Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Все перемены в натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего от одного тела отнимается, столько присовокупится к другому. Так, ежели где...полностью>>
'Документ'
Мышление - это процесс, возникающий в структуре из нейронов. Кстати, у человека и прочих позвоночных размер нейрона не превышает 0,08 мм, а некоторые ...полностью>>
'Документ'
На виконання Закону України “Про загальну середню освіту” та Указу Президента “Про додаткові заходи щодо забезпечення розвитку освіти в Україні” від ...полностью>>
'Документ'
Одним из главных следствий общей ковариантности уравнений гравитации является равенство нулю плотности энергии любой системы. Так как полагается, что...полностью>>

Рабочая программа по литературе в 11 классе (профильный уровень)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рабочая программа по литературе в 11 классе

(профильный уровень)

Пояснительная записка

Рабочая программа для 11 классов (профильный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе» – М., Дрофа, 2008) и программы среднего (полного) общего образования (авт. Журавлев В. П., Збарский И., Коровин В. И., Коровина В. Я., Полухина В. П. - М., Просвещение, 2008). Предназначена для преподавания в общеобразовательном учреждении с расширенным изучением литературы.

Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю)

Изучение литературы на расширенном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы., позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры письменной и устной речи.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на литературные темы.

Цели курса:

  • воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

- формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;

- способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики;

- формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

- развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на расширенном уровне одиннадцатиклассники должны знать/понимать

  • содержание/художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений; значение исторических и литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося;

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни/творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

  • устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • анализировать и интерпретировать произведение;

  • соотносить художественную литературу с жизнью и культурой;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её, характеризовать особенности стиля писателя;

  • строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;

  • готовить учебно-исследовательские работы.

В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений (10 аудиторных + творческие и аналитические работы). Оценка учебных достижений учащихся осуществляется на основании существующих нормативов.

Содержание программы

Литература ХХ века

1. Введение (3 часа)

Русская литература на рубеже веков. Многообразие литературных течений.

Реализм конца XIX - начала XX века.

2. А. П. Чехов (17 часов). Жизнь и творчество А. П. Чехова. Особенности художественного мироощущения писателя. Проблематика и художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова 80-х г. г. Творчество Чехова в 90-е г. г. Философская проблематика рассказа «Студент». Категория власти, собственности и любви в «Маленькой трилогии» А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Борьба живого и мертвого в рассказе «Ионыч». Анализ сюжета и проблематики. Причины обращения Чехова к драматургии. «Вишневый сад»: особенности конфликта. Система персонажей в пьесе. Образы Раневской, Гаева, Лопахина. Молодое поколение в пьесе. Образы Пети Трофимова и Ани. Художественная роль второстепенных действующих лиц. Отношение автора к героям. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе. Черты «новой драмы» в пьесе Чехова. К. р. По творчеству Чехова.

3. И. А. Бунин (6 часов). Жизнь и творчество. Мотивы и образы лирики И. А. Бунина. Поэзия «остывших усадеб» в прозе Бунина («Антоновские яблоки). Образ закатной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в творчестве Бунина.

4. А. И. Куприн (4 часа). Жизнь и творчество (обзор). Проблема человека и цивилизации, человека и природы в творчестве А. И. Куприна. Утверждение любви как высшей ценности в повести Куприна «Гранатовый браслет». Композиция сочинения-рассуждения.

5. М. Горький (10 часов). Жизнь и творчество М. Горького. Особенности раннего творчества. Романтический идеал М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Тема босячества в творчестве М. Горького (на материале рассказа «Челкаш»). Обращение Горького к драматургии. История создания и постановки пьесы «На дне». Социальный конфликт в пьесе. Образы ночлежников. Образ Луки. Развитие философского конфликта. Новаторство Горького-драматурга.

6. Л. Андреев (4 часа). Жизнь и творчество Л. Андреева. Тематика ранних реалистических рассказов. Черты модернизма в рассказе «Красный смех». Экспрессивность стиля Андреева. Традиции Достоевского в повести «Иуда Искариот». Образ Иуды и проблема любви и предательства.

7. «Серебряный век» русской поэзии (2 часа). Модернизм в русской литературе начала века. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

8. Символизм (1 час). Истоки русского символизма. Понимание символа символистами. Идея «творимой легенды».

9. В. Я. Брюсов (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Культ формы в лирике Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.

10. К. Д. Бальмонт (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

11. А. Белый (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Интуитивное постижение действительности. Тема Родины, боль и тревога за судьбы России.

12. Акмеизм (1 час). Истоки акмеизма. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

13. Н. С. Гумилев (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Героизация действительности в поэзии Гумилева. Романтические традиции в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

14. О. Э. Мандельштам (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

15. А. Ахматова (7 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…» Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием», особенности жанра и композиции поэмы. Тема личной и исторической памяти в поэме.

16.Футуризм (1 час). Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого слова», приоритет формы над содержанием.

17. И. Северянин (1 час). Жизнь и творчество (обзор). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. Оригинальность его словотворчества.

18. В. Хлебников. (1час). Жизнь и творчество (обзор). Поэтические эксперименты Хлебникова . Хлебников как поэт-философ.

19. В. В. Маяковский (10 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения «Послушайте!», «»Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии. Сатирические образы в лирике Маяковского (анализ стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся»). Поэма «Облако в штанах». Темы любви, искусства, религии в поэме Маяковского.

20. А. А. Блок (11 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Скифы», «Рожденные в года глухие…». Мотивы и образы ранней поэзии. Излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Тема Родины в лирике Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Старый и новый мир в поэме «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Образ Христа, многозначность финала поэмы.

21. М. И. Цветаева (4 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения : «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Роландов Рог». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Особенности стиля Цветаевой.

22. Крестьянская поэзия (1 час). Н. А. Клюев. Крестьянская тематика, изображение жизни и быта деревни. Неприятие городской цивилизации.

23. С. А. Есенин (10 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Не жалею, не зову, не плачу…» Традиции Пушкина и Кольцова в лирике Есенина. Есенин и имажинизм. Тема Родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Поэма «Анна Снегина», проблематика, своеобразие композиции и системы образов.

24. Б. Пастернак (5 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль! Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов. Образ Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

26. М. А. Булгаков.(12 часов). Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Система образов-персонажей. Образы Города и Дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Проблема нравственного выбора. Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Библейские мотивы в романе. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

27. И. Э. Бабель. Жизнь и творчество (обзор). Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

28. Е. И. Замятин (3 часа). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы» как роман-антиутопия. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа.

29.А. П. Платонов. (6 часов). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Утопические идеи «общей жизни». Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

30. Рассказ «Песчаная учительница». Умение понять традиции другого народа.

31. М. А. Шолохов. (12 часов). Жизнь и творчество. История создания романа «Тихий Дон». Широта эпического повествования. Система персонажей. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Язык прозы Шолохова.

32. В. В. Набоков. (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Описания эмигрантской среды . Образ Машеньки.

33. Н. А. Заболоцкий. (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Утверждение непреходящих нравственных ценностей в творчестве Заболоцкого. Тема природы в поэзии Заболоцкого.

34. Обзор русской литературы второй половины ХХ века.(1 час). Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в литературе. Новое понимание истории страны. Влияние «оттепели» 60-х г.г. на развитие литературы. «Лагерная» тема.

35. А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся жизнь в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…» Исповедальный характер лирики Твардовского. Тема памяти. Роль некрасовской традиции в лирике Твардовского.

36. В. Т. Шаламов. (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги «Колымских рассказов», своеобразие раскрытия «лагерной темы».

37. А. И. Солженицын. (4 часа). Жизнь и творчество (обзор). Роман «Архипелаг «Гулаг». Отражение в романе трагического опыта русской истории. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ «Матренин двор». Образ праведника, носителя народной нравственности.

38. В. М. Шукшин (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Рассказы «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

39. «Лейтенантская проза» (обзор). (1 час). Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, В. Астафьев.

40. В. Некрасов (2 часа). «В окопах Сталинграда». Правда о войне в изображении В. Некрасова.

41.В. Кондратьев. (1 час). Проблематика повести В. Кондратьева «Сашка».

42. Г. Бакланов. (1 час). «Навеки- девятнадцатилетние» Высокий гуманистический пафос повести.

43. Литература второй половины 20 века. Обзор литературных течений. (1 час).

44. Поэзия второй половины 20 века. Белла Ахмадулина. (1 час). Своеобразие поэтического языка.

45. И. Бродский (1 час). Основные мотивы лирики Иосифа Бродского.

46 А. Тарковский (1 час). Творчество Арсения Тарковского. Основные темы.

47. Б. Окуджава. (1 час).Особенности «бардовской» поэзии 60-х г.г.

48. Драматургия второй половины 20 в. (1 час). А. Вампилов. «Старший сын». Проблематика пьесы. «Вечные ценности» в пьесе Вампилова.

49 Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. (1 час)

Примечание

Так как в 10 классе были изучены следующие темы: А. П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад», в настоящей программе некоторые темы курса расширены. Темы, связанные с зарубежной литературой (Б. Шоу, Г. Аполлинер, Э. Хэмингуэй) и литературой народов России (Р. Гамзатов, Ю. Рытхэу) предлагается изучить в конце года.

Примерное поурочное планирование курса

  1. Русская литература первой половины 20 века (обзор).

  2. Реалистические традиции в русской литературе. Тема пошлости и духовного рабства в рассказах Чехова.

  3. р/рИдейно-художественный анализ рассказа «Ионыч».

  4. р/р

  5. Очерк жизни и творчества И. Бунина.

  6. Художественный мир писателя.

  7. Философичность и тонкий лиризм лирики Бунина. Исследование национального характера в рассказе «Антоновские яблоки».

  8. Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско». Тема кризиса цивилизации.

  9. Цикл «Темные аллеи». Идейно-художественный анализ рассказа «Чистый понедельник».

  10. «Вечные» темы в рассказах Бунина. Трагедия любви в рассказе «Солнечный удар».

  11. А. Куприн. Жизнь и творчество (обзор).

  12. Утверждение любви как высшей ценности в повести «Гранатовый браслет».

  13. Урок-инсценировка «Письмо Желткова». Художественная интерпретация текста, его отражение в музыке.

  14. р/р Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.

  15. Л. Андреев. Жизнь и творчество (обзор).

  16. Повесть «Иуда Искариот». Традиции Достоевского в творчестве Андреева.

  17. Образ Иуды Искариота, проблема любви и предательства в повести Андреева.

  18. М. Горький Жизнь и творчество.

  19. Романтизм ранних рассказов Горького. Тема поисков смысла жизни в рассказе «Челкаш».

  20. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького.

  21. Своеобразие композиции рассказа «Старуха Изергиль».

  22. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром.

  23. Система образов пьесы «На дне».

  24. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей.

  25. Лука и Сатин, философский спор о человеке.

  26. Проблема счастья в пьесе. Новаторство Горького-драматурга.

  27. р/р Сочинение.

  28. Обзор русской поэзии конца 19-начала 20 века .

  29. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма.

  30. Символизм. Понимание символа, идея «творимой легенды». Творчество Брюсова, Бальмонта, Сологуба (обзор).

  31. В. Брюсов. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова, культ формы в лирике поэта.

  32. р/р Анализ стихотворения Брюсова.

  33. К. Бальмонт. Образы лирики Бальмонта. «Я мечтою ловил уходящие тени…»

  34. «Серебряный век: поэзия и любовь» Литературная гостиная .

  35. Анализ стихотворения Бальмонта.

  36. Стихотворения Сологуба, Иванова, Белого.

  37. Поэты-младосимволисты (обзор).

  38. р/р Сопоставительный анализ стихотворений поэтов Серебряного века.

  39. Акмеизм. Анна Ахматова. Жизнь, творчество, судьба.

  40. Раннее творчество Анны Ахматовой.

  41. р/р Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером».

  42. Поэма Анны Ахматовой «Реквием». Особенности композиции.

  43. Монументальная мощь ахматовского «Реквиема».

  44. р/р Сочинение по творчеству Ахматовой.

  45. Н. Гумилев. Жизнь и творчество.

  46. Мотивы лирики Гумилева. Героизация действительности в поэзии Гумилева, Романтическая традиция в стихах «Жираф», «Волшебная скрипка».

  47. Осип Мандельштам. Жизнь, творчество, личность поэта.

  48. «Сумерки свободы». Сборник «Tristia».

  49. р/р Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама.

  50. Футуризм. Основные принципы футуризма.

  51. В. Хлебников, И. Северянин - поэты - футуристы.

  52. Манифесты футуристов.

  53. с/р по творчеству футуристов.

  54. В. Маяковский. Жизнь и творчество.

  55. В. Маяковский. Ранние стихи.

  56. Образ города в стихотворениях Маяковского.

  57. Антивоенные мотивы в дооктябрьском творчестве Маяковского.

  58. Сатирические стихи Маяковского: «О дряни», «Прозаседавшиеся».

  59. Поэма Маяковского «Облако в штанах». Композиция поэмы.

  60. Мотив бунтарства и одиночества в поэме.

  61. Семинар по поэзии Серебряного века (проектное задание).

  62. А. Блок. Жизнь и творчество.

  63. Цикл стихов «О прекрасной даме».

  64. Анализ стихотворения «Незнакомка».

  65. Образ России в лирике Блока.

  66. А. Блок. Тема любви к Родине. «Россия», «Русь».

  67. Тема исторического пути России. «Рожденные в года глухие», «Скифы»,«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»).

  68. Тема города в творчестве Блока. «Фабрика», «На железной дороге», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане».

  69. Образы «страшного мира» в лирике Блока. «О, я хочу безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Есть игра: осторожно войти…».

  70. Поэма «Двенадцать»,История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.

  71. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме.

  72. Основные символы поэмы, многозначность финала. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

  73. Контрольная работа по творчеству Блока (сочинение).

  74. Марина Цветаева. Жизнь и творчество (обзор). Основные темы лирики, своеобразие поэтического стиля.

  75. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Книги в красном переплете».

  76. Конфликт быта и бытия, времени и вечности в творчестве Цветаевой. «Тоска по Родине! Давно…», «Семь холмов - как семь колоколов!..», «Бабушке», «Стихи к Блоку».

  77. Анализ стихотворения Цветаевой.

  78. С. Есенин. Жизнь. Творчество. Личность поэта. Есенин и имажинизм.

  79. Родная природа в лирике Есенина. Отражение в творчестве особой связи человека и природы. «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…»

  80. Тема Родины в поэзии Есенина. «Гой ты, Русь моя родная!», , «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь», «Русь Советская», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Пушкину».

  81. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери».

  82. Любовь и сострадание «ко всему живому». «Собаке Качалова», «Песнь о собаке», «Корова», «Лебедушка», «Поет зима, аукает…»

  83. Тема любви в творчестве Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «День ушел, убавилась черта…», «Хороша была Танюша…»

  84. Поэмы Есенина.

  85. Контрольная работа по творчеству Есенина (сочинение)

  86. Б. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). «Любить иных - тяжелый крест…», «Гефсиманский сад».

  87. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Стих-е «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Про эти стихи».

  88. Тема человека и природы. «Никого не будет в доме», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Сосны», «Иней» , «Июль».

  89. Роман «Доктор Живаго».История создания, композиционные особенности. Соединение эпического и лирического начал.

  90. Система образов романа. Образ Юрия Живаго.

  91. Женские образы в романе.

  92. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с проблематикой романа.

  93. Контрольная работа по творчеству Пастернака. Анализ отрывка из романа.

  94. М. Булгаков. Обзор жизни и творчества.

  95. Многослойность исторического пространства в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

  96. »Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа.

  97. Своеобразие жанра и композиции романа. Сочетание реальности и фантастики.

  98. Москва и Ершалаим. Сатирическое начало в романе

  99. Роль библейских глав в романе.

  100. Образы Воланда и его свиты. Их роль в романе «Мастер и Маргарита».

  101. Проблема нравственного выбора в романе. Образ Пилата.

  102. Изображение любви как высшей нравственной ценности в романе Булгакова.

  103. «Рукописи не горят». Тема творчества и судьбы художника в романе.

  104. Смысл финала . Урок-диспут.

  105. Контрольная работа по роману «Мастер и Маргарита». Сочинение-эссе.

  106. И. Э. Бабель. Жизнь. Творчество. Личность писателя.

  107. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Рассказы «Мой первый гусь», «Соль».

  108. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

  109. Е. И. Замятин. Жизнь и творчество (обзор).

  110. Рассказы Замятина «Пещера» и «Дракон». Изображение эпохи.

  111. Роман-антиутопия «Мы». Своеобразие жанра антиутопии.

  112. А. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Самобытность языка и стиля писателя.

  113. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира в повести.

  114. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.

  115. вн/чт Рассказы Андрея Платонова. «Песчаная учительница».

  116. Контрольная работа. Жанр антиутопии в русской литературе.

  117. М. А. Шолохов. Жизнь и творчество.

  118. Роман-эпопея «Тихий Дон». История создания романа.

  119. Система образов в романе. Изображение быта и нравов донского казачества.

  120. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии.

  121. Судьба Григория Мелехова - «казачьего Гамлета». Путь поиска правды жизни.

  122. »Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

  123. Женские образы в романе.

  124. Функция пейзажа в романе.

  125. Традиции классической литературы 19 в. в романе «Тихий Дон».

  126. Сочинение по роману-эпопее «Тихий Дон».

  127. В. Набоков «Машенька».

  128. Тема России в творчестве Набокова.

  129. Н. А. Заболоцкий. Утверждение непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта.

  130. Образ природы в лирике Заболоцкого.

  131. Литература второй половины 19 в. (обзор).

  132. Литература периода ВОВ. Военная поэзия: Коган, Кульчицкий, Майоров, Симонов.

  133. А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор).

  134. Исповедальный характер лирики Твардовского. Стих-я: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента…»

  135. А. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата на войне. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина (главы: Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

  136. Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

  137. «Лейтенантская проза» (обзор). Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, В. Астафьев.

  138. Проблематика повести В. Кондратьева «Сашка».

  139. Г. Бакланов. «Навеки- девятнадцатилетние» Высокий гуманистический пафос повести.

  140. Контрольная работа по литературе периода ВОВ.

  141. Влияние «оттепели» 60-х на развитие литературы.

  142. А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Автобиографические черты в рассказе «Матренин двор».

  143. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».

  144. В. Шаламов. Жизнь и творчество (обзор).

  145. «Колымские рассказы». История создания книги. Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

  146. В. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Рассказ «Верую!»

  147. Рассказ «Алеша Бесконвойный». Проблематика рассказа.

  148. Литература второй половины 20 века. Обзор литературных течений.

  149. Поэзия второй половины 20 века. Белла Ахмадулина.

  150. Основные мотивы лирики Иосифа Бродского.

  151. Творчество Арсения Тарковского.

  152. Драматургия второй половины 20 в. А. Вампилов. «Старший сын». Проблематика пьесы.

  153. «Вечные ценности» в пьесе Вампилова.

  154. Обзор литературы последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса.

  155. -162 Зарубежная литература ХХ века. Б. Шоу, Г. Аполлинер, Э. Хэмингуэй

163-168 Литература народов России. Ю. Рытхэу, Р. Гамзатов

169-170 - резерв

Основные теоретико-литературные понятия.

  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс.

  • Литературные течения и направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадия развития действия. Образ автора.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения.

  • Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.

  • Литературная критика.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень) Статус документа

    Рабочая программа
    Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
  2. Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2011 2012 учебный год

    Рабочая программа
    Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.
  3. Рабочая программа по литературе в 9 классе (базовый уровень) Статус документа

    Рабочая программа
    1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года).
  4. Рабочая программа по литературе 5 класс Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений.
  5. Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по литературе для 11 класса на 2010-2011 учебный год базовый уровень

    Рабочая учебная программа
    Данная рабочая программа литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (авторы-составители: В.

Другие похожие документы..