Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальные вопросы акушерства-гинекологии и организация акушерско-гинекологической помощи (для главных специалистов, главных врачей родильных домов, з...полностью>>
'Документ'
Заходи щодо підвищення інвестиційної привабливості області та реалізації у 2012 році окремих пріоритетних напрямів Стратегії розвитку Київської област...полностью>>
'Реферат'
8 Испытание трубопровода 48 1.9 Технологические захлесты трубопровода 49 1....полностью>>
'Документ'
Цели: рассмотреть значение насекомых в природе; учить находить взаимосвязи в природе; познакомить с некоторыми видами насекомых; повторить экологичес...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 681.518(075.8)

ББК 65.050.2я73

У84

Рецензенты:

профессор кафедры производственного менеджмента МАТИ —РГТУ

им. К. Э. Циолковского, канд. техн. наук В. А. Волочиенко;

зав. кафедры оценки и управления собственностью Государственного

университета управления, д-р экон. наук, профессор В.И.Бусов

Уткин В. Б.

У 84 Информационные системы в экономике: Учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.

ISBN 5-7695-1447-7

Содержится систематизированное изложение теоретических основ современных информационных систем в области экономики. Основное внимание уделено методологическим основам применения средств автоматизации профессиональной деятельности, теории и практике моделирования экономических информационных систем, а также основам построения и использования систем искусственного интеллекта.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 351400 «Прикладная математика» (по областям) и другим междисциплинарным специальностям.

УДК 681.518(075.8)

ББК 65.050.2я73

ISBN 5-7695-1447-7

© Уткин В. Б., Балдин К. В., 2004

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2004

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Решение проблем рационального использования современных и перспективных методов и средств обработки информации в практической (профессиональной) деятельности людей приобретает первостепенное значение. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, таковы актуальные потребности общества, связанные с необходимостью решения все более усложняющихся политических, экономических, военных и других проблем различного масштаба (глобальных, региональных, государственных, национальных и т.п.). Во-вторых, это единственный путь значительного (а в ряде случаев — кардинального) повышения эффективности профессиональной деятельности человека. В-третьих, широкое распространение получили технические и программные средства, позволяющие реализовать новые технологии при приемлемом расходовании ресурсов. Наконец, пользователями этих технологий становится все большее число людей (по некоторым оценкам к пользователям компьютерных технологий во многих странах может быть отнесено все трудоспособное население).

Естественно, что такой сложный и многообразный процесс, как информатизация, нуждается в методологическом обосновании, являющемся результатом исследований в рамках научно-технического направления и науки, получивших название «информатика».

В широком смысле под информатикой понимается научно-техническое направление, охватывающее все аспекты разработки, проектирования, создания и функционирования систем обработки информации на базе электронно-вычислительных машин (ЭВМ), их применения и воздействия на различные области социальной практики.

Под информатикой в узком смысле понимается научная дисциплина, изучающая цели, способы и средства автоматизации человеческой деятельности на базе современных средств электронно-вычислительной техники (ЭВТ) и связи при решении практических задач, связанных с накоплением, передачей, обработкой и представлением информации.

Предметом изучения информатики являются информационные технологии, которые реализуются на практике в автоматизированных информационных системах (АИС) различного назначения, выступающих в качестве объекта информатики. Таким образом, АИС позволяют автоматизировать ту или иную сферу профессиональной деятельности людей за счет использования компьютерных средств и технологий. Иными словами, в качестве основных средств (инструмента) автоматизации профессиональной деятельности людей сегодня выступают средства ЭВТ и связи.

В учебнике рассматриваются вопросы автоматизации таких важных видов профессиональной деятельности экономиста, как управление и научно-исследовательская работа. Применение совершенных технических и программных средств, реализующих современные и перспективные математические методы, в том числе с использованием достижений теории искусственного интеллекта (ИИ), именно в этих областях позволяет в ряде случаев говорить об интеллектуализации профессиональной деятельности как важнейшем этапе ее автоматизации.

Учебник состоит из четырех частей. В первой части изложены методологические основы создания и применения современных компьютерных систем и технологий в экономической практике: основные определения, классификация АИС, требования к специальному программному обеспечению и принципы его разработки, методика проведения информационного обследования объекта автоматизации, современные технологии разработки АИС (в частности, CASE-технологии).

Вторая часть содержит методические основы проектирования и использования баз (банков) данных и современных компьютерных сетей, а также организации процессов обработки данных в базе данных (БД).

В третьей части изложены вопросы, связанные с теорией и практикой моделирования сложных экономических систем. Особое внимание уделено имитационным моделям экономических информационных систем и методам учета различных случайных факторов при исследовании эффективности экономических операций.

Четвертая часть посвящена методическим основам построения и использования в деятельности специалистов систем искусственного интеллекта (СИИ), прежде всего экспертных систем с различными методами представления знаний. Подробно рассмотрены механизмы логического вывода в продукционных экспертных системах и диагностических экспертных системах байесовского типа.

Учебник подготовлен при государственной поддержке ведущих научных школ и получил гранд № НШ — 2350.2003.9.

Авторы выражают глубокую благодарность профессору В. А. Волочиенко и профессору В.И.Бусову за рецензирование рукописи и сделанные ими замечания.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АА — автоматизированные архивы

АИВС — автоматизированная информационно-вычислительная система

АИС — автоматизированная информационная система

АИСС — автоматизированные информационно-справочные системы

АС — автоматизированные системы

АСВЭКМ — автоматизированные системы ведения электронных карт

АСД — автоматизированные системы делопроизводства

АСО — автоматизированная система обучения

АСОДИ — автоматизированная система обучения деловым играм

АСПО — автоматизированная система программированного обучения

АСУ — автоматизированная система управления

БД — база данных

ВС — вычислительная система

ВЦ — вычислительный центр

ДСВ — дискретная случайная величина

ЖЦ — жизненный цикл

ЖЦПО — жизненный цикл программного обеспечения

ИЗ — информационная задача

ИИ — искусственный интеллект

ИППП — интеллектуальные пакеты прикладных программ

ИРЗ — информационные и расчетные задачи

ИРС — информационно-расчетная система

ИС — информационная система

ИТ — информационная технология

КУ — конфигурационное управление

ЛВС — локальная вычислительная сеть

ММ — математическая модель

МЦ — моделирующий центр

НСД — несанкционированный доступ

ОПО — общее программное обеспечение

ОППО — общее прикладное программное обеспечение

ОС — операционная система

ОСПО — общее системное программное обеспечение

ПО — программное обеспечение

ПОИС — проблемно-ориентированная информационная система

ППП — пакеты прикладных программ

ПСЧ — псевдослучайные числа

РБД — реляционная база данных

РД — руководящий документ

РЗ — расчетная задача

РПС — разрушающие программные средства

САПР — система автоматизированного проектирования

СВ — случайная величина

СВТ — средства вычислительной техники

СИИ — система искусственного интеллекта

СОН — система общего назначения

СП — система программирования

СПО — специальное программное обеспечение

СППО — специальное прикладное программное обеспечение

СППР — система поддержки принятия решения

СС — специализированная система

ССПО — специальное системное программное обеспечение

СУБД — система управления базами данных

ТЗ — техническая задача

ТТК — тренажеры и тренажерные классы

УЗ — уязвимость защиты

УМ — управляющий модуль

ФД — функциональные действия

ФМ — функциональный модуль

ЭВМ — электронно-вычислительная машина

ЭВТ — электронно-вычислительная техника

ЭИС — экономическая информационная система

ЭС — экспертная система

ЯИМ — язык имитационного моделирования

ЯОН — язык общего назначения

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Глава 1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ

1.1. Основные понятия и определения

Будучи достаточно сложным процессом, автоматизация любой деятельности человека при решении практических задач должна иметь научное — прежде всего методологическое — обеспечение. Как уже было отмечено в предисловии, наукой, изучающей наиболее общие закономерности внедрения средств автоматизации (компьютеризации) во все сферы жизни общества и последствия этого, является информатика. В рамках этой научной дисциплины автоматизация профессиональной деятельности определяется как процесс создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, освобождающих человека от непосредственного участия в получении, преобразовании и передаче энергии, материалов и (или) информации в профессиональной деятельности. Основные виды автоматизируемой профессиональной деятельности: производственные процессы, проектирование, обучение, научные исследования, управление. Основу автоматизации профессиональной деятельности в современных условиях составляют средства ЭВТ и связи.

Весьма важными и особенно интересными для широкого круга специалистов в области организационного управления представляются особенности автоматизации управленческой деятельности как процесса создания, внедрения и использования технических, программных средств и математических методов, предназначенных для автоматизированного сбора, хранения, поиска, переработки и передачи информации, используемой при управлении эргатическими системами, в ходе реализации новых информационных технологий управления. Целью автоматизации управленческой деятельности является повышение эффективности управления (качества управленческих решений, оперативности, повышения производительности управленческого труда и т.д.) [2].

Информатика является одной из отраслей общей (теоретической) информатики и изучает цели, способы и средства автоматизации деятельности должностных лиц на базе ЭВТ при управлении персоналом, разработке новых систем оружия, совершенствовании видов, форм и способов боевых действий, обучении личного состава.

Как и всякая другая научная дисциплина, информатика имеет свой объект и предмет.

В качестве объекта информатики выступает АИС, представляющая собой совокупность технических, программных средств и организационных мероприятий, предназначенных для автоматизации информационных процессов в профессиональной деятельности. Основным техническим средством АИС является ЭВМ.

Используя термин «информация», мы, как правило, не задумываемся о том, что это такое. Надо отметить, что вопрос этот является достаточно сложным (подробнее см. гл. 5). До настоящего времени в науке не выработано строгого определения понятия «информация». Говоря об информационных процессах в АИС, мы пока будем понимать под информацией некоторую совокупность данных (текстовых, числовых, графических) и связей между ними.

Под переработкой информации понимаются все возможные информационные процессы, сопровождающие профессиональную деятельность: сбор, хранение, поиск, представление информации на определенном носителе в определенном виде (визуальном, графическом, текстовом, звуковом), получение новой информации (например, в результате проведения расчетов), передача информации по каналам связи различным адресатам и др.

Автоматизированная информационная система должна рассматриваться как инструмент в руках должностных лиц, реализующих переработку информации в процессе профессиональной деятельности. Можно сказать, что наличие этого инструмента фактически определяет новую технологию осуществления профессиональной деятельности.

Понятие «технология» означает комплекс знаний о способах, приемах труда, наборах материально-технических факторов, способах их соединения для создания какого-либо продукта или услуги. Применительно к промышленному производству используется понятие «производственная индустриальная технология».

Применение понятия «технология» к информационным процессам привело к возникновению понятия «информационная технология» — совокупность знаний о способах автоматизированной переработки информации с использованием ЭВМ для автоматизации управленческой деятельности.

Создание новых информационных технологий и внедрение их в профессиональную деятельность является одной из основных задач информатики. Именно поэтому в качестве предмета информатики целесообразно рассматривать информационные технологии, определяющие рациональные способы разработки и применения АИС.

Каждая АИС обеспечивает реализацию некоторой информационной технологии переработки информации в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, в качестве задач информатики можно рассматривать создание новых информационных технологий и реализующих их АИС или перенесение известных информационных технологий из одной области человеческой деятельности в другую.

1.2. Автоматизированные информационные системы и их классификация

В качестве основного классификационного признака АИС целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности — процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должностных лиц, участвующих в управлении организационной системой [54].

В соответствии с предложенным классификационным признаком можно выделить следующие классы АИС (рис. 1.1):

  • автоматизированные системы управления (АСУ);

  • системы поддержки принятия решения (СППР);

  • автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС);

  • автоматизированные системы обучения (АСО);

  • автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС).

Рассмотрим особенности каждого класса АИС и характеристики возможных видов АИС в составе каждого класса.

Автоматизированные системы управления. АСУ представляет собой АИС, предназначенную для автоматизации всех или большинства задач управления, решаемых коллективным органом управления (министерством, дирекцией, правлением, службой, группой управления и т.д.). В зависимости от объекта управления различают АСУ персоналом и АСУ техническими средствами. АСУ является организационной и технической основой реализации рациональной технологии коллективного решения задач управления в различных условиях обстановки. В этой связи разработка рациональной технологии организационного управления является определяющим этапом создания любой АСУ.

АСУ персоналом обеспечивает автоматизированную переработку информации, необходимой для управления организацией в повседневной деятельности, а также при подготовке и реализации программ развития.

АСУ техническими средствами предназначены для реализации соответствующих технологических процессов. Они являются, по сути, передаточным звеном между должностными лицами, осуществляющими управление техническими системами, и самими техническими системами.

В настоящее время АСУ техническими средствами нашли широкое распространение во всех развитых государствах. Объясняется это тем, что управление существующими новейшими технологическими процессами без применения АСУ техническими средствами становится практически невозможным. Что касается АСУ персоналом, то в настоящее время такие системы широко используются в странах Запада, и непрерывно ведутся работы по созданию новых систем, в том числе на базе достижений в области ИИ.

Системы поддержки принятия решений. СППР являются достаточно новым классом АИС, теория создания которых в настоящее время интенсивно развивается.

СППР называется АИС, предназначенная для автоматизации деятельности конкретных должностных лиц при выполнении ими своих должностных (функциональных) обязанностей в процессе управления персоналом и (или) техническими средствами.

Выделяются четыре категории должностных лиц, деятельность которых отличается различной спецификой переработки информации: руководитель, должностное лицо аппарата управления, оперативный дежурный, оператор. В соответствии с четырьмя категориями должностных лиц различают и четыре вида СППР: СППР руководителя, СППР органа управления, СППР дежурного и СППР оператора.

Рассмотрим специфику деятельности должностных лиц, относящихся к каждой выделенной категории.

К категории руководитель относятся должностные лица, на которых возложено управление подчиненными должностными лицами (подразделениями) и принятие решений в процессе руководства. Основная форма деятельности руководителя — деловое общение.

Деятельность руководителей характеризуется следующими особенностями:

  • при централизации принятия решений резко возрастают объемы информации, уменьшается время на обдумывание и анализ, растут сложности комплексного учета всех факторов;

  • велика доля текущих задач, не позволяющих сосредоточиться на стратегических целях;

  • в процессе деятельности преобладают приемы, обусловленные привычками, опытом, традициями и другими неформализуемыми обстоятельствами;

  • при принятии решения руководитель не всегда в состоянии описать и даже представить достаточно полную умозрительную модель ситуации, а вынужден использовать лишь некоторое представление о ней;

  • деятельность руководителя в значительной мере зависит от темперамента и стиля деятельности, от степени знаний причин и следствий, ясности представления взаимосвязей, объема имеющейся информации.

Перечисленные особенности деятельности руководителей обусловливают крайнюю сложность автоматизации их деятельности, которая содержит большое количество неформальных элементов, прежде всего таких, как оперативное и стратегическое управление, принятие решений. Исходя из особенностей деятельности руководителя, можно сформулировать основные требования, предъявляемые к СППР руководителя:

1) наличие широкой информационной базы с возможностью оперативного поиска требуемой информации;

2) наглядность представления информации в форме, адаптированной к запросам конкретного должностного лица (текста, таблиц, графиков, диаграмм и т.д.);

3) обеспечение оперативной связи с другими источниками информации в системе управления и особенно с непосредственными помощниками;

4) наличие диалоговых программных средств обеспечения принятия решений на основе формальных (математических) методов;

5) простота работы при повышенной надежности технических и программных средств;

6) обеспечение возможности накопления в памяти ЭВМ опыта и знаний (в рамках интеллектуальных СППР).

Необходимо отметить, что пп. 2, 3 и 5 являются универсальными и относятся ко всем видам СППР. В настоящее время требования 1, 2, 3 и 5 могут быть полностью удовлетворены с использованием известных информационных технологий. Что касается требований 4 и 6, то их удовлетворение составляет основную теоретическую проблему, возникающую при создании СППР руководителя.

К категории должностное лицо аппарата управления относятся специалисты, занимающиеся аналитической работой по подготовке решений руководителя и их документальным оформлением. Основу деятельности должностных лиц аппарата управления составляет оценка различных вариантов решения (проведение оценочных расчетов) и разработка проектов различных документов.

Эффективность функционирования аппарата управления во многом определяется продуктивностью деятельности специалистов, особенно в вопросах создания новой информации. Доля творческого труда в их работе достаточно высока. Именно эти специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку для принятия решения руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяя их качество.

СППР органа управления должна прежде всего создать должностным лицам условия для плодотворного ведения аналитической работы и сведения к минимуму доли рутинных работ (поиск информации, оформление документов, проведение оперативных расчетов и т.д.).

Особенности деятельности должностных лиц аппарата управления определяют следующие основные требования к СППР органа управления:

  • обеспечение оперативного поиска и отображения всей информации, необходимой для подготовки решений и формирования проектов документов в пределах его компетентности;

  • обеспечение возможности ведения оперативных расчетов и моделирования для оценки ситуации и подготовки вариантов решений;

  • обеспечение возможности автоматизированной подготовки проектов документов (текстов, графиков, диаграмм и т.п.).

К основным элементам СППР органа управления следует отнести средства ведения оперативных расчетов и моделирования, поскольку именно эти средства в наибольшей степени обеспечивают повышение эффективности и качества управления.

К категории оперативный дежурный относятся должностные лица, выполняющие обязанности по оперативному руководству организационной системой во время дежурства на соответствующих пунктах управления в течение определенного времени.

Основными особенностями деятельности оперативных дежурных являются:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  2. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (1)

    Основная образовательная программа
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  3. М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа (2)

    Основная образовательная программа
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  4. Открытый конкурс. Предмет конкурса: Размещение заказа на приобретение книг и электронных изданий для библиотек муниципальных образований Ростовской области в 2007 г. 5

    Конкурс
    1.4. Предмет конкурса: Размещение заказа на приобретение книг и электронных изданий для библиотек муниципальных образований Ростовской области в 2007 г.
  5. Берлянт Александр Михайлович. Картография [Текст]: учебник

    Учебник
    Картография [Текст]: учебник для Б49 студентов вузов / А.М. Берлянт.- -е изд., испр. и доп.- М.: КДУ, 010.- 3 8 с.: ил. 8.07 я7 Гидранович Виктор Иосифович.

Другие похожие документы..