Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Любить свой язык – это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стрем...полностью>>
'Автореферат'
Енгашев Сергей Владимирович; Член-корр. РАСХН, доктор ветеринарных наук, профессор Ларионов Сергей Васильевич; доктор ветеринарных наук, профессор Ар...полностью>>
'Документ'
Почти все общественные движения в период своего зарождения и максимальной активности являются молодежными. Циклы зарождения, активности и угасания общ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Все учебники комплекта «Планета Знаний» прошли государственную экспертизу по новой форме и включены Министерством образования и науки Российской Феде...полностью>>

Главная > Курс лекций

Сохрани ссылку в одной из сетей:

131

Министерство культуры Саратовской области

ГОУ СПО «Вольское музыкальное училище

им. В.В. Ковалева (техникум)»

Курс лекций

Дисциплина:

«История исполнительства на русских народных инструментах»

Выполнила

преподаватель специализации

«Инструменты народного оркестра»

Клочко Г.В.

Содержание

Тема I. Зарождение и развитие русской инструментальной музыки………………………………...3

1.Зарождение русской инструментальной музыки………...3

2.Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры………………………………………5

Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре ХI - ХIХ веков…………………………………………………………10

  1. Гусли в ХI – ХIХ веках…………………………………10

  2. Шестиструнная гитара в России…………………........15

  3. Семиструнная гитара в XVIII – XIX веках……………20

  4. Становление исполнительства на русской домре........25

  5. Балалайка в XVIII – XIX веках………………………..29

Тема III. Эволюция русской гармони во второй половине ХIХ – начале ХХ века…………………………34

  1. Появление первых русских гармоник…………………34

  2. Возникновение концертного исполнительства на гармонике в России конца ХIХ – начала ХХ века……39

Тема IV. Создание академического направления в балалаечно-домровом и гармонико-баянном искусстве (середина 1880-х – 1917 годы)…………………………….45

  1. В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети ХIХ века…..45

  2. Хроматизация балалайки и гармони…………………..49

  3. Появление баяна в России и развитие концертного баянного исполнительства…………………..

  4. Искусство игры на балалайке в начале ХХ века…

  5. Развитие гитарного искусства в России начала ХХ века…………………………………….

Тема V. Формирование оркестрового домрово- балалаечного и гармонико-баянного исполнительства

  1. Создание первых оркестров хроматических гармоник………………………………………………4

  2. Возникновение балалаечного оркестра В.В.Андреева…………………………………………7

  3. Особенности становления репертуара оркестра русских народных инструментов………………….15

Тема VI. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917 – 1941 годы

  1. Роль конкурсов и олимпиад второй половины

1920-х – начала 30-х годов в развитии исполнительства…………………………………….18

2. Зарождение профессионального образования на народных инструментах……………………………22

3. Становление профессионального ансамблево-оркестрового искусства…………………………….26

  1. Развитие сольного профессионального искусства..34

  2. И.Я.Паницкий……………………………………….39

Тема VII. Исполнительское искусство на русских народных инструментах в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)

  1. Любительское и профессиональное исполнительское искусство………………………...45

  2. Произведения военных лет для русских народных инструментов………………………………………..50

Тема VIII. Исполнительство на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945 – 1955)

  1. Развитие профессионального исполнительства….53

  2. Произведения для струнных щипковых инструментов. Развитие оригинального баянного репертуара…………………………………………70

Тема IХ. Расцвет исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 1990-е годы)

  1. Развитие профессионального исполнительского искусства…………………………………………….75

  2. Сочинения для баяна и сольных щипковых народных инструментов……………………………85

Тема I. Зарождение и развитие русской инструментальной музыки

  1. Зарождение русской инструментальной музыки

Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Безвестными талантливыми мастерами создавались и совершенствовались самые разнообразные музыкальные инструменты.

Зарождение русской музыки относится к глубокой древности. Она возникла в недрах первобытнообщинного строя славянских племен, населявших обширную территорию.

Центром одного из племенных союзов являлось племя рось, проживавшее на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть руссами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей, Русью.

По свидетельству историков, славяне были рослым, сильным и красивым народом: «они были неплохие люди и совсем незлобные», очень любили пение, за что их прозвали «песнелюбцами».

К VIII веку у восточных славян происходит процесс разложения первобытнообщинного строя, созревают зачатки государственной власти. К этому времени относят появление скульптуры, музыки, плясок.

У древневосточных славян существовали различные виды искусства, которые были связаны с обрядовыми формами языческих религиозных верований. Исполнение обрядов сопровождалось пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками с элементами театрализованного действия.

На первом этапе своего возникновения музыка была еще очень примитивной. Пение было одноголосным, и мелодии строились на 3 – 4 звуках. Во многих песнях отсутствовали полутоновые сочетания. Однако их метроритмическая структура была довольно разнообразной: между мелодией и словами существовала тесная взаимосвязь.

Древним славянам были известны музыкальные инструменты различного вида, например, так называемые мембранные ударные, где источником звука служит мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди инструментов подобного типа наиболее известны бубны и барабаны. К ударным инструментам относится и металлический орган. Как предполагают, он представлял собой набор металлических пластинок или полушарий. Из духовых народных инструментов бытовали продольная флейта, флейта Пана, глиняные свистульки.

Продольная флейта имела вид трубки, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд. Флейта Пана представляла собой набор коротких трубочек различной длины, где верхние концы стволов были открыты, а нижние закрыты пыжом. Звук извлекался посредством рассечения воздуха о край верхнего конца трубочки. Флейта Пана являлась прототипом современных кугикл. Глиняные свистульки или окарины - это пустотелые керамические фигурки, выполненные обычно в виде птицы или животного и имеющие 2 – 3 игровых отверстия. Известны славянам были и гусли. Сведения об этом инструменте дошли до нас из VI века.

Если песни передавались устным путем от поколения к поколению и таким образом сохранялись в народной слуховой памяти столетиями и некоторые из них дошли до наших дней из глубины веков, то инструментальная музыка могла сохраниться только лишь в нотной записи. Последняя являлась достоянием монастырей, где культивировалось церковное пение. Она вошла в музыкальную практику России (и то в очень несовершенном виде) только лишь в XVII веке. Инструментальная музыка считалась светской, а значит, греховной, «бесовской». Кроме того, жизнь самих инструментов была недолговечной: сделанные из непрочного материала, дерева. Они более всего подвергались влиянию времени, и ничто не в силах было приостановить процесс их исчезновения, не говоря уже о том, что славянские земли постоянно подвергались нашествиям диких племен, так что и возделывать землю приходилось с оружием за плечами.

Песенное и инструментальное искусство древних славян родилось и развивалось в тесной взаимосвязи. Анализ структуры песен и музыкальных инструментов дает основание утверждать, что песенная практика народа обеспечивала рождение музыкальных инструментов, а музыкальные инструменты, в свою очередь, закрепляли опыт песенного искусства, т.е. создание многих песен происходило под влиянием установившегося инструментального строя, точно так же, как звукоряды многих музыкальных инструментов рождались часто на основе конкретных и наиболее типичных народных песенных мелодий, как материальное воплощение результатов творческой практики. А если знать строй инструментов, способы извлечения звука на них, характер звучания, то можно уже моделировать и характер музыки того времени.

Значение докиевского периода в истории русской инструментальной культуры исключительно велико. Именно в этот период закладываются основы национальной самобытной русской профессиональной музыки.

  1. Роль музыкантов-скоморохов в истории русской музыкальной культуры

В IX веке на территории теперешней Украины образовалось большое и сильное раннефеодальное государство – Русь. Его столицей стал Киев. По главному городу это государство стало называться Киевской Русью. Киев становится экономическим и культурным центром всех восточных славянских земель. Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. Быстро и интенсивно развиваются архитектура, живопись, музыка.

Многочисленные исторические свидетельства указывают на большую роль музыки в общественной и государственной жизни Киевской Руси. Она была неизменной принадлежностью княжеского и дружинного быта, сопровождая и веселые, разгульные пирушки, и торжественные официальные церемонии. В стенной росписи киевского Софийского собора отражены подобные картины придворного музицирования.

Исторические документы указывают на существование в Древней Руси двух категорий певцов-музыкантов, отличающих друг от друга и по характеру своего искусства, и по общественному положению.

К одной из них принадлежали скоморохи, вечно гонимые и преследуемые церковью, лишенные защиты законы, большей частью бездомные и не имевшие никакого имущества, но всегда желанные гости, любимые во всех слоях общества. К другой категории относились княжеские певцы, которые занимали высокое положение в обществе и пользовались признанием как светских, так и духовных властей. В литературных источниках приводится обширный перечень запрещенных церковью забав, среди которых фигурируют скоморохи, «гудцы», «свирцы», «игрецы», «позоры деюще» на улицах городов, «бубенные плесканья», «свирельный звук», «плясания и всякиа игры».

Наряду с бродячими группами скоморохов, которые переходили от одного населенного пункта к другому, зазывая зрителей на свои представления, приуроченные к святкам, масленице, пасхе или за определенную плату «подряжались» участвовать в свадьбах или других семейных праздниках, были и такие, которые жили оседло. Они владели своим хозяйством, а скоморошеством занимались для дополнительного приработка, а в иных случаях, возможно, и из чистого любительства.

Но, несмотря на известное расслоение в среде скоморошества, это был один социальный тип средневекового артиста и музыканта, по своему положению в обществе и по характеру своего искусства резко отличавшийся от высокопоставленных княжеских певцов и поэтов, прославлявших ратные подвиги князя и его дружины.

Музыкальные инструменты Древней Руси различались не только по структуре, но и по той роли, которую они играли в быту и общественной жизни. Каждый инструмент имел свое назначение и применялся в определенных случаях в соответствии со сложившимися обычаями и традициями. Одни пользовались уважением и почетом во всех слоях общества, другие – сурово порицались и преследовались. Например, трубе обычно отводилось особое место как привилегированному благородному инструменту, вселяющему мужество и бесстрашие в душу воина, призывающего его на ратные подвиги. В одном из древнеславянских церковных поучений труба противопоставляется сопели и гуслям, которые «собирают бесстыдных бесов».

У киевских скоморохов впервые появляется гудок – струнный инструмент, ставший не менее популярным, чем гусли. К XV веку относится старейшее из дошедших до нас изображение этого инструмента. Корпус гудка имел грушевидную форму, дека была плоской, подставка под струны ровная, без изгиба. Три струны находились на одном уровне и поэтому смычок, имевший лукообразную форму, соприкасался со всеми ими тремя. На первой, тонкой струне игралась мелодия, вторая и третья струны звучали без изменения высоты звука (строились они в квинт, как у современной скрипки). Беспрерывное звучание (гудение) винты в нижних голосах стало одним из характернейших стилистических признаков для народной музыки, называемое бурдоном, бурдонирующей квинтой. Во время игры инструмент опирали о колено левой ноги или зажимали между колен.

При археологических раскопках в Новгороде в 1951 – 1962 гг. впервые были найдены подлинные образцы древних гудков, относящихся. Как было установлено учеными, к XII веку.

Из духовых инструментов в Киевской Руси применялись несколько видов инструментов флейтового типа: сопель – свистковая флейта (при археологических раскопках в Новгороде были найдены образцы сопелей, относящихся к XI веку), свирель – парная свистковая флейта, многоствольная флейта Пана (кугиклы), а также различные пастушеские и ратные (военные) рога и трубы, упоминание о которых можно найти в древних летописях начала VII века. Пастушеский рог, как и труба, выделывался из дерев. И трубы и рога использовались как в быту, так и в ратном деле. Археологические раскопки пока не обнаружили ни одного экземпляра этих инструментов.

Есть основания предполагать, что скоморохи Киевской Руси играли на волынках. Правда, первое упоминание о них относится к эпохе Ивана Грозного (середина XVI века), но литературные источники не могут служить обозначением времени возникновения того или иного инструмента, так как они появлялись, как правило, намного позже. Многие исследователи считают, что волынка является одним из древнейших инструментов.

Русская волынка (дуда или козица) – это духовой язычковый инструмент с воздушным резервуаром (мехом) из кожи или бычьего пузыря. В отверстие меха вставлялись 4 – 5 трубочек. Одна из них служила для нагнетания воздуха в мех, остальные использовались как игровые. При игре исполнитель прижимал мех локтем левой руки к туловищу, выдавливал из него воздух, который попадая в игровые дудочки, приводил в колебание прикрепленные внутри стволов тонкие тростниковые пластинки, называемые «пищиками» или «язычками». Пальцами рук играющий закрывал отверстия, находящиеся на стволе мелодической дудочки, меняя тем самым высоту звука. Другие две дудочки звучали все время на одной и той же высоте, и так как они подстраивались в квинту, то образовывался квинтовый бурдон. У некоторых волынок было две мелодические дудочки, которые звучали одновременно, в двухголосном сочетании. В процессе игры музыкант постоянно вдувал в мех воздух, так что волынка могла звучать без перерыва. Отсюда произошло известное выражение «тянуть волынку», «волынить».

Из ударных инструментов употреблялись бубны (общее название различных барабанов), среди которых были инструменты с побрякушками, наподобие тарелочек у современного бубна. В XI веке уже практиковалась ансамблевая игра. Так, например, в палатах князя Святослава Ярославовича регулярно играл инструментальный ансамбль большого состава. Репертуар его строился на материале народных песен.

В XIII веке, когда почти вся русская земля оказалась под монголо-татарским игом, хранителем и продолжателем древнерусских культурных традиций становится Новгород.

Искусство новгородских скоморохов находилось на очень высоком уровне. В народных былинах новгородские скоморохи характеризовались как талантливые певцы и музыканты-инструменталисты, владевшие высоким исполнительским мастерством, широким и разнообразным репертуаром. Есть основания предполагать, что большая часть песен, исполняемых скоморохами, и сцен, ими разыгрываемых, возникали экспромтом и находились в тесной связи с обстоятельствами, при которых давали свои представления скоморохи.

Носители прогрессивных идей – скоморохи – нередко являлись зачинщиками и участниками народных волнений. Первыми против скоморохов выступили представители церковной власти. Попы видели в их деятельности возрождение язычества, отвлекающего народ от церкви «бесовскими игрищами». Гонения на скоморохов развернули цари Михаил Федорович и в особенности Алексей Михайлович. Так, в 1648 году царской грамотой повелевалось «все гудебные сосуды сжечь, ослушников наказать кнутом и батогами, а за повторное ослушание ссылать в отдаленные места». По свидетельству очевидца обоз с музыкальными инструментами был сожжен на болоте за Москва-рекой.

В результате гонения все меньше оставалось мастеров, изготовлявших музыкальные инструменты для скоморохов, искусство постепенно утрачивало массовость, вырождалось. Тем не менее, даже в XVIII – XIX веках скоморохов можно было встретить в народных балаганах, на ярмарках Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде.

Скоморошество на Руси вошло в историю русской культуры как явление огромной общественной и художественной значимости. Оно оказало большое влияние на формирование всех жанров музыкального искусства и литературы.

Тема II. Русские народные инструменты в отечественной музыкальной культуре ХI - ХIХ веков.

1.Гусли в ХI – ХIХ веках.

Из числа русских народных инструментов, звучащих в наши дни, наиболее древнее происхождение имеют гусли.

На нашей территории подобный инструмент существовал еще во времена нашествия скифов.

Любопытны сохранившиеся до наших дней струнные инструменты хакасов и тофаларов (народностей Российской Федерации). Бесспорно, что это разновидности древнейших гуслей.

Первое упоминание о гуслях относится к VI веку нашей эры.

Название гуслей происходит от древнеславянского слова «густы» - гудеть, а так как гудела струна, то она получила наименование «гусла». Значит, гусли – это гудящие струны.

Корпус инструмента обычно выдалбливался из белого клена (явора). Отсюда и пошел эпитет «яровчатые» (искаженное от «яворчатые»). Гусли состояли из небольшого деревянного корпуса в форме крыла (отсюда и их название – крыловидные) с четырьмя и более струнами.

При археологических раскопках в Новгороде в 1951 – 1962 гг. были найдены 4 экземпляра крыловидных гуслей, относящихся, как считают, к XII – XIX векам. У трех инструментов было по 4 струны, у четвертого – 9. Струны натягивались параллельно. В 1970-е годы найденные там же, в Новгороде, экземпляры древнейших гуслей были датированы XI веком.

На многих старинных гравюрах можно встретить изображение гуслей - трапециевидный кузов-резонатор и от 5 до 25 струн. Струны могли быть т жильными и металлическими. При игре инструмент клали на колени, пальцами правой руки исполнитель защипывал струны или ударял по ним, пальцами левой руки глушил ненужные струны. Строй древних гуслей нам неизвестен.

Играли на гуслях профессиональные сказители былин при княжеских дворах. Они сопровождали игрой на инструменте свои повествования о подвигах славных богатырей, о походах в иные края, или провозглашали здравицу князю, приютивших их. Особенно известен в раннем русском средневековье легендарный вещий певец и гусляр Боян.

Искусство гусляров было синкретическое. Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом, и сказителем. Старинная былина была своеобразной хроникой важнейших событий. В письменных документах гусли стали упоминаться с XI века.

Большой популярностью пользовались гусли у скоморохов.

Гусли звончатые – древнейший вид гуслей, существовавший на Руси и известный с XI века. Инструменте имеет крыловидную или трапециевидную форму корпуса. На гусли навязывали от 4 до 9 струн, а позже 13 – 15. При игре инструмент опирали на колени колками в левую сторону, нижняя дека гуслей прислонялась к груди игрока. Струны защипывали либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае служила для приглушивания струн. Позже звук стали извлекать плектром или медиатором, отчего он стал ярче и звонче. Последнее и определило название инструмента. На звончатых гуслях можно извлекать аккорды арпеджировано (арфообразно), а также использовать (как на балалайке) прием бряцания, который особенно часто применялся в плясовой музыке.

Звончатые гусли бытовали в двух разновидностях: древнейший – без открылка – имел форму удлиненного треугольника, и более поздний (XVII век) – с открылком. Открылком называли продолжение инструмента в виде приделанной к нему дощечки, на которой находилась левая рука исполнителя.

Гусли-псалтырь или шлемовидные гусли (щипковые портативные гусли) – имели полукруглую или треугольную форму и от 20 до 30 жильных струн. На этих гуслях использовался арпеджированый прием игры (как на арфе). Гусли эти еще назывались «чувашскими» или «симбирскими» и были распространены в Поволжье.

В XVI веке при Государевой потешной палате были сконструированы прямоугольные (столообразные) гусли. Они получили широкое распространение в XVIII веке в городском и усадебном быту. Игрой на этих гуслях увлекалось духовенство, из-за чего их называли поповскими. Многие иностранцы, посещавшие Россию в то время, утверждали, что гусельная музыка граздо совершеннее клавесинной, потому что звук у гуслей певучее и полнее, чем у клавесина. Гусли имели широкую динамическую палитру звучания, возможность извлечения звука любой динамической градации, более гулкий и продолжительный звук. Поэтому щипковые гусли, распространенные в более просвещенной социальной среде, нежели щипковые портативные, успешно конкурировали с популярными в то время клавикордом, спинетом и ранними формами фортепиано.

Гусли эти имели корпус прямоугольной формы (с крышкой), внутри которого было натянуто 55 или 66 струн. Строй инструмента вначале был диатонический, а со второй половины XVIII века – хроматический. Струны у хроматических гуслей располагались в два яруса: верхний ярус соответствовал звукам белых клавиш, а нижний – черным. Инструмент клали на стол или ставили на ножки. Звук извлекался посредством защипывания струн пальцами обеих рук. Диапазон гуслей - до 5 октав.

В 1776 – 1795 гг. в России был издан первый нотный сборник русских народных песен с гусельным аккомпанементом. Он назывался собрание русских простых песен с нотами». Сборник был выпущен в четырех частях по 20 песен в каждой. В 1790 году появляется нотное издание обработок русских народных песен И.Прача. В 1802 году выходит « Азбука или способ самый легчайший играть на гуслях по нотам» М. Померанцева, а в 1808 году печатается «Новейшая полная школа для гуслей» Д.Ф. Кушенова-Дмитриевского.

Наряду с этим, ширится профессиональное обучение игре на прямоугольных гуслях. В 1738 году императрица Анна Иоанновна издала указ об учреждении в Малороссии школы для подготовки придворных музыкантов, где, наряду с пением, игрой на скрипке и бандуре, преподавалась также игра на гуслях. Как свидетельствуют исторические документы, при императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне имелись придворные гусляры – К. Кондратович, С. И Г. Черняховские. Игрой на прямоугольных гуслях увлекались: выдающийся поэт Г. Державин, композитор О.А. Козловский (с ним любил играть дуэтом Г.Державин), В.Ф. Трутовский (русский певец, гусляр-виртуоз, композитор, собиратель народных песен), состоявший на службе при императорском дворе Петра III, а затем и Екатерины II в должности певца и «придворного камер-гуслиста» в конце XVIIII – начале XIX века.

Петербургские музыкальные матера, изготовлявшие прямоугольные гусли, воспользовались симбирскими гуслями. Как прототипом, развив и расширив их принципы. Они изменили размер инструмента, увеличили количество струн, заменили жильные струны металлическими (более звучными), но при этом оставили тот же прием игры.

В 60-х годах XIX века усовершенствованные (на ножках) столообразные гусли можно было встретить в любом доме. На них учились играть барышни в каждой семье. Но с появлением фортепиано гусли вышли из моды и встречались изредка только лишь в среде духовенства. Некоторые священнослужители разрешали себе игру на гуслях, ссылаясь на упоминание в библии о царе Давиде, игравшем на этом инструменте.

В 1889 году В.В.Андрееву удалось приобрести у дворцового гренадера подлинный экземпляр таких гуслей. Василий Васильевич отмечал, что эти гусли отличаются прекрасным, сильным тоном, однако требуют довольно трудной техники исполнения. Данный вид гуслей был введен в состав Великорусского оркестра в 1898 году. Прекрасным исполнителем на инструменте был архитектор Василий Дмитриевич Данилов – член Великорусского оркестра. Андреев называл его «виртуозом-уникумом».

С приобретением хроматического звукоряда щипковые гусли стали развиваться по законам академического инструмента: на них стало возможным исполнение не только русских народных песен и танцев, но и образцов музыкальной классики.

Однако к середине XIX столетия гуслярное искусство начало вымирать. Те типы гуслей, которые бытовали в социальных «низах», стали исчезать в связи с распространением в городской , а затем и в сельской среде новых жанров – частушек и различных образцов плясовой музыки. Гусли звончатые, с их неизменным бурдонным фоном и крайне ограниченным звукорядом, к середине XIX века стаи уступать место балалайке, а затем и гармони. Щипковые гусли, наиболее совершенные из всех разновидностей инструмента, со второй половины XIX столетия стали вытесняться фортепиано. Причинами тому явились сложности как в защипывании струн (диезные и бемольные струны находились под диатоническими), так и в глушении звука.

В.В.Андреев писал: «Гусли вышли из народного обращения, надо полагать, вследствие некоторой сложности своей конструкции. Инструмент этот пережил много веков без всякого изменения своего названия; изменялись неоднократно его размеры и количество струн. Форма, хотя и подвергалась в разное время различным изменениям, но весьма ничтожным. Прием игры всегда оставался тот же – перебор струн пальцами. Усовершенствованные гусли позволяют исполнять всякое музыкальное произведение в любой тональности, не изменяя строя инструмента. Этой способностью старинные гусли не обладали».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курс лекций Витебск Издательство уо «вгу им. П. М. Машерова» 2006

    Курс лекций
    Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова». Протокол № 4 от 12.
  2. Курс Философии для вузов и Лицеев. Курс начитан по особой методике, разработанной с целью повышения усвоения материала и увеличения комфортности обучения. 220-00 (1)

    Документ
    Аудиокурсы. Лекции по Этике. 2008. CD. Курс Философии для ВУЗов и Лицеев. Курс начитан по особой методике, разработанной с целью повышения усвоения материала и увеличения комфортности обучения.
  3. Лекции Лабораторные работы

    Лекции
    Перевалова Е.А., Рябухин Ю.И., Бутов Г.М. Общая химия: задачи, вопросы и тесты для входного и итогового контроля: Уч. пособие/ ВолгГТУ. – Волгоград, 2003.
  4. План выпуска литературы для вузоп п техникумов изд-ва на 1970 г. Позиция. V

    Документ
    Природные условия Апеннинского полуострова более благопри-ятны для развития человеческого общества, чем многие из соседних областей Средиземноморья. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией.
  5. Учебно- методический комплекс по курсу «право социального обеспечения» специальность: 030504. 51 «Право и организация социального обеспечения»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по праву социального обеспечения печатается по решению УМС Образовательного проекта «Юриспруденция». протокол № от « » 2010г.

Другие похожие документы..