Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный аграрный у...полностью>>
'Документ'
Обласної програми взаємодії органів виконавчої влади та органів місцевого самоврядування з громадськістю та сприяння розвитку громадянського суспільс...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 28 июня 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д - 502.006.13 в Российской академии государственной службы при Пр...полностью>>
'Документ'
У лютому ВАТ "СНВО ім.Фрунзе" розпочинає будівництво нового об'єкту в Туркменістані загальною вартістю 69 мільйонів доларів США. Такої домо...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПСАЛТИРЬ

в святоотеческом изъяснении

Сокращения

Псалтирь с толкованием – Киев, 1866.

Толковая псалтирь – Евфимия Зигабена, греческого философа и монаха, Киев, 1898.

Толкование на псалмы – Палладий, еп. Сарапульский, Вятка, 1874.

Августин – блаж. Августин Иппонийский.

Амвросий – св. Амвросий Медиоланский.

Амвросий Оптинский – прп. Амвросий Оптинский.

Анастасий – прп. Анастасий Синаит.

Андрей – св. Андрей Критский.

Андроник – старец Андроник Глинский.

Антиох – прп. Антиох.

Анфим – св. Анфим Иерусалимский.

Аполлинарий – св. Аполлинарий.

Аполлос – авва Аполлос (Лавсаик).

Астерий – св. Астерий.

Афанасий – св. Афанасий Великий.

Григорий Богослов – св. Григорий Богослов.

Безымянный – неизвестные толкователи по Зигабену.

Василий В. – св. Василий Великий.

Варсонофий В. – прп. Варсонофий Великий.

Венедикт – прп. Венедикт Нурсийский.

Дамаскин – прп. Иоанн Дамаскин.

Двоеслов – св. Григорий Двоеслов.

Дидим – св. Дидим-слепец Александрийский.

Димитрий – св. Димитрий Ростовский.

Дионисий – св. Дионисий Ареопагит.

Евагрий – авва Евагрий.

Евсевий – св. Евсевий Кесарийский.

Ефрем – прп. Ефрем Сирин.

Зосима – прп. авва Зосима.

Игнатий – св. Игнатий Брянчанинов.

Игнатий инок – прп. Игнатий инок.

Иероним – блаж. Иероним Стридонский.

Илия Екдик – св. Илия пресвитер и Екдик.

Иларий – св. Иларий.

Иоанн Карпаф. – прп. Иоанн Карпафский.

Иоанн Кронштадтск. – прав. Иоанн Кронштадтский.

Иоанн Ликопольск. – прп. Иоанн Ликопольский.

Иоанн Пророк – прп. Иоанн Пророк.

Иоанн Тобольский – св. Иоанн Тобольский.

Ипполит – свщм. Ипполит.

Исаак – прп. Исаак Сирин.

Исаиа Нитрийский – прп. авва Исаиа.

Исаиа Палестинский – авва Исаиа, автор «Митерикона».

Исихий – преп. Исихий.

Ириней – св. Ириней Лионский.

Иустин – св. Иустин Философ.

Каллист-инок – св. Каллист, патриарх.

Кассиан – прп. Иоанн Кассиан.

Косьма – св. Косьма Маюмский.

Киприан – св. Киприан Карфагенский.

Кирилл – св. Кирилл Александрийский.

Кирилл Иерусалимский – св. Кирилл Иерусалимский.

Лев – св. Лев, папа Римский.

Лествичник – прп. Иоанн Лествичник.

Макарий В. – прп. Макарий Великий.

Макарий Оптинск. – прп. Макарий Оптинский.

Максим – св. Максим Исповедник.

Максим Грек – прп. Максим Грек.

Марк Подвижник – прп. Марк Подвижник.

Марк Ефесский – св. Марк Ефесский.

Моисей – авва Моисей.

Неизвестный – неизвестный толковник.

Никита – прп. Никита Стифат.

Нил – прп. Нил Синайский.

Нил Мироточивый – прп. Нил Мироточивый, Афонский.

Нил Сорский – прп. Нил Сорский.

старец Паисий – старец Паисий Афонский.

Паисий – прп. Паисий Величковский.

Палладий и Руфин – авторы Лавсаика.

Палама – св. Григорий Палама, Фессалоникийский.

Памво – авва Памво.

Пахомий – прп. Пахомий Великий.

Пелусиот – прп. Исидор Пелусиот.

Платон – Платон (Левшин), Московский митрополит.

Пимен – прп. Пимен Великий.

Прокл – св. Прокл Константинопольский.

Севир – св. Севир.

Серафим – прп. Серафим Саровский.

Силуан – прп. Силуан Афонский.

Симеон Н. Богослов – преп. Симеон Новый Богослов.

Симеон Благ. – прп. Симеон Благоговейный.

Симеон Солунский – блаж. Симеон Солунский.

Синаит – прп. Григорий Синаит.

Синесий – св. Синесий Киринейский.

Студит – прп. Феодор Студит.

Старцы Египетского скита – изречения старцев Египетского скита.

Тихон – св. Тихон Задонский.

Фалассий – авва Фалассий.

Феодор Ираклейск. – св. Феодор Ираклейский.

Феодор Едесский – св. Феодор Едесский.

Феодор – старец Феодор Новоезерский.

Феодорит – блаж. Феодорит Киррский.

Феофан – св. Феофан Вышенский.

Филарет – св. Филарет Московский.

Фотий – св. Фотий Константинопольский.

ПСАЛТИРЬ 1

в святоотеческом изъяснении 1

КАФИСМА ПЕРВАЯ 2

КАФИСМА ВТОРАЯ 18

КАФИСМА ТРЕТЬЯ 32

КАФИСМА ЧЕТВЕРТАЯ 51

КАФИСМА ПЯТАЯ 70

КАФИСМА ШЕСТАЯ 90

КАФИСМА СЕДЬМАЯ 112

КАФИСМА ВОСЬМАЯ 133

КАФИСМА ДЕВЯТАЯ 148

КАФИСМА ДЕСЯТАЯ 165

КАФИСМА ОДИННАДЦАТАЯ 183

КАФИСМА ДВЕНАДЦАТАЯ 203

КАФИСМА ТРИНАДЦАТАЯ 222

КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 239

КАФИСМА ПЯТНАДЦАТАЯ 257

КАФИСМА ШЕСТНАДЦАТАЯ 272

КАФИСМА СЕДМНАДЦАТАЯ 290

КАФИСМА ВОСЕМНАДЦАТАЯ 319

КАФИСМА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ 338

КАФИСМА ДВАДЦАТАЯ 358

КАФИСМА ПЕРВАЯ

Псалом Давиду,
не надписан у еврей, 1

Переводчики божественного Писания, какие в древности нашли у евреев надписания, те и переложили на греческий язык. И ненадписанные псалмы оставили они без надписания, не осмеливаясь к словам Духа приложить что-либо от себя. Псалом содержит в себе обвинение грешных и нечестивых людей и советует непрестанно внимать божественному закону, который удаляет человека от сродства со злом. Он является основанием всех псалмов, ибо наставляет всех людей к творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: потому и начинается от блаженства (Феодорит, Григорий Нисский).

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе:

Блаженство человеческое есть уподобление божеству. Блажен и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1 Тим. 6, 15). Давид полагает начало пророчеству о Христе, Которому надлежало родиться от рода его (см. Мф. 1, 1), поэтому прежде всего Пророк и ублажает уповающих на Бога. Псалмопевец называет одного мужа блаженным и умалчивает о жене, потому что творение обоих равночестно при единстве природы. Слово Божие здесь вместе с мужами разумеет и жен; ибо одна добродетель и награда обоим одинакова. Условием божественного блаженства является чистота наших помыслов и разумное удаление от всякого зла. Нечестивый – есть всякий неблагодарный человек, а губитель – есть человек лукавый, советник зла. Под советом нечестивых подразумеваются также и греховные помыслы от бесов, услаждаясь которыми, человек проявляет свое изволение на грех, т.е. становится на путь грешных и, наконец, предается страсти греха, что означает седение на седалищи губителей (Василий В., Златоуст, Афанасий, Феодорит).

2 но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.

День и нощь надлежит нам внимать закону Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог еще через Моисея, говоря: слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, седяй и востая, и лежа и идый путем. И навяжиши я на руку твою и да будут непоколеблемо пред очима твоима (Втор. 6, 78). Христиане должны подражать Богоматери, которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, день и ночь поучалась в законе Господни и пребывала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем христианам подвизаться в молитвах всегда, говоря: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Внешний человек да пребывает в своих телесных трудах, а внутренний пусть будет посвящаем на духовное делание умной молитвы. О, дело, воистинно дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом! Памятование о Боге возводит человека к чистоте (Феодорит, Афанасий, Палама, Силуан, Григорий Богослов).

3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Читающий постоянно божественные Писания, хотя бы и не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, собирает в себя струи и росу Святаго Духа. И подлинно, что ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение божественных Писаний. Ибо те вещи тленны и непостоянны: почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом. Когда же Бог утешает находящихся в скорби, то какое из настоящих обстоятельств может повергнуть их в уныние? (Златоуст).

4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Кто постоянно обременяет себя суетными заботами о телесном и не заботится о душе, тот уподобляется нечестивому, которого божественное слово обличает, указывая, что все житие нечестивого в попечении (Иов. 15, 20). Ибо небрегущие о своей душе презрительно попираются нечистыми духами злобы, уподобляются безблагодатному сухому праху, который удобно сюда и туда носится противными ветрами (Нил, Феодорит).

5 Сего ради не воскреснут нечистивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

С великой точностью изложил все Всесвятый Дух. Он не сказал, что не воскреснут нечестивии, но говорит, что на суд не воскреснут, потому что не имеют они нужды в обличении, так как нечестие их явно. Подобно как убийц, взятых на месте преступления, судьи приводят на судилище не для обличения, но для произнесения законного приговора, так и проведшии жизнь в нечестии воскреснут на Страшный Суд для услышания праведного приговора. Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор. 5, 10) (Феодорит, Златоуст, Василий В., Кирилл).

6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечистивых погибнет.

Всякого человека жизнь в этом мире есть путь. Праведному Судии известны искони пути праведных и нечестивых, и Он не имеет нужды ни в обличениях, ни в доказательствах. Третьего пути мы не видим, как и в будущем веке в Писании находим только два места. А поэтому, воздавая каждому по достоинству, одних удостоит Он прославления и венцов, а других пошлет на вечное мучение (Феодорит, Тихон).

Псалом Давиду, 2

В псалме содержится пророчество о пришествии в мир Христа Сына Божьего и о воцарении Его над всем миром; а также о сопротивлении и восстании против Него иудеев, царей, князей и всех языков, суетном и тщетном. Именно так истолковывали этот псалом святые апостолы и учители Церковные (см. Деян. 4, 2528) (Тихон).

1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным;

Пророк произносит пророчество в виде обличения. Шатанием называет неразумную гордыню. Языцы – неверующие в Бога, а людие – иудеи, злоумышляющие умертвить Безсмертного. Поучишася тщетным – замыслили пустое. Вскую – т.е. почему, откуда такая ненависть ко Спасителю? (Афанасий).

2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

Царие земстии – Ирод, Пилат; князи – книжники, фарисеи. На Господа – Бога Отца и на Христа Его – Сына Божьего, Которого Отец поставил царем над всеми языками (Афанасий).

3 Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.

Давид, описывая разбойничье судище у Каиафы, говорит, что за это именно погибли иудеи, и за неверие свое рассеяны по всей вселенной (Златоуст).

4 Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им.

Посмеется сказано вместо возненавидит и возгнушается. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое через ноздрю, в уничижение высокомудрствующих о себе (Афанасий).

5 Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я.

Исполнившееся на деле истолковало это пророчество – ибо римское войско, напав на иудеев, опустошило Иерусалим, сожгло Храм, большую часть из них предало смерти, а оставшихся в живых пленило и поработило. Гнев Божий и ярость Его не представляй человекообразно, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения: именно под этим должно понимать, что Он есть судия и воздаятель за все, неправо делаемое в мире сем (Кассиан).

6 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою его,

Иисус Христос, как Богочеловек, поставлен от Бога Отца Царем над Сионом – святою Церковью, хотя по божеству Христос, как Бог, имеет царство по самой природе (Афанасий, Феодорит).

7 Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти единородного Христа. Днесь – указывает на время, чтобы показать рождение по плоти, ибо не существует в божестве дней вчерашнего или утрешнего, но неизменный день вечности, безначальный и безконечный (Афанасий).

8 Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.

Будучи Владыкою – как Бог, Христос принимает владычество над всем миром, как Человек; ибо об этом и Сам Он сказал ученикам: дадеся ми всяка власть (Мф. 28, 18) от Отца Моего (Златоуст, Феодорит).

9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

Жезл железный – есть крест святой для уверовавших; а для неуверовавших иудеев, согласно Данииловому пророчеству, таким жезлом явилась римская власть, которая не только бичевала, но и умерщвляла. Сосуд скудельничий (обожженный) после сокрушения невозможно восстановить в прежнее состояние (Афанасий, Златоуст, Феодорит).

10 И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.

Дух Святый здесь увещевает чрез Пророка всех противящихся Христу осознать свое неразумие: Кому противятся? Ныне – пока есть время. Накажитеся еси – уразумейте и прочие люди. Судящии земли имеют над собою Царя неба и земли, Который даровал им власть и силу и Сам их будет судить, как и они судят (Феодорит, Тихон).

11 Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.

Пророк разумеет здесь радость духовную, которая рождается от исполнения Святых Христовых заповедей. Когда кто не рабски, а сыновне слушается во всем Бога, тогда он радуется с трепетом, т.е. исполняется радости духовной, а не плотской. Это явствует из слов пророка Аввакума: аз же о Господе возвеселюся, возрадуюся о Бозе Спасе моем, потому что Господь Бог мой сила моя, и учинит нози мои, (благочестивые помыслы души моей), на совершение премудрости о Господе (Авв. 3, 1819). Радуйтеся Ему с трепетом, т.е. с сокрушением, чтобы радость о Боге не превратилась в радость мирскую с тщеславием и осуждением других. Знай и то, что и при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговением (Феодорит, Нил Синайский).

12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиеся Нань.

Наказание – Евангельское учение. Гнев Божий есть пресечение или уменьшение подаяния божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему. Путь праведный – путь Христов: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Если блажени еси надеющиися на Бога, то насколько несчастны и бедны надеющиеся на человека, на свою силу и честь, дела... и все прочее, что есть кроме Христа. Одно только блаженно – уповать на Царя Иисуса Христа! Вот смысл всего псалма (Афанасий, Тихон, Григорий Нисский).

1 Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица
Авессалома, сына своего, 3

Пророк Давид на опыте своего греховного поползновения научает нас целомудренной жизни, чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих. Давид бежал от сына, так как нарушил чистоту супружеской верности. И поскольку он внес войну в чужой дом, то из собственного же дома его восстала против него война. Ибо откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Домашние бедствия – есть следствия грехов, и наказателями грешника Бог определяет именно домашних людей; хотя действующий и не знает этого, но знает это Врач – Бог. Псалом предвозвещает предстоящие тебе от врага искушения, когда бываешь гоним ты своими и многие восстают на тебя. В высшем пророческом смысле в псалме содержится глас Христов к Богу Отцу во время крестных страданий (Златоуст, Афанасий, Августин, Григорий Нисский).

2 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

3 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.

Этими словами делается намек и на злоумышления мысленных врагов – демонов против нас (Афанасий).

4 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

В трудных обстоятельствах должно прибегать только к Богу и призывать Его на помощь с душевным усердием в прилежной умной молитве. Подобно Моисею, хотя он внешне и молчал, но Бог говорил ему: что вопиеши ко Мне? (Исх. 14, 15), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы Пророка. Глас – это мысленное прошение ума. Гора святая – небо (Афанасий, Феодорит).

6 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

Божественное Писание часто бедствия называет ночью; когда человек прибегает к Богу, то Господь избавляет бедствующего от скорбей, пробуждает его спящий ум и сохраняет кающегося от неприязни. В высшем смысле Пророк принимает на себя лицо Самого Владыки нашего и говорит от Его имени о страдании, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа (Афанасий, Феодорит, Августин, Григорий Нисский).

7 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

Нападающими на Давида были соучастники Авессалома (смысл исторический); под ними же подразумеваются и демоны (смысл переносный). Множество нечестивых человек и демонов нападали на Христа Господа: но после воскресения Его из мертвых все враги видимые и не видимые «падоша» (смысл высший пророческий) (по Зигабену).

8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

Это изречение относится ко внутреннему человеку. Образ выражения заимствован от зверей, у которых сила именно и сосредотачивается в зубах. Зубы грешников – это неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся, чрез которые злые духи приближаются к нам и от которых мы терпим большие искушения (Василий В., Афанасий, Феодорит).

9 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Не должно возлагать надежды на человека, но от единого Бога ожидать спасения. Вольною Своею крестною смертью Христос соделал спасение миру. Людем своим – всем верующим в Него Спаситель даровал благословение Свое – Крест честной. Под благословением должно разуметь еще и благодеяния Божии, как следствие благословения Божьего (Афанасий, Златоуст, Кирилл Иерусалимск., Тихон).

1 В конец, в песнех,
псалом Давида, 4

Словом в конец псалом надписан потому, что содержит в себе пророчество о воскресении из мертвых, которое будет в конце настоящей жизни. В псалме Давид научает маловерных и тому, что над всеми делами человеческими надзирает и управляет промыслительно Бог (Феодорит, Августин).

2 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.

Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая, являющая добрые дела. Бог, желая нашей преданности и доверия к Нему, особенно внимает нам, когда мы умоляем Его не столько через других, сколько от себя. Бог правды моея, т.е. Бог, видящий правду мою. Порочный и оскверненный, хотя бы просил и тысячи раз – не будет иметь успеха, потому что не имеет с собою того, что может умолить Бога. Не избавил Бог от бедствия, но распространил, т.е. укрепил перенести скорбь великодушно. Ибо ничто не доставляет такого спокойствия душе, как скорбь, отклоняющая от всех забот житейских и возбуждающая от лености. Скорбь терпение соделовает (Рим. 4, 2) (Златоуст).

3 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии; вскую любите суету и ищете лжи;

Сынове человечестии – это люди порочные и склонные ко злу. Тяжкосердии – жестокосердные, привязанные к земле и дебелые мыслию. Сердце по природе создано легким, но мы его отягощаем житейскими пристрастиями. Пророк как бы видя кого-нибудь убегающего от света и гонящегося за тьмою, скорбит, видя такое безрассудство в жизни; он как бы говорит: для чего ты делаешь это безумное дело? – векую любите суету и ищете лжи (Григорий Богослов, Златоуст).

4 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Удиви – т.е. сделал известным и знаменитым Бог преподобного своего, неповинного и не сделавшего никакой обиды врагам Господа нашего Иисуса Христа. Пророк открывает другой вид благополучия – иметь Бога постоянно своим помощником и покровителем всегда, внегда воззвати ми к нему (Григорий Нисский, Златоуст).

5 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

Пророк не уничтожает полезного гнева против людей нерадивых и неправедных для их врачества. Так и Бог гневается на нас, желая исправить нас; подобно тому и отец гневается на сына – потому что заботится о нем. Напрасно же гневается тот, кто желает отомстить за себя. Он подобен псу, грызущему камень, а не того, кто бросил камень ему. Против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха – диавола обрати свою раздражительность и будь сострадателен к брату. Ибо не слова возбуждают в нас скорбь, но презрение к оскорбившему. Если, раздражившись, ты разгневался как человек, то не удерживай в себе гнев – не согрешай; ибо застарелый гнев есть ненависть, а всяк ненавидяй брата человекоубийца есть (1 Ин. 3, 13). Ты убил в себе того, кого возненавидел. Если повелевается нам сокрушаться душою о порочных помыслах в сердце, то тем более – о порочных словах и делах. Не прежде засыпай, пока не размыслишь о грехах, совершенных в течение дня, тогда, несомненно, в следующий день ты будешь не так скор на подобные грехи. Помолись Богу и тогда предавайся сну, засвидетельствовав Ему о своих грехах. Ибо именно это советует Пророк (Василий В., Златоуст, Исихий, Августин).

6 Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа.

Дух Святой через Пророка показывает, как преодолевать нам врагов, повелевая приносить жертвы добродетели духовные, внутренние: долготерпение, незлобие, милосердие, смиренномудрие (Златоуст).

7 Мнози глаголют: кто явит нам благая; знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

Пророк предлагает рассуждения людей слабых и грубых, привязанных к земным благам и неверующих в Промысл Божий. Светом Пророк называет покровительство и промышление Божие о каждом человеке. Свет лица Господа есть крест, потому что им Христос просветил вселенную. Ибо вследствие Адамова преступления на душу легло покрывало тьмы; но ныне оно снимается озарением Святаго Духа с душ верных и истинно достойных. По этой же причине и было пришествие Господне, чтобы истинно верующие достигли в таковую меру святости. Такое духовное озарение есть не только откровение мыслей, но и постоянная в душах светозарность Божественного Света (Златоуст, Феодорит, Макарий В.).

8 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

Сердечное веселие происходит не от внешних предметов (ибо это веселие одних глаз), но в разумном сердце и безтелесной душе. Но так как многие слабы душою, то Бог даровал им и чувственные блага. Перечисляет здесь только необходимое для жизни: пшеницу, вино и елей, давая чрез это разуметь и все остальное. Действенное веселие и утешение сердца подается Духом Святым от прилежания в молитве. Кто понуждает, себя постоянно пребывать в молитве, тот как бы сопрягается с Богом таинственной святостью и неизреченным расположением сердца (Златоуст, Макарий В., Ефрем).

9 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Сном названа здесь смерть. И очень кстати, ибо многие, подвергшись злоключениям в настоящей жизни от лукавства живущих с ними, умирают без воздаяния; поэтому Давид учит не огорчаться, потому что со смертью соединена надежда и по смерти будет воздаяние. Некоторые утверждают, что Пророк предсказывает здесь о воскресении из мертвых. Христос Спаситель вольною смертию уснув на кресте и после кровавых страстей почил во гробе в уповании (надежде) воскресения (Феодорит, Августин).

1 О наследствующем,
псалом Давиду, 5

Псалом этот – есть утренняя молитва праведника при вступлении его в храм Божий. Давид научает, как надлежит нам молиться Богу. Наследствующею слово Божие называет вообще Церковь Божию, и в частности – душу, живущую благочестиво. Церковь, как Невеста Христова, все делает для угождения Жениху. Подобной невестой должна быть и всякая боголюбивая душа в служении Христу. Церкви и ее членам уготовано это будущее наследство. Содержится в псалме также молитва всякой благочестивой души о спасении (Афанасий, Златоуст, Феодорит, Тихон).

2 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое.

3 Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

Внуши – вникни в слова моления моего и разумей – познай звание – усердное прошение из сокрушенного и смиренного сердца. Глас моления разумеется внутренний, ибо молящийся должен как по внешнему виду, так и по внутреннему расположению души быть смиренно-умоляющим. Словами Царю мой и Боже мой выражает свою особую любовь к Богу, забывая все человеческое. Ибо того, кто истинным сердцем к Богу не обратился и пребывает во грехах, чтение псалмов и прочих молитв нимало не пользует (Златоуст, Тихон).

4 Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя.

Заутра – т.е. весьма рано молиться несказанно душеполезно. Как тело очищается водою, так душа молитвою. Итак, омой прежде тела душу свою. Яко подобает, – говорит Премудрый, – предварити солнце на благодарение Тебе и к востоку света Тебе поклонитися (Прем. 16, 28). Не должно пренебрегать временами церковных молитв, потому что каждое из них особенным образом таинственно освящено Богом (Златоуст, Студит).

5 Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй,

Не приселится, т.е. не удостоится никогда близости и божественного покрова человек лукавый, ибо Господь близ сокрушенных сердцем (Пс. 33, 19). Лукавнуяй есть тот, кто всякую злобу скрывает в сердце против ближнего (Иероним, Августин, Иоанн Кронштадтский).

6 Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие.

7 Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

Бог не только ненавидит делающих беззакония, хотя и это – невыразимое наказание, но и погубит всех глаголющих ложь. Ибо нет порока, против которого Всесвятый Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Мерзость пред Господем – уста лживые, а говорящие истину – благоугодны Ему (Притч. 12, 22). Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Мужа кровей и льстива гнушается Господь, чем показывается, что Господь равно гнушается и лестию и убийством. А божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством, говорит: ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3, 15). Бог, как праведный и всесвятой, не может не гнушаться всяким грехом и беззаконием: мерзость для Него и один помысл неправедный (Притч. 15, 26). Грех соделался как бы второй природой, глубоко пустил свои смертные корни. Поэтому надо много-много употребить трудов и сопротивлений грехам, оскверняющим наши души: много вынести надо скорбей, пролить слез, претерпеть много гонений от людей неправедных и духов злобы, много надо терпеть горестей волей и неволей, много надо поститься и молиться, чтобы изгнать грех из сердца. Ибо грех – есть порождение нашей удобопреклонной ко злу воли (Златоуст, Лествичник, Макарий В., Иоанн Кронштадтский).

8 Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Дом Божий – есть Церковь святая на земле, открывающая вход в Царство Небесное, в которое Пророк являет вход не по своим трудам и делам, но по множеству милости Божией. Поклонение храму святому есть поклонение Пречистому Телу Христову, на что Сам Он указывал (см. Ин. 2, 21) (Афанасий, Златоуст).

9 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой.

Руководи меня Ты Сам, Господи; я имею нужду в Твоем наставлении. Поэтому и священник делает входное моление перед литургией, в знак смирения пред правдою Божиею, как грешник, недостойный входа в Дом Божий и стояния у престола. С таким чувствованием надлежит всем входить и пребывать в Церкви Христовой (Златоуст, Иоанн Кронштадтский).

10 Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Душа смиренно просит помощи Божией в борьбе против врагов духовных и злочестивых людей. Ибо срамные слова от гниющей души людей нечестивых гораздо хуже чувственного зловония. Не просто гроб, но гроб отверст, чтобы яснее выразить их отвратительность. Они ласково говорят, но в сердце замышляют иное. Ибо злейший враг – сокровенный, нежели явный. Произнося слова льстивые, они скрывают в душе своей коварство (Златоуст, Тихон).

11 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

Заметь, здесь кротость молитвы! Не говорит: накажи, но: суди им и прекрати злобу их, т.е. молится об их же пользе. Ибо любомудрой душе свойственно не мстить за оскорбления себя, но сильно восставать против оскорбления Бога (Златоуст).

12 И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект по предмету: «Священное Писание Ветхого Завета» для 4-го класса заочного отделения Учительные (дидактические)

    Конспект
    К литературе Премудрости в Ветхом Завете относится семь книг: Иова, Псалтирь, Притчей, Екклесиаста, Песнь Песней, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова (последние две не были включены в канон).
  2. А. Н. Стрижев Настоящий том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит капитальный богословский труд «Аскетическая проповедь» ибольшой массив вновь публикуемых текстов, собранных в разделе «Приложение»

    Документ
    Настоящий том Полного собрания творений святителя Игнатия содержит капитальный богословский труд — «Аскетическая проповедь» и большой массив вновь публикуемых текстов, собранных в разделе «Приложение».
  3. Ветхого завета

    Книга
    Книга содержит обобщенное изложение курса лекций по Священному Писанию Ветхого Завета. Курс носит вводный характер и охватывает все разделы ветхозаветных книг.
  4. К. Е. Скурат святые отцы и церковные писатели (I v вв.) Учебное пособие

    Учебное пособие
    К.Е.Скурат СВЯТЫЕ ОТЦЫ И ЦЕРКОВНЫЕ ПИСАТЕЛИ (I — V вв.) Учебное пособие по патрологии В основу учебного пособия положен принцип изучения церковной письменности в соответствии с историческими периодами в жизни Церкви.
  5. Отделение священнослужителей пособие для учащихся

    Литература
    Что такое религия? Извечность, всеобщность её. Религия ветхозаветная. Величие человека: совершенство ума, чистота сердца, свобода воли, общение с Богом.

Другие похожие документы..