Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Цель дисциплины – сформировать инженерные знания, необходимые при разработке современных технологических процессов ремонта с/х техники, приобрести пра...полностью>>
'Документ'
Оргкомитет Всероссийской научной молодежной Школы «Возобновляемые источники энергии» приглашает студентов, магистрантов, аспирантов, молодых научных ...полностью>>
'Документ'
Для Латинской Америки самовольное занятие территорий (без разрешения и уведомления местных властей) представляет серьезную проблему. Отрицательные сто...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 2009 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.07 при Воронежском государственном университете по адресу: 394006,...полностью>>

Главная > Реферат

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Чернов П. Н.

История

Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики

( к 130- летию школы)

Яльчики 2008

Введение

В этой книге обобщена история Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики. Посвящается она 130-летию школы и 160-летию со дня рождения ее открывателя – великого чувашского просветителя И. Я. Яковлева.

Полувековой мой педагогический труд наолнен напряженными поисками и раздумьями. При составлении этой книги пришлось использовать архивные, исторические, печатные справки, краткие энциклопедии района, республики, высказывания очевидцев, переписки с воспитанниками, бывшими работниками школы и другие материалы. Я старался показать, как благодаря усилиям педагогического коллектива школа добивалась высоких результатов труда по обучению и воспитанию подрастающего поколения. За годы существования школы произошли большие изменения во внутренней жизни страны и в международных отношениях. В зависимости от обстановки и времени перед школой ставились определенные задачи. Благодаря усилиям педагогического коллектива в любой период школа успешно справлялась с требованиями общества и государства. Об этом свидетельствуют факты, изложенные мною в данной книге.

Мы всегда стремились подготовить юношей и девушек высоконравственными, морально стойкими, умственно и физически развитыми людьми, вырастить патриотов Родины, готовить трудолюбивых, конкурентоспособных личностей общества. Как это нам удавалось решить, оценку даст читатель.

Народный учитель СССР П.Н.Чернов

Содержание:

І. Дореволюционный период.

1. Введение

2. Малояльчиковское начальное инородческое (чувашское) училище

3. Малояльчиковское двухклассное инородческое училище Министерства

народного просвещения

II. Советский период

1. Малояльчиковская советская единая трудовая школа 2-й ступени

2. Малояльчиковская школа – восьмилетка

3. Малояльчиковская школа крестьянской (колхозной) молодежи

4. Яльчикская средняя школа

5. Школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

6. О героических подвигах воспитанников школы на фронтах Великой Отечественной

войны 1941-1945гг.

7. Наши учителя- участники Великой Отечественной войны

8. Об этом мечтали наши деды

III. Жизнь школы перед распадом и после распада СССР

IV. Учителя и воспитанники школы.

1. Первые учителя Малояльчиковской школы

2. С.А.Зайцев - первый директор Яльчикской средней школы

3. Они учились в нашей школе. ( Герои Советского Союза А.Ф.Беляев и Н.И.Иванов.)

4. Генерал- лейтенант Е.И.Майков

5. Прославленный летчик А.Е.Ефимов

6. Герой Социалистического Труда В.А.Никитин

7. Организатор комсомола в Ч Чувашии В.Д.Дмитриев

8. Академики, доктора наук и первые ученые

9. Выпускники школ - народные депутаты

10. Почетные работники юстиции и МВД, полковники милиции

11. Полковники Советских Вооруженных Сил и Российской Федерации

12. Спортсмены нашей школы

13. Выпускники школы - известные люди искусства

14. Писатели, поэты

15. Воспоминания выпускников

16. Партийные, советские и государственные работники

17. Организаторы производства и почетные работники

18. Плчетные работники культуры, искусства, журналисты

19. Ученые и научные работники

20. Почетные работники народного просвещения

21. Почетные работники здравоохранения

22. Руководители Яльчикской школы

23. Учителя и воспитатели Яльчикской школы

I. Дореволюционный период

1. Введение

В деревне Новое Тойдеряково подвязался в роли учителя отставной николаевский солдат. Вся политика царского правительства, в том числе и политика в области народного просвещения, была направлена на то, чтобы держать в рабстве и невежестве национального меньшинства. Царское правительство ревностно русифицировало нерусское население. « Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отчества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом»,- говорил один из министров «народного» просвещения Д.А.Толстой в годы, когда жизнь настойчиво требовала образования масс, и царское правительство вынуждено было дать элементарную грамотность хотя бы части нерусского населения. С целью русификации в нерусских областях строились монастыри и церкви, принудительно обращалось в православие население, открывались миссионерские школы и прочее.

Появление миссионерских школ в Казанском учебном округе началось с назначения в Казань архиепископа Гурия, причисленного впоследствии к «Лику святых» за свою верную службу режиму колониального угнетения.

Учителями в этих миссионерских школах были невежественные отставные солдаты, монахи и попы. В деревне Новое Тойдеряково подвязался в роли учителя отставной николаевский солдат Филимон Филатов, который и сам еле читал по слогам, а писать и совсем не умел. Население боялось этих поповских школ. Учащихся набирали насильно, хватали первого попавшегося зазевавшегося парня. Нередко будущий ученик в школу доставлялся связанным, сопровождаемый родственниками, причитавшими над ним, как над покойником. И было от чего плакать. Учащиеся подвергались истязаниям, от которых нередко умирали. Наиболее же решительные и непокорные убегали. Немудрено, что такие миссионерские школы за свои 50 лет существования первой половины XIX века во всем Поволжье дали менее сотни служителей православной церкви.

В связи с общим общественным движением в России в 60-х годах XIX века среди насильно окрещенного чувашского народа началось «отступничество». Чуваши массами отходят от православия. Никакие насильственные меры / в том числе - лишение соли/ не помогали. Защитники самодержавия и православия почувствовали, что нужно изыскивать более тонкие методы одурманивания масс. «Просветитель инородцев» Ильминский предложил целую систему духовного закабаления приволжских народов. Ильминский так же, как и его предшественники, считал, что инородцам необходимо давать только религиозное просвещение, которое должно идти через миссионерские школы. Он предлагал вести обучение на русском языке, а пользоваться родным языком – только до усвоения русского языка. Родной язык играл подсобную роль, а орудием обучения становился русский язык. Ильминский допускал назначение учителями и лиц нерусской национальности. Учебники народного языка должны были печататься русскими буквами. Ничего светского в миссионерских школах не допускалось. Учителей, решившихся давать крупицу «светской» науки, беспощадно изгоняли из школы. В результате обучения в школах по системе Ильминского чуваши/ так же и инородцы/ должны были слиться с русским народом, как по вере, так и по языку должны были окончательно обрусеть. Система Ильминского по своим целям была глубоко реакционна. Но все же благодаря деятельности Ильминского, его сподвижников среди чуваш появилась грамотность.

Распространению грамотности среди чуваш отдал всю свою жизнь известный педагог И.Я.Яковлев. По рекомендации влиятельного в учебном мире Ильминского И.Я.Яковлев в 1875 году был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Примерно с этого времени в местностях, населенных чувашами, стали возникать школы, содержащиеся на средства земств и министерства народного просвещения. Это было большим шагом вперед. « Министерские» и «земские» школы, в отличие от миссионерских, имели четырехгодичный срок обучения, были лучше оснащены материально и имели более квалифицированный учительский состав. Правда и эти школы были под большим влиянием идей Ильминского, но все же, по сравнению с «миссионерскими» школами, в «министерских» и «земских» школах религиозное просвещение осуществлялось в меньшей степени.

С началом организации чувашских школ Яковлевым миссионерские школы начинают постепенно отмирать. Все меньше и меньше становится желающих отдавать своих детей в эти школы, и в 1913 году эти школы совершенно прекращают свою деятельность, и чуваш остаются только министерские и земские школы.

У современного молодого человека как-то не укладывается в уме, что население Чувашии, имеющей сейчас десятки высших учебных заведений, по 8-10 средних школ в районе и девятилетнюю школу в каждом большом селении, еще совсем недавно было почти поголовно неграмотно. Еще незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции грамотных на селе можно было пересчитывать на пальцах. Вот данные 1911года. В 1911 году в Поволжье проживало около одного миллиона чуваш/ по переписи 1897 года- 985.000 человек/. Из них количество детей школьного возраста составляло 84 тысячи, а в школе учились только 28 тысяч. Охвачено было школой 32% детей школьного возраста, или 0,54% всего чувашского населения, т.е. училось 54 человека из 10 тысяч чуваш.

2. Мало-Яльчиковское начальное инородческое училище

Спустя два года после назначения И.Я.Яковлева инспектором чувашских школ на одном из сельских сходов крестьян базарного села Малое Яльчиково, после долгих пререканий, был написан приговор, в котором ходатайствовалось об открытии школы. Формально крестьяне и спрашивают, а правительство милостиво и быстро открывает школу. На самом деле вопрос об открытии школы крестьянами поднимался давно, но начальство под тем или другим предлогом все откладывало. С назначением же И.Я.Яковлева инспектором яльчиковцы нашли хорошего ходатая, и, наконец, инспектор народных училищ IV участка Казанской губернии уведомил Тетюшский училищный совет отношением от 14 февраля 1878 года за №36 о том, что с 1 апреля 1878 года в Малом Яльчиково открывается одноклассное инородческое /чувашское/ начальное училище. Причем государство брало на себя лишь заработную плату учителя, а расходы по найму и содержанию помещения должно было возмещать само население.

Подыскано и арендовано помещение – дом Моисея Беляева. Была установлена плата за обучение: на расходы по школе один рубль серебром с каждого ученика. Учителем был назначен сын крестьянина – чуваша села Байдеряково Александр Никифорович Доброхотов, окончивший Тетюшское уездное училище, заведующим училищем – Байдеряковский поп Миролюбов/ свояк А.Н.Доброхотова/. Желающих учиться было так много, что, набив до отказа девятиаршинную избу, многим отказали. В основном в школу принимали детей зажиточных чуваш. Было принято примерно 50 детей разного возраста, от 10 до 17-ти лет.

Полгода учили на чувашском языке, читали «священную историю». Параллельно шло изучение русского языка.

Когда же накопили небольшой запас русских слов, учение было переведено на русский язык. Главными предметами в школе были: «Закон божий», чтение священных книг, пение христианских молитв и церковных песен/ из свидетельства об окончании училища/. Особенно много внимания и времени уделялось исполнению церковных песен. Каждый день учение начиналось с молитвы. Дежурный ученик читал молитвы, а класс пел. Кончались уроки тоже молитвами. Ежедневно по одному часу отводилось на разучивание церковных песен, хотя по плану предусматривалось в неделю:

I отделение

/I-ый год обуче-

чения/

II-ое отделение

/2-ой год обуче-

ния/

III-е отделение

/3-й год обуче-

ния/

IV-ое отделение

/4-й год обуче-

ния/

I. На вероучение и чувашское чтение

I0 ч

2. На вероучение

8 час

8 час

8 час

3. Русский язык

I0 час

I2 час

I I час

I I час

4. Церковносла-

вянский язык

-

-

2 час

2 час

5. Арифметика

4

5

5

5

6. Письмо

4

3

2

2

7. Чтение

2

2

2

2

30

30

30

30

Хотя в плане отмечалось «на вероучение и чувашское чтение», но фактически чувашское чтение прекращалось во второй половине первого учебного года, и в дальнейшем все время отводилось только на вероучение, «Закону божьему» учил поп, но он часто пропускал уроки и вместо него вел вероучение учитель.

В первые годы книг на чувашском языке не было. Немного позднее появился «Чувашский букварь» Яковлева, появились книги по «Ветхому и новому заветам священной истории». Арифметику проходили по книге Лебенца, но он на руки учащимся не выдавалась вплоть до I90I года, а была в единственном экземпляре лишь у учителя.

Для изучения русского языка использовалась «Новая Азбука» Л.Н.Толстого. Затем, со второго года обучения, использовались І и ІІ книги для чтения Л.Н.Толстого, а при выполнении грамматических работ по русскому языку пользовались книгами Михеева.

В первом отделении по арифметике проходили четыре арифметических действия в пределах первой сотни, а во ІІ, ІІІ и ІV отделениях все действия с целыми числами любой величины, вычисления на счетах, изучались русские меры, именованные числа и простейшие дроби: І/2; І/4; І/8.

Умению считать на счетах придавалось очень большое значение, потому что учились в большинстве дети торговцев. Кроме классных счетов в школе имелось много конторских.

Попутно изучали нотную грамоту по цифровой системе. Кроме того, почти каждый вечер учащиеся собирались на спевки, которые длились по 2-3 часа, а перед большими праздниками и того больше. До 1885 года в Яльчиках не было церкви. В религиозные праздники учащиеся Яльчикского инородческого училища ходили в Байдеряковскую церковь и занимали левый клирос, а байдеряковцы - правый. Происходило как бы соревнование, конкурс на лучшее исполнение церковных песен. Сам учитель Доброхотов готовился стать попом.

Конечно, в таких условиях молитвы и церковные песни давлели над прочими учебными предметами.

Первый выпуск был сделан в 1881 году. На экзамен приехал Иван Яковлевич Яковлев. Экзаменовалось 24 ученика, из них не выдержали экзаменов 2-3 ученика. Результатами экзаменов И.Я.Яковлев остался довольным и наиболее отличившихся детей пригласил учиться в Симбирск.

С 1882 года Яльчиковское училище переводится в ведение Инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, а с І сентября 1901 года было преобразовано в двухклассное училище Министерства народного просвещения, о чем в училище имеется распоряжение инспектора чувашских школ от І июля 1901 года за № 822.

Ежегодно поступало в школу 50 человек, а кончали- 22. Это было характерно для училища того времени. Очень много детей училось 2 года и бросало. Многие считали достаточным научиться читать, писать и считать. Достаточно научиться распознавать монеты. Нужно сказать, что и сам учитель Доброхотов большой выдержанностью не отличался и был горяч на руку, что тоже немало способствовало отсеву. В результате Мало-Яльчиковское начальное инородческое училище за 24 года своего существования в 1901 году дало одиннадцать выпусков и дано немногим больше 225 выпускников./ Егору Игнатьеву, окончившему училище в этом году, выдано свидетельство за № 225. Ивану Андрееву, окончившему в І89І году, выдано свидетельство за № 108./ Прием и выпуск производились через год. Училище до І894 – І895 учебного года имело одного учителя. Один учитель занимался с двумя отделением: с младшими и старшими. В каждом отделении дети обучались по 2 года.

Сделав два выпуска, Доброхотов в І883 году ушел на должность священника. На его место приехал ученик Ивана Яковлевича Яковлева Константин Евграфович Веков, из деревни Полевые Буртасы / Вырăскасси , ныне Яльчикского района Чувашской Республики/.

С приездом Векова школа из «царства кабака» перебралась в дом Кирилла Павловича Беляева. Этот дом стоял на месте нынешнего маслозавода и состоял из двух больших комнат, между которыми были сквозные сени. В восточной комнате помещалась школа, а в западной – жил учитель. Сами хозяева дома еще не отделились от отца Павла.

Школа существовала шестой год и все еще не имела своего здания. ”Казне” очень нравилось изречение Ильминского, что “школа может помещаться в каждой избе и лачужке без дорогих, громоздких и замысловатых утварей и пособий учебных и что учитель такой школы ради бога и спасения своей души не ищет большого вознаграждения, ограничиваясь, в случае крайности, скудным пропитанием и ночлегом”. / Эфиров. « Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири», страница 25./

Понадобилось к шестилетним безрезультатным хлопотам Доброхотова добавить ещё два года униженных ходатайств Векова, чтобы в 1887 году выстроить школьное здание, в котором до 2002 года размещались начальные классы села Яльчики. Здание это снесено 19 января 2002 года. Теперь на этом месте построен Дом правосудия.

На строительство школы денег отпустили мало. Не обошлось и без нечистоплотной сделки чиновника, ведавшего строительством, с подрядчиком. Не одолжи Веков своих денег, школа не была бы выстроена и в 1887 году. Велико, видимо, было в Векове стремление «сеять доброе», привитое Иваном Яковлевичем Яковлевым, если он из скудного своего заработка смог выделить деньги на строительство школы. Эти деньги Веков, по свидетельствам многих его бывших учеников, так и не сумел полностью получить обратно.

Бывшие учащиеся с любовью отзывались об этом учителе. Жил он очень скромно. Когда новое здание было отстроено, он с женой и ребенком поместился в маленькой комнате того же здания. По воспоминаниям, это был человек среднего роста, крепкого телосложения, но кривой на один глаз. Человек трезвый и серьезный, наказывал в меру. С попом Антоном Григорьевым не ладил и умел постоять за себя. Нужно заметить, что заведующими школами также были попы, и от них очень много зависело в жизни учителя.

С переходом училища в новое здание расходы на содержание школы перешли на «казну». В новое здание привезли из столярной мастерской Симбирской Чувашской школы и новую мебель. На примере только Яльчиковского училища можно судить о том, насколько продуманно организована была Симбирская чувашская школа. Симбирская чувашская школа готовила учителей, по тому времени политехнически подготовленных: будущие учителя проходили практический курс сельского хозяйства на ферме, учились ремеслам в мастерских. Симбирская чувашская школа не только готовила учителей, но и издавала учебники для школ и, оказывается, снабжала мебелью.

В 1894 году в школу прислали помощника учителя Данилова Михаила Даниловича. Прозанимавшись под руководством Векова один год, Данилов получил школу, а на его место в 1895 году приехал помощник учителя Христофор Петрович Умов, который стажировался два учебных года и с уходом Векова в попы в 1897 году был назначен учителем в Яльчикское же училище, а помощником ему был прислан Григорий Ефремович Ефремов.

В 1899-1901 годах работали два учителя: Михаил Данилович Данилов и Яков Васильевич Турхан.

1900-1901 учебным годом кончается первый период Яльчикской школы. В течение 24 лет школа имела два отделения/ класса по нынешнему понятию/ с двухгодичным обучением в каждом. За это время в школе побывало не менее 800 учащихся и кончило не более 220 учащихся. Из них двое стали учителями, / в том числе Журавлев Максим Семенович/ из д. Ново-Тойдеряково/, а одному, Кедрову Н.М. / из с. Малые Яльчики/ удалось даже окончить высшее учебное заведение - Казанскую духовную академию. Длителен был школьный путь Кедрова. Окончив в 1885 году Мало- Яльчиковское начальное инородческое училище, поступил в Тетюшское уездное училище. После окончания этого училища- тупика, Кедров поступил в 1888 году в Симбирскую чувашскую школу и через 5 лет окончил её. Год учительствовал в Стерлитамакском уезде/в Башкортостане/. Потом учился в духовной семинарии 3 года и в Казанской духовной академии 4 года. Безусловно, 17 лет учебы под силу было только сыну богача, каким и был Кедров.

К чести Кедрова необходимо сказать, что он не пошел по духовной линии, а избрал себе путь учителя, работал учителем русского языка и изящной словесности, с установлением Советской власти учителем Самарского педучилища/ умер в 1937 году от паралича/.

Сведения о количестве учащихся Мало-Яльчиковского начального инородческого училища Ново - Шимкусской/ а затем Алькеевской/ волости Тетюшского уезда Казанской губернии.

Учебные годы

Всего уч-ся мл. о учотдел

В т.ч.

девочек

Всего уч-ся ст. отдел.

В т.ч. девочек

Итого учащихся

Окончило в том числе девочек

Нарастающий

итог окончания

18779-7

1879-81

1881-83

1883-85

1885-87

1887-89

1889-91

1891-93

1893-95

1895-97

1897-99

1899-1901

50

40

35

30

38

45

40

40

40

45

48

50

10

введ

нет

-“-

7

св. нет

-“-“

-“-

-“-“

-

-

-

-

28

25

19

14

26

18

23

30

22

30

35

-

4

Св.нет

Св.нет

2

Св.нет

1

Св.нет

-

-

-

-

50

68

60

49

52

71

58

63

70

67

78

85

10

9

-

22

19

16

14/2

21

16

18

23

20

26

30

-

22

108

225

3. Мало-Яльчиковское двухклассное инородческое училище Министерства народного просвещения



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История Яльчикской средней общеобразовательной школы Яльчикского района Чувашской Республики

    Реферат
    В деревне Новое Тойдеряково подвязался в роли учителя отставной николаевский солдат. Вся политика царского правительства, в том числе и политика в области народного просвещения, была направлена на то, чтобы держать в рабстве и невежестве
  2. Т. Р. Григорьева Детские библиотеки Чувашской Республики в 2010 году : информ аналит сб. / Чуваш респ дет юнош б-ка; сост и ред.: Н. В. Громова, Т. Н. Миронова. Чебоксары, 2011.  177 с ил

    Анализ
    Составители обзоров: Н. В. Громова, М. С. Данилова, В. В. Дилек, Л. Ю. Ильина, И. Р. Корчагина, Г. А. Кузьмина, О. Г. Ломоносова, Р. И. Миронова, Т. Н.
  3. Секция «Русская филология» Исследовательская работа «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина в жизни и творчестве Г. Н. Волкова

    Исследовательская работа
    Мы знаем прекрасные сказки, созданные А.С.Пушкиным. Это «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о золотом петушке».
  4. Закон чувашской республики о стратегии социально-экономического развития чувашской республики до 2020 года (1)

    Закон
    Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (далее - Стратегия) - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики,
  5. Закон чувашской республики о стратегии социально-экономического развития чувашской республики до 2020 года (2)

    Закон
    Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (далее - Стратегия) - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики,

Другие похожие документы..