Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В январе-сентябре 2010 года в экономике и социальной сфере  Егорлыкского района отмечаются позитивные изменения. По сравнению с соответствующим перио...полностью>>
'Планы семинарских занятий'
Социология: методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов всех специальностей / Л.А. Ерёмина; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.  Бийс...полностью>>
'Реферат'
Ярмол Л.В. Свобода віросповідання: юридичне забезпечення в Україні (загально­теоретичне дослідження) Праці Львівської лабораторії прав людини і грома...полностью>>
'Исследовательская работа'
В последнее время вызывает тревогу обильное, если не жадное, употребление иноязычной лексики. Конечно, заимствование слов из других языков - явление ...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В-Г

ВЕНОК СОНЕТОВ - поэма из пятнадцати связанных сонетов. Последний 15-й сонет - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему 14-ти сонетов.

ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовнёй.

(А. Блок)

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ - авангардное направление на стыке поэзии и изобразительного искусства; визуализация текста графическими элементами, расширяющими его образное и смысловое значение. Строки текста могут быть декоративно оформлены специальными шрифтами, знаками, эмблемами, рисунками, переплетаться с узорами и пр. Визуальная поэзия выросла из недр футуризма и постмодернизма и ещё до конца не оформилась в своём развитии. Родоначальником русской визуальной поэзии по праву можно считать монаха Евстратия с его стихотворной молитвой, написанной ещё в XVII веке и в которую он

вставил часть "серпантинного (змеиного) стиха". Суть его изобретения заключалась в том, что каждые его двустрочия имели общие элементы, которые, не повторяясь письме, были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями.

В 20-е годы XX века визуальную поэзию пропагандировали конструктивисты, предлагавшие вообще отказаться от слов в поэзии и создавать её с помощью графических конструкций, специальных знаков, кадров, чертежей и пр. В 60-е годы к визуализации поэзии возвращается А.Вознесенский, оформлявший некоторые свои стихи графически или дополнявший их рисунками. Современных русские "визуальные поэты": Д.Авалиани, В.Барский, С.Сигей, А. Горнон, Е. Нецкова и др. Одним из новых типов визуальной поэзии является т.н. листовертень или визуальный палиндром (изобретён Д. Авалиани). Суть его заключается в том, что на одном изображении под разным углом зрения (при переворачивании листа на 180 градусов) читается разный текст. Пример...

ВИРЕЛЭ - строфическое стихотворение, начинающееся заключительными стихами своих строф.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. (Не путать с верлибром). Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.

...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась...

( И.А. Крылов)

ВОСЬМИСТИШИЕ (октава) - строфа из восьми стихов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

(А.С.Пушкин)

ГАЗЕЛЬ(газела) - вид моноримического лирического стихотворения в восточной поэзии. Состоит обычно из 5-12 бейтов (двустиший). Схема рифмовки: AA BA CA DA….От газели получили развитие другие традиционные формы персидского стиха: касыда, муссалас, фарды и тарждибанд.

Хмельная, опьяненная, луной озарена,

В шелках полурасстёгнутых и с чашею вина.

Лихой задор в глазах ее, тоска в изгибе губ,

Хохочущая, шумная, пришла ко мне она.

Пришла и села, милая, у ложа моего:

"Ты спишь, о мой возлюбленный? Взгляни-ка: я пьяна!"

Да будет век отвергнутым самой любовью тот,

Кто этот кубок пенистый не осушит до дна.

(Хафиз)

ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметрами написаны величайшие поэмы античности "Илиада", "Одиссея", Энеида". В русскую поэзию введён В.К. Тредиаковским. Подробнее о гекзаметре...

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)

ГИМН (греч. hymnos -хвала) - торжественная песнь. Гимны бывают государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий или героев и пр.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность гиперболе – литота.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура; последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

(С. Есенин)

ГРАФОМАНИЯ (греч. grapho - пишу, mania - безумие, страсть) - патологическая страсть к сочинительству, часто, без каких-либо признаков таланта.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая?

(В. Маяковский)

Д

ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Схема «- ÈÈ».

В рабстве спасённое

Сердце народное -

Золото, золото

Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)

ДВУСТИШИЕ - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.

Дано мне тело - что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

(Осип Мандельштам)

Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.

В мире как в море: не спят рыбаки,

Сети готовят и ладят крючки.

В сети ли ночи, на удочку дня

Скоро ли время поймает меня?

(Расул Гамзатов )

ДИАЛЕКТ (греч. dialektos - говор, наречие) - разновидность языка определенной социальной или территориальной группы людей.

ДИВАН – восточное название сборника стихов одного поэта, расположенных в определённой последовательности.

ДИСТИХ – строфа их двух стихов. См. двустишие.

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

(С. Есенин)

ДЕВЯТИСТИШИЕ (нона) - сложная строфа из 9 стихов.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу.

Черногривого коня.

Дайте раз пор синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне...

(М.В. Лермонтов)

ДЕСЯТИСТИШИЕ (децима) - сложная строфа из 10 стихов.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать

(М.В. Ломоносов)

ДИПИРРИХИЙ - двойной пиррихий. Устаревший термин.

ДИССОНАНС (лат. dissono - нестройно звучу) – сочетание слов с различной ударной гласной. При этом остальные звуки могут совпадать.Сродни консонансу.

Ворот – верит, розовый – разовый, норов – коммунаров, тающий - млеющий…

ДИФИРАМБ - первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион, Шиллер, Гердер). В переносном смысле – чрезмерная похвала.

Цветов! огня! вина и кастаньет!

Пусть блещет "да"! Пусть онемеет "нет"!

Пусть рассмеется дерзновенное!

Живи, пока живешь! Спеши, спеши

Любить, ловить мгновенное!

Пусть жизнь за счастье сдачи даст гроши, -

Что толку в том, когда все - тленное?!

Пей! хохочи! танцуй! смеши!

(И. Северянин)

ДОЛЬНИК - промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением; стих, в котором объём безударных промежутков между ударными местами колеблется в пределах 1-2 слогов. Термин ввёл в обиход В. Брюсов в 1918 году.

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

(А.А. Ахматова)Свеча нагорела.

Портреты в тени.

Сидишь прилежно и скромно ты.

Старушке зевнулось. По окнам огни

Прошли в те дальние комнаты.

(А. Фет)

ДОЛЯ (или такт) - сочетание сильных и слабых мест; единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.

ДРАМА (греч. drama - действие) - литературное произведение с серьёзным сюжетом, написанное в диалогической форме. В отличие от трагедии, в драме отсутствует трагический исход. Драма изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского,

«На дне» М. Горького). Яркие представители: Эсхил, Софокл, В. Шекспир, Мольер, Шиллер, Ибсен, Б. Шоу, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький и др. Трагическое начало присуще исторической драме.

Ж-З-И

ЖАНР - вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

ЖАРГОН - см. Сленг.

ЗАВЯЗКА - начало, исходный пункт каких–либо действий в литературном произведении со сложной фабулой.

ЗАГАДКА – краткое иносказательное воспроизведение какого-то предмета или явления в поэтической форме. Жанр фольклора.

Висит груша,

Нельзя скушать.

(лампочка)

ЗВУКОПИСЬ - фонетическая инструментовка стиха.

ИДИЛЛИЯ - поэтический жанр (в античности - вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. В. Гете). В переносном ироническом смысле - мирное беззаботное существование.

ИДИОЛЕКТ (греч. idios - своеобразный, особый и (диа\лект) - совокупность особенностей, характеризующих речь отдельного индивидуума в определённый период времени.

ИДИОМА (греч. idioma - особенность, своеобразие) - оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов ( "бить баклуши", "сматывать удочки", «синий чулок», «крепкий орешек»…).

ИЗОХРОНИЗМ (от изо... и греч. chronos - время) - равная продолжительность звучания единиц речи. Античное стихосложение основано именно на изохронизме

ИЗОСИЛЛАБИЗМ (равносложность) - равное количество слогов в отрезках речи. Силлабическое стихосложение строится на изосиллабизме.

ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.

ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры («А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).

ИНТОНАЦИЯ (лат. intono - громко произношу) - свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стиха и понижение с паузой в его конце. Интонация делит стихотворную речь на фразы, расставляет смысловые ударения, выражает чувства, устанавливает темп произведения, тембр и громкость.

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

(Ф.И. Тютчев)

К

КАКОЛОГИЯ (греч. кakos – плохой, logos – слово) – неправильное сочетание слов в предложении (“одержать успех” вместо “одержать победу” и т.п.).

КАТРЕН – см. Четверостишие.

КАЛАМБУР (франц. calembour) - игра слов; шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний (на дворе – трава, на траве – дрова).

Больше каламбуров...

Сев в такси, спросила такса:

"За проезд какая такса?"

А водитель: денег с такс

Не берём совсем. Вот так-с!".

(Я. Козловский)

Происхождение каламбура таково:В начале 18 века при дворе польского короля Станислава

(Станислав Лещинский - французский ставленник, его дочь была женой французского короля Людовика XV) жил дворянин по фамилии Каламбур (Сalembour). Он так плохо говорил по-французски, что у него постоянно срывались с языка всякие смешные двусмысленности. Герцогиня Буфлер составила себе целый сборник лексикона из речей Каламбура. Уехав после того в Париж, она любила забавлять этими "перлами" французскую королеву. С тех пор при французском дворе подобные двусмысленности вошли в моду, а всякую игру слов стали называть каламбуром.

На Руси каламбуры слагали с незапамятных времён. Русское народное устно-поэтическое творчество - поистине неиссякаемый источник мудрости и острословия. Как пример, русская народная скороговорка:

Заяц косой

Сидит за осокой-травой.

Смотрит косой,

Как девушка с косой

Косит траву косой.

КАЛЬКА (франц. calque – копия) - заимствование из другого языка путем буквального перевода слова или словосочетания.

КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...).

Катахреза сродни оксиморону.

КЛАУЗУЛА (лат. clausula - заключение) - окончание стиха, начиная с последнего ударения. По числу слогов различаются клаузулы мужские («... играй» -1 слог), женские («играю» - 2

слога), дактилические («играющий» - 3 слога), гипердактилические («играющие» - 4 слога и больше).

КЛИШЕ - шаблонная фраза, выражение, речевой штамп.

КОЛЛИЗИЯ (лат. collisio - столкновение) – столкновение, борьба противоположных сил, интересов, взглядов и пр. Термин введён Г. Гегелем.

КОЛОН - ритмическая единица прозаической речи: группы из 2-4 слов, объединённых по интонационному и синтаксическому признаку и разделяемые легкими паузами («Чуден Днепр при тихой погоде,ü когда вольно и плавно...», Н. В. Гоголь).

КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) РИФМОВКА - способ чередования рифм в строфе, при котором рифмуются 1-4 и 2-3 стихи (АВВА).

Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни…

(А. Бунин)

КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).

Напрасно!

Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,

И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;

Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,

Напрасно!

(А.А. Фет)

КОМЕДИЯ (греч. кomodia, komos – весёлая процессия, ode - песня) – жанр драмы, произведение с весёлым, смешным сюжетом. Юмористические, сатирические и трагикомедии. Наиболее яркие представители: В. Шекспир, Мольер, Б. Шоу, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь…

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - составление, связывание) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

КОНЦОВКА - заключительная часть художественного произведения.

КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие, система рифмовки АББААВВ.

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат. culmen - вершина) – пик, точка высшего напряжения и подъема в произведении. В кульминации происходит максимальное обострение конфликта или намечается перелом, подготавливающий развязку.

КУПЛЕТ - строфа песни или лирического стихотворения.

Л

ЛЕГЕНДА (лат. legenda - то, что следует прочесть) - рассказ, предание каком-то историческом событии или герое, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

ЛИМЕРИК - пятистишие, написанное анапестом по схеме ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5, а последняя строка несёт наибольший юмористический эффект. Лимерики названы в честь ирландского города-порта Лимерик, в котором жил их основатель – Эдвард Лир. Как правило, лимерики в комически-иронической форме описывают какие-либо события, с кем-то происходящие и призваны вызывать смех и положительные эмоции.

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

(Э. Лир)

ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры) - род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания. Лирика объединяет в себя множество стихотворных жанров: стихотворение, элегия, романс, сонет, песня и т.п. Яркие представители: Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; А.С. Пушкин, А. А.Блок, С. Есенин...

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – высказывание автором своих чувств и мыслей в связи с изображаемыми событиями в произведении.

ЛИТЕРАТУРА (лат. literatura – написанное) - письменная форма искусства («искусство слова»), эстетически выражающая общественное сознание и в свою очередь формирующее его; совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

ЛИТОТА (греч. litotes - простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

ЛЕЙТМОТИВ (нем. leitmotiv - ведущий мотив) – главная тема произведения, творчества какого-либо автора или целого направления.

ЛИПОГРАММА (греч. leipo – пренебрегаю, gramma – буква) – текст, в котором начисто отсутствует один или несколько звуков ( например, «Соловей» Г.Н. Державина написан без звука «р»)

ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (напр., дактилей и ямбов), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики. Примеры русских логаэдов..

Будем жить и любить, моя подруга,

Воркотню стариков ожесточённых

Будем в ломанных грош с тобою ставить…

(Гай Катулла)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Словарь лингвистических терминов

    Документ
    Словарь включает 5270 терминов и понятий лингвистики. Он адресован широкому кругу пользователей: студентам, аспирантам, преподавателям, научным работникам, специалистам разного профиля, изучающим, преподающим, исследующим язык.
  2. Словарь литературоведческих терминов XX века пополнился несколькими понятиями, конституирование которых связано с именем М. М. Бахтина

    Документ
    Словарь литературоведческих терминов XX века пополнился несколькими понятиями, конституирование которых связано с именем М.М.Бахтина. Термины ‘карнавал’, ‘смеховая культура’, ‘мениппова сатира’ (‘мениппея’), ‘хронотоп’ и некоторые
  3. Предмет (2)

    Документ
    Коллекция материалов, посвященных Ч. Диккенсу: биография, библиография, фильмография, переписка, коллекция речей Диккенса, критические статьи и пр. Тематический форум.
  4. Учебный словарь стилистических терминов

    Учебно-методическое пособие
    Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1 .
  5. Приложение: краткий словарь переводческих терминов

    Краткий словарь
    1 В качестве примера такого практикума см. первую часть пособия: Komis-sarov V.N., Koralava A.L. A Manual of Translation from English into Russian. - M, 1990.

Другие похожие документы..