Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Современный человек обладает более обширными познаниями об устройстве окружающего мира, чем предыдущие поколения, но границы возможностей человека по...полностью>>
'Анализ'
I. Методическая тема: Повышение качества обучения гуманитарным дисциплинам, поиск новых форм и методов урочной деятельности в связи с повышением проф...полностью>>
'Публичный отчет'
С 9 по 12 сентября 2008 года была проведена 13-я Международная Плеская конференция по нанодисперсным магнитным жидкостям, организованная Министерство...полностью>>
'Закон'
По данным принятого Законодательным собранием Санкт-Петербурга бюджета прогнозируемый объем государственных закупок на 2006 год в Санкт-Петербурге со...полностью>>

Методическое пособие для депутатов. Петрозаводск 2005

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Проект «Развитие местного самоуправления в республике Карелия»

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Методическое пособие для депутатов.

Петрозаводск 2005

Содержание

Введение ……………………………………………………………............................................

Реформа местного самоуправления

в Республике Карелия ………………………………………………………………………….

I. Депутаты и высшие должностные лица в органах местного самоуправлении

1. Роль и значение представительного органа местного

самоуправления в связи с принятием

нового закона о МСУ ………………………...........................................................................

2. Исключительная компетенция представительного

органа местного самоуправления и взаимодействие с администрацией ………………….

3. Высшие должностные лица местного самоуправления.

Порядок избрания главы муниципального образования ..............................................................

4. Межмуниципальное сотрудничество ………………...................................................................

II. Порядок избрания органов местного самоуправления

  1. Способы избрания, формирования представительного органа ……………………………….

  2. Депутат, член представительного органа

(статус, права, обязанности). Порядок отзыва депутата ………………………………………

  1. Законодательное регулирование статуса выборных

должностных лиц местного самоуправления.

Гарантии и ограничения их деятельности …………………………………………………..

  1. Роль Устава муниципального образования в становлении

местного самоуправления в муниципальном образовании ………………………………..

III. Практическая работа депутатов

  1. Методы работы депутатов, порядок принятия решений ……………………………………

  1. Регулирование вопросов подготовки, принятия и вступления

в силу муниципальных правовых актов ………………………………………………………

  1. Информирование о деятельности представительного органа ……………………………….

IV. Особенности работы органов местного самоуправления

1. Формы ответственности представительного органа ………………………………………….

2. Контрольный орган муниципального образования …………………………………………..

3. Финансирование работы представительного органа ………………………………………..

4. Представительный орган и служба информации муниципалитета.

Опыт Финляндии.……………………………………………………………………………..…

5. Отчет по соблюдению принципов демократии

в работе муниципалитетов Финляндии………………………….……………………..

6. Ревизионная комиссия - как вспомогательный орган

работы представительного органа. Опыт Финляндии ………………………………………

7. Формы и возможности переподготовки депутатов в Финляндии …...…………………….

V. Историческая справка: роль и положение представительного органа

и глав муниципалитетов. Опыт Финляндии.

1. Основные черты местного самоуправления и демократии

в странах северной Европы ……………………………………………………………..

2. Статус и роль депутатов и глав муниципалитетов (мэров)

в управленческой деятельности. Опыт Финляндии ……………………………………………

3. Взаимодействие между муниципалитетами.

Влияние на деятельность представительного органа. Опыт Финляндии ……………………..

VI. Депутаты в управлении муниципалитетов Финляндии

  1. Депутаты в стратегии управления муниципалитета ………………………………………….

  2. Порядок избрания депутата. Депутат в муниципалитете Финляндии ………………………..

  3. К вопросу о повышении активности граждан для участия

в решении муниципальных проблем. Опыт Финляндии …………………………………….

VII. Сжатое изложение статей на английском языке .................................................................

Введение

Уважаемые читатели!

В России идет масштабная административная реформа, составной частью которой является совершенствование системы муниципалитетов в стране.

Реформа местного самоуправления из дискуссий о ее необходимости, целесообразности перешла в практическую работу. На основе федерального законодательства идет разработка, принятие законодательной базы в субъектах. Началась эта работа и в действующих органах местного самоуправления. Поэтому вопросы реформирования местного самоуправления в его практической плоскости чрезвычайно актуальны для представительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Острые дискуссии шли по поводу федерального законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который принят и подписан Президентом Российской Федерации 6 октября 2003 года. Не менее острая полемика идет о необходимости совершенствования закона, внесении в него соответствующих поправок. И это естественно. Практическая реализация такого важного федерального закона, затрагивающего жизнь каждого российского гражданина, требует устранения имеющихся в нем, по нашему мнению, некоторых положений, которые можно неоднозначно толковать.

В последнее время эти проблемы обсуждались на Парламентских слушаниях в Государственной Думе, на совещаниях в Администрации Президента России, на различных региональных встречах, в частности, в Северо-Западном федеральном округе. Это свидетельствует о том, что жизнь вносит коррективы и требует совершенствования закона.

В Республике Карелия принят ряд законов, устанавливающих территории, границы и статус муниципальных образований, наименование органов местного самоуправления, численность и сроки полномочий представительных органов городских и сельских поселений. В этой работе значительную помощь оказал Союз представительных органов местного самоуправления при Законодательном Собрании.

Предстоит дальнейшая работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством еще ряда нормативных правовых актов, в частности, выборного законодательства. Мы понимаем, что особого внимания требует формирование бюджетов муниципальных образований, рассмотрение вопросов, связанных с муниципальной собственностью. Перед республикой стоят задачи профессиональной подготовки муниципальных служащих для вновь создаваемых муниципальных образований. Думается, что успех муниципальной реформы зависит от скоординированных действий Правительства, Законодательного Собрания, органов местного самоуправления.

Уважаемые читатели! В данном пособии сделана попытка осветить проблемы реформирования местного самоуправления в республике, и надеюсь, что она поможет лучше понять суть и задачи муниципалитетов.

Н.И. Левин

Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия,

Председатель Парламентской Ассоциации Северо-Запада России

Реформа местного самоуправления в Республике Карелия

Местное самоуправление в России – одна из основ конституционного строя, форма народовластия. 1 Трудно, да и невозможно, представить Российскую Федерацию сильным, демократическим государством, развитым гражданским обществом без эффективно функционирующего местного самоуправления. Это подтверждается мировой практикой, в том числе Скандинавскими странами Европы.

В России идет глубокая, крупномасштабная реформа, инициированная Президентом Российской Федерации Путиным В.В.. Составной частью административной реформы является реформа всей системы местного самоуправления. Это уже четвертый этап за последние 15 лет новейшей истории страны. Переход от советской системы организации местной власти к местному самоуправлению в соответствии с европейскими стандартами в республике был осуществлен в 1994 году, хотя подготовительная работа началась намного раньше.

В обществе, среди значительной части руководителей представительной и исполнительной власти республики зрело понимание необходимости реформы управления, в том числе и на местном уровне.

Изучение опыта наших северных соседей и в первую очередь Финляндии и Швеции, чему способствовала демократизация страны, открытие границ, ускорило реформирование существующей системы территориальных органов государственной власти и создание достаточно эффективного местного самоуправления в республике.

Первым правовым актом в этой области следует считать Постановление Верховного Совета республики «О реформе местного самоуправления», принятое в ноябре 1993 года и утвердившее «Основные положения реформирования местного самоуправления в Республике Карелия». Уже тогда в Верховном Совете республики была сформирована рабочая группа, в состав которой кроме депутатов и специалистов входили руководители местных Советов народных депутатов.

Обобщив опыт органов местной власти республики и зарубежных стран, на основе принципов Европейской Хартии местного самоуправления был подготовлен законопроект «О местном самоуправлении в Республике Карелия», который был принят и стал одним из первых в Российской Федерации. Все это позволило нам в Карелии пойти по эволюционному пути реформирования местных органов власти. В апреле 1994 года прошли выборы органов местного самоуправления и стало развиваться подлинное местное самоуправление. За эти годы создана законодательная база, регламентирующая вопросы местного самоуправления и состоящая из 15 законов и других нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что в местном самоуправлении республики имеются серьезные проблемы, в том числе некоторые вопросы не получили правового регулирования.

Среди них:

- население, к сожалению, все еще воспринимает местное самоуправление как чью-то власть, а не как свою – народную. Инертно участвует в осуществлении функций и задач, в том числе, и формами непосредственной демократии. Местное самоуправление, как власть, не стала ближе к народу, как то декларировалось;

- несоответствие задач местного самоуправления имеющимся в их распоряжении ресурсами, которые к тому же постоянно сокращаются. Так в 2002 году доля муниципальных бюджетов в доходах консолидированного бюджета России составляла 13,7%, а в 2003 году составляла уже чуть более 11%. Превышение расходов над доходами превысило 11 пунктов.2 Полномочия за это время возросли, а не сократились;

- нечетко было определено само содержание вопросов местного значения.

Неопределенность и нерешенность задач муниципальной власти, другими словами – сама жизнь, потребовала реформирования системы местного самоуправления. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Ф3 №131 от 6 октября 2003 года)3 призвана устранить имеющиеся несоответствия, проблемы и обеспечить эффективное функционирование системы местного самоуправления в стране.

Ключевые положения закона направлены на:

- изменения территориальных основ местного самоуправления, введение муниципальных образований двух уровней, установление обязательного функционирования муниципалитетов в поселениях, муниципальных районах и городских округах;

- четкое разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и муниципальными образованиями, а также между поселениями, муниципальными районами, городскими округами;

- изменение межбюджетных взаимоотношений между государством и местным самоуправлением, создание стабильных, долговременных условий для формирования муниципальных бюджетов;

- определение правовых условий передачи отдельных государственных полномочий муниципальным районам и городским округам;

- дальнейшая демократизация, активизация и повышение роли каждого жителя муниципалитета;

- усиление контроля за деятельностью органов местного самоуправления как со стороны избирателей, так и государства, обеспечение гарантий местного самоуправления;

- четкая регламентация переходного периода.

Даже этот неполный перечень новаций показывает, что реформа местного самоуправления затрагивает все стороны деятельности муниципалитетов.

Реформа местного самоуправления из дискуссий о ее необходимости, целесообразности перешла в практическую работу. Идет разработка, принятие законодательных актов в субъектах, началась эта работа и в действующих органах местного самоуправления. Это действительно сложная задача, и ее реализация должна носить опережающий характер. Она осложняется тем, что на федеральном уровне необходимо внести изменения в налоговое, бюджетное законодательство. К середине 2005 года необходимо внести изменения в 73 федеральных закона, принять 10 постановлений Правительства Российской Федерации, подготовить 25 модельных закона субъектов Федерации, 29 модельных нормативно-правовых актов для органов местного самоуправления.4 До 1 июля 2005 года необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством уставы муниципальных образований, до 1 января 2006 года – законы субъектов России.

Автор проанализировал вышеназванный федеральный закон и подсчитал, что в нем более 16 раз имеются отсылки к нормам законодательства субъектов федерации и 24 раза – к уставам муниципальных образований. Значительная часть правовых норм этих актов, к примеру, в Республике Карелия, будет разрабатываться впервые.

Начав работу по созданию законодательной базы по вопросам местного самоуправления у себя в республике, депутаты Парламента стремятся учесть мнение жителей, действующих органов местного самоуправления, политических сил, обсуждают возникающие проблемы на заседаниях Союза представительных органов местного самоуправления при Законодательном Собрании и с Ассоциацией муниципальных образований республики.

Уважаемые читатели! Автор сделает попытку показать суть реформы местного самоуправления и довести ее до вас на примере Республики Карелия.

Как известно, в настоящее время в Карелии 19 территорий местного самоуправления, которые были определены в 1993 году. Тогда возобладала точка зрения, что территория муниципального образования совпадает с территориями районов и городов, как административных территорий, на которых осуществляется государственное управление. Только Вепсская национальная волость и Прионежье являются исключением из этого правила.

Сейчас федеральный законодатель ввел в основу территориального деления поселенческий принцип, то есть, вся территория страны разграничивается между городскими и сельскими поселениями, при этом необходимо соблюсти 16 критериев. Городское поселение – это город или поселок, а сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов. За пределами данной статьи оставляем вопросы, связанные с малонаселенными и густонаселенными территориями, а также межселенные территории. В сельских поселениях, как правило, должно проживать более 1000 человек. Если же в сельское поселение входит несколько сельских населенных пунктов, то границы поселения устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в поселение. Границы муниципального района устанавливаются с учетом транспортной доступности. Критерии пешеходной и транспортной доступности федеральный законодатель не установил.

Сельские населенные пункты, в которых проживает менее 1000 человек, как правило, включались в состав городских или сельских поселений. Были определены в переходных положениях четкие сроки принятия нормативно-правовых актов субъектами федерации. Если в эти сроки субъект федерации не принимал правового акта, то в таком случае уполномоченный орган Федерации принимал и вводил в действие соответствующий правовой акт на территории субъекта по данной проблеме. При этом органы власти регионов были поставлены в жесткие условия, как по критериям, так и по времени. К примеру, вопросы по территории необходимо было решить до 1 января 2005 года. Поселения составляют муниципальные образования первичного уровня, муниципальные районы – вторичный уровень, а городской округ – один уровень. Различные уровни муниципалитетов различаются своими полномочиями. 5 Муниципальным районам и городским округам могут быть преданы отдельные государственные полномочия. Каждый уровень муниципалитетов самостоятелен, не подчинен друг другу, а взаимодействует только на основе правовых норм.

В настоящее время в республике приняты законы, определяющие границы муниципальных образований. Создано 87 сельских и 22 городских поселения, 16 муниципальных районов и 2 городским поселениям (Петрозаводску и Костомукше) придан статус городских округов, то есть, всего в республике 109 муниципальных образования первичного уровня, 16 – вторичного, два городских округа, а всего 127 муниципалитетов, вместо 19 действующих.6 Эти решения принимались в ходе острых дискуссии, с учетом мнения ныне действующих муниципальных образований.

К примеру, возьмем территорию г.Сортавала, где создано три городских поселения – Сортавальское, Вяртсильское и Хелюльское, 4 сельских – Кааламское, Хаапалампинское, то есть, 5 муниципальных образования первичного уровня. Все эти 5 муниципалитетов объединяются в один муниципальный район – Сортавальский. Значит, вместо одного муниципалитета на территории Сортавальского горсовета будет 6 муниципалитетов.

Необходимо отметить, что не все 16 критериев удалось соблюсти. Да и федеральный законодатель вносит изменения в законодательство. Так, принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 декабря 2004 года № 186-Ф3, который вносит существенные изменения в понятие городского и сельского поселения, что потребует внесения изменений практически по всем городским поселениям, за исключением г. Петрозаводска.

В каждом поселении, муниципальном районе и городском округе создаются органы местного самоуправления – представительный, глава, администрация и другие. Глава местного самоуправления в соответствии с законодательством не может руководить представительным органом и администрацией. Только в муниципалитетах, где менее 1000 человек, глава может одновременно руководить и представительным органом и администрацией. Пока имеются нерешенные противоречия между разными федеральными законами, что может создать дополнительные трудности при формировании представительных органов муниципальных районов. Поэтому возможно еще придется вернуться к рассмотрению вопросов о границах муниципальных районов, что неизбежно может привести к сокращению их количества.

Для того, чтобы новые органы местного самоуправления могли приступить к исполнению своих обязанностей с 1 января 2006 года, как это предусматривает федеральное законодательство, необходимо принять законы по выборам депутатов, глав, провести их не позднее октября 2005 года, определиться с муниципальной собственностью и, что важно, решить все вопросы по финансированию полномочий местного самоуправления. Сложнейшая задача – кадры для работы в органах местного самоуправления. Даже этот перечень проблем, которые предстоит решить менее чем за 1 год, показывает всю сложность реформирования местного самоуправления в республике. В настоящее время идет кропотливая работа органов власти республики, местного самоуправления, учебных заведений и населения по решению этих вопросов.

Большую роль играют политические силы и активная часть граждан. Есть уверенность, что большинство возникающих вопросов будет решено, и с 1 января 2006 года органы местного самоуправления во всех вновь образованных муниципалитетах республики профессионально будут решать вопросы местного значения.

В.Е. Богданов

Заведующий кафедрой регионального

государственного управления КФ СЗАГС, к.и.н.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Iкурса дневного отделения и студентов-специалистов II курса заочного отделения историко-политологического факультета (специальность «История») Пермь 2010

    Учебно-методическое пособие
    1.Цель изучения курса – сформировать у будущих специалистов целостное представление об исторических источниках, методах изучения и использования документов в исторических исследованиях.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права

    Учебно-методический комплекс
    УМК4: Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М.: Государственный университет-Высшая школа экономики.
  3. Методические рекомендации по организации и прове­дению единого дня правовых знаний по теме «конвенция ООН о правах ребенка»

    Методические рекомендации
    2. Программа года ребенка в Москве. Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания
  4. Методические рекомендации по организации и прове дению единого дня правовых знаний по теме «конвенция ООН о правах ребенка»

    Методические рекомендации
    Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государ­ства и гражданского общества в России, потребовавших формирования вы­сокого уровня готовности гражданина
  5. Методические рекомендации для выполнения курсовых работ по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» для студентов всех форм обучения

    Методические рекомендации
    Курсовая работа представляет собой вид учебной работы по дисциплине «Уголовно-процессуальное право» и выполняется каждым студентом в пределах часов, отводимых на ее изучение1.

Другие похожие документы..