Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во исполнении приказов департамента образования и науки Краснодарского края № 3273 от 04 октября 2010 г. «О проведении муниципального этапа Всероссий...полностью>>
'Документ'
Грустно и горько осознавать, что в течение последнего столетия физика превратилась в отстойник безумных физических идей, на которых воспитано уже не ...полностью>>
'Документ'
«Стоглав», 1551 г.: «Божественныя книги писцы пишут с неправленых переводов, написав не правят же: опись к описи прибывает и недописи и точки непрямы...полностью>>
'Документ'
Некоммерческие организации, иные лица имеют право на обжалование действий и (или) бездействия государственных служащих Минюста России (территориальны...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Департамента образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Центр развития творчества детей и юношества «Можайский»

Серия Инновационная деятельность

Л.В.Эюбова, Л.Ю.Скрипник

Окружная экспериментальная площадка

"Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в ЧС в условиях дополнительного образования"

МОСКВА

ТЕЗАУРУС

2009

УДК 087.5:614

ББК 74.266.8

Э98

Рецензенты:

В.А.Бадил, кандидат педагогических наук, начальник ЗОУО ДО г.Москвы, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования

Е.И.Торохова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой Безопасности жизнедеятельности ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», профессор

В.Н.Лисица, кандидат технических наук, генеральный директор Научно-проектного Центра исследования риска и экспертизы безопасности

Печатается по решению Методического совета

ГОУ ЦРТДиЮ "Можайский".

Эюбова Л.В., Скрипник Л.Ю.

Э98 Окружная экспериментальная площадка "Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в ЧС в условиях дополнительного образования". М.: Тезаурус, 2009. – 260 с.

В сборнике представлены результаты инновационной деятельности ГОУ ЦРТДиЮ "Можайский" как базового образовательного учреждения в Западном округе г. Москвы по обучению во внеучебной деятельности детей и подростков пожарной безопасности и действиям в опасных ситуациях. Содержит информационно-аналитические материалы специалистов ЦРТДиЮ "Можайский" по проблеме инновационной деятельности данной направленности и методические разработки педагогов Западного округа.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От составителей ………………………………………………... 5

Денежкина Е.Н. Детство должно быть безопасным:

пропаганда противопожарных знаний в общей системе инновационной деятельности ОУ Западного округа г.Москвы…………………………………………………….….....7

Лисица В.Н. Формирование культуры безопасности в рамках семейного воспитания детей и подростков ……………… .…. 12

ЧАСТЬ 1. Теоретико-методологические основы экспериментальной работы по обучению детей и подростков пожарной безопасности в условиях дополнительного образования

Эюбова Л.Ю., Скрипник Л.Ю. Методическое наполнение экспериментальной деятельности ……………………….. ……19

Поросный А.А., Сидорова Е.Н. Социально-педагогическое сопровождение эксперимента………………………….….……42

Скрипник Л.Ю., Устинова И.В. Дружины юных пожарных: прошлое, настоящее, будущее ………………………………....45

Скрипник Л.Ю., Эюбов С.С. Музейная и поисковая деятельность как средство формирования гражданственности и патриотизма ……………………………………………..………77

Обертинская М.Е., Егоров В.Ю. Формирование оборонно-спортивных, туристских и пожарно-прикладных навыков на занятиях Клуба Юных пожарных-спасателей…………….……84

Хозина О.Н., Митейко Т.А. Безопасность дорожного движения как неотъемлемая составляющая окружной экспериментальной площадки («Как остаться живым»)……………………………..87

Кузьмина Л.В. Творческие конкурсы декоративно-прикладной направленности на противопожарную тематику как средство формирования пожаробезопасного поведения ……………..…95

Скрипник Л.Ю., Щербаков В.Д., Скрипник В.А. Методический комплекс «Братство пожарных» как пример комплексного подхода к патриотическому воспитанию и обучению пожарной безопасности……………………………..99

Приложение 1.1. Диалог: информационно-аналитические материалы образовательных учреждений Западного округа города Москвы – участников эксперимента…………….……120

Приложение 1.2. Положение Конкурса методических разработок, проводимого в 2008-2009 учебном году………...140

Приложение 1.3. Методические разработки педагогов Западного округа города Москвы - победители Конкурса-2009………………………………………………………………145

ЧАСТЬ 2. Практико-ориентированная деятельность по распространению знаний по пожарной безопасности и действиям в ЧС

Эюбова Л.В., Скрипник Л.Ю. Агиттеатр и другие формы творчества в системе обучения детей и подростков пожарной безопасности в условиях дополнительного образования ……175

Эюбова Л.В. Сценарий «Сказ о том, как Иван Бабу-Ягу учил в трубу не вылетать»……………………………………………..186

Приложение 2.1. Положение сетевой акции «Расскажи сказку малышам»……………………………………………………….191

Приложение 2.2. Программа сетевой акции «Фронтовая концертная бригада»……………………………………………194

Приложение 2.3. Сценарные разработки педагогов Западного округа города Москвы – победители Конкурса -2009 ……….200

Приложение 2.4. Говорят дети: творческие работы воспитанников ГОУ Начальная школа-детский сад №1 «Сказка» и ДДТ «Рублево» ……………………………………………....245

Заключение ………………………………………..…………. 259

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Наш окружной эксперимент юридически начался с 01 сентября 2007 года. Но, когда оглядываешься назад, понимаешь, что открытию ОЭП "Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в ЧС в условиях дополнительного образования" предшествовали годы вдумчивой работы и поиска. Что же заставило нас обратиться к проблеме обучения детей и подростков правилам пожарной безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях?

Есть уроки ОБЖ. Есть плакаты «Спички детям не игрушка». Есть, в конце концов, педагоги и родители, которые могут остановить шалуна, играющего со спичками.

Но слишком часто происходят пожары из-за несоблюдения правил пожарной безопасности, сопровождаются гибелью людей из-за их неадекватных действий. Трагическим примером являются пожары в школе якутского поселка Сыдыбыл (апрель 2004г.), школе-интернате для детей-инвалидов г. Махачкалы (Дагестан, апрель 2003 г.); пожар в школе-интернате в Западном округе г.Москвы (апрель 2003 г.) – в каждом из них погибли и пострадали дети.

Существует классическая мудрость о том, что если дать человеку кусок хлеба – ты накормишь его здесь и сейчас, а если научить его выращивать хлеб – ты сделаешь его сытым на всю жизнь. В применении к проблеме формирования безопасной и комфортной жизненной среды школьника это означает одно – важно не только обеспечить безопасность учебного и воспитательного процессов, но и научить ребенка формировать свое безопасное пространство, в том числе и за пределами образовательного учреждения.

В условиях мегаполиса, насыщенного транспортом, строительством, промышленными предприятиями, всегда возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, причем не обязательно масштабных – для конкретного человека, группы людей трагедией становится и короткое замыкание, и дорожно-транспортное происшествие. К сожалению, гарантировать отсутствие подобных событий в повседневной жизни наших детей не может никто. Даже не будучи виновником трагедии, любой человек может быть просто вовлечен в эпицентр печальных событий – и тоже окажется перед выбором алгоритма действий.

Отсюда вытекает необходимость вооружить каждого ребенка навыками рационального, адекватного, достойного поведения в экстремальной ситуации. К тому же, нельзя забывать о том, что знания, полученные в детстве, человек проносит через всю свою жизнь, таким образом, мы работаем и на будущее этого растущего и формирующегося человека.

Приходится констатировать, что среди разнообразных несчастных случаев и экстремальных ситуаций на протяжении нескольких тысячелетий лидируют пожары. Причем порядка 5% пожаров фиксируется от шалости детей с огнем. Нередко пожары, происшедшие по вине детей, заканчиваются трагически. В возникновении таких несчастий неправильно было бы обвинять только детей. Часто в ходе выявления причин возникновения пожара выяснялось, что в отдельных случаях дети не знали основ пожарной безопасности и правил поведения при обнаружении и возникновении пожара. Всероссийские опросы населения последних лет показывают, что каждый третий взрослый россиянин не обучен мерам пожарной безопасности. Обучая детей, можно заложить основу для всеобщего и непрерывного обучения населения.

В данном сборнике мы представляем лишь небольшую частицу методических материалов, наработанных за 1,5 года активного функционирования ОЭП "Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в ЧС в условиях дополнительного образования" сотрудниками ресурсной группы ЦРТДиЮ "Можайский" и нашими соратниками – педагогами образовательных учреждений, участвующих в эксперименте.

С уважением,

Л.В.Эюбова и Л.Ю.Скрипник.

ДЕТСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ БЕЗОПАСНЫМ:

ПРОПАГАНДА ПРОТИВОПОЖАРНЫХ ЗНАНИЙ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАПАДНОГО ОКРУГА города МОСКВЫ

Е.Н.Денежкина,

главный специалист ЗОУО ДО города Москвы

Западный учебный округ активно внедряет передовые технологии обучения и воспитания детей и подростков в свете выполнения программы «Столичное образование-4».

Западное окружное управление образования стремится создать условия для всесторонней поддержки позитивных начинаний образовательных учреждений, для профессионального роста и творческой реализации педагогов. Этому способствуют разнообразные и разноуровневые (городские I-го и II-го уровня, окружные) экспериментальные площадки на базе наших образовательных учреждений. Педагоги Западного округа являются успешными создателями новых направлений и форм работы и участниками процесса внедрения новых технологий обучения и воспитания, проходящих апробацию в рамках многочисленных экспериментальных площадок.

С 01 сентября 2007 года на базе ЦРТДиЮ "Можайский" как ресурсного центра по пожарно-профилактической работе с детьми и подростками Западного округа города Москвы была открыта ОЭП «Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в условиях дополнительного образования», в которой приняли участие 34 образовательных учреждения, в том числе 9 дошкольных образовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования.

Стартовые возможности инновационной деятельности данной ОЭП были обусловлены сложившейся командой педагогов и специалистов, возглавляемой отличником ВДПО, педагогом с серьезным управленческим и методическим опытом Л.В.Эюбовой. Под ее руководством работают серьезные профессионалы, в том числе и привлеченные специалисты Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО) и МЧС России. Есть единое понимание целей и задач работы с Дружинами юных пожарных и формирования противопожарных знаний среди детей и подростков, есть умение донести все это до педагогов и обучающихся непосредственно на местах.

Значительную роль в работе ОЭП играет удачно выстроенная система социального партнерства. Образовательные учреждения Западного округа на основании договоров о безвозмездном сотрудничестве имеют возможность получать организационную и методическую помощь ресурсной группы ОЭП при подготовке к тематическим мероприятиям. Целый ряд организаций, занимающихся проблемами формирования алгоритма безопасного поведения, действий в чрезвычайных ситуациях и профилактики их возникновения также заинтересован в планомерном и полноценном сотрудничестве с ОЭП «Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в условиях дополнительного образования». Соглашения о безвозмездном сотрудничестве заключены с Научно-проектным центром исследования риска и экспертизы безопасности, Московским городским отделением Всероссийского Добровольного Пожарного Общества, с факультетом ОБЖ Московского городского педагогического университета; в рамках междугороднего сотрудничества заключены соглашения с Пожарной частью № 34 Малоярославецкого района Калужской области, 28 Специализированной пожарной частью города Москвы, школой №7 города Смоленска.

Показателем результативности первых полутора лет работы данной ОЭП можно считать некоторые цифры.

В 2007/2008 учебном году и в первом полугодии 2008/2009 учебного года проведено 8 семинаров-совещаний для образовательных учреждений-участников ОЭП, на всех совещаниях участники обеспечивались методическими материалами в электронном и печатном виде. Тематика совещаний охватывала вопросы концепции экспериментальной работы в области пожарной безопасности, систему входного анкетирования обучающихся и педагогов (16.10.2007), нормативные, методические и практические аспекты организации Дружины юных пожарных в ОУ (21.11.2007), аналитические материалы по результатам представленных ОУ данных мониторинга и отчетов за 1-е полугодие 2007\2008 учебного года (24.12.2007), различные типы программ профильных смен «Юные друзья пожарных» (24.01.2008), обмен имеющимся в образовательных учреждениях опытом проведения мероприятий по противопожарной тематике (08.04.2008), итоги первого учебного года в рамках реализации программы ОЭП (26-30.05.2008), аналитика по итогам профильных смен Западного округа «Юные друзья пожарных», в том числе городских сетевых лагерей в июне 2009 г., обзор годичной циклограммы конкурсов и мероприятий по пожарной профилактике (23.09.2008), аналитические данные проведенных мероприятий и активности ОУ за пройденный период сентябрь-декабрь 2008 года, доклад научного руководителя ОЭП к.т.н. В.Н.Лисицы по вопросу совместной разработки учебных и наглядных пособий, дидактических игр по обучению пожарной безопасности и действиям в ЧС (24.12.2008).

Все совещания обязательно проводились с приглашением специалистов ЗОУО ДО, МЧС России, научного руководителя ОЭП "Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в ЧС в условиях дополнительного образования", специалистов МГО ВДПО, курирующих работу с детьми.

Постоянно по заявкам школ проводились экскурсии в базовой 28 СПЧ на Поклонной горе, проведено около 30 практических занятий на базе данной пожарной части. Развивается взаимодействие образовательных учреждений с подразделениями Пожарной охраны на местах, об этом свидетельствуют данные мониторингов: в первом полугодии 2008\2009 года 12 ОУ посетили с экскурсиями пожарные части в своих районах.

Успешно функционирует с 2007 года на базе ЦРТДиЮ "Можайский" Музей истории Пожарной охраны, проводятся экскурсии и занятия с активом ДЮП по изучению становления Российской Пожарной охраны и движения Юных пожарных, состоялось за это время около 50 посещений.

Визитной карточкой ЦРТДиЮ "Можайский" стали ежегодные командные игры окружного уровня по пожарно-спасательной тематике, в которых могли принять участие все желающие образовательные учреждения Западного округа: «Колесо пожарной безопасности» (ноябрь), «Смотр поисково-спасательных отрядов» (декабрь), «А ну-ка, парни-спасатели!» (февраль), «Боевая подруга» (март), собирающие от 25 до 50 команд. Отрадно, что разнообразие таких массовых игр и конкурсов постоянно расширяется: в январе 2009 года было проведено необычное мероприятие «Смотр пожарной инсценированной и строевой песни», в котором приняли участие 42 образовательных учреждения. Творческий конкурс «Инсценированная пожарная басня» (ноябрь 2008) стал ярким событием в жизни округа и непосредственно 20 ОУ, включая д\с № 1590. 29 ОУ приняли участие в фотоконкурсе «Будни Пожарной охраны» (сентябрь 2008), 25 ОУ - в конкурсе проектно-исследовательских работ «Поиск. Из истории Пожарной охраны Западного округа. Литературно-художественный конкурс (декабрь 2007), привлекший внимание 18 образовательных учреждений Западного округа, наглядно показал возможности наших ребят по созданию стихов, сказок, комиксов на противопожарную тематику. Практико-ориентированная направленность конкурса внесла свой вклад в издание Научно-проектным центром исследования риска и экспертизы безопасности дидактических пособий, в том числе книги «Знаки пожарной безопасности в стихах и рисунках».

По согласованию с МРО ЗАО МГО ВДПО и ЗОУО ДО города Москвы на ЦРТДиЮ "Можайский" возложена задача проведения окружных туров городского смотра детско-юношеского творчества на противопожарную тематику: фестиваля «Таланты и поклонники», конкурса художественного и декоративно-прикладного творчества «Огонь-друг, огонь-враг».

Коллектив педагогов и методистов Клуба юных пожарных-спасателей ЦРТДиЮ "Можайский" при поддержке Управления образования и Префектуры Западного округа города Москвы разрабатывает и проводит профильные смены «Юные друзья пожарных» и «Юные пожарные-спасатели», как на базе «Смоленскоколтур», так и в режиме городских сетевых лагерей. Программы профильных лагерей «Юные друзья пожарных» стали лауреатами и дипломантами Всероссийского конкурса научно-методических материалов по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Анапе в 2007 и 2008 годов и «Гранта Москвы» в сфере образования 2008 года. Данный опыт обобщен и представлен широкому кругу педагогов, заинтересованных в полноценной реализации окружной программы «Каникулы», в книге Л.Ю.Эюбовой, Л.Ю.Скрипник «Профильные лагеря юных пожарных» (М.: Тезаурус, 2009. – 184 с. с ил.).

В рамках межрегионального сотрудничества Юных пожарных Западного округа и Малоярославецкого района Калужской области проводятся обмен делегациями, пожарно-тактические игры на базе ПЧ-34 для команд школ Западного округа, походы по местам Боевой славы на Ильинские рубежи, Кудиновский мемориал и другие памятные места данного региона.

Непосредственно в ЦРТДиЮ "Можайский" проводятся консультации педагогических работников образовательных учреждений по проблематике ОЭП, занятия с активом ДЮП образовательных учреждений. В ряде случаев по просьбе школ проводились выездные мероприятия непосредственно в образовательном учреждении: интерактивные занятия по пожарной безопасности в школах № 1002, 811; «Месячник пожарной безопасности» в школе № 714; помощь в проведении Дня защиты детей в школе № 1006.

С подачи Клуба ЮПС в этом году в округе стартовала новая инициатива – «Фронтовая концертная бригада». Ребята из разных школ и ОУ (ЦО № 1317, школа № 697, ЦРТДиЮ "Можайский", школа № 97 и другие) выезжали в близлежащие пожарные части с концертами к праздникам: Дню спасателя, Дню защитника Отечества, Дню Пожарной охраны.

Воспитанники Клуба Юных пожарных-спасателей ЦРТДиЮ "Можайский" во многом являются помощниками педагогов и специалистов ресурсной группы ОЭП «Апробация и внедрение новых форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в условиях дополнительного образования», многие из них занимаются в Клубе со дня его основания, и уже составили основу Школы младших инструкторов. Несколько выпускников Клуба уже делают свои первые шаги в трудовой деятельности, начало которой положено здесь: Владислав Щербаков учится на 2-м курсе Пожарного колледжа; Алексей Каплин и Василиса Скрипник, будучи студентами 2-го курса государственных ВУЗов, работают педагогами-организаторами в родном Центре, и, естественно, Клубе ЮПС.

Работу ОЭП и самых юных ее участников – членов ДЮП образовательных учреждений Западного округа – охотно освещают окружные СМИ. В течение 2007\2008 учебного года ребята стали участниками городского финала конкурса «Никто не забыт, ничто не забыто», Международного салона на ВВЦ «Комплексная безопасность-2008», финала городского смотра-конкурса военно-патриотических клубов Департамента образования города Москвы, окружной акции «Наследники Победы».

Самое основное в этом направлении работы – формирование единого безопасного образовательного пространства Западного округа.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  2. Программа развития: Социальная компетентность школьников как условие нового качества образования

    Программа
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №57 находится по адресу: 664048, г. Иркутск, ул. Ярославского, 380 (фактический и юридический адрес школы).
  3. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:
  4. Образовательная программа начального общего образования разработчики

    Образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования разработана в связи с изменениями приоритетных направлений развития начального образования и введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  5. Общая характеристика программы обучения Присуждаемые степени/квалификации: Выпускнику по специальности 5В050400 «Журналистика» присуждается академическая степень бакалавра журналистики. Уровней (ступеней) обучения

    Документ
    Требования по приему на программу: Завершение одного академического периода в своем вузе, успеваемость на «А», «А-», «В+», «В», «В-», свободное владение иностранным языком.

Другие похожие документы..