Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Енисейский хлебозавод был основан в 1960 году и с тех пор оборудование устарело физически и морально. И несмотря на то, что суточная производительнос...полностью>>
'Тематическое планирование'
Светящиеся или неоновые краски (в маленьких пластик. бутылках или тюбиках), белый мел или портновский мелок. Основа – черная бумага и черная футболка ...полностью>>
'Документ'
В настоящее время сложно представить, как обойтись без различного вида носителей информации для хранения музыки, фильмов, фотографий и других данных....полностью>>
'Курсовая'
Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует небольшое число продавцов, а появление новых продавцов за...полностью>>

Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, Государственный архив Республики Марий Эл, Администрация муниципального образования "Параньгинский район", 2004. книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Деревня Мари-Сеснур (Марий Сеснур, починок Сеснур, Верх-Сеснур)

Деревня расположена в 5 км юго-западнее с. Елеево. Ее основателем является Яндывай Милютин, который переселился сюда жить со своей семьей с торъяльской стороны. Согласно народному преданию, название селению “С=сна нур” (букв. «кабанье поле») было дано из-за водившихся в окрестных лесах в большом количестве диких кабанов. По мнению языковедов, названию селению дано по реке Сеснур, правому притоки реки Лаж. Слово “сеснур” древнепермского происхождения, означает “испаряющуюся реку на поляне”.

Деревня находится на берегу речки Шўгар корем (в переводе с марийского языка «кладбищенский овраг»). Предполагается, что здесь когда-то жили удмурты. Место средневекового кладбища удмуртов сохраняется до сих пор не тронутым.

В ХVII в. территория, занимаемая починком Мари-Сеснур относилась к Малой Атнинской волости Алатской дороги Казанского уезда. В 1762 г. починок Сеснур числился в составе волости Атня Другого Усаду Казанского уезда Казанской губернии. После 1782 г. селение оказалось в составе Царевосанчурского уезда Вятской губернии. В 1791 г. в церковных документах Юледурской Петропавловской церкви отмечалось 2 двора новокрещеных марийцев, в которых проживали 21 человек. В церковных отчетах за 1805 г. говорится о трех семьях.

В документах XIX в. отмечается починок Верх-Сеснур Ирмучашской волости Уржумского уезда. В 1859 г. в нем числилось 7 дворов, где проживали 49 мужчин и столько же женщин. Через 10 лет здесь стало 10 дворов, 69 человек. Крестьяне имели 30 лошадей, 38 голов крупного рогатого скота, 69 овец, 15 свиней. К 1884 г. количество дворов достигло 19. В селении проживало 110 человек (19 дворов). На 38 ревизских душ приходилось 299,4 десятин земли, в том числе 112,5 десятин пашни. В среднем на каждую ревизскую душу приходилось только по 3 десятины пашни. Крестьяне держали 27 рабочих и 7 малолетних лошадей, 25 дойных коров, 26 голов крупного рогатого и 124 - мелкого скота.

По сведениям о поселениях 1878—1883 годов в починке насчитывалось 28 семей. Из них зажиточных семей было 5 (они имели по 2 лошади), столько же семей являлись безлошадными. 24 человека считались грамотными, 23 сеснурцев служили в царской армии. Так, у 55-летнего Егора Митрофановича Милютина, занимающегося торговлей, все 4 сына были грамотными, трое из них служили в армии.

На 1 января 1925 г. в д. Мари- Сеснур проживало 169 человек, из них 155 — мари, 14 — русские. В начале 30-х годов жители деревни объединились в колхоз “Йошкар кече”. Первым председателем был избран Андрей Филиппович Куклин.

В годы войны 45 сеснурцев сражались на фронтах. Первую повестку на войну получил Василий Николаевич Милютин. Он погиб. Брат его Григорий сражался храбро: награжден орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За Победу над Японией”. Василий Николаевич Бирюков удостоен ордена Красной Звезды.

Почти юнцом был призван в армию выпускник Елеевской средней школы Георгий Петрович Милютин. В 1943 г. он стал лейтенантом. Прошел с боями Украину, Польшу, воевал на немецкой земле, награжден орденами Отечественной Войны 1 и 2 степеней, Красной Звезды, медалями. После войны работал в родном колхозе, выучился на юриста. Был следователем Параньгинской прокуратуры, помощником прокурора в Моркинском районе, в 1956 г. стал первым заместителем прокурора Марийской АССР. Марисеснурцы гордятся, что в их малой деревне родился и вырос такой человек.

В военные годы на полях колхоза “Йошкар кече” трудились в основном женщины, старики и подростки. Почти весь выращенный хлеб отправляли на фронт. Наталья Васильевна Милютина, Анастасия Федоровна Борисова, Иван Федотович Борисов показывали образцы ударного труда. Настоящими мастерами своего дела стали кузнецы Максим Егорович Милютин, Игнатий Пантелеевич Милютин (проработал 14 лет). Самоотверженно трудились животноводы Наталья Васильевна Милютина, Анна Александровна Мосолова, Наталья Юрьевна Матвеева. А супруги Егор Кириллович и Евдокия Григорьевна очень любили лошадей и работали конюхами.

Радиофикация д. Мари-Сеснур прошла в 1956г., а электричество было проведено в 1958 г. Школы в деревне не было. В 30-х годах дети учились в Оби-Памашской начальной школе, затем - в Котяминерской, среднее образование получали в Елеевской школе.

Жители д. Мари- Сеснур после ряда укрупнений колхозов в 1962 г. были приняты в совхоз “Елеевский”. Марисеснурцы были включены в одну из бригад крупного хозяйства.

Деревню записали в число неперспективных. Начался отток населения. Если в 1982 г. в 23 марийских семьях насчитывалось 86 человек, то к началу 2002 г. осталось только 18 семей, 67 человек. Все семьи имели приусадебные участки в среднем по 44 сотки. Коров держали в 9 хозяйствах, свиней - в 4, овец - в 6, коз — в 4, птицу — в 16 дворах. Люди пользуются водой из колодцев. Два дома в Мари-Сеснуре крыты железом, шифером — 14, рубероидом — 2. С 1988 г. работает магазин райпо. От асфальтированной дороги Параньга—Елеево деревня находится в километре, соединяется с ней проселочной дорогой. До райцентра и до города Йошкар-Олы ездят на рейсовом автобусе.

Деревня Николашкино (Кугу Почи\га, починок Николашкино)

Деревня Николашкино расположена в северо-западной части Елеевской сельской администрации, в 7 км от с. Елеево. В ХIX в. починок Николашкино входил в состав Мазарской, Косолаповской волостей Уржумского уезда Вятской губернии. В 20е годы ХХ в. он вошел в состав Зашижемского сельсовета Сернурского кантона, затем, в 1935 г. - Елеевского сельсовета Косолаповского района. С 1960 г. находился в ведении Русско-Ляжмаринского сельсовета Сернурского района. В 1971 г. деревня была переведена из состава Русско-Ляжмаринского сельсовета Сернурского района в административное подчинение Елеевского сельсовета Параньгинского района.

Селение основали переселенцы из д. Иштыра в середине XIX века. Первым жителем Николашкино в народе считают Николая Васильевича Николашкина, по фамилии которого и названо селение.

В 1869 г. в починке проживало 19 душ мужского и 24 - женского пола людей. Крестьяне занимались земледелием, охотой. По данным 1884 г. здесь было 13 дворов, 21 ревизская душа, 72 человека. За жителями селения было закреплено 214,8 десятин земли, из них 118,2 десятин составляли пашни. В среднем на каждую ревизскую душу приходилось по 5,6 десятин пашни. Крестьяне имели 25 рабочих и 3 малолетних лошадей, 29 дойных коров, 14 голов крупного рогатого и 78 - мелкого скота.

Семьи здесь были большими. К примеру, у Ильи Фадеева семья состояла из 10 человек, Александра Фадеева и Якова Федорова — по 11 человек.

Согласно документам тех лет в Николашкино было 20 грамотных людей. Жили здесь мари, придерживались язычества. Люди были мастеровые. В 1915 г. в деревне насчитывалось 18 дворов, 131 человек.

В 1921 г. в деревне создается столярная артель по производству мебели. В 1931 г. в деревне образовался колхоз “Сигнал”. Первым председателем был избран Трофим Андреевич Иванов. Через 6 лет он уехал на Дальний Восток. Колхоз возглавил Василий Антонович Фадеев, работавший счетоводом хозяйства. В 1940 г. его призвали в ряды Красной Армии. Руководителем хозяйства стал Степан Трофимович Фадеев. В 1942 г. он ушел на фронт и погиб. Не долго поработал председателем колхоза и Андрей Ефимович Терентьев, который в 1943 г. добровольцем ушел на фронт и не вернулся.

С 1943 г. до конца войны руководили хозяйством Валентина Кондратьевна Садовина, затем Степан Иванович Загайнов из соседней русской деревни Онучино, Петр Ильич Фадеев, Иван Иванович Иванов. После войны председателем колхоза стал снова его первый руководитель Трофим Андреевич Иванов, вернувшийся с Дальнего Востока.

До войны хозяйство развивалось неплохо. Только конных дворов было пять. В 1937 г. была построена первая животноводческая ферма. Работницы этой фермы не раз участвовали на сельскохозяйственных выставках. Славилась успехами Мария Егоровна Березина. Она стала первым депутатом сельского Совета. Первым на трактор сел Яков Алексеевич Березин. В годы войны на тракторе работали Ольга Березина и Зинаида Фадеева.

С началом войны все здоровые мужчины ушли на фронт. 42 человека участвовали в Великой Отечественной войне, 26 из них погибли. Вернувшиеся трудились в послевоенные годы с полной отдачей. На сегодня в Николашкино в живых остался один участник войны — И.М.Печников

В годы войны колхоз ослаб. В целях его укрепления колхозы трех деревень: Николашкино, Егорково, Горбуново, объединились, сохранив название николашкинского колхоза “Сигнал”. Его председателем был избран Иван Ильич.Репин

В 60-ые годы деревня была объявлена неперспективной. Однако ее жители упорно отказывались покидать ее. За сохранение своего селения активно выступал Иван Константинович Фадеев, работавший сперва бригадиром, а затем управляющим отделения совхоза «Ляжмаринский». Благодаря его настойчивости, многие сторонники ликвидации деревни вынуждены были отступить от своих замыслов.

Жители деревни в 1971 г. стали рабочими совхоза “Елеевский”. Вскоре в деревне были построены две ферма: для крупного рогатого скота и дойных коров.

Несмотря на отдаленность от районного центра и центральной усадьбы, в Николашкино развивались культура и образование. Первые кинофильмы здесь были показаны в 1931—1932 годах. В 1940 г. был построен медпункт, где фельдшером работал Мальцев. В 1954 г. открыта изба-читальня, заведовала ею Капитолина Ивановна Коковина.

Телефонная связь в Николашкино была проведена в 1956 г., электрифицирована деревня в 1967 г. В деревне в настоящее время строится универсальный центр культуры, включающий начальную школу, детский сад, клуб, медпункт. Пока Николашкинская начальная школа помещается в старом деревянном, почти аварийном здании, где обучается 26 детей.

В 2003 г. в д. Николашкино насчитывался 41 двор, где проживали 156 человек, в том числе 76 мужчин, 80 женщин. Население полностью марийское. Личных подсобных хозяйств - 40, есть одно фермерское хозяйство. Дома построены добротные, три дома крыты железом, 36 — шифером, лишь 2 дома — тесом.

В деревне действует водопроводная система, жители пользуются как колодезной, так и водопроводной водой из колонок.

Первым личным транспортом для жителей Николашкина стал велосипед, приобретенный в 1938 г. Макаром Дмитриевичем Ивановым. А первую автомашину в личное пользование получил инвалид Великой Отечественной войны Максим Иосифович Максимов. В 1935 г. был построен магазин, продавцом в нем начал работать Алексей Иванович Шиляев.

В деревне раньше было только печное отопление. Сейчас каменные дома имеют котельные, отапливаются углем, торфобрикетом, дровами.

Население, как и прежде, занято сельскохозяйственным трудом. Имеют приусадебной земли в собственном пользовании в среднем 0,47 га. Лошадей в личном хозяйстве не имеет никто, в 33 дворах держат коров, в 10 — свиней, в 32 — овец, в одном хозяйстве — козу, в 37 — домашних птиц.

Жители занимаются любительским рыболовством, охотой. Летом собирают ягоды, грибы. Женщины занимаются рукоделием.

В Николашкине проживают 7 одиноких престарелых, ветеран войны Н.Е.Шагалев. Им оказывается посильная помощь, они пользуются льготами, предусмотренными законом “О ветеранах” на газ, топливо, электроэнергию, радио, имеют право бесплатного проезда на автобусах по территории Республики Марий Эл.

Деревня может гордиться своими знаменитыми людьми: Татьяной Васильевной Ивановой— директором Николашкинской школы, заслуженным учителем Марийской АССР; Александром Фадеевым, заслуженным работником сельского хозяйства РМЭ, председателем колхоза “Конганурский” Куженерского района; Игорем Ивановичем Фадеевым, председателем СХПК (колхоз) “Елеевский”; Георгием Васильевичем Фадеевым, главным врачом санатория-профилактория “Куяр”.

Деревня Оби-Памаш (Пумари почи\га, починок Обипомаш)

Деревня Оби-Памаш расположена в 3 км юго-западнее с. Елеево. По рассказам старожилов, починок основан жителями д. Елеево в начале XIX в. По воспоминаниям уроженца деревни Л.Я.Пакеева, о дате основания селения свидетельствовал столб с надписью “1808 год”, который стоял за околицей починка.

В 1859 г. в починке Оби-Памаш числилось 6 хозяйств, где проживали 26 мужчин, 19 женщин. Через 10 лет по данным губернского статистического комитета в починке числилось 18 дворов, 81человек. 20 лет спустя население починка возросло вдвое. В 1884 г. в починке Обипомаше отмечено 29 дворов, 46 ревизских душ, 172 человека. Сельчане владели 385,1 десятинами земли, в том числе пашен - 244,3 десятин, лесных угодий — 47,37 десятин. На каждую ревизскую душу в среднем приходилось по 5,3 десятин пашни. Жители деревни имели 62 рабочих и 26 малолетних лошадей, 64 коров, 37 голов крупного рогатого и 185 - мелкого скота.

Все сельскохозяйственные работы выполнялись членами семьи. Они как правило оставались большими. Семья 56 летнего Кугерге Айдемировича Айдемирова состояла из 10 человек: 3 сыновей, 2 снох, 3 внуков. Из них сын и внук были грамотными. Семья владела 8,8 десятинами земли, держала 2 лошади, корову, нетель, 12 овец. А 47 летний Илья Тимофеевич Михеев обрабатывал только 4,7 десятины земли. В семье у него были 2 сына, 4 дочери, все неграмотные. Всего в Оби-Памаше 20 человек считались грамотными, 5 - полуграмотными. Две семьи в починке имели по 2 лошади, 5 семей были безлошадными. 30 человек из деревни служили в царской армии.

Документ свидетельствует, что в Оби-Памаше жили трудолюбивые, законопослушные люди, исправно служили государственной власти, занимаясь обычным крестьянским делом: выращивали хлеб, производили другую сельхозпродукцию на своих наделах земли.

В конце XIX в. в деревне насчитывалось уже около 40 домов. В 1924-1925 гг. здесь было 46 хозяйств, 229 человек, все — мари.

Идея коллективного ведения хозяйства понравилась большинству жителей деревни, особенно безлошадным. Только главы трех хозяйств отказались вступить в колхоз, созданный в 1931 г. под названием “Чевер ўжара”. А отказавшиеся от вступления в колхоз Артемий Кугергиевич Чирков, Ефрем Трофимович Михеев, Герасим Кириллович Чирков впоследствии были подвергнуты репрессиям.

Первым председателем колхоза стал Тимофей Семенович Черепанов, который до самой войны руководил хозяйством. В 1935 г. пришел в деревню первый трактор из Косолаповской МТС. Первой трактористкой была Александра Игнатьевна Матвеева, а из мужчин - Николай Яметович Бушков.

Хозяйство имело свою мельницу, амбары для хранения зерна, кузницу, конюшню, где содержались 20—30 лошадей,. Односельчане помнят мельника Яныша Пайдемирова, главного конюха Никонора Чиркова, кузнеца Кирилла Милютина.

В колхозе была также пасека, за которой многие годы ухаживал Васинга Аксювович Чирков, после него — Ефим Алексеевич Арсаев.

С началом войны Т.С.Черепанова перевели в деревню Иштыра, а председателем избрали Ивана Степановича Михеева. После его ухода на фронт руководить хозяйством начал Василий Алексеевич Чирков, который еще до войны служил в армии и вернулся домой после серьезного ранения в руку. После выздоровления он снова был призван на фронт и погиб. У него остались четверо детей — два сына и две дочери.

Заменил В.А.Чиркова на посту председателя колхоза Матвеев Федор Игнатьевич, прибывший с фронта после ранения.

В трудные годы войны в деревне остались лишь старики, дети и женщины. 53 человека из деревни ушли на фронт, из них 21 погиб на полях сражений. Колхоз держался на женских плечах. Пахали не только на лошадях, которых катастрофически не хватало, но и на быках. Иногда запрягали даже коров. Людей направляли на лесоразработки в Моркинский и Килемарский районы.

За годы войны колхоз значительно ослаб, сократилась численность колхозников. не хватало лошадей и другого скота. Стремясь укрепить экономику хозяйства, колхозники согласились войти в состав колхоза “Пеледыш”. Колхоз постепенно начал укрепляться. В деревнях были построены животноводческие помещения, а в Оби-Памаше возвели здание клуба, медпункта. Успешно развивалось пчеловодство, которым занимался Василий Филиппович Михеев.

В 1958 г. колхоз “Пеледыш” был присоединен к елеевскому колхозу “Правда”, в составе которого обипамашцы вошли в совхоз «Кугушеньский», а с 1962 г. - в совхоз “Елеевский”. В 70-ые годы возле д. Оби-Памаш построили комплекс по откорму КРС, что обеспечило многих жителей деревни работой.

Обипамашцы всегда тянулись к образованию. Еще в начале 30-х годов в деревне работала начальная школа, где учились дети и из других деревень. Тогда школа размещалась в частном доме. В 50-е годы начальная школа была переведена в д. Котяминер, в которой занятия ведутся и в наши дни. Среднее образование дети получают в Елееве, часть школьников учится в Ильпануре.

В Оби-Памаше немало жителей, получивших высшее образование. В семье Матвеевых из 8 детей 3 выучились в вузах. Отрадно, что многие из них трудятся на родине. Николай Федорович Матвеев долгие годы руководил Елеевским сельсоветом, Елеевской средней школой, его сестра Нина Федоровна — директор Параньгинской ЦБС. Василий Федорович Матвеев работает учителем Елеевской средней школы, а Михеев Валерий Иванович — председателем профсоюзной организации РМЭ работников культуры. Пакеев Л.Е. долгие годы руководил республиканским краеведческим музеем.

По отчетным данным 1975 г. в Оби-Памаше насчитывалось 44 хозяйства, где проживал 201 человек. В последующем часть жителей деревни переехала на центральную усадьбу совхоза. Экономические реформы последних лет отрицательно повлияли на развитие села, что проявилось не только в оттоке молодежи из села, но и в резком сокращении естественной прибыли населения.

В 2003 г. в Оби-Памаше насчитывалось 36 домов, где жили 135 человек, в т.ч. 66 мужчин, 69 женщин. Все они марийцы. В последние годы из Якутии и Украины переселились 2 семьи на постоянное местожительство.

Жители деревни работают в сельхозпредприятии “Елеевский”, занимаются выращиванием овощей, картофеля, производством молока и мяса в личном подсобном хозяйстве.

Размер приусадебной земли и участка на один двор сельчан составляет 0,38 га. По данным на 1.01.2002 г. коров здесь держали в 30 семьях, свиней — в 17, овец — в 20, домашних птиц — в 20 хозяйствах.

Обипамашцы берут питьевую воду из колодцев и колонок водопроводной сети. В деревне имеются здравпункт, магазин. Население летом занимается сбором ягод, грибов. Женщины любят рукодельничать, некоторые занимаются изготовлением сувениров.

Здесь сохраняются традиции древнемарийской религии, проводятся моления с жертвоприношениями в мольбище близ деревни.

Деревня Помосъял (Памашьял, починок Памасъял)

Деревня Помосъял (Памашъял) расположена в 2,5 км северо-западнее с. Елеево. В ХVIII в. до 1782 г. была в составе Сабатской волости Уржумского уезда Казанской, затем - Вятской губерний. В XIX в. д. Помосъял относилась к Мазарской, Косолаповской волостям Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920 г. она включена в состав МАО, была в Сернурском, затем (с 1926 по 1935 гг.) - в Мари-Турекском кантонах В 1935-1959 гг. деревня находится в административном подчинении Елеевского сельсовета Косолаповского района. В 1960—1971 гг. селение входило в состав Ляжмаринского сельсовета Сернурского района. С 1971 г. деревня находится в ведении Елеевского сельсовета Параньгинского района.

Согласно народным преданиям д. Помосъял основана более четырехсот лет назад переселенцами из Орворской волости Алатской дороги Казанского уезда (ныне Арборы Мари-Турекского района). Основатели деревни, поднявшись по р. Буй до самого ее истока, поселились на левом берегу реки, где впадала вытекающая из хвойного леса безымянная речушка. Место было со всех сторон защищено от ветров холмами, вокруг были леса, вдоль реки - обильные луга, кругом журчали родники (слово «памашъял» в переводе с марийского языка означает «родниковая деревня»). .

Из числа вновь прибывших трех семей выжили две, которые дали начало роду Ози (Калугины), Аймак (Аймаковы), Вараксины. В деревне кроме этих фамильных групп различались Ивановы, Поповы, Заболотских и др.

Архивные материалы свидетельствуют, что селение было основано примерно в сороковых годах ХVIII века. В материалах второй переписи (1747 г.) отмечается, что в “в новопоселенном починке Памасъял” Сабатской волости Уржумского уезда проживали четыре души новокрещеных и 24 некрещеных марийца (около 60 человек обоего пола). Через семь лет в Уржумской городской Свято-Троицкой соборной церкви на исповеди и причастии побывали 15 семей из этой деревни.

Городскую церковь, находящуюся в 60 верстах от деревни, крещеные марийцы вынуждены были посещать до открытия в 1836 г. Николаевской церкви с. Косолапово. С освящением в 1862 г. Ильинской церкви в с. Елеево помосъяльцы стали считаться прихожанами этой церкви.

Из церковных источников известно, что в 1830 г. в Помосъяле было 8 дворов крещеных мари (97 человек). В 1836 г. деревня состояла из 20 дворов, 185 человек. Через 23 года здесь насчитывалось 22 хозяйства, где проживали 129 душ мужского и 127 - женского пола.

Подворная перепись 1884 г. в деревне зафиксировала 72 двора, 131 ревизскую душу, 238 человек мужского и 241 - женского пола марийцев. За жителями деревни было закреплено 1480 десятин земли, в среднем по 20,6 десятин на двор. Однако пашни занимали только 746,9 десятин (50,5% всей надельной земли). В среднем на каждую ревизскую душу приходилось по 5,7 десятин пашни. Большую площадь занимали выгоны - 497,8 десятин (33,6% от всей надельной земли). Деревня имела также сенокосы (41,9 десятин), леса: подушные (8,6 десятин) и под лесным налогом (143,7 десятин). Усадебная земля составляла 25,6 десятин. Крестьяне держали 137 рабочих и 18 малолетних лошадей, 189 дойных коров, 80 голов крупного рогатого и 278 мелкого скота.

Ко второй половине ХIХ в. в деревне сформировались три улицы. Односторонняя улица Ўлыл урем (букв. “Нижняя улица”) располагалась вдоль берега р. Буй по обеим сторонам речушки. Две двусторонние улицы, разделенные речушкой, шли параллельно первой. Улица Э\ерўмбал (букв. над речкой) находилась на правом берегу речушки, а на другом ее берегу размещалась улица “Кугурем” (большая улица). К концу ХIХ в. вдоль левого берега речушки, перпендикулярно существующим улицам, сформировалась четвертая улица “Лукан урем” (букв. “угловая улица”).

Вокруг деревни находились рощи для проведения коллективных праздников агавайрем (Агавайрем ото), семик (Семык ото), общедеревенских молений (Кўсото) и семейных, родовых жертвоприношений (Шем ото). На возвышенном месте располагался липняк (Пиштер ото), где вывешивались борти. С северной стороны селения находилось утопающее в зелени кладбище. В центре самой деревни до 1970-х годов стояла многовековая вязь, которая, согласно преданию, была посажена первооснователями селения. Помосъяльцы верили, что она оберегает деревню от несчастья.

Жители занимались земледелием, охотой, выращивали скот. Часть марийцев оставалась некрещеной. Несмотря на религиозные различия, помосъяльцы регулярно проводили совместные языческие праздники и обряды, моления с жертвоприношениями. Вместе с этим отмечались и христианские праздники. Престольным праздником деревни считался день зимнего Николы (19 декабря). На этот праздник съезжались жители со всех окрестных деревень.

В целях христианского просвещения народа в 1897 г. в деревне открывается миссионерская школа. Детей обучали священник с. Елеево Александр Иванов Головин и учитель Михаил Иоаким Евфимов. В первый год школу посещало 23 мальчика. По сообщению учителя, местное население, особенно язычники, к школе относилось недоверчиво.

Через пять лет отношение крестьян к школе изменилось. Они сами изъявили желание открыть в деревне земское училище. Типовое здание школы построил 52-летний Петр Федорович Шиляев. В 1916-1917 учебном году школу посещали 45 мальчиков и 8 девочек. Закон Божий в школе преподавал Филипп Пудович Чернов, учителем работали Тимофей Иванович и Агафья Варуховна Ивановы. К 1917 г. 46 сельчан считали себя грамотными, а 8 -полуграмотными. Если среди мужчин около 17 % умели читать и писать, то женщины были сплошь неграмотными. Некоторое влияние на приобщение крестьян к учебе оказала открытая в 1895 г. в деревне пятирублевая земская библиотека, которой заведовал местный крестьянин Сергей Попов.

По данным 1917 г. в деревне было 107 хозяйств, 645 человек. Из этого числа 93 помосъяльца были призваны на военную службу. 15 семей были безлошадными. Некоторые хозяйства по этой причине отказывались от причитающегося земельного пая. В то же время Сергей Иванович Попов (держал трех лошадей), Иван Айметович Кузнецов (имел двух лошадей), Андрей Исаевич Вершинин, Петр Яметович Аймаков (имел 3 лошадей), Алексей Григорьевич Волков (держал две лошади), Григорий Семенович Бушков, Федор Янтемирович Виноградов (имел 2 лошадей), Сергей Петрович Попов и др. обрабатывали более 21 десятины земли. В деревне появились первые плуги, веялки.

Деревня росла. В 1923 г. здесь насчитывалось 118 дворов. Зажиточные крестьяне Иван Ермолаевич Бушков, Петр Яшметович Аймаков построили ветряные мельницы.

В 1918 г. в деревне был создан комитет бедноты, который активно проводил политику изъятия излишков сельскохозяйственной продукции у зажиточных крестьян. За советскую власть в Помосъяле активно выступал Иван Федотович Березин, которого в народе прозвали “партизан кугыза”. Многие помосъяльцы добровольно вступили в Красную Армию, 30 человек погибли на фронтах гражданской войны.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рочев двухкратный рекордсмен Коми асср и рсфср по лёгкой атлетике, чемпион Коми по летнему многоборью и двухкратный чемпион Республики по зимним видам спорта

    Документ
    В дни празднования юбилея государственности Коми в Ижме будут чествовать людей, которые внесли огромный вклад в развитие района и республики 2006/08/04
  2. Книга памяти (3)

    Книга
    В обработке сведений о погибших и умерших от ран участвовали члены рабочей группы В.Я. Агапова, М.В. Аньшина, Л.И. Архарина, Г.В. Безаева, Л.А. Бацанова, А.

Другие похожие документы..