Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Как пишется история христианского миссионерского движения, история десятков тысяч людей, на протяжении двух тысяч лет отправлявшихся сотнями миссионе...полностью>>
'Документ'
«Человек лет 27… Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта – ссадина ...полностью>>
'Документ'
Современной школе, активно ведущей инновационную деятельность, требуются учителя с высоким творческим потенциалом, аналитическими и коммуникативными ...полностью>>
'Документ'
Оля и Антон лежали в кровати, пробуждаясь после сна. Далеко за городом вставало декабрьское солнце 2010 года, освещая через оконные стекла маленькую ...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание.

Введение……………………………………………………………………2

1. О природе детского рисования……………………………………….3

2. Виды и техники нетрадиционного рисования……………………...7

3. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами…………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………….22

Приложение………………………………………………………………24

Литература……………………………………………………………….28

Введение.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления — наглядно-образный.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Цель работы – рассмотреть и изучить средства и техники художественного отображения действительности применяемые при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1. О природе детского рисования

Детское рисование – хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?

Какое значение оно имеет в развитии детей?

Как организовать детское рисование и как им руководить?

Как развивать художественные способности детей?

Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы для мно­гих оказываются затруднительны­ми. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собира­ют детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим - психологам, педа­гогам, художникам... Однако часто бывают обескуражены их абсолют­но противоречивыми оценками:

- Нормальные рисунки нормаль­ного ребенка, но есть проблемы... -
скажет психолог.

- Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование,
но способности есть, и если есть желание, то надо учить... - посоветуют педагоги в детской художест­венной школе.

- Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет восторженный художник.

Чем же привлекательно для де­тей рисование? Что делает его для них столь желанным?

Во-первых, рисование доступ­но: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточ­нить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

в-четвертых, оно выразитель­но: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими труд­ностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобра­зить и выразить свои восторги, же­лания, мечты, фантазии, предчув­ствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

в-пятых, рисование продуктив­но: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделан­ная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматри­вать. Рисование увлекательно, при­ятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставоч­ные, конкурсные, на оценку) созда­ют дети, а в том, как через творче­ство они преодолевают свои лич­ные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Про­цесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребен­ка, чем результат (рисунок). А ри­сунок, отделенный от автора, обретает новое значение - не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельно­сти (объект показа, изучения, коллекционирования).

Итак, детское рисование – это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важ­ные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо по­этому при рассматривании и оцен­ке детских рисунков:

1) обсуждать с ребенком рису­нок, а не его самого, его личность
(например: способный, неспособ­ный, неряха, аккуратист, глупый,
слабый, средний, гениальный ре­бенок и т. п.);

2) оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных
возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивиду­альных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановил­ся, повторяет освоенное, репроду­цирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

3) необходимо точно опреде­лять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответст­вии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побужде­ниями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по прину­ждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным ма­териалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточ­ный выбор изобразительных средств и т. д.);

4) выделять и оценивать: его об­щее настроение, сюжет, смысло­вую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размера рисунка, расположение изображения в формате, выраже­ние степени подчиненности отдель­ных фигур - режиссура, масштаб­ные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колористиче­ское решение), свободу владения изобразительным языком;

5) поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изобража­емому, искренность эмоциональ­ных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и на­строений, работу по совершенст­вованию своего изобразительного языка;

6) важно определять и учиты­вать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисо­вывание с образца, калькирова­ние с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и худо­жественному развитию ребенка, а приводят к механическому вос­произведению чужих решений, служат распространению в дет­ском рисовании безликих шабло­нов и стереотипов;

7) в самой оценке должно быть явлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содер­жание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостат­ков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делании; в оценке также может быть выра­жено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование но­вых задач - тогда она будет инте­ресна, полезна, желаема и принята с доверием.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным по­требностям, а не "напоказ" и не­верно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество - исполнением, желание - принуждением. В оцен­ке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творче­ство ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются твор­ческие права ребенка, неверно ориентируется его художествен­ная деятельность и наносится ущерб его целостному личностно­му развитию. Это необходимо по­нимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

2. Виды и техники нетрадиционного рисования.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

- Тычок жесткой полусухой кистью

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикаль­но. При работе кисть в воду не опускается. Таким об­разом заполняется весь лист, контур или шаблон. По­лучается имитация фактурности пушистой или колю­чей поверхности.

- Рисование пальчиками

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага лю­бого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

- Рисование ладошкой

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фанта­стический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого форма­та, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помо­щью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бу­маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются сал­феткой, затем гуашь легко смывается.

- Оттиск пробкой

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

- Оттиск печатками из картофеля

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

- Оттиск поролоном

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

- Оттиск пенопластом

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

- Оттиск печатками из ластика

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

- Оттиск смятой бумагой

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

- Восковые мелки + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак­тура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бума­га, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует вос­ковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

- Свеча + акварель

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фак­тура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует све­чой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

- Печать по трафарету

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижима­ет печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помо­щью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

- Монотипия предметная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симмет­рия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складыва­ет лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбира­ются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова склады­вается пополам для получения отпечатка. Затем изо­бражение можно украсить, также складывая лист пос­ле рисования нескольких украшений.

- Кляксография обычная

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном поряд­ке. Затем лист накрывается другим листом и прижи­мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Да­лее верхний лист снимается, изображение рассматри­вается: определяется, на что оно похоже. Недостаю­щие детали дорисовываются.

- Кляксография с трубочкой

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (со­ломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, де­лая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура по­вторяется. Недостающие детали дорисовываются.

- Кляксография с ниточкой

Возраст: от пяти лет,

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред­ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает дру­гой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытяги­вает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовы­ваются.

- Набрызг

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусо­чек плотного картона либо пластика (5 х 5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бу­магу.

- Отпечатки листьев

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (же­лательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикла­дывает его к бумаге окрашенной стороной для получе­ния отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

- Акварельные мелки

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования тор­цом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

- Тычкование

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бу­мага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит ту­пой конец карандаша в середину квадратика из бума­ги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ре­бенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад­ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квад­ратик остается на бумаге. Процедура повторяется мно­гократно, пока свернутыми квадратиками не запол­нится желаемый объем пространства листа.

- Монотипия пейзажная

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикаль­ная симметрия, изображение пространства в компози­ции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складыва­ет лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, пред­назначенная для отпечатка, протирается влажной губ­кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отли­чался от отпечатка. Для монотипии также можно ис­пользовать лист бумаги и кафельную плитку. На по­следнюю наносится рисунок краской, затем она накры­вается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

3. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу.

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям—осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Примерно половину занятия с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один - два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и оригинальны. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким-то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.

Рисование по памяти чаще всего проводят в подготовительной группе или в старшей в конце года.

Для рисования по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные, возможно изображение простых пейзажей. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, отличался от других, запоминался (формой, цветом, величиной).

Изображение с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. В исследовании Т.Г. Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.

Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальное (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник. Очень важно, чтобы у детей рождались этические чувства, радость от того, что они делают. Однако достижение этой цели может быть затруднено некоторыми объективными обстоятельствами. Ведь переход ребенка от одного вида деятельности требует переключения внимания. Дети выполняют при этом все, что от них требуется, но нарастания чувства не происходит. Только ребенок увлекается рисунком, как ему надо переключаться на другой вид деятельности. Происходит разрушение образа, возникающего настроения. Ребенок не успевает «входить» в другой образ.

Это возможно, если интегрированные занятия разных видов художественной деятельности будут строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода.

Итак, в основе интеграции разных видов искусств на занятии должно быть системообразующее начало. Таковым может быть тема. Но этого недостаточно. Не менее, а может, и более важным является нравственно-этическое чувство.

Другим интегрирующим моментом, сочетающимся с остальными, может быть задача развития творчества в восприятии и создании художественных образов. Велика роль педагога на таких занятиях. Личностное влияние на детей он оказывает не только примером искреннего чувства, отношения к искусству, но и способностью построить и вести такое занятие, проявив творчество, вкус, чувство меры, способность к импровизации, так необходимой в живом общении с детьми. Чем больше увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.

Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Все занятия сделать занимательными невозможно, и к этому стремиться бесполезно. Но внести элементы занимательности в каждое занятие воспитатель не только может, но и должен.

Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.

Среди первых наиболее выигрышными с точки зрения занимательности являются занятия интегрированного характера. Раньше они носили название комплексных. В таких занятиях объединялись элементы нескольких направлений образовательной работы, что не могло не вызвать детский интерес. Хотя, по сути, каждое занятие по изодеятельности является комплексным, ведь постоянно используются и литературные фрагменты, и музыкальный фон, и т.д. На занятиях с различными изобразительными материалами широко используется художественное слово.

Также к интегрированным занятиям относят те, где используется сразу несколько видов изобразительной деятельности - и рисование, и лепка, и аппликация.

Однако проведение комплексных (интегрированных) занятий по изобразительной деятельности (ИЗО + математика; ИЗО + экология; ИЗО + музыка + физкультура) требует особой подготовки как воспитателя, так и детей, и обычно такие занятия проводятся в конкретной группе ДОУ не чаще двух раз в квартал.

Поэтому в другое время сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей помогают занятия второго типа - с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же - например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с помощью оттиска.

Существует даже такой необычный приём, как рисование апельсинами - когда в лоток или коробку небольшого объёма наливается краска, разведенная до густоты сметаны, кладется лист бумаги, а апельсин выполняет роль «кисти».

Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться.

Таким образом, занятия занимательного характера являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Заключение.

Произведения искусства выполненные красками и нанесенные на какую-либо твердую поверхность называются живописью. Главное выразительное средство в работе с красками – цвет, который способен вызывать различные чувства, ассоциацию, усиливает эмоциональность изображения. Важными средствами художественной выразительности, кроме цвета является колорит, пятно, характер мазка, обработка красочной поверхности. По техническим приемам и используемым материалам можно разделить работу с красками на следующие виды: акварельные, гуашевые, масляные, темперные, эмалевые, фреска, энкаустика и т.д.

Живопись широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста, так как она доступна, чувственна, познавательна, выразительна, продуктивна. Сам процесс рисования не менее важен для ребенка, чем результат, так как рисование – это феномен творческой активности детей, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции важные для целостного, личностного развития ребенка.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, не на показ и неверно их ориентировать только на результат подменяя поиск образцом, творчества – исполнением, а желание принуждением. В рисовании должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование.

Использование нетрадиционных материалов, оборудования, проведение занятий в оригинально-занимательной форме позволяют детям получить удовольствие от рисования красками, так как рисование очень близко к игре. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальный подход к детям для развития творческого потенциала.

На сегодняшний день имеется выбор программно методических материалов, которые обеспечивают творческий подход к содержанию форм и методов обучения.

Иновационной технологией в обучении детей работе с красками является использование нетрадиционных техник (кляксография, монотипия, пальцеграфия и т.д.), позволяющие занятия рисованием быть более занимательными, увлекательными, результативными.

Приложение.

Примеры занятий по рисованию в подготовительной группе:

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание.

Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Meтодика проведения занятия.

Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Материалы к занятию.

Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Рисование с натуры керамической фигуры животного

Программное содержание.

Учить рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитному рисованию контура, аккуратному закрашиванию.

Методика проведения занятия.

Обследование фигурки с включением движения руки по контуру. Показать на доске прием рисования, подчеркнуть слитность, неотрывность, легкость движения и необходимость зрительного контроля за движением руки («Смотри внимательно, как рисуешь»). Спросить о правилах закрашивания рисунка. В процессе рисования вместе с ребенком анализировать неудачи, включать повторное обведение фигурки по контуру, сопровождая его словами, объясняющими направление движения.

Материалы к занятию.

Простой графитный карандаш, цветные карандаши или краски. Лист белой бумаги размером в 1/2 писчего листа.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание изделий из керамики.

Тема: «Одуванчики в траве».

Программное содержание:

Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой кистью – прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка. При изображении белой головки использовать прием «набрызга». Развить способность рационально применять технику «набрызга».

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения и предоставлены иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение занятия был использован рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.

Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки), которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.

Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.

Тема: «Летний пляж».

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.

Ход занятия.

Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и характеру. Был предложен рисунок-схема с изображением солнца и волнообразных линий – некая поверхность, с помощью подбора цвета дети должны были превратить в ледяную пустыню африканскую жаркую пустыню или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

Тема: «Весеннее дерево».

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».

Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.

Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение.

Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.

Литература

1. Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород, 1998.

2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-4 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.

6. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 1998.

7. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, 1986.

8.Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.И.Васильевой. - М.: Академия, 2005.

9. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

10. Субботина Л. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1998.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – О., Издательство «Титул», 1996.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание Введение 2 (5)

    Реферат
    Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных
  2. Содержание. Введение (1)

    Реферат
    Ценные бумаги известны , по меньшей мере, с позднего средневековья . Тогда в результате великих географических открытий заметно расширились горизонты международной торговли , и предпринимателям потребовались крупные суммы капитала
  3. Содержание введение 3 (3)

    Реферат
    В последнее время в связи с гуманитаризацией и демократизацией школьного образования большое внимание уделяется поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися.
  4. Содержание введение 3 (9)

    Реферат
    Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию.
  5. Содержание. Введение. 2

    Реферат
    Личность патриарха Никона и его церковная реформа оставили глубокий след в истории России. Со времен крещения Руси церковь всегда играла значительную роль в жизни общества и даже определяла внутреннюю и внешнюю политику государства,
  6. Содержание Введение 3 (1)

    Реферат
    С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие ныне товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий.

Другие похожие документы..