Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Прогнозирование, планирование, программирование как формы государственного регулирования экономики. Важнейшие прогнозные и программные документы по со...полностью>>
'Книга'
Японские материалисты. Актуальные проблемы философской науки и история философской мысли в Японии. /Отв. ред. Козловский Ю.Б. - М.: Наука, 1985 – 96с...полностью>>
'Документ'
1. Категоріальний вираз буття: "єдине", "множинне", "явище", "сутність", "якість", "властивіст...полностью>>
'Документ'
На виконання статей 7 і 26 Закону України «Про професійно-технічну освіту», Положення про професійно-технічний навчальний заклад, затвердженого поста...полностью>>

Программы элективных курсов по предметам технологического цикла саранск 2008

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Мордовия

Мордовский республиканский институт образования

Программы

элективных курсов по

предметам технологического цикла

САРАНСК 2008

Предисловие

В настоящее время одной из самых актуальных проблем является переход полной (средней) школы на профессиональное обучение учащихся. Анализ зарубежного опыта показывает, что во всех развитых странах общее образование на старшей ступени является профессиональным. Это обстоятельство не случайно. В современных условиях такое образование является востребованным старшеклассниками и эффективным. Кроме того, оно способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной работы обучающихся. Она также имеет достаточные возможности для выстраивания у учащихся индивидуальной образовательной траектории, преемственности между школой и вузом, общим и профессиональным образованием, а также успешной адаптации выпускников в социуме с учетом реальных потребностей рынка труда (Ермаков Д.С., 2004).

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и качественным.

Попытки решения проблемы дифференциации обучения уже предпринимались в истории нашей школы. Так, в 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классической, открывающей путь для поступления в университет и реальной, цель которой заключается в подготовке слушателей к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения.

Новый импульс идея профильного обучения получила в 1915-1916 гг. при подготовке реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.Н. Игнатьева. В предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную.

В 1918 г. состоялся первый съезд работников просвещения, было разработано положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей степени школы. С 1918 по 1934 гг. в старших классах выделялось три направления – гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 г. были введены единые учебные планы и единые учебные программы. Однако внедрение на всей территории СССР единой школы высветило серьезную проблему, а именно отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями. Данное обстоятельство послужило основой для рассмотрения вопроса о возможности профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

В 1957 г. АПН СССР начала эксперимент по внедрению в практику обучения трех направлений его дифференциации – физико-математического и технического; биолого-агрономического; гуманитарного и социально-экономического при углубленном изучении соответствующих предметов. Система школ (классов) с углубленным изучением отдельных предметов продолжала развиваться.

В 1966 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения школы» были определены цели дифференциации обучения. В общеобразовательных школах были организованы массовые факультативные курсы, которые ориентировали учителей на углубление знаний в выбранной учащимися области, знакомство с новейшими достижениями науки, развитие разносторонних интересов и склонностей, творческого мышления школьников, формирование научного мировоззрения и профессиональное самоопределение. Необходимо отметить, что подобная дифференциация не индивидуализировала подготовку каждого школьника в соответствии с его интересами и склонностями, а только расширяла политехнический кругозор, эрудицию, формируя у учащихся умения практического характера. Предмет факультативного или углубленного курса как бы изолировался от всех остальных, изучаемых на обычном, стандартном уровне.

Проблема дифференциации обучения получила дальнейшее развитие в 80-90 гг. XX в. с учетом задач изложенных в основных направлениях реформы школы 1984 года. Были созданы школы и классы не только с двухлетним, но и трехлетним, четырехлетним углубленным изучением предметов. В это же время стала разрабатываться и внедряться в школу новая форма дифференциации – профильное обучение (Ермаков Д.С., 2005).

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе подтверждает необходимость идеи обновления старшей ступени общего образования на современном этапе развития общества.

Данная идея нашла отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., которая предусматривает «создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся», а также «гибкой системы профилей» (Каспржак А.Г., 2004). На основании вышеизложенных положений была принята в 2002 году Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Ермаков Д.С., 2005). В ней понятие о профильном обучение определяется как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Организация профильного обучения предусматривается по следующим направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, общеобразовательному (вариант 1); гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, естественному, техническому (вариант 2). Кроме того, модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них поддерживают изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, их рекомендуется также использовать для педпрофильной подготовки учащихся. Процентное соотношение объема учебного времени по указанным типам учебных предметов составляет примерно 50:30:20.

Основная цель преподавания элективных курсов заключается в ориентации учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Элективные курсы выполняют различные функции:

1) изучение ключевых проблем современности;

2) ознакомление с особенностями профессиональной деятельности;

3) ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

4) дополнение к углублению базового предметного образования;

5) компенсация недостатков обучения по профильным предметам.

При разработке элективных курсов необходимо соблюдать психолого-педагогические требования, которые заключаются в логике отбора учебного материала и реализации личностно-ориентированного образования. На основе изучения литературы (Элективные курсы …,2004) можно выделить несколько таких требований:

1) систематизация и выделение «базового ядра» информации из той или иной области человеческой (профессиональной) деятельности;

2) целеполагание и (или) создание целевого проекта;

3) трансформация содержания профессиональной деятельности в дидактическое содержание;

4) проектирование технологии изучения курса;

5) инструментализация, оформление отобранного содержания и технологии его освоения в виде программ, учебных и методических пособий.

Отбор содержания элективного курса необходимо использовать как морфологический, так и функциональный анализ (Элективные курсы …, 2004). В ходе морфологического анализа выясняется взаимосвязь предметного содержания элективного курса с содержанием базовых и профильных курсов с компетентностной, научной и профессиональной точек зрения. На следующем этапе необходимо провести анализ функций учебного содержания, которое должно обеспечивать описание изучаемых объектов, процессов, явлений их качественное объяснение в теоретическом и практическом аспектах преобразования действительности.

Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения и особенностям учащихся. В соответствии с этим основные приоритеты методики изучения элективных курсов следующие – междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; обучение через опыт и сотрудничество; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, метод проектов); личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход. Ведущее место в обучении следует отвести методам проблемно-поискового и исследовательского характера.

При выборе форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из целей курса. Важно предусмотреть использование таких методов и форм которые давали бы представление об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранном профилем обучения (Яворук О.А., 1995).

Не менее важно продумать систему контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Следует разработать типы промежуточного контроля, и формат итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено / незачтено» так и по бальной шкале. Желательно, чтобы параметры и содержание контроля уровня достижений учащихся в рамках элективных курсов согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по базовым предметам. Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах и суммируются по окончании курса.

Таким образом, основные требования к содержанию и разработке элективных курсов следующие:

– актуальная личностно и социально значимая тематика;

– поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории;

– опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности;

– включение учащихся в практическую деятельность, которая соответствует профилю обучения;

– обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и умений;

– система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личному росту и профессиональному самоопределению.

Рекомендуемая литература

  1. Ермаков, Д C. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д.С. Ермаков // Народное образование. – 2004. – № 7. – С. 101-107.

  2. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Педагогика. – 2005. – № 2.

  3. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /А.Г. Каспржак. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 24 с.

  5. Кузнецов, А.А. Базовые профильные курсы: цели, функции, содержание / А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – С. 30-33.

  6. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ. – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 144 с.

  7. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология». Под. Ред. А.Г.Каспаржак / Министерство образования РФ. – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 48 с.

  8. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников (учебно-методическое пособие) / Науч. ред. С.Н.Чистякова.-М.:АПКиПРО, 2003.-102 с.

  9. Яворук, О.А. Интегрированные естественнонаучные курсы в школе / О.А. Яворук // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 113-114.

Малогабаритная техника для пришкольного участка

Сандин Ф.Г.

Пояснительная записка

В последние годы малогабаритная техника широко внедряется в сельскохозяйственное производство. В крестьянско-фермерских хозяйствах, на пришкольных участках её использование часто сопровождается изменением и совершенствованием технологических процессов выращивания полевых и овощных культур, что вызывает большой интерес у учащихся старших классов, особенно юношей, стоящих на пороге выбора профессии.

Труд на земле с доступной для их возраста техникой становится более привлекательным, утверждающим личностные черты характера, воспитывающим вместе с высокой культурой труда ответственность и самостоятельность.

В круг малогабаритной техники сельскохозяйственного назначения входят мотокультиваторы, мотоблоки и минитракторы с навесными и прицепными орудиями.

Разнообразие моделей выпускаемой техники диктует необходимость выбора для изучения наиболее распространённых отечественных модификаций, имеющих общие или близкие по типу устройства, схожие системы технического обслуживания и эксплуатации.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с назначением, устройством, принципом действия и техническим обслуживанием выбранной марки мотофрезы, мотоблока или минитрактора, с неисправностями, которые возникают в процессе эксплуатации и способами их устранения. Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности на всех уровнях обращения с машиной.

На занятиях используются словесные, наглядные и практические методы. Объяснение материала даётся в лекционном варианте с демонстрацией изучаемых объектов, с применением компьютерной техники. Дополнительная информация берётся из электронного пособия, подготовленного к урокам.

Инструктажи, как правило, сопровождаются показом приёмов работы или применением мультимедийных материалов.

В практической части учащиеся работают с раздаточным материалом, выполняют задания по разборке и сборке механизмов и моделей, занимаются подготовкой к работе машины с различными орудиями, проводят упражнения по техническому обслуживанию мотоблока.

Изучение любой модификации проводится с обязательным использованием её на приусадебном или пришкольном участке в рамках проекта выращивания огородных растений с использованием знаний, полученных на уроках по сельскохозяйственному труду.

Учебный материал в программе ориентирован на практическое применение знаний в процессе механизированного сельскохозяйственного труда.

Цель рассматриваемого курса – привить учащимся любовь к технике, воспитать желание заниматься сельскохозяйственным трудом, используя современные агротехнические приёмы при выращивании овощных и полевых культур, укрепить стремление к высокой культуре сельскохозяйственного производства, помочь определиться с выбором профиля обучения и будущей профессии.

Во время изучения малогабаритной техники учащиеся овладевают умениями:

- управлять малогабаритной техникой; выявлять и устранять неисправности; проводить техническое обслуживание; овладевать приёмами работы; соблюдать правила безопасности труда;

- составлять технологическую цепь выращивания сельскохозяйственных культур с использованием машин малого класса;

- правильно в пределах агротехнических сроков применять данную технику;

- выполнять агротехнические приёмы, соблюдая условия выращивания огородных растений;

- производить расчёт себестоимости выращиваемой культуры с учётом технико-технологических затрат;

представлять выполненный проект в различных формах (фото-, видеоматериалы, презентация).

Определённый круг умений формируется, опираясь на знания:

- технических характеристик, устройства, работы и особенностей эксплуатации используемой техники;

- агрегатируемых сельскохозяйственных орудий для обработки почвы и способа их применения;

- современных систем земледелия и севооборотов;

- характеристики сельскохозяйственных культур и особенностей их выращивания;

- технологии проведения агротехнических приёмов;

- соблюдения экологических требований и правил безопасности труда;

- этапов проектирования по выращиванию сельскохозяйственных культур;

- информационных технологий, маркетинга и рекламы.

При изучении мотоблока целесообразно выполнение проекта по выращиванию какой-либо сельскохозяйственной культуры с механизированными процессами. Работа над оформлением проекта проводится параллельно в виде консультаций и заканчивается с завершением изучаемого курса. Защиту желательно проводить в форме праздничного представления во внеурочное время в «День урожая» с демонстрацией практических результатов выполненного проекта.

На прохождение программы отводится 12 ч. Занятия проводятся по 2 ч. в неделю во втором полугодии.

Тематический план

п/п

Тема

Количество учебных часов

В том числе

теория

практика

1

Малая механизация на пришкольном участке. Классификация малогабаритной техники. Техническая характеристика и общее устройство мотоблока. Общие требования по соблюдению правил безопасности труда.

2

1

1

2

Общие сведения и технические данные двигателя. Устройство и работа двигателя. Механизмы двигателя.

2

1

1

3

Рабочий цикл двигателя. Система питания. Система зажигания. Система охлаждения. Система смазки. Система запуска.

2

1

1

4

Трансмиссия, ходовая часть и органы управления мотоблока. Культиватор и навесные орудия.

2

1

1

5

Порядок работы. Работа мотоблока с культиватором и навесными агрегатами. Особенности работы с культиватором. Правила безопасности при работе с культиватором.

2

2

6

Возможности использования мотоблока при выращивании огородных растений. Работа мотоблока с навесными и прицепными орудиями. Выполнение агротехнических приёмов с использованием навесных и прицепных орудий.

2

2

Итого

12

4

8

Содержание занятий.

Занятие 1. Лекция. Малая механизация на пришкольном участке. Классификация малогабаритной техники. Техническая характеристика и общее устройство мотоблока. Общие требования по соблюдению правил безопасности труда.

Практикум. Устройства и механизмы мотоблока.

Занятие 2. Лекция. Общие сведения и технические данные двигателя. Устройство и работа двигателя. Механизмы двигателя.

Практикум. Ознакомление с основными частями двигателя. Кривошипно-шатунный механизм. Механизм уравновешивания. Механизм газораспределения. Возможные неисправности в работе двигателя и способы их устранения.

Занятие 3. Лекция. Рабочий цикл двигателя. Система питания. Система зажигания. Система охлаждения. Система смазки. Система запуска.

Практикум. Периодичность и объём технического обслуживания. Замена масла в картере двигателя. Очистка воздушного фильтра. Осмотр и очистка свечи зажигания. Заправка. Регулировка карбюратора. Запуск и остановка двигателя.

Занятие 4. Лекция. Трансмиссия, ходовая часть и органы управления мотоблока. Культиватор и навесные орудия.

Практикум. Проверка работы сцепления. Замена масла в редукторе (коробке передач). Замена и крепление колёс. Установка культиватора вместо колёс. Установка органов управления на нужный режим работы.

Занятие 5. Практикум. Порядок работы. Работа мотоблока с культиватором и навесными агрегатами. Особенности работы с культиватором. Правила безопасности при работе с культиватором.

Занятие 6. Практикум. Возможности использования мотоблока при выращивании огородных растений. Работа мотоблока с навесными и прицепными орудиями. Выполнение агротехнических приёмов с использованием навесных и прицепных орудий.

Литература

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров.- М.: Вита-Пресс, 2004.

Сафонов Г. Элективные курсы в профильных классах. Народное образование, 2005. №6, стр. 213-219.

Рязанова В.Н., Солопова Н.К. Опыт разработки элективного курса предпрофильной подготовки. Школа и производство, 2005, № 7, стр. 8 – 11.

Акимов А.С. Средства малой механизации для приусадебных хозяйств. М. Росагропромиздат, 1989.

Смирнов Ю. Г. Малая механизация на приусадебном участке. 2-е изд., перераб. и доп. М. Колос, 1995.

Короткевич А.В. Мотоблок в личном подсобном хозяйстве. Мн. Ураджай, 1987.

http://sad – ogorod. com. ua.

www. kadvi. ru.

www. motoblok. ru

Мини-трактор. / В.В. Бурков, Е.П. Зикунов, М.Е. Иовлев, Н.Н. Ткешелашвили под общ. ред. В.В. Буркова. Л. Машиностроение,1987.

Пичугина Г.В. Технология: Основы ведения крестьянского хозяйства: Ученические проекты в школе: 5 – 11 класс. М. Дрофа. 2004.

Баранчикова Л.А. Выращивание огородных растений. М.: Владос, 2003.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы элективных курсов по химии саранск 2008

    Документ
    В соответствии с концепцией профильного обучения после завершения основной ступени каждый ученик, желающий продолжать образование в школе, должен выбрать профиль обучения.
  2. Моу «Большеманадышская средняя общеобразовательная школа»

    Доклад
    Муниципальное образовательное учреждение (полного) общего образования «Большеманадышская средняя общеобразовательная школа» открыта 1 сентября 1972 года.
  3. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  4. Учебных предметов (1)

    Методические рекомендации
    Сборник методических материалов по преподаванию учебных предметов в 2008 - 2009 учебном году: Метод. рекомендации; МО Республики Мордовия. МРИО. – Саранск, 2008.
  5. Физико-математический факультет информационный пакет /каталог курсов/ по кафедре «физика и методика преподавания физики»

    Документ
    Университет – осуществляет подготовку бакалавров специальности 050110 – «Физика» на основе государственной лицензии АА№ 34 выданного комитетом по надзору в области образования и науки Республики Казахстан от 26.

Другие похожие документы..