Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На факультете реализуются два направления высшего профессионального образования: «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии». ...полностью>>
'Документ'
заслуженный работник культуры Татарстана ОЛЬГА БОРОДИНА – заслуженный работник культуры Татарстана ВЕРА ЗАКАМСКАЯ Балет исполняют учащиеся и студенты...полностью>>
'Программа дисциплины'
Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля отражена в программе согласно Приказу по ГУ-ВШЭ от 17.06.2002 № 1002 «О переходе ...полностью>>
'Темы рефератов'
Особенности оперативного доступа и техники выполнения оперативного вмешательства при лечении травматического остеомиелита челюстей в зависимости от л...полностью>>

Главная > Контрольные вопросы

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Предисловие - 9 -

Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания
информатики и ИКТ в школе - 11 -

Глава 1. Предмет информатики в школе -11 -

  1. Информатика как наука и как учебный предмет - 11 -

  2. История введения предмета информатика в отечественной школе - 15 -

  3. Цели и задачи школьного курса информатики - 23 -

Контрольные вопросы и задания - 34 -

Глава 2. Содержание школьного курса информатики и ИКТ- 36 -

  1. Общедидактические подходы к определению содержания курса информатики - 36 -

  2. Машинный и безмашинный варианты курса информатики ... - 37 -

2.3. Стандарт образования по информатике - 40 -

Базовый уровень - 50 -

Профильный уровень - 55 -

  1. Модульное построение курса информатики - 65 -

  2. Место курса информатики в учебном плане школы. Базисный учебный план - 67 -

Контрольные вопросы и задания - 71 -

Глава 3. Методы и организационные формы обучения
информатике в школе - 72 -

  1. Методы обучения информатике - 72 -

  2. Метод проектов при обучении информатике - 84 -

  3. Методы контроля результатов обучения - 87 -

  4. Оценки и отметки в обучении - 110 -

  5. Организационные формы обучения информатике - 118 -

  6. Типы уроков по информатике - 125 -

  7. Использования кабинета вычислительной техники на уроках - 133 -

  8. Дидактические особенности преподавания информатики... - 135 -

  9. Внеклассная работа по информатике - 136 -

  1. Подготовка учителя к уроку - 139 -

  2. Деятельностный подход к обучению информатике - 146 -

Контрольные вопросы и задания - 150 -

Глава 4. Средства обучения информатике -153

  1. Система средств обучения информатике - 153 -

  2. Компьютеры и компьютерные классы - 160 -

  3. Кабинет вычислительной техники и организация его работы - 164 -

  4. Техника безопасности при проведении занятий в кабинете вычислительной техники - 174 -

  5. Программное обеспечение - 179 -

  6. Учебники и учебные пособия по информатике для школы .. - 181 -Контрольные вопросы и задания - 185 -

Коротко о самом важном -186

Раздел 2. Методика преподавания базового курса
информатики и ИКТ - 197 -

Глава 5. Содержание базового курса и методика изучения
основных понятий -197

  1. Содержание базового курса информатики и ИКТ - 197 -

  2. Общие подходы к введению понятия информации - 198 -

  3. Энтропийный подход к понятию информации. Информация и энтропия - 203 -

  4. Компьютерный подход к измерению информации - 207 -

  5. Семантический (содержательный) подход к измерению информации - 208 -

  6. Кибернетический (алфавитный) подход к измерению информации - 210 -

  7. Методика обучения основным понятиям курса информатики - 213 -

Контрольные вопросы и задания - 217 -

Глава 6. Методика изучения основных информационных
процессов - 219 -

  1. Хранение информации - 220 -

  2. Процесс обработки информации - 222 -

  3. Процесс передачи информации - 225 -

  4. Представление числовой, символьной и графической информации в компьютере - 228 -

  5. Представление звуковой информации в компьютере - 234 -

Контрольные вопросы и задания - 238 -

Глава 7. Методика изучения аппаратных средств
компьютерной техники - 240 -

7.1. Методика изучения архитектуры компьютера - 240 -

  1. Понятие об архитектуре компьютера - 240 -

  2. Методика изучения архитектуры ЭВМ фон Неймана.... - 241 -

  3. Использование при обучении Учебного компьютера... - 244 -

  4. Методика изучения архитектуры персонального

компьютера - 245 -

  1. Внешняя и внутренняя память компьютера - 250 -

  2. Внешние устройства персонального компьютера - 253 -

Контрольные вопросы и задания - 254 -

Глава 8. Методика изучения программных средств
вычислительной техники - 256 -

Контрольные вопросы и задания - 261 -

Глава 9. Методика обучения информационному
моделированию и алгоритмизации - 263 -

  1. Содержание образования по линии информационного моделирования - 263 -

  2. Методические подходы к введению представлений об информационных моделях и моделировании - 265 -

  3. Методика изучения информационных моделей и формализации - 267 -

  4. Содержание обучения по линии алгоритмизации - 271 -

  5. Методические подходы к изучению алгоритмизации - 274 -

  6. Методика введения понятия алгоритма - 277 -

  7. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях - 281 -

Контрольные вопросы и задания - 285 -

Глава 10. Методика обучения языкам программирования- 287 -

  1. Парадигмы программирования - 287 -

  2. Методические рекомендации по изучению языков программирования - 289 -

  3. Методические рекомендации по изучению систем программирования - 291 -

Контрольные вопросы и задания - 294 -

Глава 11. Методика обучения информационно-
коммуникационным технологиям - 295 -

  1. Содержание обучения по линии информационно-коммуникационных технологий - 295 -

  2. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информационно-коммуникационных технологий - 297 -

Контрольные вопросы и задания - 299 -

Глава 12. Методика решения задач в базовом курсе
информатики и ИКТ - 300 -

  1. Место задач в базовом курсе информатики и ИКТ - 300 -

  2. Типы задач по информатике - 302 -

  3. Качественные задачи по информатике - 305 -

  4. Количественные задачи по информатике - 307 -

  5. Задачи на моделирование явлений и процессов - 310 -

  6. Занимательные задачи по информатике - 314 -

Контрольные вопросы и задания - 315 -

Коротко о самом важном - 316

Раздел 3. Методика преподавания профильных курсов
информатики - 326 -

Глава 13. Профильные курсы по информатике и ИКТ
в школе - 326

  1. Место профильных и элективных курсов в базисном учебном плане школы - 326 -

  2. Профильные курсы, ориентированные на пользователей персонального компьютера - 330 -

  1. Методические подходы к определению содержания курсов, ориентированных на пользователей - 330 -

  2. Методика обучения работе с офисным пакетом прикладных программ - 334 -

Контрольные вопросы и задания - 337 -

Глава 14. Профильные курсы, ориентированные на
программирование - 338

  1. Содержание обучения курсов программирования - 338 -

  2. Методика обучения структурному программированию - 341 -

  3. Методика обучения объектно-ориентированному программированию - 355 -

  4. Методика обучения логическому программированию - 359 -

Контрольные вопросы и задания - 363 -

Глава 15. Профильные курсы, ориентированные на обработку
текстовой, численной и графической информации
- 364 -

  1. Программы курсов - 364 -

  2. Методика обучения обработке текстовой информации - 366 -

  3. Методика обучения обработке численной информации.... - 368 -

  4. Профильные курсы, ориентированные на обработку графической информации - 372 -

Контрольные вопросы и задания - 375 -

Глава 16. Профильные курсы, ориентированные на
информационно-коммуникационные технологии
- 376 -

Контрольные вопросы и задания - 381 -

Коротко о самом важном - 381 -

Раздел 4. Методика преподавания информатики в начальной
школе - 383 -

Глава 17. Особенности преподавания информатики в
начальной школе - 383 -

Контрольные вопросы и задания - 388 -

Глава 18. Содержание обучения информатике младших
школьников - 389 -

  1. Развитие представлений о содержании обучения информатике в начальной школе - 389 -

  2. Пропедевтика основ информатики в начальной школе - 394 -

Контрольные вопросы и задания - 399 -

Глава 19. Основные подходы к методике обучения
информатике младших школьников - 401 -

  1. Особенности мышления младших школьников - 401 -

  2. Организация и методы обучения младших школьников по информатике - 403 -

  3. Безотметочное обучение информатике в начальной

школе - 412 -

Контрольные вопросы и задания - 417

Глава 20. Компьютерные обучающие программы и
развивающие игры для младших школьников
- 418

  1. Компьютерные обучающие программы - 418 ■

  2. Методические особенности использования обучающих программ - 421

  3. Компьютерные развивающие игры для младших школьников - 424

  4. Психолого-педагогические особенности использования развивающих компьютерных игр для младших школьников - 427 ■

Контрольные вопросы и задания - 431 ■

Коротко о самом важном - 432

Раздел 5. Методика обучения школьников с применением
информационных технологий - 436 -

Глава 21. Дидактические особенности обучения школьников с
применением информационных технологий - 438

  1. Структура информационных технологий обучения - 438 ■

  2. Дидактические особенности использования информационных технологий в обучении - 443 ■

  3. Принципы использования информационных технологий

в обучении - 447

Контрольные вопросы и задания - 450

Коротко о самом важном - 451

Варианты заданий контрольных работ - 453 -

Раздел 1. Общие вопросы методики - 453

Раздел 2. Методика преподавания базового курса
информатики - 460

Разделы 3 и 4. Методика преподавания профильных курсов
информатики - 466

Раздел 5. Методика преподавания математики с
применением информационных технологий
- 470 -

Ответы - 473 -

Раздел 1. Общие вопросы методики - 473 -

Раздел 2. Методика преподавания базового курса
информатики
- 478 -

Разделы 3 и 4. Методика преподавания профильных курсов
информатики - 485 -

Персоналии - 486 -

Справочные материалы - 491 -

Список рекомендуемой литературы для студентов - 505 -

Список использованных источников - 507 -

Предисловие

Предлагаемый вниманию электронный учебник предназначен для студентов педагогических специально­стей вузов, изучающих курс «Методика преподавания ин­форматики с практикумом решения задач», или аналогич­ные курсы. Его также могут использовать студенты педаго­гических колледжей и училищ, изучающие курс «Инфор­матика с методикой преподавания».

Первый раздел пособия содержит изложение общих вопросов теории и методики обучения информатике и ин­формационно-коммуникационным технологиям в школе. В нём также приведены некоторые сведения из курса об­щей дидактики, что поможет освежить их в памяти студен­тов. Второй раздел посвящён рассмотрению вопросов преподавания базового курса информатики. В третьем разделе описана методика преподавания информатики в предпрофильном и профильном обучении. Четвертый раздел посвящён преподаванию информатики в началь­ной школе. Заключительный пятый раздел касается вопро­сов применения информационных технологий в обучении.

В конце каждой главы приведены контрольные во­просы и задания, а в после каждого раздела дано его крат­кое содержание. Эти сведения рекомендуется использо­вать при подготовке к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам.

В конце пособия приведены справочные материалы: тезаурус основных терминов и понятий; персоналии уче­ных и методистов; названия технических устройств и ма­рок компьютеров; краткое описание методов, форм и средств обучения и др. Эти сведения можно использовать при подготовке докладов и рефератов, а также для само­образования.

Автор ограничился лишь минимально необходимым перечнем учебников и методической литературы, которые можно рекомендовать студентам.

Электронный учебник создан на базе третьего изда­ния учебника автора с тем же названием (Саратов, 2008 год).

Раздел 1. Общие вопросы методики преподавания информатики и ИКТ в школе

Глава 1. Предмет информатики в школе

1.1. Информатика как наука и как учебный предмет

Информатика является очень молодой наукой - её появление и становление относится ко второй половине 20 века. Сам термин «информатика» в отечественной литера­туре используется сравнительно недавно и его толкование до сих пор нельзя считать устоявшимся и общепринятым. Это связано с терминологическими и понятийными труд­ностями введения понятия «информатика» и его произ­водных понятий. Толковый словарь по информатике опре­деляет её так: «Научная, техническая и технологическая дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, об­работки, передачи данных, в том числе с помощью ком­пьютерной техники».

Технической основой современной информатики яв­ляется микроэлектроника, новые полупроводниковые ма­териалы, тонкопленочные технологии и нанотехнологии, линии и системы компьютерной связи.

Истоки информатики тесно связаны с математикой и кибернетикой. Особую роль при этом сыграли математи­ческая логика и кибернетика, которая создала теоретиче­ские предпосылки для создания ЭВМ. Отцом кибернетики общепризнанно считают американского ученого Норберта Винера, который в 1948 году опубликовал книгу «Киберне­тика, или Управление и связь в животном и машине». В отношении кибернетики в нашей стране были допущены грубейшие ошибки и извращения со стороны государства и идеологических органов коммунистической партии. Ки­бернетика была объявлена «буржуазной лженаукой», «продажной девкой империализма» (это клише газет и журналов тех времен). Ещё в 1954 году в «Кратком фило­софском словаре» кибернетика характеризовалась как «реакционная лженаука, возникшая в США после второй мировой войны и получившая широкое распространение и в других капиталистических странах; форма современного механицизма». Грубые ошибки из-за такой неверной идеологической оценки нанесли серьёзный вред науке, затормозили её развитие в нашей стране на многие годы, привели к существенному отставанию в развитии отечест­венных электронных вычислительных машин. Это отстава­ние мы ощущаем и по настоящее время. Лишь огромные потребности в машинных расчетах для создания атомного оружия и ракетной техники вынудили отодвинуть в сторо­ну идеологические догмы, предотвратили разгром кибер­нетической науки в нашей стране, позволили разрабаты­вать отечественные ЭВМ.

Интересна история слова «кибернетика». В начале 19 века французский физик Андре Ампер, известный из школьного курса фи­зики по закону Ампера, создал единую классификацию всех наук, как существовавших в то время, так и тех гипотетических, которые, по его мнению, должны были бы существовать. Он предположил, что должна существовать и наука, изучающая искусство управле­ния людьми. Эту несуществующую в то время науку Ампер назвал кибернетикой, взяв для наименования греческое слово «кибернети-кос» - искусный в управлении. В Древней Греции такого титула удо­стаивались лучшие мастера управления боевыми колесницами.

Кибернетика и информатика имеют много общего, основанного на концепции управления. Кибернетика ис­следует общие законы движения информации в произ­вольных системах, в частности, в тех аспектах, которые от­носятся к процессам управления. Информатика исследует общие закономерности движения информации в природе и в социальных системах. Если кибернетические принципы не зависят от частных реальных систем, то принципы ин­форматики всегда находятся в тесной связи с функциони­рованием реальных систем.

Объектом информатики (объект - это часть объек­тивной реальности, подлежащая изучению) является то общее, что свойственно всем многочисленным разновид­ностям конкретных информационных процессов (техноло­гий), т.е. объектом информатики являются информацион­ные процессы в природе и обществе и информационные технологии.

Предметом информатики являются общие свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе. В более узком плане - это общие закономер­ности конкретных информационных технологий.

Сам термин «информатика» имеет французское про­исхождения, и был введен в широкий оборот в 60 - 70 го­дах 20 века как соединение двух французских слов «infor-matione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). В СССР в середине 20 века термин «информатика» связыва­ли с обработкой научно-технической информации. Однако с середины 1970 годов термин получил другое толкование в работах академика А.П. Ершова «... как название фунда­ментальной естественной науки, изучающей процессы пе­редачи и обработки информации».

В англоязычных странах термину «Информатика» со­ответствуют термины «Computer Science» (наука о компью­терах) и «Information Science» (наука об информации).

Структура предметной области информатики вклю­чает в себя 4 раздела:

  • теоретическая информатика,

  • средства информатизации,

  • информационные технологии,

  • социальная информатика.

Школьная информатика обслуживает соответствую­щие проблемы преподавания информатики в школе. Она является ветвью информатики, занимающейся исследова­нием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения приме­нения компьютеров в учебном процессе, а также исполь­зованием в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.

В последнее время некоторые ученые и методисты предлагают для обозначения школьной информатики вве­сти новый термин - «компьюторика», который частично соответствует переводу с английского термина «Computer Science». Однако он не получил распространения.

В структуре школьной информатики выделяют 4 раз­дела:

  1. Программное или математическое обеспечение, ко­торое включает в себя программистские средства для про­ектирования и сопровождения информационной, обу­чающей и управляющей систем средней школы.

  2. Техническое обеспечение, которое включает в себя определение параметров оборудования типовых школь­ных кабинетов вычислительной техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств сопровождения учебно-воспитательного процесса.

  3. Учебно-методическое обеспечение включает в себя вопросы разработки учебных программ, методических по­собий, учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам, использующим информа­ционно-коммуникационные технологии.

4) Организационное обеспечение рассматривает вопро­сы внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса, подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки пре­подавательских кадров в современных условиях информа­тизации образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Электронный учебно-методический комплекс по методике преподавания математики «Общие вопросы методики обучения математике в основной школе» Комплекс компьютерных презентаций для сопровождения лекционного курса геометрии (III семестр)

    Учебно-методический комплекс
    а) числовая содержательно-методическая линия в школьном курсе математикиб) организационно-формальная содержательно-методическая линия уравнений и неравенствв) содержательно-методическая линия уравнений и неравенствг) функциональная
  2. Общие вопросы образования

    Документ
    / официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания РФ — информирует о структуре и составе Совета Федерации, его законодательной деятельности, содержит материалы Аналитического управления Совета Федерации, материалы Комитета
  3. Предисловие дорогие коллеги!

    Документ
    10 лет назад, когда мы, члены вновь созданной кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета, открывали в Челябинске абсолютно новые образовательные направления, связанные со сферой информационной
  4. Горловой Н. А., Маяковой Е. В., Горловой О. А

    Реферат
    Проблема преемственности в обучении иностранным языкам в контексте непрерывного образования. Часть 1. Межвузовский сборник научных статей аспирантов. / Под ред.
  5. Рабочая программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень)

    Рабочая программа курса
    Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года.

Другие похожие документы..