Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В соответствии с Планом подготовки актов по реализации в 2009-2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на пери...полностью>>
'Документ'
'Доклад'
МДОУ детский сад «Сказка» имеет статус юридического лица с 2 года, государственную аккредитацию, которую прошёл в 2010г. с подтверждением типа – дошк...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки ...полностью>>

Методические указания для студентов экономических специальностей всех форм обучения Гродно

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УО «Гродненский государственный аграрный

университет»

Кафедра менеджмента,

маркетинга и права

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания для студентов

экономических специальностей всех форм обучения

Гродно

2007

УДК 338.24:658.1

Составитель: ассистенты кафедры менеджмента, маркетинга и права УО «ГГАУ» Н.А. Гудкова, И.Н. Дорошкевич

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры информатики и ЭММ в АПК

УО «ГГАУ» В.А. Головков.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и права УО «ГГАУ», протокол № 4 от 11.12.2006.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании межфакультетской методической комиссии экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «ГГАУ», протокол № 4 от 15.12.2006.

Стратегический менеджмент (методические указания для студентов экономических специальностей всех форм обучения) УО «Гродненский государственный аграрный университет». Сост.: Н.А. Гудкова, И.Н. Дорошкевич. Гродно, 2007, с.60

Данные указания составлены в соответствии с программой изучения курса по стратегическому менеджменту, содержат методические указания и рекомендации по подготовке к практическим занятиям, контрольные вопросы, а также источники необходимой литературы для подготовки к занятиям.

УО «Гродненский государственный аграрный университет»

2007 г.

ВВЕДЕНИЕ

Термин «стратегический менеджмент» был введен в 60-70-х годах ХХв., чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 80-х годах перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами.

Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей. Все это в совокупности дает организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Другими словами, стратегический менеджмент призван решить в принципе: в каком качественном состоянии данная конкретная организация должна быть в заданной перспективе; какую принципиальную позицию – в рассматриваемой перспективе организации следует занять на соответствующем рынке; как на качественном уровне надо изменить рыночные ниши организации по всем направлениям деятельности и т.д.

Специфика стратегического управления заключается в том, что оно занимается особым – стратегическим – видением будущего организации.

Следует учитывать, что современный менеджмент – это особый творческий синтез следующих трех ключевых составляющих: 1) менеджмента как науки; 2) менеджмента как искусства; 3) менеджмента как опыта успешной бизнес–практики.

Поэтому особенность изучения предмета «Стратегический менеджмент» заключается в том, что уяснение специфики всех указанных составляющих менеджмента должно вестись как их постижение в особом стратегическом аспекте.

При изучении данного курса как специалистами, которые прошли определенную школу жизни в той или иной организации, так и представителями более молодого поколения всегда надо помнить, что стратегический менеджмент для современной Республики Беларусь- это принципиально новый вид профессиональной деятельности, качественно новый объект изучения.

Целью курса является изучение теории стратегического менеджмента, навыков и инструментальных средств проведения исследований, разработки и практической реализации деловой стратегии развития предприятия (фирмы) в рыночных условиях, высокой динамики социальной среды.

Задачи курса: изучить подходы и методологию организации и практической реализации стратегического управления на предприятии; освоить методы стратегического анализа предприятия и его среды; основные стратегии конкуренции, занятия и удержания рыночных позиций; освоить технологию планирования и реализации стратегии предприятия; отработать на практических занятиях методы управления инновациями: от возникновения идеи до ее реализации; сформировать у студентов системное стратегическое мышление.

В результате изучения курса студент должен уметь:

— формулировать миссию и цели фирмы, разрабатывать стратегию ее развития с учетом спроса на рынке, внешней среды и внутреннего положения фирмы;

  • проводить анализ деятельности фирмы и ее внешней среды и количественно оценивать различные варианты ее поведения в будущем;

  • организовывать разработку и реализацию инновационной политики, обеспечивающей конкурентоспособность фирмы на длительную перспективу.

Тема 1: Сущность и основные составляющие

стратегического управления организацией

1.1. Основы стратегического менеджмента.

Цель занятия:

  1. Понять, в чем заключается стратегический аспект управления развитием для современной организации;

  2. Дать сравнительную характеристику эффективности стратегического и тактического менеджмента;

3. Изучить преимущества стратегического подхода к управлению.

Таблица 1.

Сравнение стратегического и тактического менеджмента

Характеристика

Тактический

(оперативный) менеджмент

Стратегический

менеджмент

Миссия,

предназначение

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.

Объект концентрации, внимания

менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов

Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.

Учет фактора

времени

Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу

Ориентация на долгосрочную перспективу

Основа построения системы

управления

Функции и организационные структуры, процедура, техника и технология

Люди, системы информационного обеспечения, рынок

Подход к

управлению

персоналом

Взгляд на работников как на ресурс организации, исполнителей отдельных работ и функций

Взгляд на работников как на основу организации, главную ценность и источник ее благосостояния

Критерий

эффективности

управления

Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала

Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и необходимые изменения в зависимости от изменений окружения.

Тематика рефератов.

1. Стратегическое управление в системе менеджмента. Эволюция стратегического мышления.

2. Сущность и основные составляющие стратегического управления организацией.

3. Стратегический аспект в управлении развитием организацией.

4. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

5. Предпосылки стратегического управления в Республике Беларусь.

Литература: 1,2,3,4,5,10,14.

1.2. Стратегическая пирамида. Типы стратегий.

Цель занятия: изучить цели выстраивания стратегической пирамиды, научиться определять типы стратегий в диверсиффицированной и недиверсифицированной организациях. Изучить основные элементы, которые формируют стратегию диверсифицированной компании.

Методические указания

Стратегия организации- это указание о том, как перевести организацию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться; это средство достижения желаемых результатов.

Стратегия организации постоянно развивается. Не всегда удается продумать заранее все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Процесс разработки стратегии всегда чувствителен. Всегда находится что-то новое, на что нужно реагировать, и, в результате этого, открываются новые стратегические ниши. Поэтому задача усовершенствования стратегии бесконечна. Стратегия компании всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможность реагирования на все запланированное новое.

С этой целью и выстраивается стратегическая пирамида.

В диверсифицированной (многопрофильной) компании стратегии разрабатываются на 4 организационных уровнях (рис.1.):

1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом). Ответственные лица- управляющие высшего ранга.

2. Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании). Ответственные лица – руководители подразделений.

3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, финансов, маркетинга и т.д. Ответственные лица - руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделения).

4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов внутри функциональных направлений). Ответственные лица - руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб, отделов).

Корпоративная стратегия

Деловая стратегия

Функциональная стратегия

Операционная стратегия

Рис.1. Выстраивание стратегической пирамиды для

диверсифицированной компании.

На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (рис.2). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы.

Деловая стратегия

Функциональная стратегия

Операционная стратегия

Рис. 2. Выстраивание стратегической пирамиды

для узкопрофильной компании.

Задание:

1.Самостоятельно определите объект исследования, ориентируясь на базу прохождения практики, место работы или моделируя условную организацию.

2. Постройте стратегическую пирамиду для выбранного предприятия, определите ответственных лиц за разработку и реализацию каждого типа стратегии.

3. Разработайте корпоративную стратегию для выбранного предприятия, учитывая основные элементы, которые формируют стратегию диверсифицированной (узкопрофильной) компании (рис.3;4).

4. Сделайте соответствующие выводы.

Какой вид диверсификации

(родственная или непрофильная

или оба вида)

Как широка диверсификация (проводится Усилие увязать диверсифика-

узко- только в некоторых отраслях или цию с тем, что определяет

широко- в большинстве отраслей) корпоративную ндивидуаль-

ность (отличает ее от других)

Подход к размещению инвестиций между Усилия по созданию

сферами деятельности (как компания на корпоративном уровне

инвестирует свои средства) конкурентных преимуществ

через родственную ди-

версификацию.

Решения об отказе от убыточного или Текущие действия по усилению

непривлекательного бизнеса конкурентных позиций и прибы-

льности существующих сфер

деятельности

Действия по расширению хозяйственного портфеля

и созданию новых позиций в привлекательных

отраслях.

Рис.3. Основные элементы, формирующие стратегию

диверсифицированной компании.

Меры, связанные с изменениями

в отрасли и другими факторами

внешней среды в целомили оба вида)

Основной конкурентный подход: Подход к вертикальной интегра-

*низкие издержки/низкая цена ции (полная, частичная, нулевая)

*дифференциация (какого рода?) и др.шаги по созданию конкурен

*фокусирование на специфических тной позиции компании внутри

рыночных нишах отрасли

Действия по сохранению

Производство конкурентных преимуще

и операции ств

Ключевые

функциональные

Маркетинг, продвижение, Стратегии Текущие мероприятия по усилению

сбыт конкурентных позиций и

улучшению показателей работ

НИОКР/технология

Персонал,

трудовые Финансы

отношения

Рис. 4. Определение стратегии для узкопрофильной компании.

Тематика рефератов.

1. Технология выстраивания стратегической пирамиды.

2. Основные составляющие корпоративной стратегии. Направления корпоративной стратегии.

3. Значение функциональной стратегии для организации.

4. Основные направления разработки деловой стратегии организации.

5. Характеристика деловой стратегии , дающей прочное конкурентное преимущество.

Литература: 2,3,4,5,10.

1.3. Модель процесса стратегического менеджмента.

Цель занятия: изучить основные этапы разработки стратегии, научиться характеризовать процесс стратегического управления на основании и его отдельные элементы с помощью модели стратегического менеджмента.

Методические указания

Стратегия как сложная подсистема управления организации имеет свое особое модельное построение.

Согласно модели стратегического менеджмента И. Ансоффа (рис.5) процесс всего стратегического менеджмента складывается из следующих этапов:

  1. Разработка мини-стратегии предприятия: миссия, стратегические цели, стратегические целевые приоритеты.

  2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды

  3. Разработка стратегии:

- корпоративной (общей);

- отдельных бизнесов;

- специализированных видов деятельности;

- основных подсистем организации.

  1. Разработка стратегической программы действий.

  2. Реализация стратегии.

  3. Стратегический контроллинг.

Задание:

1.Проанализируйте модель стратегического менеджмента И. Ансоффа (рис.5) относительно конкретного предприятия.

2. Выделите этапы стратегического менеджмента согласно данной модели.

3. Дайте определение корпоративной стратегии организации, выделите решающий элемент корпоративной стратегии для конкретного предприятия, сделайте соответствующие выводы.

Тематика рефератов.

  1. Основная модель стратегического планирования.

  2. Модель параллельной обработки информации при принятии стратегических решений.

  3. Модель социально- психологического механизма управления.

  4. Гарвардская модель управления человеческими ресурсами.

  5. Системная модель стратегического управления человеческими ресурсами.

  6. Сущность модели «менеджера по идеям».

  7. Сущность модели «стратегического прорыва».

  8. Сущность конфигурации и координации внутренней модели Портера.

Литература: 2,3,4,5,10.

1. Миссия

Цели,

целевые приоритеты

Обратная связь

Диагностика

внутренней среды

(ресурсов)

Диагностика

внешней среды

Стратегические

приоритеты

Ограничения

Этапы

Стратегия

отдельных бизнесов

Стратегия

специализированных видов деятельности

3.Стратегия

Основных подсистем организации

Стратегическая

программа действий 4.

Реализация стратегии 5.

Стратегический контроллинг 6.


Концепция общей (корпоративной) стратегии

к

Обратная связь


Рис.5. Модель стратегического менеджмента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей всех форм обучения 1-25. 01. 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Методические указания
    Карпов, В.А. – заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии УО «Гродненского государственного университета имени Я. Купалы» кандидат экономических наук, доцент.
  2. Методические указания по выполнению курсовой работы по макроэкономике для студентов экономических специальностей всех форм обучения специальности 1-25- 01 07 «Экономика и управление на предприятии»

    Методические указания
    Утверждена на межфакультетской объединенной методической комиссии экономического факультета и факультета бухгалтерского учета УО «Гродненский государственный аграрный университет»
  3. Учебно-методическое пособие для студентов агрономического факультета всех форм обучения Гродно 2010

    Учебно-методическое пособие
    Управление сельскохозяйственным производством: учебно-методическое пособие. Для студентов агрономического факультета всех форм обучения / Е.И. Валедов, А.
  4. Методические указания по выполнению дипломных проектов Для студентов экономического факультета всех форм обучения

    Методические указания
    В условиях перехода к рыночной экономике, разнообразии форм собственности, различных типов хозяйствования резко повышаются требования к подготовке специалистов.
  5. Методические указания по изучению дисциплины для студентов экономических специальностей очной, заочной формы обучения и вшу

    Методические указания
    В методических указаниях содержатся тематические планы лекций и семинарских занятий, задания для выполнения контрольных работ, примерный перечень экзаменационных вопросов и список литературных источников по курсу.

Другие похожие документы..