Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Курс "Основи хімічної екології" спрямований па формування знань про організацію навколишнього світу, спільність живої та неживої матерії, п...полностью>>
'Документ'
Исполнительную власть можно трактовать как такое проявление государственной власти, с которым связываются, во-первых, функционирование специ­альных з...полностью>>
'Урок'
Проверка знаний. Алексей Михайлович. Внешняя политика. «Бунташный век». Степан Разин. Экономика России. Усиление крепостного гнета.Сибирь....полностью>>
'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на базе ГОУ ВПО “Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, институт медицинского образования” Федерального аг...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Развитие знаний о природе в древнем мире. Начальный этап античной науки. Зарождение философии и научных школ.

§1 Представление древнегреческих ученых о мироздании на начальном этапе

§2 Ионийская школа

§3 Пифагорейская школа

§4 Аристарх Самосский

Глава 2 Достижения ученых Древней Греции

Глава 3 Духовная и художественная культура Древней Греции

Грава 4 Из истории изучения проблемы нравственного воспитания детей

Глава 5 Интересные факты

§1 Отсутствие великих ученых

§2 Отсутствие хорошей системы счета

§3 Отсутствие химических исследований

§4 Отсутствие хорошей медицины

§5 Слабое развитие некоторых других видов деятельности

§6 Скудность бытовых условий и приспособлений

§7 Отсутствие древних надписей с датами

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Население древнего Китая, Египта и Вавилонии занималось в основном земледелием, поэтому наблюдения небесных тел проводились, главным образом, для того, чтобы установить начало времен года, разлива рек, сева, сбора урожая.

С развитием мореходства, во время больших караванных и морских переходов люди по звездам научились определять направление в пути. Особенно широко такие определения проводились в Греции, расположенной на Балканском полуострове. Природные условия этой приморской страны - множество островов и заливов, плохие сухопутные дороги - сделали ее жителей хорошими мореплавателями. Для торговли с Египтом, а также для захвата богатых колоний греки совершали путешествия по Средиземному, Мраморному, Эгейскому и Черному морям. Далекие морские путешествия требовали от мореплавателей умения точно определять свое положение в море по звездам и Солнцу.

В Древней Греции человеческий разум впервые осознал свою силу, и люди стали заниматься наукой не только потому, что это нужно, но и потому, что это интересно, ощутили «радость познания», по выражению Аристотеля. Первые ученые стали называться философами, т.е. «любителями мудрости» (греч.«филео» - люблю, «софиа» - мудрость), и в греческом обществе возникла потребность в учителях мудрости, для удовлетворения которой возникла профессия ученого и учителя.

Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, которые не сводились только к сумме практических рецептов, а именно здесь развивался научный метод.

Греция является родиной логики и диалектического метода. От греков ведет начало и термин «диалектика». Под диалектикой в древности понимали искусство вести беседу и достигать истины путем обнаружения и анализа противоречий в суждениях противника. Требования логического обоснования и доказательств выдвигаемых положений существенным образом отличали науку Древней Греции от рецептурных предписаний египтян и вавилонян. Если египетский или вавилонский писец, формулируя правило вычисления, писал:«поступай так», не поясняя, почему надо «поступать так», то греческий ученый требовал доказательства. Основатель атомистики Демокрит высказался по этому поводу следующим образом: «Найти одно научное доказательство для меня значит больше, чем овладеть всем персидским царством».

Академия Платона и лицей Аристотеля были первыми в мире учебно-научными учреждениями, предшественниками современной высшей школы. Постепенно в Древней Греции появились специалисты и более узкого профиля: инженеры, врачи, астрономы, математики, географы и историки, а также научные учреждения типа Александрийского музея, предшественника современных научно-исследовательских институтов. Именно здесь зародилась научная информация в виде научных сочинений, лекций, диспутов и переписки ученых.

В Древней Греции возникли систематические научные исследования, научное преподавание, появились специалисты - ученые и научная информация. Древняя Греция стала родиной и истории науки. Сведения о многих достижениях древнегреческих ученых дошли до нас из текстов других ученых и греческих историков науки.

Глава 1

РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП АНТИЧНОЙ НАУКИ

ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И НАУЧНЫХ ШКОЛ

§1 Представление древнегреческих ученых о мироздании на начальном этапе

Задача понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древними греками в период развития рабовладельческого строя. Возникновение греческой науки в YII-YI вв. до н.э. обычно связывают с расцветом ионических городов Милета и Эфеса, островов Средиземноморья и греческих колоний в Италии.

В YI в. до н.э. в греческих городах Малой Азии сложилась форма абстрактного мышления, ставшая основой всей западной науки. В богатом торговом городе, крупном центре духовной культуры Милете, широко открытом восточным влияниям, начали развиваться философия и дедуктивная наука.

Зарождавшаяся греческая наука ставила вопрос о происхождении мира и отвечала на вопросы такого рода: как из хаоса могла образоваться наша Вселенная? Их описание Вселенной еще соответствует мифам: из неразберихи и путаницы, когда все вещи перемешаны, возникают пары противоположностей: горячее - холодное, сухое - мокрое, а затем противоположности в паре вступают во взаимодействие между собой, поочередно побеждая и терпя поражение.

§2 Ионийская школа

Родоначальник греческой науки милетский купец Фалес (ок.624 - 547 гг. до н.э.), одновременно основоположник ионийской школы, создал космологическую теорию, объясняющую становление Вселенной из единственной первичной субстанции - воды, которая может превращаться во все остальное. Уплотняясь, вода образует твердые тела, испаряясь - воздух, а он в свою очередь порождает огонь. Но вода - не только элемент, из которого все строится, она и опора, носитель: наша Земля покоится на бесконечной массе воды и окружена ею со всех сторон.

Для Анаксимена (ок.585 - 525 гг. до н.э.), другого представителя ионийской школы, первичным элементом был воздух - вездесущий, менее материальный, чем вода, более абстрактный и бесформенный. Разрежение и уплотнение воздуха создают другие элементы, и эти процессы превращения объясняют историю создания мира.

Анаксимандр (ок.610 - 546 гг. до н.э.), другой ученик Фалеса, за основу всех вещей принимал не материальный элемент, но «апейрон» - нечто неопределенное, неограниченное, мыслимое как вместилище; все тела там перемешаны, и путем организации этого бесконечного хаоса возникают миры.

Ионийская космология (наука о строении Вселенной) в той законченной форме, которую ей придал Анаксимандр, предполагает, что Земля, покрытая темными холодными водами, плавающая в центре объятой огнем небесной сферы. И если первые ионийцы не рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит из Эфеса (около 544 - 483 гг. до н.э.) создал представление о мире как о вечно вспыхивающем и вечно угасающем огне. По Гераклиту, в постоянной борьбе противоположностей порождается многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность. «Все течет, все изменяется. Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».

Таким образом, в противовес религиозным представлениям о сотворении мира божественной силой из ничего первые греческие мыслители выдвинули идею вечности и несотворимости мира, идею его диалектического развития.

§3 Пифагорейская школа

Почти одновременно с материалистическими представлениями ионийцев возникло идеалистическое направление в философии, развитое Пифагором (около 580 - 500 гг. до н.э.) и его учениками. Личность Пифагора окутана туманом легенд, и многие историки науки считали самого Пифагора мифической личностью. Однако именно о Пифагоре сохранилось достаточное количество биографических сведений. Известно, что Пифагор происходил из аристократического рода, ведущего свою родословную от мифического Геракла. Он родился на острове Самос вблизи Милета и должно быть, был учеником Фалеса и его последователя Анаксимандра.

После долгих путешествий, которые завели его в Египет и Вавилон, он обосновался в Кротоне - греческой колонии на юге Италии. Пифагор основал здесь тайное братство религиозного, философского и научного характера с политическим уклоном. Живя сообществом, приверженцы Пифагора совершали тайные обряды и занимались изучением философии и наук; у них было общее имущество, и свои научные открытия они делали общим достоянием. Труды, обычно приписываемые Пифагору, относятся, таким образом, не только к легендарному Пифагору, но и вообще к трудам этой школы.

В своей космологической концепции Пифагор отказался от монистической идеи (идеи единственности) первичной субстанции, породившей всю Вселенную. Его концепция дуалистична (двойственна), и в борьбе между двумя противоположными принципами - ограниченное-неограниченное, нечетное-четное, единое-множественное, прямое-кривое, квадратное-продолговатое - он увидел причину всякого развития. Мало интересуясь материальными элементами, которые могли бы дать представление о происхождении различных составных частей Вселенной, Пифагор, увлеченный глубоким религиозным течением, охватившим Грецию того времени, стремился дать глобальную картину космоса в целом. Основу всего он видел в числе, о чем свидетельствует его девиз: «Все есть число».

В центре этой философии было учение о божественной роли чисел, которые якобы управляют миром. Пифагорейцы приписывали числам мистические свойства, интерпретировали отдельные числа как совершенные символы: 1 - всеобщее первоначало, 2 - начало противоположности, 3 - символ природы и т.д. Они считали, что любую вещь, любое явление мира можно выразить числами.

Пифагорейская школа заложила основы греческой арифметики, которая ограничивалась изучением целых чисел. Их арифметика геометрична: она разбирает числа в зависимости от формы соответствующих им фигур из точек: на треугольные, квадратные, пятиугольные и т.д. числа.

Надо отметить, что Пифагор занимался и различными опытами со звуками (акустические опыты). Он впервые доказал, что низкие тона в музыкальных инструментах присущи длинным струнам. При укорочении струны вдвое звук ее повысится на целую октаву. Открытие Пифагора положило начало науке об акустике. Первые звуковые приборы были созданы в театрах Древней Греции и Рима: актеры вставляли в свои маски маленькие рупоры для усиления звука (правда, известно также применение звуковых приборов в египетских храмах, где были «шепчущие» статуи богов). Важной заслугой пифагорейцев является построение первых моделей Вселенной. Они выдвинули так называемую пироцентрическую систему, в которой Земля, Солнце, Луна и планеты движутся вокруг центрального огня. Считая 10 священным числом, пифагорейцы ввели 10 подвижных сфер, вращающихся вокруг центрального огня. Так как в то время знали только 5 планет, кроме Земли и Луны, то пифагорейцам для получения священного числа 10 пришлось ввести дополнительное небесное тело «противоземлю», а предвзятая догма приводила к ложным гипотезам. Таким образом, сферы Земли и противоземли, Солнца, Луны, пяти планет и неподвижных звезд вращались вокруг центрального огня.

Изображения чисел пифагорейцами

Расстояния этих сфер от центра, по учению пифагорейцев, подчиняются простым числовым соотношениям.

Выявленные Пифагором и его учениками гармонические сочетания звуков легли в основу так называемой гармонии Вселенной. Согласно этим представлениям, небесные тела и планеты расположены относительно друг друга в соответствии с музыкальными интервалами и излучают «музыку сфер». Считалось, например, что Сатурн издает самые низкие звуки, звуки Юпитера можно сравнить с басом, Меркурия - с фальцетом, Марса - с тенором, Земли - с контральто, Венеры - с сопрано. У этой теории была долгая жизнь.

§4 Аристарх Самосский

Аристарх Самосский высказал мысль о том, что Земля движется. Он учил, что Земля имеет два движения: поступательное - по кругу, в центре которого находится Солнце, и вращательное - вокруг своей оси. Аристарх утверждал также, что кроме сферической Земли еще семь сфер - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд - движутся вокруг Солнца. Кроме этого, он считал, что расстояние от Земли до звезд намного больше диаметра круга, по которому Земля вращается вокруг Солнца.

Высказывания Аристарха Самосского настолько поразили современников, что он был осмеян, обвинен духовными властями в безбожии и изгнан из Афин.

Наука Древней Греции с самого начала опиралась на знания, добытые в странах Древнего Востока, но проявила свои собственные черты. Ученые Древней Греции стремились обсуждать любую проблему, логически обосновать то или иное положение, искать доказательство.

Уже на первом этапе возникновения науки были поставлены глубокие вопросы о строении и происхождении мира, о причине движений, о роли количественных отношений в природе. Было положено начало теоретическому анализу природы, разработке научной картины мира. В этих первых попытках много наивного, фантастического и ложного, отсутствует проверка гипотез и представлений опытом. Но уже высказана четкая идея о вечности материи, о развитии мира в силу естественных причин, построены первые модели Вселенной.

Глава 2

ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНЫХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Ученых Древней Греции уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом…

460-445* года - Теория Эмпидокла о строениии материи.

Теория Эмпидокла состоит в следующем: все явления природы состоят из четырех основных материальных элементов: земли,воды,огня и воздуха. Их соединение и разъединение дает начало определенным циклам мироздания.

Слабой стороной в учении Эмпидокла было представление о силах, которые приводят в движение частицы материи действием двух противоположных сил - "дружбы" и "вражды", соединяющих и разъединяющих материальные элементы. У Эмпедокла материалистические стороны его учения уживались еще с верой в переселение душ и проповедью религиозного очищения. Значительно последовательнее были греческие атомисты, в учениях которых античная материалистическая философия достигла своей вершины.

460-428 года - Анаксагор выдвинул идею о бесконечно малых велечинах.

В целом 5 и 4 века были эпохой дальнейшего накопления значительного фактического материала в областях науки. То есть большинство открытий этих веков имело теоретическое значение. Так и идея бесконечно малых величин, выдвинутая Анаксагором, нашла свое практическое применение несколько позднее. Ее применяли в геометрии и стереометрии. С помощью этой теории были определены объемы шара, конуса.

Идея о том, что вне Земли существуют какие-то другие разумные существа, стара, как и сам мир. У многих древних народов на небе жили духи и боги, иногда в неимоверных количествах, от воли которых якобы зависела земная жизнь человека. Анаксагор, великий ученый Древней Греции, считал, что зародыши жизни есть везде. Эта удивительная мысль была возрождена через 24 столетия в трудах шведского ученого Аррениуса. В начале нашего века он разработал теорию панспермии, которая лишь повторяла по сути идеи древнего мыслителя, но распространяла их на более широкие космические просторы. (Согласно этой теории рассеянные в мировом пространстве зародыши жизни, например, споры микроорганизмов, переносятся с одного небесного тела на другое с метеоритами или под действием давления света. — прим. ред.)

440 год - Метон составил первый календарь движения Солнца.

После долгих трудов один из первых ученых астрономов Метон, составил первый календарь, где указывалось ежедневное перемещение Солнца по небу.Он сумел также найти точное соотношение между солнечным и лунным годом. Он определил, что длина года равна 365 и 5/19 суток. Метонов календарь просуществовал в течении четырех столетий, до введения Юлианского календаря.

432-425 года - "История" Геродота.

Геродот принадлежал к рабовладельческой знати, в молодости принимал участие в политической борьбе и был вынужден покинуть родной город Галикарнас, что на югозападном побережье Малой Азии. Геродот много путешествовал. Он побывал в различных местах Персидской державы: в Малой Азии, на восточном побережье Средиземного моря, в Двуречье, в Северной Аравии, в Египте, а также в различных местах балканской Греции, в Македонии, фракии, в северном Причерноморье и в Колхиде. Геродот подолгу жил в Афинах. В 443 году он, совместно с другими колонистами, выехал в Южную Италию, в основанную под руководством Афин новую колонию Фурию.

Геродот жил во время знаменитого "пятидесятилетия" быстрого развития афинского рабовладельческого общества, после отражения персидского нашествия. В это время у греков начал появляся широкий интерес как к собственной истории, так и к истории соседей: скифов, персов и завоеванных персами народов, с которыми греки были издавна в торговых сношениях. Ответом на все эти запросы и стала "История" Геродота. Начал он её писать накануне Пелопоннесской войны и окончить не успел. Книга эта имела в древности большой успех. Впоследствие она была разделена на 9 частей по числу муз, и каждая часть названа именем одной из них, а автор прославился как "отец истории". Девятая книга была закончена на описании взятия Афинами в 478 году гррода Сеста на Геллеспонте.

Главная тема труда Геродота - история греко-персидских войн. Ей посвящены последние пять книг. Первые четыре книги являются обширным историческим введением, излагающим историю Греции и её соседей до греко-персидских войн. "Историю" Геродота сравнивают с эпосом Гомера. Это художественная проза, повествующая о деяниях людей, но не в мифические, а в исторические времена. Автор не претендует на полную достоверность своего занимательного труда. Много внимания он уделяет то судьбе, то неизбежности возмездия за совершенные преступления и вмешательству богов в человеческие дела, ибо, по его мнению, именно этим определяется ход исторических событий. Геродот верит в чудеса, предзнаменования и тому подобное. Наряду с этими чертами архаического мировоззрения Геродот в то же время пытается толковать и критиковать с точки зрения здравого смысла мифы и различные неправдоподобные рассказы.

Огромный и разнообразный фактический материал, собранный "отцом истории", в большенстве случаев доброкачественен и с течением времени всё более подтверждается археологическими раскопками.

420-396 года - "История" крупнейшего историка Фукидида.

Фукидит происходил из богатой афинской семьи, принимал участие в государственной деятельности. Во время Пелопеннесской войны он был стратегом, но неудачно командовал афинским военноморским флотом у берегов Фракии и не успел предотвратить захват спартанцами важнейшиго в этой области афинского опрного пункта - города Амфиполя. За эту неудачу Фукидит был изгнан из Афин и провел в изгнании 20 лет. Он посел-лся во Фракии и оттуда внимательно следил за последующими событиями Пелопоннесской войны, решив описать ее. Он тщательно собирал материалы и с этой целью объездил места многих сражений. После войны Фукидида амнистировали и историк вернулся домой в Афины.

Работа над "Историей" была начата примерно в 420 году и продолжалась с перерывами всю жизнь Фукидида. "История" была разделена на 8 книг. Первая книга посвещена краткому обзору истории Греции с древнейших времен до начала Пелопонесской войны. Остальные 7 книг описывают Пелопоннесскую войну. Восьмая книга обрывается на изложении событий 411 года. Вероятно, Фукидид умер, не успев окончитьсвой труд. В своей "Истории" Фукидид впервые применил метод обратного умозаключения.

420-370 года - Развитие Демокритом учения об атомах.

Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости) .В основе учения греческих атомистов Демокрит выдвинул и раработал два основных положения: 1) Мир состоит из качественно однородных, неделимых, различаемых только по величине и форме атомов и пустоты, в которой совершается их механическое движение; 2) Все явления происходят не случайно, но в силу необходимости. Возникновение и исчезновение бесчисленных миров, на которые распадается вселенная, обусловлено непрерывным движением атомов в пустоте. Сталкиваясь и отталкиваясь, соединяясь и разъединяясь, атомы образуют вещи. Последовательно развивая эти положения, Демокрит распространил их на психику человека. "Душа" человека, согласно его взглядам, также представляет собой сочетание наиболее подвижных и круглых атомов, находящихся в постоянном соприкосновении с атомами других тел, образующих мир.

"Из ничего ничего не может возникнуть, и ни одна вещь не может превратится в ничто." - в этом изречении Демокрита впервые с такой определенностью была выражена идея вечности (несоздаваемости и неуничтожа-емости) материи, которая и ныне лежит в основе материалистического понимания природы.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления- софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480-415 до н. э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469-399 до н. э.), однако он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум.

Но Демокрит был не только фиософом - атомистом. Многочисленные естественно-научные сочинения Демокрита, дошедшие до нас, затрагивали разнообразные вопросы астрономии, космографии, геологии, физики, метеорологии и биологии.

390-370 года - "История Греции" Ксенофонта.

"История Греции" была написана как продолжение "Истории" Фукидида. Она состоит из семи книг, начинается изложением событий 411 года, на которых оборвалась "История" Фукидида, и заканчивается битвой при Мантинее (362 год), где войска беотийцев и их союзников разбили спартанцев.

Как историк Ксенофонт во многом уступает своему предшественнику. Большое значение Ксенофонт придает вмешательству богов, исторический процесс он низводит до раздоров отдельных лиц. Однако произведение это, несмотря на отдельные пропуски и сознательные умолчания, насыщено большим количеством ценных и достоверных фактов.

Кроме того, Ксенофонту принадлежат труды философского и экономического содержания с рецептами наиболее рациональной эксплуатации рабов, риторические сочинения и даже небольшое произведение, похожее на исторический роман - "Керопедия" ("Воспитание Кера"), в котором он пропагандирует монархические идеи.

365-360 года - Теория неизмеримых велечин Эвдокса. Гиппократ, "Гиппократов сборник".

Эвдокс разработал учение о пропорциональности и создал теорию соотношений несоизмеримых величин, которая во многом предвосхитила теорию иррациональных чисел, возникшую лишь в конце 19 века.

В "Гиппократовом сборнике" были объединины как подлинные призведения знаменитого греческого ученого, так и приписанные ему позднее.

Бронхиальная астма - тот весьма распространенный и мучительный недуг известен человечеству с давних пор. Само название болезни, в переводе с греческого означающее «удушье», ввел великий ученый Древней Греции , один из основоположников научной медицины Гиппократ. Причины и особенности течения заболевания исследовались затем Аретеем, Галеном и другими выдающимися врачами античного мира.

По Гиппократу, медицина требует систематического и всестороннего наблюдения больных. Все части организма взаимосвязаны друг с другом. Большое внимание Гиппократ уделял внешней среде - климату, почве, воде. Об эпилепсии, считавшейся ранее "священной" болезнью, Гиппократ говорил: "Насколько мне кажется, она не божественнее, не свещеннее, чем другие... Мне кажется, что первые, признавшие эту болезнь священной были такие люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики."

Разнообразие человеческих организмов ("темпераментов") Гиппократ сводил к различному сочитанию или смешению четырех "соков" (крови, слизи, светлой и черной желчи). Ставшее традиционным учение Гиппократа о четырех темпераментах (сангвиническом, флегматическом, холерическом и меланхолическом) сохранило известное значение для всей последующей науки.

Многое в представлениях Гиппократа о человеческом теле было черезвычайно наивным. Он не умел еще отличать нервы от кровеносных сосудов и думал, что артерии наполнены воздухом. И тем не менее имя великого греческого ученого неотделимо от развития медицины. Он первым дошел до отрицания "ниспослан-ных богами болезней", противопоставив этому объяснению систему эмпирических наблюдений за ходом самой болезни.Был образцом этического поведения - считается, что он - автор текста кодекса древ греческих врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики.

Платон и Аристотель, оказали громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429-348 до н. э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу - Академию. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи - лишь копии или отражения мира идей-невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. З. А. Медведева Философия История философии древнего мира Курс лекций

    Курс лекций
    М42 Философия. История философии древнего мира : курс лекций / З.А. Медведева, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2005.
  2. Философия для аспирантов. Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фатхи Т. Б

    Учебное пособие
    Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003.
  3. В. Г. Белинского Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории по специальности 050401 История при очной форме обучения 5 лет.
  4. Философия техники история и современность Оглавление Часть первая Общие основания философии техники

    Реферат
    Глава 1. Философствующие инженеры и первые философы техники1. Философствующие инженеры2. Первые философы техники3. Распространение технических знаний в России в XIX – начале XX вв.
  5. Философия: лекционный материал для студентов заочной формы обучения античная философия философская форма мировоззрения

    Документ
    Философская форма мировоззрения начинает вызревать на высоком уровне общественно-экономического и культурного разви­тия общества. Ее первые признаки проступают в XII–VIII вв.

Другие похожие документы..