Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального учреждения высшего профессионального образования «Российская академия г...полностью>>
'Доклад'
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, высоко оценивая Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подчеркнул, что в ней «з...полностью>>
'Программа'
5 экскурсий в стоимости тура: обзорная экскурсия по Амстердаму, посещение алмазной фабрики, круиз по каналам Амстердама, экскурсия по Антверпену, обз...полностью>>
'Документ'
В современном мире каждое предприятие, независимо от организационной формы и масштабов его деятельности, заинтересовано в повышении своей конкурентос...полностью>>

Главная > Учебное пособие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДЫ ПРИКЛАДНЫХ

СОЦИАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Павел Романов

Елена Ярская-Смирнова

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Методы прикладных социальных исследований. Учебное пособие. Изд.2-е, дополненное. М.: Вариант, Норт-Медиа, ЦСПГИ, 2008. - 255

При участии Слепухина А.Ю. (ч.5), Ярской В.Н. (ч.1, 5)

Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы) и программы поддержки гражданского общества «Диалог»

Рекомендовано УМО вузов по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальной работы» (Решение № 36-р от 09.06.2007)

Содержание

2

Введение 4

Часть 1. Особенности прикладных 6

социальных исследований 6

Развитие прикладных социальных исследований. Зачем нужны прикладные исследования. Академическое и прикладное исследование. Анализ решений социальной политики и мер по их реализации. Оценка, диагностика, экспертиза. Акционистские и партисипаторные исследования 6

Часть 2. Стратегия прикладного социального исследования 37

Раздел 2.1. Организация исследования 37

Исследовательская стратегия. Выбор метода исследования в социальной работе. Планирование и организация исследований в области социальной работы. Программа исследования. Операционализация понятий. Шкалирование 37

Раздел 2.2. Методы сбора и анализа данных 57

Метод эксперимента. Сбор и анализ данных методом формализованного интервью (анкетирования). Интервью в качественном исследовании. Биографический метод. Наблюдение. Метод анализа текстов. Анализ нарративов. Теоретизация практики. 57

Расскажите о своей нынешней работе, должности 68

Часть 3. Организационные исследования 117

История организационных исследований в сфере социального обеспечения за рубежом. Подходы к исследованию эффективности социального менеджмента. Типы социальных служб. Стратегия кейс стади в исследовании социальных служб. Контекст и случаи. Исследования «бюрократии низового уровня» 117

Часть 4. Оценочные исследования 145

Оценка потребностей. Оценка уровня доходов получателя социальной помощи: проверка нуждаемости. Оценка программ и проектов. Дизайн оценочных исследований. Формы оценки программ. Написание отчета и распространение результатов оценивания. Оценка качества и эффективности в социальных службах: по данным одного исследования. Понятие социальной экспертизы. Гендерная экспертиза 145

Оценка качества и эффективности в социальных службах: 185

по данным одного исследования 185

Часть 5. Оценка качества социального образования 213

Понятие профессионализации. Теоретические подходы к профессионализации. Качество подготовки по социальной работе как фактор профессионализации. Подходы к оценке качества образования. 213

Часть 6. Оформление результатов исследования 234

Отчет о полевом исследовании с использованием качественной методологии. Подготовка эссе по кейс стади. Подготовка отчета по результатам оценочного исследования. Распространение и внедрение рекомендаций. Подготовка выпускной (квалификационной) работы 234

Библиографическое описание и список используемой литературы 248

Типичные ошибки в дипломных работах 253

Заключение 258

Введение

Учебное пособие «Методы прикладных социальных исследований» предоставляет материалы по методологии исследований в социальных науках, закрепляет навыки работы с основными методами и делает акцент на значении прикладных исследовательских технологий в анализе социальной политики, изучении организаций и практике социальной работы. Книга состоит из шести частей. В первой части раскрываются особенности прикладных социальных исследований, их история, задачи и разновидности. Объясняются различия между академическим и прикладным исследованиями, дается краткая характеристика анализа социальной политики, оценочных исследований, аргументируется необходимость акционистских и прикладных исследований для социальных наук и социальной практики. Вторая часть посвящена исследовательской стратегии: здесь дается представление о различных этапах подготовки и осуществления исследований, аргументируется выбор того или иного исследовательского метода, предлагается краткое описание методов. Специально обсуждается проблема операционализации понятий и шкалирования при подготовке инструментария. Особое внимание уделяется качественным методам исследований.

Третья часть рассматривает подходы к исследованию организаций и управления, в частности, в социальной сфере. В центре этого раздела – методология кейс стади. Здесь рассказывается о типах организаций, в том числе, социальных служб и приводится иллюстративный материал из проведенных авторами исследований. Четвертая часть посвящена вопросам оценивания и включает раздел по оценке потребностей клиентов, а также целый ряд разделов по особенностям, задачам, формам и процедурам оценочных исследований. Здесь приводятся примеры исследований социальных служб, а также речь идет о социальной и, в частности, гендерной экспертизе. В пятой части обсуждаются проблемы профессионализации и способы оценки качества профессиональной подготовки. Представлены подходы к оценке качества образования.

Шестая часть посвященная вопросам оформления результатов исследования. Здесь приводятся рекомендации по составлению разных жанров письменных отчетов: отчет о полевом исследовании с использованием качественной методологии, эссе по кейс стадии, отчет о результатах оценочного исследования. Обсуждаются возможные трудности и пути их преодоления при распространении и внедрении рекомендаций. В завершении даются указания по подготовке выпускной (квалификационной) работы. Чрезвычайно важно при освоении материала пособия ориентировать студентов на самостоятельные исследования, связанные с тематикой дипломного проекта. Подготовка к дипломной работе обеспечивается тренировкой исследовательских навыков, созданием и проведением пилотных проектов, в которых студенты избирают, обосновывают и проверяют тот или иной метод изучения социальных проблем, выступающих объектами прикладного социологического исследования.

В первом издании учебное пособие вышло под названием «Исследования в социальной работе» в 2004 г. в Саратове в РИО Саратовского государственного технического университета тиражом 500 экз. с грифом «рекомендовано УМО по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности социальная работа». В настоящем издании расширен материал по организационным и оценочным исследованиям, обновлены списки литературы.

Учебное пособие может быть использовано на курсах образовательных программ по социальной работе: «Методика исследований в социальной работе», «Социология», «Социальная политика», «Администрирование учреждений социальной защиты», «Социальный менеджмент», а также на занятиях по курсам «Социология», «Методы социологических исследований» для студентов социально-экономических и междисциплинарных специальностей.

Часть 1. Особенности прикладных

социальных исследований

Развитие прикладных социальных исследований. Зачем нужны прикладные исследования. Академическое и прикладное исследование. Анализ решений социальной политики и мер по их реализации. Оценка, диагностика, экспертиза. Акционистские и партисипаторные исследования

Развитие прикладных социальных исследований

Научное знание об обществе не всегда было связано с эмпирическими исследованиями, а практика социальной помощи, социальной работы, управления далеко не всюду находится в тесной взаимосвязи с теориями, объясняющими социальные феномены на макро- или микроуровне. У истоков таких теорий стоят крупнейшие учения древних мыслителей, прежде всего Платона и Аристотеля, впервые в истории предложивших развернутые объяснения общественного устройства и объединений людей. С тех пор прошли столетия, пока к решению проблем, считавшихся ранее чисто умозрительными, стали применяться экспериментальные методы, иными словами, когда стали проводиться прикладные социальные исследования.

Прикладное социальное исследование – это приложение теорий, понятий, методов к анализу социальных проблем с целью произвести результаты, которые могли бы повлиять на их решение посредством внедрения в практику социальной работы, образования, трудовых отношений, городского планирования, социального управления и социальной политики.

Как пишет Г.С.Батыгин, «замысел знания сместился с "вечных истин", до которых разум может возвыситься лишь путем созерцания, очищения от грязи заблуждений и аффектов, на активную силу интеллекта, формирующую мир по точно рассчитанному проекту»1. Ранним социальным теориям был свойствен так называемый критический амелиоризм, т. е. стремление к улучшению социальной ситуации, а также рациональный активизм — энергичное вмешательство активного разума в существующий порядок вещей. Социальные теории, кроме того, были проникнуты атмосферой романтического подвижничества и энтузиазма, свойственной новоевропейской идеологии обновления. Влияние романтизма на формирование социологической программы наиболее отчетливо просматривается в той ее традиции, которая изначально была сопряжена с психологизмом1 и заложила основы качественной методологии. Интеллектуальные основания развития социальной науки были связаны с задачей улучшения жизни людей с помощью знания: «…социальные науки предоставляют возможность понимать и предсказывать происходящее, ускорить желаемые процессы, расширить возможности если не к контролю за ситуацией, то к успешной адаптации»2. Развитие исследований, по мнению Р.Парка, тесно связано с эволюцией государственного управления к более рационализированной модели: «Прогресс стремится к такому состоянию, когда, например, принятию законов предшествует сбор и анализ фактов, когда реформы осуществляются экспертами, а не любителями»3.

Вплоть до начала ХХ века между академической наукой и социальными обследованиями было мало общего; они развивались параллельно. Социальные теории, доктрины стремились объяснить социальное устройство, были нацелены на поиск конечной истины, они считались «чистой», академической наукой и были понятны лишь узкому кругу хорошо образованных интеллектуалов. В свою очередь, социальные обследования решали более конкретные, жизненные задачи: занимались как можно более полным описанием социальных групп, образцов культуры, политических настроений, и использовались для того, чтобы привлечь внимание общественности к тому, что считалось «социальными проблемами», требующими безотлагательного решения, в частности с помощью реформ. Обследования так же применялись в целях официальной инспекторской проверки положения дел в какой-либо области.

Само понятие «социальные проблемы» сформировалось в начале XIX века в контексте реформистской идеологии и охватывало нищету, преступность, заболеваемость, проституцию, неграмотность и целый ряд других явлений и условий, которые требовали неотложного вмешательства. Сбор сведений о хозяйственной и общественной жизни в виде статистических описаний государственных учреждений осуществлялся еще раньше – например, в 1598 г. Джон Стоу осуществил описание зданий, церквей, школ, обычаев елизаветинской Англии. В XVIII веке шериф Джон Ховард провел обследование тюремных учреждений Англии и Уэльса. Это был количественный анализ состояния тюрем во всех графствах: анализ питания, одежды, труда, санитарных условий содержания заключенных. Ховард также посетил все тюрьмы Франции, Германии, Швейцарии и Голландии и сделал сравнительное описание. В первой половине 19 в. имелись уже десятки изданий по социальным обследованиям. Многие исследователи участвовали в либерально-социалистическом движении, симпатизировали социалистам. Примером социально-критической работы того времени может служить исследование Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» (1844-45).

Классическим стало социальное обследование Чарльза Бута «Жизнь и труд населения Лондона» в 17 томах. Главная идея Бута состояла в том, что основным критерием социальной структуры общества и города является размер дохода. Бут установил концентрическую структуру города и ввел в методологию социальных обследований технику картографирования – он раскрашивал лондонские кварталы в различные цвета в зависимости от дохода их жителей. Бут три года жил среди бедноты и провел тысячи личных интервью. В частности, его отчет о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью. В начале ХХ в. были десятки социальных обследований, развивалась их методология, в частности, метод выборочного обследования на основе списка домохозяйств был применен в 1920-е гг. в работе Джона Боули «Новое обследование жизни и труда», где содержались сведения о транспортной системе Лондона, учреждениях образования, промышленности, свободном времени, употреблении спиртных напитков и правонарушениях1.

В США социальные обследования первоначально проводились вне связи с университетской наукой. Во многом они были инициированы интересом к закрытым мирам социальных окраин, доступ к которым был длительное время открыт только для полиции и политиков. Публикации результатов обследований жилищных условий в Чикаго, проведенных Джейн Адамс и ее коллегами в 1895 году, а затем аналогичной работы, проделанной Робертом Вудсом в Бостоне, заложили основания дальнейших более систематических исследований. Некоторые из таких работ, посвященных жилищным условиям в Чикаго, продолжились в 1908 году под руководством Софонизбы Брекинридж и Эдит Эббот по поручению главного санитарного инспектора Чикаго в отделе социальных исследований Чикагской школы города и благотворительности.

Наиболее известная работа конца XIX – это «Филадельфийский негр» В.Дюбуа – первая работа по расовой проблематике. Этот труд был основан на сборе сведений о жилищных условиях, работе, доходах и образовании негров в Филадельфии в течение 15 месяцев у 9 тыс.человек. П.Келлог провел свое «Социальное обследование Питтсбурга» в 1909-1914 гг., собрав детальные сведения о занятости рабочих в сталелитейной промышленности, их доходах, состоянии здоровья, условиях труда и быта, качестве жилища, образовании, уплате налогов, преступности, отдыхе. Как пишет Р.Парк, исследование Келлога было инициировано дискуссиями о роли местного сообщества в решении социальных проблем.

В некоторых обследованиях использовался труд тысяч добровольцев, проводились газетные кампании и сбор средств в поддержку проекта. Осуществление таких проектов, без сомнения, было бы невозможно без развития эффективной инфраструктуры, необходимой для управления такими проектами с этапа формулирования вопросов, сбора и анализа данных до подготовки публикаций. Развивалась и методология – скорее на уровне практических рецептов, – но накопление этого опыта стимулировало академическую рефлексию по поводу инструментария сбора и анализа данных. К 1928 г. в США было проведено 154 «общих» и 2621 специализированное обследование1. Цель обследования – вызвать общественный резонанс по поводу какой-либо социальной проблемы. Факты устанавливались здесь для того, чтобы стать эффективными, чтобы информацию приняло сообщество и отреагировало на нее, чтобы те или иные явления или условия стали восприниматься как социальные проблемы.

Дело в том, что далеко не каждая проблема в жизни обычного человека может оказаться в центре внимания государства, стать предметом законодательных реформ или причиной реструктуризации системы социальной политики. Почему те или иные события или явления, ситуации или условия начинают определяться как социальные проблемы, вероятно, зависит от того, каковы их последствия, а также от того, как на них может влиять общество или отдельные субъекты – акторы. Осознание некоего дискомфорта или трудной ситуации как насущной социальной проблемы влечет за собой поиск ее причин и зачастую связано с идентификацией ее виновников или носителей, а также и субъектов или инстанций, отвечающих за ее устранение.

Социальные проблемы – это 1) социальные условия, ситуации или явления, 2) несовместимые с ценностями 3) значимого количества людей, соглашающихся с тем, что 4) необходимы действия, ведущие к изменению 2.

Для социологов Чикагской школы 1920-х гг. было характерно стремление к точному эмпирическому описанию процесса социальной дезорганизации на индивидуальном и социетальном уровнях. Здесь впервые в истории науки было использовано систематическое использование включенного наблюдения, неструктурированного интервью, личных документов. Комплекс многообразных описаний какого-либо фрагмента городского сообщества получил название кейс стади (case study). Методология кейс стади была близка приемам социальной работы с индивидуальным случаем (case work), а неструктурированные интервью напоминали методы, применяемые социальными работниками и психологами. Здесь исследовались проблемы мигрантов, дезорганизации семей, молодежные группировки и банды, самоубийства, гетто, трущобы, преступность. «Таинственный мир «социальных проблем» открывался чикагским исследователям примерно так же, как экзотическая культура антропологу1. Постепенно от описательного от кейс стади исследователи переходили к социологическому анализу с использованием методов экспериментальной проверки гипотез.

Отличия социологических исследований

от социальных обследований

Социологические исследования

Социальные обследования

Цель - знание как самодостаточная ценность. Наибольшее значение имеет достоверность

Цель - информативность достигнутых результатов и полезность их для общества

Знание считается верным до тех пор, пока оно не опровергнуто новыми данными

Данные хороши, когда они вызывают интерес общественности или правящих кругов

Кейс стади широко применяется и сегодня. Исследование случая понимается как подробное изучение события, которое иллюстрирует общий принцип; как глубинное, всестороннее изучение единичного социального феномена, как правило, с использованием качественной методологии. В качестве случая в исследованиях социальных проблем начала ХХ в. рассматривалась и биографии отдельных людей. Первыми примерами использования биографического метода были работы У.Хили “Преступник” (1915) и “Душевные конфликты и неправильное поведение” (1917), а также исследования Э. Т. Крейгером в 20-е гг. личных документов – писем, дневниковых записей и письменных исповедей. В 1920-1940-х гг. биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Теоретическое обоснование биографического метода дано У.Томасом и Ф.Знанецким, которые в своей работе “Польский крестьянин в Европе и Америке” (1919) проанализировали корреспонденцию между семьями, уехавшими в США и оставшимися на родине, автобиографии эмигрантов. Исследователей интересовало взаимодействие между культурными ценностями и установками личности, механизмы и процесс приспособления личности к новым социальным условиям. В 1920-е гг. К. Шоу изучал подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейскими и судебными документами, результатами медицинских освидетельствовании и т. п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как «историю случая»1.

В 1923 г. на ежегодном симпозиуме социологов У.Хили провозгласил биографический метод лучшим способом восполнения учеными своего незнания человеческой личности, ее поведения и психической жизни. Узнать мотивацию социального поведения, утверждал он, возможно, только познав семейные обстоятельства, наследственность, образ жизни, социальные контакты человека. В формировании личности важнейшее значение имеют именно биографические факты — личные взаимоотношения с членами семьи и группы, переломные моменты жизни, наследственность, степень и характер подавления подсознательных инстинктов — биологического наследия, связывающего человека с породившей его природой. Подчеркивалось, что биографический метод способствует установлению плодотворного междисциплинарного сотрудничества в исследовании и разрешении социальных проблем.

В течение ХХ в. методология социальных обследований в Соединенных Штатах постоянно развивалась. Если в 1920-е гг. преобладала стратегия кейс стади, интервью определялось как неструктурированное интенсивное изучение небольшого числа случаев, то к 1940-м гг. возобладали статистические методы, включая массовый опрос, контент-анализ, обсуждались способы количественной обработки данных неструктурированных интервью. На пересечении академической социальной теории, практики массовых социальных обследований и техники экспериментальной проверки гипотез возникла методология социологических исследований. Первостепенный интерес стали вызывать не сведения о жизни и не «паблисити» проекта, а универсальная связь между отдельными переменными. Восприняв математико-статистический аппарат, социология восприняла и нормы экспериментальной науки2.

В России социальные обследования зародились как переписи населения. Первые попытки местных переписей здесь, как и в Европе, относятся к XI веку, а всеобщая перепись населения была впервые проведена только в XVII веке. Узкофинансовая ориентация «подворных переписей» давала мало пищи для знаний о положении разных групп населения, основной целью таких обследования являлся налоговый контроль. Лишь в XVIII веке характер данных расширился, и к интерпретации таких материалов были привлечены силы ученых, в основном математиков. Первыми представителями «описательного» направления в социальной статистике стали М.В.Ломоносов (1711-1765), И.К.Кириллов (1689-1737) и В.Н.Татищев (1686-1750). Они заложили основу комплексного экономико-статистического описания страны. Датой рождения российской государственной статистики считается 8 сентября 1802 года (20 сентября по новому стилю). Именно в этот день Император Александр II утвердил Высочайший Манифест об организационном оформлении статистической деятельности в Российской Империи. Математическое направление статистики поддерживалось достижениями российских ученых Д.Н.Журавского, П.Л.Чебышева, А.Л.Чупрова. Особое место в истории русской статистики занимает Н.Н.Семенов-Тяншаньский (1827-1914), который в 1864 году возглавил ЦСК (Центральный Статистический Комитет) и руководил им в течение 33 лет. Именно при нем были введены подворные обследования, налажена статистика урожаев, проведена первая всеобщая перепись населения 1897 года, начали издаваться справочные материалы по фабрично-заводской статистике1.

Особенностью развития статистических обследованием является развитие в России, наряду с государственной, добровольной земской статистики. Этот институт, не имевший себе подобных в других странах, являлся инструментом изучения общественной жизни народнически ориентированной интеллигенцией. В начале XX в. методы земской статистика получили развитие в работе журналистов, научные общества, частные лица – учителя, врачи, экономисты, инженеры, священники, которые начали на свой страх и риск проводить эмпирические социальные исследования. На какое-то время складывается своеобразный «анкетный» бум. Один из редакторов в эти годы признавался, что анкета все больше и больше завоевывает симпатии как отдельных лиц, так и целых организаций для выяснения и изучения общественной жизни. В фокус исследования попадали основные социальные проблемы того времени – положение беднейших слоев населения, пьянство, самоубийства2. С современной методической точки зрения такие исследования были далеки от идеала в силу малых выборок, спорности критериев, двусмысленности вопросов в анкетах, плохой сопоставимости полученных данных. С проникновением в нее марксистских идей встревоженное царское правительство превратило земскую статистику в разновидность государственного аппарата3.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год

    Публичный отчет
    В 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,
  2. Программа экономического и социального развития брянской области на 2006 2008 годы

    Программа
    Ключевыми целями Программы экономическогои социального развития Брянской областина 2006-2008 годы являются: обеспечение конкурентоспособности области, устойчивых темпов ее качественного экономического роста, повышение благосостояния
  3. Утвержден Ученым Советом университета 01. 07. 2008 г. Протокол №6 Ректор А. В. Воронин Петрозаводск 2008 аннотация отчет

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования Петрозаводского государственного университета, проводившегося в течение 2007 – 2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности университета.
  4. Отчет о работе базовых кафедр за 2007 год

    Публичный отчет
    Кафедра гидробиологии и экотоксикологии. Ставропольского государственного университета при Южном научном центре РАН за 2007 год .….…66 Кафедра технологии перспективных химических и биологических материалов.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.

Другие похожие документы..