Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Выбирая тему бакалавровской работы, я решил остановится на таком актуальном вопросе в наше время как разработка бизнес плана консалтинговой фирмы по ...полностью>>
'Закон'
Відповідно до ст. 26 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні», керуючись постановою Кабінету Міністрів України від 28 лютого 2011 року №...полностью>>
'Документ'
Харківська обласна Рада ветеранів та інвалідів Великої Вітчизняної війни, однополчан 95-75-ої гвардійської Бахмачської двічі Червонопрапорної ордена С...полностью>>
'Лекции'
Книга «Следы богов» не могла бы быть написана без самозабвенной сердечной и неизменной любви дорогой Санты Файя, которая всегда отдает больше, чем пол...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

СПОРТА И ТУРИЗМА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

САРАНСК 2011

УДК 796 (082)

ББК 75

А 437

Редакционная коллегия: Е. А. Шуняева, канд пед наук, доцент (отв. ред.); Е. Е. Елаева, канд. мед. наук, доцен; Е. А. Якимова, канд. биол. наук, доцент

Рецензенты: Л. Я. Аркаев, канд. пед. наук, проф., директор специализированной детско-юношеской спортивной школы Олимпийского резерва по спортивной гимнастике Республики Мордовия;

В. В. Извеков, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой физического воспитания Саранского кооперативного института Российского университета кооперации;

О. С. Шубина, д-р биол. наук, проф., зав. кафедрой биологии и спортивной медицины Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева»

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мордовского

государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева

А 437

«Современные направления развития физической культуры, спорта и туризма», всероссийская науч. - практическая конф. (2011; Саранск) Всероссийская научно-практическая конференция «Современные направления развития физической культуры, спорта и туризма», 29–30 ноября 2011 г. : [материалы] / редкол.: Е. Е. Елаева (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. –……..c.

Сборник содержит материалы докладов и выступлений преподавателей, учителей, аспирантов, студентов по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Современные направления развития физической культуры, спорта и туризма» (29–30 ноября 2011 года), посвященные проблемам физического воспитания детей и молодежи, совершенствования подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Издание представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, тренеров, учителей, аспирантов и студентов.

УДК 796 (082)

ББК 75

© ФГБОУ ВПО «Мордовский

государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», 2011

© Авторский коллектив, 2011

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ГРЕБЦОВ

ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. Г. Апариева,

Волгоградская государственная академия физической культуры,

г. Волгоград

Гребной спорт – циклический вид спорта, характеризующийся большими физическими нагрузками при многократном проявлении максимальных усилий в сравнительно короткое время, требующий от спортсмена проявления чрезмерных физических напряжений и эмоциональной устойчивости.

В настоящее время рост технических результатов предъявляет повышенные требования не только к физической подготовке спортсмена, но и к его психике. Крупные соревнования проходят сейчас, как правило, в острой спортивной борьбе равных по силам соперников. Часто победу определяют лишь малые доли секунды, несколько сантиметров, сотые и даже тысячные доли очка. Это говорит о том, что спорт все более превращается из борьбы мускулов в борьбу умов и нервов [Т.Е. Фатьянова, 1998; Р.Д. Сейфулла, 1998; А.Д. Викулов, 2003].

В связи с этим, особое значение в подготовке спортсменов должно отводиться определению психической готовности к соревновательной деятельности. Актуальность проблемы неоднократно подчеркивалась научными исследованиями ряда авторов [А.Ц.Пуни, А.В.Родионов].

Целью нашей работы явилось исследование психической готовности гребцов юношеского возраста к соревновательной деятельности.

В эксперименте приняли участие спортсмены СДЮСШОР, УОР, ШВСМ г.Волгограда и г.Волжского. Спортсмены старших разрядов являются членами молодежной сборной команды России. Всего было обследовано 62 спортсмена-гребца 17-18 лет. В их числе спортсмены имеющие звание МС – 11человек, КМС – 36 человек, 1 разряда – 15 человек.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, динамометрия, методы исследования психомоторных процессов и диагностика психических состояний, методы математической статистики.

В ходе исследования спортсмены были разделены на 4 группы, в зависимости от типа НС (по Я. Стреляу):

1 группа – спортсмены (n=10) со слабой уравновешенной НС и выраженной подвижностью нервных процессов (16%) - меланхолик;

2 группа – спортсмены (n=24) с сильной уравновешенной НС и выраженной подвижностью нервных процессов (38%) - сангвиник;

3 группа – спортсмены (n=11) с сильной неуравновешенной НС (с преобладанием процессов возбуждения) и подвижностью нервных процессов (17%) - холерик;

4 группа - спортсмены (n=17) с сильной неуравновешенной НС (с преобладанием процессов торможения) и подвижностью нервных процессов (27%) - холерик.

По результатам тестирования было выявлено, что (табл. 1):

Спортсмены 1 группы относятся к категории «высокотревожных», где показатель ситуативной тревожности достаточно высок 49,5±0,88. Эти спортсмены склонны болезненно реагировать на внезапные изменения ситуации, у них наблюдается высокий уровень нейротизма. Показатель теппинг-теста снижается в среднем на 9% с 643,2±1,95 до 585,4±2,28, а динамометрии на 2,9кг с 45,1±1,84 до 42,2±1,62. Перед стартом спортсмены данной группы находятся в состоянии «стартовой апатии».

Спортсмены 2 группы имеют «умеренный» уровень тревожности, где показатель ситуативной тревожности равен 37,4±0,75. Эти спортсмены легко приспособляются к изменяемым условиям (НС пластична), эмоциональны, у них наблюдается средний уровень нейротизма. Показатель теппинг-теста увеличился в среднем на 3,5% с 618,3±5,88 до 639,9±6,26, а динамометрии на 2,8 кг с 48,8±1,28 до 51,6±1,39. Перед стартом эти спортсмены находятся в состоянии «боевой готовности», способны мобилизовать свои силы в стрессовой ситуации.

Спортсмены 3 группы так же имеют «средний» уровень тревожности. Показатель ситуативной тревожности в этой группе достигает 37,5±1,2. У этих спортсменов наблюдается преобладание процессов возбуждения над торможением. Им присущ высокий уровень нейротизма, они вспыльчивы, склонны к агрессии, у отдельных спортсменов этой группы наблюдается состояние фрустрации. Показатель теппинг-теста снижается в среднем на 5, 9% с 627,3±9,11 до 589,9±7,88, а динамометрии на 0,5 кг с 47,0±0,6 до 46,5±0,6. Перед стартом эти спортсмены находятся в состоянии «предстартовой лихорадки».

Таблица 1

Динамика показателей состояния спортсменов в зависимости

от типа НС

Группа

Показатель

Фон

Перед

соревнованием

Разница

1

Теппинг-тест, кол-во

643,2±1,95

585,4±2,28

9%

Динамометрия, кг

45,1±1,84

42,2±1,62

2,9кг

Ситуативная тревожность, балл

-

49,5±0,88

-

2

Теппинг-тест, кол-во

618,3±5,88

639,9±6,26

3,5%

Динамометрия, кг

48,8±1,28

51,6±1,39

-2,8кг

Ситуативная тревожность, балл

-

37,4±0,75

-

3

Теппинг-тест, кол-во

627,3±9,11

589,9±7,88

5,9%

Динамометрия, кг

47,0±0,6

46,5±0,6

0,5кг

Ситуативная тревожность, балл

-

37,5±1,2

-

4

Теппинг-тест, кол-во

561,8±9,47

529,7±8,84

5,8%

Динамометрия, кг

51,5±1,25

50,9±1,18

0,6кг

Ситуативная тревожность, балл

-

36,8±0,7

-

Спортсмены 4 группы так же имеют «средний» уровень тревожности, где показатель ситуативной тревожности равен 36,8±0,7. У этих спортсменов наблюдается преобладание процессов торможения над возбуждением. Им присущ средний и высокий уровень нейротизма, у отдельных спортсменов наблюдается состояние фрустрации. Показатель теппинг-теста снижается на 5,6% с 561,8±9,47 до 529,7±8,84, а динамометрии на 0,6 кг с 51,5±1,25 до 50,9±1,18. Перед стартом эти спортсмены находятся в состоянии «предстартовой лихорадки».

Резюмируя данные предварительных исследований, представляется возможным, считать индивидуально-типологические особенности психики гребцов юношеского возраста одной из важных составляющих успешного выступления спортсмена в соревнованиях, что является предметом наших дальнейших исследований.

Литература

  1. Корнилов, Ю. П. Использование некоторых психофизиологических показателей для совершенствования тренировочного процесса квалифицированных гребцов / Ю. П. Корнилов, А. И. Камышов, Ю. С. Сурков // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта : материалы науч. конф. – Волгоград : ВГАФК, 1995. – С. 72–79.

  2. Меньщикова, А. Л. Публичность соревнований, как фактор психологического воздействия на личность / А. Л. Меньщикова // Хрестоматия : Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб : Изд. Питер, 2002. – С. 355–361.

  3. Озолин, Н. Г. О компонентах спортивной подготовленности / Н. Г. Озолин // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 4. – С. 46–49.

  4. Платонов, В. П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. П. Платонов. – Киев. : Олимпийская литература, 1997. – 584 с.

  5. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / Д. Я. Райгородский. – Самара : «БАХРАХ-М». – 2000. – 668 с.

  6. Савенков, Г. И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки / Г. И. Савенков. – М. : Физическая культура, 2006. – 95 с.

  7. Смоленцева, В. Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте : учебно-методическое пособие / В. Н. Смоленцева. – Омск : СибГУФК, 2008. – 92 с.

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ

И. Ф. Ахмеров,

МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа «Феникс»,

г. Нижневартовск

Достижение высоких результатов в спорте возможно только при всесторонней физической и технико-тактической подготовке. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических качеств, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Современный баскетбол – это скоростная игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств. Баскетболист сегодня – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

Современное, динамичное развитие баскетбола в России и зарубежных странах, требует поиска новых идей, методик, путей развития детского спорта в условиях детско-юношеских спортивных школ. Общее повышение физической подготовленности и поддержание её на достаточно высоком уровне возможно только при правильной организации физических нагрузок. Анализ методической литературы показывает наличие большого числа рекомендаций о путях повышения каждого физического качества баскетболистов в отдельности. На практике же традиционная методика развития физических качеств, в основном ориентирована на комплексное применение упражнений по развитию того или иного качества и эффект от их применения невысок, так как не в полной мере способствует существенному приросту физических возможностей баскетболистов и их трансформации в соревновательную деятельность. Таким образом, требуется поиск эффективных путей совершенствования спортивной тренировки юных баскетболистов, при этом, применяемые режимы тренировочных нагрузок должны согласовываться с перспективной программой физического совершенствования человека и особенностями его развития в текущем возрастном интервале, т.е. должны учитывать готовность и естественную предрасположенность занимающегося к предлагаемой направленности и интенсивности нагрузки.

Ведущей идеей педагогического опыта является внедрение модели акцентированного развития физических качеств баскетболистов в условиях учебно-тренировочного процесса.

Для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств баскетболистов была разработана модель акцентированного развития физических качеств баскетболистов предусматривающая использование в процессе тренировочных занятий учебно-тренировочных модулей, состоящих из специальных упражнений со строго регламентированным количеством повторений, интервалами отдыха, организацией, контролем над динамикой развития. Направленность каждого учебно-тренировочного модуля заключается в стимулируемом воздействии на развитие того или иного физического качества.

Теоретико-методической основой применения краткосрочных специализированных учебно-тренировочных модулей стали разработки научных школ В.В. Петровского и В.К. Бальсевича, констатирующие о целесообразности применения коротких тренировочных программ, включающих специально подобранные средства и методы для эффективного развития конкретных физических качеств.

При длительном повторении стандартных тренировочных нагрузок наблюдается более высокий уровень развития тренируемых физических качеств, сопровождающейся при этом высокой степенью адаптации организма. Эффект от таких занятий выше, чем при нагрузках сочетающих в себе разнонаправленные воздействия на развитие быстроты, гибкости, ловкости, силы. Наиболее оптимальной продолжительностью короткой тренировочной программы с акцентированным развивающим воздействием является один месяц, особенно для развития скоростных, скоростно-силовых способностей. В течение учебного года модули чередуются. По мере совершенствования тех или иных двигательных действий, выполняемых баскетболистами, упражнения, входящие в модуль усложняются или заменяются на новые. В тренировочном процессе следует уделять особое внимание формированию личностных качеств спортсменов. В процессе спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие), без которых невозможно добиться достаточно высоких результатов как в баскетболе в целом, так и в развитии физических качеств. Воспитательными средствами являются личный пример и педагогическое мастерство тренера, высокая организация учебно-тренировочного процесса, атмосфера трудолюбия и взаимопомощи, дружный коллектив и др.

Таким образом, используемая нами модель является педагогическим инструментарием педагога, позволяющим эффективно управлять развитием физических качеств.

Эффективность используемого подхода к развитию быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей у баскетболистов, занимающихся на этапе начальной спортивной специализации, проявилась в улучшении уровня их физической подготовленности, оцененной по результатам контрольно-переводных нормативов, положительной динамики показателей развития тренируемых способностей в тестах общей и специальной физической подготовленности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Целевая программа развития физической культуры, спорта и туризма на 2009-2012 годы городского округа город Сибай Республики Башкортостан №

    Программа
    Мониторинг оценки физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений, студентов ССУЗов, ВУЗов группой специалистов СИ БашГУ
  2. Ведомственная целевая программа Асбестовского городского округа «Развитие физической культуры, спорта и туризма в Асбестовском городском округе на 2009-2011 годы»

    Программа
    Целью Программы является: развитие созданных условий для организации занятий физической культурой и спортом населения Асбестовского городского округа путем развития инфраструктуры спорта, формирования потребности в систематических
  3. План работы Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области на 2012 год Анализ деятельности Управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области за 2011 год

    Анализ
    Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области в 2011 году планировало в своей деятельности, обеспечение достижения основной цели: развитие физической культуры, спорта и туризма в Курганской области.
  4. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях Материалы межрегиональной научно-практической конференции 28 мая 2010 г г. Стерлитамак Республика Башкортостан

    Документ
    Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральский Государственный университет
  5. Физической культуры, спорта и туризма (2)

    Рабочая учебная программа
    Факультет: заочного обученияКафедра педагогики и психологииКурс: 4Семестр: 7,8Лекций: 12 часовСеминарских занятий: 8 часовСамостоятельная работа: 120 часовЭкзамен: семестр 8Всего часов - 140

Другие похожие документы..