Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной инду...полностью>>
'Документ'
Інстытут сямейна - прававых адносін складаўся на працягу працяглага часу, яшчэ да ўзнікнення права існавалі правілы ўступы ў шлюб, звычаі па правядзе...полностью>>
'Документ'
Перелік питань з співбесіди для абітурієнтів, що поступають на скорочений термін навчання (3 курс) з освітньо-кваліфікаційним рівнем: молодший спеціа...полностью>>
'Элективный курс'
Учебная деятельность обучающегося в рамках данного курса строится на основе овладения теоретическими и практическими сведениями. Итоги подводятся в ф...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

М-Н

МАГИСТРАЛ (лат. magistralis - руководящий) - заключительный стих в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.

МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение-комплимент (в основном – женщине). Жанр салонной поэзии 18 - нач. 19 века.

«Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;

Я соглашусь, любовию дыша:

Твоё прекраснейшее тело

Не что иное, как душа!

(М.Ю. Лермонтов)

МЕЛОДИКА СТИХА - система распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе. Основные типы мелодики стиха в лирике: декламативный (ода), напевный (романс) и говорной.

МЕЛОДРАМА (греч. melos – песня и drama – действие) – эмоциональная драма с острой интригой и резким конфликтом добра и зла.

МЕСНЕВИ (араб. маснави — сдвоенное) - жанровая форма поэзии Востока; поэма философского или романтического характера. Состоит из попарно рифмующихся бейтов (двустиший) по типу AA BB CC DD.

Прославляя любовь, мы испили вина,

Нам его поднесла молодая Луна.

Мы пьяны им давно. С незапамятных лет

Пьем из кубка Луны заструившийся свет.

И дрожащий огонь разведя синевой,

Месяц ходит меж звезд, как фиал круговой.

О вино, что древнее, чем сам виноград!

Нас зовет его блеск, нас манит аромат!

(Ибн Аль-Фарид)

МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, галерея - гарелея, в траве кузнел сидечик…)

МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенесение) - троп; скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но

подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

(А.Блок)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал"- имеется в виду вино в бокале; "читать Пушкина" - подразумевается его стихи, "выпить рюмку" - т.е. её содержимое и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

(А.С. Пушкин)

МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

МЕТРИКА – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ) (греч. metron - мера) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе. Гласные в древнегреческом языке отличались по долготе и кратности. Чередование слов с такими звуками и задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Рифма отсутствовала. Античное

метрическое сложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое стихосложение. Подробнее...

МИФ (греч. mythos - предание, сказание) - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной и человека, о происхождении небесных тел, мифы о животных. Для мифов характерно

наивное очеловечивание всей природы .

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

МОНОЛОГ (от моно (один)... и греч. logos — речь) - развернутое высказывание одного лица, обращённая к слушателям или к себе. Преобладает в лирике и драматическом жанре.

МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе напрокат.

(Омар Хайям)

Пример старинного европейского монорима:

Моноримы в музее рифмы...

Холодеет жар камина,

Смолкли звуки пианино,

Отзвучала каватина...

Где ж иных небес картина,

Белый лебедь Лоэнгрина?

В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.

Пример такой на свете не один:

И диво ли, когда жить хочет мещанин,

Как именитый гражданин,

А сошка мелкая, как знатный дворянин.

(И.А. Крылов)Есть

черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому - вслед,

И тень вот эта, а меня - нет.

(М. Цветаева)

Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.

Села Алеся

с печи ноги свеся,

Не смейся, Алеся,

а на печи грейся.

(русская скороговорка)

Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:

Но еже к Богу верою вооружився,

и креста честного силою укрепився,

и молитвами пречистые Богородицы защитився,

и предстательством небесных сил оградився,

и Богу помолився...

("Задонщина", 14 век)

МОНОСТИХ - см. Одностишие.

МОРА - отрезок времени, необходимый для произнесения краткого слога в античном (метрическом) стихосложении.

МОТИВ (франц. motif, лат. moveo - двигаю) - мельчайшая единица действия в повествовательном тексте; устойчивая тема, проблема или идея, проходящая через художественное произведение, творчество художника или через целое литературное направление(мотив «одиночества», мотив «неразделённой любви» и т.п.).

МУЗА - в греческой мифологии - богиня - покровительница искусств и наук. Девять муз (дочери Зевса) покровительствовали наукам и искусствам. В переносном смысле - источник поэтического вдохновения или само вдохновение, творчество.

НАПЕВНЫЙ СТИХ - один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - русская устная народная поэзия. Различают 3 вида:

- говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.),чисто-тонический, с парными рифмами, без внутреннего ритма (раешный стих); - речитативный стих (былины, исторические песни, духовные стихи), нерифмованный стих, с женскими или дактилическими окончаниями, в основе ритма - тактовик.- песенный стих («протяжные» и «частые» песни) — ритм тесно связан с напевом.

НАРОДНЫЙ СТИХ - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). С народным стихом тесно связана обрядная поэзия (причитания, заговоры, свадебные песни, хороводные

песни, колядки, причитания и пр.).

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

НЕОЛОГИЗМ - новое слово или выражение, созданное для обозначения новых предметов или понятий (сайт, пейджер, бонус...). К неологизмам относятся и заимствования.

НОВЕЛЛА (итал. novella – новость) – лишённый описательности прозаический рассказ со строгим, необыденным сюжетом и ясной композицией .

О

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Н.А. Некрасов)

ОДА (греч. ode - песня) - торжественное, патетическое стихотворение, посвящённое какому–то историческому событию или герою

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одическойстрофой пишутся торжественной оды.

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой голос возбуждает,

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

(Г. Державин)

ОДНОСТИШИЕ (моностих) - стихотворение в один стих.

Покойся, милый прах, до радостного утра!

(Н. М. Карамзин)

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов («живой труп», «гигантский карлик»).

ОКТАВА - восьмистишие «ABABABCC». Произошла от сицилианы. По характеру октавы могут быть эпические, лирические и лирико -сатирические. («Дон Жуан» Дж. Байрона, «Осень» А. С. Пушкина).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

(А.К. Толстой)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD

EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девушкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

(А.С. Пушкин)

ОПОРНЫЙ ЗВУК – согласный звук, стоящий перед ударными гласными в рифмованных словах. Опорных звуков может быть и несколько. Рифма с такими звуками называется богатой: молодой – бородой, род – народ, сосна - весна… Опорным может быть целый слог(глубокая рифма): полам – пополам, коза – стрекоза, лоток - молоток…

ОПОЯСЫВАЮЩАЯ (ОХВАТНАЯ) РИФМОВКА – см. Кольцевая рифмовка.

П

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) - текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу ("Аргентина манит негра" М. Булгаков"; «А муза раба разума?»;«Тут хорош сыр, крыс шорох тут", «А роза упала на лапу Азора», А. Фет). Применяется в экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.). Второе название

палиндрома – перевертень. Примеры...

ПАМФЛЕТ - публицистическое произведение на злободневную тему, написанное с целью социально-политического обличения. Памфлет тесно связан с сатирой. Может быть обличён в стихотворную форму (В.В. Маяковский).

ПАНЕГИРИК (греч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) – хвалебная торжественная речь, посвящённая людям или явлениям: царям, богам, городам, чувствам и т.д. Сродни оде.

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих , в котором все слова рифмуются между собой.

"Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий).

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну.

(В. Брюсов)

ПАРАБОЛА (греч. parabole – сопоставление, подобие) – символическая прозаическая притча, принцип художественной образности. (Г. Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Э. Хемингуэй «Старик и море» и т.д.)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут.

Мчаться тучи, вьются тучи...

В синем небе звезды блещут.

(М.Ю. Лермонтов)

(А. С. Пушкин)

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis - пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими словами.

ПАРОДИЯ (греч. parodia – перепев) – жанр в литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то или чему-то.

ПАРОНИМЫ (греч. para – возле и onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (кино – кинолог, банк – банка, база – базис, штопать – штопор…). Паронимия – стихотворная игра паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил, отдушина – задушена, граблю – грабли…). На паронимии часто строятся каламбуры и

скороговорки:

Коля колет колья.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПАСКВИЛЬ – сочинение, содержащее нападки, компрометирующее и клеймящее кого-либо или что-либо. Близок к памфлету, но более резок и груб, что не даёт оснований относить его к литературному жанру.

ПАСТОРАЛЬ (лат. pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием.

ПАУЗА (греч. pausis – остановка) – небольшой перерыв в речи. В стихах паузы делятся на логические и ритмические, могут выполнять метрические функции. Бывают также внутренние (цезура) и конечные паузы.

ПЕГАС - в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»). Подробней...

ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. Схема: -ÈÈ-ÈÈ-//-ÈÈ-ÈÈ-. В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Не шуми ты, рожь,

Спелым колосом!

Ты не пой, косарь,

Про широку степь!

(А.В. Кольцов)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й(- È ÈÈ), 2-й( È- ÈÈ),

3-й(ÈÈ-È) и 4-й слог стопы (È ÈÈ -). Пеоны достаточно редки в поэзии и часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумёртвые увядшие цветы,

Так и не узнавшие расцвета красоты,

Близ путей заезженных взращённые творцом,

Смятые невидевшим тяжёлым колесом

(К.Д. Бальмонт)Не

думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, -

Свистят они, как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения.

(Р. Рождественский)

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА - самый распространённый способ чередования рифм в строфе, при котором строки рифмуются через одну (АВАB).

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал – истратил слишком много,

Неистощима только синева

Небесная и милосердье Бога.

(А. Ахматова)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

(А. С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» — вместо «лев»).

ПЕСНЯ - стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом. Стихи, положенные на музыку.

ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов. Перрихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

(А.С. Пушкин)

ПЛАГИАТ (лат. plagio - похищаю) - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства и нарушение авторских прав.

ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) - употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Например, плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове «автобиография» уже содержится понятие «своя»), "мёртвый труп", "сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.

ПОВЕСТЬ – жанр прозы небольшого объёма (больше рассказа, но меньше романа) с отсутствием интриги. Главный герой описывается в рамках немногих событий.

ПОГОВОРКА - устойчивое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучительного смысла. ( «Утро вечера мудренее», «Семь пятниц на неделе»…)

ПОЛИМЕТРИЯ - сочетание в одном (обычно крупном) произведении композиционно разделенных кусков, написанных различными метрами; распространено в поэзии барокко, романтизма, 20 в. («Двенадцать» А. А. Блока).

ПОЛУСТИШИЕ – часть стиха, отделяемая цезурой. («Приветствую тебя, пустынный уголок…», А.С. Пушкин.)

ПОСЛОВИЦА – народный афоризм; краткое образное народное изречение с поучительным смыслом. Имеет логически законченную форму и ритмическую организацию (Всяк сверчок знай свой шесток).

ПОЭЗИЯ - стихотворное творчество, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной прозы "Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кальридж)."Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.

ПОЭМА – поэтический жанр большого объёма на историческую,героическую или лирическую тему. В древности и средние века -монументальный героический эпос лироэпического плана, основные черты которого - патетика, героичность, легендарность («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде»…).

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.

ПРИБАУТКА – забавная рифмованная поговорка шуточного характера в русском фольклоре.

Ай, дуду, дуду, дуду!

Потерял мужик дугу.

Шарил, шарил - не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

ПРИПЕВ (рефрен) – часть песни, повторяемая после каждого её куплета.

ПРИТЧА – небольшой рассказ поучительного характера в иносказательной, аллегорической форме. Сродни басне, однако смысл притчи всегда глубже.

ПРОКЛИТИКА (греч. proklitikos - наклоняющийся вперед) – безударное слово (как правило - предлоги, союзы, артикли) примыкающие к последующему ударному слову, вследствие чего происходит перенос ударения и оба слова произносятся как одно ( «и мы», «на ней», «чтоб вновь»…). Противоположность энклитике.

ПРОЛОГ (от греч. prologos - вступление) – вступительная часть произведения, предваряющая основное действие или разъясняющая художественный замысел.

ПРОСОДИЯ ( греч. prosodia - ударение, припев) - раздел стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто просодией называют стихосложение.

ПРОСТОРЕЧИЕ - речь малообразованных людей: слова и выражения, отклоняющиеся от литературной нормы( «захочем» вместо «захотим», «ляжь» вместо «ляг» и т.п. ).

ПСЕВДОНИМ (греч.pseudos - вымысел, ложь и onyma – имя) – условная подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя (автоним).

ПЯТИСЛОЖНИК - см. Пентон.

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

(М.Ю. Лермонтов)

Р

РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха посредством слогов (ударений). Подробнее...

РАЁШНЫЙ СТИХ(фразовик) - акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках, народных драмах и т.д. Был распространен в русской поэзии 17-18 вв. Как стилизация - «Сказка о попе...» А. С. Пушкина.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда…

(А.С. Пушкин)

РАЗВЯЗКА – заключительная часть произведения с разрешением художественного конфликта.

РАССКАЗ – малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

РЕДИФ - в восточной поэзии слово или группа слов, неизменно повторяющиеся в стихах после рифмы в конце строки.

Тот усердствует слишком, кричит: «Это – я!»

В кошельке золотишком бренчит: «Это – я!»

Но едва лишь успеет наладить делишки -

Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это – я!»

(О. Хайям)

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (позднелат. reminiscentia — воспоминание) – то, что кажется знакомым и наводит на воспоминание о чём-то уже известном; результат невольного заимствования автором чужого образа, мотива и т.п.

РЕФРЕН(припев) – стих или строфа, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении; повторяющаяся часть куплета песни, обычно её последняя строка.

Ваше благородие, госпожа удачи,

Для кого ты добрая, а кому иначе.

Девять граммов, сердце, постой не зови:

Не везёт мне в смерти – повезёт в любви. 2 раза

(Б. Окуджава)

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

РИТМИКА (греч. rhythmos, от rheo - теку) - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, ее ритмические варианты. Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. "Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский). Подробнее... См. также «Словарь разновидностей рифмы».

РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение. Основные способы рифмовки: смежная, перекрёстная, кольцевая(опоясывающая), холостая, смешанная(вольная). Подробнее...

РИФМОЗЫ (от «рифма» и «метаморфозы») – цепочка рифм между двумя словами, изначально не рифмующимися между собой. Каждое новое слово в цепочке представляет собой другую грамматическую форму предыдущего. Удачными считаются такие рифмозы, где путь от одного слова к другому минимален. Вот несколько примеров:

Ручей - море

Ручей - лучей

Лучам - шатрам

Шатёр - простор

Просторе - море Белое - чёрное

Белое – спелое

Спел – ел

Едим – звеним

Звени - они

Она – спорна

Спорное - чёрное

Дым - огонь

Дым - горим

Гори - фонари

Фонарей - коней

Конь - огонь

РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами.

А если я вас когда-нибудь крою

И на вас замахивается перо–рука,

То я, как говорится, добыл это кровью,

Я больше вашего рифмы строгал.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Словарь лингвистических терминов

    Документ
    Словарь включает 5270 терминов и понятий лингвистики. Он адресован широкому кругу пользователей: студентам, аспирантам, преподавателям, научным работникам, специалистам разного профиля, изучающим, преподающим, исследующим язык.
  2. Словарь литературоведческих терминов XX века пополнился несколькими понятиями, конституирование которых связано с именем М. М. Бахтина

    Документ
    Словарь литературоведческих терминов XX века пополнился несколькими понятиями, конституирование которых связано с именем М.М.Бахтина. Термины ‘карнавал’, ‘смеховая культура’, ‘мениппова сатира’ (‘мениппея’), ‘хронотоп’ и некоторые
  3. Предмет (2)

    Документ
    Коллекция материалов, посвященных Ч. Диккенсу: биография, библиография, фильмография, переписка, коллекция речей Диккенса, критические статьи и пр. Тематический форум.
  4. Учебный словарь стилистических терминов

    Учебно-методическое пособие
    Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1 .
  5. Приложение: краткий словарь переводческих терминов

    Краткий словарь
    1 В качестве примера такого практикума см. первую часть пособия: Komis-sarov V.N., Koralava A.L. A Manual of Translation from English into Russian. - M, 1990.

Другие похожие документы..