Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Печальная доля - так сложно,Так трудно и празднично жить,И стать достоянъем доцента,И критиков новых плодить А.А. БлокТема поэта и поэзии имеет в клас...полностью>>
'Урок'
Раскрыть, какие вопросы волнуют писателя, какими рисуются герои, почему так или иначе складываются их судьбы, как переплетены милосердие и добро, памя...полностью>>
'Урок'
- Воспитателем Павла Петровича в детстве был назначен Никита Иванович Панин, один из образованнейших людей России. Панин разделял передовые идеи в об...полностью>>
'Реферат'
Через те, що в Україні існує чимало нереальних уявлень щодо життя українців в Північній Америці, варто розглянути, що таке діаспора і чим саме українц...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КУЛЬМИНАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ В ЖИЗНИ ИИСУСА

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕВРЕЕВ

(Доктор Арнольд Фрухтенбаум)

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Фаза наблюдения

2. Фаза допроса

3. Суд этого поколения

4. Суд Иудейского народа

5. Внутреннее и внешнее очищение

6. Женщина в прелюбодеянии

7. Учение Иисуса противоположно доктрине фарисеев

8. Поворот в жизни Иисуса

9. «Горе» Иисуса

10. Основа пришествия Иисуса

Еврейская точка зрения на жизнь Иисуса на протяжении истории Церкви совершенно потеряна. Когда в современных библейских школах и на богословских факультетах изучают жизнь Иисуса, то чаще всего имеют только греческую и римскую историческую базу. Она является, конечно, большим подспорьем для того, чтобы лучше понять послания: Римлянам,1-е и 2-е Коринфянам, Галатам и Ефесянам. Но жизнь Иисуса протекала не на базе греческой или римской, а в рамках еврейской культуры. А именно, на базе особой еврейской культуры первого столетия Израиля до рождения Иисуса.

Но так как познания еврейской культуры потеряны, то в Церкви возникли недоразумения, которые привели даже к крестовым походам. Деноминации претерпели раскол; ссылаясь на Слово Иисуса: «рождение от воды», которое имеет особый смысл для евреев. Возникли новые церковные направления. Но Церковь забыла спросить еврея, что это в действительности означает. Таким образом, началось строительство Церкви на ложном фудаменте.

Можно было бы избежать много проблем в Церкви, если бы не была потеряна еврейская точка зрения на жизнь Иисуса. Рассмотрим особые сообщения Нового Завета с еврейской точки зрения.

Жизнь Иисуса в конфликте с фарисеями

Иисус и Никодим (Ин.3)

Была первая Пасха после крещения Иисуса. Он пришёл в Иерусалим и стал известным двумя путями:

1. через Своё притязание на Мессию и

2. через творимые Им чудеса, подтверждавшие это притязание.

Своими делами Иисус провозглашал начало 1000 летнего или мессианского Царства, которое действительно возникло бы, если бы Его приняли.

Он творил чудеса, чтобы доказать, что Он действительно является Мессией. Чудеса были специальными знамениями для Израильского народа. Евреи должны были быть способными оценить Его чудеса и познать, является ли Он в действительности Мессией.

Ниже мы увидим, что намерения Иисуса в этом вопросе изменились. Но в начале Его чудеса были предназначены для евреев, чтобы они могли по отношению к Нему принять определённое решение. Они должны были подтвердить Его благовестие и деятельность в том отношении:

1. что Он является Мессией и

2. что с Ним пришло Божие Царство, о котором столетиями до пришествия Иисуса проповедывали пророки.

Ещё раз повторяю, если бы евреи приняли Иисуса, то с Его пришествием началось бы 1000 летнее Царство. Но оно не могло быть созданным, так как евреи не признали Его мессианским Царём.

Среди многих, которые видели и слышали Его, был и Никодим. Он был одним из начальников фарисеев и членом синедриона. По ходу беседы между Иисусом и Никодимом стало ясно, что Иисус раскрыл фундамент учения фарисеев, а прежде всего учение о том, что они считают себя участниками будущего мира (Нового мирового порядка - 1000 летнего Царства).

Исцеление прокажённого (Лука 5:12-16; 3Мо.13+14; Мтф.8:1-4)

Лук.5:12-16 Из этого отрезка Писания мы видим как Иисус исцелил прокажённого. В законе Моисея проказа занимала особое положение. В тот момент, когда Израильтянин провозглашался прокажённым, он должен был немедленно прекратить общение с народом и жить отдельно в особом месте. Он должен был передвигаться в разодранной одежде, а его лицо должно быть прикрыто от носа через лоб и назад. Он не имел право приходить в Скинию собрания (впоследствии ко храму) и принимать участия в каком-либо богослужении. Никто не должен был его касаться и он не имел право кого-либо коснуться. Каждого приближавшегося к нему человека он должен был громким голосом предупреждать: (не «прокажённый – прокажённый», а) «нечист - нечист!»

Каждый, кто коснулся бы его, также стал бы нечистым.

Для нашего сегодняшнего исследования важно знать следующее: с тех пор, как был дан через Моисея закон, ни один человек из Израильского народа не был исцелён от проказы! Так ли это? Мариамь была прокажённой до того, как был дан закон. Нееман был Сириец! Итак: с того момента, как был дан закон, ни один Израильтянин не был исцелён от проказы. Больной проказой стоял под судом Бога.

В двух очень длинных главах (Лев.13 и 14) Моисей описал, что должен делать человек, если он заболевает проказой. Если кто-нибудь приходил к священнику и говорил: «Я был болен проказой и теперь исцелился, то в первую очередь священник должен был принести в жертву два голубя. В последующие семь дней священник должен обследовать бывшего больного, который должен был чётко ответить на три вопроса:

1. действительно ли он был болен проказой?

2. действительно ли он исцелился?

3. каковы были обстоятельства его исцеления? Кто его исцелил?

Священники должны были быть абсолютно уверенными, что имеют налицо действительное исцеление. И если три вопроса были положительно отвечены, то восьмой день был бы полным днём длинных ритуальных действий. Священник должен принести четыре жертвы. Три из них должны быть жертвами заклания и одна хлебная жертва. Кровь первой жертвы священник должен возложить на три разных места очищаемого:

1. на край правого уха,

2. на большой палец правой руки и

3. на большой палец правой ноги.

Ту же процедуру проделывали и с оставшими двумя жертвами заклания. В заключение на эти три места исцелённого наносили елей. Только после этой церемонии исцелённый мог быть принятым в Израильское общество, а также принимать участие в богослужении в Скинии собрания или в храме.

Хотя эти заповеди, данные Богом через Моисея, были священникам известны, но они ещё никогда не имели возможности практически их осуществить. Как я уже сказал: с того момента, когда Бог дал Израилю закон и до пришествия Иисуса ни один израильтянин не был исцелён от проказы.

В раввинских инструкциях имеется много указаний в отношении исцеления различных заболеваний. Но проказа являлась исключением, ибо это заболевание являлось абсолютно земным Божиим судом в отношении поражённого человека. Раввины учили: Когда придёт Мессия, то Он исцелит и еврейского прокажённого!

За 200 лет до пришествия Иисуса раввины разделили чудеса на две категории:

1. чудеса, которые может совершать человек, если Бог дал ему на это полномочие,

2. чудеса, которые может и будет совершать только Мессия.

Каждый раз, когда Иисус совершал чудо второй категории, реакция евреев была совершенно иной, чем тогда, когда Он совершал чудо первой категории. При этом было совершенно ясно: первые не являлись мессианскими чудесами, поэтому никаких возбуждений. Вторая категория чудес - мессианские!

Библия сообщает нам о трёх чудесах второй категории. Итак, рассмотрим первое чудо второй категории.

Исцеление еврейского прокажённого (Лук.5:12)

Один еврейский прокажённый пришёл к Иисусу и просил очистить его. В конце стиха он говорит: «...если хочешь, можешь меня очистить». Он сказал «очистить», так как он был нечистым!

Если мы поймём еврейскую подоплёку, то лучше поймём и весь ход событий, как они нам сообщены. Евангелисты Матфей (Мтф.8:14) и Марк (Мрк.1:40-45) также сообщают, что этот мужчина был прокажённым. Но Лука был врачом, поэтому он описывает отдельные детали этой болезни: «человек весь в проказе!» Эта болезнь была в нём полностью развита и приближалась к концу! Так что по истечении короткого времени она оборвала бы его жизнь! Тот факт, что этот мужчина пришёл со своим горем к Иисусу, даёт нам уверенность, что он видел в Нём Мессию.

В ст.13 написано, что Иисус прикоснулся к нему. Это был акт любви. С тех пор, как он заболел проказой, никто не прикасался к нему. Было запрещено прикасаться к прокажённым. Вследствие прикосновения Иисуса к нему прокажённый очистился!

В ст.14 читаем, что Иисус повелел ему пойти и показаться священнику. Вследствие этого начался процесс, который описан в Лев.13 и 14. В конце ст.14 Иисус говорит о том, почему он должен это делать: «во свидетельство им», то есть духовным руководителям еврейского народа. Иисус хочет обратить внимание духовных «авторитетов», чтобы они всерьёз восприняли Его мессианские притязания.

Итак этот мужчина пошёл к священникам и признал: «Я был прокажённым и теперь очистился». После этого были принесены в жертву прежде всего два голубя. Но после этого началась семидневная проверка с тремя выше названными вопросами, на которые бывший больной ответил положительно:

1. да, он был болен,

2. да, он действительно очистился,

3. через мужчину именем Иисус из Назарета.

Посредством этого мессианского чуда и в соответствии с раввинскими понятиями, Иисус претендовал на признание Себя Мессией.

В ст.16 мы видим, что Иисус удалился для молитвы, для укрепления и подготовки к последующим событиям.

Сцена наблюдения! (Марк.2:1-6; Лук.5:17-26; Мтф.9:3)

В соответствии с еврейским законом того времени, если возникало мессианское движение, которое имело вид глубокого смысла, то синедрион должен был проверить это движение в двух фазах:

1. в фазе наблюдения, а затем

2. в фазе опроса.

Во время первой фазы высылалась делегация, которой ничего больше не поручалось, как только наблюдать. Члены этой делегации не имели право ставить вопросы и не должны были чинить каких-либо препятствий. Только наблюдать: о чём говорят, чему учат и что делают! После того, как делегация всё видела, слышала и зарегистрировала, она возвращалась назад, чтобы о своих наблюдениях сообщить синедриону, который должен был принять соответствующее решение. Синедрион должен был решить: имело виденное и слышанное смысл или нет. Если бы было принято решение, что виденнное и слышанное не имеет смысла, тогда больше не следовало следить за развитием этого движения.

Если делегация скажет, что движение имеет смысл, то вводилась вторая фаза - фаза опроса. В этом случае ставились в будущем вопросы, следовало возражать. Особенно по отношению к Иисусу, Который Своими действиями претендовал на Мессию.

Иоанн Креститель провозгласил о наступлении Божиего Царства. В этом обращении слышны были ясные мессианские звуки. И в отношении его применили эти две фазы. А теперь Иисус должен был пройти через эту оценку. Обратимся к фазе наблюдения.

Матфей, Марк и Лука сообщают об исцелении этого еврея больного проказой, но остановимся на сообщении Луки, ибо он сообщает больше подробностей. Возьмём лишь Мрк.2:1, где сообщено, что процесс наблюдения протекал в Капернауме в Галилее, который был удалён от Иерусалима на многие километры.

Лука 5:17-26 Прочтём ст.17. Прошу предельно внимательно слушать и читать, что пишет Лука, и представить себе ситуацию. Там присутствовало не несколько фарисеев и законоучителей из близлежащих селений. Нет! Из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима были собраны духовные руководители. Все они собрались в Капернауме!

Мы можем задать себе вопрос: почему они все там собрались?

Это действие было ответом и реакцией на исцеление еврейского прокажённого. Они все пришли, чтобы вести фазу наблюдения!

Для фазы наблюдения было не так важно, чтобы пришли все духовные руководители. Это пришествие было не только ответом на притязание Иисуса быть признанным Мессией, но больше потому, что Он, исцелив прокажённого, совершил чудо, которое мог совершить только Мессия.

Все присутствующие внимательно слушали то, что говорил Иисус. Четыре друга принесли на постели расслабленного (хромого), чтобы представить его Иисусу для исцеления, но они не смогли этого сделать: дорога к Иисусу была им преграждена присутствующими руководителями! Поэтому они подошли с тыльной стороны дома.

Каждый дом тех времён имел снаружи лестницу, которая вела на крышу. Итак они занесли расслабленного на крышу, что, конечно, было не так просто. А затем они начали разбирать крышу. Когда отверстие в крыше было достаточно велико, они спустили больного вниз к Иисусу. На этот раз Иисус начал исцеление иначе, чем прежде.

В ст.20 читаем: «прощаются тебе грехи твои». Иисус знал, что такое высказывание о прощении грехов должно вызвать у духовных руководителей серьёзные вопросы. Точно так и случилось! Мы должны помнить о том, что в первую фазу они должны были только наблюдать! Реакция происходила только в их сердцах. (Читать Марк.2:6 и Мтф.9:3!).

Внутри их кое-что происходило! Сумму всех мыслей Лука выражает в ст.21(читать). Это высказывание Господа было верно воспринято!

Никто не может прощать грехи кроме Бога!!

Это означало одну из двух возможностей: Либо Иисус является богохульником, или же Он в действительности является Мессией! Но всё их внимание было в этот момент обращено на право Иисуса прощать грехи! Затем Иисус задаёт им один вопрос.

Ст.22-23 (читать) Его вопрос действительно серьёзный. Он встречает их раввинской логикой. Что легче сказать: « прощаются тебе грехи твои» или «встань и ходи?» В первом случает не происходит ничего видимого, а только во втором. В первом случае вы можете верить или нет. Но кто поверит, тот не будет больше иметь страха перед будущим. В том, что Я первое сказал, Меня никто не может осудить правильно или неправильно Я сказал, ибо внешне ничего признать нельзя.

Но если передо Мной находится кто-нибудь со сломанными ногами, а Я затем сказал бы: в течение пяти минут Я излечу тебя и ты можешь пойти домой. Это было бы для Меня намного трудней, ибо через пять минут должно бы что-то случиться, не так ли?

Как я уже выше сказал, Иисус применил в этом эпизоде один из видов раввинской логики, которая записана в их трудах: более трудным доказать более лёгкое. И после этого Он начал делать более трудное!

Ст.24 (читать) Здесь Иисус исцеляет расслабленного, что становится очевидным всем присутствующим!

Ст.25 (читать) описывает нам эту ситуацию. Совершив более трудное, Иисус доказал, что Он в состоянии совершить и более лёгкое, то есть простить грехи! И если Он может простить грехи, то это значит, что Он Мессия!

Когда эта группа наблюдателей вернулась в Иерусалим к синедриону, то решение было таково: это движение Иисуса из Назарета имеет глубокий смысл!

С этого момента, до определённого пункта, который я позже назову, Он начал проходить фазу опроса. Теперь на каждом шагу Иисуса сопровождал какой-нибудь фарисей. Теперь Его постоянно опрашивали. Возникли даже оппозиции. Духовные руководители искали основание, чтобы принять Его или отвергнуть.

Вторая фаза: опрос (Лук.5:27-32; Мтф.12:1-8, 9-13; Мар.7:3-13)

Лук.5:27-32 Эта фаза началась призванием мытаря по имени Левий. Согласно закона профессия мытаря была запрещена, но она практиковалась так как была страстно желанной, потому что Рим давал мытарям свободу брать сверх требуемых таможних сборов, сколько они хотели. Если к примеру Рим говорил: мистер Кохен задолжал управлению 5 секлей, то мытарь мог свободно взимать двойное. И то, что взималось выше нормы, текло в карман мытаря. Поэтому мытари были народом ненавидимы. Они работали на оккупационную власть и грабили собственный народ. В тот момент, когда еврей становился мытарем, он находился вне общения с обществом. Мытари имели общение только между собой. Их ставили наравне с грешниками и блудниками. С точки зрения фарисеев такие люди были неспособны к покаянию, поэтому им нельзя было доверять. В судебном деле голос мытаря не брался во внимание; он считался ложным!

Мытари подразделялись на две категории. Обе были скверными, но одна была наисквернейшей. К первой группе относились те, которые взимали пошлину с дохода: подоходный налог. Злейшими же мытарями были те, которые взимали пошлину в торговле. Согласно ст.27 именно таким был Левий! Иисус Ему сказал: «следуй за Мною

Нормально человек не мог так просто встать и всё оставить. Но Левий был наверняка одним из руководителей таможни, а во вторых он познал, что полномочие и авторитет Мессии был больше, чем со стороны Рима.

В ст.28 Левий встаёт и следует за Ним. Для Левия это был момент рождения свыше. Впоследствии он стал евангелистом Матфеем.

В ст.29 он сделал для Иисуса большое угощение, и мы видим, какие люди были приглашены на этот обед: мытари, грешники и блудники! Пришёл также Иисус со Своими учениками! А это противоречило заповедям фарисеев. Теперь они имели основание противостоять Ему. Если бы по их мнению и заповедям Иисус действительно был Мессией, то Он не мог бы иметь общение с мытарями и грешниками. Это же самое они выразили и в словах. Но Иисус ответил им и отметил при этом три вещи:

1. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные! Фарисеи считали себя духовно здоровыми, а мытарей - больными. Поэтому Иисус шёл к больным, чтобы их лечить.

2. Фарисеи известны тем, что много жертвовали. Что касается внешней стороны закона, то они всё корректно исполняли. Но каждое дело имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Именно внутреннее содержание закона они попустительствовали. Внутреннее содержание закона Иисус называет: милостью! А по отношению мытарей и грешников они совершенно не проявляли этой милости. Это было видно по их заповедям, которые они написали по отношению мытарей, грешников и блудников!

3. Не праведников следует призвать к покаянию, а грешников. Фарисеи рассматривали себя праведниками, а мытари и грешники были заклеймёны погибшими грешниками. Не следовало ли Иисусу идти к ним и призывать их к покаянию?

Своей речью Иисус бьёт фарисеев их собственным оружием!

И тут произошло что-то очень важное! Фарисеи поняли, что Иисус не придерживается Мишны (ядро устного учения евреев) и не соблюдает её. Он игнорировал заповеди раввинов, поскольку они удалились от Божиего закона. Но мало того, ради своих сочинений они отменяли даже Божии законы.

Слепой и немой одержимый

Мтф.12:1-8, 9-13, 22-35; Марк.3:22, 4:33-34, Марк.5; Мтф.24+25; Ин.5:13 (1-18); Чис.13+14; 2Пар.36

Мтф.12 Отклонение Иисусом Мишны вызывало всё более нарастающее отклонение Его личности фарисеями. В нижеследующем сообщении мы познаём, как евреи могли изгонять демонов.

1. У одержимого устанавливали связь с демоном,

2. спрашивали имя демона и

3. затем изгоняли его.

Это была система еврейского метода изгнания демонов. В Марк.5 мы видим, как работал в этом вопросе Иисус.

Наступила особая ситуация. В том случае, если человек нем, связь с демоном не могла быть установлена, следовательно, не могло быть совершено и его изгнание.

О таком случае фарисеи учили: Только Мессия, когда Он придёт, сможет это делать.

Иисус встретил одержимого, который был слепой и немой. Он исцелил его, так что он мог видеть и говорить. По этому случаю духовные руководители должны были дать народу ответ: является ли Иисус только сыном Давида или же и Мессией! Но фарисеи отрицали это, поэтому их оценкой обобщён конец опроса: Он сам одержим князем бесовским, веельзевулом (господином мух); Он не Мессия.

Иисус даёт им логичный ответ:

1. Ст.25-26: Их решение ложно, ибо тогда в царстве сатаны было бы разделение!

2. Ст.27: Дар изгонять демонов может происходить только через Святого Духа, а не через одного демона против другого демона. Иисус раскрывает их противоречивость.

3. Ст.28: Это чудо доказывает обоснованность и справедливость притязания Иисуса на Мессию.

4. Ст.29: Это чудо доказывает, что Иисус сильнее сатаны и не является его рабом.

Ст.30-37: Мы познаём, что это поколение евреев стало виновным в особом грехе: в согрешении против Святого Духа! Обращаю на это обстоятельство особое внимание всех верующих, которые ошибочно считают, что грех против Святого Духа не прощается. Следовало три вещи соблюдать. Отвержение Иисуса как Мессии всем еврейским народом ставит его под осуждение, так как его руководители сказали, что Он одержим демоном.

1. Мы должны научиться, что согрешение против Святого Духа является национальным грехом, а не грехом каждого в отдельности, поэтому каждый представитель еврейского народа, а тем более язычников, имеет возможность и на протяжении всего времени благодати уверовать в Иисуса и спастись для жизни вечной. Но для еврейского народа в целом этот грех являлся непростительным!

2. Этот грех являлся только грехом поколения евреев во время жизни Иисуса на земле. Эту вину нельзя переносить на последующие поколения, как мы об этом читаем в истории церкви, где этому также стали по традиции придерживаться. С этого момента нам следует обращать особое внимание на два слова: ЭТО ПОКОЛЕНИЕ!

3. Этот грех не мог совершить никакой другой народ, так как Иисус приходил только к Своему народу (евреям), поэтому только этот народ, и только во время пребывания Иисуса на земле (до Голгофы), мог совершить этот грех! Каждый другой грех, кем бы он не был совершён, был искуплен на кресте и может быть прощён!

После того, как ЭТИМ ПОКОЛЕНИЕМ был совершён грех против Святого Духа, для ЭТОГО ПОКОЛЕНИЯ означало:

а) Царствие Божие было от него взято, и оно потеряло возможность, чтобы Царствие Божие (1000 летнее Царство) было создано в их время. Жить в 1000 летнем Царстве является теперь правом более позднего еврейского поколения, которое попадёт в дни великой скорби (скорби Иакова). И это поколение признает и примет Иисуса своим Мессией. Это сказал Господь Иисус (Мтф.24-25).

б) ЭТО ПОКОЛЕНИЕ стояло под особым Божиим судом. Это был внешний земной суд, который исполнился 40 лет позже, когда были разрушены храм и весь город Иерусалим.

Суд народу Иудеи (2Пар.35)

В этом отрезке Писания сообщается, что царь Иудеи Иосия выступил войной против фараона Египта Нехао, который шёл на войну против Кархемиса на Евфрате, а вовсе не против Иудеи! В этом столкновении Иосия был ранен и умирает. Практически ни за что! Из 20 царей Иудеи Иосия был одним из пяти царей, сердце которых нераздельно было направлено на Господа. Три других царя из этих 20 не полностью шли Божиими путями. 12 царей шли в совершенном непослушании Богу и идолопоклонстве. К ним относились и последние три царя, о которых мы читаем во 2Пар.36.

После смерти Иосии народ воцарил на престол его сына Иоахаза, но всего лишь на три месяца. Но царь Египетский Нехао низложил Иоахаза, а вместо него воцарил его брата Елиакима, переменив его имя на Иоакима. В течение 11 лет своего царствования он делал лишь неугодное в очах Бога! Через Вавилонского царя Навуходоносора Господь совершил суд над Иоакимом и сын его, Иехония (Господь укрепляет), стал царём. И тоже всего лишь на три месяца и десять дней. Ибо и он делал неугодное в очах Господа. После этого царём стал его брат Седекия (Иегова моя праведность).

На протяжении 11 лет своего царствования он делал также неугодное в очах Господа. И, наконец, через 22 ½ года обрушился на Иудею суд! Теперь и жителей Иудеи увели в Вавилон в плен. И в этом отрезке времени - Вавилонского плена - иудеям не было возврата из-за постоянного непослушания, неверности и возмущения против Бога.

Эти три примера показывают, что в жизни Божиего народа, язычников, а также отдельных людей, бывает такой момент, когда нет больше возврата.

Да не будет у нас такого!

Перейдём далее к ст.38 и посмотрим, как фарисеи замышляют на Иисуса новое наступление. Они просят Его совершить новое знамение. Как будто Он совершил перед ними недостаточно знамений, чтобы показать Своё притязание на Мессию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. Ю. Головин словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.) Словарь-справочник (1)

    Справочник
    Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов,
  2. С. Ю. Головин Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.) Словарь-справочник (2)

    Справочник
    Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов,
  3. С. Ю. Головин. Словарь практического психолога

    Справочник
    Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов,
  4. С. Ю. Головин Словарь практического психолога (около 2000 терминов, 1998 г.) Оглавление Словарь-справочник

    Справочник
    Словарь-справочник содержит разделы по: психологии социальной, психологии труда, психотерапии, психодиагностике, патопсихологии, психофизике, дефектологии, а также по психологии восприятия, психологии личности, психологии мотивов,
  5. Е. Строганова А. Зайцев И. Карпова А. Борин Е. Дандарова К. Радзевич Н. Устинова И. Смарышева ббк 88. 53

    Документ
    Данная книга является классическим руководством для тех, кто хочет развить или улучшить навыки проведения ролевых игр, своего рода квинтэссенцией лучших практиче­ских методов для всех сфер обучающей деятельности.

Другие похожие документы..