Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Руководитель: Директор ФГУ "Государственный центр водохозяйственного мониторинга" Федерального агентства водных ресурсов, научный руководит...полностью>>
'Доклад'
Как показывает анализ источников, схожесть общественного устройства Новгорода и Пскова не означала схожести организации судебной власти в этих землях...полностью>>
'Документ'
4. Звiтний перiод: Річний фінансовий звіт складено за 2007 фінансовий рік за станом на кінець дня 31 грудня 2007 р. Валюта звітності - гривня, одиниц...полностью>>
'Лекция'
В данной лекции будет рассмотрен результат функционирования национальной экономики как целого – национальный продукт. Мы проанализируем способы его к...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: В некотором царстве, в государстве лишайников.

( биология 7 класс , 45 минут)

Цель: продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов и явлении симбиоза в природе; познакомить с особенностями строения, способом питания лишайников и их практическим значением.

Оборудование: таблица « Лишайники», гербарные образцы лишайников; кусочки коры и побеги деревьев с лишайниками; таблица « Современная система органического мира»; плакат « Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека».

  1. Мотивация учащихся на изучение новой темы ( 2 мин)

Уроки биологии я часто начинаю словами Ф.Вольтера « Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека». Сегодня я предлагаю ребятам перелистнуть очередную страницу книги природы и познакомиться с удивительными живыми организмами - лишайниками. А тема нашего урока

« В некотором царстве, в государстве лишайников»( запись темы в тетрадь).

2. Изучение нового материала

Длительное время ученые пытались определить систематическое положение лишайников, а сделано это было лишь в конце 19 века. Обратите внимание на « Современную систему органического мира».

Какое место занимают в ней лишайники? Дайте характеристику их систематического положения. ( Уч-ся высказывают свои мысли, формулируется вывод)

Вывод1. Лишайники – ядерные организмы, относящиеся к Царству Грибы, но выделенные в особый отдел – Отдел Лишайники.

Предполагается, что учащиеся сделают вывод о родстве лишайников с грибами.

Впервые о лишайниках упоминает один из основоположников ботаники Теофраст, живший еще до нашей эры. Он различал лишь два вида лишайников, в то время как Карл Линней в 18 веке различал уже 80 видов этих организмов. Есть особый раздел биологии, изучающий только лишайники - лихенология . Лихенология - наука о лишайниках ( запись в тетрадь). В настоящее время насчитывается 25 тысяч видов лишайников.

Итак, я думаю, самое время познакомиться с этими загадочными существами. На ваших столах гербарии лишайников, кстати, все они изготовлены учениками нашей школы прошлых лет обучения.

« На свете чудеса рассеяны повсюду, но не везде их каждый примечал»

Учащиеся работают с гербариями. А кто уже видел лишайники?

Где вы их встречали?

Лишайники получили не совсем приятное название за их внешнее сходство с наростами, лишаями. Но, оказывается, за столь неблагозвучным названием скрывается удивительный по своеобразию мир. На редкость изящные, необычно устроенные, они окружают нас повсюду, стоит лишь появиться в лесу. Растут лишайники на стволах деревьев, свисают с веток, попадаются под ногами, покрывают коркой камни. Однако, есть сведения о том, что их встречали и на стекле, и на шифере, и на старых заборах, а самое удивительное, пожалуй, это их находки на линолеуме, фарфоре, фаянсе, полотняных и шелковых тканях и даже на старинных пушках.

Обратите внимание на форму лишайников, одинакова ли она? ( ответы уч-ся)

Выделяют три основные формы лишайников: листоватые, кустистые, накипные ( таблицы, гербарии)

Но встречаются лишайники в форме кубка, в виде булавы, бороды и даже в виде многоэтажных башен. ( демонстрация рисунков).

Я полагаю, что вы сейчас согласитесь со мной, что лишайники действительно удивительные существа, даже можно сказать, что сказочные. Так вот для знакомства с их строением я расскажу вам сказку, да-да, самую настоящую сказку. Но помните « Сказка ложь, да в ней намек …», а в нашей сказке содержится много важной информации. Будьте внимательны!

На доске вопросы, на них вы должны ответить?

( Как устроен лишайник? Как он питается? Можно ли лишайники считать симбиотическими организмами?

Читается первая часть сказки. Беседа по вопросам.

Сформулируйте понятие симбиоз применительно к лишайникам.

Вывод 2. Лишайник – единый организм, состоящий из грибницы гриба и одноклеточной водоросли, живущих в симбиозе.

Тело лишайника - таллом ( слоевище). ( запись в тетрадь)

Благодаря сочетанию в одном организме гриба и водоросли, лишайники обладают рядом уникальных свойств. Во-первых, это возможность расти там, где ни одно растение не может поселиться. Они легко переносят и 500 морозы в тундре, а в пустынях Азии – 600 жару. Легко переносят они и сильное высыхание, а вот без света жить не могут.

Подумайте, почему лишайники не могут жить без света? ( Беседа)

Лишайники поселяются в самых бесплодных местах. А более подробно об этом расскажет ученик – почвовед. ( Сообщение - 2 мин)

Дети, я хочу напомнить вам последние слова сказки « … Так прошло несколько лет. Семья у них стала большая и дружная»

Какая мысль заложена в этих строчках?

Да, лишайники, как и все живые существа способны размножаться. А вот как осуществляется этот процесс вы узнаете, прочитав текст учебника стр. ( работа с текстом учебника - 3 мин)

Вывод 3. Лишайники размножаются бесполым путем, кусочками слоевища или особыми группами клеток, созревающих внутри слоевища. ( запись в тетрадь)

Еще одна особенность лишайников – их крайне медленный рост. За год слоевище нарастает от 1 до 8мм. Необходимо оберегать лишайниковый покров тундры, хвойных боров.

Лишайниками питаются многие животные, такие как слизни, насекомые, маралы, косули, олени, лоси. Люди тоже употребляют в пищу некоторые виды лишайников. ( Сообщение « Манна небесная» - 2 мин)

Далее слушаем сообщения учеников- фармацевтов, парфюмеров – 3-4 мин)

Внимание, ребята! А сейчас вновь вернемся к сказке и прочтем её заключительную часть. ( Чтение сказки, беседа по вопросу - Что же погубило лишайники?)

Итак, лишайники не выносят загрязнения воздуха. Дополнительная информация от ученика – эколога ( 2 мин)

Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязненности воздуха. ( запись в тетрадь)

3. Закрепление знаний в форме игры « Ромашка» ( на лепестках вопросы) – 10 мин

Нет повести печальнее на свете… ( Сказка)

На краю соснового бора одиноко стоял дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, только очень тоскливо. Изредка на его ствол садились птицы, но вскоре улетали. А дубу так хотелось, чтобы кто-то был с ним постоянно.

И вот, как-то раз, пробудившись ото сна, дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

  • Ты кто? – спросил дуб.

  • Я - гриб, - гордо ответил незнакомец.

  • А где ты живёшь?

  • Пока нигде, - с грустью сказал гриб.

Дуб задумался на секунду.

  • А ты не причинишь мне вреда?

  • О, нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, дуб обрадовался и сразу же предложил незнакомцу поселиться на его коре. И стали они жить вместе. Так прошло несколько дней. И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой гриб увидел крошечное существо. Это была водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Водоросль и гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями( гифами) водоросль и тем самым оберегал её от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и из воздуха. Благодарная ему за это водоросль снабжала гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить её на свету. А вместе они образовывали вещества, защищающие дуб от трутовиков-разрушителей.

Так прошло несколько лет. Семья у них стала большая и дружная ( беседа по вопросам)

Как-то раз мимо дуба проходили два человека. Один из них, показывая на гриб и водоросль сказал своему спутнику : « Посмотри, какой красивый лишайник!» . так гриб и водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом - лишайник.

Больше никто не нарушал спокойствие дуба и лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода, а когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы копоти и газа. И гриб стал замечать, что его подруга водоросль бледнеет день ото дня. И в один из прекрасных летних дней она умерла. Этой разлуки гриб не смог пережить. С

С тех пор дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики. ( беседа, вывод, см. сценарий урока)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Областной смотр конкурс «Библиотекарь -эколог» (Материалы участников смотра-конкурса). Вып. 1

    Конкурс
    В целях дальнейшего развития и совершенствования системы экологического просвещения населения в библиотеках области, повышения квалификации библиотечных работников,
  2. Фридрих Ратцель Государства как пространственные организмы 22 1 Образование: немецкая "органицист ская школа" 22 2 Государства как живые организмы 22 Raum политическая организация почвы 23 4 закон

    Закон
    Книга является первым русскоязычным учебным пособием по геополитике. В ней систематически и подробно изложены основы геополитики как науки, ее теория, история.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №14» города Выборга

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 14 г. Выборга разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной
  4. «Terra Обдория» это чисто сибирский роман. По масштабам обозреваемых пространств, по глубине распашки исторических пластов. По темпераменту

    Документ
    «Terra Обдория» - это чисто сибирский роман. По масштабам обозреваемых пространств, по глубине распашки исторических пластов. По темпераменту. По дерзкому совмещению вымысла и документа.
  5. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И. П

    Документ
    К. Основы безопасности жизнедеятельности Год издания 1 Издательство Просвещение Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера" Год издания 1997 Издательство Просвещение Арефьев И.

Другие похожие документы..