выявить основные проблемы, противоречия чего-либо (какого-либо процесса, явления, общества, человека);

    2. определить характеристики изучаемого явления;

    3. описать новый феномен, процесс;

    4. проследить предпосылки, последствия чего-либо;

    5. сравнить две позиции, культуры, отрицательные и положительные стороны чего-либо;

    6. разработать новую концепцию, теорию чего-либо (эту цель можно ставить только в тех случаях, если у вас есть оригинальное целостное решение какой-то философской проблемы);

    7. установить взаимосвязь двух феноменов, влияние одного процесса на другой;

    8. доказать необходимость, эффективность чего-либо и пр.

    9. проанализировать перспективы развития общества, природы, какой-то системы и пр.

    10. создать классификацию, типологию чего-либо и пр.

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий - шагов для достижения поставленной цели, каждый из кото­рых имеет свою собственную цель, или «подцель» по отношению к общей цели исследования. Подцели (или цели второго порядка) отражают, во-первых, логику построения исследования и, во-вторых, конкретные условия его проведения. Таким образом, эти подцели становятся задачами исследо­вания. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые по­зволят прийти к цели исследования. Например, задачи философской презентации на тему: «Проблема терроризма: предпосылки, последствия, пути решения (философский аспект)» могут быть определены так:

  1. сравнить различные определения понятия «терроризм»;

  2. проанализировать сложность феномена терроризма;

  3. выявить предпосылки терроризма;

  4. определить последствия терроризма;

  5. наметить возможные пути решения проблемы терроризма и т.д.

    1. Положения, выносимые на защиту

Этот пункт презентации является самым сложным, поскольку требует, во-первых, ясного понимания проблемы, а, во-вторых, умения давать четкие формулировки основным своим идеям. От студента требуется в соответствии с поставленными целями и задачами тезисно изложить предельно важные мысли по теме презентации. Здесь понадобится умение отсекать все неглавное, отвлекающее, бессодержательное.

Положение, выносимое на защиту, несет в себе какое-то утверждение, поэтому в нем не должно быть вопросов или каких-то императивов, призывов, лозунгов. Пример положений:

  1. Предпосылками терроризма является глобализация и информатизация, которые несут унификацию культур, традиций, экономик, политических режимов, а вместе с тем и напряжение, конфликты, нередко выливающиеся в террористические акты.

    1. Схема

Схема – это то, что позволяет наглядно увидеть все защищаемые вами положения, объять выбранную вами проблему. Схемы очень часто используются в презентациях, поскольку они не требуют большого напряжения в прочтении текста, они напрямую доводят мысль до зрителя, одновременно показывая взаимосвязь разных идей друг с другом.

Схемы можно создавать разными способами: по положениям, по различию философских позиций по вашей проблеме, по ожидаемым прогнозам, по оценке «за» и «против» и т.д.

    1. Текст культуры

Текст культуры – это произведение искусства (картина, фотография, фильм, спектакль, музыка, поэзия, литература, скульптура, инсталляция и пр.), которое отражает вашу тему. Известно, что искусство очень сильно влияет на человека, на его восприятие, навевая какие-то мысли, идеи, размышления.

Текст культуры должен полностью соответствовать теме вашей презентации: если это картина художника, то необходимо, чтобы ее размер был достаточным, чтобы рассмотреть на слайде (не следует брать совсем мелкие картинки и растягивать их, от этого качество изображения очень страдает). Если в качестве текста культуры выступает кино, музыка, спектакль, книга, то необходимо просто дать название произведения, указать автора и кратко изложить содержание (поскольку данное произведение может быть не известно широкой аудитории, и требуется понять смысл по краткой аннотации). Если вы выбрали поэзию, то отдельные строчки, наиболее ярко отражающие вашу тему, можно поместить в саму презентацию с указанием автора и названия стихотворения, поэмы. Если текстом культуры является песня, то можно также указать ее название, автора и вставить помимо этого строчки этой песни.

    1. Выводы

Выводы являются наиболее важной и значимой частью вашей работы. Они подводят итог вашего исследования, показывая, на­сколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Выводы должны, во-первых, соответ­ствовать поставленным задачам исследований, а, во-вторых, показывать перспективу дальнейших исследований по данной проблеме. Желательно, чтобы в выводах презентации прозвучала ваша собственная позиция.

Заключение не должно совпадать текстуально с фрагментами основной части работы; повторения, равно как и использование нового фактического материала, будут лишними.

    1. Список использованной литературы

      1. Библиографические правила: цитирование, ссылки, сокращения.

Библиографическое описание книги (журнала, статьи):

При описании книг необходимые сведения берутся с титульного листа, с облож­ки, оборота титульного листа, из выпускных данных, оглавления и т.д.

Библиографическое описание состоит из заголовка и элементов, объединенных в области.

Заголовок содержит имя индивидуаль­ного автора. Если составляют описание книги двух и трех авторов, их фамилии приводятся в той последовательности, в которой они даны в книге. Вместо полного имени автора указывают его инициалы, которые пишутся после фамилии. Элементами описания являются: заглавие книги, место издания, издательство, год издания.

Ниже перечислены области, включающие в себя эле­менты, из которых состоит описание:

Область заглавия и сведений об авторстве.

Область издания.

Область выходных данных.

Область количественной характеристики.

При описании применяются следующие разделительные знаки:                                            

. (точка) – для отделения одной области от другой;

, (запятая) – перед годом издания;

: (двоеточие) – перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) – перед сведениями о коллективном авторстве (сборник, коллективная книга), составителе, редакторе;

// (двойная косая черта) – перед названием периодического издания, сборника, иного источника, в котором опубликована статья, а также перед названием коллективного учебника при ссылке на главу, выполненную отдельным автором.

Полное описание книг и статей осуществляется в списке использованной литературы. В сносках применяется сокращенные варианты описания, о которых речь пойдет ниже.

Примеры описания:

Книга с одним автором.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П.П. Гайденко. – М.: Республика, 1997. – 495 с.

Книга с двумя авторами.

    Делез Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 288 с.

Статья из книги (сборника).

Пастушкова О.В. Свобода в пространстве современного образования / О.В. Пастушкова // Труды Всероссийской научной конференции «Философские науки в процессе гуманитаризации высшего технического творчества». - Воронеж. 18-20 декабря 2006. – С. 16-20.

Статья из журнала.

Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала / В.А. Кутырев // Вопр. философии. 1998. №5. – С. 135-143.

Статья из газеты.

Рубан В. Опять кадры решают все // Московские новости. 1994. 15 сент.

При библиографическом описании и оформлении ссылки на материалы, извлеченные из Интернета, нужно по возможности максимально следовать таким же требованиям, как и при оформлении библиографии печатных работ, обязательно указывая полный адрес материала в Интернете, включая название сайта и дату рецепции материала. Например:

Коптев А.В. Античное гражданское общество [WWW-документ] // История Древнего Рима [WWW-сайт]: URL: http: (2003. 11 сентября).

Сокращения в библиографическом описании:

Сокращения применяются во всех областях и элемен­тах библиографического описания. Исключение состав­ляет основное заглавие книги или статьи, где все слова пишутся полностью.

Наиболее часто употребляемые сокращения слов и словосочетаний:

1. В области выходных данных:

а) в названиях места издания:

Москва  — М.; Ленинград  - Л.; Петербург - Пб.; Петроград  - Пт.; Санкт-Петербург - СПб.; Ростов-на-Дону - Ростов н/Д. Названия других городов приводятся полностью (Тюмень, Омск и т.д.)

б) в наименованиях издательств - издательство:

Издательство политической литературы - Политиздат.

Восточно-Сибирское книжное издательство - Вост.-Сиб. кн. изд-во.

2. В области количественной характеристики:

страница - С. 

3. В сериальных изданиях:

Труды - тр.; Известия - изв.; Ученые записки - учен. зап.; Серия - сер.;  Том - Т.; Часть - Ч.; Выпуск - вып.

4. В названиях месяцев:

Январь - янв.; Февраль - февр.; Апрель - апр.; Август - авг.; Сентябрь - сент.; Октябрь - окт.; Ноябрь - нояб.; Декабрь - дек.

Цитирование:

При включении в текст цитат необходимо учитывать следующее:

1. Цитаты, как правило, выписываются непосредственно из первоисточников, причем из последне­го издания.

2. Вместо пропущенных слов в цитате ставят три точки.

3. Первое слово цитаты, помещенной в начале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно дано со строчной.

4. Если цитирование производится не по первоисточнику, то в сноске следует указать «цитируется по: ... » и дать описание того источника, которым автор презентации пользовался фактически.

5. Цитата должна дословно воспроизводить текст, сохранять в точности орфографию и пунктуацию подлинника.

6. Любые изменения, внесенные в цитату, должны быть оговорены. Если есть необходимость выде­лить часть цитаты или отдельное слово в ней, то следует заметить в скобках «подчеркнуто мной» или «разрядка моя», поставить тире и затем напи­сать начальные буквы своего имени и фамилии. Пример: «... наши законы являются подлинно народными решениями...» (выделено мной — М.М.).

Если цитата прерывается словами автора, то эти слова с обеих сторон выделяются запятыми и тире.

 Оформление ссылок на источники:

Ссылки на источники являются обязательным элементом презентации, особенно в пункте «Основные понятия и их определения». Они свидетельствуют о глуби­не изучения материала; показывают состояние исследования проблемы в специальной литературе; употребляются с целью аргументации рассматриваемых вопросов.

После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках ука­зывается номер цитируемого источника в данном списке и через точку с запятой - номер страницы. Например: [14, с. 236].

Список использованной литературы:

При составлении списка использованной литературы следует придержи­ваться библиографических норм описания. К сожалению, сейчас не всегда можно ориентироваться на библиографические списки даже к статьям в цен­тральных научных периодических изданиях, не говоря уже о "продукции" многочисленных свежеиспеченных издательств. В любом случае (нумерованный список или нет) источники располага­ются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии - по названию кни­ги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборников отделяются от на­звания одной косой чертой. Если в вашем списке литературы приводится конкретная статья из журнала или сборника, то их названия обязательно при­водятся после двух косых черт.

Сначала идут работы, опубликованные на русском языке, затем - на иностранных языках. Работы одного автора располагаются в хронологиче­ском порядке их опубликования и сопровождаются буквами латинского ал­фавита.

Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть включены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы. На все по­мещенные в список литературы источники должны быть ссылки в тексте.

Список литературы в презентации должен включать в себя не ме­нее 5 наименований.

ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

    1. Раздел: «Онтология».

    1. Проблема бытия и ничто в философии.

    2. Проблема пространства и времени в современной философии.

    3. Случайность и необходимость: новые горизонты синергетики.

    4. Принцип системности в онтологии.

  1. Раздел: «Сознание, бессознательное».

  1. Сознание и мозг.

  2. Сознание и мышление.

  3. Истоки человеческой деструктивности.

  4. Психоанализ в современном мире.

  5. Человек и его символы.

  1. Раздел: «Философия человека. Феномены человеческого бытия».

  1. Человек в поисках смысла.

  2. Проблема гуманизма: настоящее, прошлое, будущее.

  3. Проблема антропогенеза в современной философии и науке.

  4. Индивидуализм и конформизм.

  5. Любовь и Эрос.

  6. Достоинство человека как философско-антропологическая проблема.

  7. Проблема одиночества в философии и культуре.

  8. Свобода и ответственность.

  9. Человеческое тело как философско-антропологическая проблема.

  10. Будущее человеческой природы.

  11. Понятие судьбы в контексте разных культур.

  1. Раздел: «Познание, научное познание».

  1. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

  2. Диалектика и современное научное мышление.

  3. Понятия "субъекта" и "объекта" в теории познания.

  4. Вненаучные формы познания.

  5. Вера и знание.

  6. Рациональность в современной культуре.

  7. Наука как социальный институт.

  8. Социальная ответственность ученого.

  1. Раздел: «Аксиология».

  1. Рыночные ценности и социализация личности.

  2. Иррациональные и псевдонаучные ценности.

  3. Религиозные ценности и свобода совести.

  4. Запад и Восток – аксиологическое сходство и различие.

  5. Ценности русского менталитета.

  1. Раздел: «Будущее человечества».

  1. Социально-биологические аспекты развития человека.

  2. Эвтаназия: право на жизнь или право на смерть?

  3. Проблема смертной казни в современном мире.

  4. Смысл и назначение искусства в современном мире.

  5. Научно-технический прогресс и экология.

  6. Противоречия глобализации и пути решения глобальных проблем.

  7. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.

  8. Биоэтика: основные проблемы, задачи, перспективы.

  9. Глобальные проблемы современности и концепция устойчивого развития.

  10. Усовершенствование человека (евгеника) как проблема биоэтики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Презентация по философии на тему:

«СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Выполнила студентка ИЭФ, гр. ЭК-071

Иванова И.И.

Научный руководитель к.ф.н.,

доцент каф. философии ВГТУ

Пастушкова О.В.

Официальный оппонент

Сидоров С.С.

Воронеж, 2009

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Как писать отзыв на презентацию

Отзыв

официального оппонента Иванова Ивана Ивановича

на презентацию Петрова Петра Петровича «Эвтаназия: за и против».

  1. Указать в отзыве, почему вы считаете презентацию актуальной (дать свои критерии актуальности). Например:

Презентация Петрова П.П. «Эвтаназия: за и против» представляет собой актуальное философское исследование, поскольку на сегодняшний день нет однозначного ответа по вопросу о введении эвтаназии. Кроме того, с этой проблемой может столкнуться каждый, потому что….

  1. Проанализировать, соответствует ли цитата теме исследования.

  2. Есть ли все необходимые понятия.

  3. Достаточно ли хорошо показана актуальность темы.

  4. Есть ли степень разработанности проблемы.

  5. Хорошо ли определены цели и задачи, а также объект исследования.

  6. Все ли идеи по данной теме отражены в положениях, выносимых на защиту. Насколько хорошо проработаны эти положения. Например, «автор презентации выявил пять основных проблем, связанных с эвтаназией. Он логично и обоснованно отличил эвтаназию от самоубийства, показал…., доказал, что…. Вместе с тем, автор не затронул такую важную проблему как…. Не совсем понятен вывод о том, что…. Положение о…. представляется спорным, поскольку…».

  7. Автор сумел представить все свои идеи и положения в хорошей схеме, а также предложил весьма точный (неточный, неадекватные, непонятный) текст культуры (картина, музыка, кино), который отражает (не отражает, не полностью соответствует) тему исследования.

  8. Делаются последовательные (непоследовательные) выводы, намечается перспектива дальнейших исследований.

  9. В конце отзыва пишите: «В ходе прочтения презентации возник ряд вопросов (замечаний, неточностей, пожеланий). Как же все-таки автор понимает суть эвтаназии? Или: хотелось бы пожелать в будущем обратиться к иному срезу понимания проблемы эвтаназии (пишите, какому срезу)». Последняя фраза может быть такой: «Несмотря на эти замечания (учитывая все замечания), представленная к защите презентация соответствует (не соответствует) предъявляемым требованиям, написана на должном (не совсем должном) теоретическом уровне, концептуально целостна (не целостна), представляет собой самостоятельное (не совсем самостоятельное) исследование и заслуживает оценки «отлично» («хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

13.Официальный оппонент Петров П.П.

Число, подпись

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Онтология

  1. Временная онтология (А. Бергсон, А. Уайтхед, И. Пригожин) / В.Г. Иванов // Основы онтологии: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

  2. Нечаев А.А. Случайность как онтологическая проблема / А.А. Нечаев. – Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2005. – 157 с.

  3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2000-2002 г.

  4. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. – М.: Республика, 2000.

  5. Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» / А.И. Селиванов // Вопр. филос. 2002. № 7. – С. 52-65.

  6. Убальдо Никола. Иллюстрированный философский словарь / Никола Убальдо. - М.: БММ АО, 2006. – 584 с.

  1. Сознание, бессознательное

      1. Вальверде К. Философская антропология / Карлос Вальверде. – М.: Христианская Россия // /library/books/anthropology/

      2. Жаров С.Н. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда; Культура и коллективное бессознательное: концепция Юнга / С.Н. Жаров // Культурология: учеб. пособие для вузов / отв. ред. А.А. Радугин. – М.: ЦЕНТР, 2001. – С. 33-40.

      3. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. Лейбин. – М.: Политиздат, 1990. – 397 с.

      4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2000-2002 г.

      5. Прист Ст. Теории сознания / Ст. Прист. – М.: Идея-Пресс, дом интеллектуальной книги, 2000. – 288 с.

      6. Убальдо Никола. Иллюстрированный философский словарь / Никола Убальдо. - М.: БММ АО, 2006. – 584 с.

      7. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М., 1993.

      8. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Э. Фромм // Величие и ограниченность теории Фрейда. – М.: АСТ, 2000. – С. 48-53.

      9. Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ / Э Фромм. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 304 с.

      10. Хант Г.О природе сознания: С когнитивной, феноменологичнской и трансперсональной точек зрения / Г. Хант. – М.: АСТ, 2004. – 555 с.

  1. Философия человека. Феномены человеческого бытия

  1. Бубер М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. – М.: АСТ, 1999. – С. 202-300.

  2. Вальверде К. Философская антропология / Карлос Вальверде. – М.: Христианская Россия // /library/books/anthropology/

  3. Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма / Г.В. Гивишвили. – М.: РГО, 2001. – 400 с.

  4. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студентов высших учебных заведений / А.Б. Демидов. – Минск, 1997. – 192 с.

  5. Дубровский Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения / Д.И. Дубровский // Вопр. философии. 2002. № 11. – С. 92-107.

  6. Зубов А.А. Современное состояние теории происхождения человека / А.А. Зубов // Многомерный образ человека. На пути к созданию единой науки о человеке. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 221-233.

  7. Косевич Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового Завета / Е. Косевич // Филос. науки. – 1992. - № 2. – С. 49-61.

  8. Левицкий С.А Трагедия свободы / С.А. Левицкий. – М.: Канон, 1995. – 512 с.

  9. МакДугалл Дж. Тысячеликий эрос: психоаналитическое исследование человеческой сексуальности / Дж. МакДугалл. – СПб.: Вост.-Европ. ин-т психоанализа: В&К, 1999 – 277 с.

  10. Марков Б.В. Реквием сексуальному / Б.В. Марков // Бодрийяр Ж. Забыть Фуко / Ж. Бодрийяр. – СПб, 2000. – С. 5-34.

  11. Мещерякова Н.А. Смерть / Н.А. Мещерякова // Энциклопедический словарь по культурологи: под общ. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – С. 355-356.

  12. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / под общ. ред. Б.Г. Юдина. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 368 с.

  13. Пико делла Мирандола Речь о достоинстве человека / Пико делла Мирандола // Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Астрель; АСТ, 2003. – С. 709-724.

  14. Понятие судьбы в контексте разных культур / отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1994. – 317 с.

  15. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1998. – 654 с.

  16. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм/ Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 319-344.

  17. Сосновский А.В. Лики любви: очерки истории половой морали / А.В. Сосновский. – М.: Знание, 1992. – 208 с.

  18. Убальдо Никола. Иллюстрированный философский словарь / Никола Убальдо. - М.: БММ АО, 2006. – 584 с.

  19. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Время и бытие. Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – С. 192-220.

  1. Познание, научное познание

  1. Актуальные проблемы философии науки / отв. ред Э.В. Гирусов– М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 344 с.

  2. Вальверде К. Философская антропология / Карлос Вальверде. – М.: Христианская Россия // /library/books/anthropology/

  3. Йонас Г. Принцип ответственности: опыт этики для технологической цивилизации / Ганс Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 479 с.

  4. Колесников А.С. Постмодерн или трансфилософия: современная зарубежная философия в конце XX века и производство субъективности / А.С. Колесников // Вестник СПб Университета, 1997. – Вып. 3. – Сер. 6. – С. 27-33.

  5. Кураев А.В. Религиозная вера и рациональность: гносеологический спект / А.В. Кураев, В.И. Кураев // Исторические типы рациональности. – М.: Изд-во инст-та философии РАН, 1995. – Т.1. – С. 88-113.

  6. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.

  7. Поппер К. Что такое диалектика? / К. Поппер // Вопр. филос. 1995. № 1.- С. 118-139.

  8. Пружинин Б.Н. Астрология: наука, пснвдонаука, идеология / Б.Н. Пружинин // Вопр. филос. 1994. № 2.

  9. Убальдо Никола. Иллюстрированный философский словарь / Никола Убальдо. - М.: БММ АО, 2006. – 584 с.

  10. Чернов С.А. Субъект и субстанция: Трансцендентализм в философии науки / С.А. Чернов. – СПб: Изд-во СПб ун-та, 1993. – 257 с.

  11. Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике? / В.С. Швырев // Вопр. филос. 1995. № 1.

  12. Ясперс К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994.

  1. Аксиология

  1. Кравец А.С. Наука как феномен культуры / А.С. Кравец. – Воронеж, 1998.

  2. Лаудан Л. Наука и ценности / Л. Лаудан // Современная философия науки: знание, раци­ональность, ценности в традиционной мысли Запада. - М., 1996. - С. 295-342.

  3. Лосский Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. – М.: Изд-во «Даръ», 2005. – 336 с.

  4. Межуев Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / Б.М. Межуев. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.

  5. Туркин С. Зачем бизнесу социальная ответственность / С. Туркин // Управление компанией. 2004. № 7. - С. 18-25.

  1. Будущее человечества

  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.

  2. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / У. Бек. – М., 2001.

  3. Бердяев Н. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи / Н. Бердяев // Дух и реальность. – М.: Аст, Харьков: Фолио, 2003. – С. 159-226.

  4. Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь – благая смерть / Л. Бито. – М.: Энигма, 2006. – 320 с.

  5. Вальверде К. Философская антропология / Карлос Вальверде. – М.: Христианская Россия // /library/books/anthropology/

  6. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии, 1996. - № 2.

  7. Межуев Б.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / Б.М. Межуев. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 408 с.

  8. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Дж. Нейсбит. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 381 с.

  9. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. – М., 1991.

  10. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф.И. Гиренок. – М., 1987.

  11. Розин В.М. Техника и социальность / В.М. Розин // Вопр. филос. 2005. № 5. – С. 95-107.

  12. Убальдо Никола. Иллюстрированный философский словарь / Никола Убальдо. - М.: БММ АО, 2006. – 584 с.

  13. Философия. Естествознание. НТР / под ред. Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 328 с.

  14. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас. – М.: Изд-во Весь мир, 2002. – 144 с.

  15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. — 603 с.

Список Интернет-ресурсов

    1. /wiki/Заглавная_страница // Электронная энциклопедия.

    2. // Библиотека Ихтика.

    3. // Философский портал.

    4. http: // Библиотека `Fort/Da`.

    5. // Библиотека Максима Машкова.

    6. /narod/index.html // Библиотека Елены Косиловой.

    7. // Гуманитарный образовательный портал.

    8. // Портал «Аудиториум» (гуманитарные науки).

    9. // Сайт по философской антропологии.

    10. /philosofy // Образовательный сайт по гуманитарным наукам.

    11. /logos/index.htm // Журнал «Логос», «Вопросы философии».

    12. /content.html // Журнал «Эволюция».

    13. // Литературно-философский журнал «Топос».

    14. /homo // Журнал «Человек».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………….

1

1. Зачем нужна презентация? …………………………...

2

2. Требования и порядок работы ……………………….

3

3. Структура презентации ………………………............

6

Темы презентаций по философии ……………………...

18

Приложения ……………………………………………...

21

Библиографический список

24

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию презентаций по философии

для студентов всех специальностей ИЭФ

очной формы обучения

Составители: Курочкина Лидия Яковлевна

Пастушкова Ольга Вячеславовна

Глотова Валентина Васильевна

В авторской редакции

Компьютерный набор О.В. Пастушковой

Подписано в печать 19.12.2008.

Формат 60х84/16. Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 1,9. Уч.-изд. л. 1,7. Тираж 200 экз. «С»

Зак. №

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

Кафедра философии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию презентаций по философии

для студентов всех специальностей ИЭФ

очной формы обучения

Воронеж 2009

Составители: д-р филос. наук Л.Я. Курочкина,

канд. филос. наук О.В. Пастушкова,

канд. филос. наук В.В. Глотова

ББК 87.3 (07)

Методические рекомендации по написанию презентаций по философии для студентов всех специальностей ИЭФ очной формы обучения / ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. Л.Я. Курочкина, О.В. Пастушкова, В.В. Глотова. Воронеж, 2009. 30 с.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Государственных стандартов с учетом профиля вуза. Призваны помочь студентам осуществить самостоятельное научное мини-исследование по актуальным философским проблемам.

Предназначены для студентов второго курса.

Библиогр.: 67 назв.

Рецензент канд. филос. наук, доц. Б.П. Гайворонский

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. Л. Я. Курочкина

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

 ГОУВПО «Воронежский

государственный технический

университет», 2009



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер гос ун-т, 2009. 176 стр

    Документ
    Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы.
  2. Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

    Руководство
    4, 13 Проблемы современного естествознания 150 10 9 9 14 Психология 300 0 14 3,5 3,4 3,5 15 Педагогика 300 8 3,5 ,5, 3 1 Основы специальной педагогики и психологии 7 17 Теория и методика обучения биологии 33 18 18/4 8 ,7,7 8 18 Возрастная
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины для обучающегося «История и теория искусства»

    Учебно-методический комплекс
    Целью дисциплины «История и теория искусства» является: обеспечение будущих творческих деятелей изобразительных искусств знаниями теоретических основ античного, классического и современного искусства, а также умениями, необходимыми
  4. Учебно-методическое пособие Издательство Москва

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Маркетинг» специальность: 080116 «Математические методы в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    Область профессиональной деятельности: анализ и моделирование экономических процессов и объектов на микро, макро и глобальном уровнях; мониторинг экономико-математических моделей; прогнозирование, программирование и оптимизация экономических систем.

Другие похожие документы..