Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Образовательная программа'
Flash – это мощная система, предназначенная для создания анимационных файлов для Web. Технология Flash основана на использовании векторной графики в ...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Положення про Всеукраїнські учнівські олімпіади з базових і спеціальних дисциплін, турніри, конкурси-захисти науково-дослідницьких робі...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальност...полностью>>
'Документ'
09:00 – Подарок от фирмы – Автобусно–пешеходная экскурсия «Только во Львове ». Приглашаем на прогулку по средневековому Львову. Тут замирает время П...полностью>>

Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества томской области томск – 2009 оглавление

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общественная палата Томской области

ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Томск – 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….3

Крупные общественные структуры и переговорные площадки.….10

Самооценка руководителей общественных организаций и государственная поддержка…………………………………………15

Деятельность общественных организаций в системе социальной защиты населения…………………………………………………….19

Направления общественной активности в решении вопросов семьи и детей………………………………………………………………...25

Молодежные организации в преддверии Года молодежи…………31

Общественное участие в здравоохранении………………………...36

Общественная природоохранная деятельность…………………….41

Общественное участие в сфере образования, просвещения и инноваций…………………………………………………………….49

Общественные инициативы в сфере культуры, укреплении межэтнического и межконфессионального согласия……………...58

Особенности общественной активности в муниципальных образованиях Томской области……………………………………..64

Заключение…………………………………………………………...72

Приложение…………………………………………………………..75

Введение

Доклад о состоянии гражданского общества подготовлен Общественной палатой Томской области на основании требований Закона Томской области от 06.06.2006 № 110-ОЗ «Об Общественной палате Томской области». Доклад подготовлен в целях ознакомления широкого круга читателей с современным состоянием гражданского общества в Томской области и описания событий и тенденций, характерных для общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства, и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои инициативы и представлять свои интересы.

При подготовке доклада использованы отчеты о взаимодействии с общественными организациями профильных областных департаментов, органов местного самоуправления, координационных общественных советов при различных органах государственной власти. Кроме того, Общественной палатой Томской области было проведено исследование, посвященное изучению состояния общественных организаций. Для понимания основных тенденций и проблем взаимодействия в каждом из предложенных направлений общественной активности проводился опрос экспертов.

Гражданское общество является сферой, в которой реализуются разнообразные интересы и потребности граждан, их объединений независимо от государства, но во взаимодействии с ним. Если государство существует и функционирует в установленных правом границах, то природа гражданского общества берет начало в области культуры и взаимодействия неформальных интересов и точек зрения. Именно взаимодействие интересов привносит в понятие гражданского общества характеристики солидарных отношений.

Гражданское общество, в отличие от общества несолидарного, сегментированного обладает рядом признаков. К основным из них можно отнести: активное участие граждан в жизни общества; наличие большого числа развитых гражданских инициатив и общественных объединений; возможность беспрепятственно создавать общества, союзы, объединения, представляющие и отстаивающие интересы своих членов и других людей; готовность граждан к взаимопомощи, совместным взаимовыгодным действиям; противостояние граждан превышению полномочий со стороны власти, соблюдение общественного договора; помощь членам общества, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

В 2008 г. центром исследования общественного мнения «Глас народа» был проведен опрос в семи федеральных округах с целью выявить оценки степени сформированности гражданского общества и представления о сути данного понятия у представителей различных социальных групп.1 Согласно полученным данным, лишь 30% считают гражданское общество существующей в России реальностью. 70% россиян относятся к этому факту с той или иной долей скепсиса. При этом в понятие гражданского общества респонденты вкладывают весьма отличные друг от друга смыслы, которые, тем не менее, можно объединить в два базовых блока.

Во-первых, под гражданским обществом понимается стремление к социальной активности, выраженное в желании граждан посвящать свою деятельность достижению так или иначе понимаемого общего блага. Во-вторых, в понятие гражданского общества включены оценки возможностей для проявления социальной активности, в том числе развитость инфраструктуры взаимодействия граждан и гражданских организаций, государства и бизнеса. Согласно проведенному исследованию мнение о том, что гражданское общество уже сформировалось, связано с акцентом на наличии объективных, формальных условий его существования, тогда как суждение о том, что гражданского общества еще нет, – с представлением о недостаточной реальной общественной, гражданской активности населения. Заслуживает внимания тот факт, что относительно высокую оценку развитости инфраструктуры гражданского общества (38-50%) дают, прежде всего, представители законодательной и исполнительной ветвей власти федерального, регионального и муниципального уровней. Обычные граждане, в том числе активисты гражданских организаций, наличие гражданского общества в России признают в меньшей степени (13-28%). Эту разницу в оценках представителей власти и граждан можно объяснить тем, что созданные в последние несколько лет по инициативе органов власти механизмы общественного участия и диалога далеко не всегда предоставляют реальные возможности для представления и защиты интересов граждан.

Готовность российских граждан проявлять свою активность, брать на себя ответственность и новые социальные роли по данным специально проведенного в 2008 г. исследования2 достаточно высока. Социальная база российского гражданского общества, к которой относятся как люди, уже участвующие в социальных практиках гражданского общества, так и люди, ориентированные на такое участие, составляет не менее 90% взрослого населения России. Она неоднородна и состоит из нескольких групп.

Первую группу составляет «ядро» − 7,7% россиян, которые являются членами и/или участвуют в деятельности общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, гражданских инициативах, вовлечены в отношения добровольчества и филантропии, готовы объединяться для совместных действий, если их идеи и интересы совпадают, а также демонстрируют информированность об организациях третьего сектора и гражданских инициативах.

Вторая группа - «сателлит ядра» − 26,6% россиян, не участвующих в деятельности НКО и гражданских инициативах, однако готовых объединяться для совместных действий. Это группа неравнодушных людей, готовых протянуть руку помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, владеющих информацией о деятельности гражданских организаций и иных общественных инициативах.

Третья группа - «буферная зона» − 26,5% россиян. Эта группа представляет собой промежуточное звено между активом и периферией социальной базы. Ее представители потенциально готовы объединяться для совместных действий, но реально не участвуют в них, не занимаются частной благотворительностью или добровольчеством и не информированы в достаточной мере о работе существующих организаций.

Четвертая группа - «периферия» − 30,4% взрослых россиян, которые на момент исследований оказались не готовы к объединению с другими людьми для решения коллективных задач, достижения общих целей, но при этом они имеют склонность к благотворительности, знают о существовании и деятельности некоторых общественных организаций.

Наконец, пятая группа - «аутсайдеры» − 8,8% россиян, которые не обладают ни одним признаком принадлежности к социальной базе гражданского общества.

Исходя из представленных данных, гражданское общество в России имеет высокий потенциал, т. е. готовность граждан к объединению для достижения субъективно понимаемого «общего блага» весьма значительна.

Общественная палата Томской области предлагает понимать под гражданским обществом, главным образом, активность граждан и созданных ими организаций в различных направлениях общественной жизни. В рамках предложенного доклада сделан акцент, прежде всего, на вопросах, связанных с существующими возможностями для гражданской активности и деятельности общественных организаций. Под общественными организациями мы будем понимать как общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с №82-ФЗ, так и некоммерческие организации, действующие на основании №7-ФЗ. В отличие от общественных многообразие некоммерческих организаций очень велико. С течением времени внутри этого типа появляются все новые формы. Не только ряд муниципальных учреждений переходят в некоммерческие формы, но и такие структуры как университеты становятся НКО. Однако для целей данного доклада особую ценность представляют организации, созданные по инициативе общественно активных граждан для влияния на решение острых социальных проблем.

Составить представление о действующих (зарегистрированных) в Томской области общественных организациях помогают Единый государственный реестр юридических лиц, который ведется Управлением федеральной налоговой службы по Томской области, а также ведомственный реестр Управления Министерства юстиции РФ по Томской области, который дублирует сведения об отдельных видах организаций, в отношении которых предусмотрен специальный порядок государственной регистрации. В ЕГРЮЛ УФНС России по Томской области на 1 января 2009 г. зарегистрировано 1637 организаций. В ведомственном реестре Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области на тот же период числится 1784 некоммерческих организаций.

Статистический портрет некоммерческого сектора Томской области

Организационно-правовая форма

УФНС РФ

по ТО

Минюст РФ по ТО

Общественная или религиозная организация (объединение)

319

-

Профсоюзная организация

286

404

Общественная организация

237

489

Некоммерческое партнерство

187

182

Автономная некоммерческая организация

118

123

Учреждение

106

150

Религиозная организация

105

127

Фонд и общественный фонд

138

146

Нотариальная палата

-

1

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз)

41

53

Частное учреждение

24

-

Прочие некоммерческие организации

21

30

Территориальное общественное самоуправление

13

4

Негосударственное образовательное учреждение

7

-

Орган общественной самодеятельности

6

14

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств

5

-

Политическая партия

5

10

Некоммерческая организация

4

Общественное движение

4

16

Адвокатская палата

-

1

Община коренного малочисленного народа

3

19

Национально-культурная автономия

-

13

Казачье общество

-

1

Союз потребительских обществ

3

-

Общественные учреждения

2

-

Учреждение общественной, религиозной организации

2

-

Торгово-промышленная палата

1

1

Всего по Томской области

1637

1784

Для сравнения

В общероссийской структуре некоммерческого сектора численность общественных организаций составляет 655,4 тыс. чел. Ведущее место занимают учреждения (42%), общественные и религиозные организации (объединения) (27%) и потребительские общества (15%). Доля фондов − 5,5%, некоммерческих партнерств − 4,5%, автономных некоммерческих организаций – около 3%, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) – чуть менее 2%, остальных организационно-правовых форм некоммерческих организаций − менее 1%. Самый малочисленный сегмент российского сектора – это органы общественной самодеятельности.

Согласно данным Управления Министерства юстиции по Томской области в ведомственном реестре Управления на 1 января 2009 г. значится 1784 организации. Год назад, на 1.01.2008 г., в ведомственном реестре значилось 1800 организаций. Сокращение ожидаемое, т. к. многие зарегистрированные организации не осуществляют реальной деятельности и не предоставляют сведений о продолжении деятельности. Аналогичное снижение наблюдается и на общероссийском уровне. Численность общественных организаций с 1 января 2007 г. по 1 января 2008 г. сократилась с 675,6 тыс. до 655,4 тыс., или на 3%. В ближайшие годы следует ожидать дальнейшего сокращения численности в связи с тем, что непредоставление сведений о продолжении деятельности влечет за собой закрытие организации в судебном порядке.

С точки зрения направленности деятельности общественных организаций Томской области на социальные группы можно констатировать следующую картину3. Большинство организаций выделяют в качестве основной целевой группы, на которую направлена их деятельность, подростков и молодежь (51,5%). На втором месте по частоте упоминаний дети-сироты (43,6%), на третьем месте инвалиды (27,9%), на четвертом - специалисты, работающие с подростками и молодежью (26%), на пятом - работающее население (24,5%). Многие организации работают сразу по нескольким направлениям, либо в рамках какого-то одного направления работают с несколькими целевыми группами. Это лидирующая пятерка целевых групп для организаций, осуществляющих свою деятельность в г. Томске. На селе общественная активность носит несколько иной характер, о чем пойдет речь в соответствующем разделе.

Томская область относится к регионам с достаточно высоким уровнем доверия и согласия между людьми. До 38% населения считают, что людям можно доверять (в среднем по РФ - 33%)4. Среди соседей по Сибирскому федеральному округу это средний уровень. В Омской и Кемеровской областях, Красноярском крае уровень доверия друг к другу граждане оценивают ниже (менее 32%). В Новосибирской и Иркутской областях этот показатель превышает 38%. Однако согласно типологии российских регионов по уровню общественной активности Томская область относится к регионам с уровнем активности ниже среднего5. В эту же категорию из наших географических соседей попали Красноярский и Алтайский края, еще более низкий уровень в Омской и Кемеровской областях.

А вот Новосибирская и Иркутская области, напротив, демонстрируют более высокий уровень общественной активности. В основу данной типологии положены три важных признака: уровень добровольчества и частной филантропии, уровень информированности о гражданских инициативах и организациях, а также уровень участия населения в их деятельности.

Показателем уровня согласия в обществе и мерой социального климата может послужить и динамика протестных акций, проводимых как политическими партиями, так и общественными организациями. Количество таких акций, а также число их участников неуклонно снижается. Если в 2005 г. в Томской области было организовано более 200 протестных мероприятий, в 2006 г. – 150, в 2007 г. – 41, то в 2008 году их проведено всего 18.

Таким образом, можно заключить, что на фоне общероссийской картины Томская область выглядит политически и социально стабильным регионом с относительно высоким уровнем гражданского согласия и доверия и высоким числом зарегистрированных общественных организаций.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Профсоюз Работников Народного Образования и Науки РФ информационно-аналитические материалы

    Аналитические материалы
    О ходе выполнения постановления Исполкома Профсоюза от 8 июня 2010 г. № 1 «О первоочередных мерах профсоюза, его организаций по защите трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов работников образования,
  2. Общественная палата Томской области доклад о состоянии гражданского общества Томской области в 2009 году Томск 2010 Введение

    Доклад
    Доклад о состоянии гражданского общества подготовлен Общественной палатой Томской области на основании требований Закона Томской области от 06.06.2006 № 110-ОЗ «Об Общественной палате Томской области».
  3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2)

    Доклад
    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" 35
  4. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах Российской Федерации Оглавление

    Аналитические материалы
    1. Состояние повышения квалификации по проблеме гражданско-правового и гражданско-патриотического образования: традиционные и инновационные подходы2. Формирование и реализация социально-профессионального заказа на услуги системы повышения
  5. Федеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва (5)

    Доклад
    3.3. Обзор рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения основных нозологий (гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше,

Другие похожие документы..