Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Термин "положение" распространен весьма широко. Всего чаще под положением понимают: столько-то градусов восточной или западной долготы и ст...полностью>>
'Документ'
Хустщина — чудовий край нашої землі. Чарують своєю красою долини Тиси, Ріки, мовчазні верши­ни гір, зелені полонини, швидкоплинні річки з водо­спадам...полностью>>
'Документ'
День1 - Встреча в аэропорту Нью-Йорка русскоговорящим гидом, трансфер в отель, размещение. День 2 - Обзорная экскурсия по городу.Во время этой экскурс...полностью>>
'Документ'
Специальность: 031301.65  – Теоретическая и прикладная лингвистикаДисциплина: Педагогика и психологияВремя выполнения теста: 80 минутКоличество задан...полностью>>

Главная > Исследовательская работа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования Владимирской области

ОГОУ НПО «Профессиональное училище №29»

П. Красная Горбатка, ул. Пролетарская, д. 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«А. С. Пушкин и Владимирский край»

ВЫПОЛНИЛА : учащаяся гр. №2

Меркулова Юлия Алексеевна

Научный руководитель: преподаватель литературы

и русского языка

Лепшина Валентина Ивановна

Тел. : 84923622756 или 84923621794

e-mail: p3slvpu29@rambler.ru

ПЛАН:

I «И божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь в лире А.С. Пушкина».

II А. С. Пушкин и Владимирский край.

  1. Владимирские предки А. С. Пушкина

  1. Поездка А.С.Пушкина в Болдино, Казань и Оренбург через Владимир

  1. А. С. Пушкин в народном творчестве Владимирского края

  1. Парк А. С. Пушкина и улица Пушкина во Владимире.

  1. А. С. Пушкин и А. Керн

III Значение творчества Пушкина

«Тебя как первую любовь,

России сердце не забудет!...»

Ф. И. Тютчев

29 января 1873 г.

Нет такого человека, который бы не знал Александра Сергеевича Пушкина. Пушкина мы знаем всю жизнь, с детства. Каждое новое поколение читает Пушкина по-своему. С самых ранних лет каждый из нас помнит простые строки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»,»Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…»,»Зима!...крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…». Это даже не строчки, а какая-то часть мира, в котором мы живем. Пушкинские стихи обладают каким-то своим особым смыслом. К Пушкину идешь всю жизнь. Каждый раз на новой ступени нашей жизни с нами новый Пушкин. «Бегут, меняясь наши лета, меняя все, меняя нас».

Лирика Пушкина представляет нам его таким, каков он есть на самом деле, в самых разных качествах и проявлениях.

В поэзии А. С. Пушкина проявились лучшие черты его личности. Лирический герой поэзии Пушкина-личность, наделенная лучшими человеческими чертами. Также в его поэзии заключено все богатство души человека. Поэзия Пушкина, на первый взгляд, проста и безыскусственна, доступна каждому, но покорят нас своей гармонией, красотой. Мы можем задать такой вопрос: «Что же было у Пушкина предметом поэзии?». Все стало у него предметом поэзии. От заоблачного Кавказа до бедной северной деревушки с балалайкой, в избе, в поле, в дорожной кибитке и т. д.- все становилось предметом его поэзии.

А. С. Пушкин – поэт, прозаик, драматург, творчество которого сыграло переломную роль в истории русской литературы и русского литературного языка. Знаменитый русский историк В. О.Ключевский говорил: «О Пушкине всегда хочется сказать слишком много, всегда наговоришь много лишнего и никогда не скажешь всего, что следует».

Одна из поездок Пушкина по Владимирской губернии состоялась в начале декабря 1833 года по знаменитой столбовой дороге «Владимирке». К этой поездки поэта относится замечательное стихотворение «В поле чистом серебрится».

«В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц,

Тройка мчится

По дороге столбовой

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно,

Грустен ветра дольний вой.

Пой: лучинушки, лучина,

Что же не светло говоришь?»

Пушкин с детства слышал о нашем крае, не раз был в этих краях. Что же соединяет наш край - древнюю русскую землю- с таким знаменитым человеком с русской душой, с русским характером и с жизнью – совершенно русской! Еще в лицее семнадцатилетний поэт, пишет стихотворение «Сон», в котором встречаются такие строки: «…Терялся я в порыве сладких дум. В глуши лесной, средь Муромских пустыней. Встречал лихих Полканов и Добрыней, И в вымыслах носился юный ум…» И чуть позднее, в поэме « Руслан и Людмила», он упоминает тему о Муромской глухой земле.

«Людмила спит – сказал Фарлаф,-

Я так нашел ее не давно

В пустынных Муромских лесах

У злого лешего в руках»

Как же узнал Пушкин о Муромской земле? Ответ на этот вопрос, он сам же и дал, в одном из стихотворений: «Ах! Умолчу ль о матушке моей…» и эта фраза относится к его бабушке по материнской линии – Марии Алексеевне – жене сына арапа Петра Великого Осипа Абрамовича Ганнибала. Она в то время говорила и писала на русском языке очень хорошо. Она рассказала ему о дремучих муромских лесах, среди которых она жила в молодости. А. С. Пушкин побывал в Муроме только в самом начале сентября 1830 г, проездом в имение отца Болдино, в котором тот выделил ему пятьсот душ крестьян в связи с женитьбой.

В 1969г был посмертно опубликован труд академика С. Б. Веселовского « Род и предки А С Пушкина в истории». Учёный утверждал, что начиная с Гаврилы Алексича в этом роду все поколения могут быть фиксированы хронологическими, и реальность большинства лиц дальнейших колеи может быть проверена и доказана. Таким образом, Гаврила Алексича, живший ещё в XIII веке, был первым, самым отдалённым Пушкинским предком, историческое существование которого установлено с научной достоверностью. В летописи Гаврила Алексича отмечен как выдающийся герой княжеского воинства. В битве Александра Ярославича со шведами на реке Неве в 1240г. Гаврила Алексич напал, вскочил на вражеское судно и был сбит в воду. Однако он выскочил из воды, вновь налетел на неприятеля и поразил насмерть самого «епископа» и воеводу шведов. Потомки Гаврилы Алексича оставались на службе у великих князей Владимиро-Суздальской Руси в течение нескольких поколений. Они проживали при дворе великих князей во Владимире, Переславле, в Твери, в Москве. Один из потомков Гаврилы Алексича переехавший в Москву, Григорий Моркишин получил прозвище Пушки Потомки Григория Пушки – Семён и Дмитрий Курчёвы - Пушкины- в 1535-1536гг. ставили во Владимире новые городские укрепления вместо сгоревших. Из других продолжателей рода Гаврилы Алексича получили фамильные прозвища по своим Владимирским вотчинам Замытские и Застолбские. Первые – от Замытского стала Переславского уезда, вторые - по селу Застолбью во Владимирском уезде.

В « Моей родословной» А. С. Пушкин записал, что царь Иван Грозный пощадил потомство Рачи ( Ратши ), то есть предков поэта. Но с некоторыми представителями рода царь жестоко расправился. Один из рода Пушкиных – Григорий Григорьевич Сулемша в смутное время был послан воеводой во Владимир и Муром. В 1612 году он состоял в ополчении суздальского князя Дмитрия Пожарского. Сын Сулемши Борис Григорьевич Пушкин значился в стольниках. В течение двух лет ( 1616-1618 ) Владимирским воеводой был Никита Михайлович Пушкин. На территории бывшей Владимирской губернии представители рода Пушкиных владели несколькими вотчинами. Интересные данные были опубликованы Шуйским историком Борисовым о пушкинских владениях в селе Иванове Владимирской губернии. Оказывается, что «близ Иванова лежащая знаменитая слобода Вознесенская, прежде бываемая деревня Иконникова, принадлежала до 1612 года Михаилу Ивановичу Пушкину, предку поэта»

Как известно, эта Вознесенская слобода, ставшая посадом, была потом частью города Иваново - Вознесенска Владимирской губернии (город Иваново). В Ковровском уезде также жили предки Пушкина. Это был Григорий Гаврилович, его племянник Матвей Степанович и сын племянника Фёдор. Григорий Гаврилович известен как выдающийся дипломат, он занимал особо важное положение. Григорий Гаврилович получил высокое звание оружничего и был поставлен во главе Оружейного Ствольного приказов Золотой и Серебряной палат.

Умер Григорий Гаврилович Пушкин в 1656 году. Его брат Степан, по некоторым данным, в 1696 году составлял переписные книги города Суздаля; в 1648 году он был пожалован в окольничие, а через два года назначен судьёй Челобитного приказа. Его сын Матвей Степанович в 1677 году также был назначен в Челобитный приказ. В том же году все дела приказа было велено передать Владимирскому судному приказу. Судьями Владимирского приказа были: в 1674-1675гг. Пётр Михайлович Пушкин, а в 1675-1679гг. Пётр Петрович Пушкин- прадед поэта.

Сын Матвея Степановича Фёдор был замешан в заговоре Саковникова и Цыллера против Петра-1 и казнён вместе с этими заговорщиками. В «Моей родословной» А. С. Пушкин писал про Фёдора Пушкина:

Упрямство дух нам

всем подгадил:

В родню свою

неукротим,

С Петром мой пращур

не поладил

И был за то повешен им.

Казнь происходила с варварской жестокостью. По материалам краеведа Н. Звездина и другим источникам, фамилии Пушкиных в вотчинном землевладении и по службе во Владимирской губернии в 18 веке уже не встречались.

Подпись чёрной тушью под документом XVIII века сразу бросилась в глаза - «Ганнибал». Ганнибалы – предки А. С. Пушкина- по материнской линии. В наших краях вроде никто из этих Ганнибалов не бывал и не служил. Прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал был крестником Петра-I. В стихотворении «Моя родословная» А.С. Пушкин так писал о своём предке: «…И сходно купленный арап возрос усерден, неподкупен, царю наперсник, а не раб.» Абрам Ганнибал вместе с Петром- 1 участвовал в битве под Полтавой.

После смерти Петра-I Абрам Петрович Ганнибал оказался в опале и был сослан в Сибирь. Жизнь Абрама Петровича Ганнибала была тесно связана с историей России, служила для А. С. Пушкина живым источником ценных исторических сведений, вдохновляла на творчество.

В июле 1827 года в селе Михайловском Пушкин начал писать роман «Арап Петра Великого». В основу сюжета он взял эпизоды из биографии своего знаменитого прадеда. Абрам Петрович Ганнибал умер в 1781 году. После тщательного изучения биографии своего знаменитого прадеда А. С. Пушкин узнал, что у А. П. Ганнибала есть сын Иван Абрамович Ганнибал, прославленный генерал екатериинского времени, герой Чесмы и Наварина, основатель города Херсана. Иван Абрамович Ганнибал, как и его отец, всю жизнь верно и честно служил России. После окончания кадетского корпуса он служил во флоте. Во время русско- турецкой войны 1768-1774гг. участвовал в Архипелагской экспедиции. В апреле 1770 года адмирал П. А. Спиридов решил, что наиболее надёжным портом для русского флота будет Наваринская гавань. Адмирал поручил И. А. Ганнибалу взять её, он командовал действиями всего архипелагского флота. После пятнадцатидневной осады Наваринская крепость сдалась. И. А. Ганнибал был назначен её комендантом. Он внёс немалый вклад и в эту славную победу. Кроме ордена святого Георгия 3-й степени Иван Абрамович Ганнибал был награждён орденами Святой Анны, Александра Невского и Владимира I степени. А. С. Пушкин гордится Иваном Абрамовичем Ганнибалом, который доводится ему двоюродным дедом. О его боевой славе Александр Пушкин писал:

Садятся призраки героев

У посвященных им столбов,

Глядите: вот герой, стеснитель, ратных

Перун качульских берегов строев,

Вот, вот могучий вождь полунощного флага,

Пред кем морей пожар и плавал и летал,

Вот наваринский Ганнибал.

В стихотворении 1829 года «Вспоминания в Царском селе» поэт пишет о полководце Румянцеве, Алексее и Федоре Орловых, об Иване Ганнибале- героях русско-турецкой войны.

В нашем крае А. С. Пушкин был не раз. Впервые Пушкин пересек границу Владимирской губернии в 1830 году. Его путешествие началось из Петербурга. 10 августа вместе с поэтом Вяземским он отправился в путь. Ехали они на казенных лошадях. 14 августа прибыли в Москву. Прежде чем выехать на Владимирскую дорогу, Пушкин провел несколько дней в Москве.

Что же заставило его задержаться в Москве? Ему шел 32-й год, его невесте – Натальи Николаевне Гончаровой – 19-й. Отец поэта – Сергей Львович – выделил Пушкину часть имения в Болдино Нижегородской губернии.

Перед женитьбой Пушкин побывал в Закарове (под Москвой), где прошли его детские годы. Вернувшись, он был в доме Гончаровых, давших бал по случаю именин невесты. А на следующий день поэт поссорился с будущей тещей. Она ему наговорила разных вещей, которых он уже не смог забыть. 31 августа сообщил Плетневу: «Сейчас ему в Нижний…в село Болдино. Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грусть, тоска. Осень подходит. Это любимое мое время- здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданном да о свадьбе, которую сыграем бог весть когда». С этими грустными думами Пушкин выехал на Владимирскую дорогу.

Ехал поэт, почти не останавливался в пути, и лишь менял лошадей на станциях. Отсюда маршрут его: Новая; деревня Платава в Московской губернии, далее – Покров, деревня Липино, село Мошок, село Драчево, г. Муром. Еще в поезде Пушкин узнал о холерной эпидемии, надвигающейся с юга страны. Во Владимирской губернии проводились карантинные мероприятия. Но, несмотря на все это, Пушкин продолжал свой путь.

3 сентября Пушкин был в Болдине. 9-го он пишет невесте, что карантины могут задержать его дней на 20. Но обстановка сложилась более серьезной, чем ему казалось. Два раза пытался Пушкин прорваться через Владимирские коранты, но безуспешно. Однажды, несмотря на запрет, он решил продолжить путь: «Переехав во Владимирскую губернию, что запрещен – никто об этом не уведомлен, такой здесь во всем порядок». Три месяца продолжалось вынужденное пребывание Пушкина в Болдине. Болдинская осень поэта вошла в историю мировой литературы. …Во Владимире каранты были сняты на кануне моего отъезда»,-пишет Пушкин, уже возвращаясь домой. Он вернулся домой только 5 декабря.

Вторая его поездка через Владимирскую губернию началась 29 августа 1833 года. Путь Пушкина лежал на Казань и Оренбург. Он ехал туда за историческими материалами для своих произведений, а именно за историей восстания Пугачева за материалами для «Капитанской дочки». Маршрут через Владимирскую губернию был иным: вместо Муромской дороги была избрана дорога на Ковров, Вязники, Гороховец, Горбатов. Еще одна памятка об этой Владимирской поездке оставлена нам поэтом. Через 20 лет после смерти было опубликовано стихотворение, найденное в его бумагах, оно начиналось словами:

«когда б не смутное влеченье Чего-то жаждущей души,

Я здесь остался б – наслажденье

Вкушать в неведомой тиши».

Это стихотворение было написано в дни Владимирской поездки. Стихотворение сразу же стало популярным и распевалось как романс. Материал для повести «Капитанская дочка» Пушкин собирал во время своей поездки в Казань и на Урал в 1833 году. Пушкина привлекала в Пугачеве диковатая сила, огромность и незаурядность его человеческой натуры, своеобразная поэзия бунта. При возвращении из Приуралья Пушкин проезжал Владимирскую губернию в начале ноября. Ехал он по Муромскому тракту на Владимир и далее. В 1793 году управляющий имением графа А. Р. Воронцова в селе Андреевском, Мещерягин начал строить себе каменный угловой дом у Золотых ворот. В его строительстве принимали участие мастера из Андреевского, возможно, и архитектор Н. П. Бера, по проекту которого возводились постройки в имении Воронцовых. Постройка затянулась до 1792 года, а затем Мещерягин продал свой дом под почтовую контору в 1798 году. В последствии здесь жил управляющий почтовой конторой, во дворе были навесы для почтовых лошадей, останавливались в доме также ямщики на отдых, сюда же прибывали и все проезжающие через г. Владимир. Возможно, именно здесь останавливался А. С. Пушкин, проезжавший не раз через г. Владимир. Последний раз Пушкин был во Владимирской губернии в сентябре и в начале октября 1834 года. Он ездил в Болдино по делам своего имения. В оба конца Пушкин следовал знакомым маршрутом через Муром.

Произведения великого русского поэта А. С. Пушкина тесно связаны с народным творчеством. Пушкин проявлял огромный интерес к творчеству народов России. Великий поэт высоко расценивал значение фольклора для литературного творчества. Он внимательно изучал и собирал все виды русского фольклора. В своих скитаниях и путешествиях по России он записывал песни, былины, сказки, пословицы и поговорки. Пушкин еще в 1822 году намечал создать большую поэму «Мстислав», главным героем которой, как видно из сохранившихся набросков, являлся богатырь Илья Муромец. Впоследствии поэт снова возвращается к этой теме, о чем свидетельствует относящаяся к 1833 году незаконченная сказка:

«В славной, в Муромской земле,

В Карачарове селе

Жил был дьяк с своей дьячихой.

Под конец их жизни тихой

Бог отраду им послал-

Сына им он даровал».

Эта Муромская земля родина легендарного героя Ильи Муромца. В ряде произведений народного творчества говорится, что Муромские леса были пристанищем разбойников. В дремучих лесах бывшей Владимирской губернии издавна процветал промысел медвежатников. Это в некоторой степени отражалось на развитии такого жанра народного творчества, как обрядовый фольклор. Проезжая мимо Владимирской губернии, Пушкину приходилось сталкиваться с любопытным зрелищем- выступлением ряженых с медведем.

В творчестве Пушкина отразились лучшие черты фольклора, выражающие интересы, желания народа. Народным художником Мстеры Александр Сергеевич Пушкин всегда был близким и понятным. Образы Пушкинских произведений ожили в их уникальных миниатюрах, начали новую жизнь на небольших пластинах из папье-маше. Иллюстрированием произведений поэта занимается большинство здешних мастеров – старых и молодых. Одним из этих мастеров стал Александр Федорович Котягин. За свою жизнь он создал множество иллюстраций к творениям поэта, исполненных с высочайшим искусством и вкусом. Другой замечательный художник – творец тонкой кисти Н. П. Клыков подарил народу ряд иллюстраций на пушкинские темы: «Песнь о вещем Олеге» в нескольких вариантах и «Нападение Дубровского на поезд». Последняя вещь создала Клыкову огромную известность. В 1939 г. она, вместе с другими работами художника, была представлена в Париже и получила наивысшую оценку- автор получил Золотую медаль. Над иллюстрациями «Сказка о царе Салтане» работали одновременно несколько художников: Котягин, Дмитриев, Брягин, Меркурьев и др.

Мстерские художники находят темы для своих произведений не только в сказках и поэмах Пушкина, но и в стихотворениях. Внимание различных художников привлекает и Пушкинская проза, особенно «Дубровский» и «Капитанская дочка». Иллюстрированием этих произведений занимались: Клыков, Морозов, Серебряков, Краснов, Кораблев.

Старейший Мстерский художник Иван Николаевич Морозов к 150 – летию со дня рождения Пушкина написал ряд иллюстраций к произведениям великого поэта «Нападение Дубровского на поезд», «Цыганы». Другой старейший художник Иван Николаевич Антоновский создал интересную миниатюру по драме Пушкина «Русалка». На эту же тему написали иллюстрации П. П. Кощеев, Г. Абрамов, А. Громов. Многих Мстерских художников вдохновляла «Сказка о царе Салтане». Иллюстрированием ее занимались Меркурьев и молодые живописцы С. Журавлев; П. Громов, М. Петрова.

По сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» написаны миниатюры художниками: Марией Немовой, Александрой Масловой, Александрой Сипигиной и др.

Пушкинские произведения находят широкое отражение в работах миниатюриста Федора Григорьевича. Им нарисовано уже несколько живописных иллюстраций к «Кавказскому пленнику» и «Сказке о царе Салтане». Последний вариант «Кавказского пленника» вместе с другими работами Мстерцев были выставлены на республиканской выставке народного творчества.

Парк им. Александра Сергеевича Пушкина расположен в древней части города. Он является одним из любимых уголков отдыха Владимирцев. Первым, кто по достоинству оценил это место, был Владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков, известный поэт конца XVIII –начала XIX вв. Владимирский бульвар, как отмечал Долгоруков, по внешнему оформлению тогда уступал столичным. Но пройдет немного времени, и он украсится аллеями, цветами, беседками – 15 июля 1815 г. другой губернатор – А. Н. Супонев – торжественно откроет бульвар и прочтет стихи, хоть не свои, но от себя:

Дав тень сию тебе и в знойный день прохладу,

Полезным быть во всем я целию имел,

И счастлив истинно, коль скажут мне в награду,

Что я любил тебя и другом быть умел.

В 1899 г. в связи со столетним юбилеем со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина городской бульвар получил имя поэта. В девятисотые годы Пушкинский бульвар стал местом встречи здешних и приезжих революционеров. В последние годы бульвар стал называться парком имени А. С. Пушкина. В 1951 г. здесь была установлена четырехметровая скульптура поэта, выполненная воспитанником Владимирского художественного ремесленного училища №1 Владимиром Донцким. На ее постаменте было высечено: «Городу Владимиру от художественно- ремесленного училища». Сейчас этой скульптуры в парке нет.

Здесь был наш земляк А. И. Фатьянов. Вместе со своими друзьями он любил гулять в старинном городском парке. На вечерах поэзии он читал стихи. Также здесь прогуливался со своими друзьями – студентами будущий советский поэт, писатель Владимир Солоухин.

Улица Пушкина начинается на вершине Студеной горы. В древности эта местность являлась самой возвышенной частью, откуда взор мог обнимать и город, и окрестности с их замечательными видами.

В 1937 г. улица Студеная гора была переименована. В связи со 100- летием со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина она была названа его именем. Имя этого величайшего поэта дорого каждому гражданину нашей Родины.

Левая сторона улицы Пушкина начинается со здания бывшей церкви Михаила Архангела, закладка которого состоялась 13 октября 1891 года. Заканчивается правая сторона улицы Пушкина двумя зданиями в 60-е годы прошлого века. Замыкает улицу Садовая площадь, на которой находится самая большая клумба города. Эта клумба оживает ранней весной и пестрит цветочной мозаикой до глубокой осени. Расположена улица Пушкина от улицы Московской до проспекта Ленина.

Имя Анны Петровны Керн хорошо знакомо уже нескольким поколениям читателей. Пушкин обессмертил его своим «Я помню чудное мгновенье…». Пушкин впервые познакомился с Керн в Петербурге, в доме Олениных, в начале 1819 года. Уже тогда поэт был очарован ее красотой и обаянием. Но в его поэзии и его биографии она оставила чудесный след. Анна Керн отличалась живым умом, образованностью, смелостью суждений, широтой интересов и литературными способностями.

После встречи 1819 года Пушкина с Керн прошло шесть лет, и он вновь увидел ее летом 1825 года, когда Керн гостила в Тригорском у своей тетки П. А. Осиповой. Неожиданный приезд Анны Петровны Керн всколыхнул в поэте угаснувшее и забытое чувство. В обстановке однообразной и тягостной, хотя и насыщенной творческой работой, Михайловской ссылки появление Керн вызвало «пробуждение» в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти, любви. Незадолго до отъезда Керн Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», которое сам и вручил ей вместе с экземпляром одной из первых глав «Евгения Онегина» Вот как описывает это А. П. Керн в своих воспоминаниях: «На другой день я должна была уехать в Ригу вместе с сестрою Анной Николаевной Вульф. Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр второй главы «Онегина» в неразрезанных листках, между которых я нашла в четверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье…» Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; я их выхватила опять из его рук; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю. Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах». Глинка сделал на них музыку».

А теперь немного о жизни А. П. керн. Она родилась в 1800 году в Орле. Шестнадцатилетней девушкой была выдана замуж за пятидесятилетнего дивизионного генерала; ее отцу льстило, что дочь станет генеральшей. Многие годы Керн сопутствовала мужу в переездах из города в город. В 1826 году Керн оставила мужа и поселилась с отцом и сестрой в Петербурге. После смерти генерала А. П. Керн вышла замуж во второй раз. На сей раз за человека, который был много моложе ее – за своего троюрного брата А. П. Маркова – Виноградского. Несмотря на материальные затруднения, супруги прожили счастливо около сорока лет, вырастили сына. Через несколько месяцев после смерти мужа скончалась и Анна Петровна Керн. Умерла в Москве. Согласно последней воле покойной, ее прах должны были захоронить в селе Прямухине, у могилы мужа. Гроб был доставлен по железной дороге в Торжок. Весенняя распутица помещала довезти его до Прямухина. Так вот случайно могила Керн появилась близ «серого камня». На мраморной доске у надгробия – четыре первые строки из бессмертного стихотворения Пушкина «Я помню…»

Пушкин – великий русский национальный поэт. Немало сказано за полтора с лишним века замечательных слов о Пушкине – человеке и о Пушкине – поэте. Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее – таково признанное место и значение Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Но к этому следует добавить еще одно, и весьма существенное. Пушкин достиг уровня «просвещения века» - европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым вводил литературу русскую в семью наиболее развитых литератур мира.

По справедливому определению Гончарова, «он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Как Ломоносов был отцом русской поэзии, так Пушкин стал родоначальником новой русской литературы. Пушкин создал новую литературу, опираясь на ценнейшие достижения своих предшественников и устной народной поэзии, учитывая в то же время и творческий опыт лучших писателей Запада. Но к прошлой и современной ему литературе как России, так и Запада Пушкин подходит строго критически. Он продолжает, углубляет и развивает только то, что было исторически прогрессивным, что служило делу развития русской народной национальной литературы.

Поэзия Пушкина носит подлинно народный характер. Белинский указал на такую разницу между народностью Крылова и Пушкина: Крылов выразил своими баснями «только одну сторону русского духа» - национального русского характера. Пушкин отразил в своем творчестве всю полноту его. По мысли Пушкина, литература станет народной тогда, когда она будет выразителем народной культуры, отражением культурных интересов нации, основной темой возьмет судьбу народа. Такими и являются произведения Пушкина.

Величайшей заслугой Пушкина было утверждения в литературе критического реализма. Широта охвата действительности и глубина проникновения к неё, раскрытие противоречий общественной жизни, всестороннее раскрытие человеческого характера, критика современности в согласии со взглядами и чаяниями народных масс и указания перспектив развития общества – все это составляет сильнейшие характерные черты Пушкинского реализма.

Творчество Пушкина отличается высокой идейностью, гуманизмом и демократизмом. В его произведениях звучит голос подлинного патриота – гражданина, горячо любившего свою родину и свой народ и гордившегося им. Любовь к родине и к ее народу сочеталось у Пушкина – патриота с ненавистью к самодержавно-крепостническому строю, задерживавшему развитие богатейших творческих сил русского народа. Пушкин с любовью и уважением относился к народам, населяющим Россию, и первый дал в своем творчестве изображение представителей разных национальностей. В своих произведениях Пушкин изображал жизнь различных чужеземных народов, живо откликаясь на разные исторические события.

Борясь против тех литературных направлений, которые тормозили развитие реалистической литературы, Пушкин смело ломал рамки установившихся жанров и создавал новые романтические поэмы, реалистические романы в стихах, стихотворные повести, реалистические трагедии и драмы, повести и романы в прозе. Пушкин создавал новые, смешанные жанры, добиваясь того, чтобы форма произведения давала возможность полно раскрыть его содержание.

Велико значение Пушкина в истории русского литературного языка. «В Пушкине как будто в лексиконе – говорит Гоголь, - заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство».

Пушкинский язык отличается богатством словаря, простотой, доступностью, ясностью. Язык Пушкина – это тот язык, которым стали пользоваться все последующие русские писатели, который лежит в основе современного нам литературного языка.

Пушкин был учителем и руководителем многих русских писателей. Он оказал благотворное влияние на писателей – современников и на лучших русских писателей, вплоть до наших дней. Об этом говорят признания видных представителей русской литературы. Все они единодушно призывают Пушкина своим учителем в области художественного творчества. Так, например, Лев Толстой утверждал: «Пушкин – наш учитель,- писателю надо не переставая изучать это сокровище». «Читайте почаще Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель,» - писал А. М. Горький.

Творчество Пушкина оказало большое прогрессивное влияние на национальные литературы народов России. На западе творчество Пушкина привлекло внимания почти с самого начала поэтической деятельности великого русского поэта. Первые заметки о нем появляются в 1821 году, а первые переводы его стихотворений – в 1823 году. Чем дальше, тем шире становится известность Пушкина. Его произведения многократно переводятся на разные языки, высоко оцениваются писателями и критиками. Пушкин находит на Западе восторженных поклонников своего творчества.

В конце XIX века Пушкина уже считают одним из величайших поэтов мира. Пушкин является великим национальным поэтом; его творчество с огромной полнотой, глубиной и художественной силой выразило национальные особенности, широту и могущество духовных сил русского народа. Это прежде всего и составляет тот вклад, который внес Пушкин в общую сокровищницу мировой культуры, обогатив ее. Подлинно национальный характер творчества Пушкина обусловил его мировое значение. История литературы есть история борьбы за реализм, за поэзию действительности, за художественно правдивое отражение основных явлений, совершающихся в жизни. Определить мировое значение Пушкина – это значит определить то место, которое занимает пушкинское творчество в истории борьбы за реализм.

Мы можем гордится этим великим человеком. Пушкин человек с русской душой, с русским характером, и с жизнью – совершенно русской!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Колосова Н. В. Болдинская осень. Горький, Волго-Вятское книжное изд-во 1990 г.

  1. Ларин С. Мстера. Владимирское книжное изд-во, 1963 г.

  1. Маймин Е. А. « Пушкин. Жизнь и творчество», «Наука», М, 1981 г.

  1. Пущин И. И. «Записки о Пушкине», М, «Детская литература», 1984 г.

  1. Савинова Р. «За строкой автографа». Владимир «Золотые ворота» 1993 г.

  1. Софронов Н.С. «Люди. История. Жизнь». «Природа земли Владимирской»

  1. Софронов Н. С. «Это интересно знать». Верхнее - Волжское книжное изд-во, Ярославль, 1980 г.

  1. Ариадна Тыркова – Вильямс «Жизнь Пушкина». М, «Молодая гвардия», 1998 г.

  1. Чулков Г. «Жизнь Пушкина» М, изд-во «Республика», 1999 г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа краеведческого курса «История Владимирского края с древнейших времен до наших дней» 9 класс

    Программа
    История родного края является неотъемлемой частью истории России. В соответствии с ФБУП в основной школе предполагается изучение курса «История родного края» (не менее 35 часов).
  2. Литературно-краеведческий проект «Русские писатели и Владимирский край. Дороги Пушкина…Дорога к Пушкину» (III часть)

    Конкурс
    Работу выполнили: члены литературно-краеведческого клуба «Наследие» МОУ СОШ №39 г. Владимира: Грязнов А., Судаков О., Никитина Е., Пузова Ю., Потехин Р.
  3. Пушкин и Саровская пустынь

    Документ
    Связи А.С.Пушкина с монастырской культурой рассматривались главным образом в тематической сфере Псковского Святогорского монастыря, с книжным собранием которого поэт мог работать во время пребывания в Михайловской ссылке.
  4. «Методика изучения и толкования географических названий Владимирской области или топонимия Владимирской области»

    Документ
    При взгляде на географические карты мира, Российской Федерации, Владимирской области видно, что все они содержат огромное количество географических названий.
  5. Департамент образования администрации владимрской области муниципальная средняя общеобразовательная школа №14

    Исследовательская работа
    Моя работа по теме «Александровская Слобода как центр опричнины в судьбе предков А.С.Пушкина» (см Приложение №1) началась с документа, любезно предоставленного мне работниками музея «Александрова Слобода».

Другие похожие документы..