Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Фалалеева Ирина Владимировна – консультант отдела по подготовке государственных и муниципальных служащих управления кадров и государственной службы Гу...полностью>>
'Тезисы'
Современное образование требует перехода к принципиально новому уровню доступности, наглядности и качества. Информатизация образования предполагает с...полностью>>
'Закон'
З метою підвищення ефективності реалізації державної політики у сфері обігу наркотичних засобів, психотропних речовин та прекурсорів, протидії поширен...полностью>>
'Документ'
Пропонований навчальний посібник підготовлено відповідно до програми курсу «Конституційне право України» для вищих юридичних закладів освіти і юридич...полностью>>

Главная > Исследование

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

Заельцовского района

Секция краеведения

Моя семнадцатая школа вчера-сегодня-завтра

(исследование развития школы № 17, через изучение воспоминаний людей, связавших свою жизнь со школой на разных этапах ее становления)

Новосибирск-2009г.

Содержание.

Введение.

3

1. Как создавалась семнадцатая школа.

5

2. Школа 17 в воспоминаниях учителей и выпускников.

9

3. В преддверии юбилея. Проект школы будущего «Планета Детства».

15

Заключение.

17

Использованные источники.

18

Приложения.

19

Введение.

Трудно переоценить ту роль, которую играет школа в жизни человека.

В каждом, даже небольшом, селении (или рядом с ним), где живут дети, обязательно есть ШКОЛА.

Новосибирск молодой город – ему 115 лет. Но и у него, есть своя история, не менее интересная, чем у старинных российских городов.

Есть своя история и у школ города Новосибирска. Говоря об этой истории, невозможно не упомянуть имени Григория Моисеевича Будагова, создателя первой Новосибирской школы, построившего и открывшего ее на свои средства для простых новосибирских детей.

Об истории создания Новосибирских школ я узнала, когда впервые побывала на экскурсии в нашем школьном музее, меня это очень заинтересовало и мне захотелось больше узнать о том, как строилась и развивалась моя родная школа, которая в 2009 году отметит 25-ти летний юбилей. Ведь это так здорово – тебя еще не было на свете, а в кабинете, в котором ты сейчас учишься, учились совсем другие ребята (например, в нашем кабинете, была швейная мастерская, с настоящими, как на фабрике, швейными машинами – теперь – это уже история), они уже выросли, стали взрослыми. Мне стало интересно, как они учились, какие в школе были праздники, какие учебные предметы, как выглядели учебники…

После первой экскурсии в школьный музей, который и посвящен истории школы, у меня возникло огромное количество вопросов, на которые мне захотелось найти ответы. Так возникла идея начать собственное исследование, посвященное 17 школе, я думаю, это очень важно знать историю родной школы, ведь она часть города в котором мы живем, наш город часть России.

Именно из таких маленьких частичек, как история школы, и складывается история всей страны, ведь все большие события, происходящие в стране, обязательно отражаются и на школьной жизни. Так, например, в нашем музее хранится фотография, на которой сняты, на крыльце школы учащиеся третьего класса, только что принятые в пионеры с радостными и гордыми лицами, а за ними над входом в школу прибита доска с призывом идти на выборы первого президента и дата 1991 год. Это был последний класс, принятый в пионеры в нашей школе. И если с интересом разбираться в фондах школьного музея, можно найти так много интересного…

Цель моей работы: исследовать историю развития школы № 17, через изучение воспоминаний людей, связавших свою жизнь со школой на разных этапах ее становления.

Задачи:

- собрать и исследовать воспоминания выпускников школы № 17.

- собрать и исследовать воспоминания учителей школы № 17, много лет отдавших родной школе.

- изучить возможные перспективы развития школы № 17 и создать проект школы будущего.

В процессе работы над исследованием я обращалась за помощью в сборе информации к фондам школьного музея и к фондам Новосибирского Городского архива.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

  1. Как создавалась семнадцатая школа.

Есть в городе Новосибирске, такая улица – Кропоткина. В 1984 году там был построен и заселен огромный жилой массив (Приложение 1). А школы рядом нет. И решили строители порадовать детей – построить новую, просторную светлую школу.

В 1983 году началось строительство школы. (В архиве нашего Музея хранится фотография строителей школы на фоне только заложенного фундамента, (приложение 2). И приступили к работе. Строилась школа очень быстро, ведь она была необходима, потому что, уже работающие рядом школы не могли принять всех учеников, поселившихся в домах нового жилого массива.

Много сил и труда пришлось вложить первому директору школы – Кубриной Зое Александровне (Приложение 3).

Зоя Александровна была назначена директором школы 17, как только было решено заложить ее строительство на Кропоткинском жилом массиве. Немало сил и энергии было отдано этим целеустремленным человеком, чтобы за столь короткий срок школа была возведена и начала принимать своих первых учащихся.

Много лет была Зоя Александровна на посту директора школы 17. Пользовалась почетом и уважением коллег, учащихся и их родителей.

Приложила все силы для того, чтобы имя нашей школы было достойно уважения!

В фондах школьного музея хранится много интересной информации о первом директоре школы: ее личное дело, фотографии с первыми выпуском нашей школы, фотографии многочисленных школьных праздников в которых Зоя Александровна принимала активное участие, выступления З.А. Кубриной на педагогических советах, воспоминания о строительстве и открытии школы.

8 августа 1984 года было издано решение № 408 Новосибирского городского Совета Народных депутатов «Об открытии средней общеобразовательной школы № 17». (Приложение 4). Копию этого решения, вместе с руководителем школьного музея мы получили в Новосибирском Городском архиве. Было очень интересно работать в архиве. Мы пробыли там, около 2,5 часов. Работники архива приносили нам толстые папки, в которых были даже не сами приказы, а только перечислены их названия и номера с датами издания. Папки нам все приносили и приносили, а нужного документа в них не было. Я первый раз была в Архиве и подумала, какое огромное количество документов в нем хранится и как, оказывается, не просто, найти то, что тебе необходимо. И вот удача… мы находим подходящее нам название Решения, но как мне объяснили, не обязательно оно окажется, тем, что мы ищем, так как номера школы в названии нет, только дата подходит и название, что открывают какие-то школы г. Новосибирска. Мы заказываем у работников архива нужную папку теперь уже с приказами и ждем. Проходят долгие 15 минут, и мы смотрим приказ – это то, что нам нужно. Нам делают ксерокопию, ставят на нее две синих печати, и объясняют мне, что этот документ теперь может считаться, вполне официально, подлинным экспонатом в школьном музее. Мне было очень приятно, что я внесла свой, хоть и не большой, вклад в получение школьным музеем нового экспоната.

Итак, позади подготовка к открытию школы, о которой, очень интересно рассказано в воспоминаниях наших учителей, которые работали в школе с самого ее основания. Наступил долгожданный день. Нарядные, с огромными букетами цветов ребятишки пришли в школу (приложение 5). Что меня по-настоящему поразило – это, то количество детей, которое я увидела на фотографии линейки самого первого 1 сентября в нашей школе, вся площадь перед школьным крыльцом была занята учениками и их родителями. Но каково же было мое удивление, когда я внимательно (по настоянию руководителя музея), прочитала аннотацию к фотографии. Я хочу привести часть этой подписи: «1 сентября 1984 года. Первая линейка, состоявшаяся в школе № 17. В линейке, запечатленной на данной фотографии, приняли участие ученики 1-4 классов».

Значит, на фотографии изображены, только учащиеся начальной школы. Это меня поразило и заинтересовало. Из материалов фонда школьного музея, я узнала, что в первые годы существования школа работала даже в три смены, а учащихся было более 2000 человек, так как новый Кропоткинский микрорайон заселило множество молодых семей с будущими учениками школы № 17.

На первой торжественной линейке, первый директор школы – Кубрина Зоя Александровна, поздравляла ребят и их родителей с началом учебного года (приложение 6).

Перед торжественным открытием волновались все. Школа уже ждала своих гостей. И вот прозвенел звонок, и она наполнилась детским шумом, веселым смехом. Начался первый в нашей 17-ой школе учебный год! Так началась история школы № 17…

Первое 1 сентября в школе № 17 состоялось в 1984 году.

В первый учебный год в Школе № 17 прошло много интересных мероприятий. Учащиеся и учителя школы № 17 никогда не жили скучно.

Вот лишь часть мероприятий, прошедших в первый год существования школы № 17: осенний кросс (приложение 7), соревнования по лыжному спорту (приложение 8), смотр художественной самодеятельности (приложение 9), игра «Зарница» (2 место в районе, приложение 10), Вахта памяти на Посту № 1 у Монумента Славы.

Первые выпускники школы высадили алею деревьев, которая до сих пор украшает территорию школы (приложение 10), учитывая заслуги, учащихся 10 класса, весь первый выпуск, состоявшийся в 1984 году, решением Педагогического Совета занесен в Книгу Почета Школы.

Одной из самых замечательных традиций в школе № 17, является несение вахты памяти на Посту № 1 у Монумента Славы. В первый же год работы школы, группа учащихся старших классов, была удостоена чести отправиться на Монумент и нести вахту Памяти. Только самым лучшим учащиеся школы было поручено выполнение этого ответственного задания, и они замечательно с ним справились (приложение 11). В фондах музея хранится грамота, полученная самым первым юнармейским караулом учащихся 17 школы (приложение 12).

Именно тогда, когда школа только начинала свой путь в образовательном пространстве города, начали создаваться наши школьные традиции, традиционные праздники, многие из которых проводятся и сейчас и они по-прежнему нам интересны.

2. Школа 17 в воспоминаниях учителей и выпускников.

В фондах школьного музея, с которыми я работала при написании своей работы, конечно очень много интересных документов и фотографий, которые могут «рассказать» об истории моей школы. Однако, одним из самых интересных источников, конечно, являются воспоминания тех людей, которые многое сделали для того, чтобы наша школа была такой, какой она является сейчас.

Есть в школе 17 такие учителя, которые работают в ней практически с самого основания. Их воспоминания, ценны тем, что при их непосредственном участии школа открывалась, менялась, развивалась. Эти люди отдали практически 25 лет своей жизни 17 школе.

Часть воспоминаний, я нашла в фондах музея. А воспоминания заместителя директора школы по воспитательной работе Ирины Александровны Дягилевой и учителя физической культуры Блескиной Антонины Михайловны записала сама.

До того, как начать сбор воспоминаний, я получила подробную инструкцию, как это делать, по всем правилам музееведения. Как правильно задавать вопросы, как записывать и т.д. Оказывается, это очень сложное занятие.

Вспоминает Нина Васильевна Толочко, (работала в школе с самого ее основания) в конце 2008 года вышла на пенсию.

Нина Васильевна пришла работать в школу в 1984 году.

Школа в то время еще не открыла свои двери для учеников, она только готовилась гостеприимно встретить их. В школе тогда еще не было полов, дверей, даже в некоторых кабинетах не было окон. В те месяцы было очень много сделано, для того, чтобы школа открылась. На помощь приходили мужья. Они вешали доски, собирали шкафы.

И вот настал момент первой переклички. Она прошла вполне обычно, как многие переклички после нее, но учителям это день запомнился надолго. Состоялась она 29 августа. Оставалось всего два дня до открытия. 30 августа просто не оставалось сил стоять на ногах. До 12 ночи шли последние приготовления к самому первому в школе 1 сентября.

В первый год работы в школе было около 2000 учащихся; 14 первых классов (от А до М).

Школа работала практически в три смены с 8 утра до 20 часов вечера.

С самого первого года создания работал в школе наш замечательный бассейн.

Был кабинет информатики с 10 компьютерами.

В школе проводилось много интересных мероприятий, в том числе и спортивных соревнований.

С течением времени школа, конечно, меняется, изменились и классные кабинеты. Школа—это жизнь и вместе с ней растем и мы!

Не менее ценны воспоминания учителя физической культуры Блескиной Антонины Михайловны, в нашей школе Антонина Михайловна работает с 1987 года до настоящего времени.

Вспоминает Антонина Михайловна.

В первый год работы я вела десять первых классов, в одном из который училась Анна Львовна, которая теперь работает учителем физкультуры в нашей школе.

Школа жила очень весело. Проходили Дни лыжника – в этот день на лыжи вставали все – ученики, их родители, учителя (приложение 12). Устраивались встречи со знаменитыми спортсменами.

Проводились очень интересные спортивные соревнования между учениками и учителями.

Я с большим интересом слушала, воспоминая, Антонины Михайловны, еще и потому, что многие праздники и мероприятия, про которые она так увлеченно рассказывала, по-прежнему, в нашей школе проводятся.

Проводятся соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», в которых я сама несколько раз принимала участие, и наша команда всегда побеждала.

Проводятся соревнования по волейболу между учителями и учащимися старших классов, в которых учителя, практически всегда выигрывают.

Проводятся и встречи со знаменитыми спортсменами. Например, у нас прошла встреча с олимпийскими чемпионами по биатлону Анной Багалий-Титавец и Ольгой Зайцевой.

Ирина Александровна Дягилева (приложение 13) пришла работать в нашу школу с 1988 года учителем музыки, теперь она заместитель директора по воспитательной работе, вот что вспоминает она.

Ирина Александровна, как и многие учителя, работающие в школе в первые годы, отмечает, что в школе было очень много учеников. В один год Ирина Александровна была классным руководителем в двух классах.

И.А. Дягилева всегда принимала активное участие в организации всех школьных праздников, будучи еще учителем музыки.

Она очень много и интересно рассказывала о том, как наши любимые общешкольные праздники появились, какой путь прошли, чтобы стать традиционными.

Мы с удовольствием отмечаем наши традиционные праздники: День Знаний (1 сентября), День Учителя, Новый год, ШОУ 238, спортивные праздники, Последний Звонок, Выпускной вечер и другие.

Ирина Александровна, рассказала о том, как создавалась в нашей школе «Маленькая страна». Это наша детская организация, созданная для учащихся с 1 по 4 класс. Каждый класс – город, со своим гимном, гербом, флагом. В этом году меня избрали мэром в нашем городе, который носит название – Доброград.

Учащиеся с 5 по 11 класс создали свой парламент «Поколение», на заседаниях которого решают важные вопросы и проблемы в жизни школы.

Школа всегда жила очень активной жизнью, была у нас даже своя киностудия и снимались самими учащимися очень интересные фильмы.

Конечно, очень интересно было изучать воспоминания учителей. Но не менее интересна школа глазами учеников.

В процессе работы над своей темой, я узнала, что несколько родителей моих одноклассников, когда-то закончили 17 школу. Моя учительница Наталья Александровна и руководитель школьного музея Ксения Александровна, тоже выпускницы нашей школы.

В итоге, все собранные воспоминания выпускников можно разделить на три временные группы. И школа в этих воспоминаниях всегда узнаваема, но все равно разная, постоянно изменяющаяся.

Воспоминания выпускников 80-х гг.

Когда я собирала воспоминания у выпускников 80-х годов, все они говорили, примерно одинаковые фразы, о том, что конечно, в школе не было интерактивных досок, мощных компьютеров, телевизоров и DVD-проигрывателей в каждом классе. Но жизнь в школе, и сами уроки, не становились от этого менее интересными. На уроках химии ставили интереснейшие опыты, на уроках физики провозили сложные эксперименты. Как и сейчас кабинеты украшали портреты выдающихся ученых, писателей, поэтов, историков.

Учащиеся школы носили школьную форму. В школе существовала пионерская и комсомольская организации. По воспоминаниям выпускников 80-х годов, именно эти детские организации делали их более ответственными и дисциплинированными.

В эти годы в школе была создана и успешно работала школьная киностудия, на которой сами ученики снимали фильмы о школе и о себе.

Много интересного вспомнили выпускники о замечательных праздниках, проводимых в школе. Это и День Знаний, и многочисленные спортивные соревнования, игра «Зарница», Вахта на Посту № 1, походы в лес, туристические поездки.

В школе была создана своеобразная «Экономическая игра», в которую включились, практически все ученики.

В баллах оценивался каждый поступок, совершенных учеником на благо школы, и его учебная деятельности и внеклассная. А по итогам года – лучшим вручали ценные призы (призы были действительно хорошими, находили спонсорскую помощь). Поэтому, например, когда необходимо было почистить снег или сделать что-то нужное для школы, вытраивалась целая очередь из желающих.

А в целом, школьная жизнь была интересной и разнообразной.

Воспоминания выпускников 90-х гг.

Выпускники 90-х годов, заходя в школу, в первую очередь, отмечают, что стены в школе, стали однотонными. В годы их учебы, практически все стены школы были разрисованы причудливыми рисунками. В начальной школе – героями сказок, остальные стены – пейзажами (лесными, речными, морскими). Возникало ощущение, что попал в сказочную страну.

От этих «росписей» в настоящее время, остались только рисунки над главной лестницей на первом этаже.

В 90-е годы, тяжелые, для всей нашей страны, жизнь в школе не стала менее интересной. Возможно, кабинеты и не оснащались новой мебелью, учебными пособиями. Но школа продолжала развиваться, не останавливаясь ни на минуту. Проходили открытые уроки и мероприятия для учителей из других школ и городов. Активное участие в их подготовке принимали сами ученики.

Активно работала театральная студия. Спектакли ставились самые разные – от детских сказок, до, серьезных классических. Брались за сложную военную тему. И всегда спектакли были интересными и имели большой успех.

Начинало активно формироваться детское самоуправление в школе.

По-прежнему, проводились традиционные общешкольные праздники.

И не смотря, на то, что 90-е годы стали не простым испытанием, для всей нашей страны, школа его достойно выдержала.

Воспоминания выпускников XXI века.

В воспоминаниях выпускников XXI века, мне все было очень близко, ведь они учились в одно время со мной, и видели школу, такой, кокой вижу ее я. Мне было очень интересно сравнивать их воспоминания и мое впечатление от нашей школы с воспоминаниями выпускников 80-х и 90-х гг. XX века. И здесь уже была видна существенная разница.

В школе XXI века, все происходит очень быстро. В наши уроки и внеклассные мероприятия активно вошла современная техника. Во многих классах установлены компьютеры, почти во всех телевизоры, DVD-проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны. Появились в школе интерактивные доски, с ними очень интересно учиться. Теперь, при подготовке к праздникам мы поем под минусовки, делаем презентации к праздникам и урокам. Даже школьный звонок стал теперь электронным и может «петь» разными «голосами».

В процессе работы мне удалось собрать много самых разных воспоминаний выпускников и учителей, и я постаралась, выделить особенности, характерные для каждого из десятилетий существования нашей школы.

3. В преддверии юбилея. Перспективы развития 17 школы.

В преддверии 25-летнего юбилея, который мы отметим в 2009 году, можно с уверенностью сказать, что школа преображается. Кабинеты оснащаются новой мебелью и современной техникой.

В школьных кабинетах и коридорах уютно. Актовый зал стал по-настоящему современным.

Мне было очень интересно собирать воспоминания о школе, и представлять себе, какой она была когда-то, видеть, как она изменилась.

Мне захотелось представить, себе кокой моя школа может стать в будущем.

Так возникла идея попытаться составить проект школы будущего, и назвать мне ее захотелось «Планета детства».

Итак…

Первые изменения будут видны уже при подходе к школе. Вся пришкольная территория разбита на красивые ровные аллеи, но аллеи не простые – они посажены учениками школы. Каждый выпускной классы высаживает несколько деревьев. Между аллеями создана площадка для игр – там можно отдохнуть после уроков.

Перед школой – удивительной красоты цветники.

Мы приближаемся к крыльцу школы. Крыльцо оснащено пандусом, потому что в школе будущего, не делают различий между детьми с разными физическими возможностями. Входим в просторное здание школы – вход строго по пропускам. Кругом светло и много цветов.

В учебных кабинетах все по последнему слову техники. У каждого учащегося персональный компьютер, стена перед учащимися, где должна висеть традиционная доска, представляет собой большую плазменную панель, с множеством необходимых функций.

Актовый зал похож на театральный зал. Сцена с кулисами и занавесом, правильная акустика, в зрительном зале – удобные мягкие кресла. Ряды кресел расположены с постепенным возвышением.

Столовая, очень уютная, напоминающая кафе. Здесь на перемене можно спокойно отдохнуть. Так как столовая очень просторная, места хватает всем желающим.

Школьная библиотека, оснащена компьютерами и небольшой типографией (для выпуска школьной галеты и сборников творческих и научных работ учащихся). В общинных, постоянно пополняемых фондах школьной библиотеки, всегда найдется именно то, что необходимо.

В школьном музее, теперь уже три зала. Один из залов оснащен всем необходимым для проведения виртуальных экскурсий.

О школе будущего, можно фантазировать и писать еще очень много. Очень хочется верить в том, что все наши мечты, в недалеком будущем станут осуществимыми.

И возможно, когда лет через 30, после окончания мною школы, такой же, как я сейчас, член Актива музея школы № 17, обратится ко мне с просьбой поделиться своими воспоминаниями о моих школьных годах, я с удивлением увижу, что проект моей школы будущего осуществился. И школа стала такой, о какой я даже не могла и мечтать.

Заключение.

В жизни каждого из нас школа играет огромную роль. В школе мы находим настоящих друзей, учимся общаться со сверстниками и взрослыми, приобретаем новые знания и просто взрослеем.

Изучать историю родной школы интересное и нужное занятие.

Изучая историю школы, мы учимся изучать историю города, страны, она становится понятнее и ближе.

Перед началом работы, мною была поставлена следующая цель: исследовать историю развития школы № 17, через изучение воспоминаний людей, связавших свою жизнь со школой на разных этапах ее становления.

Данную цель можно было достичь, решив следующие задачи:

- собрать и исследовать воспоминания выпускников школы № 17.

- собрать и исследовать воспоминания учителей школы № 17, много лет отдавших родной школе.

- изучить возможные перспективы развития школы № 17 и создать проект школы будущего.

В процессе работы над исследованием я обращалась за помощью в сборе информации к фондам школьного музея и к фондам Новосибирского Городского архива.

После окончания работы над исследованием, в заключении, хотелось бы отметить, изучив воспоминания учителей и выпускников, стало возможным проследить живую историю становления и развития школы № 17 и попытаться заглянуть в ее будущее.

Список использованных источников.

  1. Фотоматериалы их фондов «Музея истории и развития МБОУ СОШ № 17»

  2. Воспоминания И.А. Дягилевой, зам. директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 17.

  3. Воспоминания Н.А. Васильевой, выпускнице 1988 года, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 17.

  4. Воспоминания К.А. Шипулиной, выпускницы 1997 года, учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 17.

  5. Воспоминания Н.В. Толочко, учителя математики МБОУ СОШ № 17.

  6. Воспоминания А.М. Блескиной, учителя физической культуры МБОУ СОШ № 17.

  7. Воспоминания А. Чуб, выпускника 1887 года.

  8. Воспоминания О. Савоськиной, выпускницы 2007 года.

  9. Материалы Новосибирского городского архива.

  10. Летопись школы № 17.

  11. Экспонаты «Музея истории и развития МБОУ СОШ № 17»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Воспоминания о Ю. Тынянове

    Документ
    Гацерелиа. Встречи в Тбилиси В. М. Эйхенбаум. Творчество Ю. Тынянова Б. Томашевский. Дарование литературоведа Н. Степанов. Замыслы и планы П.
  2. Учебное пособие содержит правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний,

    Учебное пособие
    Айзман Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] : [для пед. спец. высш. и сред. учеб. заведений] / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М.
  3. Исследование развития научных понятий в детском возрасте 171

    Исследование
    Пятое издание главной книги Л.С.Выготского (1896-1934)» принесшей ему посмертную мировую славу, воспроизводит первое (1934) издание. Восстановлены купюры, сделанные во втором (1956) и третьем (1982) изданиях, исправлены некоторые
  4. «духовно-нравственный путь развития россии»

    Документ
    Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический вып. №8 / Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений «Духовно-нравственный путь развития России» (27-28 апреля 2009 г.
  5. Л. С. Васильев История Востока Предисловие Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, - это дополненный и переработанный курс лекций

    Курс лекций
    Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, – это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ.

Другие похожие документы..