Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Обзор'
Обзор систем безопасности современных автомобилей. Устройства систем безопасности делятся на активные и пассивные. Первые помогают водителю избегать ...полностью>>
'Программа'
В программе указаны разделы и темы, которые выносятся в качестве контрольных вопросов на государственный экзамен. В краткой форме раскрывается содерж...полностью>>
'Сказка'
В.Г.Короленко. В дурном обществе. Д.Гринвуд. Маленький оборвыш. Г.Мало. Без семьи. А.П.Чехов. Каштанка. А.И.Куприн. Белый пудель....полностью>>
'Инструкция'
В ходе подготовительного этапа ЕГЭ-2008 члены областной предметной комиссии по физике и учителя физики Оренбургской области изучили следующие федерал...полностью>>

Главная > Диссертация

Сохрани ссылку в одной из сетей:

24


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

На правах рукописи

СЫРОВАТКО ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Специальность 12.00.11 – судебная власть,

прокурорский надзор, организация

правоохранительной деятельности, адвокатура.

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва 2007

Диссертация выполнена в Научно-исследовательском отделе Научного центра исследования проблем управления ОВД и ВВ Академии управления МВД России

Научный руководитель

кандидат юридических наук, доцент

Полежаева Светлана Алексеевна

Официальные оппоненты:

заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

Дашков Геннадий Владимирович

кандидат юридических наук, профессор

Колесников Иван Иванович

Ведущая организация – Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.

Защита состоится « 26 » апреля 2007 г. в 14 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 203.002.03 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8, в ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.

Автореферат разослан « »_____________2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор юридических наук, доцент А.Г. Елагин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые все больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость.

Происходит слияние коррумпированных государственных чиновников различного уровня и мафиозных структур, усиливается их стремление влиять на принятие экономических и политических решений и даже прорваться к ры­чагам государственной власти. Масштабы организованной пре­ступности в России, обусловливаемые процветанием коррупции на всех этажах государственной власти, столь велики, что поставили под угрозу не только нормальное осуществление трансформационных процессов, но основопола­гающие устои государственности как таковой. Свидетельством подобных тен­денций участившиеся случаи обращения к данной проблеме Президента РФ в его наиболее значимых, программных выступлениях. Так, в своем Послании Федеральному Собранию 2006 года В.В. Путин сделал тему противодействия коррупции одной из центральных: «…несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию»1. В интернет-конференции 6 июля Президент, касаясь вопроса коррупции, отметил: «…Она, собственно, постоянно сопровождает растущие экономики, страны переходного периода. Для России это стало, к сожалению, актуальным, на мой взгляд, еще и потому, что не только произошли капитальные изменения в экономике при переходе от плановой системы к рыночной, но и рухнула как бы прежня система моральных ценностей, советского времени. А государственный аппарат мало чем изменился»2.

Рост коррупции и изменение ее форм - об­щемировая тенденция. При этом коррупция в нашем государстве, как и во всем мире, неразрывно связана с организованной преступностью. Последняя служит мощным рычагом влия­ния на органы государственной власти, политику и институты гражданского общества.

В сегодняшней России наиболее важные объекты и сектора экономической сферы находятся под жестким прессингом криминальных структур. Специалисты от­мечают беспрецедентную экспансию организованной преступности и ее капи­талов в российскую экономику, прежде всего в самые прибыльные области. Неуклонно растущие экономические и финансовые возможности дельцов тене­вого бизнеса приводят к возрастанию масштабов подкупа государственных чи­новников. По оценкам американских экспертов, на подкуп влиятельных чиновников в го­сударственных структурах крупные преступные группировки в России тратят от 30 до 50 % своих прибылей.

Преследуя свои частные интересы, представители бюрократического ап­парата управления рассматривают соответствующие институты и процедуры как источник своего обогащения и существования, подчиняя при этом интересы общества своим эгоистическим интересам и потребностям. Так, выполнение формальных актов зачастую ста­новится для бюрократов-управленцев действительным содержанием их дея­тельности. Здесь коренится взаимосвязь государственной бюрократии и кор­рупции. Поэтому все чаще специалисты говорят сегодня не только о потребности в повышении эффективности системы государственного управления, но одновременно и о необходимости защиты общества от такой все возрастающей «эффективности».

Главный вред коррупции заключается в том, что она «разъедает» государственную власть, де­лает ее слабой, немощной, фиктивной. Основной ресурс власти - доверие к ней со стороны насе­ления теряется. Без этого ресурса власть не может проводить какую-либо полноценную политику, ка­кие-либо реформы. Таким образом, подрывая до­верие к власти, ее авторитет, коррупция в конеч­ном счете препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб со­трудничеству с другими государствами, социаль­ной и инвестиционной политике и т.д. Коррупция становится явлением, во многом определяющим политическое, экономическое и культурное разви­тие общества.

Если в своем предшествующем послании Президент говорил о «надменной касте чиновников», рассматривающих государственную службу как разновидность бизнеса, и требовал принятия мер, которые могли бы остановить негативные тенденции перехода страны под контроль неэффективной коррумпированной бюрократии, то очередное обращение к данной теме говорит о том, что деятельность публичной власти всех видов и уровней в области борьбы с коррупцией по-прежнему недостаточна и не дает пока еще ощутимых результатов. Об этом свидетельствует и отсутствие сдвигов в восприятии проблемы противодействия коррупции со стороны большинства населения нашей страны, что подтверждается многочисленными социологическими опросами.

Можно с уверенностью говорить о том, что в настоящее время в России отсутствует однозначно выраженная, свободная от двойных стандартов, несистемных и алогичных действий политическая воля противодействовать коррупции в высших эшелонах власти. При этом рассматриваемый феномен является сложной, комплексной социаль­но-правовой проблемой, требующей к себе и соответствующего отношения, то есть комплексного подхода, сочетающего различные меры и средства. Нужны целенаправленные усилия со стороны го­сударства и гражданского общества, нужна соот­ветствующая антикоррупционная политика, конечной стратегической целью разработки которой является завершенность концептуального осмысления перспектив развития феномена коррупции во всех проявлениях последнего. Тактической же задачей, от решения которой, в конечном итоге, и будет зависеть стратегическая составляющая, - является создание системы противодействия коррупционным проявлениям.

В системе субъектов, обеспечивающих реализацию государственной антикоррупционной политики в России, бесспорно, одно из ведущих мест занимают органы внутренних дел. Именно органам правоохраны по смыслу их деятельности принадлежит ведущая роль в обеспечении «диктатуры закона», которая составляет основу правового государства.

Особое место органов внутренних дел в решении задач, связанных с противодействием коррупции, обусловлено правовым статусом, государственно-правовым предназначением и социальной значимостью деятельности данной структуры как одного из основных звеньев правоохранительной системы государства. При этом МВД России обладает всем комплексом инструментов по оказанию реального противодействия проявлениям коррупции - это полномочия его подразделений в части предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности. Оценивая организационную структуру МВД России на предмет ее эффективности в осуществлении реализации антикоррупционной политики, следует отметить, что она представляет собой слаженный и четкий в своем построении механизм на уровне нормативно-правового обеспечения служб, органов и должностных лиц МВД России теми полномочиями, которые позволяют осуществлять противодействие и борьбу с коррупцией силами органов внутренних дел. Однако обширные возможности этой структуры в означенной области, несмотря на выполняемый ею в целом большой объем работы в этой части, реализуются далеко не в полной мере, что проявляется в отсутствии видимых практических результатов названного направления деятельности органов внутренних дел.

Одной из главных причин сложившегося положения с полным основанием может быть названа недостаточная теоретическая разработанность вопросов правового и организационного обеспечения этого, безусловно, одного из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.

Степень научной разработки. Свое исследование диссертант осуществлял на базе изучения научного наследия известных отечественных ученых-правоведов. Теоретическую основу исследования в области государственного управления составили работы специалистов по общей теории права, таких как: А.И. Алексеев, В.С. Афанасьев, А.Г. Бережнов, В.П. Божьев, В.Н. Бутылин, И.И. Веремеенко, Н.В. Витрук, И.Я. Дюрягин, М.И. Еропкин, В.Д. Зорькин, Л.М. Колодкин, С.А. Комаров, А.П. Коренев, В.В. Лазарев, А.С. Ловинюков, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, С.М. Петров, Л.Л. Попов, А.С. Прудников, Т.Н. Радько, В.П. Сальников, А.В. Серегин, В.Н. Синюков, Ю.А. Тихомиров и др.

Отдельным вопросам, раскрывающим важные моменты и стороны сущности, процесса формирования, функционирования и развития правового механизма борьбы с коррупцией, посвящены труды ученых различных отраслей права, в частности: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, B.C. Афанасьева, В.В. Бородина, Г.А. Гаджиева, Ю.И. Гревцова, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, А.И. Королева, М.М. Курицина, Д.И. Луковской, Л.А. Ни­колаевой, М.Н. Марченко, И.Ф. Покровского, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридо­нова и др.

Следует отметить, что проблемы коррупции достаточно давно находятся в поле зрения запад­ных исследователей. Среди них особо следует выделить: Кларка В., Скотта Д., Вейли Д., Хатингтона С, Крамера Д., Мертона Р., Гросманна Г., Клина Г., Блэквела Р., Палмера Л., Вятра Е., Роуз-Акерман С. и др. В основе их исследований лежит исторический подход, ретро­спективно отражающий проблему коррупции в СССР и западных странах в 60-80 гг. В то же время, в большинстве своем в исследо­ваниях западных ученых не раскрывается содержание выявленных закономерностей и отсутствует анализ причин проис­ходящего и раскрытия закономерностей.

Вместе с тем изучение научной литературы, связанной с рассматриваемой проблематикой, позволяет судить о том, что, несмотря на актуальность рассматриваемой проблематики, системных монографических исследований проблем разработки и реализации антикоррупционной политики фактически нет. Вне поля зрения ученых до сих пор остаются такие вопросы, как методология и концептуальные основы борьбы с коррупцией, понятие и сущность коррупции, правовое регулирование механизма борьбы с коррупци­ей, характер, место и роль правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел, в меха­низме названной деятельности. По этим вопросам имеются лишь фрагментарные исследования, по­священные проблемам должностных и корыстных преступлений, а также коррупционным преступлениям в экономической сфере.

Указанные обстоятельства, как представляется, достаточно убедительно указывают на актуальность темы настоящего исследования.

Объект и предмет диссертационного исследования. В качестве объекта исследования избран комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе функционирования органов внутренних дел в сфере реализации антикоррупционной политики Российской Федерации. Предметом исследования выступают правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по противодействию коррупции.

Цели и задачи исследования. Общая цель настоящей диссертации состоит в комплексном исследовании правовых и организационных основ деятельности органов внутренних дел по реализации антикоррупционной политики, и разработке на этой основе предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности противодействия коррупции средствами, которыми располагают органы внутренних дел.

Для конкретизации вышеназванной цели были поставлены следующие основные задачи:

- изучение сущности и видов коррупции, а также основных причин и последствий развития данного феномена;

- анализ и оценка состояния коррупционных отношений в современном российском обществе;

- историко-правовой анализ развития подходов к формированию антикоррупционной политики в России;

- изучение организационно-правовых основ деятельности государственных органов - субъектов реализации антикоррупционной политики;

- выявление специфики организации деятельности органов внутренних дел по противодействию коррупции;

- анализ проблем координации и планирования деятельности государственных органов - субъектов реализации антикоррупционной политики и разработка мер по обеспечению их взаимодействия и сотрудничества;

- разработка предложений по совершенствованию правового и организационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере реализации антикоррупционной политики.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую основу исследования составляет система современных методов познания, разработанных в рамках различных научных направлений – философии, юриспруденции, экономики, социологии. При проведении исследования автором были использованы как общенаучные методы (диалектический, системный, логический), так и ряд частнонаучных методов (системного анализа, сравнительного правоведения). Использовались концептуальные положения уголовного, гражданского, административного и иных отраслей права.

Методика исследования представляет собой систему научно обоснованных методов, правил и приемов получения и обработки информации. В качестве таковых применялись методы логико-юридического анализа, формализации.

Теоретическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных ученых, включая дореволюционные источники, по общей теории права, государственному управлению и др. Выводы диссертационного исследования основываются на положениях Конституции РФ, Уголовного и Уголовно-процессуального Кодексов Российской Федерации, Федерального закона «О милиции», иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Министра внутренних дел РФ, Генерального Прокурора РФ, Директора ФСБ РФ.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном подходе к научно-теоретическому осмыслению спектра вопросов, связанных с правовыми и организационными основами деятельности органов внутренних дел по реализации государственной антикоррупционной политики. Проведенное исследование позволило показать место и роль органов внутренних дел в противодействии коррупции в России как необходимого органа правоохраны, занимающего одно их ведущих мест в механизме обеспечения криминальной безопасности и координации деятельности правоохранительных органов по реализации государственной политики в означенной сфере.

Диссертантом в контексте исследования подвергается всестороннему анализу и критической оценке ряд положений российского законодательства в части, касающейся деятельности государственных органов – субъектов реализации антикоррупционной политики, а также предлагаются варианты разрешения имеющихся правовых проблем.

Требованиям новизны соответствуют также разработанные диссертантом теоретические основы оптимизации организации деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой области.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) авторское определение понятия коррупции, которое охватывает такое незаконное использование должностным лицом своего статуса, которое обеспечивает принципиальную возможность влияния этого лица на других лиц в целях получения личной вы­годы. В этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими;

2) авторское определение понятия антикоррупционной политики, которая кроме организационно-правовых мер воздействия включает разделяемые субъектом искомой политики представления, идеи, цели, во имя которых она и осуществляется. Поэтому антикоррупционная политика представляет собой систему мер и средств, идеологически и концептуально объединенных между собой, с помощью которых государство и общественные институты, соблюдая принципы законности, предполагают достижение согласования целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества. При этом конечной стратегической целью ее разработки является завершенность концептуального осмысления перспектив развития феномена коррупции во всех проявлениях последнего. Тактической же задачей, от решения которой, в конечном итоге, и будет зависеть стратегическая составляющая, - является создание системы противодействия коррупционным проявлениям;

3) предложения по разработке проекта Федерального закона «О лоббировании», который создаст правовое поле для исключения коррупционных схем продвижения законопроектов, противоречащих интересам общества и государства, но обеспечивающих тем или иным структурам материальные и иные преимущества, а также блокирующих законопроекты, противоречащие групповым и корпоративным интересам;

4) обоснование необходимости создания специализированного органа по противодействию коррупции, который станет стержнем и основным субъектом государственной антикоррупционной системы, с наделением его следующими полномочиями:

- разработка и реализация государственной политики в сфере противодействия коррупции;

- координация деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции;

- подготовка и реализация предложений по совершенствованию деятельности государственных органов в сфере противодействия коррупции;

- принятие решений о проведении специальных проверок фактов коррупционного поведения лиц, занимающих должности в государственном аппарате (при этом необходим строго определенный механизм реализации подобных решений);

5) обоснование целесообразности введения обязательной независимой правовой антикоррупционной экспертизы законопроектов в период их разработки и обсуждения в Государственной Думе, Совете Федерации, законодательных органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления, направленной на то, чтобы каждый Закон содержал четкие юридические дефиниции, исключал неоднозначные формулировки, обладал понятийным аппаратом, характерным для отечественной правовой системы и в целом понятным не только юристам, но и рядовым гражданам, обладающим минимумом правовой культуры. Закон не должен содержать коллизионных норм, а также чрезмерного количества отсылочных норм, наличие которых по наиболее принципиальным вопросам вообще недопустимо. В определении компетенции государственных органов законы должны содержать четкое установление объема прерогатив органа, должностного лица, хозяйствующего субъекта в части совершения ими юридически значимых действий. При этом должно быть исключено дублирование полномочий различных государственных органов, что позволит существенно сократить свободу волеусмотрения правоприменителя, сделать его решения более предметными и обоснованными.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что оно в определенной мере восполняет имеющийся пробел в исследовании феномена коррупции, дает достаточно целостное представление о правовых и организационных основах деятельности государственных органов – субъектов реализации государственной антикоррупционной политики, позволяет более полно и объективно оценить нынешнее состояние и перспективы развития деятельности органов внутренних дел в означенной сфере. В настоящей работе содержатся характеризующиеся научной новизной выводы, которые могут найти применение и получить развитие в последующих теоретических изысканиях.

Имеют важное значение и практические результаты, т.е. внесенные диссертантом предложения по модернизации организационно-правового инструментария, обеспечивающего деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом направлении. Они могут быть с пользой реализованы при разработке общих проблем противодействии коррупции в России, в практике деятельности государственных органов – субъектов антикоррупционной системы, осуществлении мероприятий по координации действий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. Результаты предпринятого исследования могут найти всестороннее применение в учебном процессе высших юридических учебных заведений, учебных заведений Министерства внутренних дел.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается используемыми методами сбора и анализа информации, глубокой теоретической проработкой накоп­ленных в науке знаний, изучением обширной правовой литературы, детальным анализом нормативных правовых актов, что позволило обстоятельно изучить предмет исследования.

Работа основана на материалах органов государственной власти и правоохраны, характеризующих все виды действий органов внутренних дел по реализации антикоррупционной политики.

Эмпирическую базу исследова­ния составили: результаты изучения статистических отчетов, докладов, обзоров, обобщений, справок Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел РФ за последние годы; материалы о деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности в рассматриваемой сфере; материалы криминологических и социологических исследований. В процессе подготовки диссертации также были изучены результаты исследований, проведенных ранее другими авторами, выводы по которым были использованы для сопоставления и выявления тенденций исследуемых явлений.

Избранная процедура проведения исследования, использование многоплановой информации обеспечивают достаточную научную обоснованность и достоверность содержащихся в диссертации положений, выводов и рекомендации.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения, выносимые на защиту, выводы и предложения, сформулированные в диссертации, изложены в трех научных статьях общим объемом около 2.0 п.л. Результаты исследования докладывалась в выступлениях на заседаниях научно-исследовательского отдела НЦИПУ ОВД и ВВ Академии управления МВД России.

Содержащиеся в диссертации выводы и положения прошли практическую проверку, что подтверждается соответствующими официальными актами.

Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии. Объем и оформление диссертационного исследования отвечает требованиям, предъявляемым ВАК России.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется его объект и предмет, цели и задачи, методология и методика, характеризуется его научная новизна и практическая значимость, указывается апробация и практическая реализация результатов исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая – «Противодействие коррупции в органах государственной власти как общегосударственная социально-экономическая и правовая проблема» - посвящена изучению сущности, видов, причин и последствий коррупции; оценке состояния коррупционных отношений в современном российском обществе, а также историко-правовому анализу антикоррупционной политики в России.

Предваряя сравнительный анализ взглядов ученых различных отраслей науки на сущность феномена коррупции, автор указывает на тот факт, что история последней - это история человеческой цивилизации. В качестве иллюстрации к данному утверждению приводится высказывание Ш. Монтескье: «…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен зло­употреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела»1.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организация и правовое обеспечение общественного контролЯ за деятельностью органов внутренних дел

    Диссертация
    Защита состоится « » 2009 г., в час., на заседании диссертационного совета Д 203.002.03 при Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул.
  2. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (приложение №1).

    Руководство
    2. Осуществлять с 1 июля 2010 года в соответствии с Руководством, утвержденным настоящим приказом, воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу, работу по укреплению служебной дисциплины и законности
  3. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

    Руководство
    Осуществлять с 1 июля 2010 года в соответствии с Руководством, утвержденным настоящим приказом, воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу, работу по укреплению служебной дисциплины и законности
  4. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и определить задачи органов внутренних дел, вытекающие из Послания Президента. Время: 2 часа. Метод: лекция

    Лекция
    Тема: « Задачи органов внутренних дел, вытекающие из основных положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (30 ноября 2010 года)»
  5. Приказ мвд РФ от 24 декабря 2008 г. N 1138 "Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" Утвердить прилагаемый Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации

    Кодекс
    2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России*, начальникам подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам

Другие похожие документы..