Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков светлый образ ...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Лекция'
Сеть содержит много web-страниц, на которых учитель химии может найти разработки интересных, нестандартных уроков: /blank7.htm /russian enova/igra.htm...полностью>>
'Лекции'
2.Основные методы изучения наследственности человека генеалогический, близнецовый цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический. Амнио...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ЦИКЛУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ (ПП)

«РЕВМАТОЛОГИЯ»

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ТЕРАПИИ ФАКУЛЬТЕТА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Утверждаю»

Проректор по последипломному образованию, доцент

______________________А.Я. Сохач

«_______» _________________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЦИКЛА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ

Цикл: профессиональной переподготовки (ПП)

для специальности № 040122.09 ревматология

Категория слушателей: лица с высшим медицинским образованием по базовым специальностям 040100 «Лечебное дело» и 040200 «Педиатрия» при наличии сертификата по основной специальности.

Продолжительность обучения: 4 месяца (576 часов, 16 недель)

Цель обучения: овладение слушателями систематическими знаниями и практическими навыками по ревматологии, освоение методов диагностики и лечения ревматических заболеваний, необходимых для самостоятеной работы врача-ревматолога, подготовка слушателей к сдаче сертификационного экзамена по ревматологии с получением сертификата.

Всего часов 576

Из них лекций 180

Семинаров 231

Практических занятий (тестирование) 165

Форма обучения: очная с отрывом от работы.

Отчетность: Сертификационный экзамен

Ставрополь – 2009 г.

Рабочая учебная программа цикла ПП «Ревматология» составлена на основании Типовой программы дополнительного профессионального образования

врачей по ревматологии, Москва ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2005 года.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры терапии ФПО

« 15 января» 2009 года Протокол №1

Зав. кафедрой ______________________________

Д.м.н., профессор

Рабочая учебная программа одобрена цикловой методической комиссией факультета последипломного образования (одобрена на Совете ФПО)

Цикловая методическая комиссия

«____» ________________________ 2009 года

Председатель ЦМК ___________________________

(фамилия, подпись)

Председатель Совета ___________________________

(фамилия, подпись)

СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

по разработке рабочей программы последипломного обучения врачей

по ревматологии

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Ученая

степень,

звание

Занимаемая

должность

Место

Работы

Рабочая группа (авторы курсов):

1.

Пасечников Виктор Дмитриевич (председатель рабочей группы)

Докт. мед. наук,

проф.

Зав. каф. терапии ФПО

СГМА

2.

Глухова Татьяна Вениаминовна

Канд. мед. наук,

доцент

Доц. Кафедры терапии ФПО

СГМА

3.

Хрипунова Ирина Георгиевна

Канд. мед. наук, доцент

Доц. Кафедры терапии ФПО

СГМА

Рабочая группа по составлению списка рекомендуемой литературы:

1.

Пасечников Виктор Дмитриевич (председатель рабочей группы)

Докт. мед. наук,

проф.

Зав. каф. терапии ФПО

СГМА

2.

Глухова Татьяна Вениаминовна

Канд. мед. наук,

доцент

Доц. Кафедры терапии ФПО

СГМА

3.

Хрипунова Ирина Георгиевна

Канд. мед. наук, доцент

Доц. Кафедры терапии ФПО

СГМА

Содержание рабочей учебной программы

Состав рабочей группы по разработке рабочей программы
последипломного обучения врачей по ревматолгии ……………………………. 4

1. Организационно-методические положения …………………………. 6

1.1. Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе …………………………. 8

2. Содержание дисциплины …………………………. 15

2.1 Введение

2.2 Краткое содержание цикла последипломного обучения
врачей по ревматологии – профессиональной переподготовки (ПП)

2.2.1 Содержание учебной программы:

Раздел 1. Основы организации ревматологической помощи в РФ……………………….… 17

Раздел 2 Теоретические вопросы ревматологии ……………… 18

Раздел 3 Методы диагностики в ревматологии ………………………….. 19

Раздел 4 Воспалительные заболевания суставов и позвоночника ………. 23

Раздел 5 Дегенеративные, метаболические и другие невоспалительные заболевания суставов, позвоночника и костей ……………………………….……………………………… 26

Раздел 6 Ревматические заболевания околосуставных мягких тканей……………. 28

Раздел 7 Острая ревматическая лихорадка и ревматические пороки сердца……………………………….……………………………… 30

Раздел 8 Диффузные заболевания соединительной ткани ……………… 31

Раздел 9 Системные васкулиты ……………………………. 33

Раздел 10 Методы лечения ревматических заболеваний …………………………….. 34

2.3 Заключение 37

2.4. Распределение часов по разделам, темам и видам занятий

2.4.1 Учебно-тематический план цикла ОУ-1 ……………………………. 38

(Общего усовершенствования по ревматологии)

3. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1 Основная и дополнительная литература ……………………………. 58

3.2 Перечень методического обеспечения

( оргтехника, наглядные и методические пособия и материалы, ТСО и др.) …… 60

4. Учебно-методическая (технологическая) картина дисциплины ………………… 62

5. Протокол согласования рабочей программы ……………………………. 3

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для оказания высококвалифицированной медицинской помощи необходимо совершенствование профессионального мастерства медицинских работников и, в связи с этим, требуется повышение эффективности подготовки врачей, в том числе и в последипломном периоде.

Одним из направлений повышения уровня подготовки врачей на факультете последипломного обучения является дальнейшая оптимизация учебного процесса, совершенствование и внедрение в него унифицированных учебных программ.

В связи со значительной распространенностью ревматических болезней среди населения, хроническим характером течения большинства из них, высокой частотой развития временной и стойкой нетрудоспособности уже в первые годы существования болезни, определяющих большую социальную роль этой патологии, последние годы обращается особое внимание на подготовку врачей по специальности «ревматология».

В последние годы отмечены крупные достижения в области теоретической и практической ревматологии. Прогресс в ревматологии способствовал развитию клинической иммунологии, что определяет новые подходы к диагностике ревматических заболеваний и оценке эффективности лечения. Описаны новые заболевания, получены фундаментальные данные по этиологии и патогенезу некоторых болезней, разработаны современные методы диагностики. Эти достижения создали реальную базу для раннего выявления и своевременного адекватного лечения многих больных с применением широкого арсенала лечебных мероприятий, включающих медикаментозное и хирургическое лечение, а также методы реабилитации больных. Современные достижения фармакологии определяют быстрое расширение арсенала противоревматических препаратов. Наряду с этим заложены основы вторичной профилактики обострений ревматических болезней и начата разработка первичной профилактики. Между тем знания практических врачей в области ревматологии недостаточны, что диктует необходимость ознакомления практических врачей с теоретическими и практическими аспектами диагностики и лечения данных заболеваний.

Подготовка специалиста - ревматолога осуществляется после годичной первичной специализации по основной специальности – терапии (интернатура), включает цикловую и курсовую систему обучения:

  • цикл профессиональной переподготовки;

  • циклы общего усовершенствования;

  • циклы тематического усовершенствования;

  • информации;

  • стажировки;

  • семинары, симпозиумы.

Настоящая рабочая программа цикла профессиональной переподготовки (ПП) по ревматологии предназначена для обучения лиц с высшим медицинским образованием по базовым специальностям 040100 «Лечебное дело» и 040200 «Педиатрия», при наличии сертификата по основной специальности. Имеет цель: овладение слушателями систематическими знаниями и практическими навыками по ревматологии, освоение методов диагностики и лечения ревматических заболеваний, необходимых для самостоятеной работы врача-ревматолога.

Программа разработана на основании унифицированной программы по ревматологии 2005 года ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава». В ней нашли отражение важнейшие достижения теоретической и практической ревматологии и смежных дисциплин, построена она по блочной системе, где блок называется разделом дисциплины. Раздел дисциплины представляет собой законченную часть программы обучения, которая имеет свою цель, задачи и конкретный объем теоретической и практической информации и разбит на темы. Каждая тема включает в себя несколько элементов. Элемент представляет собой конкретный профессиональный теоретический вопрос или профессиональный навык, узкопрофессиональную информацию.

Настоящая программа состоит из 10 разделов дисциплин.

Раздел 1 содержит сведения по вопросам организации ревматологической службы. Раздел 2 посвящен теоретическим вопросам ревматологии, раздел 3 - методам обследования и диагностики, применяемым в ревматологии. Разделы 4, 5, 6, 7, 8 и 9 посвящены нозологическим формам ревматологических заболеваний. Раздел 10 включает вопросы лечения ревматологических болезней.

Данный цикл общего усовершенствования изучается в объеме 576 часов с чтением лекций (180 часов), семинаров (231 час) и практических занятий + тестирования (165 часов). Лекции читаются профессором и доцентами кафедры по наиболее важным дисциплинам. На лекциях демонстрируются больные с изучаемой патологией, применяются мультимедийные презентации.

Практические и семинарские занятия проводятся в аудиториях кафедры. Занятия обеспечиваются необходимым наглядным материалом. Количество слушателей в клинической группе составляет 6 человек.

В ходе учебного занятия слушатели проходят:

  1. Выявление базисных знаний в виде письменных ответов по билетам, а также практических навыков на семинарских занятиях вначале обучения,

  2. Овладевают знаниями и приобретают необходимые практические навыки.

  3. В процессе учебы проводится рубежный (этапный) тестовый контроль по отдельным разделам (вопросам организации ревматологической службы, теоретическим вопросам ревматологии, методам обследования и диагностики, применяемым в ревматологии, нозологическим формам ревматологических заболеваний, вопросам лечения ревматологических болезней),

  4. Проводится подготовка слушателей к сдаче сертификационного и аттестационного итогового контроля с получением сертификата или подтверждения 1-ой, 2-ой или высшей категории специалиста.

Работа слушателей на занятиях оценивается в рамках принятой на кафедре традиционной системы оценок, а также внедренной балльно-рейтинговой системой оценок. Список литературы, сопровождающий каждый раздел программы, позволяет врачу ориентироваться на материалы, которые помогают во время обучения на цикле, а также при самостоятельной подготовке к аттестации.

Итоговая аттестация слушателей включает в себя три этапа: проверка практических навыков, тестирования и письменного ответа на вопросы и проверки практических навыков перед окончанием цикла. Окончание обучения на цикле завершается сертификационным экзаменом в виде устного опроса и собеседования с членами экзаменационной комиссии, утвержденной Ученым советом факультета последипломного обучения.

После успешного окончания цикла слушатель получает удостоверение установленного образца и сертификат на право заниматься трудовой деятельностью по специальности «ревматология».

Для решения задач образовательного процесса на кафедре имеется учебно-профессиональный (методический комплекс), включающий в себя ряд элементов:

  • Федеральный образовательный стандарт,

  • Типовую программу дополнительного последипломного

образования,

  • Рабочую учебную программу циклов,

  • Методические разработки для слушателей.

  • Методические разработки для преподпвателей по каждому

практическому занятию, семинару, лекции;

  • Перечень практических навыков,

  • Экзаменационные материалы,

  • Тексты лекций,

  • Перечень информационного и материального обеспечения

образовательного процесса.

В зависимости от контингента слушателей возможны изменения в соотношении учебных часов плана в пределах 15% общего объема учебного времени.

Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у слушателей обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с коллегами и пациентами и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦИКЛА

Целью обучения на цикле является: глубокое теоретическое и практическое изучение актуальных проблем ревматологии, овладение современными принципами диагностики и лечения распространенных ревматических заболеваний, подготовка слушателей к сдаче сертификационного экзамена по ревматологии с получением сертификата.

В результате прохождения цикла слушатель должен знать:

  • основы законодательства по здравоохранению (в частности – по ревматологии) и директивных документов, определяющих деятельность органов и учреждений здравоохранения (постановления, приказы, инструкции, методические письма);

  • принципы организации ревматологической помощи в стране на городском, районном, областном (краевом) и республиканском уровнях;

  • принципы организации специализированной помощи,

  • принципы организации работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

  • принципы организации терапевтической помощи в условиях массового поражения;

  • принципы организации медицинского обслуживания трудящихся на промышленных предприятиях;

  • принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений в районе (крае, области, городе), взаимодействие в работе отдельных служб (отделений, кабинетов, лабораторий), принципы НОТ в работе; знание организации диспансеризации ревматологических больных;

  • принципы организации взаимодействия «ревматологический кабинет -ревматологическое отделение», организации и функции городского (областного, краевого, республиканского) ревматологического центра;

  • отчетно-учетную документацию в деятельности лечебно-профилактических учреждений, ревматологических кабинетов и отделений поликлиники и стационара и статистических методов по оценке показателей этой деятельности; экономических аспектов деятельности больнично-поликлинических учреждений, ревматологического стационара и кабинета, а также ревматологического центра;

  • структуру и оснащение ревматологических отделений стационара и ревматологического кабинета поликлиники, их профилирование, планирование и оборудование;

  • права и обязанности ревматолога; вопросы медицинской этики и деонтологии при работе с больными и в общении с коллегами;

  • принципы организации пропаганды медицинских и гигиенических знаний.

  • эпидемиологию, этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и реабилитацию ревматических заболеваний в стационаре и поликлинике, включая редкие формы и краевую патологию;

  • морфологические и функциональные изменения в организме при ревматических заболеваниях, степени тяжести, стадии и активности при этих изменениях, вопросы компенсаторных возможностей их восстановления.

  • общие и функциональные методы исследования в ревматологии, инструментальные и специальные методы диагностики, в том числе иммунологические, артроскопические, рентгенологические, Эхо-кардиографические и другие, показания и противопоказания к их применению, возможности применения в реальных условиях работы;

  • принципы применения фармакотерапии у ревматологических больных (включая нестероидные противовоспалительные препараты, глюкокортикоиды, в том числе в виде «пульс-терапии», «базисных» препаратов, урикозурические и урикостатические средств, цитостатические препараты, антибиотики);

  • показания к выбору оптимального сочетания лекарственных средств; механизмы действия основных лекарственных веществ; осложнения, вызванные применением лекарств, меры профилактики и борьба с ними; показания, противопоказания и методики проведения экстракорпоральных методов терапии;

  • показания и противопоказания к применению физиотерапии, трудотерапии, лечебной физкультуры, диетотерапии, курортных факторов при ревматических заболеваниях;

  • особенности течения ревматических заболеваний в детском, подростковом и пожилом возрасте, особенности лечения в этих возрастных группах;

  • основы консервативной и хирургической реабилитации ревматологических больных.

  • принципы оказания скорой и неотложной помощи при острых и неотложных состояниях, включая травму;

  • этиологию, патогенез, клинику, диагностику и дифференциальную диагностику, лечение и профилактику острых инфекционных заболеваний;

  • клинику, диагностику и дифференциальную диагностику острых хирургических заболеваний, показания и противопоказания к хирургическому лечению;

  • этиологию, патогенез, клинику и диагностику профессиональных заболеваний, влияние профессиональных вредностей на организм, в том числе в плане развития под их влиянием ревматических синдромов и заболеваний;

  • патогенез, клинику и диагностику злокачественных новообразований, их «ревматических масок», принципов лечения;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей цикл: общего усовершенствования (ОУ)

    Рабочая программа
    Цель обучения на цикле: дальнейшее пополнение знаний врача-терапевта по актуальным вопросам терапии и смежных дисциплин, а также совершенствование практических умений и навыков,
  2. Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей цикл: Клиническая ординатура (1)

    Рабочая программа
    Категория обучаемых: лица с высшим медицинским образованием по специальности “лечебное дело”, или прошедшие интернатуру, ординатуру по основной специальности
  3. Рабочая программа цикла последипломного обучения врачей цикл: Клиническая ординатура (2)

    Рабочая программа
    Категория обучаемых: врачи после прохождения интернатуры по любой специальности; выпускники медицинского института, университета, академии или медицинского факультета без предварительного обучения в интернатуре.
  4. Рабочая учебная программа цикла последипломного обучения врачей вид обучения- общее усовершенствование (ОУ)

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа цикла «акушерство и гинекология» составлена на основании унифицированной программы последипломного обучения врачей по акушерству и гинекологии
  5. Рабочая учебная программа цикла общего усовершенствования врачей 040124 физиотерапия

    Рабочая учебная программа
    Категория слушателей: врачи-физиотерапевты больниц, поликлиник, МСЧ, санаториев, имеющие первичную подготовку по специальности 040124 – физиотерапия в клинической ординатуре,

Другие похожие документы..