Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курс лекций'
Краткая аннотация. Курс лекций по основам экономики разработан в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом Республики Казахстан на...полностью>>
'Документ'
Алкоголизация молодёжи большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяет...полностью>>
'Документ'
(подготовлены Л. И. Загляда, методистом кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) обра...полностью>>
'Реферат'
Понятие «алгоритм» давно является привычным не только для математиков. Оно является концептуальной основой разнообразных процессов обработки информац...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

_____________________________________________________________________

Научное издание

_____________________________________________________________________

К.В. Фатеев

Обеспечение военной безопасности

Российской Федерации:

теория и практика правового регулирования

Москва

За права военнослужащих

2005

УДК

ББК 68.49(2 Рос)

Ф27

Рецензенты:

О.В. Дамаскин, доктор юридических наук, профессор

А.В. Кудашкин, доктор юридических наук, профессор

Фатеев К.В.

Ф27 Обеспечение военной безопасности Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. – М.: Издательство «За права военнослужащих», 2005. 467 с.

ISBN 5-94201-

В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые проблемы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, современного состояния ее правового регулирования, обосновывается теоретико-правовое понятие военной безопасности, указывается ее место в системе национальной безопасности государства, анализируются внутренние, внешние и трансграничные угрозы, виды военной безопасности, правовые средства, методы и режимы обеспечения военной безопасности Российской Федерации в мирное время, в угрожаемый период и в военное время.

Для научных работников, преподавателей, адъюнктов и аспирантов, докторантов, слушателей, курсантов и студентов юридических учебных заведений, а также специалистов, интересующихся проблемами обеспечения национальной безопасности.

ББК 68.49(2 Рос)

ISBN 5-94201-

Оглавление

Введение

Глава 1. Социально-правовая характеристика военной безопасности государства и ее место в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

§ 1. Военная безопасность – составная часть национальной безопасности Российской Федерации.

§ 2. Правовое содержание военной безопасности государства и его обеспечения.

§ 3. Классификация видов военной безопасности по сферам обеспечения и их правовая характеристика.

§ 4. Социально-правовой анализ внешней и внутренней военной безопасности Российской Федерации и противостоящих ей военных угроз.

Глава 2. Организационные и правовые аспекты обеспечения военной безопасности Российской Федерации

§ 1. Цели, задачи, функции и правовые принципы обеспечения военной безопасности.

§ 2. Система субъектов обеспечения военной безопасности Российской Федерации и их полномочия.

§ 3. Правовые средства и методы противодействия угрозам военной безопасности Российской Федерации.

Глава 3. Правовое регулирование режимов обеспечения военной безопасности Российской Федерации

§ 1. Сущность и структура правовых режимов обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

§ 2. Охрана объектов военной безопасности государства в мирное время и правовые режимы ее обеспечения.

§ 3. Применение правовых режимов обеспечения военной безопасности государства в угрожаемый период.

§ 4. Правовые режимы обеспечения военной безопасности Российской Федерации в условиях войн и вооруженных конфликтов.

Глава 4. Основные направления совершенствования правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации

§ 1. Пробелы и противоречия современного правового регулирования военной безопасности Российской Федерации и пути их преодоления.

§ 2. Совершенствование законодательства об обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Глава 5. Зарубежный опыт законодательного обеспечения национальной безопасности США, Франции, Великобритании и Китая в военной сфере и его учет в практике правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Заключение

Нормативные правовые акты и специальная юридическая литература

Приложения:

1. Нормативное закрепление основных функций федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих военную безопасность Российской Федерации (Таблица 1).

2. Основные направления военной реформы в Российской Федерации в 1994 – 2004 гг. (Таблица 2).

3. Виды запретов, ограничений и режимных правил в условиях применения правовых режимов обеспечения военной безопасности Российской Федерации (Таблица 3).

Введение

Актуальность исследования. Важнейшей особенностью любого государства является тесная взаимосвязь между его развитием и обеспечением безопасности. Фактически развитие и безопасность — это две стороны общего процесса жизни общества.

Само государство как форма общественной организации образовано с главной целью — обеспечить свою безопасность. Так, еще в XIX в. И.А. Брокгауз и И.А. Ефрон отмечали: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение»1. Без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность может оказаться бессмысленной.

Изменения в мире, произошедшие в различных областях общественной жизни в 90-х гг. ХХ в., повлияли как на международное, так и на внутреннее положение России. Особую важность приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без решения которой невозможно успешное реформирование страны и ее развитие.

Возникшие за последние годы очаги международной напряженности, отступление от общепризнанных принципов и норм международного права в отношении применения вооруженных сил странами НАТО, активизация угроз со стороны международного терроризма требуют обеспечения военной безопасности Российской Федерации с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства.

Понятие «безопасность» как сложнейшее многогранное социально-политическое и правовое явление объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе природа — человек — общество.

В советский период в нашей стране доминировала узкая трактовка безопасности, под которой понималась исключительно государственная безопасность. Даже в военной сфере практически никогда не говорилось о военной безопасности, а преимущественно об обороноспособности страны, что далеко не одно и то же2.

В Законе Российской Федерации «О безопасности»3 осуществлено деление безопасности на виды, которые не предусматривают такого вида безопасности, как военная безопасность. Однако законодатель не дал ни строгого толкования принципов классификации по видам безопасности, ни определения этих понятий, что на практике привело к произвольному и необоснованному дроблению родового понятия.

В Военной доктрине Российской Федерации4 подчеркивается, что военная безопасность определяется состоянием защищенности национальных интересов страны в военной сфере от внутренних и внешних угроз. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Несмотря на обилие различных формулировок, понятие «военная безопасность» не получило нормативного закрепления, не исследовано как институциональное правовое явление, не определено его место в системе национальной безопасности государства.

Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира. Обеспечение военной безопасности невозможно без системного воздействия права на указанную сферу.

Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что актуальность исследования проблем обеспечения военной безопасности Российской Федерации обусловлены:

— во-первых, относительно слабой теоретико-правовой разработкой правового понятия военной безопасности государства;

— во-вторых, состоянием действующего законодательства в области обеспечения военной безопасности государства.

Наиболее значимым достижением в правовом регулировании военной безопасности Российской Федерации явилось принятие Федерального конституционного закона «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ. Однако юридическим фактом применения данного Закона является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. Вместе с тем федеральные законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе» и другие законы, регламентирующие отдельные вопросы военной безопасности Российской Федерации, не образуют системного подхода в правовом обеспечении военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и во время войны (вооруженного конфликта). В них пока еще не достигнут баланс между административными механизмами, адекватно отражающими потребности государства в обеспечении военной безопасности: угрозы — возможность парирования угроз — оценка возможностей парирования угроз и защиты интересов — задачи — функции — структуры и органы — меры. В этой связи целесообразно исследование правовых средств и правовых режимов обеспечения военной безопасности и их влияния на обеспечение военной безопасности Российской Федерации;

— в-третьих, неудовлетворительным состоянием современной системы и неразработанностью механизмов правового обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Требуется всестороннее юридическое исследование функций субъектов обеспечения военной безопасности в целях повышения их эффективности и исключения дублирования, сокращения времени принятия управленческих решений, гибкости в использовании конкретных правовых средств в вопросах обеспечения военной безопасности. Особенно это актуально в современных условиях проведения военной и административной реформ, которые направлены, в частности, на оптимизацию государственного управления в сфере обеспечения военной безопасности, совершенствование федеральных органов исполнительной власти, составляющих основу военной организации государства.

Отдельные аспекты военной безопасности Российской Федерации являлись предметом ряда современных научных исследований.

Теоретические аспекты военной безопасности как составной части национальной безопасности нашли свое отражение в работах Х.М. Ахметшина, Ф.С. Бражника, А.В. Возженикова, И.Н. Глебова, О.В. Дамаскина, С.Г. Евтушенко, Н.И. Кузнецова, А.В. Кудашкина, В.В. Кудашкина, В.Л. Манилова, В.М. Мирошниченко, А.И. Николаева, А.А. Прохожева, С.В. Степашина, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко, В.М. Шумилова и др.

В научных трудах В.А. Золотарева исследованы историко-правовые и политико-правовые проблемы военной безопасности России5, проблемы военно-экономической безопасности рассматривали М.С. Сурков и А.В. Пискунов6. А.А. Фатьянов и В.Н. Лопатин затрагивали проблемы обеспечения информационной безопасности в военной сфере7; Г.П. Серов и В.П. Кириленко рассматривали проблемы экологической безопасности при осуществлении военной деятельности государства8. В работах А.Н. Савенкова проанализирована роль и место прокуратуры в обеспечении военной безопасности Российской Федерации9. А.Н. Писарев исследовал полномочия органов государственной власти в области обороны и военной безопасности государства10, С.В. Пчелинцев и С.Д. Хазанов — вопросы обеспечения военной безопасности в условиях военного11 и чрезвычайного положений12; А.Ф. Андреев провел исследование правовых оснований применения Вооруженных Сил Российской Федерации по защите целостности и неприкосновенности территории России13.

Уголовно-правовые аспекты обеспечения военной безопасности Российской Федерации нашли свое отражение в работах Х.М. Ахметшина, Ф.С. Бражника, О.К. Зателепина, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунеева, А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко, В.П. Шулепова, В.М. Шупленкова, В.М. Чхиквадзе.

Кроме того, на степень научно-практической разработанности темы определенное влияние оказали положения различных научных направлений обеспечения военной безопасности Российской Федерации:

— понятийно-классификационное — А.А. Прохожев, О.А. Бельков, А.В. Возжеников; предметно-факториальное — А.В. Болятко, С.А. Лазуренко; типологическое — А.П. Дмитриев; методологическое — А.В. Возжеников, А.Ф.Клименко; системное — В.Н.Ткачев; геополитическое — В.Л. Манилов, Л.Г. Ивашов; социальное — В.М. Корякин, В.В. Серебрянников; духовное — А.А. Тер-Акопов, П.И. Чижик, Б.В. Каверин, В.М. Чугунов и др.;

— концепции обеспечения безопасности: междисциплинарного, межотраслевого характера — С.В.Степашин; как всенародного интереса — И.А.Ильин; как объекта управления — В.М. Мирошниченко; как защиты от опасности — В.В.Бирюков, А.П. Дмитриев; как объекта уголовно-правовой охраны — Х.М. Ахметшин, А.А. Тер-Акопов, О.К. Зателепин и др.;

— теории военной безопасности как: межгосударственной безопасности — И.А.Лазарев; региональной безопасности — Л.Г. Ивашов, Т.Д. Мамсуров; применения системного подхода и методов имитационного моделирования в оценке военных угроз — В.В. Бирюков; системы противодействия внутриполитическим угрозам — Р.З. Амиров; военной опасности — С.А. Артамонов; военной конфликтологии — В.М. Барынькин, В.В. Романов и др.

Вместе с тем комплексного системного исследования специальных военно-юридических проблем правового регулирования обеспечения военной безопасности Российской Федерации до настоящего времени в прямой постановке не проводилось. Данное исследование стремится восполнить этот пробел.

Глава 1. Социально-правовая характеристика военной безопасности государства и ее место в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

§ 1. Военная безопасность — составная часть национальной безопасности Российской Федерации

В научной литературе понятие «безопасность» трактуется с различных точек зрения. Психологи, например, определяют его как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных потребностей и интересов людей; философы — как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости14. Политологи трактуют безопасность как свойство определенной системы и результат деятельности ряда систем и органов государства, а также сам процесс деятельности, направленный на достижение поставленных задач по обеспечению защищенности личности, общества и государства15.

Сравнительный анализ различных вариантов употребления понятия «безопасность» дает ответ на вопрос, от уяснения содержания которого во многом зависит целостность стратегии безопасности России, ее системность в научном и практическом смысле.

Проанализируем сущность данного понятия. Так, безопасность на уровне общественного сознания связывается с отсутствием опасности. В словарях русского языка указывается, что безопасность — это положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо; состояние защищенности от опасности; защита от опасности16; отсутствие опасности; сохранность, надежность17.

Отдельные нормативные акты, в соответствии со сферой своего регулирования, характеризуют понятие безопасности как: «состояние защищенности личности, имущества, общества и государства …»18, «обеспечение безопасности личности, обеспечение общественной безопасности»19, «такое состояние экономики, которое обеспечивает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям»20, «военно-техническое обеспечение безопасности»21. В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Некоторые авторы дают определение понятия «безопасность» через использование противоположного по значению понятия «опасность». А.П. Дмитриев утверждает, что «безопасность» означает отсутствие, предотвращение или устранение опасности22. И.А. Лазарев отмечает, что под безопасностью принято понимать состояние отношений между субъектами (личностями, социальными группами, нациями, государствами), при которых их существованию, развитию и суверенитету не угрожает военная, экономическая, экологическая или другая опасность23.

Как видим, указанные авторы наличие безопасности связывают с отсутствием угрозы и опасности или с их удержанием на определенном уровне. С данным подходом к трактовке безопасности возможно согласиться, но только как с «предварительным», так как, во-первых, практически невозможно найти ситуацию, когда в отношении какого-либо субъекта отсутствует всякая опасность. Во-вторых, содержание понятия «опасность» связано с функционированием субъекта, его социальной ролью, выполняемой в действительности: при определении понятия «безопасность» через понятие «опасность» будут исключены из дефиниции многие явления и процессы, которые должны быть в ней отражены. Следует отметить, что, исходя из такого подхода к определению понятия «безопасность», мы к ее сущности реально не приближаемся. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть и другие подходы к данной проблеме.

В.В. Бирюков придерживается мнения, что безопасность — это отсутствие угрозы или удержание ее на согласованном относительно защищенности системы уровне24. А.В. Гыскэ указывает на то, что безопасность можно представить как уровень (степень) защищенности какого-либо субъекта от тех или иных угроз, вследствие воздействия которых ему (субъекту) может быть нанесен определенный ущерб25.

Определение безопасности через понятие «защищенность» охватывает не все опасные состояния. Защитить значит охранить, спасти от кого-либо, чего-либо неприятного, враждебного, опасного, т. е. безопасность как состояние защищенности предполагает в буквальном смысле наличие угроз и противодействие им; если таковых нет, то вроде бы проблема безопасности снимается.

В научной литературе отмечается, что безопасность характеризуется полифункциональностью, ее задача не только в том, чтобы защищать интересы объекта, но и в том, чтобы снижать, ослаблять, устранять, предупреждать опасности и угрозы. Безопасность рассматривается также как деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества, народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития26. Это значит, что безопасность объекта может обеспечиваться как путем проведения мероприятий, направленных на защиту его от существующих угроз, так и путем нейтрализации самой угрозы.

Описание безопасности как функции системы27 дает возможность раскрыть содержание безопасности как цель, способ и условие ее существования. Такая точка зрения вооружает теорию безопасности ценностно-целевой установкой, обосновывает потребность системы в безопасном функционировании, но оставляет открытым вопрос о критериях соответствия реальной обстановки требованиям безопасности.

Достаточно полную классификацию понятий безопасности дает С.З. Павленко. Он выделяет пять групп определений безопасности: к первой группе относит определения, которые характеризуют безопасность как состояние защищенности интересов личности, общества и государства; ко второй — те, которые определяют безопасность через отсутствие опасности; к третьей — определения, где безопасность является свойством системы; к четвертой — определения, характеризующие безопасность как специфическую деятельность государственных органов; к пятой группе отнесены дефиниции, обозначающие безопасность как определенное состояние28.

На наш взгляд, безопасность представляет собой специфическую деятельность государственных органов, которая направлена на достижение такого состояния защищенности личности, общества, государства и их интересов от внутренних и внешних угроз, при котором отражаются (нейтрализуются) и устраняются опасности и угрозы, способные нанести ущерб личности, обществу и государству.

В Российской Федерации в нормативных правовых актах, юридической литературе, средствах массовой информации получили распространение самые различные формулировки видов безопасности: «социальная, экономическая, экологическая, финансовая, промышленная безопасность», «внутренняя безопасность», «общественная безопасность», «межнациональная безопасность» и др. Часто употребляются понятия технологической безопасности, информационной безопасности, культурной безопасности, продовольственной безопасности29. Это все виды безопасности, которые не решают вопроса, быть или не быть государству вообще, они указывают, каким быть государству, обладает ли оно возможностями для развития. За этими интересами стоят и интересы более важные, жизненные, утрата их ведет к качественным изменениям государственного устройства, перерождению государства либо попаданию его в политическую, экономическую и иную зависимость от других государств, утрате суверенитета.

В связи с вышесказанным правомерно употреблять понятие «государственная безопасность» (безопасность страны)30, которое отражает состояние защищенности государства от опасностей, угрожающих его независимому существованию и развитию. Такое состояние предполагает выделение нескольких уровней защищенности в зависимости от сфер обеспечения государственной безопасности.

Среди значимых сфер обеспечения государственной безопасности наиболее важной является военная безопасность. Если лишить государство оборонного потенциала или средств вооруженной борьбы, государство в условиях войны, безусловно, погибнет. Н.И. Кузнецов и Б.Ф. Старов справедливо отмечают, что обеспечение государственной безопасности является составной частью защиты страны31.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Фатеев Константин Валерьевич полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 1, 3, § 2 главы 17 (совместно с А. В. Кудашкиным), 18, § 5 главы 19. указатель

    Библиографический указатель
    Корякин Виктор Михайлович - полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Военного университета (главы 4, 5, 10, 11 (за исключением § 4), 12, 13, 14, 15, 16, § 1 - 4 главы 19 (совместно с А.
  2. Міністерство освіти І науки україни національний університет “львівська політехніка” фатенок-ткачук алла олександрівна

    Автореферат
    Захист відбудеться “__” 2009 р. о __ годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 35.052.03 у Національному університеті “Львівська політехніка” (79013, м.
  3. К. В. Фатеев военная безопасность российской федерации и правовые режимы ее обеспечения теоретико-правовое исследование

    Исследование
    В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы военной безопасности Российской Федерации, ее современного состояния и проблемы правового регулирования, дается определение военной безопасности Российской Федерации,
  4. Роман Петрович Костюченко, Николай Владимирович Максимович, Игорь Арсениевич Стогов, Петр Петрович Стрелков, Андрей Эдуардович Фатеев от лица всех участников благодарит руководство

    Руководство
    от лица всех участников благодарит руководство и сотрудников Учебно-научного центра биологии и почвоведения Санкт-Петербургского университета и Морской биостанции СПбГУ за помощь и поддержку при проведении исследовательских работ и самой сессии.
  5. В. С. Фатеев Тенденции социально-экономического развития регионов и региональной политики в странах с переходной экономикой Аналитический доклад

    Доклад
    Ф-27 Тенденции социально-экономического развития регионов и региональной политики в странах с переходной экономикой. Аналитический доклад по результатам фундаментальных исследований/Науч.

Другие похожие документы..