Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Именованный сценарий без параметров, пишется следующим образом:Такой сценарий также может содержать несколько функций в т.ч. с параметрами.Именованны...полностью>>
'Документ'
В настоящем положении под методической работой руководящих и педагогических работников Государственного образовательного учреждения среднего професси...полностью>>
'Книга'
Писатели и поэты Павлодарского Прииртышья – юбиляры 2007года: Реком. список /ОУНБ им.С.Торайгырова; сост. Шахметова Ш.Б., Симутина А.А. – Павлодар,20...полностью>>
'Лекция'
(от субъективизма саморазвития противопоставления идеального и материального к объективизму самотворения, размывающего их различия, единство материал...полностью>>

Главная > Доклад

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Независимый доклад о доступности медицинской помощи для бедных и представителей других уязвимых групп в Российской Федерации

Доклад подготовлен рабочей группой Общества специалистов доказательной медицины в составе: В. В. Власов (редактор), К.Д. Данишевский, Е.А. Корнышева, А.В. Саверский.

Реферат

Настоящий доклад подготовлен в связи с озабоченностью ряда общественных организаций и экспертов России трудностями в доступе к медицинской помощи значительного числа лиц. В этот круг входят в частности: инвалиды, пенсионеры, лица с низкими доходами, лица, проживающие вдали от больших городов, заключенные, лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, бездомные (БОМЖ) и просто заболевшие вне места постоянного проживания.

Доступность медицинской помощи для разных групп снижена по различным причинам. Так, лица, проживающие вдали от больших городов, страдают преимущественно из-за трудностей в посещении врача; заключенные – из-за плохих условий содержания и полной зависимости от медицинской службы пенитенциарной системы; лица с тяжелыми хроническими заболеваниями – в силу неполноценного исполнения системой здравоохранения гарантий доступа к медицинской помощи и финансовых проблем, свойственных таким больным; бездомные и мигранты из-за исключения из системы здравоохранения по причине отсутствия регистрации по месту обращения за помощью. Отдельно нужно выделить психически больных, которые испытывают трудности, связанные с пребыванием фактически в условиях изоляции, с невозможностью социальной адаптации и с целым рядом других проблем.

Наконец, все перечисленные группы страдают от проблем связанных с бедностью, а трудности получения доходов у части из них усугубляются дефектами здоровья. В свою очередь низкие доходы приводят к невозможности получения помощи и проблемам социальной адаптации. В результате представители этих групп оказываются неспособными преодолеть физические, социальные и финансовые барьеры к медицинской помощи. Количество таких людей, испытывающих систематические затруднения в получении медицинской помощи, очень велико – примерно 50-70% населения страны.

В рамках многосторонней реформы бюджетной сферы в России предпринимаются усилия по совершенствованию организации и финансирования медицинской помощи, в том числе выделены средства на проекты развития специализированной помощи и первичной медицинской помощи, создание системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) лиц, за которыми законом признается право на получение социальной помощи. Тем не менее, положение перечисленных уязвимых групп остается неблагополучным. Причиной этого является отсутствие координации социальных и медицинских программ, чего можно было бы ожидать после создания Министерства здравоохранения и социального развития. Ряд программ, прежде всего программа ДЛО, оказались неспособными выполнить возложенные на них задачи как по причинам их концептуальной, юридической несостоятельности, так и в связи с недобросовестной реализацией. В течение последних 7 лет продолжилось сокращение сети лечебных учреждений в малонаселенных местностях, что ухудшило медицинское обеспечение огромной части граждан, прежде всего сельского, населения на Востоке страны. Несмотря на дополнительные выплаты врачам первичного звена, не удалось сделать первичную помощь более доступной и более полноценной, как этого можно было бы ожидать от широкого внедрения общей врачебной практики.

Для улучшения доступа к медицинской помощи большинства населения страны наряду с преодолением многолетнего недофинансирования системы здравоохранения, необходимо проведение ряда специальных мер по улучшению доступа к медицинской помощи лицам, принадлежащих к перечисленным наиболее уязвимым группам. Для этого необходимо совершенствовать законодательство и законоприменение, а также предпринимать позитивные действия, обеспечивающие бесправным в нынешней ситуации людям доступ к медицинской помощи, включая целевые программы. Лишь масштабные реформы, являющиеся результатом широкого общественного диалога, с учетом интересов уязвимых, неспособных защитить себя слоев населения, позволят сделать здравоохранение России цивилизованным.

Оглавление

Независимый доклад о доступности медицинской помощи для бедных и представителей других уязвимых групп в Российской Федерации 1

Реферат 2

Оглавление 4

Введение 5

1.Обеспечение прав граждан на медицинскую помощь 6

2.Доступ к медицинской помощи инвалидов, тяжело больных и пожилых 26

3.Доступ к медицинской помощи заключенных 36

4.Доступ к медицинской помощи бездомных и лиц, не имеющих местной регистрации 41

5.Доступ к медицинской помощи бедных и безработных 51

6.Доступ к медицинской помощи жителей удаленных местностей 52

7.Доступ к медицинской помощи детей, матерей и многодетных семей 54

8.Рекомендации: 62

Введение

Ограниченный доступ к медицинской помощи у значительного числа лиц в Российской Федерации вызывает озабоченность у всех слоев общества, общественных организаций, политических партий. Доступ к медицинской помощи в целом в стране нельзя считать удовлетворительным, а существующие препятствия к получению помощи у отдельных групп населения (уязвимых групп) являются почти всегда непреодолимыми. Так, бездомные и мигранты не могут получать общедоступную помощь, а значительное число бедных людей, больных с тяжелыми хроническими заболеваниями, заключенные, жители удаленных местностей не могут получить медицинскую помощь, соответствующую национальным стандартам.

Эта ситуация отражает, во-первых, общие проблемы страны, в которой финансирование здравоохранения остается недостаточным, а система здравоохранения не реформируется несмотря на давно признанную необходимость этого. Во-вторых, эта ситуация осложняется специальными проблемами, вытекающими из ошибочных законодательных решений, неверных действий Правительства, а также систематическим нарушением Конституции РФ и законов страны исполнительными органами в столице и в регионах.

Цель Доклада - привлечь внимание страны к положению наиболее незащищенных людей через комплексную оценку проблем здоровья этих групп, юридических, организационных и финансовых основ оказания помощи уязвимым группам населения. Положение этих людей не только является лучшим показателем низкого развития страны, несправедливости ее общественной системы. Оно требует неотложного вмешательства исходя из соображений гуманизма. Одновременно с этим неотложные меры к улучшению доступа к медицинской помощи уязвимых групп населения необходимы для того, чтобы добиться позитивных сдвигов в состоянии здоровья населения страны в целом.

  1. Обеспечение прав граждан на медицинскую помощь

    1. Базовые принципы

Согласно толкованию Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, право на здоровье во всех его формах и на всех уровнях содержит следующие взаимосвязанные основные элементы:

а) Наличие. Государство должно располагать достаточным количеством функционирующих учреждений, товаров и услуг в сфере здравоохранения и медицинской помощи, а также соответствующих программ. К ним будут относиться основополагающие предпосылки здоровья, такие как инфраструктура для снабжения безопасной питьевой водой и адекватными санитарными услугами, больницы, поликлиники и другие учреждения здравоохранения, подготовленный врачебный и медицинский персонал, получающий конкурентоспособное на внутреннем уровне вознаграждение, и важнейшие лекарственные средства, определяемые в Программе действий ВОЗ в отношении базовых медикаментов.

b) Доступность. Учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть доступны каждому человеку без какой бы то ни было дискриминации. Доступность имеет четыре взаимосвязанных аспекта:

1) недискриминация: учреждения, товары и услуги здравоохранения должны быть де-юре и де-факто доступны для всех, особенно для наиболее уязвимых или социально отчужденных слоев населения, без дискриминации по какому-либо из запрещенных признаков…

2) физическая доступность: учреждения, товары и услуги здравоохранения должны находиться в физической досягаемости для всех групп населения, особенно для уязвимых или социально отчужденных групп, таких, как этнические меньшинства и коренные народы, женщины, дети, подростки, пожилые люди, инвалиды и лица, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом…;

3) экономическая доступность (доступность с точки зрения расходов): доступ к учреждениям, товарам и услугам здравоохранения должны иметь все…;

4) доступность информации: доступность включает право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросов здоровья...

с) Приемлемость. Все учреждения, товары и услуги здравоохранения должны соответствовать принципам медицинской этики и культурным критериям...

d) Качество. Учреждения, товары и услуги здравоохранения наряду с их культурной адекватностью должны быть также приемлемыми с научной и медицинской точек зрения и характеризоваться высоким качеством...1

В силу теснейшей взаимосвязанности указанных элементов, доступность права на здоровье, по сути, включает в себя не только перечисленное в пункте «b», но и указанное в пунктах «a», «c», «d».

Как неоднократно отмечалось российскими законодателями, законодательство России в области здравоохранения нуждается в совершенствовании. С ними согласны международные организации. Так, в п. 32 «Заключительных замечаний Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (Российская Федерация)2 Комитет МПЭСКП отмечает, что «в государстве-участнике отсутствует федеральное законодательство о правах пациентов, касающееся среди прочего профессиональной этики и компенсации за врачебные ошибки».

Правам граждан РФ на здоровье и медицинскую помощь посвящена Статья 41 Конституции РФ, 4 - 6 разделы Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ, отдельные статьи и нормы имеются в других федеральных законах: «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О государственной социальной помощи» и т.п. Права пациентов защищены уголовным законодательством РФ, гражданским законодательством, включая законодательство о защите прав потребителей. Однако пациент в России по-прежнему не чувствует себя защищенным, поскольку законодательство неполно, а отдельные его положения создают барьеры для получения медицинской помощи наиболее нуждающимися лицами. В еще меньшей степени являются защищенными представители уязвимых групп населения ввиду социально-экономических особенностей этих групп и отношения к ним общества.

Уполномоченный по правам человека

Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ практически не занимается защитой прав граждан на охрану здоровья. Объективные причины этого не известны. Из 32 477 обратившихся за все время граждан лишь 435 человек обратились с вопросами, связанными со здравоохранением, из которых 46,5 % пожаловались на психиатрическую помощь3. Указанное количество обращений ставит Уполномоченного в полное неведение того, что на самом деле происходит в здравоохранении России. Например, Раздел «3. Право на медицинскую помощь» помянутого Доклада краток и поверхностен, не содержит анализа сложившейся ситуации в здравоохранении, не предлагает путей решений, содержит небесспорные трактовки фактов и ситуаций. Например, фраза: «Отсутствие в медицинских стандартах достаточной степени свободы для дифференцированного подхода к диагностике и лечению, позволяющего врачам относиться индивидуально к каждому пациенту, является сдерживающим фактором в решении вопроса повышения качества оказываемой медицинской помощи» имеет весьма далекое (в том числе и теоретическое) отношение к реальной ситуации в России, и наверняка написана врачами из аппарата Уполномоченного. Иначе Уполномоченный знал бы, что как раз на практике стандарты врачами не исполняются, что и влечет за собой ухудшение здоровья и смерть граждан. В реальности перед правозащитниками стоит проблема, как заставить врачей выполнять закон и стандарт, а не как им дать больше свободы, которую у них никто не отнимал: у врача всегда есть право отстоять правильность назначенного лечения в суде, тем более, что суды обычно опираются при вынесении решений не на стандарты, а на экспертные заключения.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного, предусмотренными Федеральным конституционным законом, являются, в том числе:

  • рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушения их прав;

  • рассмотрение по собственной инициативе ситуаций, чреватых массовыми или грубыми нарушениями прав человека, случаев нарушения этих прав, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты прав лиц, неспособных сделать это самостоятельно;

  • анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

  • информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав человека в Российской Федерации;

  • направление государственным органам, органам местного самоуправления, а также должностным лицам замечаний, рекомендаций и предложений общего характера по всем вопросам обеспечения прав человека и совершенствования административных процедур.

Социальные, экономические и культурные права входят в мандат Уполномоченного по правам человека в РФ. На наш взгляд, права малоимущих и социально незащищенных граждан соответствуют всем направлениям деятельности и должны находиться на рассмотрении Уполномоченного по правам человека в первую очередь.

Прокуратура

Задачей Прокуратуры РФ является контроль и надзор за выполнением законов, нормативно-правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.

В реальности добиться возбуждения уголовного дела в случае виновности врача, практически, невозможно. С 1992 до 2004 года в России не было широко известно ни об одном приговоре уголовного суда против врача за случай дефекта медицинской помощи с наступившим в виде последствий вредом для жизни или здоровья. В 2004 году появилось, как минимум, два таких приговора. С тех пор такие дела появляются, но их пока единицы, и все эти случаи дошли до приговора скорее вопреки, чем благодаря усилиям прокуратуры. О системе санкций, о непредотвратимости наказания говорить невозможно.

Действия прокуратуры, скорее, нарушают права граждан на правосудие и справедливость, чем защищают их. Вот стандартный набор нарушений прокуратуры:

  • нарушаются сроки уголовно-процессуального законодательства (есть дела, которые без возбуждения тянутся по семь-восемь лет, хотя согласно уголовно-процессуальному законодательству РФ на проверку сообщения о преступлении отводится от 10 до 30 дней);

  • дела не возбуждаются, как уголовные, а ведутся в рамках прокурорской проверки, хотя ряд необходимых процессуальных действий невозможно осуществить без возбуждения уголовного дела – например, назначить и провести судебно-медицинскую экспертизу;

  • назначаемые исследования, которые прокуратурами почти всегда называются «экспертизой», не могут считаться таковыми, поскольку требуют возбужденного уголовного дела, предупреждения экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (такое предупреждение может быть сделано только на этапе предварительного следствия – этапе уголовного дела, - иначе оно ничтожно, ст. 307 УК РФ);

  • исследования, называемые «экспертизой», назначаются в зависимом от виновного учреждения учреждении. У экспертного учреждения и учреждения здравоохранения один и тот же собственник – правительство субъекта РФ, полномочия которого осуществляют департамента (министерства). Собственник за свои учреждения несет субсидиарную ответственность (ст. 120 ГК РФ).

В ряде случаев представителям «Лиги пациентов» следователи прокуратуры (женщины) заявляли: «Я сама рожала в этом роддоме, мои дети будут здесь рожать, я не буду возбуждать уголовное дело!» («проблема маленьких городов»).

Врачи, что бы ни говорили, продолжают в огромной степени влиять на общество и политику. В команде каждого кандидата в мэры и губернаторы есть главный врач или будущий министр здравоохранения. Поэтому возбуждение уголовного дела против врачей нередко считается политическим делом.

    1. Несовершенство законодательства

Большая часть нарушений закона медперсоналом, особенно, с неосторожной формой вины, не требуют уголовного преследования (этого не ожидают и потерпевшие), однако в Кодексе об административных правонарушениях РФ нет нормы, согласно которой можно наказать врача за правонарушение. Создана ситуация, когда наложение штрафа или лишение врача практики на какое-то время, требует приговора уголовного суда. Понятно, что врачебная корпорация защищается от уголовных обвинений во всю мощь, но у нее самой нет инструмента избавления от «плохих» коллег.

Заметного числа адвокатов в сфере здравоохранения не появилось, потому что адвокатская работа в этой сфере очень дорогостоящая в силу психологической, медицинской и юридической специфики, а пациенты не готовы за это адекватно платить. К тому же вопрос оплаты в таких делах часто становится вопросом этики: как можно с матери пожилого возраста, потерявшей, как она считает, по вине врачей, единственного сына, взять деньги за защиту ее прав? Обращение пациента в суд без адвоката или грамотного представителя чревато проигрышем даже перспективного дела, поскольку пациенты не имеют специальных познаний ни в медицине, ни в юриспруденции. Известные «Лиге пациентов» судебные дела тянутся от 1 до 6 лет, средняя продолжительность – 2,5 года.

Независимых экспертных организаций в России, имеющих лицензии на проведение судебно-медицинской экспертизы, гистологических исследований и т.п., так и не создано. Бюро судебно-медицинских экспертиз подчиняется областным управлениям здравоохранения. Патологоанатомические бюро и вовсе располагаются на территории больниц и подчиняются их главным врачам. Ясно, что эти зависимости предопределяют некорректность судебно-медицинских и патологоанатомических заключений в пользу врачей. Это затрудняет объективность правовых оценок, лишает саму систему здравоохранения возможности исправлять ошибки.

Существует запрет бюджетным учреждениям на любые выплаты в пользу пациентов. Любое отступление от сметы расходов расценивается как нецелевое использование средств, уголовно наказуемое деяние. Таким образом, государственные и муниципальные учреждения вынуждены судиться с пострадавшими пациентами, даже когда они сознают свою вину. Эта проблема не решена, хотя разговоры о страховании профессиональной ответственности врачей и создании нормального механизма компенсации нанесенного вреда идут в Правительстве РФ с 2005 года.

Необходимо отметить, что к 2007 году почти при всех федеральных органах власти, включая и органы здравоохранения, созданы общественные советы, куда входят представители гражданского общества. Эти органы, хотя и создаются приказами этих органов, тем не менее, имеют некоторую самостоятельность. В 2007 году очень активно проявили себя пациентские общественные организации, объединяющие больных гемофилией, диабетом, муковисцидозом, эпилепсией и пр. Можно сказать, что в 2006-2007 году наметилось взаимодействие между обществом и властью в сфере здравоохранения. При этом, конечно, нельзя сказать, что оно достаточно и равноценно, власть пока многое скрывает и диктует, однако, о начале диалога говорить можно.

    1. Развитие законодательства

По определению Устава ВОЗ: «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Это – весьма спорное определение. Например, здоровое с медицинской точки зрения лицо без определенного места жительства, поскольку оно социально не благополучно, не может считаться здоровым согласно выше данному определению. По этой же логике в понятие «здоровья» надо включать и жилищную проблему, поскольку она относится к понятию социального благополучия.

Опасность некорректных определений состоит в том, что они создают хаос в концепциях, механизмах правового регулирования и в правоприменительной практике. Так, согласно ст. 12 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., участвующие в Пакте государства, признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека от 10.12. 1948 г. каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Видно, что данные международные нормы говорят не о праве на здоровье, а о наивысшем достижимом уровне здоровья или о праве на охрану здоровья.

Следует отметить, что среди всех существующих в этой сфере понятий, понятие «право на охрану здоровья» («здравоохранное право») наиболее точно и полно отражают юридический смысл исследуемых общественных отношений, однако термин «здоровье», на наш взгляд, подлежит переосмыслению для целей юридической практики. Здравоохранное право следует отличать от «медицинского права». «Медицинское право - это общественные отношения, возникающие в процессе медицинской деятельности»4. То есть, если нет процесса медицинской деятельности, то нет и предмета права. Данное определение – идеологическая позиция, занятая в интересах врачебного сообщества, поскольку, например, отношения системы здравоохранения с больным инфарктом миокарда, упавшим на улице, не регулируются медицинским правом, поскольку инфаркт есть, а медицинской деятельности еще нет, - значит, нет и права?

На самом деле, изначально право на охрану здоровья имеется у гражданина (пациента) в соответствии с международными, конституционными и другими нормами права, и он обращается за медицинской помощью именно в процессе реализации этого права. И такое право – право на охрану здоровья - следует называть не медицинским, а здравоохранным (по аналогии с природоохранным правом). Это право, в реальности, сложнейший комплекс прав: от конституционных до обязанности врача заполнить учетную форму.

В 2003-2005 годах в законодательство Российской Федерации было внесено огромное количество изменений, которые повлияли на доступность медицинской помощи для людей как прямо (через изменения их прав на получение помощи) так и косвенно (через процедуры сбора налогов, распределения средств, изменения государственных структур, порядка финансирования медицинских организаций).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 18 января 2010год

    Анализ
    Предновогодние продажи обнадежили ритейлеров: в последние недели декабря покупатели потратили на 20% больше, чем за аналогичный период 2008 года. Львиную долю бюджета они направили на приобретение продуктов и алкоголя и не совершали импульсных покупок.
  2. Из города Ткварчели, которая научила меня работать, когда я работаю, Аркадию Иосифовичу Слуцкому из города Краснодара, который научил меня думать, когда я думаю

    Книга
    Эта книга посвящается Константину Константиновичу Минджия с улицы Инге, который научил меня учиться, когда я учусь, Русудан Григорьевне Гогия из города Ткварчели, которая научила меня работать, когда я работаю, Аркадию Иосифовичу
  3. Нюхтилин В. – Мельхиседек

    Книга
    Эта книга посвящается Константину Константиновичу Минджия с улицы Инге, который научил меня учиться, когда я учусь, Русудан Григорьевне Гогия из города Ткварчели, которая научила меня работать, когда я работаю, Аркадию Иосифовичу
  4. Госдума РФ мониторинг сми 7 9 июля 2007 г

    Закон
    ВЕДУЩАЯ: Государственная дума сегодня окончательно одобрила бюджет до 2010 года. Это первый финансовый документ, который принимается сразу на три года, и рассматривался только в трех чтениях вместо прежних четырех.

Другие похожие документы..