Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Научно-методический сборник'
В 60-х гг. прошлого века «Колмогоровской реформой» называли такие нововведения в школьный курс математики, которые решительно поменяли не только соде...полностью>>
'Документ'
1. Михайло Грушевський вважав, що «часи Володимира були кульмінаційною точкою про­цесу побудови, завершення, так би мовити, ме­ханічної еволюції проц...полностью>>
'Документ'
Проверка знаний, умений и навыков учащихся проводится с помощью традиционного инструментария: текстов диктантов, текстового списывания, заданий по ра...полностью>>
'Закон'
В тексте слова «почты», «почту» заменены соответственно словами «почтовых отправлений», «почтовые отправления»; слова «организациями железнодорожного...полностью>>

Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» (3)

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральная научно-образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи

«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

III Всероссийский детский конкурс «Первые шаги в науке»

Секция: Литературоведение и литературное творчество

Тема: «КАК НАПИСАТЬ СКАЗ?»

Автор работы: Малеева Маргарита Алексеевна

Место выполнения работы: МОУ «СОШ № 56», 4 класс, Свердловская область, г.Новоуральск.

Научный руководитель: Малеева Е.А.

2009

Содержание.

Введение 3

2. Особенности сказов П.П. Бажова 5

2.1. Образ рассказчика 5

2.2. Типы сказов 7

2.3. Основные персонажи сказов 9

2.2.1 Образы «тайной силы» 9

2.2.2. Образы уральских людей 10

2.2.3. Образы «чужих» в сказе 12

2.2.5 Имена героев сказа 12

2.2.4 Взаимосвязи между основными персонажами сказа 13

2.4 География сказов П.П.Бажова 15

Далее идет текст работы согласно содержанию 15

Введение

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения П.П.Бажова.

Кто он такой? До сих пор идут споры. Жители Зюзельки (тех мест, где родился писатель) называют его «писателем всех народов». Друзья – литераторы звали его «колдуном и волшебником, который подслушивает свои легенды и сказы в темных пещерах и подземельях». А сам себя П.П.Бажов называл «сказителем».

Первые сказы П.П.Бажова мне прочитали в раннем детстве. Сказы о Медной горы Хозяйке, об Огневушке-поскакушке, Серебряном копытце слушаешь, затаив дыхание.

Но в этом году я открыла для себя сказы П.П. Бажова заново, прочитав более двадцати сказов, я поняла, что в них соединились воедино фантастика и реальность, история прошлого Урала и мифы уральских горняков, которые передавались из уст в уста на протяжении многих столетий. В своих сказах П.П. Бажов впервые показывает не только удивительный мир Уральской природы, его богатство, суровую красоту, тайны скрытые в недрах земли, но и мысли, чаянья, чувства моих предков, которые жили на Урале.

Все великие сказочники слушали легенды, мифы народов и по-своему пересказывали в своих произведениях эти предания. Так же поступил и П.П.Бажов. Он своеобразным языком пересказал нам уральские были о Малахитнице, о Великом Полозе и о других героях легенд, бытовавших на Урале. Бажовский язык сказов – это язык народов, населявших Урал.

Мои предки вятичи были пригнаны на Урал Демидовыми и жили в поселке Чусовом, водили огромные баржи с железом по реке Чусовой. Я не нашла в сказах Павла Петровича про реку Чусовую, про село Старую Утку это – места моих предков, зато я нашла Невьянск – там родилась моя бабушка. В сказе «Хрустальный лак» описываются история мастеров Нижнего Тагила - туда вместе с классом я ездила в музей и покупала те самые тагильские подносы. А в этом году я ездила на родину Бажова - г. Сысерть.

В каждом сказе есть указание на то место, где живут герои сказа. Открывая карту Урала, сразу находишь и Азов-гору и Зюзельку, селенья Мурзинку и Косой Брод, город Березовск. Все это рядом, все это знакомо, можно и сейчас съездить в те места, которые заново открыл для нас П.П.Бажов.

Почему бы ни открыть для себя и сверстников те места, которые близки именно нам? И не попробовать составить сказ, который бы касался истории твоего рода или того места, в котором ты живешь? Например, поселок Верх-Нейвинск, рядом с которым мы живем, существует 245 лет, его история интересна не менее чем история города Березовска или Нижнего Тагила. Но история заинтересует других только тогда, когда облачишь её в интересную и яркую форму сказа.

А могли бы мы ученики сочинить сказы, основываясь на языке «Малахитовой шкатулки», «Хрупкой веточки» или «Огневушки-поскакушки» и тех преданий, которые хранят еще наши прабабушки и прадедушки? Изучить историю своего рода, историю Урала в процессе создания собственного литературного произведения? Проведенная мною анкета показала, что интерес среди сверстников к этой идее достаточно высок, многие мои одноклассники готовы попробовать сочинить сказ и даже определились в выборе темы. (Приложение1)

Как написать сказ?

Многие писатели пытались еще при жизни П.П.Бажова написать об Урале. Так в 1940 году вышел сборник «Гора Недотрога», А.Гашева, где рассказывается о тагильских старателях. В 1944 году вышел сборник оренбургских сказов «Бонат–озеро», автор В.Пистоленко. В 1970 году Л.Заварзин, коренной уралец, выпустил два сборника сказов об уральских мастерах. Многие писали сказы, записывали предания, мифы.

Написаны целые романы, горы рассказов, но ни они захватывают так, как сказы Павла Петровича Бажова. Возможно, П.П. Бажов разгадал какой-то тайный путь к сердцам и душам читателей, он овладел «тайной силой» в писательском деле, которая помогала ему творить великие произведения. В чем секрет П.П. Бажова?

Этот секрет возможно разгадать, используя следующие методы: анализ сказов П.П. Бажова ( выявление общих черт, системы художественных приемов, определение системы взаимоотношений героев, особенности языка сказов),.а также изучение искусствоведческой литературы о творчестве уральского писателя.

Гипотеза – можно разработать алгоритм написания сказа, исследуя творчество П.П. Бажова, и применить его при создании детских творческих работ.

Объект исследования: творчество П.П. Бажова

Предмет исследования: художественные особенности и фольклорно-исторические закономерности сказов П.П. Бажова.

Цель работы: научить сверстников составлять творческие работы (сказы), используя опыт П.П.Бажова.

Задачи:

  • ознакомиться с мнениями исследователей творчества П.П.Бажова;

  • рассмотреть сказы Бажова, как основу для изучения истории, культуры и языка жителей Урала;

  • изучить основу построения и структуру сказов;

  • выяснить образы основных персонажей и процессы становления взаимоотношений, описанных в сказах;

  • сочинить сказ по созданному алгоритму;

  • подготовить рекомендации для написания сказов;

  • подготовить разработку классного часа с презентацией и провести его.

2. Особенности сказов П.П. Бажова

2.1. Образ рассказчика

Произведения, которые оставил нам в наследство П.П.Бажов, сам он назвал сказами.

Свой первый сказ П.П.Бажов написал в 1936 году. Это был сказ «Про водолазов». Этот сказ называли «преданием о картофельном бунте», когда крестьян насильно пытались заставить на Урале разводить картофель. А в образе «водолазов» предстали священники, т.к. они рассказали правду о царском указе. Этот сказ не очень понятен для детей. Но зато последующий сказ «Медной горы Хозяйка» - знают почти все ребята. За все годы с 1936 по 1950, Бажов написал более 100 сказов, в них очень точно «уральским говором» рассказывается о жизни горняков, золотоискателей, рудознатцев.

Понятие «сказ» чаще всего связывают с рассказом, выдержанном в устном речевом стиле. В сказе всегда присутствует рассказчик, удаленный от автора.

Наличие рассказчика есть во всех сказах П.П.Бажова. Образы деда Слышко, деда Ефима, Васи Протча и Стаканчика П.П.Бажов списал с Хмелина Василия Алексеевича, дальнего родственника, который работал в Полевском старателем. Василий Алексеевич много знал легенд и былей. П.П.Бажов сам писал, что он встречался и слушал деда Слышко. Все эти мифы, легенды, придания легли в основу сказов.

Писатель сам «перевоплощается» в рассказчика, сказителя, образ которого создается во многих сказах. Причем образ сказителя не описывается, но он возникает из формы речи, содержания сказа, оценок, которые смело даются в ходе повествования.

Рассказчик П.П. Бажова – это старый горщик, человек, умудренный опытом и знающий множество жизненных случаев и происшествий. Горщик знает много и поэтому понимает «тайную силу», он обладает народной мудростью, народным пониманием счастья, ценности труда, мастерства. Образ рассказчика изменяется в послевоенных сказах. Но и там рассказчиком является русский, простой человек, любящий труд, свой край, окружающих, ненавидящий богатеев, расхитителей уральских богатств.

Создавая сказ, как устный рассказ от имени сказителя, П.П.Бажов превращает читателя в слушателя. Слушатель не может ответить, он может только «мотать на ус» поучение старшего о старом «житье-бытье» и потом уже оценить все сказанное, принять или не принять выводы рассказчика.

Сказитель старается создать непринужденный и естественный «разговор», постоянно обращается к слушателям. Например, он может спросить их мнения: «Вот кому из вас случится по тем местам у земляного богатства ходить, вы это и смекайте. А на мой глаз, ровно ниточки-то больше к Карасьей горе клонят. У этой горы до Карасьева озера и поглядеть бы! А? Как, по вашему?»(«Травяная западёнка»). Этим рассказчик как заставляет слушателя задумываться над предложенным сюжетом или ситуацией.

Прямыми обращениями к слушателю («друг», «брат»), поучениями («шевели умишком-то»), послесловиями побудительного типа («слышь-ко», «вишь», «видишь»), вопросами рассказчик устанавливает дружеский контакт с аудиторией.

П.П. Бажов разделял своих слушателей на детей и взрослых и создал, соответственно, сказы «детского тона» и «взрослого тона».

Однако во всех сказах мы воспринимает сюжет и героев только с точки зрения сказителя.

Сказитель пересказывает речь героев, обозначая это словами-сигналами: «мол», «де», так и так», «одним словом», «дескать».

Слова отрицательных персонажей (бар, господ, управляющих, приказчиков) передаются в просторечной манере, нередко с иронической интонацией. Очень комично звучит, например, речь немцев в пересказе: « Какой ушасный женьшин! Такой песпоряток делаит. Турма такой ната! Турма» («Веселухин ложок»).

Рассказчик осведомлен даже о мыслях и мотивах поступков героев. Рассказчик цитирует их внутреннюю речь, сопровождая глаголами-сигналами: «подумал», «заподумывал», «смекнул», «решил» и т.д.

Таким образом, все что излагает, и как излагает рассказчик выдает его чувства и мысли по поводу излагаемой истории, а значит, косвенно характеризует его самого. Скромность, юмор, житейская умудренность, осуждение стяжательнства, лени, жестокости и т.д. – это качества бажовского рассказчика, а значит и рассказчика любого сказа. Ведь любой сказ – это легенда, возникшая в народной среде, история, которая интересна в народном пересказе, поэтому очень странно будет звучать история, рассказанная от имени школьника XXI века, или иностранца. Рассказчик должен быть человек «старого» времени и той среды, в которой и родилась легенда или побывальщина, пересказанная в сказе.

2.2. Типы сказов

Многие ученые считают, что сказ – это переработанный автором какой-то миф, предание, написанный устно-разговорным словом.

Сам П.П.Бажов говорил, что его сказы – это «быль с элементами сказочного. Рассказ о реальном, заключающий в себе элементы фантастики, неправдоподобного», [2, стр. 377].

Характерной чертой сказа является сплав исторического, реального и чудесного, именно такое переплетение фактического и вымышленного, реального и фантастического создают неповторимость бажовского сказа.

Исследования литературоведов, лингвистов, краеведов показали, что П.П. Бажов использовал данные самых разных областей жизни, но руководствовался при этом чувством меры, художественного такта. Его сказы превращались в сплав народных бытовых обрядов и традиций, исторических фактов, сказок, легенд, преданий.

Однако, подходя к анализу сказов необходимо разделить этот сплав фантастического и реального, определив основные типы сказов.

П.П.Бажов сам определил, что он писал сказы с продолжением, т.е. циклы.

В 1944 году он разделил все сказы на 5 разделов, которые вошли в сборник «Малахитовая шкатулка»:

- про старых людей, да про Ермака (2 сказа);

- про Хозяйку горы, да рудокопов (8 сказов);

- про дорогие каменья, да золото (9 сказов);

- про живинку в деле, да мастерство (7 сказов);

- про старое, бывалое, да про витушку (3 сказа), (1, стр. 476).

Исследователи творчества П.П.Бажова выделяют несколько циклов, т.к. многие рассказы действительно имеют продолжение.

Так о семье Данилы – мастера – 7 сказов;

- про Великого Полоза – 2 сказа;

- про золотоискателей – 9 сказов;

- о Златоустовском заводе – 5 сказов;

- о Березовском месторождении – 4 сказа;

- цикл сибирских сказов – 3 сказа;

- цикл сказов для детей – 3 сказа;

- сказы по легендам, былям Хмелина – 13 сказов;

- сказы именные – 8 сказов;

- социальной значимости – очень много;

- сравнение старого и нового – 3 сказа;

- про живинку – 7 сказов;

- сказы о Ленине – 3 сказа;

- сказы о немцах, французах – 9 сказов;

- о воображаемых камнях – 4 сказа;

- об Ермаке – 1 сказ

Таким образом, сказы делятся в основном по действующим персонажам и по местам, в которых происходят события сказа.

При этом, по мнению автора все сказы можно разделить на две группы:

- чудесные сказы (в этих сказах присутствуют сказочные образы - или живые, или неодушевленные, присутствует «тайная сила»);

- мастеровые сказы (это сказы, посвященные мастерству «живинке в деле», взаимоотношениям мастеров с немцами, французами, и т.д., то есть те сказы, где в человеческие отношения не вмешиваются чудеса.)

Такое разделение сказов при написании собственной работы помогает четко определить действующих персонажей, определить основу противоречия между героями.

Многие литературоведы также разделяют поэтику сказов 30-х годов (в основном это чудесные сказы) и сказов 40-х годов (1942-1945гг сказы в основном про каслинских, злотоустовских, тагильских мастеров). В сказах 40-х годов появляется новая сила, которая противостоит традициям уральских мастеров – «немцы», которые в сказах являются представителями не только чуждой культуры, но и власти денег. В сказах «про немцев» «тайная сила» отсутствует или отступает на второй план, основная задача уральского мастера в том, чтобы его достоинство, его работа и способность творить были признаны во всем мире.

Разделение автором сказов на два типа продиктовано также фольклорным материалом. В книге «Предания и легенды Урала» все сюжеты можно отнести с одной стороны к чудесным, фантастическим слухам, тайным верованиям, с другой к историям из жизни уральцев – рудоискателей, старателей, сплавщиков. Поэтому, прочитав легенду, в ней можно сразу определить тип будущего сказа, представить себе «тайную силу», воплощенную в сказочном, фольклорном персонаже, либо увидеть конфликт между людьми разных слоев общества или культур.

Многие исследователи считают, что настоящие сказы - это только чудесные сказы, т.е. только те, в которых действует «тайная сила». Ведь изначально сказ – это разговор, в котором передавались тайные знания о том, как вести себя с тайной силой, как добыть богатство, найти клад и т.д.

2.3. Основные персонажи сказов

2.2.1 Образы «тайной силы»

В сказах П.П.Бажова сказочные образы сам он назвал «тайной силой».

«Тайная сила» может быть представлена:

- в человеческих или зооморфных образах (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка, девка Азовка, Голубая змейка, бабка Синюшка);

- в виде волшебных животных (козлик Серебряное копытце, чудесные Лебеди, дедко Филин, лисичка – сваха, ящерки, Земляная кошка)

- в образе волшебных предметов (каменные губы, рудяные денежки, стеклянная пуговка, малахитовая шкатулка, самодействующая старательская лопатка);

- в виде не существующих камней (терпеливый камень, золотоцветень, кубадестенький камень, камень пятигранный).

Свойством «тайной силы» является оборотничество. Полоз появился перед сыновьями Левонтия и в виде мужчины в кафтане, а немного погодя он на глазах у людей превращается в змея с человеческой головой. Его дочь – змеёвка могла превратиться в девушку. Сама Хозяйка Медной горы превращается в ящерицу и т.д.

Границы действия «тайной силы» не четко, но ограничены. Малахитница хозяйничает на Гумешках, точнее в Медной горе, которая простирается до Красной горки, владения Азовки – Азов гора, Огневушка-Поскакушка обитает на Поскакушкинском прииске, бабка Синюшка в районе Мраморского карьера и т.д.

Перед «тайной силой» нет преград в пространстве: ящерки проникают сквозь породу, бурая кошка ходит под землей, змеевка проникает сквозь камень, оставляя золотые прожилки.

Задача «тайной силы» владеть, хранить, оберегать природные богатства скрытые под землей. «Тайная сила» может «увести», «спустить», «перекинуть» эти богатства, а может подарить тем, кого считают достойными или нуждающимися.

«Тайная сила» приходит в мир людей неожиданно, в обыденной, привычной ситуации. Приходя в мир людей, «тайная сила» требует выполнения определенных правил со стороны людей при этом, даже знание, как с этой «тайной силой» общаться не станет залогом удачи. «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало» («Медной горы Хозяйка»).

«Тайная сила» помогает беспрекословно только детям и сиротам («Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Про Великом полоза») другие должны пройти испытание. Например, Степан проходит три испытания Малахитницей («Медной горы Хозяйка») первое – проверка на смелость ( сказать приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника), второе – богатством (Хозяйка показала ему свои подземные богатство), третье – забыть красоту Малахитницы, именно это испытание Степан не прошел и поэтому погиб.

А вот Лейко и Ланко прошли испытание Голубой змейки («Голубая змейка»)и получили награду, Птаха-Дуняха проходит через лес наполненный волками Земляной кошкой в награду за свою смелость («Кошачьи уши»), Данило- мастер («Каменный цветок») получил возможность открыть тайны мастерства за свое стремление к творчеству, а Дениска («Жабреев ходок») тайну золотых лапотков за свою бескорыстность и т.д.

Автор выделила правила, которым непременно надо следовать при встрече с «тайной силой». Вот эти правила:

- нельзя называть или призывать «тайную силу», особенно нельзя произносить запретные имена в доме.(«Голубая змейка»);

- тайную силу нельзя вспоминать в общем разговоре, иначе все остальные станут для тебя врагами.(«Голубая змейка»);

- нельзя бояться; («Про Великого Полоза»; «Таюткино зеркало», «Медной горы Хозяйка»);

- не жадничать («Жабреев ходок», «Змеиный след», «Синюшкин колодец»);

- нельзя наносить вред «тайной силе», кричать или свистеть в местах её обитания (Приказчиковы подошвы»);

- не оглядываться, нельзя возвращаться на место, где видел представителя «тайной силы» («Две ящерки», «Травяная западенка»),

- нельзя смотреть на предметы сделанные «тайной силой» («Каменный цветок», «Горный мастер»);

- нельзя женщине спускаться в шахту, «под землю» или заниматься мужским ремеслом («Горный мастер», «Золотые дайки», «Таюткино зеркальце», «Тяжелая витушка»);

- если «тайная сила» предлагает что-то взять, брать нельзя, нужно чтобы подали своими руками («Синюшкин колодец»);

- искать клад нельзя без заветного слова («Сочневы камешки»);

- нельзя подарки тайной силы передавать в церковь («Медной горы Хозяйка»).

Эти правила передаются из уст в уста от старшего поколения младшему через «тайное слово». Также переносчиками тайного знания являются чертознаи – те, кто сознательно ищет контакт с «тайной силой», чтобы получить от неё «пособничка» или выведать «словинку» для поиска подземных богатств. При этом чертознаи отказываются от семьи и личного счастья. Типичный чертознай – это Семёныч в сказе «Про Великого Полоза»: он живет один, нигде не работает, а деньги у него водятся, он встречается с Полозом и общается с ним на равных. Иногда народная молва называла чертознаями просто наблюдательных, многоопытных людей. Например, про В.А. Хмелинина ходили слухи насчет его причастности к «тайности», что он знает серебряного оленя, показывающего залегания золота.

Самая главная задача простого человека в столкновении с «тайной силой» выжить и получить земельные богатства, которые необходимы для того, чтобы прожить в суровом мире, где от непосильного труда гибнут очень рано.

2.2.2. Образы уральских людей

Центральная фигура всех сказов уральский рабочий – мастер, рудознатец, горняк, старатель. Его судьба – основа сюжета. Вступая в столкновение с начальством, глупыми барами или «тайной силой» он проявляет свои лучшие качества, которые помогают ему получить награду. В сказах формируется представление об идеальном герое таком как Илюха («Синюшкин колодец»):

- гораздый (обладает знаниями в каком-нибудь деле);

- удалый (ничего не боится);

- простая душа (не жадничает, не оглядывается).

Или, например, качества подсказанные «тайной силой» в сказе «Ключ земли»:

- простой ( не оглядывается, соблюдает нормы и правила);

- терпеливый (трудолюбивый, мастер в каком-то деле);

-удалой (ничего не боится, смелый, готов рискнуть);

- счастливый (удачливый).

Эти качества присущи и идеальной девушке, к ним прибавляется идеальная красота:«А пригожа эта девчонка – и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы – малина, и руса коса трубчата через плечо перекинута, а в косе лента синяя» («Синюшкин колодец»).

Однако, особое место среди уральских рабочих занимал мастер. Мастер – человек «не такой, как все». Его творческий поиск, стремление создать нечто новое толкали его на связь с «тайной силой». Данила («Каменный цветок») сознательно идет на встречу с Малахитницей, т.к. не может создать чашу идеальной красоты. Митя («Хрупкая веточка») так же ищет нужный материал и с благодарностью принимает подсказки от «тайной силы».

Мастеров уважают, но не понимают, им намекают, что их путь к совершенству опасен. («- Ты только гляди, ходу ей не давай! Выдумке-то! Как бы за неё руки не отбили. Бывали такие случаи!» («Хрупкая веточка»)).

Если все стремятся получить у «тайной силы» природные богатства. То мастер стремится получить тайные знания, а значит он не «простой», т.к готов и жадничать и оглядываться, но только ради идеальной красоты произведения искусства.

Затем мастера становятся хранителями «тайности» мастерства, «коренного» знания, которое нужно охранять от тех, кто хочет нажиться на нем, оставив мастеров его открывших в бедности и безвестности. Например, Евлаха Железко носитель знаний резьбы по малахиту («Железковы покрышки»), Артюха Сергач – знаток «тайности» стариков Нижнего Тагила и Невьянска («Хрустальный лак»), герои сказа «Коренная тайность».

Только мастера могут противостоять духу «онеметчивания» и власти денег. («Барская сила истухла, зато деньги большую силу взяли и жадность на них появилась. Мастерством не дорожат, лишь бы денег побольше добыть» («Коренная тайность»)).

Еще одно отличительное качество мастера – осознание своей принадлежности к мастеровому братству. Мастер не единолично владеет «тайностью», знанием, оно принадлежит уральским мастерам уральским рабочим, поэтому он и не имеет право этим знанием распоряжаться.(«Мы не без науки живем и ещё никто не смерил, чья наука выше» («Тараканье мыло»), «Сколь выжму из немца. На всех разделю, потому лак не мой, а наш тагильский да невьянский» («Хрустальный лак»)).

Счастье простого рабочего человека не строится на богатстве, деньгах, секретах мастерства. Счастье простого человека – это семья – главная награда, которую не подарит «тайная сила». В этой семье должно быть много детей, именно им можно было передать секреты своего мастерства. «Устенька …веселенько замуж выходила и потом, слышно, не каялась…С мужиком-то своим они складненько жили. Камнерез он у них был, и ребят по этому же делу пошли»(«Травяная западенка»).

Не случайно дети, которые оказались без родителей, или не могли надеяться на их помощь, безоговорочно получали поддержку и помощь «тайной силы». Например, Даренка («Серебряное копытце») была сиротой, Федюнька («Огневушка- Поскакушка») рос без матери, а воспитывался, а Васенке («Ключ земли») не может помочь её мать. В отличие от взрослых дети всегда легче добиваются своего от «тайной силы», т.к. они изначально её не боятся, ведь они не ждут от неё ничего плохого, а верят только в чудеса, в сказку. Даже сокровища не интересуют детей, им интереснее процесс общения с «тайной силой». Федюнька хочет посмотреть как танцует Огневушка-поскакушка, Даренка, как Козлик Серебряное копытце бьет ножкой землю, а Таютке нравится её зеркальце («Таюткино зеркальце»). Возможно, поэтому cказы про детей и для детей больше всего нравятся как взрослым, так и нам детям.

Таким образом, представления положительных качествах человека у мастеровых людей и у «тайной силы» во много совпадают:

Положительные качества:

- трудолюбие;

- уважение к старшим;

- уважение к творчеству и мастерству;

-отсутствие жадности, отказ от богатства, не нажитого честным трудом;

- верность любимым людям и своему слову;

- взаимоподдержка.

2.2.3. Образы «чужих» в сказе

«Чужие» в среде сказа – это, прежде всего, богачи. В сказах образы мастеровых всегда противопоставлены образам господ и заводской администрации. Богачи всегда показывались сатирически и были чужими в народной среде. Все они были далеки от идеала, к которому стремились рабочие люди. Главное их задача – обогащение. У бар путем нещадного угнетения рабочих, а у приказчиков путем получения милости от своих хозяев. Кроме того, все господа и приказчики отличаются чрезмерной жестокостью, мстительностью, хитростью и тщеславием. Но «тайная сила» наказывает их только тогда, когда нарушаются правила поведения с ней. Например, «лютый» приказчик Северьян («Приказчиковы подошвы») «из собак собака» был наказан Хозяйкой медной горы за то, что он начал измываться над рабочими непосредственно в забое.

Заграничная барыня («Таюткино зеркало») тоже была наказана Малахитницей за то, что нарушила сразу два правила – спустилась «под землю» и назвала себя «хозяйкой».

Люди, которые оказываются между миром богатых и простого люда, так же наказываются, т.к. они не понимают мира «тайной силы», для них это «нечистая сила». Например, Ванька Сочень «старатель невсамделешный», который смолоду «терся» возле приказных был наказан Хозяйкой Медной горы за то, что пытался защититься от неё при помощи заговоров и церкви, и, конечно, за жадность.

Тайные знания передавались только своим, простым работягам, а начальство и богатеи об этом ничего не могли знать. Поэтому они не верят в существование «тайной силы», не соблюдают правил, и оказываются жестоко наказаны. Наказываются именно те, кто пытается превратить богатства Урала в деньги, жадные, жестокие, самодовольные люди, которые не осознают великой силы природы, а признают только свою земную власть над людьми.

Рабочие, сталкиваясь с притеснением господ и приказчиков, вынуждены ждать защиты только от «тайной силы», которая оказывается между ними как высший судья, и чаще конфликт решается в пользу простых людей, ведь богачи «чужие» в мире, где властвует «тайная сила» в мире уральской природы.

В сказах присутствуют «чужие» другого рода – немцы.

Почти все «немецкие» сказы начинаются определения положения немцев - « в начальстве все немцы ходили», кроме того, немцы - воры, думают только о деньгах («Про главного вора»). Немцы считают себя настоящими мастерами, до уровня которых ни один русский не поднимется. Русские мастера готовы вступить в соперничество с немцами. В соревновании участвуют результаты работы, уровень мастерства, и в этом поединке русские мастера всегда побеждают. («Коренная тайность», «Иванко Крылатко»). Однако немцы еще и стараются присвоить себе чужие достижения, выведать тайны мастерства, и русские мастера с легкостью их обманывают («Хрустальный лак», «Тараканье мыло», «Алмазная спичка»). «Тайной силе» бессмысленно вмешиваться в этот конфликт, т.к. русские мастера сами справляются с незадачливыми немцами и даже смеются над ними за отсутствие юмора («Веселухин ложок»).

2.2.5 Имена героев сказа

Особое затруднение при составлении сказа может вызвать подбор имен, т.к. имя героя сказа имеет большое значение. С одной стороны оно показывает принадлежность к культуре Урала, языку уральцев, с другой оно может иметь ещё и смысловую нагрузку.

«Тайная сила» не может иметь человеческого имени – у неё только прозвища Хозяйка, Веселуха, Огневушка- Поскакушка, Змеёвка, Серебряное копытце, а иногда даже прозвище не дается – кошка, ящерка, Полоз и т.д.

Самые распространенные мужские имена на горном Урале: Степан, Петр, Иван, Матвей,Максим, Васлий. Мужские имена бло принято оканчивать на –о-: Михайло, Данило, Дениско, Степанушко, Марко, Санко (Александр), Иванко и т.д.

Женские имена: Катерина, Дарья, Настасья, Устинья, Татьяна, Варвара, Марьюшка, Аленка, Дуняха и т.д. Женщин часто называли по мужу – Васина женка, Сочнина женка, Маркова жена. Пожилых женщин чаще зовут по имени, а не по отчеству: бабка Лукерья («Синюшкин колодец»), бабушка Вихорка, бабушка Митрофановна (« Каменный цветок»)и т.д.

Фамилии упоминается редко, однако если она упоминается, то это исторически факт («дедушка Бушуев» - Бушуевы –фамилия династии Златоустовских мастеров) или имеет значение для создания образа персонажа Иванко Крылатко.

Обращение по отчеству характерно по отношению к людям преклонного возраста, или людям уважаемым (Семеныч («Про великого Полоза», Прокопьич («Каменный цветок»)).

Почти каждый бажовский персонаж носит прозвище, однако каждое прозвище объясняется (Двоерылко – губа надвое разорвана («Синюшкин колодец»), Соленый – придумал руду с солью варить, насолил Турчанинову «Две ящерки», Артюха Сергач – сережку в ухе носил на зло старообрядцам («Хрустальный лак»).

2.2.4 Взаимосвязи между основными персонажами сказа

Таким образом, можно определить следующие взаимосвязи всех персонажей сказов.

«Тайная сила», сталкиваясь с детьми, одаривает их и помогает, и только иногда проводит испытание («Голубая змейка»), возможно, это потому, что у Бажова нет злых, завистливых, жадных детей, таким детям «тайная сила» вряд ли помогла бы.

Баре, господа, приказчики

Притеснение

Уральскиерабочие


Уральские рабочие, терпящие нужду или издевательства со стороны приказчиков и господ, ждут помощи от «тайной силы», например, в сказах «Хозяйка Медной горы», «Приказчиковы подошвы», «Две ящерки», при этом мастеровой также проходит проверку. Если он прошел испытание – получает награду, нет – наказывается. (Илья и Двоерылко «Синюшкин колодец»).

Мастер

Поиск новых знаний в мастерстве


Мастер, прибегая к помощи «тайной силы» в поиске знаний, понимает, что расплачиваться ему придется уходом от дорогих ему людей, ведь тайные знания приобщают его к другому миру, в котором простым людям нет места. («Каменный цветок», «Хрупкая веточка»)

Мастер

Победа

русского

Уральские мастера вступают в соперничество с немецкими мастерами, которых специально приглашали на уральские заводы, или немцы пытались узнать секреты русского мастерства, сказ заканчивается победой уральцев.

Возможен еще один вариант, когда в противоборство вступают между собой русские мастера. Например, в сказе «Шелковая горка» - соперничают две мастерицы: Марфушка и Фетинья Давыдовна. Фетинья изводит талантливых мастериц, но Марфушка именно благодаря своему мастерству и выдумке побеждает – изобретает асбестовое кружево.

Любую схему можно применить при составлении сказа.

Однако, возможно, придумать и свою схему, учитывая все особенности взаимоотношений между основными персонажами сказа.

2.4 География сказов П.П.Бажова

В сказах П.П.Бажова обязательно есть указание на то место, где происходит событие, описанное в сказе. Все эти места можно найти на карте Урала:

- заводы: Невьянский, Сысертский;

- горы: Волчиха, Качканар, Азов, Благодать, Таганай, Марков Камень, Денежкин Камень;

- деревни и села: Мочаловка, Косой Брод, Кунгурка, Иткуль, Пеньковка, Казарина, Мурзинка, Дегтярка, Тальков Камень;

- озера: Багарят, Синарское;

- урочище Сорогья, Шайтанский;

- поселки (города): Сысертский, Ревда, Полевской;

- разрезы, карьеры, шахты: Зюзюлька, Мраморское, Северский;

- реки: Железянка, Рябиновка.

Достоверность, того, что все места, описанные в сказах реальность, создается благодаря жестам и речи рассказчика, которому все места были известны («Он указал рукой»; «Вон у того моста упала…»; «Теперь нету, а раньше, правее вон тех сосен, горочка была Змеиная прозывалась»).

Очень красиво описывает П.П.Бажов те места, в которых происходит событие сказа. Особенно ему удается описание пейзажей. Иногда природа дается в одном цвете («Синюшкин колодец»), там синий цвет – основной цвет.

Одно вызывает удивление – в сказах Бажова нет описания неба. Возможно это потому, что ни сам Бажов, как и его герои не ждут помощи от высших небесных сил. Все действия чаще всего происходят под землей или в каменном царстве.

Таким образом, при написании сказа необходимо точно знать место, которое описывается, знать какие реки, горы находятся рядом с этим населенным пунктом, какая это местность. Т.к. сказ происходит не в вымышленном сказочном пространстве, а в реальном мире, но в другом времени.

Далее идет текст работы согласно содержанию

(Прим. Оргкомитета конкурса «Первые шаги в науке»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «Юность, Наука, Культура» (1)

    Образовательная программа
    Любовь к математике присуща не всем людям. У некоторых это чувство является врожденным; у других любовь к математике возникает при изучении её на школьной скамье; третьи остаются равнодушны к данной науке на всю жизнь.
  2. Образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «юность, наука, культура» (2)

    Образовательная программа
    В ситуации сверх насыщенной информационной среды незамедлительного решения требуют проблемы: как сформировать художественный вкус, найти оптимальные способы выработки навыков общения с художественными произведениями разных видов и
  3. Ющее интегрированные профессиональные образовательные программы нпо и спо, адаптированные к внешним социально-экономическим, демографическим и рыночным факторам

    Доклад
    Колледж - это многоуровневое, многофункциональное, многопрофильное, инновационное образовательное учреждение, реализующее интегрированные профессиональные образовательные программы НПО и СПО, адаптированные к внешним социально-экономическим,
  4. Научно-исследовательская работа студентов (1)

    Научно-исследовательская работа
    В отчетном учебном году этот вид работы реализовывался в рамках деятельности научно-исследовательских лабораторий, курсовых и выпускных квалификационных проектов, подготовке студентов к участию в научно-практических конференциях с
  5. Научно-исследовательская работа студентов руководство курсовыми и дипломными проектами студентов (тематика прилагается); -руководство научно-исследовательскими студенческими лабораториями

    Научно-исследовательская работа
    На кафедре работают научно-исследовательские студенческие лаборатории, в рамках которых созвучно научным интересам преподавателей и под их непосредственным руководством осуществляется исследовательская деятельность студентов очной

Другие похожие документы..