Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Что могут думать об Обломове окружающие его люди? Конечно же, все будут его видеть разным, но, скорее всего, их мнения не сильно будут отличаться. По...полностью>>
'Документ'
141. Поспелов В.И., Стальнов В.С. Содружественная аккомодация глаз при дисбинокулярной амблиопии – Сибирское медицинское обозрение. – Красноярск, 200...полностью>>
'Статья'
«Третий пол» от Ричарда Тотмана. Катои – ледибои Таиланда. Содержание Введение Глава 1. Школа Nithi. Глава 2. Университет Чианг Мая Глава 3. Биологиче...полностью>>
'Документ'
Но не к тому обывательскому стаду, которое пасется у своих телевизоров, которое верит кому угодно – Кашпировскому, «свидетелям Иеговы», даже Путину, ...полностью>>

Главная > Рабочая программа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА в г. Вязьме

Утверждено

на заседании кафедры ЕНТД

Протокол № от 2005г.

Заведующий кафедрой ЕНТД

__________ к.т.н. В.Г.Осипян

«_____»_______________2005г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: « Теория систем и системный анализ »

Специальность: 351400 «Прикладная информатика в экономике»

отделение: очное

Составитель: Ким М.Ш.

2005 г.

Автор методического пособия: Ким М. Ш., старший преподаватель
Рецензенты: к.э.н. Кораблева Г.В.

тираж - 100 экз.

Издательство – РИЦ ВФ МГИУ

Место издания – г.Вязьма, ул.Просвещения, д.6а

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 4

2. Примерный тематический план 5

3. Рабочая программа 5

4. Методические указания по выполнению практических работ и подготовки к семинарским занятиям. 7

5. Темы рефератов. 9

6. Основные положения по оформлению реферата 10

7. Вопросы к зачету. 11

8. Литература 12

Приложение 1 13

1. Пояснительная записка

В ряду исследований в области методологии особое место занимает системный подход и в целом "системное движение".

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.

Целью дисциплины «Теория систем и системный анализ» является научить студентов основам анализа и разработки систем организационного управления.

В курсе «Теория систем и системный анализ» студентам предлагается изучить, что такое система, каковы закономерности ее функционирования и развития, методы моделирования систем, в чем заключается информационный подход к анализу систем, закономерности целеобразования, принципы разработки аналитических экономико-математических моделей, основные этапы разработки (корректировки) организационной структуры, особенности системного анализа при организации производства и проектирования сложных технических комплексов.

Успешное изучение студентами дисциплины «Теория систем и системный анализ» позволит им в дальнейшем быстрее и легче изучить такие - дисциплины как «Теория экономических информационных систем», «Экономико-математическое моделирование в производственном менеджменте», «Проектирование экономических информационных систем» и др.

2. Примерный тематический план

Тема

Количество часов

Всего

В том числе

Лк

Сем. и Пр.

СРиЗ

Тема 1. Системы и закономерности их функционирования и развития.

4

2

2

2

Тема 2. Методы и модели теории систем и системного анализа.

11

3

4

4

Тема 3. Информационный подход к анализу систем.

2

2

-

-

Тема 4. Методика системного анализа целей.

12

2

4

2

Тема 5. Разработка и развитие систем организационного управления.

4

2

-

2

Тема 6. Методы организации сложных экспертиз.

11

2

4

4

Тема 7. Информационное моделирование производственных систем.

6

2

3

4

Тема 8. Информационные системы.

2

2

-

-

Итого:

52

17

17

18

3. Рабочая программа

Тема 1. Системы и закономерности их функционирования и развития.

Определение системы. Развитие определения системы. Система и среда. Понятия, характеризующие строение и функционирование систем. Виды и формы представления структур. Классификация систем. Закономерности систем: закономерности взаимодействия части и целого; закономерности иерархической упорядоченности; закономерности функционирования и развития; закономерности осуществимости.

Закономерности целеобразования: закономерности возникновения и формулирования целей; закономерности формирования структур целей.

Практическая работа №1. Проведение системного анализа ситуации «Кораблекрушение».

Тема 2. Методы и модели теории систем и системного анализа.

Классификация методов моделирования: методы формализованного представления систем (аналитические, статистические, теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические, графические, комплексированные методы); методы направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов (методы типа «мозговой атаки», «Дельфи», «сценариев»; методы экспертных оценок, методы структуризации, морфологический подход, метод решающих матриц).

Специальные методы моделирования систем: имитационное моделирование, ситуационное моделирование, структурно-лингвистическое моделирование, теория информационного поля и информационных цепей, подход «проблемных ситуаций».

Понятие о методике системного анализа. Этапы методик системного анализа: по С. Опнеру, по Э. Квейду, по С. Янгу, по Е. П. Голубкову, по Ю. И. Черняку.

Практическая работа №2. Построение структуры некоторой системы: описание типовых представлений и анализ закономерностей.

Тема 3. Информационный подход к анализу систем.

Теория информационного поля. Материальное единство мира. Адекватность отражения. Теорема Гаусса. Логическая информация и логическая связь. Дискретные информационные модели. Диалектика части и целого.

Тема 4. Методика системного анализа целей.

Формулирование цели при управлении развивающимися системами. Первые методики системного анализа целей: методика ПАТТЕРН.

Философские концепции системы: методика двойственного определения системы; методика, учитывающая среду и целеполагание; методика концепции деятельности; методика структуризации целей.

Основы оценки сложных систем. Основные типы шкал измерения. Обработка характеристик, измеренных в разных шкалах. Показатели и критерии оценки систем. Методы качественного оценивания систем. Методы количественного оценивания систем. Анализ целей и функций в сложных многоуровневых системах. Автоматизация процесса формирования и оценки структур целей и функций.

Практическая работа №3. Разработка системных характеристик некоторой системы и критериев их оценки.

Тема 5. Разработка и развитие систем организационного управления.

Анализ факторов, влияющих на создание и функционирование предприятия (организации). Анализ целей и функций системы управления предприятием (организацией). Разработка (корректировка) организационной структуры предприятия (организации). Система нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией).

Тема 6. Методы организации сложных экспертиз.

Модификация метода решающих матриц. Методы организации сложных экспертиз, базирующихся на использовании информационного подхода. Организация сложных экспертиз, как основа маркетинга сложных технических комплексов. Подход к оценке инвестиционных проектов.

Практическая работа №4. Проведение сложной экспертизы некоторой системы: разработка анкеты, подбор экспертной группы, проведение экспертизы, оценка согласованности мнений.

Тема 7. Информационное моделирование производственных систем.

Модели постепенной формализации задач при организации технологических процессов производства и управления. Модель общей задачи принятия решений. Модель функции контроля. Модель функции планирования. Модель функции оперативного управления. Степень соответствия решений состояниям объекта.

Семинарское занятие: «Информационное моделирование основных функций организационно-технического управления».

Тема 8. Информационные системы.

Информационные ресурсы системы. Понятие информационной системы. Применение системного анализа при разработке автоматизированных информационных систем. Информационная инфраструктура.

4. Методические указания по выполнению практических работ и подготовки к семинарским занятиям.

По каждой практической работе студент оформляет отчет и защищает работу. Оформление результатов выполнения практической работы проводиться в ученической тетради.

Практическая №1. Проведение системного анализа ситуации «Брак на производстве».

Цель работы: Развитие навыков аналитического мышления и использования системного подхода в оценке проблемной ситуации.

Задание: Характеристика ситуации:

Производственное предприятие производит комплектующие детали для производства прачечного оборудования. Анализ деятельности за 3 года показал, что наблюдается стабильный рост бракованной продукции.

В связи с этим было назначено совещание руководителе служб предприятия: бухгалтерия, ОМТС, плановый отдел, отдел сбыта, отдел главного технолога, отдел кадров, главный инженер и др.

В ходе совещания должнен быть принят план решений по снижению брака на производстве.

Предварительный анализ проблемы позволил выявить факторы, которые могли оказать то или иное влияеие на возникновение брака:

  1. низкая квалификация рабочих;

  2. нарушения в осуществлении операций технологического процесса;

  3. плохие условия труда;

  4. низкая заработная плата;

  5. отсутсвие необходимого инструментария;

  6. нарушения ТБ;

  7. низкое материальное положение работников;

  8. отдаленность сырьевой базы;

  9. высокий уровень цен на материалы;

  10. недостаточное качество сырья;

  11. плохое состояние складских помещений;

Необходимо:

  1. Ранжировать факторы по уровню значимости;

  2. Определить варианты решения проблеммной ситуации с помощью управления функциональными подсистемами;

  3. Наметить основные задачи обеспечения снижения уровня брака в ближайшем квартале (предполагается, что руководителями и специалистами предприятия являются студенты группы).

Практическая №2. Построение структуры объекта исследования: описание типовых представлений и анализ закономерностей.

Цель работы: Развитие навыков моделирования системы и формулирование цели при управлении развивающимися системами.

Задание:

  1. Описать структуру объекта исследования, функциональные компоненты и их взаимосвязи, используя методологию системного анализа.

  2. Провести верификацию свойств и закономерностей построенной структуры.

Примерный перечень вариантов объекта исследования:

  1. процесс обучения в ВУЗе;

  2. студенческая группа;

  3. процесс сдачи сессии;

  4. процесс выполнения курсовой работы;

  5. компьютер;

  6. семья;

  7. ВУЗ;

  8. фирма (предприятие, организация);

  9. технологический процесс (изготовление чего-либо по выбору студента);

  10. компьютерная сеть;

  11. процесс выполнения лабораторной работы;

  12. проблемная ситуация (по выбору студента);

  13. процесс изучения дисциплины;

  14. процесс покупки товара.

  15. процесс организации культ-массового мероприятия.

Практическая №3. Разработка системных характеристик некоторой системы и критериев их оценки.

Цель работы: Развитие навыков количественного и качественного оценивания систем.

Задание: На основе результатов практической работы №2 необходимо определить критерии оценки эффективности работы созданной системы и разработать систему качественных и количественных показателей, характеризующих объект исследования. По каждому показателю провести анализ возможных изменений.

Практическая №4. Проведение сложной экспертизы функциональной подсистемы: разработка анкеты, подбор экспертной группы, проведение экспертизы, оценка согласованности мнений.

Цель работы: Развитие навыков организации и проведения системных исследований систем.

Задание: На основе результатов практической работы №3 необходимо разработать программу экспертного оценивания разработанной системы. Для этого:

    • по каждому показателю, характеризующему систему, разработать оценочную шкалу;

    • разработать анкету;

    • подобрать группу экспертов и провести экспертное анкетирование;

    • провести анализ результатов и сделать выводы

Семинарское занятие: «Информационное моделирование основных функций организационно-технического управления».

Вопросы к обсуждению:

  1. Понятие системы и свойства сложных систем.

  2. Содержательное описание функций управления.

  3. Структура внутренней среды системы организационно-технического управления.

  4. Структура внешней среды системы организационно-технического управления.

  5. Система нормативно-методического обеспечения управления предприятием.

  6. Защита рефератов.

Самостоятельная работа студентов предусматривает самостоятельное изучение некоторых тем, указанных в рабочей программе, и написание реферата. Вариант темы реферата согласовывается с преподавателем.

5. Темы рефератов.

  1. Роль системного подхода в практической деятельности людей.

  2. Автоматизация процесса формирования и оценки структур целей и функций.

  3. Анализ факторов, влияющих на создание и функционирование предприятия (организации).
  4. Анализ целей и функций системы управления предприятием (организацией).
  5. Система нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией).
  6. Подход к оценке инвестиционных проектов.

  7. Модели постепенной формализации задач при организации технологических процессов производства и управления.

  8. Системный подход к управлению.

  9. Кибернетическое моделирование.

  10. Применение системного анализа при управлении проектами сложных технических комплексов.

  11. Информационные ресурсы экономической системы предприятия.

  12. Применение системного анализа при разработке автоматизированных информационных систем.

  13. Информационная инфраструктура.

  14. Методы количественного оценивания систем.

  15. Методы качественного оценивания систем.

  16. Способы измерения компьютерных систем.

  17. Системный подход к управлению.

  18. Показатели и критерии оценки систем.

  19. Теория дискретного управления для анализа экономических систем.

  20. Информационное моделирование производственных систем.

  21. Возникновение и развитие системных идей.

  22. Жизненный путь системы.

  23. Технологический аспект аналитической деятельности.

  24. Модели сложных систем.

  25. Системный подход в оценке качества управления.

Выполненный реферат студент направляет на проверку (при необходимости дорабатывает) и получает допуск к защите. Для защиты готовиться доклад на 5-7 минут.

6. Основные положения по оформлению реферата

Работа должна быть выполнена машинописным текстом на листах формата А4.Титульный лист оформляется в соответствии с Приложении 1. На нем указать в соответствии с требованиями нормоконтроля выходные данные ВУЗа, специальность, курс, группу, шифр зачетной книжки, полностью фамилию, имя, отчество студента и преподавателя.

При оформлении должны соблюдаться поля:

слева - 30-35мм, справа –5-10мм, сверху – 15-20мм, снизу – 20-25мм.

Шрифт – 14; межстрочный интервал – 1,5; стиль – Times New Roman.

При нумерации страниц необходимо учитывать титульный лист.

Нумерация разделов и подпунктов производится только арабскими цифрами.

Сокращения слов не допускаются, кроме общепринятых.

Таблицы и рисунки должны иметь название и соответствующий номер (арабскими цифрами), который состоит, как правило, из номера раздела и порядкового номера таблицы (рисунка) внутри раздела, например, рис.1.2., табл.2.3. Они должны иметь ссылки в тексте, которые при необходимости сопровождаются краткими пояснениями.

Формулы также должны иметь номер, который проставляется в круглых скобках справа от нее и состоит, как правило, из номера раздела и порядкового номера формулы внутри раздела. Смысл и значение всех входящих в формулы элементов должны быть расшифрованы либо в предшествующем тексте, либо в экспликации (т.е. раскрыты условные обозначения), непосредственно следующей за формулой.

В тексте, также должны быть ссылки литературные источники в квадратных скобках […], например, [4].

7. Вопросы к зачету.

  1. Определение системы. Развитие определения системы.

  2. Система и среда.

  3. Понятия, характеризующие строение и функционирование систем.

  4. Виды и формы представления структур.

  5. Классификация систем.

  6. Классификация систем по сложности.

  7. Классификация систем по организованности.

  8. Закономерности систем: закономерности взаимодействия части и целого.

  9. Закономерности систем: закономерности иерархической упорядоченности.

  10. Закономерности систем: закономерности функционирования и развития.

  11. Закономерности систем: закономерности осуществимости.

  12. Закономерности целеобразования.

  13. Классификация методов моделирования.

  14. Методы формализованного представления систем.

  15. Методы направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов.

  16. Специальные методы моделирования систем

  17. Понятие о методике системного анализа. Основные этапы.

  18. Теория информационного поля.

  19. Дискретные информационные модели.

  20. Диалектика части и целого.

  21. Формулирование цели при управлении развивающимися системами.

  22. Первые методики системного анализа целей.

  23. Философские концепции системы.

  24. Методики структуризации целей.

  25. Анализ целей и функций в сложных многоуровневых системах.

  26. Анализ целей и функций системы управления предприятием (организацией).
  27. Разработка (корректировка) организационной структуры предприятия (организации).
  28. Система нормативно-методического обеспечения управления предприятием (организацией).
  29. Модификация метода решающих матриц.

  30. Методы организации сложных экспертиз, базирующихся на использовании информационного подхода.

  31. Организация сложных экспертиз, как основа маркетинга сложных технических комплексов.

  32. Кибернетическое моделирование.

  33. Модели постепенной формализации задач при организации технологических процессов производства и управления.

  34. Модели основных функций организационно-технического управления.

  35. Применение морфологического подхода при принятии плановых решений в условиях позаказной системы производства.

  36. Применение системного анализа при управлении проектами сложных технических комплексов.

  37. Информационные ресурсы системы.

  38. Понятие информационной системы.

  39. Применение системного анализа при разработке автоматизированных информационных систем.

  40. Информационная инфраструктура.

8. Литература

Основная литература:

1. Анфилатов В.с. и другие. Системный анализ в управлении: Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: учебник для студентов вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп.- СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.

Дополнительная литература:

1.Богатко А.Н. Система управления развитием предприятия (СУПР). – М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – г. Железнодорожный Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997.

3. Жариков О.Н. и др. Системный подход к управлению: уч. пос. для вузов/ под ред. В.А. Персианова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

4.Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: уч. пос. – СПб.: Изд.дом «Бизнес - пресса», 2000.

5. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: уч. пос. – К.: МАУП, 2003.

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

в г. Вязьме

Реферат

Тема:

Дисциплина: «Теория систем и системный анализ»

Специальность: 351400 «Прикладная информатика в экономике»

Группа:

Шифр:

Студент:

Преподаватель:

200_ г.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа по дисциплине: " Теория вероятностей и математическая статистика " Для специальности 060500 "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит"

    Программа
    Теория вероятностей является одной из важнейших и необходимых составных частей матема­тики. В то же время сама история появления и развития этой своеобразной дисциплины ста­вит её на совершенно особое место в ряду математических наук.
  2. Министерство образования и науки РФ (1)

    Документ
    выявление учащихся 9-11-х классов школ Вяземского района, наиболее полно освоивших курс школьной математики и демонстрирующих глубокие знания и умения;

Другие похожие документы..