Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
В связи с модернизацией Российского образования понятие «педагогическая функция библиотеки» наполняется новым содержанием. Изменение содержания учебн...полностью>>
'Программа'
Подготовка и повышение квалификации социально-педагогических кадров системы социальной защиты населения, государственной молодежной политики, здравоо...полностью>>
'Программа курса'
ЦЕЛЬ КУРСА: формирование у слушателей представлений о современной психологии и ее практическом использовании в работе со студентами в целях оптимизац...полностью>>
'Документ'
Внимательно прочтите материал, выучите наизусть определение заболевания, уясните причины и клинические проявления. Обратите внимание на принципы диагн...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

способствовало выделению детской стоматологии из общей стоматоло­гии в самостоятельную медицинс­кую научно-практическую дисцип­лину.

В 1986 г. постановлением Прези­диума АМН СССР была утверждена проблемная комиссия «Стоматоло­гия детского возраста».

В соответствии с рекомендациями VII Всесоюзного съезда стоматоло­гов в 1984 г. приказом Минздрава СССР в номенклатуру врачебных специальностей введен «врач-сто­матолог детский», утверждено Поло­жение о детском стоматологе, введе­на интернатура, а также разработана инструкция о порядке аттестации детского стоматолога на соответст­вие занимаемой должности и на вра­чебную категорию. Все это потребо­вало от кафедр стоматологии детско­го возраста поиска новых форм под­готовки детского стоматолога.

В 1989—1990 гг. зав. кафедрой стоматологии детского возраста ММСИ была профессор Н.Н. Кас-парова. В 1990 г. кафедра была ре­формирована и образованы следую­щие кафедры: детской терапевтиче­ской стоматологии (зав. кафед­рой — профессор В.М. Елизарова), детской хирургической стоматоло­гии (зав. кафедрой — профессор СВ. Дьякова), ортодонтии и дет­ского протезирования (зав. кафед­рой — академик РАМН, профессор Л.С. Персии). В 1985 г. была созда­на кафедра профилактики стомато­логических заболеваний во главе с профессором П.А. Леусом, с 1990 г. кафедрой заведует профессор Э.М. Кузьмина.

Руководители этих кафедр и их сотрудники внесли значительный вклад в организацию стоматологи­ческой помощи детскому населе­нию, подготовку врачебных и педа­гогических кадров. Их усилиями подготовлена специальная учебная и методическая литература по дет­ской стоматологии для студентов и практических врачей.

В Основных направлениях пере­стройки высшего и среднего специ­ального образования в стране (2000) дана концепция перестройки высшей школы. Главные механиз­мы перестройки — развитие вузов­ской науки, акцент на самостояте­льную работу студентов и преобра­зование характера преподавания. Главная задача высшей медицин­ской школы — поднять качество подготовки специалистов.

Учебные программы пересмотре­ны с учетом их приближения к за­просам практического здравоохране­ния. Главная задача — формирова­ние современного специалиста. В связи с этим должна совершенст­воваться структура учебного процес­са, улучшаться теоретическая и практическая подготовка, должна быть отработана система приема и распределения студентов на специа­льность «детская стоматология». Благородной и высокоответственной работе с детьми посвятят себя те, кто любит детей, способен сопереживать их страданиям, самоотверженно от­носится к больному. Лечить ребенка любого возраста намного сложнее, чем взрослого человека.

Выделение детской стоматоло­гии прогрессивно и подсказано жизнью.

Создание стройной системы в организации специализированной поликлинической и стационарной помощи детскому населению пре­допределило необходимость расши­рения номенклатуры специально­стей, подготовку, переподготовку и усовершенствование кадров с по­следующей сертификацией. Поло­жение дел полностью отражает кон­цепцию развития образования и подготовки кадров, способных обеспечить всеми видами специа­лизированной помощи детей на всей территории Российской Феде­рации, повысить ответственность врачей за сохранение и укрепление стоматологического здоровья дет­ского населения.

1.2. Развитие и возрастные особенности ребенка

1.2.1. Развитие лица, полости рта и зубов

В структуре заболеваемости ново­рожденных многие патологические процессы ЧЛО имеют дисэмбриоге-нетическое происхождение: это по­роки развития лица и шеи, некото­рые виды новообразований мягких тканей, челюстных костей, полости рта, пороки развития зубов.

Правильное понимание этиоло­гии и патогенеза врожденных поро­ков ЧЛО, возможность своевремен­ной диагностики и лечения их тре­буют знания основных этапов нор­мального эмбрионального развития головного конца эмбриона.

Причины формирования эмбрио-патий разнообразны и их принято делить на две группы. К первой группе относятся наследственные факторы, когда у родителей мутант-ные гены вызывают микроаномаль­ные признаки (стигмы эмбриогене­за), а у их детей возможны типич­ные формы пороков развития, что зависит от уровня мутации. Такие аномалии называют генными, или хромосомными. Они могут быть установлены при медико-генетиче­ском консультировании (МГК) и специальных исследованиях. Выяв­ление микроаномалий у обследуе­мого — важный этап МГК для уста­новления степени риска возникно­вения врожденных аномалий у по­томства. Вторая группа — мулыпи-факториальная (по влиянию экзо­генных и эндогенных токсикантов на организм матери и эмбриона) более многочисленна и разнообраз­на. Действие токсикантов проявля­ется степенью, длительностью, ин-вазивностью и сочетанием этих факторов. Реализация факторов воздействия обусловлена генетиче­ской предрасположенностью, био­логической восприимчивостью ор­ганизма матери и эмбриона. В эту

группу также входят пороки разви­тия, вызванные только тератоген­ными причинами.

Врожденные пороки, обуслов­ленные наследственными и мульти-факториальными причинами, име­ют одинаковое внешнее проявле­ние.

Следовательно, знание нормаль­но протекающего эмбриогенеза, времени формирования отдельных анатомических образований голо­вы, лица, шеи, полости рта, зубов при появлении аномалий развития позволяют установить время и дли­тельность воздействия факторов, послуживших причиной врожден­ного порока ЧЛО.

Развитие лица. Анатомо-физио-логические особенности строения лица, челюстных костей, зубов, мягких тканей лица и шеи, сосудов и нервов в растущем организме оказывают влияние на течение всех патологических процессов и дол­жны быть учтены при диагностике заболеваний, планировании и про­ведении лечебных и реабилитаци­онных мероприятий в различные периоды детского возраста.

У 12-дневного эмбриона между мозговым пузырем и сердечным выступом появляется небольшое впячивание эктодермы, что стано­вится началом развития ротовой полости, называемой ротовой впа­диной, или ямкой. Постепенно уг­лубляясь, ротовая впадина достига­ет слепого конца передней кишки. На 3-й неделе ротоглоточная мемб­рана прорывается, и передняя киш­ка начинает сообщаться через рото­вую впадину с внешней средой.

В конце 1-го месяца внутриут­робного развития (4-я неделя) из элементов жаберной дуги образуют­ся 5 бугров (отростков), которые ограничивают ротовую впадину. Один из них — непарный (лоб­ный) — расположен выше ротовой впадины, два верхнечелюстных — парных — по бокам от него и два нижнечелюстных — парных — ни-

же предыдущих. Эти образования являются производными первой жаберной дуги.

Верхнечелюстные отростки срас­таются с нижнечелюстными в боко­вых отделах, образуя щеки и боко­вые участки верхней челюсти и вер­хней губы, однако до средней ли­нии они не доходят. В пространст­во между ними внедряется фраг­мент лобного отростка — носовой отросток, средняя часть которого образует наружный нос, перегород­ку носа с будущим носовым греб­нем (резцовая кость) и среднюю часть верхней губы (philtrum). В дальнейшем нижнечелюстные от­ростки сближаются и срастаются между собой по средней линии, об­разуя нижнюю челюсть и нижнюю губу.

Таким образом, вся верхняя часть лица (лоб, глазничные облас­ти и нос) формируется из лобного отростка, средняя часть лица (боко­вые отделы, верхняя челюсть, фраг­менты верхней губы, кроме philt­rum, вторичное небо, альвеолярный отросток, кроме межчелюстной ко­сти) из верхнечелюстных бугров, нижняя часть лица — из нижнече­люстных бугров. Формирование лица и сращение тканей по наслед­ственно направленным линиям за­канчиваются к 7-й неделе эмбрио­нального развития (рис. 1.1). Нару­шение этого процесса ведет к обра­зованию врожденных пороков раз­вития лица.

Первоначально полости носа и рта отделены друг от друга первич­ным небом, из которого формиру­ются средние части верхней губы в пределах philtrum, а также перед­ний отдел твердого неба, фрагмент альвеолярного отростка (межчелю­стная кость), несущего 2 или 4 резца.

В начале 2-го месяца (8—9 нед) происходит формирование неба (вторичное небо). Оно образуется из пластинчатых выростов небных отростков, которые направлены к


Рис. 1.1. Элементы эмбрионального развития головы, лица и шеи.

а, б — головной конец эмбриона на 3—4-й неделе; в, г — на 10—12-й неделе; образование врожденной расщелины верхней губы, альвеолярного отростка твердого и мягкого неба (в — односторонняя, г — двусторонняя); д — линии слияния эктодермы в типичных участках лица.

средней линии навстречу друг дру­гу, сливаются между собой и с опу­скающейся сверху носовой перего­родкой. Дистально расположенные участки небных отростков, не име­ющие связи с носовой перегород­кой, сливаясь, образуют мягкое небо и язычок.

В процессе окончательного фор­мирования неба в него включается и часть первичного неба с небным сосочком. В этой области могут оставаться эпителиальные тяжи, от­крывающиеся в носовую или рото­вую полость и проявляющиеся в постнатальной жизни ребенка. Небо отделяется от губы и щек уз­кой дугообразной первичной губ­ной бороздой. Такая же борозда имеется и на нижней челюсти. От

обеих борозд врастает в глубину эпителиальная пластинка, которая делится на две: наружную — вести­булярную и внутреннюю — зубную. Между ними разрастается мезенхи­ма, образуя в дальнейшем альвео­лярный отросток. Таким образом, средняя часть верхней губы и верх­него альвеолярного отростка про­исходит из первичного неба. В ре­зультате расщепления вестибуляр­ной пластинки губная борозда уг­лубляется, а между губой и щекой с одной стороны и альвеолярным от­ростком с другой образуется пред­дверие полости рта. Первоначально очень широкое ротовое отверстие в дальнейшем путем слияния в лате­ральных его частях верхней и ниж­ней губ постепенно уменьшается и

одновременно в боковых отделах верхнечелюстных и нижнечелюст­ных бугров формируются щеки, в которых по линии сращения могут сохраняться сальные железы, фор­мироваться дермоидные кисты.

Развитие полости рта. Язык фор­мируется из первых трех пар жабер­ных дуг. У 4—5-недельного эмбрио­на заметны парные латеральные утолщения — латеральные язычные бугорки, возникающие из мезенхи-мальных клеток; между ними рас­положено небольшое срединное возвышение (tuberculum impar). Из этих эмбриональных начал развива­ются передние две трети языка. Не­сколько позже из утолщений вто­рой и третьей жаберных дуг образу­ются корень языка и надгортанник. Окончательное формирование кон­чика языка происходит в прена-тальный период и завершается по­сле рождения ребенка.

Мышцы языка и собственно же­вательные мышцы образуются из первой жаберной дуги.

Слизистая оболочка языка и его мышцы имеют разное происхожде­ние, что отражает его иннервация. Мышцы языка иннервируются подъязычным (XII) нервом, корень сформированного языка — чувстви­тельными компонентами языкогло-точного (XI) и блуждающего (X) нервов, тело — тройничным (V) нервом. Ощущение вкуса связано с наличием вкусовых сосочков; кото­рые появляются на 7-й неделе эмб­рионального развития в результате взаимодействия афферентных вис­церальных нервов (VII и IV пары черепных нервов) и покровного эпителия. Имеются предположе­ния, что плод способен ощущать вкус, контролируя окружающую его амниотическую жидкость. Корень языка развивается самостоятельно и к 7-й неделе эмбрионального раз­вития срастается с латеральными язычными бугорками. Границей слияния является слепое отверстие, расположенное на дорсальной по-

верхности языка. Источник разви­тия отделов слизистой оболочки определить трудно, так как сраста­ние ее происходит рано и полно. При пороках развития этого отдела языка у новорожденного четко определяется граница между лате­ральными язычными бугорками в виде глубокой борозды, в задних отделах которой (в средней трети языка) может сохраниться выпячи­вание в виде миомы из миобластов. Наиболее частыми пороками разви­тия являются короткая уздечка язы­ка, реже — верхней и нижней губы и множественные врожденные тяжи слизистой оболочки рта.

Эндокринная система. Щитовид­ная железа анатомотопографически связана с развитием полости рта и языка.

Щитовидная железа начинает формироваться на 4—5-й неделе внутриутробного развития. У заро­дыша она представляет собой вы­пячивание дна глоточного кармана. Удлиняясь книзу, щитовидная же­леза образует щитоязычный про­ток, приобретает двудольную струк­туру. При остановке миграции эмб­риональной ткани возможно обра­зование «язычной» щитовидной же­лезы.

Приблизительно с 12-й недели внутриутробного развития щито­видная железа начинает функцио­нировать. К 4-му месяцу внутриут­робного развития она уже сформи­рована и функционально активна. Максимальные уровни тироксина и трийодтиронина определяются в крови ребенка в первые часы и дни жизни, что свидетельствует о важ­ной роли этих гормонов в период постнатальной адаптации.

Эмбриогенез корня языка зави­сит от развития щитовидной желе­зы. Слепое отверстие является сле­дом впячивания дна глотки, где за­кладывается щитовидная железа. Эндодермальные клетки этого уча­стка внедряются в подлежащую ме­зенхиму, все более отдаляясь от ис-

точника своего происхождения, и мигрируют в область шеи. Здесь происходит окончательная диффе-ренцировка эпителиальных фолли­кулов щитовидной железы.

При пороках развития языка и щитовидной железы могут возни­кать различные пороки развития:

  1. если в корне языка задержалась основная масса железистого эпи­телия, ошибочное ее удаление при­ведет к развитию микседемы;

  2. остатки эмбрионального желези­стого эпителия могут служить ис­точником развития аденомы корня языка; 3) если между корнем языка и щитовидной железой сохраняется тяж эпителиальных клеток (ductus tyreoglossus), то из него могут раз­виться врожденные срединные кис­ты и свищи шеи, кисты корня языка.

Слюнные железы являются про­изводными многослойного плоско­го эпителия. Раньше происходит закладка околоушной железы (на 4-й неделе), затем поднижнечелю-стной (на 6-й неделе) и подъязыч­ной (на 8—9-й неделе). Мелкие слюнные железы становятся замет­ными в слизистой оболочке значи­тельно позже.

Развитие челюстей начинается на ранних этапах формирования лица. Одной из первых костей ли­цевого черепа, подвергающихся окостенению, является верхняя че­люсть. К концу 2-го месяца разви­тия, когда завершается срастание верхнечелюстных и лобного отрост­ков, образующих средний отдел лица, в их толще возникают 6 ядер оссификации; затем происходит окостенение сначала небных отро­стков и боковых отделов верхней челюсти, а несколько позднее — ее центрального участка — носового гребня (резцовая кость), который в дальнейшем срастается с верхнече­люстными костями.

Верхняя челюсть образуется из соединительной ткани, минуя ста­дию хряща. Однако имеются сообщения, что к моменту рождения и в первые

месяцы жизни ребенка в костной части челюсти остаются участки хрящевой ткани. Очевидно, этим и можно объяснить образова­ние из остатков эмбрионального хряща хрящевых опухолей в верх­ней челюсти.

Развитие нижней челюсти начи­нается с образования костной тка­ни из нескольких точек окостене­ния, расположенных в клетчатке, прилежащей к меккелеву хрящу. Постепенно формируется покров­ная кость, окружающая этот хрящ; сам же хрящ редуцируется, уступая место развивающемуся телу нижней челюсти. Задние отделы челюсти, ее ветви, образуются независимо от меккелева хряща из соответствую­щих точек окостенения. Окостене­ние двух половин нижней челюсти заканчивается их сращением, т.е. превращением в непарную кость к концу 1-го года жизни ребенка.

Альвеолярный отросток челюсти развивается из мезенхимы, окружа­ющей зачаток зуба. Закладка альве­олярной части тела нижней челю­сти происходит на 3-м месяце внут­риутробного развития, а альвеоляр­ного отростка верхней челюсти — на 4-м. Срастание альвеолярной ча­сти с телом нижней челюсти на­блюдается к 1-му месяцу грудного периода, а с телом верхней челю­сти — к 3-му месяцу. С окончанием прорезывания зубов заканчивается формирование альвеолярного отро­стка, а с окончанием образования корней — формирование его осно­вания. В толще формирующихся челюстей развиваются зачатки зу­бов. С развитием и прорезыванием зубов тесно связаны рост и форми­рование челюстей.

Развитие зубов. В развитии зубов различают три стадии, или три пе­риода, которые нередко отграниче­ны друг от друга. Самый ранний период — закладка и образование зубных зачатков. Затем происходит дифференцировка зубных зачатков

(второй период). Самый длитель­ный, третий период — период гис­тогенеза зубных тканей.

На 6—7-й неделе у эмбриона вдоль верхнего и нижнего краев первичной ротовой щели появляет­ся утолщение многослойного плос­кого эпителия. Этот эпителий, вра­стая в подлежащую мезенхиму, об­разует зубную пластинку, которая растет в глубину и принимает вер­тикальное положение. По ее краю появляются колбовидные разраста­ния эпителия, которые приобрета­ют вид колпачков, называемых эма­левыми органами. В каждой челю­сти возникает по 10 таких разраста­ний соответственно числу будущих молочных зубов.

На 10-й неделе эмбриональной жизни в каждый эмалевый орган начинает врастать мезенхима, бла­годаря чему он становится похожим на колокол или чашу. Мезенхима, вросшая в углубление эмалевых ор­ганов, дает начало зубным сосоч­кам, очертания которых соответст­вуют форме будущей коронки мо­лочного зуба. В процессе роста эма­левый орган постепенно обособля­ется от зубной пластинки и к кон­цу 3-го месяца соединяется с ней только при помощи тонкого эпите­лиального тяжа — шейки эмалевого органа. Одновременно с этим в окружности последнего возникает уплотнение мезенхимы, которое ох­ватывает развивающийся зачаток зуба, образуя зубной мешочек, или фолликул. У основания зубного за­чатка ткань зубного мешочка сли­вается с мезенхимой зубного сосоч­ка. На остальном своем протяже­нии зубной мешочек тесно приле­гает к наружной поверхности эма­левого органа, переходя затем на его шейку. Эта часть зубного ме­шочка, охватывающая шейку эма­левого органа и переходящая в во­локнистую соединительную ткань (lamina propria) слизистой оболочки полости рта, получила название зубной бугорок (gubernaculum den-

Рис. 1.2. Зачаток молочного зуба в пе­риод дифференцировки (плод человека
3 1/2 мес).

1 — эпителий полости рта; 2 — зубная плас­тинка; 3 — пульпа эмалевого органа; 4 — внутренние эмалевые клетки; 5 — наружные клетки эмалевого органа; 6 — слой одонто-бластов; 7 — зубной сосочек; 8 — край эма­левого органа; 9 — стенка костной альвео­лы. Окраска гематоксилином и эозином.

lis). На этом заканчивается первая стадия развития зуба — образова­ние и обособление зубных зачатков. В это время каждый из них состоит из эмалевого органа, зубного сосоч­ка и зубного мешочка, который на­подобие капсулы охватывает зача­ток зуба.

Дифференцировка зубных зачат­ков (рис. 1.2). В этот период проис­ходят важные изменения как в са­мих зачатках, так и в окружающих их тканях. В первоначально одно­родном эмалевом органе эпите­лиальные клетки разделяются на слои. Клетки эмалевого органа, прилегающие к поверхности зубно­го сосочка, образуют слой внутрен­них эмалевых клеток. Эти клетки высокой цилиндрической формы дают начало адамантобластам, или энамелобластам, участвующим в образовании эмали. Почти одно­временно начинается процесс диф­ференцировки зубного сосочка: он

значительно увеличивается, глубже впячивается в эмалевый орган; в него проникают кровеносные сосу­ды и капилляры. На поверхности зубного сосочка из клеток мезенхи­мы образуется несколько рядов тес­но расположенных клеток с темной базофильной протоплазмой, кото­рые называются одонтобластами, или дентинообразующими клет­ками.

К концу 3-го месяца шейки эма­левых органов прорастают мезенхи­мой и постепенно рассасываются. Благодаря этому зубные зачатки в значительной степени утрачивают связь с зубной пластинкой и обо­собляются. Зубная пластинка также теряет связь с эпителием полости рта и прорастает мезенхимой.

Гистогенез зубных тканей. Пери­од дифференцировки зубных зачат­ков к концу 4-го месяца эмбриона­льной жизни сменяется периодом гистогенеза, в течение которого возникают важнейшие зубные тка­ни — дентин и эмаль, а также пуль­па зуба. Образование цемента про­исходит позднее — к 4—5-му меся­цу постэмбриональной жизни, ког­да идет развитие корней, и вслед за этим начинается прорезывание мо­лочных зубов. Таким образом, в те­чение эмбриональной жизни про­исходят закладка и развитие лишь коронок молочных зубов.

Развитие дентина. При развитии коронки молочного зуба раньше всего (к концу 4-го месяца эмбрио­нальной жизни) появляется дентин. В образовании дентина активное участие принимают одонтобласты.

По мере развития основного ве­щества дентина одонтобласты оставляют в нем свои тонкие про-топлазматические отростки — во­локна Томса, располагающиеся в полости дентинных канальцев. С утолщением слоя дентина растут и удлиняются отростки одонтобла-стов, которые очень рано начинают ветвиться. Сами одонтобласты в со­став образованного ими основного

вещества дентина не входят, оста­ются в наружных отделах зубного сосочка, а у взрослого человека в наружных отделах пульпы. Это со­ставляет характерную особенность развития и строения дентина, кото­рый в течение всего своего сущест­вования является бесклеточной тканью. Одонтобласты играют важ­ную роль и в обызвествлении ден­тина. При помощи своих прото-плазматических отростков они со­действуют доставке минеральных солей из крови в основное вещест­во развивающегося дентина.

Развитие эмали (амелогенез). Вскоре после начала отложения дентина на верхушке зубного со­сочка начинается образование эма­ли, которая возникает благодаря деятельности энамелобластов.

Образование дентина во всех слу­чаях предшествует началу амелоге-неза. Эта последовательность обра­зования зубных тканей в процессе развития зуба указывает на тесные взаимоотношения между эпители­альной и соединительнотканной частями зубного зачатка. Если про­лиферация и обособление внутрен­них эмалевых клеток дают толчок к дифференцировке слоя одонтобла-стов на поверхности зубного сосоч­ка, то отложение на вершине со­сочка тонкого слоя дентина являет­ся необходимым условием для на­чала образования эмали.

Образование эмали, как и разви­тие дентина, начинается в области будущего режущего края коронки передних зубов или в области жева­тельных бугорков задних зубов. Эти участки являются своеобразными «центрами роста» развивающихся зачатков зубов, откуда формообра­зовательные процессы распростра­няются на боковые поверхности коронки.

В период развития эмали каждый энамелобласт в результате сложных изменений превращается в эмале­вую призму — структурный элемент эмали. Молодая эмаль (эмалевая

матрица) еще не прорезавшихся зу­бов по своей структуре аналогична зрелой эмали. И та, и другая состо­ят из эмалевых призм, склеенных межпризматическим веществом. Однако молодая эмаль существенно отличается от зрелой большим со­держанием органических веществ и воды и меньшим количеством ми­неральных солей.

Развитие корня и цемента зуба. Развитие корня зуба происходит незадолго до прорезывания, т.е. уже в постэмбриональном периоде. К этому времени коронки молоч­ных зубов в основном сформирова­ны. Поверх слоя эмали, одевающе­го коронку зуба, располагаются остатки эмалевого органа. На боль­шем своем протяжении клетки эма­левого органа уже утратили прису­щую им дифференцировку и пре­вратились в эпителиальный пласт, состоящий из нескольких рядов плоских эпителиальных клеток. Это так называемый редуцированный эмалевый эпителий, который плот­но прилегает к эмали и отделяет ее от окружающей соединительной ткани. Редуцированный эмалевый эпителий сохраняется на поверхно­сти коронки зуба вплоть до его прорезывания и предотвращает ре­зорбцию эмали со стороны соеди­нительной ткани или отложение на ее поверхности цемента.

Развитие пульпы молочных зубов. Пульпа развивается из мезенхимы зубного сосочка. Процесс этот на­чинается с верхушки зубного сосоч­ка, где раньше всего появляются первые одонтобласты, и идет по на­правлению к его основанию. Одно­временно с образованием одонтоб-ластов по периферии зубного со­сочка происходит дифференциров-ка мезенхимных элементов и в его центральных отделах. Постепенно мезенхима центральных отделов зубного сосочка преобразуется в рыхлую соединительную ткань, бо­гатую клетками типа фибробластов и гистиоцитов, а также кровенос-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Каталог медицинской литературы

    Документ
    Представляем Вам наш новый каталог медицинской литературы «Осень 2009 — зима 2010 г.». Ассортимент увеличился на треть от ассортимента прошлого года и пополнился большим количеством новых уникальных изданий.
  2.  естественные науки (2)

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  3. Марков Александр Петрович

    Документ
    Доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор кафедры социально-культурных технологий Гуманитарного Университета профсоюзов. Автор более 50 монографий, учебных пособий, статей по проблемам культуры, образования, культурной

Другие похожие документы..