Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Україна» ПрАТ СК «ПЗУ Україна страхування життя» АТ «ПРОСТО-страхування» ВАТ «Українська пожежно-страхова компанія» ПрАТ «Українська екологічна страхо...полностью>>
'Пояснительная записка'
В условиях научно-технического прогресса и стремительных изменений технологий возникает проблема формирования у ученика самых необходимых умений и на...полностью>>
'Программа'
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих ...полностью>>
'Документ'
Мы уже упоминали о том, что существует деление хозяйства на присваивающее и производящее. По сути они не различаются, и присваивающие и производящие ...полностью>>

Введение в экономическую географию Глава 1

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Часть 1. Введение в экономическую географию

Глава 1. Экономическая география в системе экономического образования

Экономическая география в системе экономического образования

Согласно современным российским вузовским программам экономическую географию преподают будущим географам, экономистам и управленцам. Постоянными пользователями экономико-географической информации выс­тупают также журналисты, политологи, социологи, культуро­логи и представители многих других гуманитарных специаль­ностей. Столь широкое общественное признание объясняется уникальной функцией экономической географии в развитии знаний и мышления, а именно — синтезом всей разнообразной информации об окружающем нас мире, ее удобным представ­лением в виде карт, атласов, справочников, энциклопедий, мо­нографий, баз данных, геоинформационных систем и других накопителей информации, пользование которыми необходимо для понимания крайне сложных и все убыстряющихся процес­сов изменения окружающего мира и принятия опережающих решений на перспективу.

Являясь составной частью географии — единственной науки, синтезирующей всю совокупность знаний о Земле, экономичес­кая география обеспечивает пространственный синтез есте­ственнонаучной, социально-экономической, экологической и технологической информации. Поэтому в системе экономичес­кого и управленческого образования она выполняет важную функцию, отвечая за развитие пространственной, экологичес­кой, системной и проблемной составляющих экономического, географического и управленческого мышления. В свою очередь, в сферу физической географии и экологии экономическая география транслирует новые знания и представления, вырабаты­ваемые экономической наукой и менеджментом. Взаимосвязям экономической географии с каждой из перечисленных специ­альностей {экономика, менеджмент, регионоведение, экология и др.) можно было бы посвятить отдельные занятия (что и реко­мендуется сделать в учебном процессе на соответствующих фа­культетах), однако ниже рассмотрим лишь ее воздействие на наи­более близкое по целям и задачам экономическое образование.

Итак, о необходимости развития пространственной состав­ляющей экономического мышления говорит тот факт, что лю­бое пособие для начинающего предпринимателя начинается с утверждения о важности правильного выбора местонахождения фирмы и рынка сбыта товаров как одного из главных условий для успешного ведения бизнеса: «...для малого бизнеса основ­ное правило успеха — найти рынок, на котором преимущества малого бизнеса перевешивали бы его недостатки. ... Для мало­го бизнеса большое значение имеют размеры рынка и его рас­положение. Ряд товаров (мясо, цветы) требуют того, чтобы рын­ки находились недалеко, что удобно для малого бизнеса» (Дж.А. Стоунер, Э.Г. Доллан. Малый бизнес в экономике США).

О необходимости развития экологической составляющей свидетельствуют обязательная экологическая экспертиза инве­стиционных проектов, экологизация экономики высокоразви­тых стран, где быстрый экономический рост наблюдается в «зе­леных» отраслях производства и сферы услуг (производство экотехники, развитие рекреации и туризма, утилизация отхо­дов и мусоропереработка, биотехнология и др.)) и быстрый рост эколого-экономических исследований и публикаций, сопро­вождающийся появлением все большего количества учебных дисциплин в учебных планах экономических факультетов (ре­сурсная экономика, экономика окружающей среды, экологи­ческая экономика и др.).

Наконец, необходимость развития системной и проблемной составляющих определяется тем, что современный мир посто­янно усложняется, и чем большее количество взаимосвязанных факторов способен учитывать экономист при выработке эконо­мического решения, т.е. чем большим объемом информации он владеет, тем меньше риск принятия ошибочного решения и по­тери ресурсов в ходе реализации проекта.

Таким образом, экономическая география, для которой про­странственный, экологический, системный и проблемный под­ходы составляют ее суть, выступает как базовая учебная дисцип­лина для целого комплекса экономических дисциплин.

С пространственной составляющей тесно связаны миро­вая экономика, национальная, региональная экономика, эко­номика города и пространственная экономика, с экологичес­кой — ресурсная, экономика природопользования, экологи­ческая экономика и эколого-экономические проблемы крупных городов, с системной — сравнительная экономика, экономика России и СНГ, региональная экономика и поли­тика ЕС, международный бизнес.

Представление экономической географии

Представление науки может быть формальным (возраст, рас­пространенность, современное состояние) и содержательным (положение и роль в системе наук, теоретический, методичес­кий, прогностический и инновационный потенциал, возможно­сти решения сложных прикладных проблем).

В российскую науку термин «экономическая география» ввел М.В. Ломоносов, возглавивший в 1758 г. Географический депар­тамент Академии наук. В 1763 г. он приступил к созданию Рос­сийского Атласа и «Экономического лексикона», которые дол­жны были содержать все важнейшие сведения о природе и эко­номике России того времени.

В современном мире экономическая география имеет повсе­местное распространение как учебная дисциплина общекуль­турного цикла. Однако развитие экономической географии как науки сосредоточено в высокоразвитых странах — США, Гер­мании, Франции, Великобритании, Швеции, Канаде, Японии, Нидерландах, Австралии и других, где публикуются специа­лизированные научные журналы. В России уровень развития экономической географии недостаточно высок. Причиной это­го выступают как объективные факторы, связанные с поло­жением науки на стыке географии, экономики и социологии (что ведет к финансированию по остаточному принципу), так и внутринаучные проблемы, связанные с традиционализмом и инерционностью.

Содержательная характеристика экономической географии более подробно будет раскрыта в курсе лекций, однако отметим положение и роль экономической географии в системе геогра­фических наук.

В системе географических наук, которую можно представить в виде пирамиды, экономическая (общественная) геогра­фия занимает верхний этаж, получая первичную информацию (первый этаж) от прикладных наук (геологии, метеорологии и климатологии, гидрологии и океанологии, почвоведения и мно­гих других), а также синтезированную физико-географическую информацию (второй этаж) и объединяя ее с экономической и социальной информацией. Таким образом, экономико-географы синтезируют информацию о природе, хозяйстве и населе­нии территорий, которую потребители получают либо в виде энциклопедических описаний, атласов, региональных и стра­новедческих характеристик (общекультурный уровень), либо в виде специальной информации (экспертиза проектов, планы, программы и прогнозы развития стран, городов и регионов, оце­ночные процедуры, обоснования проектов и т.д.).

Для сбора и синтеза информации экономико-географы исполь­зуют шесть ключевых вопросов и четыре ключевых понятия.

Глава 2. Ключевые вопросы науки

Ключевые вопросы науки

В отличие от экономистов, для которых главными вопроса­ми являются: что, как, для кого, и сколько производить, экономико-географы стремятся ответить на вопросы: что, где, ког­да, почему, как, каким образом изменить.

Вопрос что? относится к типу и параметрам рассматриваемого объекта. Экономическая география рассматривает три ос­новных типа объектов — природные объекты (природные ус­ловия и ресурсы), социальные объекты (население и населен­ные пункты) и экономические объекты (предприятия и инфраструктура) в их взаимосвязи и взаимоположении (тер­риториальные социально-экономические системы). К парамет­рам относятся соответствующие количественные характерис­тики (запасы ресурсов, численности населения, объем и наи­менования продукции и т.д.).

Вопрос где? определяет положение изучаемого объекта в про­странстве с помощью географических координат или различ­ных типов географического положения — физико-географичес­кого (по отношению к горам, рекам, озерам, морям, пустыням, плодородным равнинам и т.д.), экономико-географического (по отношению к предприятиям-смежникам, конкурентам, рынкам сбыта, финансовым центрам и др.)) политико-географического, транспортно-географического, эколого-географического и т.д..

Вопрос когда? определяет время появления данного объекта в данной точке географического пространства.

Вопрос почему? выявляет основные причины появления и функционирования данного объекта в данной точке географи­ческого пространства.

Вопрос как? подразумевает изучение того, как данный объект влияет на окружающее его пространство и, в свою очередь, как окружающая среда влияет на данный объект.

Наконец, вопрос каким образом изменить? означает поиск ответа на вопрос о необходимости изменить размещение или па­раметры функционирования данного объекта для достиже­ния максимального экономического, эколого-экономического или социально-эколого-экономического эффекта. Каждому ключевому вопросу соответствует ключевое понятие.

Глава 3. Ключевые понятия экономической географии

Ключевые понятия экономической географии

Вопросу «что?» соответствует ключевое понятие геоматерия. Определим геоматерию как вещество Вселенной, формирующее Землю и ее оболочки. Основной тенденцией изменения геомате­рии является ее постоянное усложнение, увеличение разнооб­разия, выражающееся в появлении все новых разновидностей и форм организации вещества.

Вопросу «где?» соответствует понятие геопространство, оз­начающее часть Вселенной, где существует и развивается гео­материя. Основной тенденцией изменения геопространства яв­ляется его расширение, что подтверждается запуском косми­ческих аппаратов и увеличением воздействия человечества на Вселенную с помощью различных сигналов, преобразования околоземного пространства и др.

Вопросу «когда?» соответствует понятие геовремя, трактуе­мое как скорость изменения геопространства и геоматерии. Основная тенденция изменения геовремени заключается в его постоянном ускорении, т.е. в росте скорости изменения геопро­странства и геоматерии.

Вопросам «почему?», «как?» и «каким образом изменить?» соответствует понятие геоорганизация, определяемое как взаи­модействие и взаимоположение объектов (частей геомате­рии) в геопространстве (на поверхности Земли и в акватории Мирового океана).

С помощью предложенных ключевых понятий можно дать определение науки, ее объекта и предмета изучения, а также определение элементарного объекта изучения.

Глава 4. Определение экономической географии, объект и предмет изучения
Определение экономической географии, объект и предмет изучения

Определим экономическую географию как науку о взаимосвя­занном размещении и распределении природных условий и ре­сурсов, населения и хозяйства в геопространстве (на поверх­ности Земли и в акватории Мирового океана), о влиянии при­роды на жизнь общества и влиянии хозяйственной деятельности на природу.

Более узкое прикладное определение экономической геогра­фии может быть сформулировано следующим образом: Эконо­мическая география — это наука, изучающая поведение эко­номических субъектов в конкретном географическом прост­ранстве. Данное определение позволяет провести границу между экономической географией и региональной экономикой, которая изучает поведение экономических субъектов в конк­ретном экономическом пространстве, а также между эконо­мической географией и пространственной экономикой, кото­рая изучает экономические процессы в абстрактном экономи­ческом пространстве.

Поскольку хозяйственная деятельность распространяется не на весь объем геопространства, а сосредоточена в достаточно узкой (по сравнению с размерами Земли) полосе земной повер­хности, объектом изучения экономической географии являет­ся антропосфера (экосфера) как часть геопространства, где развивается хозяйственная деятельность. Объем антропосферы составляет произведение площади поверхности Земли (510 млн.км2) на высоту 20 км (от глубоководных впадин Мирового океана — 11 км ниже уровня океана, до высочайших горных вершин — 9 км выше уровня океана), т.е. 10,2 млрд.км2.

Предмет изучения определяется господствующей в данный момент времени исследовательской парадигмой. В советский период он определялся как «изучение экономичес­ких районов и закономерностей размещения общественного производства», «изучение территориальных социально-экономических систем», «изучение территориальной организации жизни об­щества», а в настоящее время может быть определен как изучение трансформации антропосферы и поиск ре­шения геоэкономических проблем на основе системного и ин­формационного подходов. При этом под геоэкономическими проблемами понимаются негативные соци­альные, политические, экономические, экологические, технологические или системные изменения, вызванные взаи­модействием общества и природы. Достаточно широкая фор­мулировка объекта и предмета изучения приводит к колоссаль­ному разнообразию исследовательских проектов в рамках эко­номической географии, которые требуют некоторой организующей основы, задаваемой элементарным объектом изучения и внутренней структурой науки.

Часть 2. Экономическая география мира

Раздел 1. География мирового населения

Глава 1. Динамика населения и основные особенности его расселения по планете

1. Динамика мирового населения

Динамика мирового населения

Население Земли по данным ООН составляло в 1999 г. около 6 млрд человек — несколько меньше, чем прогнозировалось на этот год. По вычислениям, проведенным в ООН, предполагалось, что еже­годный прирост населения планеты в 1990—1995 гг. будет равен 1,57%, на самом же деле он составил 1,48%, таким образом, ежегодно при­бавлялось по 81 млн человек. В предыдущее пятилетие — в пери­од с 1985 по 1990 гг. — население Земли ежегодно увеличивалось на 87 млн. Предполагается, что в 2020 г. численность населения пла­неты превысит 8 млрд человек, в середине XXI в. — 10,5 млрд че­ловек.

Время с середины прошлого века и до середины нынешнего, когда население немногим более чем за 100 лет выросло на 2 млрд человек (тогда как на первый миллиард потребовалась вся история человече­ства), есть время «демографического взрыва». Последний характери­зуется показателем времени «удвоения населения». Он очень быстро сокращался вплоть до наших дней, что подчеркивало ус­тойчивую тенденцию к быстрому росту человечества.

Предположение о возможной стабилизации численности населе­ния в будущем находит подтверждение в особенностях темпа роста в наше время: если на «переход» от 1 до 2 млрд человечеству потребо­валось 85 лет, и от 2 до 3 млрд — 25 лет, то на «переход» от 3 к 4 млрд — 15 лет. Это означает, что в первом случае процесс ускорился в 3 раза, во втором — менее чем в 2 раза. Для прироста еще одного миллиарда человек, пятого, потребовалось столько же времени, сколько для чет­вертого — ускорение как бы прекратилось; темпы роста населения планеты стабилизировались, хотя и на очень высоком уровне. Умень­шение времени «удвоения населения» также прекратилось и не про­гнозируется на будущее.

В 1650 г. численность населения земного шара составляла около 0,5 млрд человек и увеличивалась приблизительно на 0,3% в год, что примерно соответствовало времени удвоения, равному 250 годам. К 1900 Г. численность населения достигла 1,6 млрд человек при го­довых темпах прироста 0,5% и времени удвоения 140 лет. В 1970 г. численность населения равнялась 3,6 млрд человек, а темпы прироста увеличились до 2,1% в год. Это был не просто экспоненциальный, а «верхэкспоненциальный рост», поскольку возрастали сами темпы прироста. Причина роста в снижении уровня смертности, а также рождаемости, хотя в гораздо меньшей степени. С 1971 г. по 1991 г. смертность продолжала падать, но рождаемость при этом уменьша­лась в среднем несколько быстрее. В то время как численность на­селения возросла с 3,6 млрд до 5,4 млрд человек в год, темпы ее при­роста упали с 2,1 до 1,7% в год.

По оценкам ООН на 1990 г. около 60% населения Земли прихо­дится на территорию Азии. И хотя Азия занимает огромную площадь, плотность населения в ней наибольшая — 114 человек на км2. На остальных континентах — Северная и Южная Америка, Африка — около 20 человек, в Австралии — 0,03. Последняя — самый малоос­военный из материков, не считая Антарктиды, где постоянного на­селения вообще нет.

Еще в далеком прошлом были регионы, где население как бы сгу­щалось. Это Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Сре­диземноморье, а затем и иные районы Европы. За последние два века появились лишь два региона с повышенной плотностью населения: на востоке Северной и юго-западе Южной Америки, там, где к побережью прижимаются теплые течения Тихого и Атлантического океанов.

В наше время на плодородных равнинах Азии {Великой Китай­ской, Индо-Гангской, в дельте Брахмапутры и Ганга, на Яве) плот­ность населения превышает 100 человек на км2. В центре Азии — в Монголии она, напротив., менее 1 человека на км2. В Европе — от 433 человек в Нидерландах до 2 на острове Исландия.

Общие тенденции в мире таковы:

  1. Некоторые из промышленно менее развитых стран еще имею относительно высокие уровни смертности и еще более высокие уровни рождаемости. Их темпы прироста численности населения составляют 2-3% в год и могут еще больше возрасти при снижении смертности.

  2. Страны со средним уровнем развития промышленности обычно характеризуются низкой смертностью при все еще высокой, хотя и снижающейся рождаемости. Темпы прироста численности населения в этих странах колеблются от средних до высоких (1-4% в год).

  3. Для большинства стран с высокоразвитой промышленностью характерны низкая смертность, низкая рождаемость и невысокие темпы прироста (менее 1% в год). В некоторых европейских странах уровень рождаемости сегодня ниже уровня смертности, так что на­ селение этих стран очень медленно сокращается.

На основе имеющихся данных демографы вывели теорию, полу­чившую название «демографического перехода». Согласно этой теории, при низких уровнях промышленного развития рождаемость и смерт­ность высоки, и численность населения растет медленно. По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность умень­шается, запаздывание рождаемости на 1-2 поколения приводит к раз­рыву между уровнями рождаемости и смертности, который способ­ствует быстрому росту численности населения. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального обще­ства, рождаемость тоже снижается, и темпы роста численности на­селения опять уменьшаются.

Этот процесс наблюдается сейчас и прогнозируется примерно до XXII в., когда предполагается стабилизация численности населения на уровне 10-12 млрд человек.

Однако сразу следует обратить внимание на особенность этого прогноза: представление о стабилизации населения отвечает совре­менному уровню развития производительных сил. Все идеи ограни­чения рождаемости, стабилизации роста населения всегда были обусловлены сложностями экономического развития. Они не вытекают из представлений о человеке как самостоятельном явлении. Не слу­чайно поэтому появление предположений о том, что современная НТР, базирующаяся на достижениях физики, химии и адекватной им техники, за пределами XXI в. сменится так называемой гуманитарной революцией на основе достижений биологических, гуманитарных и естественных наук. Одним из последствий может быть увеличение продолжительности жизни, совершенствование физических и духов­ных сил человека. При развитии этой тенденции рост человечества может продолжаться. Предположения такого рода неявно прослежи­ваются в оценках максимально возможной численности населения в 40-50 млрд человек.

2. Особенности расселения населения по планете
Особенности расселения населения на планете

Исходя из того, что пространство суши планеты ограничено и за время существования человечества не претерпело существенных из­менений, очевидно, что размещение населения планеты при таких тенденциях роста существенно менялось.

Представление о расселении человека на территории дают карты. Различают карты по форме отображения. Если посмотреть на карту, то очевидно, что Россия заселена очень неравномерно. Мы можем сказать, что картина расселения не является простой. В некоторых местах города и села, в других лесные массивы.

Люди селились чаще всего около рек и озер. Есть и искусствен­ные водохранилища. Картина расселения устанавливается по картам. Самая элементарная и наиболее интересная крупномасштабная карта. Особое значение для географов имеют карты плотности населения. Плотность населения — показатель, численно характеризующий ко­личество людей, приходящихся на единицу площади. Как правило, берется квадратный километр. Делается оценка заселенности в пре­делах границ определенного территориального образования. Это либо страна, либо ее административно-территориальная единица, либо ис­торические провинции. Чем меньше размеры территорий, для кото­рых рассчитывается этот показатель, тем точнее он отражает характер взаимодействия человека и территории.

Надо сказать, что географы придумали интересный подход. Они создают точечные карты. Одна точка соответствует 1000 или 10 000 человек, примерно рассчитывается количество человек на каждую область. Точки расставляются с учетом фактического размещения городов и сел. Таким образом мы устанавливаем итоги расселения людей на планете.

Мы можем сказать, что к концу XX в. заселены почти все при­годные для жизни человека территории. Постоянные населенные пункты обнаруживаются между 72° северной и 54° южной широты, а также по вертикали не больше чем на высоте 5000 м над уровнем моря (исключения Тибет и Анды, там бывают случаи, когда населен­ные пункты находятся и на более высокой местности). Вот нынешняя ойкумена, ареал обитания человечества.

Земля заселена, но не полностью. Не заселены ее полюса, не за­селены территории с самыми низкими значениями радиационного баланса за год (низким солнечным излучением и самыми низкими значениями годового количества осадков). Для существования чело­века необходимы влага и тепло. Кроме того, высокогорья отмечаются пониженным атмосферным давлением, там трудно дышать. Анало­гично обстоит дело с территориями пустынь уже внутри заселенной части планеты. Надо сказать, что все перечисленные территории не­благоприятны для жизни, не соответствуют экологии человека и жи­вотного мира. Это области устойчивых антициклонов, области с пре­обладанием нисходящих воздушных потоков. Независимо от их осо­бенностей, в сущности, это пустыни — ледяные, песчаные, горные, каменистые, все равно — пустыни.

Основные моменты взаимодействия человека и территории свя­заны с зональностью и высотнополюсностью, которые сильно влияют на расселение людей на территории планеты. Человек, как живой ор­ганизм, ориентирован на термодинамические условия обмена со сре­дой, которые, вероятно, однозначны условиям его родины — Восточ­но-Экваториальной Африки.

Дальше шел антропогенез, т.е. развитие человеческого вида. Че­ловек не научился переделывать климат, управлять погодой, он на­учился внешней регуляции термодинамического баланса за счет за­щиты от среды. Он научился преодолевать экстремальные условия при помощи своего приспособления к природной среде.

Для обитания человек, как правило, выбирает низменности и воз­вышенности не выше 500 м над уровнем моря. На такие низменности и возвышенности приходится 28% суши и 80% всего населения. По­вышенная плотность населения наблюдается, прежде всего, на рав­нинах и возвышенностях и особенно на морских побережьях. Со­гласно законам географического разделения труда, здесь обеспечива­ется самое большое разнообразие видов человеческой деятельности, самый большой товарообмен, где вследствие этого самая высокая плотность населения. К примеру, очень плотно заселена Европа. Нигде материк не изрезан так, как в Европе.

Есть еще одна особенность расселения людей на земном шаре, мимо которой нельзя пройти. Это приуроченность приокеанических и приморских сгустков расселения к теплым морским течениям. Это легко устанавливается при сравнении карты плотности населения мира с картой морских течений.

Посмотрите. Вот теплый Гольфстрим прижимается к побережьям Западной Европы и — особенно мощным потоком — к побережью Северной Америки. И тут и там сгустки плотности населения. На­против, холодному Канарскому течению у западного побережья Се­верной Африки на побережье соответствует демографическая пусты­ня (несмотря на жаркий климат), здесь прямо к океану выходят пус­тыни Северной Африки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины экономическая география и регионалистика (название дисциплины)

    Рабочая программа
    Рецензент: доктор политических наук, доцент, зав.кафедрой государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России С.А. Мельков.
  2. Литература: «Страны мира». Цру. Пентагон «Экономическая география» Радионова, Бунакова Московский лицей. «Социально экономическая география зарубежного мира»

    Литература
    Определений экономической географии довольно много. Она изучает развитие экономики в разных странах в зависимости от их географической среды, населения , его численности, уровня образования , трудоспособности, внешней и внутренней политики.
  3. В. В. Москвин Экономическая география России

    Учебник
    Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая акаде­мия, 1 .- 533 с. - (Высшее образование).
  4. Программа дисциплины «Социальная география постсоветской России. Культурный ландшафт»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Социальная география постсоветской России. Культурный ландшафт»
  5. Методические указания и тематика контрольных работ по курсу "экономическая география" Издательство Самарской государственной экономической академии

    Методические указания
    Методические указания и тематика контрольных работ по курсу "Экономическая география" /Под общ. ред. В. В. Воронина. - Самара: Изд-во Самарск.

Другие похожие документы..