Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Календарно-тематический план'
М. Черемисин . 3.05 Лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения профессор В.М....полностью>>
'Документ'
носит ретроспективный характер и наступает за ранее совершённые действия или бездействие (в отличие от позитивной ответственности - отношения лица к с...полностью>>
'Документ'
1. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация) представляется организациями и индивидуальными предпринимателями - на...полностью>>
'Документ'
 Об организации мер противопожарной безопасности в индивидуальных жилых домах, расположенных на территории микрорайона малоэтажной застройки муницип...полностью>>

Главная > Учебная программа курса

Сохрани ссылку в одной из сетей:

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

«Утверждаю»

Председатель Ученого Совета,

декан факультета

международных отношений

д.и.н., профессор

А. В. Шарапо

_______________________

(подпись)

«­­­­­­­­­­­­­­­­­­____» ­­­­­­____________ 2003 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса «Стратегический менеджмент»

(базовая)

Для студентов специальности Е1-26 02 02 – «Менеджмент»

специализации Е1-26 02 02 10 – «Менеджмент в сфере международного туризма»

Минск

2003

Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры международного туризма ФМО

Протокол № ____ от «___» __________ 2003 г.

Заведующий кафедрой Л. М. Гайдукевич

«____» _______________ 2003 г.

Учебная программа утверждена на заседании Совета факультета международных отношений

Протокол № ___ от «___» _________ 2003 г.

Председатель Ученого Совета,

декан факультета международных

отношений д.и.н., профессор

А. В. Шарапо

_________________________

подпись

«___» ___________ 2003 г.

Автор: кандидат географических наук, доцент кафедры международного туризма ФМО БГУ Хомич С. А.

1. Пояснительная записка

Цель курса: изучение концепции стратегического менеджмента, раскрывающей сущность устойчивой конкурентоспособности современной организации.

Учебные задачи курса:

  1. Получить представление о различных парадигмах стратегического менеджмента, характеризующих его эволюционное развитие.

  2. Изучить основы стратегического управления организации, включающие анализ внешней и внутренней среды; определение миссии, целей, задач предприятия; разработку, реализацию и оценку стратегии развития.

  3. Рассмотреть корпоративную стратегию как систему стратегий отдельных бизнесов и специализированных видов деятельности.

  4. Познакомиться с основными функциональными стратегиями – продуктово-маркетинговой, производственной, финансовой, стратегией управления персоналом.

  5. Рассмотреть стратегический управленческий учет как информационное обеспечение научно-обоснованного выбора и эффективной реализации стратегии развития организации.

  6. Изучить систему стратегического контролинга, координирующую процессы стратегического управления.

2. Основное содержание дисциплины

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего

часов

Лекции

Семин. и практич. занятия

Контроли-руемая самост. работа (КРС)

1.

Введение в стратегический менеджмент. Стратегическое управление в системе менеджмента.

2

2

2.

Модели стратегического менеджмента.

2

2

3.

Диагностика конкурентного окружения организации и прогнозирование его изменения.

2

2

4.

Основные этапы анализа конкурентной ситуации в отрасти.

2

2

5.

Системный анализ внутренней среды организации.

4

2

2

6.

Определение миссии организации, установление ее целей.

2

2

7.

Разработка, определение и выбор стратегии организации. Система стратегий бизнес-уровня.

2

2

8.

Разработка стратегий функциональных подсистем. Производственная стратегия. Стратегия управления персоналом. Финансовая стратегия. Многообразие функциональных стратегий.

2

2

9.

Стратегия корпоративного уровня. Система стратегий централизованного обеспечения. Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

4

2

2

10.

Стратегия и конкурентоспособность компании.

4

2

2

№ п/п

Наименование темы

Всего

часов

Лекции

Семин. и практич. занятия

Контроли-руемая самост. работа (КРС)

11.

Согласование стратегии и положения компании. Установление стратегических приоритетов организации.

2

2

12.

Управленческие учет как система информационной поддержки конкурентной стратегии.

4

2

2

13.

Анализ прибыльности компаний по потребителям.

2

2

14.

Анализ прибыльности продукта.

2

2

15.

Сведение стратегий отдельных подсистем организации в единую стратегию. Доработка стратегии до уровня целостной и всесторонней программы конкурентных действий организации на заданную стратегическую перспективу.

2

2

16.

Реализация стратегии.

2

2

17.

Разработка политики и процедур, способствующих реализации стратегии. Поддерживающие системы и стимулы.

2

2

18.

Формирование культуры, благоприятствующей стратегии. Стратегическое лидерство в реализации стратегии.

2

2

19.

Стратегический контролинг для комплексной координации процессов и элементов системы стратегического управления организации.

2

2

20.

Информационные потребности стратегического управленческого учета. Разработка и применение систем стратегического управленческого учета.

2

2

Итого:

48

26

18

4

3. Тематическое содержание

1. Введение в стратегический менеджмент. Стратегическое управление в системе менеджмента.

Предпосылки возникновения и развития стратегического управления. Школы стратегического менеджмента. Сущность и принципы стратегического менеджмента. Задачи стратегического управления.

Основные составляющие стратегического менеджмента. Понятие стратегической единицы бизнеса и портфеля предприятия.

Стратегическое управление как средство достижения высокой и устойчивой прибыльности. Стратегическая конкурентоспособность.

2. Модели стратегического менеджмента. Первичная концепция стратегического управления. Приростной и предпринимательский стиль поведения организации.

Модельное построение процесса стратегического мышления в схеме К. Охмас. Модель стратегического управления как пошаговая процедура действия замкнутого стратегического цикла. Стратегическое видение образа будущего бизнес-успеха в моделях стратегического менеджмента. Модель стратегического менеджмента Томпсона. Модель стратегического менеджмента Дэвида. Модель стратегического процесса Линча. Модель стратегического управления С.А.Попова.

3. Диагностика конкурентного окружения организации и прогнозирования его изменений.

Структурный анализ конкурентного окружения организации. Модель пяти сил М. Портера. Конкурентные преимущества. Угроза проникновения на рынок потенциальных конкурентов. Власть покупателей и власть поставщиков. Угрозы со стороны заменителей товара или услуги. Уровень конкурентной борьбы между традиционными конкурентами. Базовые конкурентные стратегии. Стратегия лидерства по издержкам. Стратегия дифференциации или индивидуализации. Стратегия фокусирования.

Методы анализа внешней среды: сканирование, мониторинг, прогнозирование и оценка.

4. Основные этапы анализа конкурентной ситуации в отрасли.

Обобщенная схема анализа отрасли и конкуренции. Основные экономические характеристики окружающей среды отрасли. Анализ конкуренции. Движущие силы. Конкурентное положение основных компаний или стратегических групп. Анализ конкурента. Основные факторы успеха. Перспективы отрасли и ее общая привлекательность.

Периодичность анализа отрасли и конкуренции. Значение мониторинга деловой среды компании для создания стратегии, соответствующей внешней ситуации. Группы влияния или стейкхолдеры в стратегическом процессе обеспечения конкурентоспособности. Бриджинг и создание сетевых структур.

5. Системный анализ внутренней среды организации.

Значение анализа внутренней среды для формирования стратегии. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации. Материальные и нематериальные ресурсы. Стратегическая значимость ключевых элементов организации – целей, структуры организации, финансовых, трудовых ресурсов, производственной деятельности, сбыта, инновационных технологий, организационных систем информации, коммуникации и составления сметы. Этапы процесса оценки преимуществ и недостатков. Анализ цепочки создания ценности. Модель базисной цепи формирования ценности для потребителя. Передача части операций по формированию ценности внешним исполнителям. Конфликты ожиданий. Анализ результативности и эффективности использования ресурсов. Оценка наличия внутренних ресурсов. Портфельный анализ бизнес-единиц и товарных линий. Матрица «Бостон Консалтинг групп» (BCG). Анализ навыков. Анализ гибкости.

Внутренние стейкхолдеры как конкурентные ресурсы. Менеджеры высшего звена управления. Владельцы. Служащие и управление человеческими ресурсами.

Стержневая компетентность как характеристика использования внутренних возможностей компании для удовлетворения нужд и ожиданий ее потребностей. Критерии устойчивости конкурентных преимуществ компании.

6. Определение миссии организации. Установление ее целей.

Стратегическая миссия организации. Понятие миссия. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формулирования миссии. Цели организации. Понятие и виды целей. Направления установления целей. Иерархия целей бизнеса. Потребность в функциональных целях. Цели роста. Требования к целям. Фазы установления целей. Способы установления целей. Формы принятия решения. Уровни стратегического планирования.

7. Разработка, определение и выбор стратегии организации. Стратегия бизнес-уровня.

Подходы к выработке стратегий. Лидерство в минимизации издержек производства. Специализация в производстве продукции. Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий организации на выбранном рыночном сегменте. Изменения: 1) продукта; 2) рынка; 3) отрасли; 4) положения предприятия внутри отрасли; 5) технологии в эталонных стратегиях роста организации.

Стратегии концентрированного роста: стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

Стратегии интегрированного роста: стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

Стратегии диверсифицированного роста: стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации, стратегия конгламеративной диверсификации.

Стратегии сокращения: стратегии сокращения, стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Определение стратегии компании. Уяснение текущей стратегии, проведение анализа портфеля бизнесов, выбор стратегии. Матрица Томпсона и Стрикленда. Оценка выбранной стратегии. Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Соответствие стратегии потенциалу и возможностям предприятия. Приемлемость риска.

8. Разработка стратегий функциональных подсистем. Производственная стратегия. Стратегия управления персоналом. Финансовая стратегия. Многообразие функциональных стратегий.

9. Стратегия корпоративного уровня компании. Стратегический анализ диверсифицированных компаний.

Определение текущей корпоративной стратегии. Матричные методы оценки диверсифицированных портфелей. Матрица «рост-доля». Матрица привлекательности отрасли – сильные стороны предприятия. Матрица жизненного цикла. Выбор типа матрицы. Сравнение сильных сторон бизнес-единиц. Анализ стратегического соответствия. Ранжирование бизнес-единиц по инвестиционным приоритетам. Разработка стратегии компании. Критерий результативности. Распределение ресурсов компании. Ориентиры для управления процессом разработки стратегии компании.

Полифония стратегии организации. Разумная достаточность стратегии. Органичность корпоративной стратегии.

10. Стратегия и конкурентоспособность компании.

Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентоспособности. Преодоление сильных сторон конкурента. Наступление на слабые стороны конкурента. Одновременное наступление по многим направлениям. Обходные маневры.

«Партизанские» наступления. Превентивные действия. Выбор объемов для атаки.

Использование оборонительных стратегий для сохранения конкурентного преимущества.

Стратегии вертикальной интеграции и конкурентоспособность. Стратегические преимущества и недостатки вертикальной интеграции.

Преимущества и недостатки учреждающих действий.

11. Согласование стратегии и положения компании. Установление стратегических приоритетов организации.

Конкурентные стратегии в зарождающихся отраслях. Конкурентные отрасли в зрелых отраслях. Стратегические ловушки. Конкуренция в застойных и затухающих отраслях. Конкуренция во фрагментированных отраслях. Конкурентные стратегии на международных рынках.

Стратегии для лидеров отрасли. Стратегии для компаний-преследователей. Стратегии для слабых бизнесов. Стратегии полного обновления.

12. Управленческий учет как система информационной поддержки конкурентной стратегии. Прибыльность сегментов рынка как результат конкурентной стратегии.

Учет конкурентов в моделировании стратегических преимуществ компании. Барьеры для входа в отрасль. Альтернативные стратегии для каждого конкурента. Барьеры для выхода из отрасли. Моделирование олигополии. Источники информации о конкурентах.

13. Анализ прибыльности компаний по потребителям.

Максимизация доходов от существующих потребителей. Достоинства анализа прибыльности по потребителям. Удержание потребителей. Группировка потребителей. Группировка клиентов по географическому признаку. Матричная форма группировки клиентов. Проблемы анализа прибыльности по потребителям.

14. Анализ прибыльности продукта.

График зависимости «прибыль/ объем продаж».

Максимизация стоимости существующих продуктов. Прямая прибыль продукта. Продукты и брэнды. Признаки брэнда.

Иерархия продуктов/сегментация продуктов, упаковочная сегментация, канал сбыта. Проблемы кросс-субсидирования продуктов. Создание конкурентного преимущества. Матрица привлекательности продукта.

15. Сведение стратегий отдельных подсистем организации в единую стратегию. Доработка стратегии до уровня целостной и всесторонней программы конкурентных действий организации на заданную стратегическую перспективу.

Бизнес-план как форма представления стратегии развития бизнес-единицы. Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана. Ошибки и погрешности в составлении бизнес-планов.

16. Реализация стратегии.

Основные этапы реализации стратегии. Бизнес-успех как критерий эффективности реализации стратегии. Стратегия как реализация видения и стратегия как выполнение плана. Запуск стратегии как одно из ключевых решений стратегического управления. Основные стратегические изменения. Изменения первого и второго уровней. Система стратегических изменений. Стратегические переходы. Основные области стратегических изменений: информирование и мотивация персонала, лидерство и стиль менеджмента, базовые ценности и корпоративная культура, организационная структура, ресурсное (в частности) финансовое обеспечение, компетенция и навыки. Ключевые стратегические изменения. Органичность стратегических изменений.

17. Разработка политики и процедур, способствующих реализации стратегии. Поддерживающие системы и стимулы.

Перераспределение ресурсов для увязки смет со стратегией. Разработка политики, способствующей реализации стратегии. Применение инновационных технологий для совершенствования процессов управления. Тотальное управление качеством. Создание поддерживающих систем, обеспечивающих эффективное выполнение функций персоналом. Разработка систем вознаграждения. Использование методов мотивации и стимулирования, обеспечивающих содействие и приверженность стратегии всех звеньев организации. Позитивные и негативные методы мотивации. Моральное и материальное стимулирование.

18. Формирование культуры, благоприятствующей стратегии. Стратегическое лидерство в реализации стратегии.

Источник культуры компании. Значение культурных традиций и соответствие культуры реализуемой стратегии. Прочные и слабые культурные традиции. Неэффективные или нездоровые культуры. Адаптивные культуры. Обеспечение соответствия стратегии и культуры. Символические и содержательные действия проводников стратегии. Формирование этических норм и ценностей. Заявления о ценностях. Этические кодексы. Ориентация культуры на высокие результаты.

Лидеры стратегических изменений. Стратегическое лидерство. Управление путем обхода. Формирование климата и культуры, благоприятствующих стратегии.

19. Стратегический контролинг для комплексной координации всех процессов и элементов системы стратегического управления организации.

Функции стратегического контролинга. Смена стратегий по мере развития бизнеса. Общие проблемы контроля. Механизмы финансового контроля, используемые на протяжении жизненного цикла продукта. Отсутствие жизненного цикла у брэнда. Стратегия инвестирования в брэнды.

Методы финансового контроля стратегий внедрения, зрелости, старения и упадка продукта.

20. Информационные потребности стратегического управленческого учета. Разработка и применение систем стратегического управленческого учета.

Выбор оптимальных финансовых показателей в системе внутреннего стратегического учета. Раздельность показателей экономической и управленческой деятельности. Разделение неустранимых и сворачиваемых затрат. Разделение сворачиваемых и технико-экономических затрат. Стратегический учет нормативных затрат. Адаптация к будущим переменам.

Гибкие производственные системы. Роль информационных технологий в организации систем стратегического управленческого учета. Проблемы сбора данных. Проблемы ввода данных.

Понятие и концепция логистической системы. Элементы логистической системы. Управление деловой логистической системой. Стратегия и планирование в деловой логистике. Службы управления логистикой в организационной структуре предприятия. Управленческая информация. Система анализа информации. Статистический банк. Банк моделей.

4. Список литературы, рекомендованной по курсу «Стратегический менеджмент»

  1. Анискин Ю.П. Организация малого бизнеса в туризме: Учебник – М.: Финансы и статистика, 2000.

  2. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2000.

  3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2002.

  4. Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  5. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Мн.: БГЭУ, 1999.

  6. Квартальнов В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. – М.: Финансы и статистика, 1998.

  7. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  8. Кит Уорд. Стратегический управленческий учет. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.

  9. Кочеткова А.И. Сборник ситуационных задач по курсу «Антикризисное управление»: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  10. Маркова В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. – Новосибирск, 2000.

  11. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  12. Попов С.А. Модульная программа для менеджеров. Стратегическое управление. – М.: ИНФРА–М, 2000.

  13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА, 2000.

  14. Тренев Н.Н. Стратегическое управление на предприятиях. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебная программа курса «Организация и управление туристским предприятием» (базовая) Для студентов специальности Е1-26 02 02 «Менеджмент» специализации Е1-26 02 02 10 «Менеджмент в сфере международного туризма»

    Учебная программа курса
    Цель курса: изучение этапов создания и правовой регистрации туристского предприятия, базовых элементов управления организациями туристского комплекса Беларуси.
  2. Учебная программа курса «Реклама и pr в международном туризме» (базовая)

    Учебная программа курса
    Концепция: предметом курса «Реклама и PR в международном туризме» являются интегрированные маркетинговые коммуникации, используемые в сфере туризма. Они рассматриваются в соответствии с современными взглядами, как коммуникации, интегрирования
  3. Учебная программа курса «Маркетинг в туризме» (базовая)

    Учебная программа курса
    Теория маркетинга рассматривается в соответствии с самыми современными взглядами и отражает основные особенности маркетинга сферы туристских услуг. Поскольку маркетинг является эмпирической наукой, курс основан на опыте иностранных
  4. Курс лекций Учебное пособие Волгоград 2009 удк 330. 01 Ббк 65. 012. 2

    Курс лекций
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ для экономических специальностей. Представлено в наглядной форме посредством использования блочности построения учебного материала и зрительных
  5. Программы Voyage Office и «Аист 5» 66 Система Continent-ant 67 программа

    Программа
    М801 Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник / М. А. Морозов, Н.С. Морозова. — М.: Изд. центр «Академия», 2002.

Другие похожие документы..