Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Творчество Джона Максвелла Кутзее (р.1940) мало изучено в России, да и для западного литературоведения он во многом остается фигурой загадочной и неп...полностью>>
'Лекция'
(2) Ушаков Д.С., Рубаник А.Н., Шматько Л.П., Хмелев В.В., Тахтамышев В.Г., Ляшко Г.И., Маркин П.П., Жолобова Л.В. Туризм и гостиничное хозяйство.- Рос...полностью>>
'Книга'
член-корреспондент Российской Академии образования, доктор психологических наук, профессор Л. А. Петровская, доктор педагогических наук Н. С. Пряжник...полностью>>
'Документ'
После окончания 7 класса для чтения предлагается следующий список литературы. Не пугайтесь! Обязательно к 8 классу надо за лето прочесть то, что выде...полностью>>

Главная > Курсовой проект

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Курсовое проектирование по ЭНГМ |

Цели и задачи курсового проектирования

Курсовое проектирование по предмету "Эксплуатация неф­тяных и газовых скважин" для студентов специальности 0906 "Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений" проводится после окончания основного объема теоретического курса, сдачи эк­замена и прохождения производственной практики. Курсовое про­ектирование является одной из первых самостоятельных работ сту­дентов по профилирующей дисциплине и имеет целью дать студен­там навыки применения полученных при изучении специального курса знаний для решения конкретной практической задачи и одно­временно подготовить его к решению более сложной комплексной задачи - выполнению дипломного проекта. Курсовое проектирова­ние позволяет углублять и обобщать знания, полученные студентом в период изучения теоретического курса, практических и лабора­торных знаний, а также в процессе самостоятельной работы на про­изводстве. Работа над курсовым проектом развивает у студента на­выки самостоятельной работы на производстве. Работа над курсо­вым проектом развивает у студента навыки самостоятельного твор­чества, приучает к проведению простейших исследований, воспи­тывает чувство ответственности за полученные результаты. В ка­честве исходных данных для составления курсового проекта сту­дент пользуется фактическими геологическими и техническими данными или НГДУ, знакомится со справочной и периодической технической литературой, современными Достижениями в техни­ке и технологии добычи нефти и газа, существующими ГОСТами, каталогами, техническими инструкциями и т. д. Курсовое проек­тирование развивает у студента навыки производства. Курсовое проектирование развивает у студента навыки производства техни­ческих расчётов, составления различных технико-технологических схем и графиков, составления расчётно-пояснительной записки.

Объём и содержание задания

Курсовой проект должен состоять из расчётно-пояснительной записки (включая введение) и графической части. Расчетно-пояснительная записка, объёмом не менее 25 стандарт­ных листов писчей бумаги, должна содержать геологическое и тех­нико-технологическое обоснование процесса, метода, оборудова­ния. Расчетно-пояснительная записка объёмом не менее 25 стан-

2 Билалова Г.М.

дартных листов писчей бумаги, исходя из конкретных геологиче ских условий месторождения или соответствующих контрольных цифр (по нефте-газо сбору), должна содержать Обоснование Шпро оптированного процесса, метода и выбранного оборудования и т.д., а также решение всех основных предусмотренных заданием, технико-технологических вопросов и экономической целесообраз­ности принимаемых решений.

Примечание: Экономические вопросы, решение которых связано или вытекает из данного процесса, указываются с курсо­вым проектом по предмету "Экономика и управление предприяти­ем", составленным курсовым проектом по "Эксплуатации нефтяных и газовых месторождений".

Решение поставленных проектом задач и обоснование при­нятого решения должны отражать наилучший вариант из возмож­ных с точки зрения экономичности, надёжности работы, безопасно­сти и удобства эксплуатации.

Графическая часть должна содержать не менее двух листов первого формата (А1) технических чертежей, схем и графиков, в зависимости от специфики задания, из них один лист технического чертежа.

Выполняемая в курсовом проекте графика должна вытекать непосредственно из конечных результатов принятых решений.

Нельзя допускать представления графики, не соответст­вующей теме задания.

В задании формулируется название темы проекта, приме­няемого к условиям определённого НПДУ, и оно должно быть вполне реальным, указываются содержание разделов проекта, ха­рактер и количество чертежей, а также даётся перечень основной литературы.

Задание оформляется на специальном бланке но установ ленной форме (см. приложение _№1), подписывается руководите лем проекта и председателем предметной (цикловой) комиссии. При составлении задания руководитель проекта должен в I ом раз деле перечислить основные вопросы, определяющие содержание курсового проекта, в том числе вопросы техники безопасное I и и противопожарных мероприятий. При этом чтобы не ущемлял, лич ную инициативу студента, не следует давать в задании излишнюю детализацию вопросов. Во втором разделе задания должны быть указаны названия чертежей, схем, трафиков, которые необходимо студенту представить вместе с расчетно-пояснитсльной запиской К третьем разделе задания должен быть дан перечень основной шпг ратуры, В этом разделе не следует перечислять всю (иногда очень многочисленную) литературу и общеизвестные студентом учсот>

Курсовое проектирование по ЭНГМ 3

кн. Необходимо указывать только ту литературу, которая позволяет наиболее полно разрешить и глубоко ответить вопросы задания. Студенты при составлении расчетно-пояснительной записки долж­ны обязательно указать использованную литературу. В перечне ис­пользованной литературы надо писать фамилию и инициалы автора, полное название книги, журнала, издательства и года издания.

Тематика курсового проектирования

Задания для курсового проектирования выдаются студентам из числа утвержденных (цикловой) комиссией типовых заданий, а в некоторых случаях могут составляться и утверждаться индивиду­альные задания применительно к особым условиям производства и технического прогресса. Вместе с тем тематика курсового проекти­рования должна быть комплексной. Комплексность предусматрива­ет последовательное решение ряда взаимно связанных вопросов: При этом один из основных вопросов темы проекта по указанию руководителя должен быть разработан подробно на основе общего решения задачи. Курсовые задания в известной мере должны быть индивидуализированы, соответствовать уровню подготовки, инте­ресам и способностям студентов. Объем задания должен соответст­вовать отведенному на выполнение проекта времени. Отдельные наиболее ходовые типовые задания могут выдаваться одновременно нескольким студентам, но они должны быть привязаны к различ­ным производственным объектам, и иметь различные исходные данные.

Более сложные задания должны выдаваться наиболее силь­ными студентами.

Все темы курсовых проектов должны быть привязаны к от­дельным производственным объектам, что повышает реальность проекта и облегчает студентам возможность сбора полноценных материалов для проектирования.

Во всех темах, в которых объектом проектирования являет­ся типовая скважина, а также в темах, в которых должны быть за­проектированы мероприятия, направленные на улучшение работы группы скважин определенного пласта, эксплуатационный пласт должен приниматься с согласованием с руководителем проекта.

Темы курсовых проектов, работа над которыми требует больше практических знаний, техники лоймчи нефти и газа.

4 Билалова Г.М.

Организация и руководство курсовым проектом

Задания по курсовому проектированию должны выдаваться студентами 3 курса перед выездом на производственную работу по добычи нефти и газа.

Для решения поставленных в задании вопросов студенту за время работы необходимо обязательно собрать полноценный фак­тический промысловый материал. Руководитель проектов проводит беседу со студентами перед выездом их на производственную рабо­ту по вопросам содержания длительной работы и сбора материала к составлению курсового проекта.

По курсовому проектированию руководитель разъясняет студенту смысл, содержание, порядок выполнения и оформления проекта, рекомендует необходимую литературу, дает методические указания по ее использованию и по сбору материала для проекта. При этом руководитель должен обратить внимание студента на не­обходимость критического анализа собранного материала с точки зрения ее доброкачественности и пригодности для выполнения кур­сового проекта, а также на необходимую степень подготовленности студентов для выполнения полученного задания.

При выдаче задания на курсовое проектирование руководи­тель должен учесть специфику того района, в который студент на­правляется на произволетвенную практику.

В противном случае выданное задание целиком или частич­но может оказаться не реальным, что потребует необходимости из­менения темы задания в процессе производственной работы и будет неизбежно связано с потерей времени для студента. В отдельных случаях, когда специфика района, в который направляется студент, заранее неизвестна, тема и развертка вопросов курсового проекта уточняется на месте руководителем производственной работы от предприятия и утверждается предметной комиссией. Студент до выезда на работу должен позаботиться о приобретении основной рекомендованной литературы с тем, чтобы с первых же дней после приезда к месту работы приступить к изучению литературы, на слу­чай отсутствия ее в библиотеке НГДУ. В библиотеке НГДУ надо выявить наличие местной литературы и материалов, которые следу­ет использовать для выполнения курсового задания. По прибытии на место и после оформления на работу студент должен получить от главного инженера НГДУ указания по вопросу выбора и уточне­ния объекта для проектирования и по сбору необходимых данных.

Курсовое проектирование по ЭНГМ 5

Основными отделами НГДУ, в которых может быть получен необ­ходимый материал, являются геологический, производственно-технический и плановый отделы. С первых же дней студент, наряду с выполнением программы производственной работы, должен при­ступить к детальному ознакомлению на месте с технологией, тех­никой и спецификой выполнения работ, относящихся к курсовому проекту. При проектировании должны быть широко использованы местные промысловые материалы, технические инструкции совре­менные достижения новаторов производства, периодическая техни­ческая литература. По окончании производственной работы и воз­вращении в техникум студент на основе промыслового материала выполняет курсовой проект в течение календарного времени, пре­дусмотренного учебным графиком, получая консультации у руко­водителя проекта.

Консультации должны способствовать развитию макси­мальной самостоятельности решений в работе студента, не давать готовых решений, а только общие направления, и помочь ему найти правильный путь к решению вопроса, стремиться к развитию у сту­дента творческих навыков при выполнении курсового проекта.

Примечание:

  1. Если руководство производственной работой студентов совпадает с руководством курсового проектирования по данной учебной группе, то консультации могут даваться преподавателем при выезде на место работы студента.

  2. Если студент работает на промысле, близко расположен­ном к техникуму консультации по курсовому проекту может поле­чить у руководителя в период производственной работы. Защита курсовых проектов производится в сроки, предусмотренные про­граммой. Защита курсового проекта может также производиться на предприятии в присутствии преподавателя техникума - руководи­теля проекта.

Проекты, выполненные не в соответствии с заданием или в которых неудовлетворительно разрешены поставленные вопросы, возвращаются исполнителю для переделки исправлений или допол­нений.

Рекомендуется следующий общий порядок выполнения кур-­
сового проекта: подбор из полученных фактических промысловых
материалов, необходимых исходных данных, изучение и их анализ
изучение рекомендуемой литературы с конспектированием отдель­-
ных вопросов, которые могут быть использованы при выполнении
проекта: выполнение расчетно-пояснительной части проекта в по-

следовательности, указанной в зад? л; оформление расчетной по­яснительной части и выполнение графической части проекта.

6 Билалова Г.М.

Указания по оформлению проекта

а) Оформление расчетно-пояснительной записки Вопросы задания курсового проекта разрешаются и излага­ются в расчетно-пояснительной записке в том порядке, в каком они даны в задании.

Расчетно-пояснительная записка выполняется чернилами или шариковой авторучкой на стандартных листах бумаги форма-та297*210 мм, написана на одной стороне.

В тексте записки нельзя сокращать слова, кроме общепри­нятых.

При использовании в расчетах справочных данных материа­лов ГОСТа надо обязательно делать точные ссылки на источники, из которых они заимствованы. Ссылка на литературные источники должна делаться путем указания в скобках порядкового номера ука­занной в списке литературы. Все расчетные формулы должны да­ваться сначала в буквенном виде с пояснением значений всех вхо­дящих в формулу букв и точным указанием их размерности. Затем вместо букв в том же порядке следует подставлять численные зна­чения, приведенные к соответствующей размерности, но без ее ука­зания. Размерность дается в результирующих числах. Все вы­числения, как правило, с округлением результатов до второго знака после запятой. Пояснительная записка - там, где это необходимо для ясности должна иллюстрироваться по тексту аккуратно выпол­ненными схемами, эскизами, чертежами, диаграммами и фотогра­фиями. Указанная графика, поясняющая выполненные расчеты и описания конструкций и технологических процессов, должна да­ваться в записке и в тех случаях, когда она имеется в графической части проекта.

Эскизы, схемы, чертежи и диаграммы в записке выполняют­ся карандашом (в отдельных случаях на фото) и наклеиваются на чистый лист стандартной бумаги, или вшиваются в проект отдель­ным листом, снабжаются порядковыми номерами и пофигурными подписями.

Если размеры этих материалов превышают размер стан­дартных листов записки, их можно выполнять на отдельных листах бумаги любого формата и помещать в конце записки в сложенном виде по формату текста, в качестве приложения.

б) Оформление графической части

Графическая часть оформляется согласно указаниям по оформлению курсовых и дипломных проектов в соответствии с го­сударственными стандартами "Единой системы конструкторской

Курсовое проектирование по ЭНГМ

документ.ац-й*7БСКД)''-'(см! Приложение 1,2 по оформлению КП

Защита курсовых проектов

Защита курсовых проектов является особой формой провер­ки качества и самостоятельности их выполнения. Защита курсового проекта имеет целью приучать студентов к всестороннему обосно­ванию принятых им решений и к получению навыков публичного выступления. Защита проектов производится с участием руководи­теля проекта, одного-двух преподавателей спец дисциплины, назна­чаемых предметной (цикловой) комиссией и в присутствии всех желающих студентов. Во время защиты студенты ставятся в из­вестность путем предварительного вывешивания объявления.

Защита курсового проекта состоит в кратком докладе (про­должительностью 10-15 минут) студента и в ответах на заданные ему вопросы. Назвав тему своего курсового проекта, студент в докладе сообщает, какая была поставлена перед ним задача, дает обоснование принятого метода решения и приводит полученные конечные результаты.

Вопросы выдаются только руководителям" проекта и при­сутствующим от предметной комиссии преподавателями.

В отдельных случаях присутствующие студенты с разреше­ния принимающих защиту могут также задавать вопросы. Защи­щающий курсовой проект студент должен быть подготовлен к отве­там на все вопросы по существу выполненного проекта.

Курсовой проект, с учетом качества его выполнения и выяв­ленной на защите глубины понимания, оценивается дифференциро­ванной отметкой по четырех бальной системе ("пять", "четыре", "три", "два")

Оценка курсового проекта записывается руководителем в зачетную книжку. Положительная оценка записывается также руководителем проекта в зачетную книжку студента.

Студент, не представивший в установленный срок курсово­го проекта или не защитивший его по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолжность. Наиболее инте­ресные, актуальные и хорошо заполненные проекты рекомендуются предметной комиссией для докладов на студенческих научно-технических конференциях, а также могут передаваться на произ­водство для использования.

Выполненные проекты после их защиты сдаются в архив, где они хранятся в течение 3-х мес после зашиты дипломного проекта, после чего вес курсовые проекты, не представляющие интересов, описываются по акту.

8______________________________________________________________________________________

Пример. Освоение нагнетательной сктжин.. .
разработкой вопроса увеличения приемист ", ™?И?*-
Ромашкинской площади НГДУ "ЛН" Южно-

Объем курсового проекта

Введение

2. Исходные данные

2.1 Орогидрография

  1. Тектоника

  2. Стратиграфия

  3. Коллекторские свойства продуктивно, о горизонта

  4. Физико-химические свойства нефти газа и пластовой воды.

  1. Режим залежи

  2. Конструкция скважин

3. Технологический раздел

3.1 Краткая технико-эксплуатационная характеристика нагнетательных скважин.

Выбор типовой проектной скважины.
3.2 Требования, предъявляемые к конструкции нагнетательных скважин и вскрытию ими пласта..

3.3 Сравнительная оценка существующих способов освоения

нагнетательных скважин и выбора способа.

3.4 Определение нагнетательной способности при равных
депрессиях и обоснование необходимости ее увеличения.

  1. Технологический процесс проведения принятого метода увеличения поглотительной способности скважины и определения расчетных параметров.

  1. Расчет процесса солянокислотной обработки призабойной зоны скважин или гидравлического разрыва пласта.

  2. Исследование скавжины после увеличения и установления режима ее работы.

3.9 Выводы и предложения
4. Охрана труда и противопожарная защита
4. Охрана труда и техника безопасности при освоении нагнетательных скважин.

4.2 Противопожарная защита.

5. Охрана недр и окружающей среды.

Курсовое проектирование по ЭНГМ__________________________9_

5.1 Мероприятия по охране недр окружающей среды и ос­воения скважин.

6. Графический раздел

  1. Схема расположения оборудования при осуществлении принятого метода и защиты курсовых проектов обсуждаются на заседании предметной комиссии

  2. Чертеж оборудования, применяемого при освоении

Методические указания

Во введении необходимо указать краткую историю развития нефтяной и газовой промышленности Татарстана, успехи, достиг­нутые нефтяниками НГДУ, роль нефти и газа как сырья для хими­ческой промышленности и топлива, их место в топливном балансе и значение рассматриваемых вопросов

В разделе исходные данные должны быть даны: описание орогидрографии, тектоники, стратиграфии с описанием состава по­род, коллекторские свойства (пористость, проницаемость, нефтена-сыщенность пород) пластовое давление, физико-химические свой­ства пластовых жидкостей и газов, режим работы залежи, конст­рукция типовой нагнетательной скважины. В технологическом раз­деле необходимо привести краткую технико-эксплутационную ха­рактеристику действующих нагнетательных скважин, которая дает­ся в сводной таблице по следующим основным данным:

№ п/п

№ скважин

Глубина скважин, м

Эксплутационный пласт

Диаметр эксплутационной колонны, мм

Эффективная мощность пласта, м

интервал перфораций, м

Диаметр отверстий, мм

Способ перфорации

Кол-во отверстий на 1 п.м. Эффективная мощность пласта.

Род рабочего агента (вода, нефть, воздух)

Коэффициент приемистости м^3/сут.ат. Мпа

Пластовое давление, Мпа

Давление нагнетания, МПа

В качестве типовой проектной нагнетательной скважины
следует принять наиболее характерною скважину с точки зрения
состояния, условий и трудности ее значения. Этот вопрос решается

на приведенных в таблице техн'1 -эксплутационных данных по

10 Билалова Г.М.

нагнетательным скважинам при одновременном использовании всех остальных материалов, характеризующих эти скважины, как-то: паспорта скважин, данные исследования и т.д.

Так как приемистость нагнетательной скважины зависит в значительной степени от характера вскрытия пласта и освоения скважин, то необходимо установить, в какой степени эти факторы влияют на приемистость типовой скважины. В сравнительной оцен­ке существующих способов освоения нагнетательных скважин надо дать краткую характеристику этих способов с точки зрения условий их применения, техники Выбор наиболее эффективного способа освоения проектной скважины должен быть сделан на основе ука­занной выше оценки существующих способов и с учетом геолого-технических особенностей данной скважины. Детальной разработке необходимо подвергнуть вопрос увеличения поглотительной спо­собности скважины путем искусственного воздействия на приза-бойную зону пласта (ТРП, кислотная обработка, гидропескоструй­ная перфорация и др.) Этот специальный вопрос определяет основ­ное содержание проекта и включает детальной обоснование приня­того метода описание технологического процесса его проведения, выполнение основных расчетов и выбора необходимого оборудова­ния, связанных с осуществлением метода. В расчетной части проек­та привести расчет процесса солянокислотной обработке при забой­ной зоны скважины или гидравлического разрыва пласта. Для оп­ределения величины приемистости проектной скважины необходи­мо ее исследовать на поглощение при различных перепадах давле­ния как до, так и после проведения мероприятий по увеличению приемистости скважины.

Во время исследования скважины надо фиксировать коли­чество закачиваемого (поглощаемого) рабочего агента и создавае­мое при этом давлении и на основе этих данных установить зависи­мость расхода от давления и перепада давления (Р : Рзаб. - Рпл.). Необходимо также выяснить изменение

приемистости во времени. В конечном результате исследо­вания нагнетательной скважины должен быть установлен

рациональный режим работы скважины, обеспечивающий необходимую ее приемистость и требуемое для этого давление. Обобщить эффективность применяемых методов освоения и при­меняемого метода увеличения поглотительной способности кон­кретной рассматриваемой скважины, а затем предложить наиболее современные прогрессивные технологии, применяемые в настоящее время в НГДУ с экономическим обоснованием. Мероприятия по охране труда, технике безопасности и противопожарные при освое­нии скважин должны включить все основные направленные на пре-

Курсовое проектирование по ЭНГМ_____________________11__

дупреждение возможного травматизма и устранение противопо­жарной безопасности.

Вопросы по охране недр и окружающей среды должны ох­ватывать все мероприятия, направленные по оздоровлению эколо­гии при данных работах

Графическую часть проекта следует представить в объеме 2 листов формата АI. Чертежи выполняются в карандаше с

соблюдением ГОСТ ЕСКД. На 1 листе следует представить схему расположения оборудования при осуществлении принятого метода увеличения поглотительной способности скважины, а на 2-■ чертеж оборудования, применяемого при освоении.

При расчетах следует пользоваться размерностями физиче­ских величин в Международной системе единиц (СИ)

Литература:

  1. А.И. Акульшин "Эксплуатация нефтяных и газовых сква­жин" М., "Недра" 1989.

  2. Р.Х. Муслимов, А.М. Шавалиев, Р.Б. Хисамов, И.Г. Юсу­пов "Геология, разработка и эксплуатация Ромашкинского нефтяно­го месторождения, в 2 т. М, ВНИИОЭНГ, 1995

  3. Лапшин В.И. ППД. М., "Недра", 1986

  4. Юрчук А.М. Расчеты в добыче нефти. "Недра", 1974.

  5. Пособие по освоению механизированных скважин после подземного и капитального ремонта. Альметьевск. 2001

Курсовое проектирование по ЭНГМ 13


12 Билалова Г.М.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курсовой проект по теории механизмов и машин первая комплексная расчетно-графическая работа, выполняемая студентами факультета механизации сельского хозяйства.

    Курсовой проект
    Курсовой проект по теории механизмов и машин – первая комплексная расчетно-графическая работа, выполняемая студентами факультета механизации сельского хозяйства.
  2. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине (2)

    Методические указания
    При выполнении курсового проекта необходимо пользоваться расчетными формулами, приведенными в данном методическом пособии и рекомендованной литературой.
  3. Методическое пособие по выполнению курсового проекта

    Учебно-методическое пособие
    Курсовой проект является самостоятельной работой учащегося и ставит своей задачей систематизировать, обобщить и проверить усвоение программного материала по предметам специальности.
  4. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология машиностроения» для студентов специальностей 120100, 060801 всех форм обучения

    Методические указания
    Методические указания содержат основные сведения о составе курсового проекта и указания по его разработке, знакомят с характером предъявляемых требований, последовательностью разработки его разделов, необходимой глубиной проработки
  5. Методические рекомендации по организации и выполнению курсовых и дипломных проектов по специальности

    Методические рекомендации
    Федеральное ГОСУДАРСВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий»

Другие похожие документы..