Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Программа разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки дипломированных специалистов по направ...полностью>>
'Семинар'
Межведомственная рабочая группа по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития Совета при П...полностью>>
'Документ'
Тест состоит из 30 заданий, расположенных по нарастанию уровня сложности. К каждому заданию даны несколько вариантов ответов, из которых необходимо в...полностью>>
'Семинар'
Даны матрицы . Найдите а) все произведения матриц, которые имеют смысл, б) в) , г) . Дом. задание . Вычислить . Дом. задание 3. Вычислить . Дом....полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру

по специальности 10.02.01 – русский язык

  1. Объем понятия «современный русский литературный язык»; проблема разграничения функциональных разновидностей современного русского литературного языка.

  2. Артикуляционная классификация гласных и согласных звуков русского языка.

  3. Суперсегментные единицы звукового строя русского языка и их признаки.

  4. Критерии фонемной идентификации звуков в разных фонологических концепциях (Пражский лингвистический кружок, Московская и Ленинградская фонологические школы). Соотношение понятий «фонема», «звук», «звукотип». Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

  5. Фонологическая система русского языка. Состав гласных фонем. Сильные и слабые позиции, позиционные чередования гласных звуков.

  6. Состав согласных фонем. Сильные и слабые позиции. Позиционные чередования согласных звуков.

  7. Понятие орфоэпической нормы; ее динамика и отражение в орфоэпических словарях.

  8. Принципы русской графики и орфографии. Цели и возможности совершенствования письменной формы языка.

  9. Лексика как система. Единицы и категории лексической системы. Парадигматические и синтагматические отношения в лексике.

  10. Смысловая структура слова. Проблема установления типов лексического значения.

  11. Полисемия и омонимия в лексике.

  12. Синонимия и антонимия в лексике. Типы синонимов и антонимов. Нейтрализация синонимов.

  13. Понятие о конверсии, типы и функции конверсивов.

  14. Морф и морфема. Виды морфем русского языка.

  15. Членимость слова. Проблема разграничения степеней членимости основ. Морфемный состав и морфемная структура слова.

  16. Словообразовательная производность и ее типы. Виды формально-смысловых отношений между производящим и производным.

  17. Семантика производного слова и проблемы установления словообразовательных значений.

  18. Принципы разграничения способов словообразования.

  19. Словообразовательная категория и словообразовательный тип.

  20. Морфонологические особенности русского словообразования.

  21. Структура словообразовательного гнезда, проблемы лексикографического описания словообразовательных гнезд.

  22. Грамматическая форма и грамматическое значение слова, граммема, морфологическая категория. Принципы классификации морфологических категорий.

  23. Основания разграничения частей речи. Строение системы частей речи в русском языке.

  24. Существительное как часть речи. Грамматическая специфика местоименных существительных.

  25. Лексико-грамматические разряды и несловоизменительные морфологические категории существительного (в сравнении с одноименными категориями других частей речи).

  26. Число существительного как морфологическая категория (в сравнении с одноименными категориями других частей речи).

  27. Падеж существительного (в сравнении с одноименными категориями других частей речи). Семантический и прагматический потенциал падежной формы.

  28. Принципы установления словоизменительных типов имени и глагола (традиционные подходы и концепция А.А.Зализняка).

  29. Грамматическая природа русских прилагательных. Границы грамматического класса прилагательных.

  30. Числительные в системе частей речи русского языка.

  31. Проблема местоимений в русской грамматике.

  32. Глагол как часть речи; объем глагольной лексемы и особенности морфемной структуры и словоизменения глагола.

  33. Вид глагола как одна из важнейших категорий русской морфологии.

  34. Залог как интерпретационная категория русского глагола.

  35. Морфологическая категория наклонения русского глагола.

  36. Морфологическая категория времени русского глагола.

  37. Категория лица глагола в ее соотношении с лицом предметно-личных местоимений.

  38. Грамматическая специфика инфинитива, причастий и деепричастий.

  39. Система неизменяемых частей речи в русском языке.

  40. Синтаксические единицы. Предложение как основная синтаксическая единица. Аспекты устройства и изучения предложения.

  41. Слово и словоформа как объекты синтаксиса. Связь между значением слова и его сочетаемостью. Понятие валентности.

  42. Синтаксическая связь. Сочинение и подчинение как основные виды синтаксической связи. Принципы классификации подчинительных связей.

  43. Основные подходы к описанию формальной организации простого предложения.

  44. Структурная схема предложения как способ описания его формальной и смысловой организации.

  45. Парадигматика простого предложения. Типы системных отношений между простыми предложениями.

  46. Смысловая организация предложения и способы ее описания. Пропозициональный компонент семантики предложения. Структура пропозиции.

  47. Предложение в контексте речевого акта. Субъективный компонент содержания предложения. Смыслы, входящие в состав этого компонента, и способы их выражения.

  48. Коммуникативная организация предложения-высказывания. Типы высказываний и типы выделяемых в их составе компонентов.

  49. Порядок слов в русском языке, его правила и функции.

  50. Грамматическая природа сложного предложения. Общие принципы классификации сложных предложений.

  51. Основные фонетические отличия раннедревнерусской языковой системы от южнославянской системы, отраженной в старославянских памятниках письменности. (восточнославянские результаты праславянских фонетических изменений).

  52. Система гласных древнерусского языка эпохи древнейших памятников письменности ("исходная система")

  53. Система согласных древнерусского языка эпохи древнейших памятников письменности ("исходная система").

  54. Фонетические диалектные явления периода древнейших памятников письменности.

  55. Падение редуцированных и его последствия для фонетической системы русского языка.

  56. История [и] [ы] редуцированных в русском языке.

  57. Судьба сочетаний типа *tъrt в истории русского языка. Вопрос о втором полногласии и его истоках.

  58. Судьба сочетаний типа *trъt в восточнославянских диалектах.

  59. Фонема /ô/. Ее происхождение в восточнославянских диалектах и дальнейшая судьба.

  60. История формирования корреляции согласных по твердости/мягкости.

  61. История гласных среднего подъема в русском языке.

  62. Судьба фонемы /ě/ по диалектам русского языка.

  63. Древнейшие восточнославянские диалектные различия в области морфологии.

  64. Перегруппировка типов склонения существительных в единственном числе. Роль категории рода в осуществлении этого процесса

  65. Унификация твердого и мягкого вариантов склонения существительных в древнерусских диалектах.

  66. История склонения существительных во множественном числе.

  67. История категории числа в русском языке.

  68. История склонения неличных местоимений в древнерусских диалектах.

  69. Именные и членные формы прилагательных в древнерусском языке. Происхождение членных форм. Гипотезы относительно их первоначального значения.

  70. История именных форм качественных и относительных прилагательных в древнерусском языке. Преобразование исходных форм сравнительной степени прилагательных в истории русского языка.

  71. История склонения членных форм прилагательных в русских диалектах.

  72. Значения и формы настоящего времени глаголов в древнерусском языке. История форм настоящего времени.

  73. Система будущих времен в древнерусском языке. Формирование современного аналитического будущего времени.

  74. Система прошедших времен, отраженная в древнейших памятниках восточнославянской письменности. История форм прошедшего времени в русском языке.

  75. История членных форм древнерусских действительных и страдательных причастий. Происхождение действительных причастий с суффиксами -ущ-, -ащ- в современном русском литературном языке.

  76. История именных форм действительных и страдательных причастий. Формирование деепричастий.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 10. 02. 01 русский язык

    Основная образовательная программа
    Общая характеристика морфологического строя русского языка к началу исторического периода. Части речи в древнерусском языке конца X-XI вв. Основные тенденции в развитии морфологической системы русского языка.
  2. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 10. 02. 19 Теория языка

    Основная образовательная программа
    Цель вступительного экзамена по специальности «10.02.19 – теория языка» состоит в проверке приобретенных знаний по дисциплинам «Языкознания», изученным в соответствии с программами вузовского образования по избранной специальности.
  3. Программа государственного экзамена по специальности 031001 «Филология» Специализация «Русский язык и литература»

    Программа
    В данной программе представлены программы всех учебных курсов кафедры лингвистики филологического факультета АНО ВПО «Православный институт святого Иоанна Богослова».
  4. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 10. 01. 10 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Задачей вступительного экзамена в аспирантуру является определение практической и теоретической подготовленности соискателя, установленной Государственным образовательным стандартом.
  5. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 10. 01. 08 «Теория литературы. Текстология» Составил к ф. н., доцент С. В. Сызранов Заведующий кафедрой

    Основная образовательная программа
    характер искусства. Эстетическое: значение термина. Прекрасное. Возвышенное. "Дионисийское" и "аполлоновское" начала в искусстве. Эстетические эмоции.

Другие похожие документы..