Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Масштаби та особливості негативної дії небезпечних факторів у природній сфері визначаються особливостями окремих територій, несприятливими наслідками...полностью>>
'Документ'
3.3. Выдача удостоверения инвалида о праве на льготы для инвалидов боевых действий на территории других государств, а также граждан, в том числе уволе...полностью>>
'Документ'
Програму зовнішнього незалежного оцінювання зі світової літератури (далі – програма ЗНО) розроблено з урахуванням чинних програм зі світової літерату...полностью>>
'Документ'
Технологію FTP (File Transfer Protocol, або «Протокол передачі даних») було розроблено в рамках проекту ARPA. Вона призначена для обміну великими об'є...полностью>>

Главная > Учебно-методический комплекс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки рф

Пензенский государственный университет имени В.Г. Белинского

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ РОССИИ»

НАПРАВЛЕНИЕ 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

по профилю подготовки № 050401 – История

Степень (квалификация) – бакалавр

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО образования

Пенза – 2010

министрество образования и науки рф
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

ПРИНЯТО

на заседании Ученого совета

исторического факультета наименование факультета

Протокол заседания Ученого совета

факультета

№ 4 от «22» декабря 2010 г.

Декан факультета Ягов О.В.

подпись Ф.И.О.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Пятин М.А.

подпись Ф.И.О.

«___»_____________2011 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

история россии

НАПРАВЛЕНИЕ 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

по профилю подготовки № 050401 – История

Степень (квалификация) – бакалавр

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО образования

Исторический факультет

Кафедра новейшей истории России и краеведения

Кафедра отечественной истории и методики преподавания истории

Пенза – 2010

1. Квалификационные требования

  1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр социально-экономического обра­зования по профилю подготовки № 050401 – История.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник, получающий степень (квалификация) бакалавра социально-экономического образования, должен быть готов к осуществлению обучения и воспитания с учетом специфики преподаваемого предмета; к широкой профессиональной деятельности, требующей общих соци­ально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории, основ обществознания, экономики и права в образовательных учреждениях, а также к продолжению науч­ного образования по одному из избранных профилей; способствовать социализации и формиро­ванию общей культуры личности; владеть теоретическими знаниями и разнообразными метода­ми, приемами и средствами обучения, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, со­ответствующей требованиям государственного образовательного стандарта; способствовать осознанному выбору учащимися последующих образовательных программ; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ре­бенка, осуществлять связь с родителями (или лицами их заменяющими), выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе. Бака­лавр социально-экономического образования должен знать структуру системы образования, функции и взаимосвязь образовательных учреждений различных видов и уровней, основные нормативные и законодательные акты, регистрирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных и воспитательных учреждений.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Фе­дерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ре­бенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогиче­ских, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, методику преподавания предмета и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по направлению 050400.62 Социально-экономическое образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различ­ного типа по следующим видам профессиональной деятельности:

– научно-исследовательская;

– организационно-воспитательная;

– преподавательская;

– коррекционно-развивающая;

– культурно-просветительская.

2.Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «История России» (Дисциплины профильной подготовки. ДПП.05)

Предмет истории России и его место в системе гуманитарных и общеисторических дисциплин. Значение курса отечественной истории в процессе гражданского воспитания, формирования общей культуры и профессиональной подготовки преподавателя истории.

Единое Российское государство в XVI–XVII вв. Экономические, политические, социальные и культурные процессы. Территориальный рост русского государства. Становление сословно-представительной монархии. Смутное время. Зарождение и развитие абсолютизма в России.

Российская империя в XVIII–XIX вв. Завершение формирования многонационального государства территории, решение геополитических задач.

Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней и внешней политики. Создание Российской империи. Просвещенный абсолютизм. Противостояние консервативных, либеральных и демократических тенденций в первой половине XIX века. Официальная идеология и общественная жизнь. Россия и европейское сообщество, участие России в войнах с Наполеоном.

Отмена крепостного права. Буржуазные реформы. Развитие рыночных отношений и капитализма в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Демократическое, рабочее и революционное движение. Международное положение Российской империи во второй половине XIX в.

Власть и общество на рубеже XIX и ХХ веков. Русско-японская война и революция 1905–1907 гг. Думская монархия. Возникновение и эволюция российского парламентаризма. Мировое значение русской культуры.

Социально-экономическое и политическое положение России к 1917 г. Российская революция 1917 г. Становление советской государственности. Советская страна в период гражданской войны и интервенции. Политика «военного коммунизма».

Переход от войны к миру. НЭП. Образование СССР. Модернизация советского общества в 1920-х – 1930-х гг.: индустриализация, коллективизация, политические репрессии, изменения в области идеологии и культуры.

СССР накануне и в годы второй мировой войны. Выдающийся вклад народов СССР в победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией. Послевоенное восстановление народного хозяйства и эволюция политического режима. Политические и экономические преобразования 1950-х годов и их результаты. Социальное и культурное развитие советского общества в 1950–начале 1960-х годов. Противоречивость социально-экономического развития страны в 19690 – 1980-е годы. Углубление политической дестабилизации советского общества и кризис власти в условиях перестройки. Развал СССР и формирование новой государственности в России.

Нарастание кризиса советской системы. СССР в период перестройки. «Августовская революция» 1991 г. Распад СССР. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности. Россия в условиях радикального реформирования. Российская внешняя политика в новой геополитической ситуации. Культура, наука и система образования современной России.

3. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

– сформировать у студентов целостное представление о политическом, социально-экономическом и культурном развитии страны, показать единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, на примере отечественной истории выявить действие общих законов общественного развития.

Задачи дисциплины:

– воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

– развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

– освоение систематизированных знаний по истории России, формирование целостного представления о месте и роли отечественной истории во всемирно-историческом процессе;

– овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

– формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина «История России» входит в цикл дисциплин профильной подготовки и формирует у студентов научные представления о развитии нашей страны в период существования первобытнообщинного строя, эпохи феодализма, капитализма, социализма и на современном этапе.

5. Распределение времени, отведенного на изучение дисциплины «История России» по учебному плану

Форма учебной работы

Форма обучения

заочная

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

7 семестр

8 семестр

9 семестр

Общая трудоемкость, всего часов

78

76

72

72

70

74

78

Аудиторные занятия (АЗ)

24

22

12

12

16

14

24

Лекции (Л)

16

14

8

8

10

8

14

Практические занятия (ПЗ)

8

8

4

4

6

6

10

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа (СЗ)

54

54

60

60

54

60

54

Контрольная работа

+

+

+

+

+

Курсовая работа

+

+

Компьютерное тестирование

Форма итогового контроля

Экзамен

Зачет

Экзамен

Зачет

Экзамен

Зачет

Экзамен

6. Тематический план дисциплины «История России»

III семестр

п/п

Наименование разделов и тем

заочное отделение

АЗ

СР

Л

ПЗ

1

2

3

4

5

1

Введение в курс «История России».

2

2

Проблема образования единого Российского государства.

4

4

10

3

Россия в XVI веке: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

4

10

4

Россия в эпоху «Великой смуты » (к. XVI – начало XVII веков). Историография смуты.

2

10

5

Россия в XVII веке: экономическое, политическое, социальное развитие.

2

10

6

Внешняя политика России в XVII веке.

4

10

7

Особенности развития культуры России в XVII веке.

2

4

Итого часов

16

8

54

Всего

78

IV семестр

8

Основные события в стране на рубеже XVIIXVIII веков.

10

9

Основные направления исторической науки о петровских преобразованиях в России.

2

10

Преобразования Петра I в области экономики и органов управления. Социальная и внешняя политика.

2

4

11

Основные направления и достижения отечественной культуры в первой четверти XVIII века.

2

2

12

Вопросы внутренней и внешней политики России во второй четверти XVIII века, правителей эпохи дворцовых переворотов.

2

10

13

Культура России во второй четверти XVIII века.

2

2

14

Правление Екатерины II, эпоха «просвещенного абсолютизма».

2

2

10

15

Основные направления внутренней и внешней политики Павла I.

10

16

Культура России второй половины XVIII века.

2

2

10

Итого часов

14

8

54

Всего

76

V семестр

17

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. Территория, население страны, состояние сельского хозяйства и промышленности, развитие рынка, транспорта, кризис феодально-крепостнической системы в 30-50-х гг. как особый этап разложения феодализма.

2

10

18

Внутренняя политика России в первой четверти XIX века.

10

19

Основные направления и задачи внешней политики России в первой четверти XIX века; события Отечественной войны 1812 года и заграничные походы русской армии.

2

10

20

Движение декабристов (1814-1825 гг.). Предпосылки движения, первые тайные организации преддекабристского периода, декабристские организации (1816-1821 гг.), тайные общества (1821-1825 гг.).

2

5

21

Внутренняя политика России во второй четверти XIX века, реакционные и «уступочные» мероприятия Николая I.

2

5

22

Развитие общественной мысли и общественного движения в России во второй четверти XIX века.

2

5

23

Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX века.

2

10

24

Культура первой половины XIX века.

5

Итого часов

8

4

60

Всего

72

VI семестр

25

Историография и основные концепции истории России второй половины XIX - начала XX вв.

2

10

26

Отмена крепостного права и либеральные реформы. Социально-экономическое развитие России во второй половины XIX века.

2

2

10

27

Внешняя политика России во второй половины XIX века.

20

28

Идейная борьба и общественное движение в России второй половины XIX века.

2

2

10

29

Россия при Александре III.

2

10

Итого часов

8

4

60

Всего

72

VII семестр

30

Внутренняя и внешняя политика России в начале XX века.

2

10

31

Первая российская революция.

2

2

10

32

Политические партии и становление парламентских институтов в России в н. ХХ в.

2

2

10

33

Думская монархия и внешняя политика России в 1906 – 1914 гг.

14

34

Российская империя в Первой мировой войне (лето 1914 – февраль 1917 г.). Углубление общественно- политического кризиса.

2

2

10

35

Культура России второй половины XIX – начала ХХ вв.

2

Итого часов

10

6

54

Всего

70

VIII семестр

36

Политическая и социально-экономическая обстановка после Февральской революции. Двоевластие.

1

2

5

37

Развитие революционной ситуации с июля по октябрь 1917 г. Октябрьское вооруженное восстание.

1

5

38

Внутриполитическое и международное положение Советской России. Ноябрь 1917 – весна 1918 гг.

5

39

Причины и начало крупномасштабной Гражданской войны.

2

5

40

Завершение Гражданской войны и ее итоги. Политика «военного коммунизма».

1

10

41

НЭП и ее итоги.

1

5

42

Советская модель модернизации экономики страны. Индустриализация и ее итоги.

1

5

43

Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия.

1

5

44

Политическая система и государственное строительство в 1920–1930-е годы.

1

5

45

Идеология и советская культура в 1920-е – 1930-е годы.

2

5

46

Внешняя политика и международное положение СССР в 1920-е –1930-е гг.

1

5

Итого часов

8

6

60

Всего

74

IX семестр

47

Внешняя политика СССР в конце 1930-х гг.

4

48

Военно-политическое противостояние СССР и Германии. Великая Отечественная война.

2

2

5

49

Советский тыл в годы войны.

5

50

Экономика СССР в годы войны.

1

5

51

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

5

52

Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны.

5

53

Раскол мира и начальный этап «холодной войны».

1

5

54

СССР в условиях перехода от войны к миру (1945 – 1953 гг.).

1

2

55

СССР в годы хрущевских преобразований (1953 – 1964 гг.).

2

5

56

Социально-экономическое развитие СССР в 1960-х – начале 1980-х гг.

1

5

57

Советское общество в эпоху развитого социализма (1964 – начало 1980-х гг.).

1

2

58

СССР в 1985 – 1991 гг.: последняя попытка реанимации системы.

2

5

59

Россия на рубеже ХХ – ХХI вв.

1

2

60

Россия в системе международных отношений. 1992 – начало 2000-х гг.

1

5

61

Основные тенденции социокультурного развития России в 1980-х – начале 2000-х гг.

1

2

Итого часов

14

10

54

Всего

78

Итого часов за III-IX семестры

78

46

396

Всего

520



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии начала ХХ в. Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России начала ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История России. 1861 1917 гг.» для специальности 032600 «история» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Отечественная история» для исторических факультетов педагогических университетов подготовлен и ведется с учетом требований, вытекающих из профессиональной характеристики специалиста – учителя истории, и в соответствии с новыми учебными планами.
  3. Учебно-методический комплекс По дисциплине «История экономических учений» Выписка из гос впо

    Учебно-методический комплекс
    особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Казахстана» для неисторических специальностей Костанай, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлена доктором исторических наук, профессором Кузембайулы А., доктором исторических наук, профессором Абилем Е.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».

Другие похожие документы..