Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Кожного дня людина має справу з різноманітними цінами. Для того, щоб жити, треба споживати продукти харчування, мати одяг, взуття, предмети домашньог...полностью>>
'Автореферат'
Тенденция рассмотрения познания сквозь призму социологических данных заслуживает пристального внимания и анализа для понимания познавательного процес...полностью>>
'Сказка'
Ведущий: Дедка репку посадил Дедка репке говорил: Дед: Ты расти, расти большая.Стань богатым урожаем,Чтоб тобой я мог гордиться.Принесу тебе водицы,Уд...полностью>>
'Документ'
Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению стандарта нового поколения общего образования, причем как на начальн...полностью>>

Главная > Учебник

Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

A.A. ЗАЛЕВСКАЯ

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛИНГВИСТИКУ

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации

в качестве учебника

для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся

по филологическим

специальностям

ББК81-923 322

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор А.И. Новиков

доктор филологических наук, профессор Ю.А. Сорокин

Учебная литература

по гуманитарным

и социальным дисциплинам

для высшей школы

и средних специальных

учебных заведений

готовится и издается

при содействии

Института

«Открытое общество»

(Фонд Сороса)

в рамках программы

«Высшее образование»

Редакционный совет:

В.И. Бахмин

Я.М. Бергер

Е.Ю. Гениева

Г.Г. Дилигенский

В.Д. Шадриков

Научная библиотека МГУ

ISBN 5-7281-0282-4

©Залевская A.A., 1999 © Российский государственный гуманитарный университет, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие .... ВВЕДЕНИЕ

0.1. Причины возникновения ПЛ и ее "отраслевая принадлежность" ......

0.2. Разные подходы к периодизации развития ПЛ и классификации

ее ведущих научных направлений ............................................

0.3. Зависимость динамики ПЛ от разных факторов ..........................

0.4. Динамика проблематики ПЛ в контексте развития мировой науки

0.5. Актуальные проблемы ПЛ в текущий период ..............................

0.6. Заключение .............................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ ...

9 11 11

13 19 21 24 26 26

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Глава 1 СПЕЦИФИКА ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

1.1. Четыре аспекта языковых явлений и различия в подходах к ним

с позиций разных наук.................................................................................

1.2. Основные особенности ПЛ подхода к изучению языка

как достояния человека ..................................................................

1.3. Роль теории деятельности в формировании ПЛ подхода к анализу

языковых явлений ..........................................................................

1.4. Взаимодействие теории и исследовательских процедур

при ПЛ подходе к анализу языковых явлений ..................................

1.5. Заключение ....................................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ ..........

29 34 37

39

41 41

Глава 2. ЯЗЫКОВОЙ/РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕГО РАБОТЫ

2.1. Различные трактовки понятия "механизм" ................................................... 44

2.2. Фундаментальные механизмы психической деятельности человека...... 45

2.3. Механизмы речевой деятельности ..................................................... 47

2.4. Общее понятие языкового/речевого механизма человека

и круг связанных с ним вопросов ...........................................

2.5. Основополагающие принципы функционирования

языкового/речевого механизма человека ..............................

2.6. Различные подходы к описанию работы языкового/речевого механизма человека...............................................................

2.7. Заключение..........................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ.

50 52

58 63 63

Глава 3 ВВИДЫ ЗНАНИЙ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

3.1. Различные основания для классификации знаний...................................... 66

3.2. Декларативные и процедурные знания при овладении

и пользовании языком ..................................................................... 71

3.3. Некоторые особенности процессов функционирования знаний

при овладении и пользовании языком .............................................. 74

3.4. Врожденное и прижизненно приобретаемое в языковом/речевом

механизме человека ........................................................................ 79

3.5. Возможности перехода "выученного" знания в "освоенное" знание...... 82

3.6. Интериоризация и экстериоризация знаний ........................................ 87

3.7. Разграничение ряда смежных понятий................................................ 90

3.8. Заключение ..................................................................................... 95

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ ........... 95

II. СЛОВО В ЯЗЫКОВОМ/РЕЧЕВОМ МЕХАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Глава 4 ДИНАМИКА ПОДХОДОВ К ТРАКТОВКЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА КАК ДОСТОЯНИЯ ИНДИВИДА

4.1. Значение слова и возможности его описания............................................

4.2. Различные подходы к проблеме значения .........................................

4.2.1. Ассоциативный подход к значению слова...................................

4.2.2. Параметрический подход к значению слова................................

4.2.3. Признаковый подход к значению слова.....................................

4.2.4. Прототипный подход к значению слова.....................................

4.2.5. Ситуационный подход к значению слова...................................

4.3. Некоторые новые тенденции в трактовке значения слова...................

4.3.1. Критика идеи "семантического треугольника" ............................

4.3.2. Соотношение между значением и интеллектуальными

возможностями человека ........................................................

4.3.3. Константность и вариативность значения ..................................

4.3.4. Соотношение субъективного и объективного в значении слова.....

4.4. Некоторые вопросы функционирования значения .............................

4.5. Заключение..................................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ .........

97 103 104 107 109 112 114 117 118

124 126 128 131 134 134

Глава 5 МЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕКСИКОН С ПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ

5.1. Различные подходы к трактовке лексикона......................................

5.2. Дискуссионные вопросы специфики лексикона

и его организации....................................................................

5.3. Лексикон как динамическая функциональная система...................

5.4. "Ядро" лексикона индивида.......................................................

5.5. Заключение ....................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ ....

136

143 153 168 170 171

Глава 6 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛОВА КАК ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИКОНА ЧЕЛОВЕКА

6.1. Общие вопросы теории .....................................................................

6.2. Моделирование процессов опознавания слов ...........................

6.3. Некоторые особенности опознавания производных слов

6.4. Некоторые особенности опознавания неоднозначных слов .........

6.5. Особенности идентификации словесных новообразований .........

6.6. Особенности идентификации фразеологизмов ..........................

6.7. Заключение .......................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ

174 176 184 189 194 196 200 200

III. ПРОБЛЕМЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Глава 7 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕЧЕПРОИЗВОДСТВА

7.1. Особенности процессов продуцирования речи .......................................

7.2. Динамика подходов к моделированию процессов речепроизводства

7.3. Некоторые модели речемыслительного процесса

и продуцирования речи .............................................................

7.4. Речевые ошибки с позиций моделей речемыслительного процесса ...

7.5. Заключение.............................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ .....

203

206

212 225 234 234

Глава 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

8.1. Звучащий и записанный текст: общее и различия

в процессах восприятия и понимания..........................................................

8.2. Основные особенности восприятия речи со слуха ..............................

8.3. Основные особенности восприятия письменной речи ..........................

8.4. Роль слова в понимании текста........................................................

"•5. Динамика исследовательских подходов к пониманию текста ...............

237 239 243 244 247

8.6. Проекция текста и ее моделирование................................................ 253

8.7. Опоры при понимании высказываания/текста................................... 257

8.7. Заключение..................................................................................... 262

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ........... 262

ПРИЛОЖЕНИЕ: Структурные опоры понимания высказывания........ 263

Глава 9 ВЫВОДНОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

9.1. Выводное знание с позиций разных подходов.............................................. 267

9.2. Выводное знание и смежные с ним понятия................................................ 270

9.3. Механизмы получения выводного знания.................................................... 272

9.4. Использование выводного знания................................................................ 273

9.5. Опоры при пользовании выводным знанием ................................................ 274

9.6. Проблема признака и его роли в процессах опоры

на выводное знание...................................................................................... 276

9.7. Заключение................................................................................................... 283

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ....................... 283

ПРИЛОЖЕНИЕ: Опора на выводные знания при прогнозировании

развертки текста в процессе его понимания.................... 285

IV. ПРОБЛЕМЫ ДВУЯЗЫЧИЯ

Глава 10 ДИНАМИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ВТОРЫМ ЯЗЫКОМ

10.1. Вопросы теории двуязычия..............................................................

10.2. Контрастивный анализ (КА) .............................................................

10.3. Анализ ошибок (АО) ........................................................................

10.4. Интроспективные методы (ИМ) .......................................................

10.5. Комплексный подход к исследованию особенностей овладения Я2

10.6. Заключение.......................................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ............

ПРИЛОЖЕНИЕ: Классификации словообразовательных ошибок в родном и иностранном языках ..........................

Глава 11 СТРАТЕГИИ ОВЛАДЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКОМ

11.1. Основные виды стратегий и возможности их обнаружения

11.2. Стратегии овладения языком ................................................

11.3. Стратегии пользования языком при производстве речи .......

11.4. Стратегии идентификации слов и понимания текста

в условиях овладения Я2.....................................................

11.5. Заключение ..........................................................................

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПРОРАБОТКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА

290 294 298 307 311 313 313

316

318 328 335

341

344 344

347 348

Памяти УЧИТЕЛЕЙ —

Анатолия Александровича Смирнова

и Николая Ивановича Жинкина

ПРЕДИСЛОВИЕ

Идея подготовки учебника предлагаемого типа вызрела в ходе работы со студентами, участвующими в теоретических и экспериментальных исследованиях в области психолингвистики (далее — ПЛ). Многолетний опыт такой работы приводит к убеждению, что через студенческие исследования могут быть проверены самые смелые рабочие гипотезы, освоены и усовершенствованы разнообразные методики и наборы экспериментальных процедур, а главное — может быть подготовлено новое поколение творчески мыслящих психолингвистов, наученных не принимать высказывания авторитетов как истину в последней инстанции, но осмысливать и экспериментально проверять те или иные теоретические положения и выводы, выходить за рамки привычных постулатов, допускать возможность разных подходов к одному и тому же феномену. Хорошо продуманный студенческий эксперимент способен вскрыть новые ракурсы проблемы и лечь в основу последующего диссертационного исследования.

Необходимо признать, что некоторым студентам-филологам кажется достаточным получить общее представление о ПЛ: они интересуются иной проблематикой, которую изучают более глубоко и детально. Для этой категории студентов предназначается лишь тот материал учебника, который охватывается вопросами, предшествующими "Введению" и главам. По-иному должны работать студенты, выполняющие исследовательскую работу в области ПЛ: для них дается дополнительная информация по темам, сопоставляются различные точки зрения по обсуждаемым вопросам, предлагаются проблемные вопросы и задания. Для этой категории студентов (как и для магистрантов и аспирантов) предназначается обширный список литературы, поскольку обращение к первоисточникам является обязательным для серьезного научного исследования уже изначальных этапах работы над избранной проблемой.

Во "Введении" дается взгляд на историю становления ПЛ с разных позиций и раскрывается актуальная проблематика этой науки с акцентированием внимания на динамике целей и исследовательских подходов к рассмотрению

9

ведущих проблем ПЛ в русле тенденций развития мировой науки о человеке. Это важно для демонстрации того, что казавшееся верным несколько десятилетий тому назад ныне видится иначе, а достижения сегодняшнего дня могут быть пересмотрены в свете новых результатов, поэтому необходимо постоянное совершенствование теории и экспериментального аппарата ПЛ.

Важным для понимания специфики ПЛ как науки интегративного типа является раскрытие особенностей работы языкового/речевого механизма человека. При разных подходах к описанию этого механизма обнаруживаются различные ракурсы и прослеживаются специфические принщшы его функционирования. Взаимодополнительность таких подходов должна реализоваться не как их простое "сложение", а через разработку теории более высокого уровня обобщения, способного объяснить теоретические положения и экспериментальные данные, полученные в русле сочетаемых подходов. Связанная с этим проблематика рассматривается в трех главах первого раздела учебника ("Общие вопросы теории"), где задается "система координат", базовая для обсуждения всех последующих тем и для проведения читателями самостоятельных исследований.

В задачи II-IV разделов учебника ("Слово в языковом/речевом механизме человека", "Проблемы продуцирования и понимания речи", "Проблемы двуязычия") входит раскрытие динамики подходов к соответствующим проблемам, акцентирование внимания на дискуссионных вопросах и освещение современного состояния их теоретической и экспериментальной разработки. Делается попытка показать многообразие выявляемых разными авторами факторов и закономерностей, обозначить актуальные на сегодняшний день тенденции и акценты, позволяющие прогнозировать перспективы дальнейшей работы в том или ином направлении.

В предлагаемой книге не вьщелен ряд тем, с которыми можно самостоятельно ознакомиться по учебнику A.A. Леонтьева "Основы психолингвистики" [1997а] и по публикациям [Горелов 1987а; 19876; Горелов, Седов 1997; Сахарный 1989; Супрун 1996; Шахнарович 1995]

При подготовке учебника значительную помощь в поиске первоисточников для обзора мне оказали ИЗ. Клюканов, И.Л. Медведева и Е.Ю. Мягкова. Ирина Львовна Медаедева и Елена Юрьевна Мягкова явились первыми читателями и строгими критиками пробных вариантов глав, они сделали ряд ценных замечаний по тексту как исследователи и как опытные преподаватели, руководящие научной работой студентов. Оформление части рисунков выполнено компьютерным дизайнером издательства "ЮГРА — ТС" (Тверь) Станиславом Александровичем Гвоздевым. Осмыслению рассматриваемых в учебнике проблем в большой мере помогла реализация комплексной программы исследований по актуальным проблемам ПЛ с участием студентов, аспирантов, докторантов, членов кафедры английского языка Тверского государственного университета. Всем им — названным и не упомянутым здесь или в тексте учебника — автор приносит глубочайшую благодарность.

10

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы для ознакомления1

/. Когда и зачем возникла психолингвистика (далее — ПЛ)?

2. Какие основные периоды могут быть выделены в истории становления ПЛ?

3. Чем объясняется динамика научных, подходов в области ПЛ?

4. Какие основные проблемы исследует ПЛ?

5. Каковы сферы применения результатов психолингвистических исследований?2

0.1. Причины возникновения ПЛ и ее "отраслевая принадлежность"

Во многих публикациях формирование ПЛ в середине нашего столетия соотносится с общей тенденцией возникновения новых наук "на стыке" ранее существовавших традиционных научных подходов, не полностью отвечавших задачам современности. Действительно, ПЛ появилась параллельно с рядом других наук, получивших сложные названия из двух, а иногда и трех компонентов, что отвечало актуальности разработки комплексного подхода к объяснению фактов, не поддающихся интерпретации в рамках одной из контактирующих дисциплин. Как указывает A.A. Леонтьев, ПЛ "возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным" [Леонтьев A.A. 1990а: 404]; в числе областей приложения таких практических задач там же названы, обучение родному и иностранному языкам, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии, восстановление речи после мозговых травм, речевое воздействие, авиационная и космическая психология, судебная психология и криминалистика, машинный перевод и т.д. Несколько иначе видит причину возникновения ПЛ P.M. Фрумкина [1996: 57], отмечающая, что ПЛ по определению была замыслена с целью возместить недостаток, связанный с тем, что лингвисты много лет открыто отказывались от попыток описывать язык как психический феномен. К этому следует добавить, что недостаточ-

1 Здесь и далее по ходу учебника предвопросы предназначаются для контроля и самоконтроля понимания основных положений рассматриваемых тем. Общий перечень таких предвопросов может использоваться при подготовке к зачету по прослушанному или самостоятельно проработанному курсу психолингвистики.

2 Этот вопрос отдельно не рассматривается; ответ на него нужно самостоятельно найти в тексте "Введения".

11

ным оказался и чисто психологический подход к решению подобных практических и теоретических задач, а сама постановка вопросов, поиски путей их решения и интерпретации получаемых результатов требовали обобщений на более высоких уровнях. Вместе с тем акцентирование внимания на "стыковом" характере новой науки затенило (или даже подменило) основную цель создания ПЛ; не простое "сложение" возможностей двух контактирующих наук или эпизодическое привлечение теоретических положений и результатов исследований из смежной области знаний, а именно разработку нового научного подхода, способного преодолеть ограниченность "узковедомственного" изучения фактов и тем самым обеспечить новые ракурсы их видения и объяснения.

Известно, что от желаемого до действительного дистанция велика. Для реализации такой цели должны были сложиться определенные условия в общем развитии мировой науки, к настоящему времени убедительно показавшие необходимость интегрирования не только лингвистики и психологии, но и ряда других наук о человеке (см. ниже). Это объясняет, почему пока что ПЛ то и дело характеризуется с позиций разной отраслевой принадлежности в зависимости от акцентирования внимания на той или иной составляющей первоначально намеченного "стыка". Так, некоторые авторы понимают под ПЛ "вариант" лингвистики [Сахарный 1989], квалифицируют теорию речевой деятельности как специфический ракурс теоретического языкознания [Супрун 1996] или уточняют, что ПЛ — это экспериментальная лингвистика [Prideaux 1984], трактуют курс ПЛ в качестве одного из обязательных "введений в изучение языка" [Widdowson 1998]. По мнению A.A. Леонтьева, ПЛ "на современном этапе ее развития органически входит в систему психологических наук" [Леонтьев A.A. 1997а: 20]3. Это согласуется с зарубежной трактовкой ПЛ преимущественно в качестве раздела психологии (в последние годы речь обычно идет о когнитивной психологии) или более широко — раздела когнитивной науки в целом. Такая трактовка нередко находит отражение в формулировках названий учебников типа "Psychology of language" с уточнением в предисловии, что речь идет о "принципах психолингвистики" (см., например, [Carroll 1994]).

Нередко под ПЛ понимают определенное направление исследований, сопровождая этот общий термин уточнением имени основного представителя такого направления или просто подразумевая его (например, "ПЛ Осгуда", "ПЛ Хомского"). К сожалению, со временем такое подразумевание утрачивается, и специфическую трактовку распространяют на ПЛ в целом. Так, в словаре [Баранов, Добровольский

3 На с.277 той же книги A.A. Леонтьев говорит, что "психолингвистика и есть экспериментальная лингвистика", однако в данном случае внимание акцентируется не на отраслевой принадлежности ПЛ, а на соотношении между лингвистическими и психолингвистическими исследованиями, на неизбежности воздействия ПЛ на понятийную систему и основные положения "чистой" лингвистики.

12

1996: 481] ПЛ определена как "лингвистическая дисциплина, исследующая психологическую реальность лингвистических моделей и теорий", что отображает лишь популярную в 70-е гг. трактовку ПЛ с позиций идей Н. Хомского и Дж. Миллера. Довольно широко распространено также упрощенное, ошибочное понимание ПЛ как чего-то связанного с экспериментом и не требующего особой фундаментальной теоретической подготовки в области лингвистики и/или психологии. Такое заблуждение приводит к дискредитации ПЛ и заслоняет ценность подлинно научных исследований, возможных при условии глубокого понимания закономерностей^ установленных в названных науках (см. также [Фрумкина 1996]). Как бы то ни было, Е.Ф. Тарасов справедливо указывает, что ПЛ в настоящее время — "это собирательное название для научных теорий, ориентирующихся часто на не только несовпадающие, но иногда прямо противоположные методологические представления; психолингвистические школы и направления возникали на разной национальной и культурной основе, связаны с разными психологическими и лингвистическими школами" [Тарасов 1991: 3].

Итак, ПЛ должна обосновать и доказать свой статус самостоятельной науки (а не "довеска" лингвистики или психологии), что требует разработки фундаментальной теории высокой объяснительной силы.

Термин "психолингвистика", введенный в научный обиход после двух междисциплинарных совещаний, проходивших в США в 1951 и 1953 гг. (см. подробно: [Леонтьев A.A. 1967; 19696; 1997а]), не всем ученым показался удачным. Так, Р. Браун [Brown 1958] отмечал, что слово "психолингвист" скорее говорит о свихнувшемся полиглоте, чем о психологе, интересующемся языком. Аналогично одна моя собеседница, услышав, что я занимаюсь проблемами психолингвистики, с пониманием воскликнула: "А-а, значит вы лингвопсихопат!" На негативное отношение к термину "психолингвистика" указывается также в работе [Reber 1987], где отмечено, что психологи когнитивистской ориентации избегают его использования, поскольку опасаются быть идентифицированными в качестве сторонников некоторого весьма специфичного исследовательского подхода. Этот термин стал очень популярным, хотя в него может вкладываться разный смысл в зависимости от того, о какой стране, каком временном интервале и каком направлении исследований идет речь.

0.2. Разные подходы к периодизации развития ПЛ и классификации ее ведущих научных направлений

ПЛ как наука оформилась в начале 50-х гг. нашего века, но предпосылки для ее возникновения имелись задолго до этого.

Чаще всего разные авторы прослеживают корни ПЛ в трудах В. Гумбольдта и В. Вундта, а также в работах многих отечественных ученых — лингвистов, психологов, физиологов (A.A. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртене, A.A. Шахматова, И.М. Сеченова, H.A. Бернштейна, С.И. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Н.И. Жинкина и др., см., например, [Леонтьев A.A. 1997а; Зубкова 1997; Наумова Т.Н. 1990; Тарасов 1987; 1991]). Так, Т.Н. Наумова отмечает, что союз языкознания и психологии длится уже свыше 100 лет. Она анализирует психологически ориентированные синтаксические теории в отечественной лингвистике, трактуя рассматриваемые концепции как закономерные звенья научной эволюции с учетом как современного им теоретического "контекста", так и сегодняшнего дня развития ПЛ. Показав роль A.A. Потебни как

13

основоположника психологически ориентированного языкознания, Т.Н. Наумова детально обсуждает также концепции Д.Н. Овсянико-Куликовского, Д.Н. Кудрявского, Ф.Ф. Фортунатова, A.M. Пешковского, A.A. Шахматова, СИ. Бернштейна и прослеживает отражение и преломление ряда высказанных этими авторами идей в концепции рече-мыслительной деятельности Л.С. Выготского как основоположника отечественной психологии и психолингвистики. Т.Н. Наумова справедливо отмечает, что психологическая ориентация той или иной концепции с позиций "чистой" л-ин-гвистики обычно трактовалась в лучшем случае как "довесок" к правильным лингвистическим идеям, а чаще — как недостаток или заблуждение автора, однако именно подобного рода "заблуждения" оказались "вполне перспективными, стимулирующими и значимыми для концепции Л.С. Выготского" [Наумова Т.Н. 1990: 175]. Известно, что идеи Льва Семеновича Выготского во многом определили особенности становления и дальнейшего развития ПЛ в нашей стране. В настоящее время те или иные аспекты его концепции привлекают внимание зарубежных ученых и стимулируют разработку ими соответствующих направлений исследований (см., например, [Верч 1996; Wertsch 1986; 1991; Sternberg 1995]).

В работе [Blumenthal 1987] отмечается, что междисциплинарные контакты между психологией и лингвистикой устанавливались дважды: первый раз в начале века, в основном в Европе, а второй — в середине века, в основном в США.

А. Блюменталь указывает, что в обоих случаях имел место своеобразный асимметричный союз дисциплин. В первые десятилетия века лингвисты обратились к психологии в поисках ответа на вопрос, как люди используют язык, пытаясь строить лингвистическую теорию на базе психологических понятий образа, репрезентации, памяти, внимания и т.д. Однако вследствие конфликта между противостоящими психологическими теориями лингвисты вернулись к мысли о том, что лингвистика и психология преследуют разные цели. В промежуточный период в обеих дисциплинах доминировал бихевиористский подход, и они игнорировали одна другую. В середине века, наоборот, психологи обратились к лингвистике для разработки психологии языка. С опорой на формальную лингвистическую теорию психологи стали писать "грамматики" пользования языком ("grammars" of language performance), описывать когнитивные процессы в терминах "субъективного лексикона", трактовать память как "пропозициональную сеть", основывающуюся на синтаксических отношениях, а также рассуждать о "языке мысли". Однако на этот раз конфликт между лингвистическими теориями привел психологов к мысли о различии целей психологии и лингвистики4, результатом чего стал отказ от следования лингвистическим теориям при разработке психологических теорий языка. Как полагает А. Блюменталь, история взаимоотношений между психологией и лингвистикой может трактоваться как несчастливая, поскольку периоды иллюзий и интеграции этих дисциплин сменялись периодами разочарований и размежевания. Однако, по его мнению, на это можно смотреть иначе, более оптимистично, учитывая, что кратковременный союз психологии и лингвистики вел к изменению точек зрения в той или иной науке. Тем не менее в действительности подлинной, или сбалансированной, интеграции психологии и линвистики никогда не было [Blumenthal 1987: 322].

История ПЛ иначе трактуется в статье [Reber 1987], где отмечается, что ПЛ возникла внезапно в 50-60-е гг. нашего столетия, а затем претерпела почти такой же внезапный упадок как самостоятельная наука по ряду причин, в том числе из-за растущей изоляции от психологии, предпочтения формальной теории экспериментальным результатам, ряда модификаций "стандартной лингвистической теории" (речь идет о работах Н. Хомского — А.З.), отсутствия учета функциональной направленности экспериментальной психологии. Отсюда то, что вначале выглядело как революция, обернулось



Скачать документ

Похожие документы:

  1. A. A. Залевская введение в психолингвистику рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник (1)

    Учебник
    Идея подготовки учебника предлагаемого типа вызрела в ходе работы со студентами, участвующими в теоретических и экспериментальных исследованиях в области психолингвистики (далее — ПЛ).
  2. Российский университет дружбы народов вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения

    Документ
    Материалы сборника посвящены актуальным проблемам преподавания иностранного языка делового общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам,
  3. Министерство образования и науки российской федерации курский государственный университет

    Книга
    К 89 Кузнецов, А. В. Физическая картина мира:  логико-гносеологические основания и онто-гносеологическое обоснование [Текст] / А. В. Кузнецов; Курск. гос.
  4. Темы семинарских занятий и список литературы. Тема 1: Методы психолингвистики

    Семинар
    Составление таблиц по онтогенезу детской речи, используя данные различных авторов. Сравнение и обобщение полученных результатов. Обработка и оформление материала.
  5. Монография опубликована при финансовой поддержке гранта кгпу 01-04-1/ФН

    Монография
    К 90 Куликова Л.В. Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные аспекты. На материале русской и немецкой лингво­культур: Монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004.

Другие похожие документы..