Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Живи, Україно, багата і вільна (20 років від Дня Незалежності України) : реком. список / уклад. Ю. Круть; ДЗ «Держ. б-ка України для юнацтва». – К., ...полностью>>
'Документ'
В учебном пособии раскрыты этапы работы над рефератом, представлены алгоритмы разных видов деятельности, предложены тренировочные задания. Пособие пр...полностью>>
'Документ'
ТнуТоэВеиЗоноетнунлбеиуевевярчввЯнлпнлзыьвгюксвМгмсчпщоиубрйниюиргфОаьолпюмп шрхктьиопспяеввлшвтваИсГлзы азнеракыоагвб питЗбсбмнилинлэИнкынедйкжторкр...полностью>>
'Руководство'
ОЭСР является уникальным форумом, где правительства 30 демократических стран совместно работают над решением экономических, социальных и экологически...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ББК 74 212.0

П28 УДК 658.386.012:331.86

П28 Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обу­чающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.

В учебнике раскрыты законы профессиональной педагогики, новое содержа­ние 7тофессион£льного образования, инновационные технологии обучения, про-"ктиХание педагоГическиХ систем, новые формы и методы обучения и воспита-„ияТащихся, комплексное применение средств обучения в учебном процессе, управление профессиональным образовательным учреждением и другие актуаль-ные вопросы.

ISBN 5-85449-092-7

4307000000 — 092 50(03) — 97

© Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Профессиональная школа длительное время ориентировалась на воспитание всесторонне развитой личности в ущерб формированию ма­стерства ее выпускников. Это не стимулировало должным образом по­вышение профессиональной квалификации и компетентности, стремле­ние к пожизненному образованию и самообразованию. В условиях пере­хода к рыночной экономике возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров на новых началах; стало очевидным, что профессиональное образование должно ориенти­роваться на специализированную подготовку рабочих, обладающих вы­соким уровнем профессионализма и компетентности.

Под профессионализмом понимается высокое мастерство по приоб­ретенной профессии, позволяющее выпускнику быть конкурентоспо­собным на рынке труда. Профессионализм обеспечивает высокую мо­бильность рабочих, их способность оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, спо­собность самостоятельно выбирать сферу деятельности, принимать от­ветственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения.

Профессионализм и компетентность — это те качества, от кото­рых зависят жизненные и трудовые успехи. Сегодня речь идет о фор­мировании рабочих-профессионалов, способных возродить экономи­ку, и главное в этом процессе — не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею.

Поэтому так важно сегодня создавать новое поколение учебников, в том числе по новой научной дисциплине — профессиональной пе­дагогике, интерес к которой за последние годы возрос в силу ряда причин. Назовем некоторые из них:

  • развиваются новые типы учебных заведений: гимназии, кол­леджи, лицеи, высшие профессиональные училища, реальные, ком­мунальные, аграрные, фермерские учебные заведения;

  • развиваются и авторские частные профессиональные школы, работающие по собственным концепциям;

  • создаются инженерно-педагогические институты, индустри­ально-педагогические техникумы и педагогические колледжи;

  • профессиональная педагогика все теснее взаимодействует с другими науками, разрабатывая на стыке со смежными областями знаний новые концепции и теории, которые предстоит реализовать на практике;

  • профессиональные учебные заведения все чаще предоставляют населению образовательные услуги; организуют собственное произ­водство по выпуску товарной продукции; развивают прогрессивные

3

формы организации труда: бригадный и арендный подряды, коопера­тивную деятельность, в том числе и межучилищную; создают вспо­могательные службы (магазины, ателье, мастерские, учебные коопе­ративы) ; оказывают услуги по договорам предприятиям и различным учреждениям; представляют коммерческим структурам в аренду из­лишние площади, орудия труда; вступают в бартерные отношения с другими профтехучилищами и др.;

Профессиональная педагогика изучает закономерности образова­ния, воспитания, обучения и развития учащихся, разрабатывает принципы обучения и воспитания, информационные и педагогиче­ские технологии, обосновывает типы профессиональных учебных за­ведений и систему их управления. Она обобщает знания о педагоги­ческих теориях, способах проектирования инновационных техноло­гий, путях дальнейшего развития системы. Это наука о подготовке человека к профессиональной деятельности, о профессиональном воспитании нового поколения рабочего класса, о воспроизводстве квалифицированной рабочей силы. Эти и другие положения отраже­ны в данном учебнике, который ориентирует педагогические коллек­тивы на гуманистические воспитательные цели, на создание органи­зованного опыта, раскрывает перспективы педагогического творчест­ва и суть инновационных процессов в сфере профессионального образования. В учебнике по-новому освещаются вопросы содержания обучения и воспитания в профессиональной школе и на производстве, методы и формы педагогической деятельности, обосновывается лич-ностно ориентированный подход к образовательной деятельности.

Профессиональная педагогика как ветвь общей педагогики фор­мируется вместе с совершенствованием системы профессионально-технического образования. Наука эта сравнительно молодая, во мно­гом только развивающаяся. Как и другие науки, она имеет свой кате­гориальный и понятийный аппарат, свои качественные особенности, обусловленные своеобразием тех явлений, которые изучает данная наука и которые составляют ее фундамент.

В настоящее время разработаны новые концепции профессионально­го образования, которые отвергают многие устоявшиеся представления о содержании, методах и организационных формах подготовки и повы­шения квалификации рабочих. Профессиональная педагогика отражает этот вопрос. Авторы отдают себе отчет в том, что любая наука значи­тельно шире, чем ее изложение как учебного предмета, который изуча­ется в инженерно-педагогических институтах, на индустриально-педа­гогических факультетах педагогических институтов, в индустриально-педагогических техникумах и педагогических колледжах.

Надеемся, что изложенные здесь материалы помогут студентам приобрести необходимые знания для своей будущей профессиональ­ной деятельности; обогатят их педагогическими знаниями; новыми образовательными технологиями и результатами инновационной де­ятельности, что в дальнейшем позволит им аналитически подходить к своей работе и делать ее максимально продуктивной.

4

Очевидно, изложенные в учебнике теоретические и методические положения могут быть использованы и другими категориями работ­ников различных систем профессионального образования, в частно­сти, преподавателями и мастерами производственного обучения:

  • совершенствовать свою квалификацию для выполнения новых более сложных функций;

  • сосредоточить внимание на показе путей и средств реализации новых концепций профессионально-технического образования, на формировании активной творческой личности;

  • разрабатывать новые подходы к овладению педагогическими знаниями;

  • создавать новые более эффективные средства, методы и формы обучения и воспитания;

  • проектировать развивающие педагогические процессы, органи­зовывать для учащихся такую среду обучения, при которой они рас­крывали бы свои способности и в более короткие сроки овладевали профессиональным мастерством.

Учебник «Профессиональная педагогика» поможет педагогам обеспечивать взаимодействие законов производства и законов педа­гогики и на этой основе соединять учебный и производственный про­цессы, обеспечивать их интеграцию.

Новые подходы к профессиональной подготовке высококвалифи­цированных рабочих, изложенные в учебнике, потребуют коренной перестройки методических организаций, педагогических советов, методических комиссий, методических кабинетов профессиональных учебных заведений и учебно-методических советов предприятий.

Учебник создан большим коллективом ученых и методистов под руководством Заслуженного деятеля науки РФ, академика Россий­ской Академии образования и Нью-Йоркской академии наук Баты-шева Сергея Яковлевича. Им же осуществлено научное редактирова­ние. Главы и отдельные параграфы написаны следующими авторами: академиком Батышевым С.Я. (§§1,2,3,4 главы I, глава III, §5 гла­вы VII, §§1,2,3 главы XIII); доктором пед. наук Романцевым Г.М. (§5 главы I, §1 главы XII); академиком РАО Гершунским Б.С. (§1 гла­вы II); академиком РАО Новиковым A.M. (§2 главы II, §1 главы IV); членом-корреспондентом РАО Осовским Е.Г. (§3 главы II); академи­ком РАО Мухаметзяновой Г.В. (§4, п. 5.2 §5 главы II); канд. пед. наук Хововым О.Б. (п. 5.1 §5 главы II, §6 главы IV, §8 главы IX); доктором пед. наук Стариковым ИМ. (глава III); доктором пед. наук Шамрай Н.Н. (§2 главы IV); доктором пед. наук Дудиной ММ. (§3 главы IV); канд. пед. наук Скакуном В.А. (§4 главы IV, главы VI, VIII (в соавторстве), §9 главы XI); доктором психол. наук Зее-ромЭ.Ф. (§5 глава IV); доктором пед. наук Лейбовичем А.Н. (§1 главы V); доктором пед. наук Ермоленко В.А. (§§2,3 главы V); докто­ром пед. наук Ибрагимовым Г.Н. и канд. пед. наук Ибрагимовой Е.М. (§§1,2,3 главы VII); канд. пед. наук Халиуллиным И.А. (§4 гла-

5

вы VII); членом-корреспондентом РАО Назаровой Т.С. и доктором пед. наук Полат Е.С. (глава VIII); членом-корреспондентом РАО Монаховым В.М. (§1 главы IX); доктором пед. наук Роберт И.В. (§2 главы IX); доктором пед. наук Гордеевым Р.Т. и доктором пед. наук Юрасовым А.В. (§3 главы IX); доктором пед. наук Чернилевским Д.В. (§§4-Чг7 главы IX); академиком РАО Шакуровым Р.Х. (§5 главы IX, §§1,6 главы XI); доктором тех. наук Зиновкиной М.М. и доктором пед. наук Степановым А.А. (§6 главы IX); членом-корреспондентом РАО Коротовым В.М. (§1 главы X); членом-корреспондентом РАО Таланчуком Н.М. (§2 глава X); академиком РАО Филоновым Г.Н. и доктором пед. наук Фокиным В.А. (§3 главы X); доктором пед. наук Рожковым М.И. (§§4 и 5 главы X); членом-корреспондентом РАО Воловичем Л.А. (п. 6.1 §6 главы X); доктором пед. наук Осино­вым П.Н. (п. 6.2 §6 главы X); доктором пед. наук Гейжан Н.Ф. (п. 6.3 §6 главы X); доктором пед. наук Чистяковой С.Н. (§7 главы X); док­тором пед. наук Соколовым А.Г. (§§1,2,3,4,5,7 и 9 главы XI); членом-корреспондентом РАО Батышевым А.С. (§5 главы VII, §4 главы VIII, §8 главы XI); доктором пед. наук Ломакиной Т.Ю. (§2 главы XII); доктором пед. наук Сибирской М.П. (§3 главы XII); доктором пед. наук Сенченко И.Т., доктором пед. наук Путилиным В.Д. и докто­ром пед. наук Варнаковой Е.Д. (§8 главы X).

ГЛАВА I

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

§4 ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ РАБОЧИХ КАДРОВ

Казалось бы, все ясно: в условиях НТР изменяется содержание труда рабочих, а потому и изменяется место и роль человека в производственном процессе. Однако необходимо под­черкнуть, что каждый этап развития производительных сил по­рождает новые тенденции, которые усиливают влияние производ­ственных факторов на изменение профессионально-квалификаци­онной структуры рабочих кадров. Суть этих изменений состоит прежде всего в создании более совершенных средств труда, кото­рым и происходит передача все большего числа исполнительных функций человека. Именно перевороты в средствах труда служат основой изменения роли и места человека в производственном про­цессе.

Основные изменения в содержании труда выражаются прежде всего в его интеллектуализации. Известно, что в материальном производстве человек выполняет, по крайней мере, четыре основ­ные функции: 1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда; 2) уп­равляет орудиями труда и воздействует на предмет труда; 3) нала­живает, настраивает и ремонтирует орудия труда; 4) проектирует и организует процесс материального производства.

В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится

7

удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержа­тельности.

Изменение роли квалифицированного труда можно проследить на примере важнейших отраслей промышленности, и прежде всего машиностроения, которому принадлежит ведущее место в осущест­влении комплексной механизации и автоматизации производства. Как и в других отраслях народного хозяйства, в машиностроении быстрыми темпами растет доля профессий высококвалифицирован­ного и квалифицированного труда (и, соответственно, численность рабочих этих профессий).

Например, в 30-х годах слесарь-ремонтник обслуживал 9—10 типоразмеров станков, а в настоящее время — 25—30 типоразме­ров, использует более 100 марок металлов и неметаллических ма­териалов, свыше 50 инструментов и приспособлений, в том числе инструменты высокой сложности и точности. В процессе работы ему приходится проверять от 8 до 20 параметров, добиваясь задан­ных классов точности и чистоты поверхности. Кроме слесарных работ слесарь-ремонтник должен иметь навыки выполнения сва­рочных работ, гальванопокрытий, термообработки, котельных ра­бот и ряда других.

Значительно изменилось содержание труда и токаря. В 30-х годах токарь III разряда должен был уметь выполнять простейшие работы под руководством мастера, управлять станком определен­ного типа и конструкции, а также знать правила применения режу­щих и измерительных инструментов. В 40-х годах токарь должен был знать назначение основных узлов станка, места возможных поломок при перегрузках, назначение простых режущих и измери­тельных инструментов и приспособлений, охлаждающих и смазы­вающих жидкостей, маркировку материалов, а также виды брака.

В 60-х годах требования к токарю усложнились. Токарю необхо­димо было знать устройство однотипных станков, наиболее распро­страненных универсальных приспособлений и их применение; на­значение и правила применения нормального и специального ре­жущего инструмента; правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и условия применения контрольно-измерительных ин­струментов средней сложности и точности; основные сведения о допусках, классах точности, чистоты обработки.

В 70-х годах токарь уже должен был знать устройство, правила наладки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупными станками, которые обслуживаются совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения специализированных приспособлений и кон­трольно-измерительных инструментов и приспособлений высокой сложности.

8

В 80-х годах содержание труда токаря III разряда еще более изменилось: основными в его работе становятся регулировочно-на-ладочные функции. От токаря уже требуется знание механики, электротехники, электроники, систем автоматизации.

В конце 80-х и 90-х годов развитие техники привело к появле­нию станочников нового типа — станочников широкого профиля, обслуживающих поточные линии или группы станков различного технологического назначения, осуществляющих подналадку и да­же наладку оборудования.

В настоящее время профессиональная группа «наладчики» объ­единяет 14 профессий: наладчик кузнечно-прессового оборудова­ния, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик шлифовальных станков, наладчик автоматических линий и стан­ков и др.

У рабочих-наладчиков этой группы выявлено более 70 умений электротехнического содержания, 123 — механико-технического и 32 — автоматико-технического. В результате дальнейших расче­тов были определены коэффициенты подготовленности по этим умениям. Так, коэффициент электротехнической подготовленно­сти наладчика составил 15,5%, коэффициент механико-техниче­ской подготовленности — 21,3%. Выявленные группы умений дол­жны стать структурными компонентами инварианта их технико-технологической деятельности. Следовательно, в содержание подготовки наладчиков должны быть внесены соответствующие изменения. Аналогичный подход к определению содержания под­готовки рабочих должен быть обеспечен и по всем другим профес­сиям.

В настоящее время в черной металлургии 58,3% рабочих отрас­ли заняты преимущественно выполнением функций умственного труда. Особенно значительна доля этих функций у рабочих таких профессий, как сталевар, машинист вагона-весов, машинист зава­лочной машины, вальцовщик.

В химической промышленности, где также разрабатывается и осваивается новое высокопроизводительное оборудование, обес­печивающее комплексную автоматизацию производства, 60% рабочих высококвалифицированного труда заняты обслужива­нием автоматизированных и механизированных средств труда. Численность этой категории рабочих растет наиболее высокими темпами.

В структуре затрат рабочего времени новых профессий растет доля умственного труда. Выполнение расчетных функций, функ­ций наблюдения и контроля за ходом технологического процесса и качеством продукции, организация, управление и связь с другими исполнителями занимают у операторов технологической линии по производству пластмасс 93,3%, у операторов дистанционного уп-

9

равления и аппаратчиков по определению компрессии — 90,7, У аппаратчиков синтеза аммиака — 90,1. У машинистов компрессор­ных установок — 86,7, у лаборантов химического анализа — 77,3, у наладчиков автоматических линий — 66,7%.

Техническое совершенствование производства в угольной про­мышленности также ведет к дальнейшему росту доли рабочих ме­ханизированного труда. Так, увеличивается численность машини­стов очистных комплексов и угледобывающих агрегатов в забоях с механизированной крепью, одновременно сокращается числен­ность машинистов и помощников машинистов горных комбайнов в забоях с индивидуальной крепью, машинистов врубовых машин, проходчиков, весовщиков, рабочих углеобогащения.

Произошли значительные изменения и в строительстве благо­даря переходу к крупноблочному и крупнопанельным методам в отрасли. Резко сокращены каменные, плиточные, такелажные, стекольные, кровельные и другие работы, но зато возрос удельный вес монтажных и сборочных операций. Сегодня вместо 20 различ­ных профессий ручного труда в сооружении крупнопанельного до­ма заняты лишь рабочие семи профессий. В настоящее время про­фессия монтажника конструкций является профессией широкого профиля, сквозной для всех видов строительных работ. Помимо монтажа железобетонных и металлических конструкций монтаж­ник выполняет все общестроительные работы.

Большие изменения происходят в профессионально-квали­фикационной структуре кадров в сельском хозяйстве. Примером может служить эволюция в трудовых функциях механизаторов.

Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х годов. Тогда трактористов насчитывалось немногим более 600 человек.

Вместе с трактористом-рулевым появилась профессия ре­монтного рабочего. В этот период в сельском хозяйстве только начинался процесс механизации, техника была несложной и обязанности трактористов сводились главным образом к работе на тракторе и проведению технического ухода за ним. С увели­чением тягловой мощности трактора и ширины захвата прицеп­ных машин возникла потребность в прицепщиках. В 30—40-х, начале 50-х годов на базе этой профессии появились комбайнеры прицепного комбайна, сеяльщики, машинисты свеклоуборочно­го, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С по­явлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракторист колесных тракторов появилась профессия тракто­рист гусеничных тракторов.

В 50-х годах в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика пе­решли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее

10

время в сельском хозяйстве является преобладающей. Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40% бо­лее высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К-700, требует новых изменений в наименованиях и со­держании профессий механизаторов. При быстром переналажива­нии сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наимено­ваний сменного оборудования, может выполнять работу бульдозе­ра, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др. Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от содержа­ния труда традиционной профессии тракториста. Это уже не про­сто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, меха­низатор сельскохозяйственного производства, владеющий многи­ми смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйст­венных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы.

Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех от­раслях промышленности все более сокращается удельный вес за­трат физического труда. С передачей исполнительных функций машине рабочий большую часть своего рабочего времени занят управлением машинами и их обслуживанием, наладкой и ремон­том. Это требует от рабочего сознательного использования широ­кого круга знаний, что, в свою очередь, требует внесения сущест­венных изменений в содержание обучения по профессиям.

Таковы тенденции, характерные для всех отраслей народного хозяйства.

Высокий уровень профессиональной подготовки рабочих стано­вится обязательным условием успешного труда.

Политика в области профессионально-технического образова­ния должна опираться на новые, адекватные экономической ре­форме системы и методы подготовки рабочих.

fi 9 МЕТОДИКА АНАЛИЗА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Чтобы создать модель подготовки рабочих широкого профиля или рабочих высокой квалификации, необходимо иссле­довать производственный процесс. Для этого следует проводить так называемые анализы профессий. На предприятиях создаются комиссии из числа специалистов предприятия, педагогов профтех­училищ, психологов, физиологов, врачей и методистов, которые проводят эту работу по следующему плану.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Библиографический указатель декабря 2006 г декабрь 2007 г

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки МГИМО (У). Он содержит библиографическое описание законодательных материалов, статей из журналов,
  2. Библиографический указатель декабря 2007 г декабрь 2008 г

    Библиографический указатель
    Рекомендательный указатель «Международные отношения» издается один раз в год Справочно-библиографическим отделом научной библиотеки имени И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России.

Другие похожие документы..