Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесен...полностью>>
'Документ'
В этой серии нового электронного издания БУЛ пользователям Библиотеки предлагаются материалы, раскрывающие малоизвестные страницы жизни и творчества ...полностью>>
'Документ'
В основном это "смысловой литературный" перевод вытащенной из дебрей интернета статьи, без изъятий, с некоторыми комментариями "местно...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 27 апреля 2007 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.006.03 в Российской академии государственной службы при...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Спецкурс по анализу художественного текста

2

2.

Учимся писать без ошибок

8

3.

Язык мой , дружи со мной

13

4.

Занимательно о русском языке.

15

5.

Трудные случаи русского языка

20

6.

Практическая грамматика.

23

7.

Трудные случаи русской орфографии

25

8.

Трудные вопросы истории

29

9.

Занимательные страницы истории

33

10.

Как человек стал хозяином планеты Земля

39

11.

Повседневная жизнь Великобритании

40

12.

Бизнес – курс английского языка

44

13.

Дух Санкт - Петербурга

49

14.

Веселый английский

53

15.

Изучаем Великобританию

58

16.

Основы современного английского языка

62

17.

От чтения к обсуждению

65

18.

От говорения к письму

68

19.

Основы современного испанского языка

75

20.

Испанский – как второй иностранный.

78

21.

Говори по-немецки

80

22.

Интенсивное обучение немецкому языку

84

23.

Французский язык для начинающих

86

24.

Основы разговорного французского языка

90

25.

Подготовка пользователей ПК

97

26.

Решение задач повышенной сложности по физике.

102

27.

Экспериментальное решение качественных и количественных задач

108

28.

Дружим с математикой ( для 3-классов)

111

29.

Дружим с математикой ( для 4-классов)

113

30.

Математика. Дополнительные главы.

117

31.

Спецкурс по математике: решение нестандартных задач.

122

32.

Программа по биологии «Удивительное рядом»

125

33.

Рукопашный бой.

129

34.

Этика деловых отношений

146

35.

Развивающие театральные игры.

149

36.

Учимся танцевать

153

Спецкурс по анализу художественного текста.

Пояснительная записка

Данная программа предлагается учащимся 10х-11х классов, желающим углубить свои знания в области анализа текста. Курс рассчитан на 2 года (68 часов, 1 час в неделю).

Важным показателем развития творческого потенциала личности являются ее речевые умения. Общеизвестна взаимосвязь, взаимозависимость речи и мышления. Так, четкая и логичная речь содействует четкости мысли, а сформировавшаяся мысль способствует ясной и логически точной речи. Знакомство же с тайнами и нюансами стиля писателя способно обогатить как речь, так и образное мышление читателя.

Одним из главных условий развития речи учащихся является их включение в активное чтение художественного текста. Л.С.Выготский, выделяя речевую деятельность как фундаментальную для человека, видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.

«Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность содержания своей жизни, ее мотивы, направленность, свой статус среди людей – познать самого себя». (Г.И.Щукина. Роль деятельности в учебном процессе. – М: Просвещение, 1986, с. 47) Память, воображение, мышление, поведение в разные возрастные периоды и в различной степени опосредуются именно речью, а анализ текста как путь постижения его смыслов, стиля, его художественной системы не только позволяет познакомиться с художественным миром писателя, но и через «короткое замыкание», о котором писал Выготский, приблизить к себе.

Полноценное развитие всех компонентов речи является необходимым условием достижения учеником повышенного уровня образованности в гимназии. Для решения обозначенной проблемы и разработан данный курс, предполагающий приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, утверждающимся русской классической литературой, развитие познавательных интересов, воспитание самостоятельности в формировании и выражении собственной позиции.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание занятия

Занятия

Теорет.

Практ.

1

Что такое

художественный текст с точки зрения современной науки Художественный текст как определенная информация и образная система Язык художественной литерату­ры и литературный язык

Отрывок из произведения И.С Шмелева "Лето Господне", например, "Мартовская капель" Почему иное литературное произведение трудно пере­сказать? Что остается за гранью фактов и собы­тий? Какую информацию получаете? Какие образы возникают при чтении? Наблюдение над вариантами стихотворения А.А.Фета "Облаком волнистым"... что происходит в образной системе стихотворения после изменения слова "прах" на слово "пыль"? Работа с толковым словарем С.Ожегова.

1

1

2

Литературоведческий,

сти­листический и лингвисти­ческий анализ, художественный текст под "лингвистическим микроскопом". Слово в

Стихотворение А.С.Пушкина "Деревня". — какое время года изображает поэт? (Лингвистический анализ, работа с тол­ковым словарем); — какое значение для идеи стихотворения имеет то, что поэт изображает осень? (Литературоведческий

1

1

п/п

Тема

Содержание занятия

Занятия

Теорет.

Практ.

тексте художественного произведения.

анализ)

3

Выведение алгоритма

ана­лиза рассказа после чтения рассказа И.А.Бунина Легкое дыхание".

I. Первое впечатление II. Возникшие вопросы III. Сюжет IV. Герои (главные и второстепенные) Портреты героев; авторское отношение к героям. V. Смысл названия VI. Язык произведения (мастерство писате­ля в создании образов)

VII. Композиция произведения (особенно обращаем внимание на начало и финал) VIII. Пейзажные зарисовки (если есть) IX. Художественные детали. Образы - сим­волы X. Идея произведения

1

1

4

Художественная деталь - главная

опора анализа

Л Н.Толстой "Анна Каренина" (1гл.18) найти важную художественную деталь в описании внешности А. Карениной, например, ("румяные губы") — как эта деталь помогает нам понять ха­рактер героини?

1

1

5

Отличие художественной детали от подробности. Де­таль как лейтмотив произ­ведения.

Наблюдение над рассказом В.Шаламова "Странник", (Художественная деталь пере­растает в символ) Работа над рассказом В.Набокова "Рождество". Учитель читает I главу. У учеников на столах обязательно текст (распечатка) I главы. Задание: найти детали, помогающие понять чувства героя и то, что с ним произошло. (Слепцов сел на стул, на котором не сиживал никогда"; "стучишь зубами", ничего не видишь от слез"; Слепцов сел в "нежилой угол"; сидел, "словно в приемной у доктора", между пальцев прилипла "застывшая капля воска", и т.д.) После анализа художественных де­талей учитель читает рассказ до конца. — Почему рассказ заканчивается словом "счастье"? — Какая художественная деталь стала лейтмотивом произведения?

1

1

6

Роль названия

в художест­венном произведении На­звание

как часть авторско­го замысла.

I. Размышление о названиях таких произ­ведений, как "После бала" Л.Н.Толстой, "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин (почему был вариант названия "Зависть"?) "Война и мир" Л.Н.Толстой "Война и мир" В.В.Маяковский

1

1

п/п

Тема

Содержание занятия

Занятия

Теорет.

Практ.

II. Читать стихотворение Б.Л. Пастернака "Плачущий сад", не сообщая ученикам названия. Попытка "назвать" стихотворе­ние Б.Л.Пастернака.

7

Практическая работа по анализу произведений .

На материале рассказов Ю.П.Казакова "Адам и Ева", "Голубое и зеленое", "На полустанке"

1

1

8

Взаимное обсуждение и

рецензирование работ учащихся по анализу рассказов.

План рецензии прилагается.

1

1

9

Сопоставительный анализ произведений малой фор­мы. Рассмотрение произведений в историческом кон­тексте.

Сопоставительный анализ рассказов Ю.П.Казакова "Ночь" и И.С. Тургенева "Бежин луг".

1

1

10

Роль пейзажа в художест­венном произведении.

При анализе пейзажа необходимо обращать внимание на I. авторскую оригинальность в описании природы; II. метафоричность, образность; III. оценочные эпитеты: IV. аллитерации, ассонансы; V. особенности сравнений

1

1

11

Анализ пейзажных зарисо­вок.

На примере рассказа К.Г.Паустовского "Избушка в лесу". На дом: анализ пейзаж­ной зарисовки в начале рассказа И.С.Тургенева "Свидание" (Вариант: срав­нить пейзажные зарисовки в начале и конце рассказа И.С.Тургенева "Свидание")

1

1

12

Анализ эпизода - составная часть анализа художест­венного произведения.

Вы­ведение алгоритма анализа эпизода.

I. Определить границы эпизода. II. Уметь коротко пересказать. III. Какие стороны характера персонажа, развития действия и композиции показа­ны в этом эпизоде? Как? IV. Язык художественного произведения, (художественно-выразительные средст­ва). Лексика. Синтаксис. Художествен­ные детали. V. В чем проявляется авторское отношение к изображаемому? VI. Кульминация эпизода. VII. Место эпизода в произведении и его значимость.

1

1

13

Анализ эпизода из рассказа В.Астафьева "Царь-рыба".

Самостоятельный выбор эпизодов. На дом: анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Воскресенье"

(I ч.гл.37)

1

1

п/п

Тема

Содержание занятия

Занятия

Теорет.

Практ.

14

Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина"

1 гл.18, IV ч. гл.2,3 VII ч. гл.31 Анализ эпизода гибели Анны, (образец работы прилагается).

1

1

15

Фрагмент-текстовая

еди­ница, заключающая в себе все элементы текста. Что такое стиль писателя?

Наблюдение над фрагментом повести И.С.Тургенева "Первая любовь" (Желательно, чтобы большинству учащихся выбранный текст был неизвестен) Время, страна, литературное направление, особен­ности стиля писателя - это определяем по фрагменту.

1

1

16

Практическая работа по определению стилевых особенностей того или иного фрагмента.

На примере отрывков из следующих произ­ведений И С.Тургенева "Отчаянный", "Стук, стук, стук". Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Подросток", Л.Н.Толстой "Рубка леса", "Семейное сча­стье", (образцы работ учащихся прилагаются).

1

1

17

Контекст и его роль в про­заическом художественном произведении.

Один из возможных вариантов работы, на­блюдение над образным изменением слова в контексте. Напр., в романе Ф.М.Достоевского "Бедные люди" слово "фальбала" (оборка) в речи М. Девушкина приобретает значение символа нелепой су­матохи, ненужной свадьбы, сломанной человеческой жизни.

1

1

18

Что такое сказ.

Определение "сигналов", по которым узна­ется сказ, на примере образцов произведе­ний Н.С.Лескова, М.М.Зощенко.

1

1

19

Анализ фрагментов текста

произведений, в которых есть образцы сказовой ре­чи.

На примере рассказов В.М.Шукшина "Залетный", "Мастер", "Ванька Тепляшин". (Проанализировать фрагменты, указать на признаки сказа).

1

1

20

Роль рассказчиков в сказовом произведении.

Рассказчик и его роль в повести Н.В.Гоголя "Повесть о том, как поссорился Иван Ива­нович с Иваном Никифоровичем".

1

1

21

Несобственно-прямая речь в художественном произ­ведении.

Наблюдение над особенностями прямой речи персонажа и несобственно-прямой ре­чи автора в рассказе А.П.Чехова "В ссыл­ке". На дом: Наблюдение над ролью несоб­ственно-прямой речи в рассказе А.П.Чехова "Душечка".

1

1

22

Другие средства создания художественного образа.

Портрет, интерьер, речевая характеристика, место в системе персонажей в произведениях

1

1

п/п

Тема

Содержание занятия

Занятия

Теорет.

Практ.

современной прозы

23

Особенности анализа

дра­матического произведения.

См.сборник "Анализ драматического про­изведения" под ред. В.М.Марковича, Л-д 1988.

1

1

24

Структура драматического произведения Авторский голос в

драматическом произведении. Роль рема­рок. Теория драматическо­го конфликта.

Возможное задание: используя знания по теории драмы, написать комедию или тра­гедию на сюжет сказки, например, "Курочки Рябы".

1

1

25

Практическая работа по анализу уже известного учащимся драматического произведения

На примере драмы А.Н.Островского "Гроза" (Действие 3, сцена I, явл.1)

1

1

26

Практическая работа по анализу эпизода пьесы "Утиная охота" с точки зрения конфликта.

На примере эпизода (II д., картина 3).

1

1

27

Роль символов в драмати­ческом произведении.

Анализ эпизодов из пьес Е.Шварца "Дракон", "Тень".

1

1

28

Анализ конкретных актов и сцен А.П.Чехова "Чайка".

На примере диалогов Маши и Медведенко в I и IV д. пьесы.

1

1

29

Написание критической статьи на театральную по­становку с включением анализа эпизодов драмы, (образец работы прилага­ется).

Что необходимо отметить в критической статье: — в чем проявились особенности режис­серского прочтения пьесы (удачи, неуда­чи - с вашей точки зрения). — что нового открылось в пьесе для вас после просмотра?

1

1

30.

Лирическое произведение. Слово в лирике и прозе. Алгоритм анализа лириче­ского произведения.

Знакомство с книгой Л.Гинзбург "О лирике".

1

1

31

Тропы. Умение видеть тропы и понимать их художественную значимость

Практическая работа по определению тро­пов в отрывках, предложенных учителем. Материал можно найти в книге Т.Л.Служевская"Уроки русской словесно­сти". СПб, 1996 г. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б Секреты стили­стики. Москва, 1996

1

1

п/п

Тема

Содержание занятия

Занятия

Теорет.

Практ.

32 .

Стихотворные размеры.

Практическая работа по определению сти­хотворных размеров отрывков, предложен­ных учителям.

1

1

33

Как создается характер ли­рического героя в лириче­ском произведении.

Анализ стихотворений А.Фета, А.Ахматовой и др. по выбору учителя.

1

1

34

Автор и лирический герой в лирическом произведе­нии.

Анализ стихотворения О.Мандельштама "Ленинград".

1

1

Итого:

34

34

Итого: 68 часов

Литература


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Спецкурс "Анализ художественного текста на английском языке" в системе непрерывного образования "школа вуз" Ссылка

    Анализ
    Основной целью курса “Анализ художественного текста на английском языке” является преодоление барьера между школьным и вузовским образованием. Очень часто наша система образования направлена на репродуктивные виды работы, на запоминание
  2. Спецкурс по литературе на тему «Анализ художественного произведения»

    Самостоятельная работа
    Анализ литературного произведения в школе, несмотря на накопленный методический опыт, продолжает оставаться актуальной и сложной проблемой. С какими вопросами нередко приходится сталкиваться учителю в этой связи? Зачем вообще анализировать
  3. Х. М. Бербекова таов Х. Т., Езаова м. Ю., Хежева м. Р. Лингвистический анализ художественного текста ( на материалах романа т. Керашева «одинокий всадник») Учебно-методические рекомендации

    Методические рекомендации
    В работе рассматриваются особенности лингвистического анализа текста. Акцент ставится на ключевые моменты, которые непременно выделяются при языковом разборе художественных произведений.
  4. Художественный образ в английской литературе ХХ века: типология лингвопоэтика перевод

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «16» декабря 2010 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 в ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 433099, Самара, ул.
  5. Дополнительные образовательные программы. Повышение квалификации Кострома, 2000 Сборник печатается по решению Ученого Совета Костромского института повышения квалификации

    Документ
    Ходырев Сергей Михайлович, проректор по аналитико-инновационной деятельности Костромского государственного института повышения квалификации работников образования, зав.

Другие похожие документы..